Научная статья на тему 'К вопросу о нормативном сопровождении порядка проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме'

К вопросу о нормативном сопровождении порядка проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заседание диссертационного совета / удаленный интерактивный режим / локальные нормативные акты вузов / тайное голосование / веб-конференции / информационные системы для проведения заседаний / dissertation council meeting / remote interactive mode / local regulations of universities / secret ballot / web conferences / information systems for meetings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Солдаткина Оксана Леонидовна

Введение: пандемия привела к трудностям при проведении заседаний диссертационных советов. В 2020 г. проблему удалось решить временными мерами, сегодня же возникла необходимость в постоянно действующем нормативном правовом акте, что и было сделано (постановление Правительства РФ от 20 марта 2021 г. № 426). Но за время пандемии у вузов уже успела сложиться своя практика проведения заседаний диссертационных советов в удаленной форме, и наработанный опыт может быть имплементирован при разработке унифицированных законодательных стандартов. Цель: поиск среди локальных нормативных актов вузов удачных конструкций, закрепляющих новые пути решения возникающих проблем и заслуживающих самого пристального внимания законодателя. Методологическая основа: общенаучные методы (анализ и синтез), используется также сравнительно-правовой метод. Результаты: путем сравнения различных норм и авторских выводов были даны рекомендации по следующим вопросам: дефиниция понятия «заседания в удаленном интерактивном режиме», урегулирование порядка идентификации членов диссертационного совета, присутствующих удаленно перед началом дистанционного заседания; регламентация процедуры голосования по вопросу присуждения ученой степени; варианты решения вопросов технических сбоев, возникающих при опосредованном аппаратными средствами удаленном присутствии членов ученого совета. Выводы: скорейшая унификация регламента проведения заседаний диссертационных советов в удаленной форме неизбежности, причем опорой указанной нормотворческой деятельности должен стать успешный опыт локального нормотворчества организаций, на базе которых действуют диссертационные советы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of regulatory support for the procedure for holding meetings of dissertation councils in a remote interactive form

Introduction: the pandemic has led to difficulties in holding dissertation council meetings. In 2020, the problem was solved with temporary measures, but today the need arose for a permanent normative legal act, which was done (Decree of the Government of the Russian Federation of March 20, 2021, No. 426). But during the pandemic, universities have already developed their own practice of holding meetings of dissertation councils in a remote form, and the experience gained can be implemented in the development of unified legislative standards. Objective: search among the local regulations of universities for successful designs that consolidate new ways to solve emerging problems and deserve the closest attention of the legislator in this regard. Methodology: general scientific methods (analysis and synthesis), the comparative legal method is also used. Results: by comparing various norms and author’s conclusions, recommendations were made on the following issues: definition of the concept of “remote interactive sessions”, regulation of the procedure for identifying members of the dissertation council, present remotely before the start of a remote session; regulation of the voting procedure on the issue of awarding an academic degree; options for resolving issues of technical failures arising from the remote presence of members of the Academic Council mediated by hardware. Conclusions: the earliest possible unification of the regulations for holding meetings of dissertation councils in a remote form of inevitability, and the support of this rule-making activity should be the successful experience of local rule-making of organizations on the basis of which the dissertation councils operate.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативном сопровождении порядка проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2021-4-59-66 УДК 342

А.Ю. Соколов, О.Л. Солдаткина

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ В УДАЛЕННОМ ИНТЕРАКТИВНОМ РЕЖИМЕ*

Введение: пандемия привела к трудностям при проведении заседаний диссертационных советов. В 2020 г. проблему удалось решить временными мерами, сегодня же возникла необходимость в постоянно действующем нормативном правовом акте, что и было сделано (постановление Правительства РФ от 20 марта 2021 г. № 426). Но за время пандемии у вузов уже успела сложиться своя практика проведения заседаний диссертационных советов в удаленной форме, и наработанный опыт может быть имплементирован при разработке унифицированных законодательных стандартов. Цель: поиск среди локальных нормативных актов вузов удачных конструкций, закрепляющих новые пути решения возникающих проблем и заслуживающих самого пристального внимания законодателя. Методологическая основа: общенаучные методы (анализ и синтез), используется также сравнительно-правовой метод. Результаты: путем сравнения различных норм и авторских выводов были даны рекомендации по следующим вопросам: дефиниция понятия «заседания в удаленном интерактивном режиме», урегулирование порядка идентификации членов диссертационного совета, присутствующих удаленно перед началом дистанционного заседания; регламентация процедуры голосования по вопросу присуждения ученой степени; варианты решения вопросов технических сбоев, возникающих при опосредованном аппаратными средствами удаленном присутствии членов ученого совета. Выводы: скорейшая унификация

© Соколов Александр Юрьевич, 2021 §,

Доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала (Институт государства и права ¡

Российской академии наук), заведующий кафедрой административного и муниципального права (Сара- е

товская государственная юридическая академия); e-mail: aysockolov@mail.ru и

© Солдаткина Оксана Леонидовна, 2021 •

Кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий (Са- 4

ратовская государственная юридическая академия); e-mail: buzum@mail.ru 1

© Sokolov Alexander Yurievich, 2021 22

Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov Branch (Institute of State and Law of the Russian Academy S

of Sciences), Head of the Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy) © Soldatkina Oksana Leonidovna, 2021

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Information Law and Digital Technologies (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено в рамках государственного задания «Обоснование подходов к совершенствованию правовых норм, обеспечивающих условия доступности информации, накопление и автоматизированную передачу сведений о функционировании субъектов государственной системы научной аттестации, дистанционные формы работы с применением информационно-коммуникационных технологий». 59

регламента проведения заседаний диссертационных советов в удаленной форме неизбежности, причем опорой указанной нормотворческой деятельности должен стать успешный опыт локального нормотворчества организаций, на базе которых действуют диссертационные советы.

Ключевые слова: заседание диссертационного совета, удаленный интерактивный режим, локальные нормативные акты вузов, тайное голосование, веб-конференции, информационные системы для проведения заседаний.

A.Yu. Sokolov, O.L. Soldatkina

ON THE QUESTION OF REGULATORY SUPPORT FOR THE PROCEDURE FOR HOLDING MEETINGS OF DISSERTATION COUNCILS IN A REMOTE INTERACTIVE FORM

Introduction: the pandemic has led to difficulties in holding dissertation council meetings. In 2020, the problem was solved with temporary measures, but today the need arose for a permanent normative legal act, which was done (Decree of the Government of the Russian Federation of March 20, 2021, No. 426). But during the pandemic, universities have already developed their own practice of holding meetings of dissertation councils in a remote form, and the experience gained can be implemented in the development of unified legislative standards. Objective: search among the local regulations of universities for successful designs that consolidate new ways to solve emerging problems and deserve the closest attention of the legislator in this regard. Methodology: general scientific methods (analysis and synthesis), the comparative legal method is also used. Results: by comparing various norms and author's conclusions, recommendations were made on the following issues: definition of the concept of "remote interactive sessions", regulation of the procedure for identifying members of the dissertation council, present remotely before the start of a remote session; regulation of the voting procedure on the issue of awarding an academic degree; options for resolving issues of technical failures arising from the remote presence of members of the Academic Council mediated by hardware. Conclusions: the earliest possible unification of the regulations for holding meetings of dissertation councils in a remote form of inevitability, and the support of this rule-making activity should be the successful experience of local rule-making of organizations on the basis of which the dissertation councils operate.

Key-words: dissertation council meeting, remote interactive mode, local regulations of universities, secret ballot, web conferences, information systems for meetings.

Пандемия и сопровождающие ее ограничительные меры вынудили специалистов многих областей (педагогов, медиков, юристов, научных работников и др.) спешно осваивать цифровые формы взаимодействия — особенно сильно это затронуло тех, кто осуществляет свою профессиональную деятельность посредством участия в работе различного рода заседаний. Трудности возникли также у диссертационных советов, где заседание является основной формой работы. В 2020 г. проблему удалось решить временными мерами, а именно, путем принятия Постановления Правительства РФ от 26 мая 2020 г. № 751 «Об особенностях проведения заседаний советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в период проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой ко-

ронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»1, фактически отдавшего решение данного вопроса (о заседаниях диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме) тем организациям, на базах которых действуют советы. Сегодня, когда стало понятно, что интерактивная форма стала нормой, возникла необходимость в постоянно действующем нормативном правовом акте, что и было сделано (см.: Постановление Правительства РФ от 20 марта 2021 г. № 426 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 751»2 (далее — Постановление № 426)).

Однако за время пандемии у многих диссертационных советов успела сложиться своя практика проведения заседаний в удаленном интерактивном режиме, в каждой организации разработаны свои организационные формы, техническое и нормативное (на уровне локальных актов) сопровождение. Указанный наработанный успешный опыт вполне может быть имплементирован при разработке унифицированных законодательных стандартов, разъяснений и рекомендаций федеральными органами власти.

Представляется, что при дистанционной форме проведения заседания совета по защите диссертаций с точки зрения технических возможностей компьютерной техники особое внимание необходимо уделить следующим вопросам.

Во-первых, нормативный акт должен содержать понятие «заседания в удаленном интерактивном режиме». Прилагательное удаленный трактуется, однозначно, как интерактивный, что предполагает наличие обратной связи и в случае заседаний достигается за счет постоянного аудиовизуального контакта (как в очном, так и в дистанционном режимах). То есть при проведении заседания диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме технические средства должны обеспечивать необходимые условия для непрерывного взаимодействия участников заседания с помощью средств, позволяющих установить и поддерживать аудиовизуальный контакт в режиме реального времени.

Во-вторых, необходимо урегулировать порядок идентификации членов диссертационного совета, присутствующих удаленно перед началом дистанционного заседания.

В-третьих, регламентация процедуры голосования по вопросу присуждения ученой степени должна учитывать технические и организационные особенности, затрагивающие идентификацию и аутентификацию членов диссертационного совета, ведения аудио-видео-фиксации и записи и др., а также обеспечивать достоверность результатов проводимого голосования.

В-четвертых, требуется предложить варианты решения вопросов технических сбоев, возникающих при опосредованном аппаратными средствами удаленном присутствии членов ученого совета (в основном речь идет о технических проблемах со связью во время заседания).

1 См.: Постановление Правительства РФ от 26 мая 2020 г. № 751 «Об особенностях проведения заседаний советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в период проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 22, ст. 3517.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 20 марта 2021 г. № 426 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 751» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 13, ч. II, ст. 2252. 61

Анализ локальных нормативных актов ведущих российских вузов1, регламентирующих процедуры проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме, показывает, что в большинстве своем существуют значительные пробелы правового регулирования по многим вопросам. Среди указанных нормативных актов вузов имеются удачные конструкции, закрепляющие новые пути решения возникающих проблем и заслуживающие самого пристального внимания законодателя.

1. Так как принятие рассмотренных локальных актов было обусловлено строгими ограничительными мероприятиями, в некоторых вузах заседанием с удаленным участием считалось заседание, проведенное в режиме видеоконфе-ренцсвязи (далее ВКС) на базе какой-либо платформы веб-конференций. В этом случае разрешалось присутствие практически всех участников заседания диссертационного совета (ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»). Однако большинство организаций пошли по другому пути: форма проведения заседания оставалась практически очной, а удаленное участие разрешалось 1-2 членам диссертационного совета (иногда — оппонентам).

Сегодня, при общем ослаблении уровня мер, связанных с пандемией, представляется целесообразным оставить в качестве основной очную форму проведения заседаний диссертационных советов, ограничив количество членов совета, присутствующих на заседании удаленно (не более половины членов совета). Иные лица, включая официальных и неофициальных оппонентов, также могут присутствовать в удаленном режиме.

Таким образом, предлагается считать заседание диссертационного совета проводимым в интерактивном режиме, если предполагается применение информационно-коммуникационных технологий, программных и технических средств, обеспечивающих опосредованное (дистанционное) участие членов совета, находящихся вне места проведения защиты, а также официальных оппонентов и иных лиц. При этом во всех организациях, независимо от выбранного подхода, основным требованием к присутствию членов диссертационного совета и оппонентов (в удаленном режиме) является непрерывный аудиовизуальный контакт между всеми участниками заседания, а также возможность ведения аудио-видео-записи заседания и передачи данных по информационным каналам, в том числе сети Интернет.

1 Изучено более 50 локальных нормативных актов, включая Приказ РУДН от 4 июня 2020 г. Ц № 326. URL: http://dissovet.rudn.ru/ (дата обращения: 16.05.2021); Положение о присуждении

0 ученых степеней в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». >g URL: https://www.hse.ru/docs/218589582.html (дата обращения: 16.05.2021); Приложение № 1 б к приказу РАНХиГС от «20» 09 2019 года № 02-1049. URL: https://www.ranepa.ru/aspirantura/ ¡5 dissertatsionnye-sovety/ (дата обращения: 16.05.2021); Положение о советах по защите диссер-§ таций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, " действующих в МФТИ на основании п. 3, ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной

1 научно-технической политике» (приказ от 4 июля 2018 г. № 908-1). URL: https://mipt.ru/docs/ i download.php?code=prikaz_758_1_ot_08_05_2019_ob_utverzhdenii_polozheniya_o_sovetakh_po_

zashchite_dissertatsiy_na_soisk (дата обращения: 16.05.2021); Порядок проведения заседаний собственных диссертационных советов ФГАОУ ВО СПбПУ по защитам диссертаций в удаленном интерактивном режиме. URL: https://www.spbstu.ru/upload/postgraduate/order-1135-31-07-20. pdf (дата обращения: 16.05.2021); Приказ от 28 сентября 2020 г. № 172-ОД «Об утверждении Регламента проведения заседаний диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования „Южный федеральный университет" в дистанционном режиме». URL: https://sfedu.ru/files/upload/ 62 sts/57801/%D0%9F172-%D0%9E%D0%94.pdf (дата обращения: 16.05.2021) и др.

Поскольку удаленное участие предполагает использование компьютерных средств, к нему нужна отдельная техническая подготовка, что, в свою очередь, вызывает необходимость принятия решения о проведении заседания с удаленным интерактивным участием членов диссертационного совета и иных лиц за несколько дней. Разумным видится подход, при котором члены диссертационного совета и иные лица (оппоненты) заранее выражают свое намерение об удаленной форме участия (например, в форме заявления, в котором также указываются обоснования невозможности присутствия в очной форме: служебная командировка, состояние здоровья и др.).

2. Неоднозначна в действующих локальных нормативных актах и процедура идентификации членов совета. В отдельных случаях вузы предлагают неординарные способы идентификации. Так, в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» в случае, если член диссертационного совета присутствует на заседании в удаленном интерактивном режиме, копия подписанного им явочного листа высылается на электронный адрес уполномоченного структурного подразделения Академии в день проведения заседания диссертационного совета и заверяется его председателем, а в ВШЭ подтверждение участия в заседании с помощью электронных средств коммуникации производится членами диссертационного совета по электронной почте.

Однако в целом варианты вполне стандартны, а среди предлагаемых способов идентификации указываются следующие:

а) идентификация посредством электронной регистрации (простая электронная подпись), чьи результаты по завершении процедуры голосования преоб- е разовываются в графический формат, подписываются электронной подписью и должностным лицом, ответственным за организацию работы совета; а

б) идентификация с использованием при регистрации личных электронных о подписей каждого члена диссертационного совета, участвующего в процедуре о голосования; о

с

в) визуальная идентификация/аутентификация, когда перед началом заседа- а ния для идентификации личности его участников ими демонстрируется доку- в

е

мент, удостоверяющий личность, который сравнивается с ранее присланными о документами. ю

_ Т5

Представляется разумным предоставить выбор средств идентификации орга- |

низациям, на базе которых действуют диссертационные советы, прописав реко- К

мендуемые варианты, ведь они апробированы и хорошо показали себя в работе. а

Думается, все эти варианты не являются оптимальными, что не способствуют |

стандартизации и унификации процесса проведения заседаний. Очевидно за- ии

конодателю стоит предусмотреть возможность идентификации и аутентифика- ¡§

ции средствами электронной регистрации с использованием Единой системы 1

авторизации и аутентификации. )

Существует также вариант идентификации путем сравнения изображения 11 члена диссертационного совета с Единой биометрической системой, но данный вариант требует серьезной законодательной, организационной и технической работы, что не всегда позволяет повсеместное применение.

3. Голосование по вопросу присвоения ученой степени в разных диссертационных советах во время пандемии проводилось по-разному: в открытом (ФГБОУ

ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ЮФУ) или тайном виде.

Регламентация процедуры тайного вида голосования не имеет особых различий и примерно одинакова во всех организациях. Тайное голосование проводится с использованием технических средств и/или электронных сервисов, доступ к которым предоставляется членам диссертационного совета, зарегистрированным в явочном листе.

Тем не менее имеются и исключения. В МФТИ, например, если один из участников диссертационного совета участвует в заседании в интерактивной форме, председатель диссертационного совета объявляет начало голосования такого участника после того, как все члены ученого совета, очно участвующие в заседании, завершат процедуру голосования. После этого аудио-видео-запись голосования приостанавливается, и все присутствующие, не входящие в состав диссертационного совета, кроме ученого секретаря, покидают помещение, в котором проводится защита. Член диссертационного совета, принимающий участие в работе совета интерактивно, устно оглашает свое решение. Его голос фиксируется в бюллетене специальной формы, демонстрируется голосующему участнику и заверяется подписями всех троих членов счетной комиссии, после чего бюллетень опускается в урну. Далее возобновляется запись и возвращаются все участники защиты. Такой вариант представляется неоднозначным, так как отсутствует унификация способов голосования и возможно возникновение спорных ситуаций: перерыв в аудио-видео-записи дает повод к подаче протестов, а само голосование, в данном случае, тайным, по сути, не является. Кроме того, я подобная форма может быть использована, если количество членов совета, уча? ствующих в заседании удаленно, не более одного.

а Приемлемым представляется вариант сохранения тайной формы голосования

| по присвоению ученой степени, которое должно проводиться на основе сервисов I для организации юридически значимых заседаний.

|| Предлагаемая формулировка положений требуемого федерального норматив-

I ного акта, может выглядеть следующим образом:

§ «I. Тайное голосование проводится с использованием технических средств,

| предоставленных организацией (далее — электронная урна). Выбор технических § и программных средств осуществляется организацией. Доступ к электронной урне предоставляется членам диссертационного совета, зарегистрированным Ц в явочном листе и прошедшим процедуры идентификации и аутентификации | (независимо от формы участия).

& II. При проведении тайного голосования с использованием электронной урны

| обеспечивается режим работы, при котором: | а) обеспечивается полная конфиденциальность голосования;

§ б) выгрузка результатов доступна сразу после голосования всем членам дис-

1 сертационного совета;

| б) голосование по вопросу о присуждении ученой степени для каждого члена

диссертационного совета возможно только один раз.

III. Порядок учета голосов при закрытом голосовании предполагает подсчет голосов, поданных «за» предлагаемое решение диссертационного совета, а также голосов, поданных «против». Присутствующие члены диссертационного совета, не участвовавшие в голосовании, целесообразно указать в заключении диссер-64 тационного совета отдельно.

IV. По итогам голосования ученый секретарь объявляет его результат. Диссертационный совет открытым голосованием в режиме реального времени простым большинством голосов членов диссертационного совета, участвующих в заседании и зарегистрированных в явочном листе, утверждает результаты тайного голосования и его протокол. Председательствующий объявляет результаты открытого голосования».

Если идти по предложенному пути, выборы и работа счетной комиссии становятся ненужными, функции сопровождения и оглашения результатов тайного голосования переходят к ученому секретарю.

4. Опосредованное участие в заседании предполагает использование информационно-коммуникационных технологий, следовательно вероятны технические сбои, приводящие к нарушению аудиовизуального контакта между участниками заседания диссертационного совета по защите диссертаций, что в свою очередь может привести к подаче протестов. Особенно критична такая ситуация в части проведения процедуры голосования, так как здесь подключается еще одна информационная система и появляется больше вариантов признания результатов защиты недействительными. По регламенту такая ситуация недопустима, а значит, необходимо предусмотреть действия совета при возникновении описанных сложностей.

В виду важности данного вопроса, необходимо внести изменения в положения всех организаций, причем алгоритмы действий диссертационного совета в случае технического сбоя в рассматриваемых локальных актах похожи, отличаются только нюансами: в случае разрыва аудио-видео-связи и (или) возникновения технических неполадок объявляется пятнадцатиминутный (или тридцатими- ш нутный) технический перерыв. Стоит также уточнить в качестве должностного и лица, имеющего право объявлять технический перерыв председателя дис- а сертационного совета. о

Должен быть также предложен способ выхода из ситуации, когда по оконча- о нии технического перерыва между диссертационным советом и членом диссер- о

с

тационного совета, участвующим в заседании дистанционно, аудио-видео-связь |

полностью не восстановлена и (или) не устранены технические неполадки. В этом в

е

случае указанное лицо не участвует в определении кворума и голосовании по о

вопросу, рассматриваемому на заседании диссертационного совета. Отсутствие р

возможности обеспечения кворума, и (или) взаимодействия участников за- и

седания диссертационного совета в случае разрыва аудиовидеосвязи и (или) к

возникновения технических неполадок предполагает необходимость переноса а

заседания на другой день. В этом случае введение отдельных способов обработки |

возникновения технических сбоев во время проведения процедуры голосования ии

представляется нецелесообразным. Напротив, количество возможных техниче- §

ских перерывов должно быть ограничено. 11

Наиболее частой причиной подачи апелляций выступают существенные )

технические сбои, возникающие при проведении тайного голосования, что об- 11 уславливает необходимость детальной регламентации данной процедуры:

«I. При возникновении технических неполадок во время проведения голосования по присуждению ученой степени, не позволяющих обеспечить принятие диссертационным советом решения в соответствии с требованиями настоящего Положения, в день защиты может быть проведено повторное голосование после

устранения указанных технических неполадок. В этом случае в протоколе о 65

результатах голосования дополнительно указываются информация о возникновении технических неполадок, а также сведения о первом и повторном голосовании, включающие в себя дату и время проведения голосования, а также результаты голосования.

II. Существенными являются следующие нарушения процедуры голосования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) использование в совете помощника или представителя голосующего, осуществляющего процедуру голосования вместо заявленного участника, в том числе, голосование посредством смс-сообщений, направляемых секретарю совета или третьему лицу;

б) нарушение аудиовизуального контакта с голосующим из-за технических сбоев во время процедуры голосования;

в) явное несоответствие результатов голосования явочному листу и аудиовидео протоколам (например, когда число проголосовавших превышает количество присутствующих)».

Таким образом, анализ локальных нормативных актов организаций, на базе которых действуют диссертационные советы, позволяет констатировать наличие существенных различий в порядке проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме. Такое положение усложняет процесс получения информации о форме проведения заседания диссертационного совета, делает невозможным доступ к удаленному участию в работе совета и влечет за собой возникновение иных проблем, дающих, в итоге, основание для подачи жалобы в Высшую аттестационную комиссию и апелляций. Изложенное свидетельствует о неизбежности скорейшей унификации регламента проведения

я заседаний диссертационных советов в удаленной форме. Важной опорой указан° О О О

? ной нормотворческой деятельности должен стать успешный опыт локального а нормотворчества организаций, на базе которых действуют диссертационные » советы.

о Ч

го *

га 55

О *

и си

Т

ч

а 2 55

0

1

1

си

Ш и а га

и

2

О *

и ей О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.