Научная статья на тему 'К вопросу о нормативно-правовом регулировании государственного финансового контроля в бюджетной сфере'

К вопросу о нормативно-правовом регулировании государственного финансового контроля в бюджетной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2202
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗАКОН / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / РАСПОРЯЖЕНИЕ / УКАЗ / КОДЕКС / ПРИКАЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Надежда Николаевна, Чекалдаева Юлия Алексеевна

В статье рассматривается нормативно-правовая база государственного финансового контроля в бюджетной сфере: ее характеристика, недостатки, необходимость совершенствования нормативных документов в целях уменьшения фак торов, ограничивающих действенность государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативно-правовом регулировании государственного финансового контроля в бюджетной сфере»

системами, в первую очередь, с денежной и финансовой. Это будет способствовать наиболее точному определению современного состояния банковской системы и выявлению факторов, оказывавших влияние на ее устойчивое развитие.

Следует отметить, что в рамках традиционной концепции банковского регулирования, так называемые пруденциальные требования к устойчивости, в том числе, прежде всего требования к капиталу, а под влиянием кризиса - и к ликвидности нацелены на обеспечение индивидуальной устойчивости банков, как в нормальной экономической обстановке, так и в условиях стрессов системного происхождения [4, с. 12].

Литература

1. Керимов А. Э. Рынок банковских услуг: теория и практика. Баку, 2010. 340 с.

2. Жуков Е. Ф., Соколов Ю. А. Банковское дело. Москва. Юрайт , 2014. 592 с.

3. Бриштелев А. С. Взаимодействие центрального и коммерческого банков. Минск.: БГЭУ, 2005. С. 7-8.

4. Симановский А. Ю. О регулятивных требованиях к устойчивости банков // Деньги и кредит, 2009. № 9. С. 12-19.

К вопросу о нормативно-правовом регулировании государственного финансового контроля в бюджетной сфере Семенова Н. Н.1, Чекалдаева Ю. А.2

1Семенова Надежда Николаевна / Semenova Nadezhda Nikolaevna - профессор, доктор

экономических наук, доцент;

2Чекалдаева Юлия Алексеевна / Chekaldaeva Julia Alekseevna - магистрант, кафедра финансов и кредита, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Аннотация: в статье рассматривается нормативно-правовая база государственного финансового контроля в бюджетной сфере: ее характеристика, недостатки, необходимость совершенствования нормативных документов в целях уменьшения факторов, ограничивающих действенность государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации. Ключевые слова: бюджетная система, государственный финансовый контроль, закон, постановление, распоряжение, указ, кодекс, приказ.

Значение государственного финансового контроля в бюджетной сфере в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях бюджетной системы.

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при

этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля в бюджетной сфере приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру [2].

В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля в бюджетной сфере представляется четырехуровневой:

1 уровень - законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам государственного финансового контроля в бюджетной сфере (предполагается, что акты будут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила);

2 уровень - профессиональные стандарты и этический кодекс государственного финансового контроля в бюджетной сфере (включающий в себя свод норм профессионального поведения работников сферы государственного финансового контроля в бюджетной сфере, состоящий из правовых аспектов и аспектов профессиональной морали);

3 уровень - разъяснении к актам 1-го и 2-го уровней, инструкции, методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер);

4 уровень - внутренние документы (регламенты) органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере.

К основным актам финансового права, регулирующим различные виды государственного финансового контроля в бюджетной сфере, относятся:

Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате», «О центральном банке Российской федерации (Банке России)», указы Президента, утвержденные Правительством Российской Федерации, положения о Министерстве финансов РФ, о Федеральной налоговой службе, о Федеральной службе страхового надзора, о Федеральной службе финансового бюджетного надзора, о Федеральной таможенной службе, о Федеральной службе по финансовым рынкам, о Федеральной антимонопольной службе.

Действуют также нормативно-правовые акты, прямо не входящие в систему правового регулирования государственного финансового контроля в бюджетной сфере, но обеспечивающие проведение ведомственного, внутрихозяйственного и независимого государственного финансового контроля в бюджетной сфере.

Однако финансово-контрольная деятельность, как она урегулирована в действующих нормах финансового права, фактически не обеспечивает полный допуск контрольных органов к процессу исполнения бюджета. В широком смысле особенности осуществления государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации заключаются в том, что в области финансовой деятельности действуют нормы различных отраслей права, которые часто не согласованы между собой. Отсюда возникают

проблемы обеспечения единства системы государственного финансового контроля в бюджетной сфере в современной действительности.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации.

Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

- отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе государственного финансового контроля в бюджетной сфере;

- организационная структура органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;

- законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в бюджетной сфере в его целостной системе;

- отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

- органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;

- отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

В последнее время в правовых основах государственного финансового контроля в бюджетной сфере наблюдаются положительные сдвиги по корректировке действующего законодательства.

Так, в феврале 2011 был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [7], в апреле 2013 года новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [8], а в июле Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9], 2 февраля 2016 года - Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [6] в части регулирования государственного финансового контроля в бюджетной сфере, призванные концептуально изменить систему контроля в России.

В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области государственного финансового контроля в бюджетной сфере, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих государственный финансовый контроль в бюджетной сфере. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о государственном финансовом контроле в бюджетной сфере [11]. Для успешного решения задач государственного финансового контроля в бюджетной сфере необходима его научная организация, а поскольку данный контроль принимает различные виды и формы, он нуждается в систематизации и классификации. На практике классификация государственного финансового контроля в бюджетной сфере необходима при разработке нормативно-правовых актов для определения состава и структуры контролирующих органов; функций, задач, полномочий органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере; объектов контроля и их распределения между субъектами контроля; методик проведения контрольных действий; показателей эффективности государственного финансового контроля в бюджетной сфере.

Так, Государственным собранием Республики Мордовия принят закон «О Счетной палате Республики Мордовия» № 82-З от 28 декабря 2011 года [13].

Для усиления государственного финансового контроля в бюджетной сфере в республике Мордовия приняты следующие нормативные акты:

- Постановление Правительства РМ от 16.06.14 г. № 273 «Об утверждении порядка осуществления Министерством финансов Республики Мордовия полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю»;

- Постановление Правительства РМ от 30.04.14 г. № 192 «Об утверждении перечня расходных обязательств муниципальных образований в Республике Мордовия в целях софинансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

- Приказ Министерства финансов Республики Мордовия №13 от 24 февраля 2015 года «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Мордовия от 25 ноября 2013 года № 97» «Об утверждении Порядка определения перечня и кодов целевых статей расходов»;

- Приказ от 30 декабря 2014 года № 184 «Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджетных росписей главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Мордовия»;

- Приказ от 28.03.2014 №32 «Об утверждении Порядка определения перечня и кодов целевых статей расходов местных бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов»;

- Указ Главы РМ от 30.09.2006 № 162-УГ «Об Экспертной комиссии по проведению обязательной публичной независимой экспертизы проектов законов Республики Мордовия, регулирующих правоотношения в области бюджетного и налогового законодательства»;

- Приказ Министерства финансов РМ от 25.10.2010 г. № 213 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений»;

- Постановление Правительства РМ от 03.10.2011 № 358 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления финансами муниципальных районов (городского округа)»;

- Приказ Министерства финансов РМ от 25.10.2010 г. № 212 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий государственным учреждениям Республики Мордовия и контролю за их выполнением»;

- Постановление Правительства РМ от 08.08.2011 № 304 «Об организации проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств республиканского бюджета Республики Мордовия»;

- Постановление Правительства РМ от 27.09.2010 г. № 384 «О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Мордовия и финансового обеспечения выполнения указанного задания»;

- Приказ № 107 от 29.08.2014 г «О сверке исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на 2015-2017 годы».

И много других правовых документов, регламентирующих осуществление государственного финансового контроля в бюджетной сфере Республики Мордовия.

Таким образом, отсутствие единой концепции государственного финансового контроля в бюджетной сфере в Российской Федерации не позволяет обеспечить постоянный и эффективный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности.

Но определенные шаги в данном направлении руководством нашей страны несомненно делаются. Одним из таких шагов является построение целостной системы открытости деятельности государственных органов на базе системы «Электронный бюджет». В 2016 году планируется внедрение компонентов системы, которые позволят стандартизировать и автоматизировать бюджетные процедуры по ведению бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетных смет получателей средств федерального бюджета, управлению государственным долгом и финансовыми активами, прогнозированию и администрированию доходов бюджетов бюджетной системы.

В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти упраздняется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:

а) по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», - передаются Федеральному казначейству;

б) органа валютного контроля - передаются Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе [6].

Изменения в структуре органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере влечет за собой принятие новых нормативно-правовых документов в этой сфере.

Литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета, 2009. № 7. 2.

2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: по сост. на 26 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3823.

3. О Счётной палате РФ: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ: по сост. на 4 ноября 2014 г. // Собрание законодательства РФ, 2013. № 14. Ст. 1649.

4. О парламентском контроле: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ: по сост. на 4 ноября 2014 г. // Собрание законодательства РФ, 2013. № 19. Ст. 2304.

5. Ялбулганов А. А. Новый категориальный аппарат государственного финансового контроля / А. А. Ялбулганов // Финансовое право, 2014. № 8. С. 10-16.

6. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». № 41.

7. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор, 2014. №. С. 49-54.

8. Собрание законодательства РФ, 2011. № 7. Ст. 903.

9. Собрание законодательства РФ, 2013. № 14. Ст. 1649.

10. Собрание законодательства РФ, 2013. № 31. Ст. 4191.

11. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета, 2014. № 3. С. 133 - 140.

12. [Электронный ресурс]: Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.