Научная статья на тему ' К вопросу о нормативно-правовом регулировании деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции'

К вопросу о нормативно-правовом регулировании деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
726
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выявление и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции / нормативно-правовое регулирование деятельности по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции / уровни правового регулирования. / detection and disclosure of crimes in the sphere of illegal turnover of alcohol products / reg- ulatory and legal regulation of activities to combat illicit trafficking in alcohol products / levels of legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов Дмитрий Юрьевич

В статье анализируются вопросы нормативноправового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота алкогольной продукции, описываются правовые аспекты и нормы, которые воздействуют на существенные стороны правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями в рассматриваемой сфере, приводится классификация уровней правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тo the issue of the regulatory and legal regulation of the activities of the operational units of the division of economic security and anti-corruption to combat crimes related to the illegal turnover of alcohol products

The article analyzes the issues of normative and legal regulation of the activity of the division of economic security and anti-corruption on combating crimes in the sphere of illegal turnover of alcoholic beverages, examines legal aspects and norms that affect significant aspects of the legal regulation of the activities of the units of the division of economic security and anti-corruption in combating crimes in the sphere in question.

Текст научной работы на тему « К вопросу о нормативно-правовом регулировании деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции»

УДК 351.74 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00042

Потапов Дмитрий Юрьевич Dmitriy Yu. Potapov

старший преподаватель кафедры ПДСПЭБ

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

senior lecturer of professional activities of economic security units personnel Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: potapov.d.75@mail.ru

К вопросу о нормативно-правовом регулировании деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции

To the issue of the regulatory and legal regulation of the activities of the operational units of the division of economic security and anti-corruption to combat crimes related to the illegal turnover of alcohol products

В статье анализируются вопросы нормативно-правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота алкогольной продукции, описываются правовые аспекты и нормы, которые воздействуют на существенные стороны правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями в рассматриваемой сфере, приводится классификация уровней правового регулирования.

Ключевые слова: выявление и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции, нормативно-правовое регулирование деятельности по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции, уровни правового регулирования.

The article analyzes the issues of normative and legal regulation of the activity of the division of economic security and anti-corruption on combating crimes in the sphere of illegal turnover of alcoholic beverages, examines legal aspects and norms that affect significant aspects of the legal regulation of the activities of the units of the division of economic security and anti-corruption in combating crimes in the sphere in question.

Keywords: detection and disclosure of crimes in the sphere of illegal turnover of alcohol products, regulatory and legal regulation of activities to combat illicit trafficking in alcohol products, levels of legal regulation.

В общей теории права существует концептуальная идея о том, что в каждой области социальной практики средством достижения поставленных обществом целей является правовое регулирование общественных отношений.

Сущность правового регулирования, по мнению С.С. Алексеева, — это реализуемое при помощи правовых средств и методов нормативно-организационное влияние на общественные отношения с целью их урегулирования, защиты и генезиса в соответствии с требованиями общества [1, с. 145—146].

Проблемам определения сути целей и задач правового регулирования оперативно-разыскной деятельности (ОРД), уяснению содержания и структуры ее механизма, уровней и пределов в последнее десятилетие уделялось особенно пристальное внимание со стороны таких видных ученых в сфере оперативно-разыскной деятельности, как В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, П.И. Иванов, И.А. Климов, Г.К. Синилов, К.В. Сурков, А.Ю. Шумилов и др. [2—4].

В соответствии с действующим оперативно-разыскным законодательством правовую

© Потапов Д.Ю., 2018

основу ОРД составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] (далее — ФЗ об ОРД), другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (актов Президента РФ, Правительства РФ), а также ведомственные и межведомственные нормативные акты.

В юридической литературе имеются различные подходы к рассмотрению правовой основы ОРД, предлагаются разные классификации ее уровней [6, с. 3]. Представляется вполне аргументированным взгляд на проблему правовой основы ОРД профессора В.М. Атмажитова, который понимает под ней доктрину норм права, содержащихся в законах и подзаконных правовых актах, которые обеспечивают условия для проведения оперативно-разыскных мероприятий оперативными подразделениями органов внутренних дел и другими субъектами [7, с. 3].

Необходимо обратить внимание, что в последние годы органами законодательной и исполнительной власти неоднократно принимались усилия по созданию законодательства, направленного на совершенствование оперативно-разыскной деятельности и борьбу с преступностью. В частности, был принят ряд федеральных законов и указов Президента России по рассматриваемой тематике [8].

В нормативном регулировании прослеживается тенденция укрепления законности и охраны прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.

В контексте обсуждаемого вопроса обратим свое внимание на важнейшие правовые аспекты и нормы, которые воздействуют на существенные стороны правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции.

Принимая во внимание классификацию уровней правового регулирования ОРД, можно утверждать, что основную роль в системе правового регулирования ОРД играет Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Она является базой для всего федерального законодательства. Нормы Конституции РФ имеют прямое действие и обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел.

Рассмотрим более детально аспекты нормативного регулирования ОРД, касающиеся деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота алкогольной продукции.

Мы разделяем точку зрения А.Г. Маркушина, который отмечает, что Конституция, непосредственно не регламентируя оперативно-разыскную деятельность, содержит важнейшие нормы по охране прав и законных интересов государства и его граждан, что имеет немаловажное значение для оперативно-разыскной деятельности как особого вида правоохранительной деятельности, реализующей определенные конституционные принципы путем решения частных задач в оказании содействия борьбе с преступностью» [9, с. 18].

На основе Конституции РФ формулируются основные принципы ОРД (законность, уважение прав и свобод человека и гражданина). Соответственно она содержит основные положения по вопросам безопасности, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охраны различных форм собственности и общественного порядка.

Так, статья 114 Конституции РФ обязывает Правительство РФ осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и в этих целях издавать свои постановления и распоряжения, регламентирующие государственное реагирование на незаконный оборот алкогольной продукции в стране. Данные меры активно применяют соответствующие министерства и ведомства, в частности МВД России, в соответствии со своей компетенцией.

Немаловажное значение имеет статья 7 Конституции РФ, которая предписывает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Именно эта дефиниция является базой для подразделений ЭБиПК по борьбе с фальсифицированной алкогольной продукцией, опасной для жизни и здоровья потребителей.

Для правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК с преступлениями в сфере незаконного оборота алкогольной продукции принципиальное значение имеет и статья 8 Конституции РФ. В ней указано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция РФ устанавливает принцип: все равны перед законом. В рассматриваемом контексте это имеет принципиальное значение, так как в Российской Федерации отсутствует монополия на изготовление и реализацию алкогольной продукции и она производится на предприятиях, находящихся в частной собственности. Исходя из этого, оперативные сотрудники ЭБиПК при проведении оперативно-разыскных

мероприятий (ОРМ) должны в равной мере соблюдать права независимо от формы собственности предприятий и организаций, изготавливающих и реализующих алкогольную продукцию.

Далее, стоит отметить, что особую значимость для органов, осуществляющих ОРД, имеют положения Конституции РФ, закрепленные в статьях 23—25, касающиеся прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенности жилища (кроме случаев, предусмотренных законом).

В данной связи автору представляется, что при выявлении и документировании преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции сотрудники ЭБиПК должны неукоснительно соблюдать вышеизложенные нормы Конституции РФ в части обеспечения равенства прав граждан и их соблюдения.

Отметив указанные статьи Конституции РФ как базис нормативно-правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции, необходимо обратиться к нормам Уголовного кодекса РФ, устанавливающим отдельные положения, касающиеся правового регулирования ОРД.

Значение норм уголовного права для ОРД важно и многообразно. В своей разведывательно-поисковой деятельности подразделения ЭБиПК руководствуются многими институтами уголовного права, в частности, нормами о соучастии в преступлении (ст. 32—35 УК РФ) и ответственности за приготовление и покушение на преступление (ст. 30 УК РФ), об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (ст. 37—42 УК РФ) и т. д.

При определении содержания, организации и тактики ОРД подразделений ЭБиПК главенствующее значение имеют нормы особенной части УК РФ. Например, признаки конкретного состава преступления в сфере незаконного оборота алкогольной продукции (ст. 171.1, 238, 327.1 УК РФ) являются правовым ориентиром для оперативного поиска указанных преступлений, а также установления лиц, совершивших преступление в рассматриваемой сфере, служат основанием для проведения ОРМ и заведения дел оперативного учета.

В контексте сказанного следует отметить, что к законодательным актам, устанавливающим основополагающие положения оперативно-разыскной деятельности, необходимо отнести также и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который определил алгоритм совместной согласованной работы следователя и оператив-

ного работника при расследовании преступлений (ч. 1 ст. 157, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164 УПК РФ); указывает на номенклатуру преступлений, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 150 УПК РФ), что применительно к статье 8 ФЗ об ОРД является решающим условием проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Особое значение для оперативного сотрудника подразделений ЭБиПК имеет статья 73 УПК РФ, регламентирующая предмет доказывания по уголовному делу и те обстоятельства, которые подлежат фиксации в уголовном процессе.

Как правило, документирование преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции предполагает установление следующих фактических данных:

— объекта и предмета преступного посягательства;

— временной характеристики содеянного (например: когда было начато производство нелегальной алкогольной продукции, как долго продолжалось);

— пространственной характеристики содеянного (места производства, складирования, реализации нелегальной алкогольной продукции, как осуществлялась перевозка такого рода продукции);

— способа изготовления нелегальной алкогольной продукции (например, обстоятельств изготовления такого рода продукции — внешнего вида нелегального образца продукции (полиграфии, типа тары), содержания марок акцизного сбора; на каком оборудовании осуществлялось изготовление и др.; в каких торговых точках распространялась нелегальная алкогольная продукция);

— круга лиц, причастных к преступлению (роль каждого из них);

— круга лиц, осведомленных о противоправных действиях разрабатываемых;

— данных, характеризующих субъект преступления (пол, возраст, социальное положение, судимость, какие действия подлежат фиксации и др.);

— связей с легальным бизнесом на рынке;

— способов маскировки организованной преступной деятельности, осуществление мер прикрытия от правоохранительных органов;

— наличия коррумпированных связей с правоохранительными органами и государственными чиновниками;

— форм и методов противодействия правоохранительным органам.

Применительно к преступлениям в сфере незаконного оборота алкогольной продукции мы можем сказать, что зачастую при выявлении преступлений указанной категории сотрудникам подразделений ЭБиПК бывает нелегко разграничить составы преступления и административного правонарушения, а тем более не всегда на первоначальном этапе имеется возможность определить степень тяжести преступления в рассматриваемой сфере. Поэтому решающее значение имеет правильное применение статьи 35 УК РФ и статьи 150 УПК РФ.

В согласовании с базовыми принципами Конституции 1993 года принят ФЗ об ОРД, который следует рассматривать как ключевой элемент правовой основы ОРД.

Анализ вышеуказанного Федерального закона дает нам основание сделать ряд теоретических и практических выводов, имеющих приоритетное значение для подразделений ЭБиПК, осуществляющих борьбу с преступностью в сфере незаконного оборота алкогольной продукции.

Следует отметить, что в ФЗ об ОРД систематизирован ряд основополагающих положений, ранее содержащихся в многочисленных ведомственных нормативных правовых актах. Характерными особенностями ФЗ об ОРД, его отличительными чертами являются:

— законодательное определение оперативно-разыскной деятельности (ст. 1);

— закрепление общих принципов ОРД на постоянно совершенствующемся уровне законодательного регулирования (перераспределение нормативно-правового материала с ведомственного на законодательный уровень) (ст. 6—9);

— особое внимание уделяется соблюдению прав и свобод человека и гражданина в ОРД (ст. 5);

— правовая регламентация ведомственного контроля и прокурорского надзора за состоянием законности ОРД (с. 20, 21) и ряд других не менее важных положений.

ФЗ об ОРД 1995 года устанавливает ряд правовых базисов, значительно расширивших права и возможности подразделений ЭБиПК. Увеличено число оперативно-разыскных мероприятий; предоставлено право при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий изымать документы (в ред. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ); сформулированы меры правовой и социальной защиты оперативных работников и отдельных лиц, оказывающих конфиденциальное содействие субъектам ОРД.

Последующие изменения коснулись и других институтов и отдельных положений ФЗ об

ОРД. Таким образом, законодатель адекватно отреагировал на постоянное совершенствование преступных форм и методов, реализуемых криминальными элементами, создал условия для активизации борьбы с преступностью.

Важной частью правового регулирования ОРД являются нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности отдельных субъектов ОРД. Они имеют значение в регламентации проведения ОРМ, поскольку закладывают базисные принципы разграничения полномочий государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности.

В этом контексте следует отметить Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [10] (в ред. от 29.07.2017). Так, оперативники подразделений ЭБиПК, являющиеся сотрудниками полиции, обязаны, согласно указанному закону, исполнять поручения следователя, проводить ОРМ, в ходе которых изымать необходимые документы и предметы, имеющие доказательственное значение по уголовному делу.

К другим федеральным законам, в той или иной мере закладывающим правовую основу ОРД в целом и подразделений ЭБиПК органов внутренних дел в частности, относится значительное число нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в различных сферах хозяйственной деятельности. Мы разделяем мнение ученых, которые группу источников правового регулирования ОРД предлагают разделить по следующим основаниям:

— определяющие основные положения оперативно-разыскной деятельности;

— регулирующие деятельность субъектов оперативно-разыскной деятельности;

— регламентирующие правоотношения, возникающие при решении отдельных задач оперативно-разыскной деятельности [11, с. 25].

Первые два направления носят общий характер и не нуждаются в детализации. В рассматриваемом контексте к законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, следует отнести Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [12] (в ред. от 29.07.2017).

В дополнение к сказанному выше отметим, что для организации выявления и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота

алкогольной продукции базисное значение имеют положения статьи 2 этого закона. В данной статье четко определены категории, ранее имевшие двоякое толкование, используемые как в данном законе, так и в иных законодательных и подзаконных нормативных актах и в алкогольной отрасли в целом (этиловый спирт, денатурированный этиловый спирт (денатурат), спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая пищевая продукция, алкогольная продукция и др.).

Резюмируя вышеизложенное, мы считаем, что указанные правовые нормы имеют непосредственное отношение к организации работы подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции. Так, ориентирующая информация, какая именно алкогольная продукция может быть задействована в незаконном обороте, дает ключ к правильной квалификации совершаемых правонарушений.

Констатируя успехи в вопросах правового регулирования ОРД подразделений ЭБиПК органов внутренних дел, мы не можем не остановиться на недостатках, не позволяющих в полной мере говорить об эффективности тех или иных норм, используемых в процессе реализации управленческих и организационно-тактических решений. Так, одним из наиболее эффективных ОРМ по документированию преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции является проверочная закупка. Следует отметить, что к участию в проверочной закупке на разных ее стадиях привлекаются лица, которых именуют «представители общественности». Однако ФЗ об ОРД не предусматривает обязательное участие в проведении ОРМ лиц, поименованных таким образом. Отсутствуют правовые доводы в пользу участия представителей общественности и при других процедурах в рамках проверочной закупки (маркировка и вручение денег, вручение технических средств и т. п.). Использование представителей общественности необходимо оперативному работнику ЭБиПК скорее из тактических соображений. Однако участие представителей общественности при проведении ОРМ становится «ахиллесовой пятой» стороны обвинения. Зачастую представители общественности не являются на судебное следствие, меняют свои показания или забывают их, судом устанавливается их заинтересованность. Сторона защиты ходатайствует о признании результатов этих оперативно-разыскных мероприятий недопустимыми, так как представители общественности являются внештатными сотрудниками подразделений

ЭБиПК. В результате доказательства, полученные с помощью ОРМ, признаются судом недопустимыми, уголовное дело, возбужденное на основании такого рода доказательств, возбужденным незаконно.

На основании вышеизложенного мы предлагаем проводить ОРМ «проверочная закупка» без участия представителей общественности, а документировать факт реализации нелегальной алкогольной продукции, делая упор на аудио- и видеофиксацию процесса проведения данного ОРМ.

Обобщая сказанное, мы считаем, что институт «представителей общественности» является «тормозом» в повышении эффективности ОРМ и следственных действий, так как главная их функция «удостоверительная», отражает в целом недоверие к сотрудникам правоохранительных органов со стороны прокуратуры и суда.

Подводя итог, констатируем, что нормативно-правовое регулирование деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота алкогольной продукции представляет собой трехуровневую систему. Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, в том числе и в сфере борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции, законодательный уровень правового регулирования включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере, в том числе оперативно-разыскными мерами, и подзаконный уровень правового регулирования включает основную массу нормативных правовых актов, относящихся к сфере борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции. При этом следует обратить внимание на тот факт, что на каждом из уровней правового регулирования существуют проблемы, влияющие на отдельные составляющие борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота алкогольной продукции.

Примечания

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

2. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. Научный доклад. М., 2003.

3. Шумилов А.Ю. Базисные положения правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. М., 1997.

4. Сурков К.В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997 и др.

5. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33, ст. 3349.

6. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. М., 1998.

7. Атмажитов В.М. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. М., 1998.

8. Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г; О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 (в ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6248; и др.

9. Маркушин А.П Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности и ее правовое регулирование. Н. Новгород: НЮИ, 1992.

10. Российская газета. 2011. 8 февраля.

11. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно- практический комментарий / под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: БЮИ, 2002.

12. Собрание законодательства РФ. 1995. № 48, ч. I, ст. 4553.

Notes

1. Alekseev S.S. Theory of law. Moscow, 1995. (In Russ.)

2. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. On the legislative regulation of operational-search activity. Scientific report. Moscow, 2003. (In Russ.)

3. Shumilov A.Yu. Basic provisions of the legal regulation of operational-search activity. Moscow, 1997. (In Russ.)

4. Surkov K.V. Operative-search legislation of Russia: ways of improvement and development. Author's abstract... doctor of legal sciences. Moscow, 1997; and others. (In Russ.)

5. On the operational-search activity: the federal law of August 12, 1995 no. 144-FZ (as amended on July 6, 2016). Collection of legislative acts of the RF, 1995, no. 33, art. 3349. (In Russ.)

6. Shumilov A.Yu. Problems of legislative regulation of operative-search activity in Russia. Moscow, 1998. (In Russ.)

7. Atmazhitov V.M. Legal foundations of operative-search activity. Moscow, 1998. (In Russ.)

8. The National Anti-Corruption Plan of July 31, 2008; On Counteracting Corruption: federal law no. 273-FZ of December 25, 2008 (with amendment and additional entry into force on June 28, 2017). Collection of legislative acts of the RF, 2008, no. 52, p. 1, art. 6228; On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Concerning the Elimination of Out-of-Process Rights of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation Concerning Inspections of Business Entities: federal law no. 293-F3 of December 26, 2008 (as amended on 7.02.2011). Collection of legislative acts of the RF, 2008, no. 52, p. 1, art. 6248; and others. (In Russ.)

9. Markushin A.G. Theoretical bases of operative-search activity and its legal regulation. Nizhny Novgorod, 1992. (In Russ.)

10. Rossiyskaya gazeta, 2011, February 8. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Federal law «On Operative-Search Activity»: Scientific and Practical Commentary / ed. A.E. Chechetin. Barnaul: BYuI Pabl., 2002. (In Russ.)

12. Collection of legislative acts of the RF, 1995, no. 48, p. I, art. 4553. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.