Научная статья на тему 'К вопросу о непосредственном участии населения в осуществлении местного самоуправления'

К вопросу о непосредственном участии населения в осуществлении местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ / МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ГОЛОСОВАНИЕ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ГРАНИЦ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михеева Татьяна Николаевна

Законодательство предусматривает ряд форм непосредственной демократии в местном самоуправлении, одной из них, голосованию по изменению границ (преобразованию) муниципального образования, посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Михеева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о непосредственном участии населения в осуществлении местного самоуправления»

Т.Н. Михеева

47

УДК 342.25

К ВОПРОСУ О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Т.Н. Михеева

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Законодательство предусматривает ряд форм непосредственной демократии в местном са-моуправленимии. Одной из них, голосованию по изменению границ (преобразованию) муниципального образования, посвящена данная статья.

The legislation envisages numerous forms of executing direct democracy in a local government. The article is devoted to voting concerning the question of limit changing (reorganization) of municipal formation.

Решение вопросов местного значения в муниципальных образованиях осуществляется не только специально уполномоченными органами и должностными лицами. Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] содержит специальную главу, предусматривающую более 10 форм непосредственного участия граждан, населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. В их числе названы местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и некоторые другие, перечисленные в статьях 22-32 упомянутого закона.

И хотя каждой из перечисленных форм в законе посвящена отдельная статья, определяющая понятие и общие положения, все они нуждаются, на наш взгляд, в подробном урегулировании специальным законом. Это пробел постепенно ликвидируется субъектами Российской Федерации, принимающими собственные правовые акты по названным вопросам. Республика Марий Эл не является исключением. В конце прошлого года ею приняты сразу два закона по наиболее важным аспектам участия граждан в местной жизни - о муниципальных выборах [2] и местном референдуме [3].

Некоторые комментарии к последнему представляются актуальными, поскольку все чаще органы государственной власти и местного самоуправления прибегают к выявлению мнения населения по вопросам, затрагивающим интересы жителей муниципальных образований. И это - не реверанс в сторону последних. Европейская Хартия местного самоуправления [4] предусмотрела норму о необходимости проведения предварительных консультаций, проведения референдумов при любом изменении местных территориальных разграничений. Подобное требование содержат и статьи 12, 13 названного Федерального закона

от 6 октября 2003 года, обязывающие при изменении границ муниципальных образований, влекущих отнесение муниципальных территорий (муниципальных районов, поселений) из одних муниципальных образований к другим, выявлять и учитывать мнение населения, получать согласие населения, выраженное путем голосования.

Как уже упоминалось выше, правоотношения по поводу голосования по изменению границ муниципальных образований, их преобразований и проведения местного референдума урегулированы одним республиканским законом, поскольку все процедуры и условия проведения этих мероприятий являются сходными.

Остановимся на особенностях голосования по изменению границ и преобразования муниципальных территорий. Инициаторами проведения голосования по данным вопросам могут выступить как население, так и органы местного самоуправления, государственной власти Республики Марий Эл и федеральные органы государственной власти. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право участвовать в местном референдуме, могут образовать инициативную группу численностью не менее 10 человек, обратиться в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. В поддержку данной инициативы необходимо собрать 5 % подписей от числа участников голосования, зарегистрированных в муниципальном образовании. Инициатива органов местного самоуправления или органов государственной власти оформляется соответствующими решениями и направляется в представительный орган муниципального образования.

На голосование могут быть вынесены следующие вопросы:

- о согласии населения поселения или населенного пункта, входящего в состав одной муниципальной территории (муниципального района, поселения), на отнесение данной территории к другой;

48

Гуманитарные науки

- при объединении двух и более поселений, не влекущем изменения границ иных муниципальных образований о согласии населения каждого из поселений на объединение с другим поселением;

- в случае выдвижения инициативы о разделении поселения, влекущем образование двух и более поселений, о согласии населения каждого из образуемых поселений на образование нового территориального субъекта;

- в случае выдвижения инициативы об изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа:

• о согласии населения городского поселения на изменение статуса этого городского поселения и выделение его из состава муниципального района в связи с наделением его статусом городского округа;

• о согласии населения муниципального района на выделение из его состава городского поселения в связи с наделением этого поселения статусом городского округа;

- в случае выдвижения инициативы об изменении статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа:

• о согласии населения городского поселения на изменение статуса этого городского поселения и включение его в состав муниципального района в связи с лишением его статуса городского округа;

• о согласии населения муниципального района на включение его в состав городского поселения в связи с лишением этого поселения статуса городского округа.

Вопрос голосования должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и на него можно было бы дать только один ответ, выражающий согласие либо несогласие участника голосования, и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на голосовании решения.

Голосование назначается представительным органом муниципального образования только на воскресный день, информация о его проведении подлежит официальному опубликованию.

Голосованию предшествует так называемый агитационный период, во время которого инициативная группа по проведению голосования, иные группы участников голосования, общественные объединения проводят агитацию по вынесенным на голосование вопросам. Существенным отличием от агитации, проводимой по вопросам референдума, является возможность участвовать в агитационных мероприятиях органам местного самоуправления и государственной власти, лицам, замещающим государственные и муниципальные должности.

К особенностям проведения агитации следует отнести право (помимо агитации «за») призывать голосовать против вопросов, выносимых на голосова-

ние, против участия в голосовании, против проведения голосования.

Финансирование всей деятельности осуществляется за счет собственных фондов голосования инициативной группы или иной группы участников голосования.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ и преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанное изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Еще одним моментом, отличающим голосование по обсуждаемым вопросам от местного референдума, является юридическая сила решения, полученного в ходе голосования. Статья 65 Закона Республики Марий Эл «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Республике Марий Эл» устанавливает, что решение, принятое на местном референдуме, является обязательным; действует на всей территории муниципального образования; подлежит регистрации как нормативный правовой акт местного самоуправления; может быть отменено (изменено) путем проведения повторного референдума не ранее, чем через два года. Пункт 7 статьи 76 этого закона установил, что при проведении голосования по изменению границ (преобразованию) муниципальных образований не применяются положения статьи 65, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме. Подобная норма не является, на наш взгляд, завершенной, вызывает неоднозначное толкование, что сопряжено с трудностями правоприменения. Законодателю следовало бы в этом случае уйти от отсылки к статье 65 и сформулировать полный текст.

Вместе с тем, при некоторых очевидных недостатках обсуждаемого закона, в целом, его качественные характеристики, объем являются оптимальными для урегулирования правоотношений по вопросам проведения местного референдума и проведения голосования по изменению границ (преобразования) муниципальных образований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40.

2. Закон Республики Марий Эл «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл» от 2 дек. 2008 г. -СЗ РМЭ. - 2009. - № 1.

3. Закон Республики Марий Эл «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Республике Марий Эл» от 2 декабря 2008 г. - СЗ РМЭ. - 2009. - № 1.

4. Принята Советом Европы 15 окт. 1985 г. - СЗ РФ. - 1998. - № 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.