Научная статья на тему 'К вопросу о неосознаваемых установках личности с позиции когнитивно-поведенческого подхода'

К вопросу о неосознаваемых установках личности с позиции когнитивно-поведенческого подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивно-поведенческий подход в психологии / поведенческие реакции человека / глубинные и промежуточные убеждения / копинг-стратегии / рациональные и иррациональные убеждения. / cognitive-behavioral approach in psychology / human behavioral reactions / core and intermediate beliefs / coping strategies / rational and irrational beliefs.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елагина М. Ю., Соломония И. В.

Раскрываются механизмы поведения человека с позиции когнитивно-поведенческого подхода и представляются результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи между глубинными убеждениями и автоматическими мыслями у молодых людей мужского пола в возрасте от 18 до 26 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елагина М. Ю., Соломония И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON UNCONSCIOUS SETS FROM THE POINT OF VIEW COGNITIVE AND BEHAVIORAL APPROACH

The article reveals the mechanisms of human behavior from the point of view of cognitivebehavioral approach and presents the results of an empirical study of the relationship between core beliefs and automatic thoughts in young males aged 18 to 26 years.

Текст научной работы на тему «К вопросу о неосознаваемых установках личности с позиции когнитивно-поведенческого подхода»

L4QQ/J

УДК 159.9

К ВОПРОСУ О НЕОСОЗНАВАЕМЫХ УСТАНОВКАХ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА

Елагина М. Ю., Соломония И. В.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация kochevanchik@mail.ru sol4son1@gmail.com

Раскрываются механизмы поведения человека с позиции когнитивно-поведенческого подхода и представляются результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи между глубинными убеждениями и автоматическими мыслями у молодых людей мужского пола в возрасте от 18 до 26 лет.

Ключевые слова: когнитивно-поведенческий подход в психологии, поведенческие реакции человека, глубинные и промежуточные убеждения, копинг-стратегии, рациональные и иррациональные убеждения.

UDC 159.9

ON UNCONSCIOUS SETS FROM THE POINT OF VIEW COGNITIVE AND BEHAVIORAL APPROACH

Elagina M. Yu., Solomoniya I. V.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

kochevanchik@mail.ru sol4son1@gmail.com

The article reveals the mechanisms of human behavior from the point of view of cognitive-behavioral approach and presents the results of an empirical study of the relationship between core beliefs and automatic thoughts in young males aged 18 to 26 years.

Keywords: cognitive-behavioral approach in psychology, human behavioral reactions, core and intermediate beliefs, coping strategies, rational and irrational beliefs.

Введение. Психология давно решает вопрос о том, как в индивиде можно обнаружить те или иные динамические силы, импульсы, побуждающие к поведению. Однако, как показывает весь опыт развития общепсихологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), анализ системы деятельности индивида, реализующей его жизнь в обществе, может привести к раскрытию содержательной характеристики многоуровневых психических явлений.

В качестве такого психического явления выступает установка. Автор теории установки Д. Н. Узнадзе понимает под установкой готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении [1].

Великий отечественный физиолог И. П. Павлов, выступая на 3-м съезде по экспериментальной педагогике, высказал идею о механизме, побуждающем человека к определенному поведению: «Анализ деятельности животных и людей приводит меня к заключению, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели — стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание и предмет в широком смысле слова. Человеческая энергия состоит в преследовании всевозможных целей: высоких, низких, важных, пустых и т. д., причем применяются все степени человеческой энергии» [2].

Основная часть. Давая определение психическому здоровью, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) актуализирует позицию реализации человеком собственного потенциала, а

в критериях этого понятия говорит о способности планирования собственной жизни и реализации этих планов.

В данном смысловом поле постановка цели и следование ей признаются исключительно необходимым критерием, по которому можно судить о здоровье человека как единой, целостной, но крайне конкретной и индивидуальной характеристике личности.

Когнитивные процессы необходимы как для постановки цели, так и для удержания ее во время поведенческих действий, направленных на достижение результата. Когнитивная поведенческая терапия основывается на когнитивной модели, предполагающей, что восприятие человеком происходящего влияет на его эмоции, поведение и физиологию. Не ситуация определяет, что чувствуют люди, но ее восприятие [3].

Представление о себе, других людях и мире формируется у людей в детстве; на них влияет генетическая предрасположенность к определенным личностным чертам, взаимодействие со значимыми другими людьми, столкновение с определенными ситуациями. Глубинные убеждения — это интерпретации, которые так фундаментальны и глубоки, что человек не может их четко сформулировать даже для самого себя. Они постепенно становятся для него истиной в последней инстанции и описывают все как есть «на самом деле» [4, 5].

Глубинные убеждения влияют на развитие промежуточного класса когниций, которые становятся в процессе жизнетворчества правилами жизни и далее воздействуют на восприятие человеком ситуации, определяя его мысли, чувства и поведение. Взаимосвязь между глубинными и промежуточными убеждениями, а также автоматическими мыслями (которые, в свою очередь, влияют на эмоциональные, поведенческие и физиологические реакции) можно изобразить следующим образом: ГУ (глубинные убеждения) — ПУ(промежуточные убеждения) — КС (копинг-стратегии) — АМ (автоматические мысли).

Большинство людей сохраняет довольно реалистичные (рациональные), позитивные глубинные убеждения. Рациональные убеждения — это оценочные суждения, которые носят характер предпочтения. Они выражаются в форме желаний, стремлений, симпатий и антипатий. Рациональные мысли формируются под действием эмоций, сопровождающих получение или неполучение желаемого человеком. То есть как положительные, так и отрицательные эмоции в данном случае расцениваются нами как реакция на события и не оказывают значительного влияния на постановку дальнейших целей и решение задач. Негативные глубинные (иррациональные) убеждения нарушают адаптацию, повышают уровень готовности к аддиктивным поведенческим реакциям, снижают эффективность деятельности, нарушают конгруэнтность удовлетворенности жизнью. Такого рода убеждения препятствуют постановке целей, их достижению, ведут к непродуктивным формам поведения, появляются в периоды психологического дистресса; при расстройствах личности они могут активироваться постоянно. Негативные глубинные убеждения впоследствии связываются с ощущением беспомощности и непринятия жизни.

Эмпирическая часть исследования заключалась в том, что участникам двух групп было предложено ответить на 12 объединенных открытых вопросов авторской анкеты. Инструкция была прочитана дважды и предполагала строгое выполнение ее процессной части: фиксация первой возникшей в сознании мысли в связи с обозначенным в опросном листе вопросом, например: «О чем вы думаете, когда злитесь?», «О чем вы думаете, когда ситуация выходит из-под контроля?».

В качестве респондентов эмпирического исследовании выступили молодые люди мужского пола 71 человек: первая группа — 44 человека (64,4 % респондентов) — студенты I и 2 курса четырех факультетов одного из вузов г. Ростова-на-Дону (возраст 18-21 год); вторая группа — 27

Молодой исследователь Дона №3(18)2019

человек (35,6 % респондентов) — клиенты одного из реабилитационных центров Ростовской области (возраст 18-26 лет). Контрольная группа не планировалась, в ходе исследования не формировалась и не выделялась.

В ходе количественной и качественной обработки результатов анкетирования студентов I курса было установлено:

— 55,3 % молодых людей имеют иррациональные установки «долженствование» и «гиперконтроль» (у 43 % из этого числа есть еще и установка «избегание»);

— 14,9 % имеют установку «избегание» (38,3 %);

— 29,8 % имеют иррациональные убеждения.

Результаты второй группы (клиенты реабилитационного центра) показали, что практически у 100% участвовавших в опросе иррациональные убеждения «долженствование», «гиперконтроль» и «избегание» присутствуют в равных долях.

Второй этап исследования предполагал проведение уточняющего интервью и индивидуальной консультации с использованием техники «падающей стрелы», разработанной А. Т. Беком, с обязательным заполнением протокола СМЕР, для чего для каждого участника была разработана карта индивидуальной концептуализации персонализации проблемы [6].

Проведенное исследование позволило увидеть и дифференцировать глубинные и промежуточные иррациональные убеждения, возможные варианты копинг-стратегии, что при систематическом проведении психотерапевтических сессий может позволить клиентам самим давать оценку своим «автоматическим мыслям» в сложных жизненных ситуациях, прояснять смыслы мыследеятельности, формировать, а в перспективе развивать соответствующие адекватные рефлексивные процессы.

Впоследствии в формате групповой работы участникам были продемонстрированы отдельные поведенческие модели, базирующиеся на бихевиористских подходах к достижению цели Б. Скиннера [7], и механизмы ее достижения. Участники провели параллели и аналогии между вышеуказанными механизмами и употреблением психоактивных веществ (ПАВ). Около 90% участников опроса признали у себя наличие такой личностной особенности, как «неспособность добиваться поставленных целей, не будучи под воздействием ПАВ».

Заключение. «Рефлекс цели», о котором писал И. П. Павлов, функционировал у людей, страдающих зависимыми формами поведения («избегание»), только в условиях необходимости употребления ПАВ, где ПАВ выступает целью, а стремление к обладанию веществом и есть вышеуказанный рефлекс.

Человек с иррациональной установкой долженствования выдвигает требования в отношении себя («я должен быть хорошим отцом»), других («они должны хорошо относиться ко мне»), мира («ситуация должна наладиться»). При наличии данного убеждения возникают проблемы с желаниями, которые являются мотивацией («рефлексом цели») в достижении цели.

Последующая разработка проблемы заключается в расширении поля экспериментального исследования: планируется усовершенствовать диагностический инструментарий, конкретизировать теоретико-методологическую основу исследования, провести корреляционный анализ взаимосвязи между глубинными убеждениями и их ролью («мыслеготовностью») к употреблению ПАВ.

Библиографический список

1. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 416 с.

2. Павлов, И. П. Рефлекс свободы / И. П. Павлов. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 432 с.

3. Бек, Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям / Дж. Бек. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 416 с.

4. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / А. Эллис. — Санкт-Петербург : Сова; Москва : Эксмо-Пресс, 2002. — 272 с.

5. Бек, А. Когнитивная терапия / А. Бек // Эволюция психотерапии. — Москва : Класс, 1998. — Т.2. — С. 304—330.

6. Ромек, В. Г. Поведенческая психотерапия : учеб. пособие для вузов / В. Г. Ромек. — Москва : Академия, 2002. — 192 с.

7. Бек, Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство / Дж. С. Бек. — Москва : Вильямс, 2006. — 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.