DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-106-111 УДК 342.922
C.M. Рукавишников
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение: отечественная высшая школа в современных условиях претерпевает ряд существенных изменений, обусловленных необходимостью противостоять совокупности внутренних и внешних вызовов, что актуализирует вопрос о целесообразности стратегического планирования ее дальнейшего развития. Цель — выявить основные направления развития системы высшего образования в Российской Федерации, дать его основные характеристики, которые должны лечь в основу соответствующей стратегии. Методологическая основа: формально-правовой анализ положений действующего законодательства, определяющего стратегию развития высшего образования, а также метод синтеза, позволивший выявить наиболее значимые черты стратегии и спроецировать их на сферу высшего образования. Результаты: обозначены признаки механизма стратегического планирования развития системы высшего образования в Российской Федерации. Выводы: в настоящее время требуется нормативное закрепление стратегии развития системы высшего образования в Российской Федерации, которое охватит все уровни правового регулирования, будет основано на прогнозировании развития высшей школы и рынка труда, а также будет учитывать необходимость обеспечения баланса между образовательным и воспитательным началом образовательного процесса в организациях высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, развитие системы высшего образования, стратегия, стратегическое развитие, прогноз, обучение, воспитание.
S.M. Rukavishnikov
ON THE ISSUE OF THE NECESSITY OF NORMATIVE CONSOLIDATION OF THE STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Background: domestic higher education in modern conditions is undergoing a number of significant changes due to the need to confront a set of internal and external challenges, which actualizes the question of the need for strategic planning of its further development. Objective — to identify the main directions of development of the higher education system in the Russian Federation, to give its main characteristics, which should form the basis of the corresponding strategy. Methodology: formal-legal analysis of the provisions of the current legislation defining the strategy of higher education development, as well
© Рукавишников Сергей Михайлович, 2023
Кандидат юридических наук, докторант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: privet085@gmail.com © Rukavishnikov Sergey Mikhailovich, 2023
Candidate of Law, Doctoral student of the Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State 106 Law Academy)
as the method of synthesis, which allowed to identify the most significant features of the strategy and project them on the sphere of higher education. Results: the features of the mechanism of strategic planning for the development of higher education system in the Russian Federation have been identified. Conclusions: at present it is necessary to establish a normative strategy for the development of the higher education system in the Russian Federation, which will cover all levels of legal regulation, will be based on forecasting the development of higher education and the labor market, and will also take into account the need to ensure a balance between the educational and educational aspects of the educational process in higher education organizations.
Keywords: higher education, the development of the system of higher education, strategy, strategic development, forecasting, training, education.
Современный период социально-экономического развития России обуславливается совокупностью внутренних и внешних вызовов, вставших перед государством, которые оказывают существенное влияние на реализуемую правовую политику. Не является исключением и сфера высшего образования, в развитии которой наметился ряд тенденций, требующих законодательные и управленческие решения — это и необходимость пересмотра механизмов и субъектного состава в направлении международного сотрудничества, и ценностно-целевые характеристики высшего образования, и развитие воспитательной составляющей образовательного процесса. Все эти направления должны охватываться комплексным видением развития отечественной высшей школы, характеризующимся четким пониманием того, каким должно быть высшее образование и выпускники соответствующих образовательных организаций с позиции государства и общества. Для официального формирования и оформления такого видения используются документы стратегического планирования, призванные дать ориентир для развития той или иной сферы общественных отношений и устанавливающие плановые целевые показатели на основе научно-обоснованного прогноза развития. Следует согласиться с исследователями, что сфера высшего образования на уровне документов стратегического планирования урегулирована недостаточно, действующие документы не позволяют сформировать единое представление о миссии, целях и задачах развития отечественной высшей школы, что в современных условиях указывает на целесообразность разработки, обсуждения и нормативного закрепления соответствующей стратегии, которая в перспективе должна стать официальным документом — Стратегией развития системы высшего образования в Российской Федерации на долгосрочный период [1-5].
Прежде всего следует сказать, что такой документ должен выполнять прогностическую функцию, охватывая все уровни нормативного регулирования. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 выделяет отдельную разновидность стратегических документов, разрабатываемых в рамках прогнозирования:
1) стратегический прогноз Российской Федерации;
2) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
3) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
1 См.: СЗ РФ. 2014. № 26, ч. 1, ст. 3378; 2020. № 31, ч. 1, ст. 5023.
107
4) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
Данные типы прогнозов разрабатываются на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, при этом прогноз научно-технологического развития охватывает только федеральный уровень регулирования.
Столь развернутая классификация прогнозов требует обратить внимание на одну из ключевых функций системы высшего образования в виде подготовки кадров. И нормативное закрепление единой федеральной стратегии развития системы высшего образования тоже является насущной задачей, так как динамика общественных отношений и темпы научно-технического прогресса непосредственно влияют на рынок труда и новые компетенции, которыми должны обладать современные специалисты. Проблема перспективы устаревания в будущем ряда востребованных сегодня профессий и возникновение новых, пока не обеспеченных соответствующими образовательными программами, представляется относимой к значительным рискам социально-экономического развития государства, что требует проведения исследования рынка труда, результаты которого должны быть отражены в стратегических документах. Интересный пример такого прогнозирования являет собой «Атлас новых профессий 3.0», разработанный коллективом авторов под эгидой Агентства стратегических инициатив и представляющий собой альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет1. В то же время данное издание не относится к документам стратегического планирования, тогда как примененная методология и круг поставленных вопросов, на наш взгляд, имеют большое значение для развития системы высшего образования в современной России.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, стратегия развития высшего образования должна планомерно охватывать все уровни нормативного регулирования, начиная с устанавливаемых на федеральном уровне основ и заканчивая стратегиями развития конкретных образовательных организаций локального уровня. На федеральном уровне ключевое значение имеет нормирование ключевых целей и приоритетов образовательной политики, основ воспитательной работы, ориентиров в вопросах социализации молодежи и развитии правосознания, на региональном и локальном — развитие этих основ, исходя из региональной специфики и совокупности конкретных ресурсов образовательной организации. Важное практическое значение имеет выстраивание логики взаимодействия между стратегиями разных уровней. Следует согласиться с исследователями, указывающими на определенную формальность региональных стратегий, которая объясняется подчиненным положением по отношению к прочим обязательствам региональной и муниципальной власти [6, с. 207].
Нашего внимания требует не только логика соотношения стратегий разных уровней, но и соотношение учебной и воспитательной составляющих образовательной деятельности. Как справедливо отметил Р.В. Солдатов, «основная задача участников стратегического планирования должна состоять в поиске и конструировании правильных (нормативных, эталонных) соотношений между долгосрочными целями, приоритетами, задачами и показателями обучения и воспитания в образовательной деятельности. Однако в любом случае критерием этого конструирования должна выступать миссия (генеральная цель) образова-
108
1 См.: Атлас новых профессий. URL: https://atlas100.ru/about/ (дата обращения: 23.02.2023).
тельной деятельности» [4, с. 97]. Иными словами, на разных уровнях образования существует различное соотношение между воспитанием и обучением, а также различные методологические подходы к этому соотношению на протяжении времени обучения. И для эффективного стратегического планирования необходимо на уровне стратегических документов дать определение таким категориям, как миссия и цель образования.
Кроме того, следует обратить внимание на порядок принятия стратегических документов. Учитывая сложный, многогранный характер сферы высшего образования, специфику содержания различных образовательных программ, а также необходимость сочетания краткосрочного и долгосрочного планирования и высокую значимость прогнозирования образовательной политики, принципиальное значение в данном случае имеет участие академического сообщества. Разработка стратегии развития высшего образования должна осуществляться не только и даже не столько «сверху», со стороны регулятора в лице Минобрна-уки России и ответственных членов Правительства, сколько руководителями образовательных организаций в диалоге с работодателями со стороны государственного и частного сектора. Позитивной практикой в этом ключе следует признать проведение так называемых больших парламентских слушаний, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с участием представителей органов исполнительной власти, ректоров ведущих университетов, студентов, научной общественности.
Представляется, что роль образовательной политики в развитии государства, требует именно такого широкого включения различных категорий субъектов образовательной системы на стадии принятия соответствующих важнейших е решений, к которым, безусловно, относится разработка стратегии развития и высшего образования в Российской Федерации. В связи с этим заслуживают а поддержки выводы исследователей о целесообразности принятия документов о стратегического планирования в законодательном порядке [7]. о
На основании сказанного считаем необходимым разработку Стратегии раз- о
с
вития системы высшего образования в Российской Федерации и ее нормативного а закрепления. Данный акт должен быть сформулирован с учетом следующих в
е
положений. н
о
Во-первых, стратегическое планирование развития высшей школы должно ю
Т5
быть содержательно выстроено «сверху вниз»: на федеральном уровне устанав- | ливаются цели и принципы развития высшего образования, общие направления К развития, а на региональном, муниципальном и локальном уровнях данные а
положения развиваются, определяя конкретные мероприятия и показатели, |
которые необходимо достигнуть. ии
Во-вторых, разработка новой стратегии должна осуществляться при непо- ¡§ средственном участии представителей академического сообщества, органов 1
5
публичной власти и депутатского корпуса. )
В-третьих, федеральная стратегия должна дать ответы на вопросы о миссии 3 и целях системы высшего образования и направлениях ее развития. В качестве миссии предлагается сформулировать подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих развитым чувством гражданственности и патриотизма, осознающие личную ответственность за развитие Отечества и готовые совместно работать ради повышения уровня жизни в стране. В числе целей представляется верным назвать: 109
подготовку специалистов с учетом актуальных и потенциальных требований работодателей, основанную на лучших практиках фундаментальной отечественной высшей школы;
развитие у специалистов устойчивых морально-нравственных установок, основанных на идеях гражданственности и патриотизма, направленных на развитие страны;
воспитание в духе уважения к закону и сохранения исторической правды.
Единство данных целей имеет принципиальное значение. Безусловно, современная тенденция к автономизации вузов и творческий характер исследовательской и педагогической деятельности служат важнейшими факторами эффективности деятельности образовательных организаций. Вместе с тем актуальной задачей государства выступает направление такой деятельности в нужную сторону, а современные реалии демонстрируют это самым убедительным образом, ежедневно доказывая важность роли высшей школы в укреплении национальной идеи и методичного воспитания гражданственности и патриотизма у новых поколений специалистов.
Библиографический список
1. Агамирова Е.В., Косарева Н.В., Агамирова Ел.В, Улякина Н.А. Повышение качеств высшего образования в системе государственного регулирования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13, № 3. С. 35-42.
2. Амиров Р.А. О необходимости принятия в стране документа стратегического планирования «Стратегия развития системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года» // Управленческое консультирование. 2020. № 6. С. 123-135.
3. Гуськов Ю.В., Солдатов Р.В. Государственная образовательная политика России в XXI веке и стратегические перспективы ее дальнейшей реализации // Вестник МГПУ. Сер.: Экономика. 2020. № 4(26). С. 83-99.
4. Солдатов Р.В. О нормативно-динамическом подходе к стратегическому планированию развития образования в России // Вестник МГПУ. Сер.: Экономика. 2022. № 1(31). С. 87-100.
5. Федорчук Ю.М. Стратегия развития образования: проблематика и перспективы // Человек и образование. 2021. № 1(66). С. 17-22.
6. Леонтьева Л.С., Авилкина С.В. Система высшего образования как стратегический ресурс регионального развития // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 86. С. 200-219.
7. Золотарева А.Б., Соколов И.А. Актуальные вопросы стратегического планирования и аудита в современной России // Проблемы прогнозирования. 2021. № 5. С. 29-41.
References
1. Agamirova E.V., Kosareva N.V., Agamirova El.V., Ulyakina N.A. Improving the Quality of Higher Education in the System of State Regulation // Modern Higher School: Innovative Aspect. 2021. Part. 13, No. 3. P. 35-42.
2. Amirov R.A. On the Need to Adopt a Strategic Planning Document in the Country «Strategy for the Development of the System of Higher Education in the Russian Federation for the Period up to 2030» // Administrative Consulting. 2020. No. 6. P. 123-135.
3. Guskov Yu.V., Soldatov R.V. State Educational Policy of Russia in the 21st Century and Strategic Prospects for its Further Implementation // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series «Economics». 2020. No. 4(26). Р. 83-99.
4. Soldatov R.V. On the Normative-Dynamic Approach to Strategic Planning for the Development of Education in Russia // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series «Economics». 2022. No. 1(31). P. 87-100.
5. Fedorchuk Yu.M. Education Development Strategy: Problems and Prospects // Human and Education. 2021. No 1(66). P. 17-22.
6. Leonteva L.S., Avilkina S.V. The System of Higher Education as a Strategic Resource for Regional Development // Public Administration. Electronic Bulletin. No. 86. 2021. P. 200-219.
7. Zolotareva A.B., Sokolov I.A. Topical Issues of Strategic Planning and Audit in Modern Russia // Problems of Forecasting. 2021. No. 5. P. 29-41.
n
T3
QJ —
О го о
X
О Sc
О о
д
QJ
тз
0 —I
го
п>
1 I
о
Sc
5
тз
S
д s
X
п> о ж о Sc а ж
ш д
п> §
ю UJ
5 )
N) О