Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости конкретизации юридической терминологии медицинского законодательства'

К вопросу о необходимости конкретизации юридической терминологии медицинского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Земский врач
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сучкова Т. Е.

В представленной работе автором проводится анализ определений, существующих в действующем законодательстве в сфере медицины, поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в нормативные акты с целью совершенствования юридической терминологии в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сучкова Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the need to define the legal jargon health legislation

In article, the author analyzes the definitions that exist in the current legislation in the field of medicine, the question is raised about the need to amend the regulations to improve the legal terminology in this area.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости конкретизации юридической терминологии медицинского законодательства»

журнал "Земский Врач" № 1 (22)-2014

К вопросу о необходимости конкретизации юридической терминологии медицинского законодательства

Т.Е. Сучкова

Кафедра трудового и социального права юридического факультета, ВятГГУ 610002, Киров, ул. Красноармейская, д. 26

В представленной работе автором проводится анализ определений, существующих в действующем законодательстве в сфере медицины, поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в нормативные акты с целью совершенствования юридической терминологии в указанной сфере.

Ключевые слова: медицинская деятельность, медицинский работник, врач, врачебное вмешательство.

В настоящее время основополагающим нормативно-правовым актом в сфере охраны здоровья в нашей стране является принятый 21 ноября 2011 г. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [1], призванный стать системообразующим актом для всех иных федеральных законов, входящих в спектр законодательства о здравоохранении [2, с. 25]. С учетом произошедших значительных изменений в обществе, в том числе и в сфере медицины, указанный закон должен содействовать дальнейшему продвижению реформ в сфере правового обеспечения медицинской деятельности.

На сегодняшний день в условиях реформирования сферы здравоохранения все чаще поднимается вопрос о необходимости усиления роли права [3, с. 193] при регулировании отношений, возникающих при осуществлении медицинской деятельности.

В столь важной сфере деятельности государства, как здравоохранение, действует целый ряд нормативных документов, устанавливающих, помимо иных законодательных требований, большое количество базовых для отрасли понятий. Тем не менее разработку понятийного аппарата в сфере административно-правового регулирования здравоохранения следует признать недостаточной.

Отсутствие полноценной терминологической базы в административном законодательстве в сфере здравоохранения способствует созданию большого количества проблем, среди которых не только трудности при формировании единообразного толкования, но и вызванные разночтением легальных определений осложнения в правоприменении на практике.

Понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» содержатся в Федеральном законе № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] (далее — Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), являющемся на сегодняшний день базовым нормативно-правовым актом в сфере здравоохранения.

—--------е^е-

В научной литературе термин «охрана здоровья» принято рассматривать в широком и узком смысле. Так, по мнению Л.В. Попова, «под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [4, с. 517].

В узкоотраслевом смысле под охраной здоровья (здравоохранением) понимается система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека [5, с. 550].

Помимо охраны здоровья, гражданам в соответствии со ст. 41 Конституции РФ гарантируется право на медицинскую помощь, которая в отличие от достаточно широкого понятия охраны здоровья «представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья» [7].

Понятие медицинской помощи закреплено в ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг [1], однако в научной литературе понятие медицинской помощи, как правило, более разнообразно по содержанию [7, с. 33-35; 8, с. 72; 9, с. 15-19].

Исходя из законодательного определения, медицинскую помощь могут оказывать не только специалисты, но и лица, не являющиеся профессионалами в сфере медицины, т. е. ухаживающие за больными детьми матери (лечение простуды, ссадин и т. п.), оказывающие первую медицинскую помощь спасатели и пожарные и ----------—

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

—--------е^е-

т. п. Однако такая «непрофессиональная» медицинская помощь не относится к медицинской деятельности, поскольку согласно ст. 2 названного закона медицинская деятельность — это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи [1].

В настоящее время к лицам, имеющим право на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» [1], относятся врачи всех специальностей, а также средний медицинский персонал: фельдшеры, акушерки, медицинские сестры. Однако легальных понятий, раскрывающих содержание данных терминов, действующее законодательство не содержит.

Имеющееся в ст. 2 данного закона понятие «медицинский работник» [1], на наш взгляд, излишне широко по содержанию и не позволяет персонифицировать правовой статус каждого субъекта, имеющего право на осуществление медицинской деятельности. В указанное понятие, помимо лиц, непосредственно ведущих медицинскую деятельность, можно включить тех, кто, не всегда обладая медицинским образованием, способствует оказанию профессиональной медицинской помощи, — это не только санитарки, медицинские регистраторы, нянечки или сестры-хозяйки, которых относят к младшему медицинскому персоналу, но и высококвалифицированные техники, обслуживающие сложные медицинские приборы или аппараты.

В ст. 69 Закона «Об основах охраны здоровья граждан» о медицинских работниках говорится лишь как о лицах, имеющих право на осуществление медицинской деятельности при наличии определенных условий, тогда как определение правового статуса врача в соответствии с его профессиональной деятельностью в современной юридической науке и законодательной практике до сих пор отсутствует.

На сегодняшний день такое «отсутствие нормативно закрепленного правового статуса врача привело к снижению престижности этой профессии и оттоку кадров из этой области» [10, с. 19-21].

Более того, в современном российском законодательстве отсутствует такое основополагающее, на наш взгляд, определение, как «врач». При всей очевидности на первый взгляд значения этого термина, в правоприменительной практике вполне обоснованно поднимается вопрос о необходимости законодательного закрепления данного понятия [11, с. 13-28].

Например, действующий Закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» содержит данный термин в ч. 15 ст. 2, ч. 6 ст. 20, ч. 7, 8 ст. 21, ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 47, ст. 48, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 66, ч. 1 ст. 67, ст. 71, ч. 3 ст. 76. Также термин «врач» фигурирует в ст. 5, 14 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [12], в ст. 11, 20, 23, 47 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [13].

Более того, законодательство в сфере здравоохранения включает в себя нормы, регламентирующие деятельность врача-специалиста. Однако при достаточно частом употреблении этого термина, в частности

-------—

в ч. 3 ст. 21, ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 47, ч. 6. ст. 67 Закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» [1], ст. 9 Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [12], объяснения данного термина в виде легальной дефиниции также не существует.

Равным образом, формулирование правового понятия врача предоставит возможность для формирования и уяснения с юридической точки зрения понятия «врачебная деятельность», поскольку термин «врачебная деятельность» также присутствует в действующем законодательстве.

В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [13] право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К тому же требует разрешения вопрос о правовом разграничении понятий «медицинское вмешательство» и «врачебное вмешательство», поскольку необходимо четко определить, с одной стороны, перечень процедур, проводимых медицинскими сестрами или фельдшерами, а с другой — обозначить те медицинские манипуляции, которые должны выполняться исключительно врачами.

При существующей на сегодняшний день неясности относительно правового содержания понятия «врач», в правовой науке вполне оправданно ставится вопрос о юридическом содержании определений «врачебная деятельность» [14, с. 39-40] и «врачебное вмешательство» [15, с. 18-23], причем вопрос о специфичности врачебной деятельности, например, поднимался в нашей стране еще в 1920-е гг. в работах профессора В.А. Рожановского [16, с. 4]. По нашему мнению, только законодательное закрепление понятия «врач» разрешит имеющуюся в данное время юридическую неопределенность.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость законодательного закрепления определения, раскрывающего содержание термина «врач». Легальное определение данного термина не только устранит существующую на сегодняшний день терминологическую путаницу в сфере осуществления медицинской деятельности, способствуя четкому формулированию иных «врачебных» понятий, но и будет способствовать внесению ясности при осуществлении правоприменительной деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.09.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.

2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) // под общ. ред. А.А. Кирилловых. — М.: «Деловой двор», 2012.

3. Чех О.И. Проблемы здравоохранения в административном праве // Актуальные проблемы права России и стран

журнал "Земский Врач" № 1 (22)-2014

53

журнал "Земский Врач" № 1 (22)-2014

СНГ — 2013: мат-лы XV Международной научно-практической конференции с элементами научной школы (юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 29-30 марта 2013 г.). Ч. III. — Челябинск: Цицеро, 2013.

4. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). — М.: «Проспект», 2011. — 560 с.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Рус. яз., 2000. — Т. 1: А-О.

6. Акопов В. И. Охрана здоровья в России: принципы организации на фоне проблем // RELGA: научно-культурологический журнал. — 2008. — № 5 (168) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww. woa/wa/Main?textid=86&level1 = main&level2 = articles (дата обращения: 15. 08. 2012).

7. Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. — М., 2001.

8. Ковалевский М.А. Правовые проблемы оказания платной медицинской помощи // Кодекс-Ио. — 2002. — № 9.

9. Дроздова А.В. Понятие медицинской услуги как гражданско-правовой категории // Сибирский юридический вестник. — 2004. — № 3.

10. Риффель А.В. Административно-правовой статус врача в РФ // Административное и муниципальное право. — 2008. — №8.

11. Тихомиров А.В. Законодательная реформа здравоохранения: подведение итогов // Главный врач: хозяйство и право. — 2012. — № 1.

12. Федеральный закон от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 29.11.2007) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 2. — Ст. 62.

13. Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 02.07.2013) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 33. — Ст. 1913.

14. Шишов М.А. Актуальные вопросы юридической ответственности врача // Медицинское право. — 2013. — № 3.

15. Корсаков С.А. О трудностях формирования медицинского права в России // Медицинское право и этика. — 2000. — № 1.

16. Акопов В.И. К истории судебной ответственности врачей и судебно-медицинской экспертизы при дефектах медицинской помощи // Проблемы экспертизы в медицине. — 2002. — Т. 2, № 1.

On the question of the need to define the legal jargon health legislation

T.E. Sutchkova

In article, the author analyzes the definitions that exist in the current legislation in the field of medicine, the question is raised about the need to amend the regulations to improve the legal terminology in this area.

Key words: medical activities, medical worker, doctor, medical intervention.

Научно-практическая конференция

21 апреля 2014, Москва

Новые возможности в лечении сердечной недостаточности

I I 1 L I 1 \?Х * L Ап Л

Председатели конференции: '

Заведующий кафедрой терапии, кардиологии и функциональной диагностики с курсом нефрологии ФГБУ «УНМЦ»УДП РФ, доктор медицинских наук, профессор Сидоренко Борис Алексеевич.

Руководитель отдела заболеваний миокарда и сердечной недостаточности Института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «РКНПК» М3 РФ, доктор медицинских наук, профессор Терещенко Сергей Николаевич

В программе конференции:

Доклады ведущих специалистов научных, клинических и учебных центров РАН, ФГБУ «УНМЦ» УДП РФ, М3 РФ и Департамента здравоохранения г. Москвы.

Место проведения: Здание Правительства Москвы, конференц-зал.

Адрес: ул. Новый Арбат, 36/9 (ст. метро Краснопресненская, Смоленская, Баррикадная).

Начало работы конференции в 9.00.

Регистрирация и более подробная информация:

на сайте www.eecmedical.ru, по эл. почте: info@eecmedical.ru, или по телефонам: +7 (495) 592-06-59, +7 (916) 567-35-29.

Участие в конференции бесплатное, по предварительной регистрации.

Технический организатор

<Е£С Medical

Educational Event Coordinator

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.