Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обидина Ольга Алексеевна, Попова Ольга Викторовна

Целью данной статьи является рассмотрение вопроса о необходимости формирования общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области безопасности личности, а также анализ понятия «безопасность личности» в различных аспектах проблемы. Наиболее значимыми аспектами, по нашему мнению, являются социальный, экологический, психологический и информационный. Принимается во внимание социальный заказ на формирование общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области безопасности личности: со стороны государства - это потребность в будущих учителях, обладающих компетенцией в области безопасности личности; со стороны общества - это потребность в формировании у граждан России социальной и этической ответственности в сфере, связанной с безопасностью личности; со стороны личности - это потребность в личной безопасности. Рассмотрены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей в области техносферной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обидина Ольга Алексеевна, Попова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FUTURE TEACHER’S COMPETENCIES IN THE FIELD OF PERSONAL SECURITY

The article aims to consider the necessity of forming general professional competencies of a future teacher in the field of personal safety, as well as to analyze the concept of “personal security" in different aspects of the problem. The most significant aspects are considered to be social, ecological, psychological and informational. The social order for the formation of general professional competencies of the future teacher in the field of personal safety is taken into account: on the part of the state it is the demand in future teachers with competence in the field of personal safety; on the part of society it is the necessity to form social and ethical responsibility in the sphere related to personal safety in Russian citizens; on the part of a person it is the need for personal safety. The results of the pilot experimental work aimed at the formation of general professional competencies of future teachers in the field of techno-sphere security are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 929.731 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-88-99

ББК 63.3(2)512-33

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

I О.А. Обидина, О.В. Попова

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение вопроса о необходимости формирования общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области безопасности личности, а также анализ понятия «безопасность личности» в различных аспектах проблемы. Наиболее значимыми аспектами, по нашему мнению, являются социальный, экологический, психологический и информационный. Принимается во внимание социальный заказ на формирование общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области безопасности личности: со стороны государства — это потребность в будущих учителях, обладающих компетенцией в области безопасности личности; со стороны общества — это потребность в формировании у граждан России социальной и этической ответственности в сфере, связанной с безопасностью личности; со стороны личности — это потребность в личной безопасности. Рассмотрены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей в области техносферной безопасности.

88

FORMATION OF THE FUTURE TEACHER'S COMPETENCIES IN THE FIELD OF PERSONAL SECURITY

I O.A. Obidina, O.V. Popova

Abstract. The article aims to consider the necessity of forming general professional competencies of a future teacher in the field of personal safety, as well as to analyze the concept of "personal security" in different aspects of the problem. The most significant aspects are considered to be social, ecological, psychological and informational. The social order for the formation of general professional competencies of the future teacher in the field of personal safety is taken into account: on the part of the state it is

© Обидина О.А., Попова О.В., 2021

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: безопасность, безопасность личности, техносферная безопасность, формирование компетенций будущего учителя в области безопасности личности, формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей в области техносферной безопасности, психологическая безопасность, информационная безопасность, экологическая безопасность.

Для цитирования: Обидина О.А., Попова О.В. К вопросу о необходимости формирования компетенций будущего учителя в области безопасности личности // Преподаватель XXI век. 2021. № 4. Часть 1. С. 88-99. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-88-99

■ the demand in future teachers with competence in the field of personal safety; on the part of society it is the necessity to form social and ethical responsibility in the sphere related to personal safety in Russian citizens; on the part of a person it is the need for personal safety. The results of the pilot experimental work aimed at the formation of general professional competencies of future teachers in the field of techno-sphere security are considered.

Keywords: security, personal security, techno-sphere security, formation of the future teacher's competencies in the field of personal security, formation of general professional competencies of future teacher's in the field of techno-sphere security, psychological security, information security, environmental security.

Cite as: Obidina O.A., Popova O.V. Formation of the Future Teacher's Competencies in the Field of Personal Security. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 4, part 1, pp. 88-99. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-88-99

Введение

События 2020 г. связаны во всем мире с пандемией коронавируса. Эти события поставили перед человечеством проблему выживания уже не как предполагаемую, а как реальную угрозу, заставившую задуматься о безопасности на всех уровнях социума (мировом, государственном, региональном, местном и личном). Вопросы безопасности приобрели первостепенный характер. Пандемия стала вызовом не только для специалистов, работающих в отраслях здравоохранения и безопасности, но и для каждого отдельно взятого человека. Соответственно, данные вопросы являются актуальными и для выпускников вузов педагогической направленности. Так, формирование компетенций будущих учителей в области безопасности личности становится жизненно необходимым, ведь это является залогом создания безопасных условий жизни и деятельности, а также сохранения жизни и здоровья человека.

Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение вопроса о необходимости формирования общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области безопасности личности, а также анализ понятия «безопасность личности» в различных аспектах проблемы.

Отметим, что формирование компетенций будущего учителя в области безопасности личности — это процесс системный, находящийся в зависимости от множества различных факторов, к их числу относятся культурные, психологические, социальные и другие.

Путем исследования мы принимаем за базовое понятие определение Л.А. Сивиц-кой, которое мы уточнили в следующей формулировке: формирование общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области безопасности личности мы определяем как целенаправленный, не- ^^ прерывный процесс достижения, приобретения набора основополагающих профессиональных способностей, знаний и умений, навыков, а также опыта их совместного применения на практике, являющихся инвариантом, необходимым будущему учителю для обеспечения безопасности личности в профессиональной деятельности [1, с. 55].

Учитывая выше изложенное, становится ясным, что формирование компетенций в области безопасности личности стало в настоящее время социальным заказом:

• со стороны государства — это потребность в будущих учителях, обладающих компетенцией в области безопасности личности;

• со стороны общества — это потребность в формировании у граждан России социальной и этической ответственности в сфере, связанной с безопасностью личности;

• со стороны личности — это потребность в личной безопасности.

По нашему мнению, общепрофессиональные компетенции будущего учителя в области безопасности личности являются системными составляющими общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области техносферной безопасности.

В данной статье проанализируем феномен «безопасность личности», представим качественные характеристики определения в различных аспектах проблемы. Ряд исследователей связывают данную категорию с безопасностью жизнедеятельности личности, другие рассматривают как разновидность общесоциальной безопасности.

Так, понимание настоящего феномена довольно сложно представить без рассмотрения понятия «безопасность», которое является многогранным. Оно трактуется 90 как свойство системы, состояние системы, совокупность условий и мероприятий. Несомненно, подобная вариативность в данном вопросе оправдана желанием выявить глубокую сущность, найти основополагания. Так, феномен «безопасность личности» понимается нами как система безопасного взаимодействия личности со средой обитания, которая включает в себя знания, умения и навыки по защите себя и по возможности предотвращение опасностей социального, природного и техногенного характера.

Главной особенностью проблематики «безопасность личности» является ее многоаспектность. Соответственно, рассматривая данный феномен, необходимо принимать во внимание не столько

отдельные элементы выше указанного понятия (социальная, техносферная, экологическая, психологическая и т. д.), сколько их синтез.

Следует отметить, что человек есть существо как биологическое, так и социальное. Следовательно, рассматривая проблематику «безопасность личности» в социальном аспекте вопроса, следует обратить внимание, что на первый план выходит взаимосвязь личности и общества, некое единство индивидуализма и универсализма, возможность личности к адаптации с целью избежать или (по возможности) минимизировать различные угрозы и риски. Таким образом, данный феномен можно представить как некую систему диалектического единства внутреннего мира личности с внешними условиями, окружающими данную личность. Так, Л.И. Шершнев видит ключ к гармоничному развитию общества в «формировании личности в безопасной, прежде всего, для самой себя окружающей среде обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений» [2, с. 7]. По мнению данного ученого, формирование личности безопасного типа является главной потребностью социума и ключом к спасению природы. По нашему мнению, личность безопасного типа — это человек, который в полной мере осознает себя как часть природы, стремится жить в гармонии с собой и окружающим миром, способный взять на себя ответственность за все живое и неживое на планете, а также человек, совмещающий собственные интересы с интересами общества. Следует отметить, что на сегодняшний день нет единого подхода к решению задачи формирования личности безопасного типа. Каждый

ученый, проводящий исследования в данном направлении, идет своим путем, проводя детализацию процесса формирования в рамках определенных подходов (компетентностного, ситуационно-адаптированного, личностно-развивающего).

В похожем ключе рассматривает проблему Н.А. Лызь, раскрывая понятие «безопасность личности» с позиции психолого-педагогического направления. Автором данный феномен рассматривался как «безопасность человека, строящего свою жизнь в контексте единства с собственным сущностным «началом», обществом и природой, реализующего свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного поддерживать свою системную устойчивость на всех уровнях здоровья за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития» [3, с. 297].

Основополагающую роль в рамках обеспечения безопасности личности играет психологический аспект. Большинство исследователей, работающих в этом направлении, делают акцент на ощущениях личности как в данный момент времени, так и на эмоциональных переживаниях и чувствах относительно дальнейшего будущего. Так, Г.Г. Вербина под «психологической безопасностью личности рассматривает состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта, и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой» [4, с. 197]. Также в концепцию психологической безопасности входит устойчивость к различным факторам среды, которая подразделяется на эмоционально-волевую; помехоустойчивую; нравственную; среду физиологических и

психологических функций при действии экспериментальных факторов; адаптационную; психику при сенсорной изоляции.

Рассматривая феномен «безопасность личности» в аспекте психологической безопасности, необходимо отметить значение психологической безопасности как базовой необходимости для позитивного развития личности. Так, проявление такого явления, как «личная тревожность», несет негативное влияние на все сферы деятельности обучающихся. Соответственно, проявляются трудности в общении со сверстниками, падает уровень успеваемости в учебе, развивается чувство неуверенности, формируется негативный социальный статус. Факторы, способствующие формированию тревожности, подразделяются на субъективные и объективные. Решение данной проблемы заключается в использовании различных психологических методов (устранение напряжения, повышение самооценки и др.). В качестве профилактических мер применяется стабилизация чувства защищенности и уверенности в собственных силах.

Рассмотрение проблематики безопасно- 91 сти во взаимосвязи с личностными свойствами обусловило проведение исследований в области формирования «личности безопасного типа». В данном направлении проводили исследования такие ученые, как Т.М. Краснянская и В.Г. Тылец. Они рассматривали «личность безопасного типа» как «личность, имеющую внутреннюю организацию, не предрасполагающую ее при реализации деятельностной или психической активности в определенном пространственно-временном континууме к причинению какого-либо ущерба себе или окружающим, но способствующую реализации программы просоциаль-ного развития» [5, с. 61]. По нашему мнению, просоциальное поведение является

одним из важных показателей сформиро-ванности компетенций будущего учителя в области безопасности личности. В настоящее время в научном сообществе активно ведутся дискуссии по поводу данного феномена: является ли он альтруистическим или все же преобладают эгоистические мотивы? В данном вопросе мы придерживаемся «золотой середины», принимая равнозначность двух составляющих явления: заботу о личном благополучии и заботу о благополучии других. Также в своих работах Т.М. Крас-нянская и В.Г. Тылец формулируют идею о «существенном субъективизме уровней отражения безопасности, способном привести к образованию у человека иллюзий безопасности, под которыми понимаются ошибки в восприятии и оценке значимости параметров ситуации (среды, условий) в качестве несущих или не несущих угрозу субъекту безопасности» [там же, с. 61]. Таким образом, авторы делают акцент на влиянии индивидуальных и типологических особенностей личности на процесс идентификации рисков. Иллюзия безопасности является неким результатом 92 неверного восприятия субъектом сложившейся ситуации.

Аспект информационной безопасности для проблематики «безопасность личности» как никогда важен, в своем исследовании мы акцентируем внимание на минимизации агрессивного информационного воздействия на личность, которое наносит вред психическому и нравственному здоровью. В своих работах С.В. Иванов рассматривает «информационную безопасность личности как состояние высокой степени защищенности личности, при котором гарантируется реализация ее прав и свобод в информационной сфере и максимально снижен риск негативного воздействия на нее внутренних и внешних угроз» [6, с. 50].

Аспект информационной безопасности в рамках проблематики «безопасность личности» особенно актуален вследствие пандемии COVID-19 2020 года, вирус стал неким триггером к крупномасштабной цифровизации. В какой-то мере COVID-19 способствовал тому, что применение цифровых технологий стало уже не вопросом желания или не желания, а повсеместной необходимостью. Был запущен процесс адаптации общества и личности к «дистанционной» действительности. В школах, колледжах и университетах по всему миру применяется смешанный режим обучения, где обычная форма обучения соседствует с дистанционной. Все большая доступность и анонимность информации на просторах глобальной информационной сети оказывает влияние на формирование нравственного облика личности. В сегодняшних реалиях наиболее незащищенным звеном является подрастающее поколение, ведь оно еще не выработало собственное мировоззрение. Последнее время все чаще встречается такое явление, как кибербуллинг. Зарубежные авторы понимают под данным феноменом «любое поведение, осуществляемое с помощью электронных или цифровых устройств отдельными лицами или группами лиц, которые неоднократно посылают враждебные или агрессивные сообщения, направленные на причинение вреда или дискомфорта другим» [7, с. 278]. Многие исследователи отмечают тот факт, что последствия данного воздействия на ребенка могут быть более разрушительными, нежели обычные издевательства.

Не последнее место в ряде вопросов, связанных с информационной безопасностью личности, занимают проблемы безопасности личности в информационно-образовательном пространстве. С целью защиты интернет-среды в образовательных

учреждениях разработан ряд правовых мер. Также для ограничения доступа к нежелательному содержанию выход в сеть Интернет производится с использованием специализированного программного обеспечения для контентной фильтрации. Нельзя не отметить, что наличие данного ПО не должно исключать необходимость обучения правилам безопасного поведения в сети, ведь никакие программные фильтры не способны дать стопроцентную гарантию защиты. Так, информационная безопасность личности в цифровой среде должна базироваться не на мерах запрета и ограничения, так как это не является конструктивным, а, скорее, на развитии информационной культуры, формирование которой должно происходить на всех уровнях образовательного процесса.

Помимо образовательного учреждения, свой вклад в обеспечение информационной безопасности личности учащихся должны внести родители. Необходимо обеспечить контроль со стороны семьи. Ведь родители могут наиболее полно учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности своего ребенка.

Исходя из вышеизложенного, видно, что все большую актуальность приобретает педагогическое сопровождение при изучении вопросов безопасности личности в аспекте информационной безопасности на всех уровнях образования.

Одним из основополагающих аспектов проблематики «безопасность личности» является экологический аспект. На законодательном уровне термин «экологическая безопасность» вводится в № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. «Экологическая безопасность» — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного

негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [8]. Соответственно, феномен «экологическая безопасность личности» понимается нами как состояние защищенности личности от всевозможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Важным моментом в экологическом аспекте безопасности личности является взаимосвязь человека и природы. Человек постоянно меняет условия обитания, воздействуя на биосферу. На сегодняшний день это происходит особенно масштабно в сжатые сроки, что приводит к кардинальной перестройке экологической картины и, следовательно, к непредсказуемым ситуациям. Необходимо отметить опасную тенденцию повышения числа природных катастроф. Согласно докладу Бюро Организации Объединенных Наций от 12.10.2020 г. за последние 20 лет произошло удвоение количества стихийных бедствий. В период с 2000 по 2019 год произошло 7348 93 крупных стихийных бедствий, унесших 1 миллион 230 тысяч жизней, пострадало 4 миллиарда 200 миллионов человек [9]. Не случайно большое количество ученых при решении современных экологических проблем акцентируют внимание на преобразовании психологического взгляда на данную проблему, трансформации морали человека, изменении в формировании экологической культуры, направленной на гармонизацию взаимоотношений человека и природы. Таким образом, становится понятным, что обществу просто необходимо выстроить новый тип взаимоотношений с природой, основанный на экологической морали и ответственности.

Результаты проведенного исследования

С целью изучения уровня сформиро-ваннности общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области техносферной безопасности в 2020 г. в г. Бийске на базе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, в котором приняли участие 50 студентов. Нами были определены две группы: экспериментальная и контрольная, в каждой группе было по 25 человек.

На основе проведенного теоретического анализа по теме исследования в ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены показатели и следующие критерии оценки процесса формирования общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области техносферной безопасности, а именно: ценностно-моти-вационный, когнитивный, операционально-деятельно стный.

На первом этапе констатирующего экс-94 перимента проводилось исследование начального уровня сформированности ценностно-мотивационного компонента посредством использования уточненной методики, разработанной Ш. Шварцем, Т.П. Бутенко, Д.С. Седовой, А. Липатовой «Теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России» [10].

На данном этапе экспериментальной работы нам было необходимо определить, достаточен ли уровень сформированно-сти общепрофессиональных компетенций в области техносферной безопасности у будущих педагогов и нужно ли целенаправленно формировать указанные компетенции.

Студентам было предложено заполнить опросник PVQ-Revised, портретный

опросник ценностей (профиль личности). При проведении опроса временные ограничения отсутствовали. Результаты диагностики обрабатывались различными методами математической статистики. С целью проверки результатов мы вывели средний балл, по нему установили уровень показателя, затем было вычислено стандартное отклонение, благодаря которому видно, как оно отличается от среднего. Исходя из среднего балла по каждому виду ценностей, был установлен ранг от 1 до 19. Типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, присваивается ранг 1, а типу ценностей самого низкого среднего балла присваивался ранг 19. В рамках настоящей статьи наибольший интерес представляют два показателя: безопасность личная, безопасность общественная. Так, с целью качественной обработки полученных результатов, мы определили уровни сфор-мированности ценностно-мотивационно-го компонента общепрофессиональной компетенции будущих учителей в области техносферной безопасности (высокий: 1-5 ранг, средний: 6-12 ранг, низкий 13-19 ранг). Ценности из опросника PVQ-Revised мы разбили по видам: ценности, непосредственно связанные с областью техносферной безопасности; ценности, косвенно связанные с областью техносферной безопасности; ценности, не связанные с областью техносферной безопасности, но оказывающие влияние на нее. Результаты диагностики студентов (принятие ценностей, непосредственно связанных с областью техносферной безопасности) представлены в таблице 1.

Как видно из табл. 1, принятие ценностей, связанных с личной и общественной безопасностью, находится на среднем уровне (безопасность личная: э/г — 8, к/г — 8, стандартное отклонение э/г — 0,04, к/г — 0,23; безопасность общественная: э/г — 7,

Таблица 1

Результаты диагностики студентов по критерию «принятие ценностей, непосредственно связанных с областью техносферной безопасности»

№ п/п Ценность, выявленная в ходе диагностики в АГГПУ им. В.М. Шукшина Экспериментальная группа Контрольная группа

Среднее значение Стандартное отклонение Ранг Среднее значение Стандартное отклонение Ранг

1. Безопасность личная 2,46 0,04 8 2,40 0,23 8

1.1 Избегать болезней и заботиться о своем здоровье очень важно для него 2,44 1,56 2,32 1,28

1.2 Для него исключительно важна его личная безопасность 2,48 1,50 2,48 0,96

2. Безопасность общественная 2,49 0,09 7 2,52 0,10 6

2.1 Иметь сильное государство, которое может защитить своих граждан, очень важно для него 2,40 1,47 2,64 1,08

2.2 Для него важно, чтобы его страна защищала себя от всех угроз 2,36 1,58 2,4 1,04

2.3 Стабильность и порядок в обществе важны для него 2,72 1,40 2,52 1,23

к/г — 6, стандартное отклонение э/г — 0,09, к/г — 0,10). Исходя из минимального стандартного отклонения, видно отсутствие поляризации мнений по этому вопросу. Проведя анализ полученных результатов, можно говорить о недостаточном понимании респондентами важности ценностей, связанных с личной и общественной безопасностью, что указывает на необходимость формирования компетенций в области безопасности.

Результаты диагностики у студентов «ценностей, косвенно связанных с областью техносферной безопасности», представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, среди ценностей, косвенно связанных с областью техносферной безопасности, студенты отдают предпочтение следующим (высокий уровень): универсализм — забота о других (ранг: э/г — 3, к/г — 5; стандартное отклонение: э/г — 0,15, к/г — 0,09). Таким образом, можно сделать вывод о

наибольшем влиянии выше указанных ценностей на развитие личностных качеств студентов. Категория ценностей «конформизм — межличностный» студентами экспериментальной группы была принята на среднем уровне (ранг — 95 11; стандартное отклонение — 0,26), а студентами контрольной группы на низком уровне (ранг — 14; стандартное отклонение — 0,19). Категории ценностей «конформизм — правила» (ранг: э/г — 14, к/г — 13; стандартное отклонение: э/г — 0,02, к/г — 0,16) и универсализм — забота о природе (ранг: э/г — 15, к/г — 16; стандартное отклонение: э/г — 0,16, к/г — 0,03) на низком уровне. Исходя из минимального стандартного отклонения, видно отсутствие поляризации мнений по этому вопросу.

Результаты диагностики студентов по ценностно-мотивационному критерию «принятие ценностей, не связанных с областью техносферной безопасности, но

Таблица 2

Результаты диагностики студентов по критерию «принятие ценностей, косвенно связанных с областью техносферной безопасности»

Экспериментальная группа Контрольная группа

№ п/п Ценность, выявленная в ходе диагностики в АГГПУ им. В.М. Шукшина Среднее значение Стандартное отклонение нг се О. Среднее значение Стандартное отклонение нг се О.

1. Конформизм — Правила 2,11 0,02 14 2,21 0,16 13

2. Конформизм — Межличностный 2,24 0,26 11 2,12 0,19 14

3. Универсализм — Забота о других 2,91 0,15 3 2,72 0,09 5

4. Универсализм — Забота о природе 1,92 0,13 15 1,93 0,03 16

Таблица 3

Результаты диагностики студентов по критерию «принятие ценностей, не связанных с областью техносферной безопасности, но оказывающих влияние на нее»

Экспериментальная группа Контрольная группа

№ п/п Ценность, выявленная в ходе диагностики в АГГПУ им. В.М. Шукшина Среднее значение Стандартное отклонение Ранг Среднее значение Стандартное отклонение Ранг

1. Самостоятельность — Мысли 2,63 0,07 6 2,36 0,17 11

2. Самостоятельность — Поступки 2,73 0,16 4 2,93 0,13 2

3. Власть — Ресурсы 1,63 0,18 18 1,61 0,16 18

4. Репутация 2,27 0,11 10 2,51 0,26 7

5. Традиция 1,16 0,12 19 1,83 0,22 17

6. Благожелательность — Забота 3,07 0,07 1 3,11 0,16 1

7. Благожелательность — Чувство долга 3,01 0,21 2 2,93 0,07 2

96

оказывающих влияние на нее» представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, среди ценностей, не связанных с техносферной безопасностью, но оказывающих влияние на нее, студенты отдают предпочтение (высокий уровень) следующим: «благожелательность — забота» (ранг: э/г — 1, к/г — 1; стандартное отклонение: э/г — 0,07, к/г — 0,16); «благожелательность — чувство долга» (ранг: э/г — 2, к/г — 2;

стандартное отклонение: э/г — 0,21, к/г — 0,07); «самостоятельность — поступки» (ранг: э/г — 4, к/г — 2; стандартное отклонение: э/г — 0,16, к/г — 0,13). Таким образом, можно сделать вывод о наибольшем влиянии выше указанных ценностей на развитие личностных качеств студентов. Наименьшее принятие респондентами ценности из данной категории — это «традиция» (ранг: э/г — 19, к/г — 17; стандартное отклонение: э/г — 0,12,

к/г — 0,22). Исходя из минимального стандартного отклонения, видно отсутствие поляризации мнений по этому вопросу.

В рамках второго этапа констатирующего эксперимента проводилось исследование операционально-деятельностного компонента общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области тех-носферной безопасности посредством тестирования. Показателем данного критерия являются навыки и умения по реализации знаний в области техносферной безопасности. Нами были определены уровни сформированное™ выше указанного показателя (высокий: 13-18 баллов, средний: 7-12 баллов, низкий: 0-6 баллов). Так, результаты проведенного тестирования показали в целом недостаточный уровень навыков и умений в области техносферной безопасности. Контрольная группа: высокий уровень — 0%; средний уровень — 32%; низкий — 68%. Экспериментальная группа: высокий уровень — 4%; средний уровень — 36%; низкий — 60%.

В рамках третьего этапа констатирующего эксперимента проводилось исследование когнитивного компонента общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области техносферной безопасности также посредством тестирования. Показателем данного критерия

является комплекс теоретических знаний в области техносферной безопасности. Нами были определены уровни сформи-рованности выше указанного показателя (высокий: 27-38 баллов, средний: 13-26 баллов, низкий 0-12 баллов). Так, результаты проведенного тестирования показали в целом недостаточный уровень знаний в области техносферной безопасности. Контрольная группа: высокий уровень — 0%; средний уровень — 20%; низкий — 80%. Экспериментальная группа: высокий уровень — 0%; средний уровень — 16%; низкий — 84%.

Более подробно с результатами констатирующего эксперимента можно ознакомиться в статье «Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области техносферной безопасности» [11, с. 159].

На основе анализа теоретических положений и данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы видим необходимость формирования общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области техносферной безопасности и общепрофессиональных компетен- 97 ций будущего учителя в области безопасности личности как системной составляющей выше указанной компетенции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сивицкая, Л.А., Смышляева, Л.Г., Смышляев, А.В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник Томского государственно педагогического университета. 2010. № 12 (102). С. 52-55.

2. Шершнев, Л.И. Школа и формирование личности безопасного типа // Информационный сборник «Безопасность». 1994. № 5 (21). С. 5-13.

3. Лызь, Н.А. Об уровнях проектирования системы формирования безопасной личности // Известия ТРТУ 2006. № 13. С. 296-299.

4. Вербина, Г.Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 196-202.

5. Краснянская, Т.М., Тылец, В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: Education Science

and Psychology. 2013. No. 1 (23). URL: https://docplayer.ru/46267862-Udk-ponyatiynye-orientiry-razvitiya-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti-v-predmetnom-pole-sovremennyh-issledovaniy.html (дата обращения: 13.05.2021).

6. Иванов, С.В. Правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации // Вестник Екатерининского института. 2014. № 1 (25).

7. Tokunaga, R.S. Following you home from school: A critical review and synthesis of research on cyberbullying victimization // Computers in Human Behavior. 2010. № 26. P. 277-287.

8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 20.03.2021).

9. Бельчикова, Е.А. ООН оценила урон всех стихийных бедствий за последние 20 лет // Популярная механика. 2020. URL: https://www.popmech.ru/science/news-631273-oon-ocenila-uron-vseh-stihiynyh-bedstviy-za-poslednie-20-let/ (дата обращения: 20.03.2021).

10. Шварц, Ш. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. C. 43-70.

11. Обидина, О.А. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию общепрофессиональных компетенций будущего учителя в области техносферной безопасности // Advances in Science and Technology. Сборник статей XXXVII международной научно-практической конференции. М.: Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2021. 284 с.

REFERENCES

1. Sivickaja, L.A. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v vysshej shkole: deficity metodicheskoj gotovnosti prepodavatelej [Implementation of the Competence-Based Approach in Higher Education: Teacher Methodological Readiness Deficits], Vestnik Tomskogo gosudarstvenno pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2010, No. 12

9g (102), pp. 52-55. (in Russ.)

2. Shershnev, L.I. Shkola i formirovanie lichnosti bezopasnogo tipa [School and the Formation of a Safe Type of Personality], Informacionnyj sbornik "Bezopasnost" = Information Collection "Security", 1994, No. 5(21), pp. 5-13. (in Russ.)

3. Lyz, N.A. Ob urovnjah proektirovanija sistemy formirovanija bezopasnoj lichnosti [About the Levels of Designing a System for the Formation of a Secure Personality], Izvestiya Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotekhnicheskogo universiteta = News of Taganrog State Radio Engineering University, 2006, No. 13, pp. 296-299. (in Russ.)

4. Verbina, G.G. Psihologicheskaja bezopasnost lichnosti [Psychological Security of the Individual], Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2013, No. 4, pp. 196202. (in Russ.)

5. Krasnjanskaja, T.M., Tylec, V.G. Ponyatijnye orientiry razvitiya psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v predmetnom pole sovremennyh issledovanij [Conceptual Guidelines for the Development of Psychological Security of the Individual in the Subject Field of Modern Research]. GESJ: Education Scienceand Psychology, 2013, No. 1 (23). Available at: https://docplayer.ru/46267862-Udk-ponyatiynye-orientiry-razvitiya-psihologicheskoy-bezo pasnosti-lichnosti-v-predmetnom-pole-sovremennyh-issledovaniy.html (accessed: 06.08.2021). (in Russ.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1__4 , 2021

ВЕК ' 2021

6. Ivanov, S.V. Pravovoe regulirovanie informacionnoj bezopasnosti lichnosti v Rossijskoj Federacii [Legal Regulation of Personal Information Security in the Russian Federation], Vestnik Ekaterininskogo institute = Bulletin of the Catherine Institute, 2014, No. 1 (25). (in Russ.)

7. Tokunaga, R.S. Following You Home from School: A Critical Review and Synthesis of Research on Cyberbullying Victimization. Computers in Human Behavior, 2010, No. 26, pp. 277-287.

8. Federalnyj zakon "Ob ohrane okruzhajushhej sredy" ot 10.01.2002 No. 7-FZ [Federal Law "On Environmental Protection"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34823/ (accessed: 20.03.2021). (in Russ.)

9. Belchikova, E.A. OON ocenila uron vseh stihijnyh bedstvij za poslednie 20 let [The UN Has Assessed the Damage of All Natural Disasters Over the Past 20 Years], Populjarnaja mehanika = Popular mechanics, 2020. Available at: https://www.popmech.ru/science/news-631273-oon-ocenila-uron-vseh-stihiynyh-bedstviy-za-poslednie-20-let/ (accessed: 20.03.2021). (in Russ.)

10. Shvarc, Sh., Butenko, T.P., Sedova, D.S., Lipatova, A.S. Utochnennaja teorija bazovyh individualnyh cennostej: primenenie v Rossii [Refined Theory of Basic Individual Values: Application in Russia], Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2012, vol. 9, No. 1, pp. 43-70. (in Russ.)

11. Obidina, O.A. Konstatiruyushchij etap opytno-eksperimentalnoj raboty po formirovaniyu obshcheprofessionalnyh kompetencij budushchego uchitelya v oblasti tekhnosfernoj bezopasnosti [The Ascertaining Stage of Experimental Work on the Formation of the General Professional Competencies of a Future Teacher in the Field of Technosphere Safety]. In: Advances in Science and Technology, Sbornik statej XXXVII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of Articles of the XXXVII International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Nauchno-izdatelskij centr "Aktualnost.RF", 2021, pp. 284 (in Russ.)

Обидина Ольга Алексеевна, аспирант, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. В.М. Шукшина, olgaobidina@mail.ru Olga A. Obidina, Post-Graduate Student, Shukshin Altai State University of Humanities and Education, olgaobidina@mail.ru

Попова Ольга Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Алтайский государственный

гуманитарно-педагогический университет им В.М. Шукшина, pov@bigpi.biysk.ru Olga V. Popova, ScD in Education, Professor, Shukshin Altai State University of Humanities and Education, pov@bigpi.biysk.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2021. Принята к публикации 26.05.2021 The paper was submitted 24.04.2021. Accepted for publication 26.05.2021

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.