Научная статья на тему 'К вопросу о некритичном заимствовании зарубежных подходов'

К вопросу о некритичном заимствовании зарубежных подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резапкина Галина Владимировна

В статье отмечается несостоятельность механического переноса зарубежных подходов в вопросах профессионального становления, созданных в иных культурно-исторических условиях, рассматриваются истоки компетентностного подхода, его ограничения и возможности. По мнению автора, тренировка компетенций без целенаправленного воспитания ценностно-смысловой сферы детей и подростков создает новые угрозы и тормозит профессиональное развитие человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резапкина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о некритичном заимствовании зарубежных подходов»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

| 107

К вопросу о некритичном заимствовании зарубежных подходов

РЕЗАПКИНА Галина Владимировна,

старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования

и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, Москва

Аннотация

В статье отмечается несостоятельность механического переноса зарубежных подходов в вопросах профессионального становления, созданных в иных культурно-исторических условиях, рассматриваются истоки компетентностного подхода, его ограничения и возможности. По мнению автора, тренировка компетенций без целенаправленного воспитания ценностно-смысловой сферы детей и подростков создает новые угрозы и тормозит профессиональное развитие человека

Ключевые слова:

компетенции, компетент-ностный подход, профессиональное самоопределение, жизненные навыки, смыслы, ценности, воспитание, развитие

В советском фильме «Начальник Чукотки» есть забавный эпизод: заезжий коммерсант за связку пушнины отдает охотнику-аборигену трубу от граммофона. Охотник подносит трубу к уху и удивляется, почему не слышно музыки. Я вспоминаю эту сценку каждый раз, когда сталкиваюсь с наивным ожиданием, что заимствованные идеи и технологии начнут работать сами по себе, вне породившей их системы.

Идеологической основой отечественной профориентации стала модель профессионального выбора, предложенная более ста лет назад американским социологом Парсонсом. По мнению ученого, достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии и организовать встречу человека с «подходящей» профессией. Эта модель, основанная на протестантской этике, в отечественной профориентации приобрела вид триады «могу», «хочу», «надо». Идеальный выбор профессии предполагает совпадение возможностей человека, его желаний и требований рынка труда. Это возможно, если школа, семья и общество с детства целенаправленно растят будущих профессионалов и граждан своей страны: определяют и развивают профессиональные интересы и склонности, необходимые личностные и деловые качества и задают вектор их приложения, воспитывают конструктивные мотивы трудовой деятельности, учат соотносить свои намерения с потребностями других людей. Если подобная работа не проводится на протяжении всего школьного обучения, то в старших классах взрослые могут только констатировать рассогласование между этими элементами. [5]

Попытка пересадить на российскую почву идеи японского профессора Фукуямы, которые успешно реализованы в японских школах, тоже оказалась не слишком удачной — хорошая идея была скомпрометирована дурным исполнением. Японские школьники проходят профессиональные пробы по девятнадцати видам деятельности, что способствует осознанному выбору профессии и приобретению начальных трудовых навыков. Такой подход требует солидного материально-технического и кадрового обеспечения. Из-за его отсутствия в Советском Союзе полезная инициатива выродилась в учебно-производственные комбинаты, в которых старшеклассники в принудительном порядке получали первый трудовой опыт, обучаясь на примитивном оборудовании никому не интересным специальностям.

Резапкина Г. В. К вопросу о некритичном заимствовании зарубежных подходов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 107-112.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

В последние годы в связи с дефицитом специалистов рабочих профессий делаются попытки возродить систему УПК, но «советские» методы, помноженные на финансовые и кадровые проблемы, не вселяют оптимизма. В регионах остались единицы успешно работающих УПК, но это редкое исключение и заслуга директоров-энтузиастов, поддерживаемых местной администрацией.

Наивно ожидать эффективности от профориентации, основанной на моделях, разработанных в ином культурно-историческом контексте, да еще не обеспеченных нормативно-правовой, материально-технической, кадровой и финансовой поддержкой. Однако поиски волшебного алгоритма, позволяющего решить все проблемы без особых усилий и затрат, продолжаются.

Сегодня ставка делается на компетентностный подход. Пока ученые мужи и дамы с упорством, достойным «остроконечников» и «тупоконеч-ников», спорят о терминологии, практики пытаются уловить содержательную разницу между компетенциями и отечественными ЗУНами в сочетании с профессионально важными качествами. А люди, не обремененные пониманием терминов и специфики компетентностного подхода, охотно делятся своими представлениями о «компетенциях человека будущего». Так, в недавнем интервью один из многочисленных лидеров образования заявил, что успешность и счастье (!) гарантируют «пять основных компетенций»: конструирование, исследование, умение выходить в открытые Сети, проектирование и организационно-управленческая деятельность. [3].

«Восьмерки», «семерки», «пятерки», «четверки» качеств — откуда они взялись, и как помогут остановить деградацию человеческих ресурсов в нашей стране?

Современные представления о профессионально важных качествах, или компетенциях оформились в середине XX века, когда исследователи выявили важность не только специальных, но и универсальных навыков. В американской доктрине «Системы проектирования военной подготовки» (1968) hard skills считаются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills — навыками работы с людьми и бумагами.

После того как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в сферу подбора персонала. Понятия «навыки», «компетенции», «качества» синонимичны, что находит отражение в практике их использования: в вакансиях вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» все чаще встречаются hard skills и soft skills. Что понимают под этими терминами?

Hard skills (англ. «жесткие» навыки) — это «специфические компетенции, которые приобретаются в ходе профессионального обучения в институтах и колледжах. Их можно проверить и оценить с помощью тестов и экзаменов (скорость и правильность чтения, набор текста на компьютере, выполнение определенной операции, например, вытачивание детали, создание компьютерных программ, вождение транспортных средств — все, что требует определенного алгоритма действий)» [4].

Очевидно, что специальные, или профессиональные компетенции должны базироваться на универсальных, или личностных компетенциях (soft skills — англ. «мягкие» навыки). Иногда их называют личными

качествами, потому что они зависят от личностных особенностей человека. Развитие универсальных компетенций начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь. Без сформированных универсальных компетенций профессиональная самореализация будет затруднена, а в некоторых сферах деятельности невозможна.

Анализ требований работодателей позволяет выделить наиболее востребованные универсальные компетенции: коммуникабельность; организованность; умение работать в команде; пунктуальность; критическое мышление; креативность; гибкость; дружелюбность; лидерские качества; умение решать сложные задачи.

Простим авторам терминологическую небрежность, самое главное — не назвать, а воспитать все эти замечательные навыки, качества, компетенции, свойства, черты характера. Американские школьники с первого класса обучаются по программе воспитания жизненных навыков «Life skills», цель которой — научить каждого ребенка просить о помощи и помогать самому, благодарить и отказывать, справляться с негативными эмоциями, заботиться о себе и других, уважать чужое мнение и отстаивать свое... Десятки полезных навыков, которые целенаправленно формируются на специально организованных занятиях и поддерживаются в семье! Подобные программы давно и успешно используются в европейских странах1.

Подготовка школьников к осознанному выбору профессии и обучение жизненно важным навыкам — длительный и сложный процесс с отсроченными результатами. Мало разработать эффективную технологию — необходимо найти специалистов, которым созвучны авторские идеи, и обучить их. В условиях, когда школьное обучение сводится к подготовке к ЕГЭ, не каждый директор готов создавать условия для подготовки учеников к жизни.

Сегодня тему развития компетенций «оседлали» люди, далекие от психологии образования. Запрос «развитие soft skills» выдает миллионы коммерческих предложений. Разве жалко потратить несколько тысяч рублей на развитие навыков, гарантирующих ребенку карьерный рост, успех и просто счастье?

Самый короткий список ключевых компетенций выдает НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке благотворительного фонда «Вклад в будущее». Четыре ключевые компетенции XXI века (4КК звучит почти как «Ку-клукс-клан») — это критическое мышление, креативность, коммуникабельность и кооперация (навыки взаимодействия). Школам готовят очередной «подарок» — «стандартизированный инструмент измерения компетенций 4К, проекты уроков, нацеленных на развитие этих компетенций и инструменты внутриклассного учителя» [1].

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 Двадцать лет назад идеи «Life skills» были творчески переработаны коллективом российских психологов под руководством С. В. Кривцовой и нашли отражение в разработанной ими программе «Жизненные навыки», задуманной «как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс» [2]. Подобные идеи легли в основу разработанного автором данной статьи учебно-методического комплекта «Беседы о самоопределении», включающего систему классных часов в 5-9 классах, на которых рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; развитие эмоциональной сферы; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры [6]. К сожалению, эти пособия доступны только столичным педагогам.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Представим на минуту, что послушные директора школ выделили часы на развитие компетенций, забрав их у предметников, а специально обученные педагоги вопреки всем законам психологии за несколько занятий развили у ребенка 10-14 лет креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.

Что стоит за этими красивыми словами?

Вопрос «что такое креативность?» обычно ставит школьников в тупик. Зато они хором отвечают, что креативность нужна в любой профессии. Спрашиваю: как вам креативный авиадиспетчер, работник автозаправки, оператор АЭС, хирург, кассир? Смеются, потом задумываются. Действительно, большинство профессий, особенно связанных с техникой, предполагает жестко заданный алгоритм действий. Креативность как способность находить и применять нестандартные решения возможна только при совершенном освоении стандартных операций. Нет ничего опаснее креативного дилетанта. А вот по-настоящему креативный человек нередко испытывает трудности с «кооперацией» и не всегда готов работать в команде. Будем его «лечить»?

Критичность — одна из граней мышления. Замечательное качество, обусловленное наследственностью, физиологией и воспитанием. Однако критичность плохо совмещается с другим важным качеством — гибкостью мышления. Что будем воспитывать и как?

Коммуникабельность — свойство, во многом обусловленное особенностями нервной системы. Большинство ученых, философов, людей искусства — интроверты. Для того чтобы делать открытия и создавать произведения искусства, им необходимо держать свое сознание расчищенным от лишней информации и необязательных контактов. Их тоже будем «лечить»?

Кооперация (навыки взаимодействия) — одна из пяти характеристик эмоционального интеллекта, которая почему-то приглянулась авторам концепции четырех ключевых компетенций больше, чем остальные. Полезное умение, которым блестяще пользуются мошенники и брачные аферисты. Ни одна ОПГ без навыков кооперации тоже долго не протянет, как и без эффективного лидера.

Тысячи креативных, коммуникабельных, гибких и умеющих решать сложные задачи лидеров, талантливых химиков, программистов, перспективных врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, чиновников отбывают тюремные сроки за организацию преступных сообществ, коррупцию, мошенничество и другие преступления. Более того, чем выше уровень развития компетенций, тем опаснее эти преступники и тем сложнее их вычислить и привлечь к ответственности.

Из вышесказанного не следует, что не надо развивать эти и другие компетенции. Развивать их необходимо, но недостаточно. Но сами по себе личностные компетенции, как и компетенции специальные, нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности задают вектор их приложения. М. Чиксентмихайи сравнивает психическую энергию человека с потоком, который фокусирует наше внимание и мотивирует наши действия. Как и другие формы энергии, она нейтральна и может быть использована как для созидательных, так и для разрушительных целей [7].

Казалось бы, американские школьники, у которых с детства целенаправленно развивают необходимые компетенции, должны быть застрахованы от проблем социализации, проявлений агрессии, суицидальных наклонностей. Но этого почему-то не происходит.

Недостаточную эффективность компетентностного подхода даже в условиях системного воспитания жизненных навыков можно объяснить тем, что программа «Life skills» базируется на психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека.

При выборе приоритетов в вопросах воспитания лучше идти не от устаревших подходов и абстрактных схем, а от успешной практики, как Р. Сент-Джон, взявший более пятисот интервью у признанных профессионалов. Вот что объединяет всех этих людей:

1. Любовь к своему делу.

2. Трудолюбие.

3. Концентрация.

4. Умение преодолевать себя.

5. Креативность.

6. Стремление к саморазвитию.

7. Умение служить людям.

8. Упорство. [8]

Мы видим, что в этот список вошли качества, не сводимые к набору компетенций, это сплав генетически заложенных черт, мотивов и ценностей, возможностей и рисков семейного и школьного воспитания, личного опыта, социального климата.

Примерно в это же время И. С. Сергеев в статье «Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта» привел емкий перечень признаков эффективной личности, ставший с годами только актуальнее.

1. Эффективна нравственная личность, которая работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых — любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном росте и личном саморазвитии, стремление к самореализации и самосовершенствованию, чувство долга, служение Родине.

2. Эффективна личность, способная к саморазвитию. Основа развития человека — его саморазвитие, сущность образования — это самообразование. Ступень развития личности, на которой проявляется личная эффективность, принято называть компетентностью. В современной педагогике вокруг «компетентностного подхода» ведутся жаркие баталии, причем спорщики обходят важный момент, который способен похоронить саму идею задолго до ее массовой реализации: компетентным становится только тот, кто хочет им стать.

3. Эффективна самостоятельно мыслящая личность, т. е. автономная, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума. Социальные стереотипы и образы масс-культуры блокируют творческие возможности личности, низводя ее до уровня посредственности. Самостоятельность в сочетании со здоровым скепсисом помогают держать

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

сознание «расчищенным» (Э. Гуссерль) от стереотипов, тормозящих развитие [9].

Элементарный предмет невозможно сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий. Мы же дерзаем воспитывать человека. Поэтому надо, во-первых, осознать, какими мы хотим видеть своих учеников, различая при этом инструментальные и сущностные понятия, во-вторых, подобрать подходы и стратегии, адекватные поставленным целям, в-третьих, создать и/или найти инструменты и технологии, которые способны приблизить нас к достижению этих целей. Затем годами взращивать поколение умных, добрых, честных, ответственных, трудолюбивых граждан своей страны, вкладывая ресурсы в образование, а не в подготовку амбициозных лидеров, чтобы потом годами добиваться их экстрадиции на родину.

Перед ФИРО РАНХиГС стоит задача научно-методического обеспечения профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков — без этого развитие любых компетенций не только бесполезно, но и опасно.

Литература

1. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации [Электронный ресурс] // Центр мониторинга качества образования. URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k (дата обращения — 19.02.2019).

2. Кривцова С. В. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе [Электронный ресурс] // Школьный психолог. — 2001. — № 47 (189). URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200104709 (дата обращения: 12.02.2019).

3. Пять компетенций человека будущего [Электронный ресурс] // Вести образования. — 6 нояб. 2018 г. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/11/6/ quality/5121 -pyat_kompetentsiy_cheloveka_buduschego (дата обращения — 21.02.2019).

4. Резапкина Г. В. «Технология» без идеологии — деньги на ветер // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 4. — С. 158-162.

5. Резапкина Г. В. Прогноз профессиональной успешности: ограничения и возможности // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 4. — С. 148-150.

6. Резапкина Г. В. Беседы о самоопределении. Классные часы в 5-9 классах. — М.: Академия, 2012. — 128 с.

7. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М.: Смысл, 2018. — 461 с.

8. Сент-Джон Р. Большая восьмерка качеств. — М.: Манн, Иванов, Фарбер, 2016. — 272 с.

9. Сергеев И. С. Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта [Электронный ресурс] // Кадры образования. Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования. URL: http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts/1107265567 (дата обращения — 22.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.