Научная статья на тему 'Современное состояние проблем профессиональной ориентации в школе и пути их решения'

Современное состояние проблем профессиональной ориентации в школе и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ХОББИ / ЗАРАБОТОК / SCHOOL / SPECIALTY / PROFESSION / PROFESSIONAL ORIENTATION / HOBBY / INCOME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Ю.В.

В статье представлены основные подходы к профессиональной ориентации современных школьников. Оценивается результативность актуальных теоретических и практических подходов к данной проблеме. Раскрывается понятие профессиональной ориентации как ориентации не на получение специальности, а на уровень ее овладения, на возможность менять свою специальность в рамках определенной профессии, на определенный заработок для желаемой будущей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of professional orientation at school and the ways to solve them

The article considers basic theoretical and practical approaches of career guidance of modern pupils and analysis their efficiency. «Career» guidance is regarded not as a trade learning but a rate of it, as opportunity to change own profession within the occupation and as factor of future.

Текст научной работы на тему «Современное состояние проблем профессиональной ориентации в школе и пути их решения»

УДК 37.015.3 Ю. В. Москаленко

аспирант каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: yulia0025@inbox.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье представлены основные подходы к профессиональной ориентации современных школьников. Оценивается результативность актуальных теоретических и практических подходов к данной проблеме. Раскрывается понятие профессиональной ориентации как ориентации не на получение специальности, а на уровень ее овладения, на возможность менять свою специальность в рамках определенной профессии, на определенный заработок для желаемой будущей жизни.

Ключевые слова: школа; специальность; профессия; профессиональная ориентация; хобби, заработок.

Moskalenko Y.

Postgraduate student of the chair of Psychology and Pedagogical anthropology MSLU; e-mail:, yulia0025@inbox.ru

CURRENT PROBLEMS OF PROFESSIONAL ORIENTATION AT SCHOOL AND THE WAYS TO SOLVE THEM

The article considers basic theoretical and practical approaches of career guidance of modern pupils and analysis their efficiency.

«Career» guidance is regarded not as a trade learning but a rate of it, as opportunity to change own profession within the occupation and as factor of future.

Key words: school; specialty; profession; professional orientation; hobby; income.

Профессиональная ориентация учащихся - важнейшая составная часть учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы. Жизнь показывает, что если работа выбрана правильно, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения, поэтому приносит наибольшую пользу обществу [19, с. 3].

До настоящего времени профессиональная ориентация рассматривается как система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии [26]. Под

профессиональным самоопределением подразумевается выбор определенного вида деятельности.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой профессиональная ориентация, осуществляемая в современной средней школе, основные ее подходы и программы. Ведущие авторы в данной области (Е. А. Климов, Л. М. Митина, Е. Н. Про-щицкая, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова)1, прежде всего указывают на необходимость оказания «...всяческой помощи подростку получить широкую ориентировку в мире профессий» [9, с. 16], а также на «формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению» [12, с. 37].

Проблема профессиональной ориентации становится особенно актуальной, когда речь идет об организации ее программ в школе. Примером одного из подходов решения данной проблемы является «Опыт реализации региональных профориентационных программ» [16, с. 71], выполняющий в большей степени просветительскую функцию. Реализация данных программ представлена на примере Якутии, Свердловской области и Республики Татарстан. «Задачей этого проекта является восполнение дефицита в изданиях для 9-11-х классов, которые знакомили бы школьников с наиболее востребованными профессиями и специальностями в различных отраслях профессиональной деятельности.» [16, с. 73]. Также создаются «учебные и методические пособия, учитывающие региональные особенности развития систем образования» [16, с. 74].

Следующий подход решения проблемы профессиональной ориентации направлен, в основном, на выполнение диагностической функции. Одним из примеров такого подхода является программа «Профессиональная диагностика на уроках и классных часах» [16, с. 158], показанная на примере Центра образования № 771, Москва. Данная программа рассчитана и на начальную школу. «В 1-4 классах она направлена на создание у учащихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий» [16, с. 158]. В 5-9 классах ведется работа, направленная на изучение индивидуальных

1 См. [9; 12; 17; 18; 24].

особенностей учащихся. «Уроки по профессиональному самоопределению проводятся по программе Г. В. Резапкиной "Психология и выбор профессии", в которой кроме теоретического материала есть и множество диагностических проб для учащихся, также представлены эффективные методики для оценки школьниками своих способностей» [16, с. 159]. «С учащимися 10-11 классов в рамках психологического сопровождения ведется преимущественно индивидуальная работа, направленная на помощь в коррекции, реже - выбора маршрута обучения» [16, с. 159].

Следующим подходом к данной проблеме является комплекс занятий по профессиональной ориентации, называемый «Программно-целевой подход к организации профориен-тационной работы в школе» [16, с. 109]. Профориентационная работа в данном подходе понимается следующим образом: «...управление процессом профессионального самоопределения школьников. А цель ее мы видим в том, чтобы учащийся наиболее полно раскрыл свой деловой потенциал, умел учитывать при этом конкретные социально-экономические условия, ориентироваться на рынке труда, освоил навыки переговоров с возможными работодателями» [16, с. 110].

Один из подходов к проблеме профессиональной ориентации - это предпрофильная подготовка и профильное обучение. С. Н. Чистякова считает, что это «составная часть профессионального самоопределения детей и молодежи, направленная на подготовку молодежи к выбору профессии» [23, с. 12]. В то же время «открытие профильного класса в условиях одной школы ограничивает возможность выбора выпускников, дети и родители не хотят менять школу, вот и приходится части ребят изучать в большем объеме не те предметы, которые нужны для поступления, а для подготовки к экзаменам по нужным предметам нанимать репетитора» [16, с. 110].

Таким образом, следует сделать вывод, что существующая профессиональная ориентация состоит из двух основных этапов. Первый этап - выбор определенного вида деятельности. Второй - после выбора профессии - выбор вуза. Далее ребенка ориентируют на получение «комплекса знаний, умений

и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер и т. д.)» [2], т. е., по сути, - это определение специальности. Современные «профориентационные» методики ориентируют на специальность как на определенный род или вид деятельности. Специальность (лат. specialis - особый, особенный; от species - род, вид) - комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии [2]. Следовательно, существующая система профессиональной ориентации на профессию фактически сводится к ориентации на специальность. «Специальная ориентация» - более подходящее понятие для понимания данного обучающего процесса. Но любая специальность постоянно меняется, соответственно эти изменения постоянно требуют несколько иных знаний и умений. Если мы говорим о навыке как о «деятельности, сформированной путем повторения и доведения до автоматизма» [28], то, употребляя его в данном контексте, мы исключаем факт развития самой «специальности», не говоря уже о «профессии».

Исходя из концепции профессионализма Н. Н. Нечаева [13], можно предположить, что существует необходимость «развести» два понятия - ориентация на получение профессии и ориентация на уровни ее овладения. Последнее подразумевает постоянное изменение самого себя. В таком случае «профессиональная» ориентация приобретает несколько иной смысл - как создание условий, позволяющих выработать «профессиональный» подход к выбору профессии.

Профессиональная ориентация должна идти путем «формирования осознанного отношения будущего специалиста к своей профессиональной деятельности, к условиям и особенностям ее развития, должна быть направлена на фунда-ментализацию образования» [13, с. 34].

По мнению Н. Н. Нечаева, профессиональная ориентация -это ориентация «на рынке» и «в рынке» труда, позволяющая увидеть и то, что мне будет интересно, и то, что будет востребовано другими (для других). А во сколько это будет оценено

определяется балансом спроса и предложения. Профессия предполагает трансформацию деятельности, умение видеть недостатки в своей деятельности, преодолевать самого себя, менять свою деятельность, совершенствуя ее.

Профессия - это возможность заработка на жизнь, осуществляя ту или иную деятельность. Именно эта деятельность заставляет личность менять свою специальность. Рынок заставляет развиваться. Если человек хочет быть готовым к рынку труда, то он должен ориентироваться на фундаментальные основы любой работы. Программы профессиональной ориентации должны быть направлены на развитие компетенций, отвечающих потребностям рынка труда. Следовательно, профессия - не специальность, а один из способов и путей ее развития.

В настоящее время, говоря о «выборе профессии», подразумевают «одновременно и определение своего места в социальной структуре, принадлежности к тому или иному слою общества» [4, с. 62]. Исходя из вышеизложенного подхода к профессиональной ориентации, человек при выборе профессии должен не определять себя к тому или иному слою общества, а научиться ориентироваться в данной социальной структуре, определяя в ней свое возможное место.

Социально-экономические изменения в нашей стране ставят такие задачи перед школой, как воспитание самостоятельной личности, умеющей принимать решения, прогнозировать свои жизненные ситуации, личности, нужной обществу. В Советской России в школах формировали мотивы к выбору определенных профессий, что облегчало профориентацию (выбирали то, что нужно государству) [20]. После окончания учебного заведения было распределение специалистов, была гарантированная работа по специальности, но не было принято говорить о размере будущей заработной платы и, тем более, ориентироваться на какой-либо ее уровень при выборе профессии. Российские психологи до сих пор рассматривают ориентацию на материальное благосостояние как негативный мотив в профориентационной деятельности. Например, Г. В. Резапкина пишет: «Жажда денег обычно обусловлена

желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремление к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов - патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями» [16, с. 36]. Если учесть, что слово «профессия» означает «объявляю своим делом», то данное высказывание противоречит самому понятию «профессиональная ориентация».

Именно потому, что в существующих формах профессиональной ориентации отсутствует «профессиональность», при наличии огромного количества попыток решить данную проблему, она остается неразрешенной. По результатам социологических исследований видно, что вследствие отсутствия у школьников адекватной профессиональной ориентации на свою будущую профессию они попадают «не туда» и в будущем не работают по профессии. Например, исследование, проведенное в Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ) [15] показало, что среди опрошенных 60 тыс. человек с высшим или средним профессиональным образованием только половина выпускников вузов и менее трети обладателей дипломов колледжей и учреждений НПО работают по специальности. Четверть выпускников вузов и половина выпускников учреждений НПО работают там, где их квалификация вообще не нужна [15]. По данным НеаёНип1ег, основной причиной смены профессии можно назвать низкий уровень дохода на данном рабочем месте [29].

Наиболее важный вопрос в реализации программ профессиональной ориентации - это диагностика. Методики профессиональной ориентации в школе в основном направлены на изучение интересов ребенка. Основа многих школьных программ - это определение наиболее подходящего «типа профессии», например: «Человек - Природа», «Человек - Человек» и т. д. [8, с. 240]. Однако ребенок должен делать свой выбор, основываясь не только на своих интересах и предпочтениях, но и на востребованности данной профессии в регионе проживания, исходя из своих представлений о том, какой будет

его жизнь, связанная с данной профессией. Ведь интересы школьников подросткового возраста имеют динамическую природу: то, что нравится «сегодня», может не понравится «завтра». Л. С. Выготский писал, что «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, они изменяются на каждой возрастной ступени» [3, с. 6].

В таком случае вопрос о наиболее интересной профессиональной деятельности должен звучать не «Что мне интересно на данный момент», а «Что мне будет интересно в дальнейшей моей жизни?». Основными диагностическими методиками профессиональной ориентации должны стать те, которые содержат в себе вопросы о будущей жизненной перспективе. Основные вопросы, которые должен ставить перед собой человек, выбирающий профессию, - «как» я хочу жить, «какой я вижу свою жизнь в 25 лет, в 30 лет, в 40, в 55.», «что» сделает меня счастливым, «чем» я хочу заниматься в жизни и «что» и «как» я должен и могу сделать так, чтобы именно это обеспечило мне желаемую жизнь.

Методики, рассматривающие мотивационную сферу и потребности личности, - это важная часть диагностики профессиональной ориентации. С. Фукуяма исследовал профессиональную ориентацию методом профессиональных проб. При этом он обращал внимание не на то, чем именно занимаются школьники, а на то, доводят ли они это до конца, т. е. исследовал мотивацию [22, с. 27]. А. Н. Леонтьев также отмечал, что «.потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности» [10, с. 133].

По мнению некоторых авторов, опираться при выборе профессии стоит на «профессиональное призвание», отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества [4; 8; 27]. Однако, как отмечал еще К. Маркс, «призвание» человека закрепляет его за определенной трудовой функцией. «Признавая призвание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек - это творец своей судьбы» [11, с. 128]. В подростковом возрасте сложно найти свое профессиональное призвание, влечение к определенному делу, не перепутав его с интересом,

чаще подростки ждут подсказки со стороны родителей, чтобы за них решили, что им больше подходит.

Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается в детстве и заканчивается в ранней юности [5, с. 15], когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Но как может еще не выросший человек принимать столь серьезные решения в своей жизни? И. С. Кон приходит к выводу, что образы будущего в юности ориентированы, прежде всего, на результат, а не на средства его достижения, т. е. жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами [5, с. 15].

Исследование жизненной перспективы учащихся 8-х и 10-х классов средних школ г. Киева, проведенные в свое время Е. А. Головахой, позволяет сделать вывод о том, что «старшеклассники недостаточно самостоятельны и не готовы к должной самоотдаче для реализации поставленных целей, прежде всего тех, которые связаны с достижением материального благосостояния» [5, с. 117]. Рассогласованность жизненной перспективы наиболее ярко проявляется в сфере материального потребления: умеренные притязания на размер будущей зарплаты одновременно сопровождаются высокими потребительскими запросами [5, с. 123].

Если ориентировать на специальность, то нужно понимать, что она может исчезнуть. Содержание современной профориентационной работы может стать ненужным через несколько лет.

В этом контексте появляется еще один смысл для понимания словосочетания «будущая профессия»: а будет ли выбранная будущая профессия «профессией будущего»?

«Если в 80-х годах главным направлением борьбы за научно-технический прогресс считалось преодоление морального устаревания техники, - пишет Н. Н. Нечаев, - то сейчас важнейшим средством обеспечения прогресса становится работа по устранению морального износа знаний. Более того, резкое ускорение процесса появления новых знаний и технологий во всех областях науки и практики, с одной стороны,

и закономерное "моральное" устаревание прежней информации, делают бессмысленными попытки организации ее усвоения при сохранении традиционных подходов в понимании целей, содержания и форм организации образовательного процесса» [13, с. 15].

Если научная информация, актуальная сегодня, уже завтра устаревает, то этого не скажешь о фундаментальных теоретических знаниях - фундаментальные науки в значительной мере обеспечивают стыки научного знания, а это сегодня самые быстрорастущие точки современной науки: физическая химия, экономическая кибернетика, математическое моделирование, экономическая социология и т. п. Поэтому единственная возможность для системы образования - не ошибиться, работать на перспективу - это фундаментализация образования [14, с. 130]. Что касается профессиональной ориентации, она должна быть направлена на фундаментальные основы любого труда - это его нужность, полезность для общества, востребованность в будущем. Если говорить о личности, то одним из базисных вопросов являются ее возможности выполнять ту или иную деятельность в определенных условиях. Но самое главное - труд должен приносить удовольствие человеку, удовлетворять его потребности, а размер возможной заработной платы должен соответствовать желаемому уровню жизни.

Закон перемены труда отражает подвижность функций работника, потребность в смене рода деятельности. Предприятие, исходя из запросов производства и интересов работодателя, может неоднократно менять персонал, добиваясь формирования качественной рабочей силы. Таким образом, закон проявляется в переходе от одного вида деятельности к другому и предполагает наличие у индивида способностей к такому переходу. Перемена труда развивает способности и профессиональные навыки работника. При этом овладение рядом специальностей не просто расширяет диапазон трудовой деятельности человека, но и повышает его конкурентоспособность на рынке труда [25].

Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия: во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня

квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании (дипломами, свидетельствами и др.); во-вторых, возможности личности являются своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность должна служить источником дохода. Например, уход за собственными детьми не является профессиональной деятельностью. А вот уход за детьми в детском саду становится таковой.

Профессионалов следует отличать от дилетантов, не имеющих достаточной квалификации, и от любителей, не использующих результаты своего труда для получения доходов. Идеальным вариантом для человека является случай, когда профессия, т. е. трудовая деятельность, является одним из его увлечений. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: идеальная программа профессиональной ориентации должна показать человеку как с помощью любимого дела, своего хобби научиться зарабатывать деньги, т. е. сделать его профессией.

Лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер писал: «Успех не является ключом к счастью. Счастье - вот ключ к успеху. Если вы любите то, что делаете, вы будете успешным» [21]. По данным НеаёНип1ег, тренеры по достижению жизненного успеха всё чаще предлагают превратить любимое хобби в профессию. Однако и в таком подходе есть свои «подводные камни». Заниматься любимым делом для себя и делать работу для нанимателя - совершенно разные вещи [29].

Многие люди реализовывают то, что произвели или собственноручно изготовили. В настоящее время всё более актуальными становятся интернет-продажи, будь то войлочные игрушки [1] или изготовление мыла в домашних условиях [6]. При этом предпринимателю предоставляются даже такого рода советы, как раскрутить «свой блог» [1; 6; 7]. С одной

стороны, это экономия времени, удобство оплаты сделанной покупки, наличие полной характеристики товара, с другой -из-за риска быть обманутым или нежелания регистрироваться на подобных сайтах далеко не все пользователи Сети осуществляют подобные сделки.

Журнал Forbes выбрал 10 самых ярких и интересных примеров того, как люди стали миллионерами, превратив свое хобби в труд, сделав это с выгодой для своего семейного бюджета [30].

В своем знаменитом стихотворении «Кем быть?» В. Маяковский рассказывает о нескольких профессиях, и каждая из них хороша по-своему. Стихотворение заканчивается словами: «Все работы хороши, выбирай на вкус». Действительно, нет «плохих» или «хороших» профессий. Есть профессии наиболее востребованные, хорошо оплачиваемые, способные удовлетворить потребности. Именно умение зарабатывать, занимаясь своим любимым делом, и должно быть основным «ориентиром» при разработке программ профессиональной ориентации современных школьников подросткового возраста.

К. Маркс в своем ученическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии», написанном в 1835 г., отмечал, что при выборе профессии «главным руководителем» должно быть счастье человечества, счастье миллионов людей и личное совершенствование [19, с. 5].

Таким образом, базисом профессиональной ориентации должны быть такие компоненты, как ориентация на любимое дело, которое можно сделать нужным для других. Важно, чтобы будущая профессия была востребована и не только сегодня, особенно, если это касается конкретного региона. В основу профессиональной ориентации должны войти программы, направленные на развитие способностей, позволяющих личности ориентироваться в своей профессии, их умения «преподнести» себя, ориентироваться на определенный уровень жизни или на будущий социальный статус, одним словом, воспитание развивающейся личности, владеющей возможностями проектировать реальные социальные ситуации своей деятельности, своего развития, своей будущей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анна Тюхменёва. Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества. - СПб. : Питер, 2014, - 83 с.

2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/0/oD10/oEF0/oE50/oF60/oE80/oE00/oEB0/oFC0/oED0/o EE%F1%F2%FC

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. - Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.

4. Гендин А. М., Сергеев М. И. Профориентация школьников // Соц ИС. - 1996. - № 8. - С. 63.

5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев : Наукова думка, 1988. - 144 с.

6. Исаенко Д. Как из хобби сделать бизнес [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://smartresponder.ru/web_version.php7Action =ShowArchiveMessage&q=000goU000bRg004HAm4982fdbf

7. Как превратить хобби в бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://subscribe.ru/digest/business/job/n1122933204. html

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -М. : Академия, 2004. - 304 с.

9. Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М. : Просвещение. 1990. -150 с.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

11. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде. - М. : Политиздат, 1984. - 158 с.

12. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 1998. - 101 с.

13. Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности: материалы Пятого заседания методолог. семинара, Москва, 8 февраля 2005 г. - М. : Исслед. Центр, 2005. - 90 с.

14. Овсянников А. А. Система образования в России и образование России // Мир России. - 1999. - № 3. - С. 73-132.

15. Половина выпускников российских вузов не работает по специальности [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.hrmonitor.ru/index.php?pname=news&news_id=4866, свободный - Загл. с экрана.

16. Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии: материалы II Международного совещания «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России». - Вып. III. - М. : Федеральный институт развития образования, 2013.- 175 с.

17. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. - М., 1990. - 144 с.

18. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М. : Вако, 2005. - 288 с.

19. Сахаров В. Ф. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. - М., 1982. - 192 с.

20. Скоро в жизнь или как выбирают профессию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchexpert.ru/node/62

21. Счастье не следствие, а причина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vsehblag.info/index.php/schaste/item/2027-aleksandr-blagov-schaste-ne-sledstvie-a-prichina

22. Фукуяма Сигэкадзу и др. Теоретические основы профессиональной ориентации: пер. с яп. / Сигэкадзу Фукуяма, Е. Н. Жильцов, Н. Н. Нечаев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 109 с.

23. Чистякова С.Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Дополнительное образование. - 2004. - № 11. - С. 8-13.

24. Чистякова С. Н., Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 1998. - 112 с.

25. Экономические законы - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekono-micheskie-zakony.html

26. Энциклопедии и словари [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/pedagogics/Professionalnaja-Orientacija-1384/

27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М. : Прогресс, 1996. -342 с.

28. Яндекс. Словари [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// slovari/yandex.ru/книги/БСЭ/Навык/

29. HeadHunter planet. Энциклопедия карьеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://planetahr.ru/publication/6989

30. Forbes life. 10 предпринимателей, сделавших состояние на хобби. 25.05.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/hobbi/82529-10-predprinimatelei-sdelavshih-sostoyanie-na-hobbi/slide/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.