Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ЛИЦА'

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ДОПРОС / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамидуллина Руфина Рустемовна, Гареева Эльвира Рифовна

В данной статье анализируются психологические особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого, их различия и общие черты. Обращается внимание на психологические аспекты того или иного процессуального положения лица, наиболее удачные приемы и способы для допроса.This article analyzes the psychological features of the tactics of interrogation of the suspect and the accused, their differences and common features. Attention is drawn to the psychological aspects of a particular procedural position of a person, the most successful techniques and methods for interrogation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ЛИЦА»

УДК 34

Юридические науки

Хамидуллина Руфина Рустемовна, студент, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Университет» Гареева Эльвира Рифовна, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Университет»

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ЛИЦА

Аннотация: В данной статье анализируются психологические особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого, их различия и общие черты. Обращается внимание на психологические аспекты того или иного процессуального положения лица, наиболее удачные приемы и способы для допроса.

Ключевые слова: допрос, подозреваемый, обвиняемый, психологические особенности, методы.

Abstract: This article analyzes the psychological features of the tactics of interrogation of the suspect and the accused, their differences and common features. Attention is drawn to the psychological aspects of a particular procedural position of a person, the most successful techniques and methods for interrogation.

Key words: interrogation, suspect, accused, psychological features, methods.

Наделение лица статусом подозреваемого или обвиняемого оставляет след на его привычной жизни. У человека резко меняется жизнь, сужаются социально-ролевые функции, возможен сдвиг в психике на фоне изоляции. Чтобы избежать ошибок, привлечь к уголовной ответственности лицо, которое это действительно заслуживает, а также восстановить социальную

справедливость, следователю необходимо грамотно осуществить допрос.

Цель допроса - получение полных правдивых показаний об обстоятельствах, имеющих значение для расследования уголовного дела. Получить эти показания у подозреваемого (обвиняемого) не простая задача. Они утаивают ценную информацию, либо отказываются от дачи показаний. Чтобы получить показания от этих лиц, от следователя требуется его профессионализм, а в частности, познания в области юридической психологии.

Так, такие психологические приёмы, как повторный допрос, косвенный допрос, пресечение лжи, изменение темпа допроса, внезапная постановка вопроса, допущение легенды, разговор с допрашиваемым на отвлеченные темы — это лучшие способы для осуществления продуктивного допроса.

Следует отметить, что допрос следователя, как правило, состоит из пяти стадий: вводная; установление психологического контакта; получение информации; сопоставление информации; протоколирование (фиксация информации).

Рассматривая вводную стадию, можно определить, что следователь узнает анкетные данные и в то же время психологически подготавливает допрашиваемого к самому процессу допроса (получению показаний, имеющих значение для расследования уголовного дела). Целесообразно, в этот момент быть корректным, доброжелательным, уметь снимать напряжение в общении. Нужно создать такую психологически благоприятную обстановку для допрашиваемого, чтобы он был сам внутренне настроен участвовать в диалоге, излагать правдивые факты, а не ложь. Речь идет о психологическом контакте между следователем и допрашиваемым. Под ним понимается такой уровень взаимоотношений во время допроса, при котором участвующие в нём лица готовы, могут и желают воспринимать исходящую друг от друга информацию [5, с. 152].

При установлении с допрашиваемым психологического контакта, следователь может пользоваться различными тактическими приёмами. К примеру, разговор на отвлеченные темы, не касающиеся предмета допроса.

Именно во время непринуждённой беседы, создаётся психологическая связь между допрашивающим и допрашиваемым лицом. Не стоит забывать и про прием, который заключается в демонстрации следователем осведомлённости об обстоятельствах жизни допрашиваемого, его интересах или потребностях. Грамотное использование этого приема вызывает у допрашиваемого интерес к информации, которую сообщает допрашивающий, а также отвлекает от факторов, которые мешают сосредоточиться на главном. Не стоит забывать, что при постоянном отвлеченном разговоре подозреваемому или обвиняемому сложнее излагать неправду. Человек начинает путаться и отвлекаться.

Основная стадия допроса характеризуется получением от допрашиваемого подозреваемого (обвиняемого) основной информации, относительно совершенного преступления. Эта задача легко решается, если следователь правильно пользуется приемами и методами психологии.

Следует помнить, что основной задачей следователя является получение сведений, которые позволяют проверить причастность подозреваемого к расследуемому событию. Большое значение, для достижения этой задачи, имеет метод косвенных вопросов. Он заключается в том, чтобы вопросы, задаваемые следователем, казались для подозреваемого безопасными, как будто не касающимися произошедшего преступления.

Стоит повторить, что на момент допроса подозреваемого, следователь не обладает достаточной доказательной базой. Поэтому косвенные и второстепенные вопросы уместны ещё и как средство маскировки пробелов в информации следователя.

При допросе нескольких подозреваемых следует использовать психологические феномены межличностного взаимодействия. Например, соперничество, разнонаправленные интересы членов группы, антагонизм, нарушение согласованности групповых позиций [4, с. 100].

Если подозреваемый отказывается от дачи показаний, тем самым создавая наиболее психологически сложную ситуацию допроса, следователь разъясняет, что своими действиями допрашиваемый лишает себя возможности

защиты, а также выявления смягчающих обстоятельств.

Следует отметить, что при допросе и подозреваемого, и обвиняемого одним из центральных психологических приёмов является тактика пресечения лжи. Для её выявления и провоцирования можно прибегнуть к некоторым психологическим приемам. Например, подвергать сомнению и просить разъяснить сказанное, постоянно задавать новые, уточняющие вопросы, уведомить, что все сведения будут проверены. То есть воздействовать на эмоциональное состояние допрашиваемого. В это время следователь параллельно должен наблюдать за поведением подозреваемого или обвиняемого, обращать внимание на выражение его лица и реакцию.

Выявление признаков лжи из монолога подозреваемого или обвиняемого - довольно сложная задача. Ярче они проявляются в вопросно-ответной стадии допроса, где их интенсивности будут способствовать приемы «создания напряжённости» и использования доказательств.

Психология допроса обвиняемого и подозреваемого похожа, однако все-таки существуют некоторые различия. Связаны они, прежде всего, с разным процессуальным статусом этих лиц. Главным обобщающим элементом у этих категорий является то, что они являются наиболее сложными лицами для осуществления допроса. Это связано с тем, что их главная цель — помешать уголовному расследованию, выгородить себя и обезопасить.

Итак, говоря о допросе подозреваемого, можно сразу определить, что следователь должен применять многовариативную тактику. Это связано с тем, что допрос подозреваемого осуществляется либо сразу, либо в течение 24 часов после задержания [1]. А именно, следователь не располагает достаточным количеством времени для подготовки к допросу, а также изобличающими доказательствами. Однако у этого есть и положительная черта, подозреваемый не в состоянии детально обдумать и обосновать ложную версию. Следователь должен умело пользоваться данным обстоятельством.

Чтобы выявить позицию подозреваемого в отношении правосудия, следователь умышленно задаёт ему вопросы, ответы на которые уже известны.

При допросе обвиняемого необходимо учитывать ряд психических особенностей данной категории лиц, а именно: недоверие к следователю; повышенный самоконтроль; повышенная психическая напряжённость; состояние подавленности, психической депрессии, которое вызвано страхом перед наказанием; большая заинтересованность в исходе дела; активная оборонительная позиция и преобладание защитной доминанты; убеждённость, что правдивые показания могут нанести только вред.

Так как обвиняемые, как правило, стремятся обходить односложные утвердительные ответы, следователю стоит задавать вопросы немного в другой формулировке. Например, прямой вопрос - совершил ли обвиняемый преступление, можно заменить на более гибкий - что вынудило его совершить такой поступок.

Допрашивая обвиняемых, следователь обязательно фиксирует последовательность показаний, их динамику и существенные детали. Об этом говорил также почетный академик А.Ф. Кони, что обвиняемый в процессе допроса видит, что все не так страшно и что против некоторых улик можно придумать опровержение [3, с. 125].

Следующая стадия позволяет сопоставить информацию, которую следователь получил от допрашиваемого со сведениями, полученными ранее. Уместно, при возникновении противоречий, задать уточняющие вопросы.

Завершается допрос пятой стадией, во время которой следователь фиксирует информацию и предоставляет её в письменном виде допрашиваемому для ознакомления, проверки и подписания.

Важно помнить, что при проведении допроса как подозреваемого, так и обвиняемого, необходимо не нарушить принцип неприкосновенности личности, строго охраняемый уголовно-процессуальным кодексом [2, с. 23-24].

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что при осуществлении допроса подозреваемого и обвиняемого, следователю стоит уделить особое внимание психологическим аспектам данного вида допрашиваемых, а именно подозреваемых и обвиняемых. Также, следователь

должен не допустить ошибки в предъявлении обвинения невиновному лицу и провести допрос грамотно, последовательно и объективно.

Библиографический список:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) Консультант + // [Электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 27.04.22).

2. Гареева Э.Р. Проблемы реализации принципа неприкосновенности личности в уголовном процессе // COLLOQUIUM-JOURNAL № 13-6 (24), 2018, С. 23-24.

3. Муратова Н.Г, Муратова Н.Д. Теоретические положения и выводы А.Ф. Кони о достижениях устава уголовного судопроизводства 1864 года (по страницам семи трудов) // Актуальные проблемы российского права, 2014, М.: ИНТРО, С. 123-127.

4. Рычкалова Л.А. Проблемы тактики допроса подозреваемого и обвиняемого // Общество и право, 2014, СПб.: ЮНИТАЙМ, С. 98-102.

5. Юрова К.И. Установление психологического контакта при допросе // Виктимология, 2018, М.: ИНТРО, С. 150-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.