DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_123
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА) ON THE QUESTION OF SOME PROSPECTS OF LEGAL REGULATION IN THE DIGITAL ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF FINANCIAL LAW)
АШМАРИНА Елена Михайловна,
доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН,
профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
член бюро секции «Глобалистика и методология науки» Российской академии естественных наук.
125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49.
E-mail: elena-mikhaylovna@yandex.ru;
ASHMARINA Elena Mikhailovna,
Doctor of Law, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences,
Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty
of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation";
member of the Bureau of the section "Globalistics and Methodology of Science" of the Russian Academy of Natural Sciences. 49 Leningradsky Ave., Moscow, 125993, Russia. E-mail: elena-mikhaylovna@yandex.ru
Краткая аннотация. Актуальное стратегическое целеполагание, как достижение экономического суверенитета России, видится (в частности) в, адекватном современным реалиям, правовом обеспечении публичных финансов, как универсального инструмента перераспределения. Оптимизация финансово-правового регулирования в условиях цифровой экономики на основе тактического целеполагания, возможна в таких направлениях, как: (1) создание четкой и непротиворечивой обновленной системы форм финансового права, которая представляется в виде традиционной пирамиды (принципы права, законодательсово, подзаконные акты): хотя структура пирамиды аналогична существующей, ее форма постепенно будет меняеться за счет увеличения значения верхнего (роль принципов права гораздо более значима в условиях дальнейшей финансово-экономической диверсификации) и объема нижнего ярусов (объем подзаконных актов, содержащих экономико-юридические (технические) нормы возрастет в геометрической прогрессии, как следствие цифровизации финансовой деятельности); (2) финансовое право призвано быть усовершенствовано: в направлениях (2.1) четкого сопряжения правового оформления финансовых явлений и их перманентно обновляющейся экономической сущности; (2.2) достижения, оптимального новым условиям, баланса между гибкостью и стабильностью права в сфере публичных финансов; (2.3) преодоления дефектов юридической техники. Кроме того, представляется целесообразным определение места положений, регулирующих частную финансовую деятельность в системе национального права.
Abstract. The actual strategic goal-setting, as the achievement of Russia's economic sovereignty, is seen (in particular) in the legal provision of public finance, adequate to modern realities, as a universal tool of redistribution. Optimization of financial and legal regulation in the digital economy on the basis of tactical goal-setting is possible in such directions as: (1) creation of a clear and consistent updated system of forms of financial law, which is presented in the form of a traditional pyramid (principles of law, legislation, by-laws): although the pyramid structure is similar to the existing one, its form will gradually change due to an increase in the value of the upper (the role of the principles of law is much more significant in the conditions of further financial and economic diversification) and the volume of the lower tiers (the volume of by-laws containing economic and legal (technical) norms will increase exponentially, as a consequence of the digitalization of financial activities); (2) financial law is intended to be improved: in the directions (2.1) of a clear interface between the legal formalization of financial phenomena and their permanently updated economic essence; (2.2) achieving an optimal balance between flexibility and stability of the law in the field of public finance under the new conditions; (2.3) overcoming defects in legal technology. In addition, it seems appropriate to determine the place of the provisions regulating private financial activity in the system of national law.
Ключевые слова: финансовое право, цифровая экономика, принципы права, формы финансового права, технико-юридическое (экономико-юридическое) регулирование.
Keywords: financial law, digital economy, principles of law, forms of financial law, technical and legal (economic and legal) regulation.
Для цитирования: Ашмарина Е.М. К вопросу о некоторых перспективах правового регулирования в условиях цифровой экономики (на примере финансового права) // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 123-127. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_123.
For citation: Ashmarina E.M. On the question of some prospects of legal regulation in the Digital Economy (on the example of financial law) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 123-127. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_123.
Статья поступила в редакцию: 09.05.2023
1. Вступительная часть. Остановимся коротко на особенностях современного периода и актуальных проблемах вновь возникших общественных отношений. Сегодня мы живем в процессе эпохальных перемен, происходящих как в глобальном цивилизационном пространстве, так и в России. Деформация, охватившая устоявшуюся ранее мировую экономическую архитектуру, поступательно нарастает. При этом и положения права в масштабах мира, призванного нивелировать кризисные проблемы в условиях общей экономической и финансовой деформации и дестабилизации, перестают работать. Об этом свидетельствует беспрецедентная экономическая война, навязанная нашей стране. В условиях политических и экономических вызовов остро встает проблема экономического и финансового суверенитета России, что не может не найти отражения в праве.
На самом деле международный опыт указывает на деструктивный вектор современных международных финансов. Дело в том, что на протяжении столетий финансы, будучи «кровеносной системой» экономики, как целостного организма, играли конструктивную роль, служа оптимальному перераспределению активов в масштабах государства и общества (в середине ХХ в. активно реализовывалась даже их социальная функция). Одновременно, финансы будучи правовой фикцией1, несомненно, явились высочайшим достижением творческой мысли человеческого
1 Финансы, будучи сегментом экономики, являются экономикой фиктивной (виртуальной), служа неким искусственным эквивалентом реальной экономики (Прим.авт.). См.: Ашмарина Е.М. Роль публичного правового регулирования на примере финансов и финансового прав (как исторической фикции) // Право и государство: вопросы теории и практики. 2023. № 3. С. 139-143.
общества. Однако в ХХ в. фиктивная финансовая экономика в ряде стран, отделившись и потеряв непосредственную связь с реальной экономикой, начала «жить своей жизнью», провоцируя как кризисы в финансовой, так и в экономической сферах (в реальных сегментах). Поскольку к этому времени экономика тяготеет к общемировой архитектуре, такие кризисы затрагивают практически все без исключения страны. Объективная необходимость достижения баланса фиктивной и реальной экономик на своем внутреннем рынке побуждает тех, кто вызвал дестабилизацию, действовать пиратским образом, поглощая реальные экономики более слабых стран.
Итак, наиболее наглядной (лежащей на поверхности) причиной, характеризующей неизбежность преобразований в нашей национальной экономике, финансах и их правовом обеспечении, как было указано, является навязанное из вне экономическое и политическое противостояние и давление. Вместе с тем, мы понимаем, что существуют и более глубинные причины, связанные с трансформацией глобальной мировой экономики (в целом), указывающей на приближение очередного переходного периода1 от прежней к последующей экономической формации2.
Действительно цифровизация всех сфер хозяйственной жизни указывает на то, что производительные силы (в мировом масштабе) стремительно выходят на иной принципиально новый уровень. Такое положение дел не может не вызвать к жизни (на основании законов диалектики) переход и производственных общественных отношений в новое качество (что потребует принципиально обновленного юридического урегулирования таких отношений, как предметов видов права). Таким образом, диалектический переход количества объективных преобразований производительных сил к новым экономическим отношениям будет означать наступление новой экономической формации. Боюсь, мы не можем сейчас с уверенностью прогнозировать, какой эта формация будет (возможны варианты: государственный, или корпоративный монополизм при одновременном господстве промышленного, или финансового капитала; возможны и иные комбинации).
Итак, отличительной особенностью состояния современного финансового права и финансов заключается в предстоящем их постоянном преобразовании, которое вызвано как причинами внутреннего, так и внешнего свойства.
2. Основная часть. 2.1. Рассуждая далее о том, что трансформация правового обеспечения цифровой экономики и финансов является велением времени, будем исходить также из следующих (более частных причин).
Во-первых, именно в ситуации переходного периода особенно возрастает роль финансового права которое, будучи инструментом социальной политики призвано оптимально регулировать обновляющиеся общественные отношения с целью нивелирования противоречий в обществе (с одной стороны), то есть противодействовать возможным рискам. Кроме того финансовое право, будучи инструментом экономической политики (с другой стороны), в свою очередь, и само должно претерпевать качественные преобразования, направленные на соответствие новым экономическим реалиям.
Во-вторых, основной и традиционный посыл юридической науки теории права заключается в том, что именно общественные отношения являются предметом правового регулирования. Следовательно, обновленные общественные финансово-экономические отношения вызывают к жизни необходимость обновления и соответствующего им вида права (причинно-следственная связь): на национальных, наднациональных, мировых уровнях.
В-третьих, актуальный поиск путей оптимизации правового контента, действенного и адекватного в условиях современных глобальных вызовов, привел ученых в области теории права (проф. В.В. Ершов) к уверенности в том, что в качестве фундаметальных форм права следует активнее применять основные принципы права («все равны перед законом»...)3.
Традиционная парадигма системы форм права в рамках которой регулируется публичная финансовая деятельность сегодня выглядит как некая общеизвестная конфигурация (пирамида). Сверху расположены общеправовые (конституционные) принципы и отраслевые принципы финансового права (федерализма, плановости, др.), которые системно дополняют друг друга. Средний ярус представлен федеральными законами (прежде всего - это Бюджетный и Налоговый кодексы, отдельные положения Таможенного, Гражданского кодексов и т.д.); а также законами субъектов РФ и актами муниципальной власти. Ниже - традиционно представлены подзаконные акты (федеральные, территориальные, муниципальные). И наконец, андеграунд - это локальное регулирование. При этом, в условиях цифровизации экономики массив технической информации, требующей специфической регламентации, многократно возрастает, что приведет к бездне самых разных технических стандартов во всех сферах финансовой деятельности (бюджетной, налоговой, банковской и пр.). Такие технико-юридические массивы должны, во-первых максимально четко конкретизировать положения законодательства и, во-вторых, системно соотноситься друг с другом, поскольку коллизиии, вакуум правового обеспечения и прочие недостатки юридической техники могут породить анархию и коллапс в сфере правоприменения, несмотря на направляющее действие принципов.
В связи с изложенным представляется целесообразным подчеркнуть значимость четкой и непротиворечивой обновленной системы форм финансового права.
2.2. Далее сделаем акцент на технико- юридическом регулировании, которое является объективным следствием процесса цифровизации финансовой сферы (попробуем ввести такое понятие, как экономико-правовое регулирование). При этом правотворчество непременно должно опережать правоприменение.
Итак, речь пойдет о технических и технико-юридических нормах в финансовом праве, значение которых неизмеримо возрастет в
1 Савельев В.Н. Правовые регуляторы материальной культуры: монография / В.Н. Савельев. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 226 с. С. 18.
2 Отметим, что историческая ретроспектива указывает, что все переходные периоды характеризовались социальными катаклизмами войнами, эпидемиями, революциями, др. бедами. - Прим. авт.
3 Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: монография. - М.: РГУП, 2018. С. 323-324. Принципы - это, условно говоря, «дорожная карта» для дальнейшего правотворчества и правореализации.
эпоху цифровизации. Отметим, что еще в 2005 г. автором была опубликована статья «Специфика содержания некоторых финансово-правовых норм»1 (напомним некоторые положения) 2. Еще в период советской юриспруденции делались успешные попытки подчеркнуть значение технико-правового регулирования3. Традиционно технические нормы с экономическим содержанием являются разновидностью технических норм: их сферой действия является отношение человека к объективно происходящим экономическим процессам. Государство придает юридическую силу техническим нормам, соблюдение которых затрагивает интересы всего общества или определенных социальных групп 4. На специфику финансово-правовых норм указывали такие ученые, как Поль Мари Годме5, а также на технико-юридический характер этих норм - советские ученые в области финансового права, а именно проф. Р.О. Халфина6, проф. Е.А. Ровинский7.
Наличие экономико-юридических (технических) норм прослеживается в различных подотраслях и отраслевых институтах современного финансового права: это налоговое право (порядок исчисления и перечисления различных налогов)8; правовое регулирование банковской деятельности (различные нормативы и коэффициенты, устанавливаемые Банком России для системы кредитных организаций), а также денежного обращения и т.д. (рассматривали ранее в статьях). Хотелось бы сегодня дополнить написанное ранее актуальными изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс (БК РФ), установившими технические процедуры на стадии исполнения бюджетов (разд. VIII БК РФ). Например, в главы 24.2, 24.3 и 24.4 были внесены изменения, касающиеся казначейских платежей и казначейского обслуживания9, а именно подробной регламентации технических процедур открытия казначейских счетов; зачисления платежей на казначейские счета, их учета; распределения между бюджетами бюджетной системы РФ; дальнейшего казначейского сопровождения (санкционирование возмещения средств сторонним лицам).
Кроме того, в БК РФ содржатся главы, содержащие положения о бюджетной классификации (гл. 4 БК РФ); о бюджетном учете (гл. 25.1 об основах составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности) и др. экономико-юридические технические нормы, имеющие колоссальное социальное значение в сфере бюджетной деятельности. Нельзя обойти вниманием и ежегодные ФЗ о федеральном бюджете, где содержится конкретная экономико-юридическая информация технического характера10 об основных характеристиках федерального бюджета (ст. 1); нормативах распределения доходов между бюджетами разных уровней (ст. 2 и прилож. 1 -7); администраторах доходов федерального бюджета (ст. 3 и прилож. 8), распределении расходов по функциональной, ведомственной классификациям и государственным программам (ст. 6 и прилож.); источниках финансирования дефицита бюджета (ст. 17, прилож.).
Отметим также, актуальнейшую сегодня, тему о перспективах внедрения цифрового рубля и о подготовке его правового оформления положениями финансового права (институт денежного обращения), которые несомненно потребуют технического (экономико-юридического) подхода. Трудно переоценить значение приведенных актов, призванных призвать нас еще раз оценить роль технико-юридического регулирования как для теории, практики и перспектив финансового права как отрасли, так и для всей системы российского права, которая будет вынуждена адаптироваться под реалии новой экономической цифровой формации.
2.3. Перспективы правового регулирования финансово-экономических отношений были рассмотрены ранее в различных аспектах11. Уточним некоторые коротко.
Во-первых, финансовое право как самостоятельная отрасль российского публичного права, может быть усовершенствовано:
1) прежде всего в направлении преодоления дефектов юридической техники, которые требуют их ликвидации и максимального сопряжения норм статей Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации12, а также ФЗ, регулирующих банковскую деятельность13что, как представляется, в условиях цифровизации с неизбежностью будет связано с экономико-юридическим (техническим) регулированием;
2) кроме того, правовая форма финансовых явлений (правовое оформление) должна не противоречить экономической сущности этих явлений. Отметим, что в ряде случав экономико-юридическая сущность не разделима (например, такой феномен, как деньги: будучи инструментом перераспределительных экономических отношений, деньги призваны функционировать в рамках правового поля). Вместе с тем, экономические (и финансовые, как сегмент экономических) отношения являются основными (базисные отношения); вторичным является адекватное раскрытие правовой природы финансово-экономических отношений (как одного из элементов надстройки над базисом). В этой связи, облачение
1 Ашмарина Е.М. Специфика содержания некоторых финансово-правовых норм // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 107-111.
2 См., напр.: Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. М.: «Герда», 1999. С. 103. Технические нормы - нормы регулирующие отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технико-юридические нормы - нормы, регулирующие отношения в материально-производственной и управленческой сфере.
3 Сферой действия технических норм является отношение человека к природе (в частности, к орудиям и предметам труда), а последствиями их несоблюдения - недостижение желаемого производственно-технического результата. См.: Черданцев А.Ф. Технико-юридические нормы в советском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1963. С. 159.
4 См.: Сиротин А.С. Взаимодействие правовых и технических норм в социалистическом обществе // Труды ВЮЗИ. Т. 61. Теоретические вопросы реализации норм права / отв. ред. И.С. Шакарян. М., 1978. С. 152-159, 169.
5 Годме Поль Мари. Финансовое право. М., 1978. С. 38.
6 Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 213; Ее же. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 67.
7 Ровинский Е.А. Финансовые правоотношения в период развернутого строительства коммунизма // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 9. Вопросы советского финансового и государственного права. М., 1960. С. 12-14, 15.
8 Ашмарина Е.М. Некоторые проблемы современного налогового права в России // Государство и право. 2003. - № 3. С. 50-57.
9 Изменения внесены ФЗ от 27.12.2019 г. № 479-ФЗ (в ред. от 15.10.2020 г.).
10 ФЗ от 5.12.2022 г. № 466-ФЗ «О бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»
11 Ашмарина Е.М. К вопросу о перспективах правового регулирования финансово-экономических отношений // Право и государство: вопросы теории и практики. - 2021. -№ 3 (195). - С. 285-289.
12 Ашмарина Е.М. Некоторые проблемы современного налогового права в России // Государство и право. 2003. - № 3. С. 50-57.
13 Ашмарина Е.М. Куприянов Ф.А. Значение принципа экономической обоснованности при квалификации правонарушений в банковской и предпринимательской сферах // Вопросы экономики и права. - 2016. - № 2 (92). С. 35-40.
финансовых отношений в правовую форму не должно противоречить имманентной экономической сущности явлений1.
Во-вторых, хотелось бы обратить внимание на то, что частная финансовая деятельность не имеет строгой отраслевой правовой принадлежности. В то же время и частные финансы, будучи элементом финансовой системы, структурно входят в экономическую категорию «финансы». К частным финансам экономическая наука традиционно относит финансы домохозяйств, физических лиц, коммерческих организаций. Представляется, что было бы целесообразно в традиционной системе отраслей современного российского права выделить и обособить частное финансовое право2.
В-третьих, отдельно следует остановиться на перспективах финансового права, связанных с цифровизацией экономики. Думается, что и в новых условиях необходимо сохранить баланс между такими свойствами (признаками) права в сфере публичных финансов, как гибкость и стабильность. Когда мы говорим о стабильности, хотелось бы еще раз напомнить, что ведущие ученые в области теории права (проф. В.В. Ершов) указывали на верховенство принципов как общеотраслевых (всеобщее равенство перед Законом ...), так и (в соответствии с иерархией) отраслевых (федерализма, плановости ....), в качестве «дорожной карты» правового регулирования3. Конкретизация принципов в таких правовых актах, как законы федеральные, региональные, муниципальные позволяет сохранить волевой аспект финансово-правового регулирования тем более жестко, что именно законы в финансовой области подлежат не просто рассмотрению Государственной Думой РФ (ст. 105 Конституции РФ), но и обязательному (!) рассмотрению Советом Федераций (ст. 106 Конституции РФ). Кроме того, в последнее время все больше внимания уделяется принятию этических профессиональных кодексов, где на уровне принципов установлены отправные положения регулирования в отдельных сегментах экономики4 (в финансовой сфере, это в большей степени связано с частными финансами5).
Что же касается гибкости права, то (представляется) речь может идти о подзаконных актах, содержащих (в том числе) экономико-юридическое (техническое) регулирование (различные ведомственные регламенты, стандарты и др.). Предпочтительно чтобы подзаконное экономико-правовое (техническое) правотворчество носило опережающий характер (этот массив в условиях ци фровизации видится возрастающем в геометрической прогрессии). Опережающее регулирование способствовало бы превенции правонарушений в области финансовой деятельности (например, казначейское сопровождение как мониторинг выполняет, в т.ч. и эту важнейшую задачу; аналогично мониторинг деятельности крупных налогоплательщиков). Таким образом, в перспективе система форм финансового права пока видится в виде традиционной пирамиды, вершину которой (верхний ярус) венчают принципы права; средний ярус - законодательство (конкретизирующее основные принципы и не противоречащее им); нижний ярус (многократно возросший на основе геометрической прогрессии) - подзаконные акты, содержащие стандарты и регламенты, построенные на основе технических и экономико-юридических норм. Следовательно, хотя структура пирамиды аналогична существующей, однако ее форма иная за счет значения верхнего и объема нижнего ярусов.
На фоне представленных рассуждений вспомним, что до настоящего времени в системе форм российского права не содержится специального акта, в пределах которого были бы системно урегулированы хотя бы основы финансовой деятельности страны6, хотя в условиях циф-ровизации экономики первоочередной задачей является найти системообразующий критерий классификации правового обеспечения финансовой деятельности в совокупности ее отдельных видов (виды финансовой деятельности в их взаимосвязи).
3. Заключение. Некоторые выводы о значении финансового права как актуальном концепте (проекте) правового обеспечения цифровой экономики можно свести к следующим положениям.
1. Оптимизация финансово-правового регулирования в условиях цифровой экономики возможна на основе тактического целепола-гания, а именно:
построение обновленной стабильной, но гибкой системы форм финансового права, регулирующих отношения в области публичных цифровых финансов;
формирование качественно обновленной системы отечественного права, в которой найдет место и частное финансовое право (в совокупности с публичным).
2. Важной задачей в условиях цифровизации экономики видится успешный поиск системообразующего критерия классификации правового обеспечения экономической деятельности (в целом), в которой финансовая деятельность является одним из видов; и сама делится по видам (в свою очередь).
Как представляется, тактическое целеполагание в отношении дальнейшего исследования финансового права позволяет наметить предстоящие краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели и задачи, что необходимо как для повышения эффективности предстоящей научной деятельности, так и для достижения такой основной стратегической практической цели, как оптимальное решение вопросов экономического развития России и достижение ее экономического суверенитета при адекватном правовом обеспечении.
Экономическое развитие России в условиях беспрецедентного давления и санкций предполагает (в частности) как сбалансированность реальной и финансовой сфер цифровой экономики государства; так и непрерывную оптимизацию их правового обеспечения, которая
1 См. подр.: Ашмарина Е.М. О значении содержания предпринимательской и банковской деятельности для рассмотрения судами экономических правонарушений (на примере экономических преступлений в соответствии со ст. 171 и ст. 172 УК РФ) // Аграрное и земельное право. 2017. № 1. С. 114-122.
2 Примером может служить опыт Франции, где обособляются публичное экономическое право и частное экономическое право. - Прим. авт.
3 Ершов В.В. Основополагающие принципы российского права // Российское правосудие. 2008. № 11. С. 275-283.
4 Если говорить об этике в финансах, то подразумеваются, в частности, такие принципы, как правдивость, целостность, честность, справедливость во всех видах финансовой деятельности (Интернет-ресурсы).
5 Вместе с тем, такие вопросы, как например раскрытие информации, важно и для целей налогообложения. - Прим. авт.
6 Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода к рынку: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1986.
возможна (в свою очередь) только при условии перманентной адаптации финансового права к новой и постоянно меняющейся финансово-экономической реальности.
Библиогра фия:
1. Ашмарина Е.М. К вопросу о перспективах правового регулирования финансово-экономических отношений // Право и государство: вопросы теории и практики. - 2021. - № 3. (195). - С. 285-289.
2. Ашмарина Е.М. Некоторые проблемы современного налогового права в России // Государство и право. 2003. - № 3. С. 50-57.
3. Ашмарина Е.М. О значении содержания предпринимательской и банковской деятельности для рассмотрения судами экономических правонарушений (на примере экономических преступлений в соответствии со ст. 171 и ст. 172 УК РФ) // Аграрное и земельное право. 2017. № 1. С. 114-122.
4. Ашмарина Е.М. Роль публичного правового регулирования на примере финансов и финансового прав (как исторической фикции) // Право и государство: вопросы теории и практики. 2023. №3. С. 139-143.
5. Ашмарина Е.М. Специфика содержания некоторых финансово-правовых норм // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 107-111.
6. Ашмарина Е.М. Куприянов Ф.А. Значение принципа экономической обоснованности при квалификации правонарушений в банковской и предпринимательской сферах // Вопросы экономики и права. - 2016. - № 2 (92). С. 35-40.
7. Годме Поль Мари. Финансовое право. М., 1978. С. 38.
8. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода к рынку: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1986.
9. Ершов В.В. Основополагающие принципы российского права // Российское правосудие. 2008. № 11. С. 275-283.
10. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: монография. - М.: РГУП, 2018. С. 323-324.
11. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. М.: ИТД «Герда», 1999. С. 103.
12. Ровинский Е.А. Финансовые правоотношения в период развернутого строительства коммунизма. Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 9. Вопросы советского финансового и государственного права. М., 1960. С. 12-14, 15.
13. Савельев В.Н. Правовые регуляторы материальной культуры: монография / В.Н. Савельев. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 226 с. С. 18.
14. Сиротин А.С. Взаимодействие правовых и технических норм в социалистическом обществе // Труды ВЮЗИ. Т. 61. Теоретические вопросы реализации норм права / отв. ред. И.С. Шакарян. М. ,1978. С. 152-159, 169.
15. Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права. Вопросы советского административного и финансового права. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 213.
16. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 67.
17. Черданцев А.Ф. Технико-юридические нормы в советском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1963. С. 159.
References:
1. Ashmarina E.M. On the prospects of legal regulation of financial and economic relations // Law and the state: questions of theory and practice. - 2021. - № 3. (195). -
Pp. 285-289.
2. Ashmarina E.M. Some problems of modern tax law in Russia // State and law. 2003. - No. 3. pp. 50-57.
3. Ashmarina E.M. On the significance of the content of entrepreneurial and banking activities for consideration by courts of economic offenses (on the example of economic crimes in accordance with Articles 171 and 172 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Agrarian and land law. 2017. No. 1. pp. 114-122.
4. Ashmarina E.M. The role of public legal regulation on the example of finance and financial law (as a historical fiction) // Law and the state: questions of theory and practice. 2023. No. 3. pp. 139-143.
5. Ashmarina E.M. Specificity of the content of some financial and legal norms // State and Law. - 2005. - No. 2. - pp. 107-111.
6. Ashmarina E.M. Kupriyanov F.A. The significance of the principle of economic validity in the qualification of offenses in banking and business spheres // Questions of Economics and Law. - 2016. - № 2 (92). Pp. 35-40.
7. Godme Paul Marie. Financial Law. M., 1978. p. 38.
8. Gorbunova O.N. Problems of improving the main financial and legal institutions in the conditions of transition to the market: abstract. dis. ...Dr. yurid. M., 1986.
9. Ershov V.V. Fundamental principles of Russian law // Russian justice. 2008. No. 11. pp. 275-283.
10. Ershov V.V. Legal and individual regulation of public relations: monograph. - M.: RGUP, 2018. pp. 323-324.
11. Kuznetsov E.V., Salnikov V.P. Science of law and the state. M.: ETC. "Gerda", 1999. p. 103.
12. Rovinsky E.A. Financial legal relations in the period of extensive construction of communism. VUZI's scientific notes. Issue 9. Questions of Soviet financial and state law. M., 1960. pp. 12-14, 15.
13. Savelyev V.N. Legal regulators of material culture: monograph / V.N. Savelyev. - M.: RUSAINS, 2019. - 226 S. S. 18.
14. Sirotin A.S. Interaction of legal and technical norms in a socialist society // Proceedings of VYUZI. Vol. 61. Theoretical issues of the implementation of the norms of law / ed. by I.S. Shakaryan. M., 1978. pp. 152-159, 169.
15. Khalfina R.O. On the subject and system of Soviet financial law. Questions of Soviet administrative and financial law. M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1952. p. 213.
16. Khalfina R.O. General doctrine of legal relations. M.: Legal literature, 1974. p. 67.
17. Cherdantsev A.F. Technical and legal norms in Soviet law: dis. ... cand. jurid. sciences'. Sverdlovsk, 1963. p. 159.