Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых аспектах мирового опыта регулирования инновационной деятельности'

К вопросу о некоторых аспектах мирового опыта регулирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / FREEDOM OF CREATIVITY / RUSSIAN NATIONAL INNOVATION SYSTEM / PROMOTE INNOVATION / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / COMMERCIALISATION / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бушнев Вадим Владиславович

Анализ мирового опыта в сфере инновационной деятельности крайне важен, как и обоснование возможности его использования в российской правотворческой и правоприменительной практике. Следует учитывать мировой опыт и, используя имеющийся научный и человеческий потенциал, высокие технологии (в первую очередь, в военной сфере) устранить существующие недостатки в сфере правового регулирования инновационной деятельности, что представляется возможным при условии взаимодействия передовых научных достижений с экономическими инструментами при всесторонней поддержке со стороны государства. Использовать положительный опыт других государств в нашей стране для решения аналогичных проблем представляется вполне возможным. Однако следует учитывать особенности развития Российской Федерации, ранее реализованные меры по поддержке инновационной деятельности, сложившуюся практику, накопленный потенциал, ведь только комплексный, системный подход способен стимулировать инновационное развитие страны. В современном мире успешное инновационное развитие зачастую основывается на интеграционных процессах, которые позволяют на основе координации деятельности отдельных составляющих инновационной инфраструктуры достигать синергетических эффектов. Возможность международного сотрудничества российских инновационных предприятий с иностранными представляется весьма затруднительной. Объясняется данное положение тем, что российские предприятия зачастую имеют более низкий инновационный уровень по сравнению с аналогичными иностранными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of some aspects of the world experience of innovation activity regulation

V. Bushnev North Caucasian University of the Russian Federation, City of Stavropol vadim_777_77@mail.ru On the question of some aspects of the world experience of innovation activity regulation An analysis of international experience in the field of innovation is crucial, as well as study the possibility of its use in the Russian law-making and law-enforcement practice. It is necessary to take into account international experience and to use existing scientific and human potential, high technology (especially in the military field) to eliminate the existing shortcomings in the field of legal regulation of innovative activity that is possible providing the interaction of advanced scientific achievements with economic instruments with the full support from the state. Using positive experience of other states in Russia to solve similar problems is feasible. However, what shall be taken into consideration, are peculiarities of the Russian Federation, previously implemented measures to support innovation, the established practice, the accumulated potential, because only a comprehensive, systematic approach is able to stimulate the innovative development of Russia. In today's world, a successful innovative development is often based on the integration processes, which allow, on the basis of coordination of individual components of the innovation infrastructure, achieving synergetic effects. The possibility of international cooperative Russian innovative enterprises with foreign ones seems to be very difficult. This is explained by the provision that Russian companies often have a lower level of innovation compared to similar foreign enterprises.

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых аспектах мирового опыта регулирования инновационной деятельности»

К вопросу о некоторых аспектах мирового опыта регулирования инновационной деятельности

Disaster Response Law / Guttry A., Gestri M., Venturini G. (eds). The Hague, 2012.

33. The Human Cost of Weather-Related Disasters 1995-2015. Report of The United Nations Office for Disaster Risk Reduction and Centre for Research on the Epidemiology of Disasters Institute of Health and Society Université Catholique de Louvain (UCL), 2015.

34. The International Disaster Database - EM-DAT. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emdat.be/database (дата обращения: 25.06.2016 г.).

35. World Health Organization. Progress Report on National and Regional Health Disaster Preparedness and Response. August 2, 2006 // WHO Doc. CD47/ INF.4.

УДК 341.9

Бушнев Вадим Владиславович

Северо-Кавказский федеральный университет vadim_777_77@mail.ru

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МИРОВОГО ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ мирового опыта в сфере инновационной деятельности крайне важен, как и обоснование возможности его использования в российской правотворческой и правоприменительной практике. Следует учитывать мировой опыт и, используя имеющийся научный и человеческий потенциал, высокие технологии (в первую очередь, в военной сфере) устранить существующие недостатки в сфере правового регулирования инновационной деятельности, что представляется возможным при условии взаимодействия передовых научных достижений с экономическими инструментами при всесторонней поддержке со стороны государства. Использовать положительный опыт других государств в нашей стране для решения аналогичных проблем представляется вполне возможным. Однако следует учитывать особенности развития Российской Федерации, ранее реализованные меры по поддержке инновационной деятельности, сложившуюся практику, накопленный потенциал, ведь только комплексный, системный подход способен стимулировать инновационное развитие страны. В современном мире успешное инновационное развитие зачастую основывается на интеграционных процессах, которые позволяют на основе координации деятельности отдельных составляющих инновационной инфраструктуры достигать синергетических эффектов. Возможность международного сотрудничества российских инновационных предприятий с иностранными представляется весьма затруднительной. Объясняется данное положение тем, что российские предприятия зачастую имеют более низкий инновационный уровень по сравнению с аналогичными иностранными предприятиями.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, свобода творчества, национальная инновационная система, стимулирование инноваций, интеллектуальная собственность, инновационные технологии, коммерциализация.

В соответствии со ст. 44 Конституции России закрепляется свобода на осуществление литературного, научного, художественного и технического творчества. В пункте 2 вышеупомянутой статьи указывается, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Кроме того, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, законодательство об интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, базовые положения права интеллектуальной собственности и инновационной деятельности нашли свое закрепление на конституционном уровне. Подобное влияние возможно выделить и рассматривая инновационное развитие ряда западных стран.

Большинство конституций современных государств предоставляют свободу в создании нововведений, закрепляя права и свободы граждан в области научных и технических исследований, в образовании, в сфере передачи и получения информации и иных, имеющих первостепенное значение для инновационного развития, «способных принести пользу обществу, а также в деле пропаганды инноваций и инновационного пути развития» [7, с. 34].

Так, ст. 5 Конституции Федеративной Республики Германии устанавливает, что творческая деятельность, искусство и наука, а также научные

исследования и преподавание свободны. Ст. 20 Союзной Конституции Швейцарской Конфедерации провозглашает, что свобода научного преподавания и исследования в стране гарантируется. Ст. 33 Конституции Италии устанавливает норму, согласно которой искусство и наука свободны, и преподавание их свободно. Закрепление аналогичных норм является общемировой практикой. Анализ международного опыта наглядно свидетельствует о том, что приоритетные государственные проекты инновационной деятельности являются востребованной формой и позволяют странам выходить на качественно новый уровень развития.

В США инновации определяются как использование нововведения в практике бизнеса, непосредственно после его открытия. Инновация понимается как новые технологические, управленческие подходы, позволяющие обойти конкурентов и получить прибыль. В ряде стран Запада и в Японии получили довольно широкое распространение технополисы, т.е. научно-производственные комплексы с развитой инфраструктурой, охватывающие территорию отдельного города. Ведущая роль в технополисах принадлежит исследовательским центрам, в которых разрабатываются новые технологии, а также производства, в которых указанные технологии внедряются.

© Бушнев В.В., 2016

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2016

205

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Так, в Великобритании довольно успешной оказалась система реконструкции колледжей и их финансирование совместно союзом промышленников и публично-властных структур в восьмидесятых годах XX века [5, с. 14]. Указанное сотрудничество наблюдается и по сей день, представители частного бизнеса совместно с государственной властью финансируют подготовку необходимого кадрового потенциала.

Присоединение России к Болонскому процессу означает стремление государства к повышению качества высшего образования на основе развертывания научных разработок [2, с. 8]. Болонская трансформация европейской системы образования ставит иначе проблемы развития высшего образования, ориентируя его на интеграцию и формирование единого европейского научного пространства [4, с. 291]. Приоритетные национальные проекты зачастую связывают с модернизацией социальной функции государства, которая направлена на соблюдение и обеспечение социально-экономических прав человека и гражданина [6, с. 260-262].

В ст. 14 Конституции Германии предусмотрено, что обладание собственностью обязывает: пользование ею должно удовлетворяя потребности ее обладателя, служить общему благу. Британский акт по социальной защите 1986 г. и французская программа реформы социального обеспечения 1995 г. признаны инновационными мерами, существенным образом повлиявшими на новые пути развития социальной функции государства в указанных странах.

Необходимо разработать: правовые меры стимулирования субъектов инновационной деятельности (роялти, ускоренная амортизация и т.д.); меры по поддержке субъектов инновационной инфраструктуры (налоговые и иные льготы); меры по активизации потребителей инновационной продукции (лицензирование, антимонопольное регулирование и т.д.).

Мировой опыт показывает путь решения проблем, возникающих в сфере правового регулирования инновационной деятельности, через формирование национальных инновационных систем, которые могли бы обеспечивать эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства, путем интеграции научно-технических, экономических, финансовых и организационных факторов создания и тиражирования нововведений [3, с. 293].

Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри отмечал, что каждой стране необходимо определить такое сочетание мер политики, которое бы позволило мобилизовать инновационный и творческий потенциал страны [1].

Рассмотрев зарубежный опыт в сфере инновационной деятельности, мы понимаем, что использовать положительный опыт других государств в нашей стране для решения аналогичных проблем представляется вполне возможным. Однако следует учитывать особенности развития Российской

Федерации, ранее реализованные меры по поддержке инновационной деятельности, сложившуюся практику, накопленный потенциал, ведь только комплексный, системный подход способен стимулировать инновационное развитие страны.

Во второй половине января текущего года агентство Bloomberg опубликовало рейтинг самых инновационных стран, в котором Россия находится на достаточно неплохом 12 месте. Два года назад Россия занимала 14 место. При этом в стране сохраняется целый ряд проблем в сфере инновационной деятельности, среди них: невысокий уровень кооперации науки и бизнеса, недостаточная востребованность инноваций, довольно слабая система охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, барьеры между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации инновационных технологий, неэффективность механизмов коммерциализации. На преодоление указанных проблем направлено созданное по поручению Президента агентство по технологическому развитию, в задачи которого входит поиск и приобретение лицензий на технологии для отечественного бизнеса.

Библиографический список

1. Выступление Генерального директора ВОИС Фрэнсиса Гарри в связи с предоставлением доклада «Глобальный инновационный индекс 2015» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. on.org/russian/news/story.asp/

2. Грудцина Л.Ю., Пашенцев Д.А., Петров С.М. Вопросы международного сотрудничества в инновационной сфере // Современное право. - 2011. -№ 6. - С. 3-8.

3. Кузнецова М.В. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации. Пути законодательного регулирования сферы инновационного строительства // Актуальные проблемы социально-экономического, политического и правового развития регионов Северо-Кавказского федерального округа: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции филиала СПбГИЭУ в г. Кизляре. - Кизляр, 2011. - С. 291-295.

4. Морозова Т.В. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной деятельности // Инновационные технологии в экономике и управлении. - Таганрог. - 2006. - № 1.

5. Родионова О.В. Социальная функция современного государства. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007. - 42 с.

6. Сафонов В.Н. Конституция США и социально-экономические права граждан: историко-право-вое исследование. - М.: Норма, 2007. - 272 с.

7. Степаненко Д.М. Конституционные основы инновационного развития государств Европы // Евразийский юридический журнал. - 2011. -№ 4 (35). - С. 46-49.

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.