Научная статья на тему 'К вопросу о неимущественных правах юридических лиц'

К вопросу о неимущественных правах юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
6
Поделиться
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ АВТОРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / COPYRIGHT OF THE ORGANIZATION / NO PROPERTY RIGHTS / INTELLECTUAL COPYRIGHT / INTELLECTUAL PROPERTY OF THE LEGAL ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пылева С. С.

Рассматривается проблема использования так называемых старых произведений, авторское право на которые возникло в силу закона у юридических лиц. Анализируются нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу части четвертой ГК, нормы которых закрепляли авторское право юридических лиц. Характеризуетя существующее правовое положение таких лиц.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пылева С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TO THE QUESTION OF THE NO PROPERTY RIGHTS OF THE ENTITIES

This article addresses the problem of using so-called «old» works, copyright of which the organizations acquired by the force of law. The author analyzes the normative legal acts in force before the entry into force on 4 part of the Civil Code, that gave to legal entities the copyrights. Based on analysis of existing legislation and judicial practice describes the current legal status of such entities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о неимущественных правах юридических лиц»

Основные признаки, присущие государственной службе:

® во всех случаях это профессиональная служебная деятельность;

® служба, предполагающая замещение должностей государственной гражданской и правоохранительной служб соответственно;

® это деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов; правоохранительной службы по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина; ® гражданам, состоящим на правоохранительной службе, присваиваются специальные звания и классные чины.

Исходя из анализа информации, полученной в правлении Союза казаков России и казачьем обществе, ни один из основных признаков, присущих государственной службе, не содержится в их деятельности, которую осуществляет казачество в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества», что свидетельствует о противоречии его Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации».

Вместе с тем правовым актом, регулирующим деятельность казачества и определяющим его организационное построение, является Устав Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»,

утвержденный Указом Президента РФ от 3 мая 2007 г. № 574, которое функционирует в целях объединения окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность на территориях в ряде субъектов Федерации. Границы территории, на которой осуществляют свою деятельность окружные казачьи общества, устанавливаются по согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации. В пределах этой территории решением Большого войскового круга устанавливаются границы станичных казачьих обществ и их наименования. Станичное казачье общество — первичное объединение казаков и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов. Оно имеет фиксированный персональный состав, внесено в государственный реестр казачьих обществ в России.

Статистические данные свидетельствуют, что на январь 2010 г. в России казачьи общества объединяют около 1 млн человек. 650 тыс. из которых зарегистрированы в государственном реестре, которые действуют на территории 83 регионов.

Отдельные статьи правовых актов, которые определяют правовое положение деятельности казачьих объединений (формирований), нуждаются в переработке, так как правовой механизм участия этих объединений в охране общественного порядка далек от совершенства.

К ВОПРОСУ О НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВАХ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

С.С. ПЫЛЕВА,

кандидат юридических наук, заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм»

Аннотация. Рассматривается проблема использования так называемых старых произведений, авторское право на которые возникло в силу закона у юридических лиц. Анализируются нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу части четвертой ГК, нормы которых закрепляли авторское право юридических лиц. Характеризуетя существующее правовое положение таких лиц.

Ключевые слова: авторское право юридического лица, неимущественные права интеллектуальных прав автора, интеллектуальная собственность юридических лиц.

TO THE QUESTION OF THE NO PROPERTY RIGHTS OF THE ENTITIES

S.S. PYLEVA,

Candidate of Law Sciences Deputy Director of Kinoconcern «Mosfilm»

The summary. This article addresses the problem of using so-called «old» works, copyright of which the organizations acquired by the force of law. The author analyzes the normative legal acts in force before the entry into force on 4 part of the Civil Code, that gave to legal entities the copyrights. Based on analysis of existing legislation and judicial practice describes the current legal status of such entities.

Key words: copyright of the organization, no property rights, intellectual copyright, intellectual property of the legal entities.

Вопросы правового регулирования авторских правоотношений находятся сейчас в центре внимания. Это обусловлено многими факторами: принятием нового законодательства, особенностями правового регулирования, усилившейся конкуренцией на рынке интеллектуальной собственности, повышением внимания государства к проблеме защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и т.д. В нашей стране эти проблемы начали обсуждаться сравнительно недавно, что обусловило недостаточный опыт их решения как со стороны правоприменителей, так и со стороны правообладателей.

Одной из важнейших гарантий стабильности гражданского общества в любом государстве является предоставление субъектам гражданских прав юридической возможности по их защите.

Новое законодательство — часть четвертая ГК, введенная в действие с 1 января 2008 г., — выполнило одну из основных задач — усиление защиты прав авторов и других обладателей исключительных прав. Необходимость совершенствования механизмов защиты прав на интеллектуальную собственность продиктована прежде всего тем, что результаты творческой деятельности стали предметом разнообразного и постоянно расширяющегося рыночного оборота, неконтролируемого незаконного использования, что, в свою очередь, требует совершенствования правового регулирования.

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК). Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально возникает у его автора. В той же ст. 1228 указано, что автору результата интеллектуальной деятельности принадлежат право авторства, а в случаях, предусмотренных Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Говоря о личных неимущественных правах, мы исходим из общей теории гражданского права: личные неимущественные права и иные нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы (ст. 150 ГК). Из этих принципов исходит и законодательство об интеллектуальной собственности.

Однако в особых случаях автором может признаваться не гражданин, а юридическое лицо. Первый случай относится к результатам интеллектуальной деятельности, созданным за рубежом. Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав (п. 3 ст. 1256 ГК). Зарубежное законодательство может признавать автором и юридическое лицо.

Второй случай установлен п. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Граж-

данского кодекса Российской Федерации», согласно которой юридические лица, чье авторское право возникло до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», считаются авторами произведений. К числу таких произведений относятся некоторые категории так называемых старых произведений: кино- и телефильмы, энциклопедии и др.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения. До введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и ранее Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. авторское право регулировалось постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября1928 г. «Об авторском праве» и ГК РСФСР 1964 г.

Принимая во внимание, что согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения, то постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об авторском праве» и ГК РСФСР 1964 г. должны применяться при определении авторов «старых» произведений. В соответствии со ст. 486 ГК РСФСР (аналогичная норма содержалась в постановлении ВЦИК и СНК) авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. У юридических лиц также возникает первоначальное авторское право и в отношении научных сборников, энциклопедий, журналов или других периодических изданий в силу ст. 485.

Таким образом, в отношении целого ряда произведений (кинематографических, периодических и др.), созданных начиная с 1939 г., авторское право первоначально возникло у юридических лиц, и действующее законодательство признает их авторами произведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При всей необычности, вышеприведенная аргументация о принадлежности первоначальных авторских прав на некоторые категории произведений, созданных до 1993 г., юридическим лицам соответствует положениям Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений». Так, согласно ст. 14 (bis) «Специальные положения относительно кинематографических произведений»:

# без ущерба авторским правам на любое произведение, которое могло бы быть переделано или воспроизведено, кинематографическое произведение

подлежит охране как оригинальное произведение. Владелец авторского права на кинематографическое произведение пользуется такими же правами, как и автор оригинального произведения, включая права, предусмотренные в предыдущей статье;

определение лиц — владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана.

Итак, автором произведения может быть юридическое лицо. В такой ситуации возникает вопрос: что происходит с неимущественными правами на произведение? Попробуем в этом разобраться.

Согласно ст. 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают в себя:

исключительное право, являющееся имущественным правом;

личные неимущественные права; ® иные права (право следования, право доступа и др.).

В этой норме делается оговорка: личные неимущественные права и иные права признаются на результаты интеллектуальной деятельности только в случаях, предусмотренных ГК.

В отношении нормы ст. 1226 ГК в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — совместное постановление) дается специальное разъяснение: «Личные неимущественные и иные права, указанные в статье 1226 ГК РФ, охраняются только в том случае, если соответствующими положениями части четвертой Кодекса о конкретном результате интеллектуальной деятельности или приравненным к результатам интеллектуальной деятельности средствам индивидуализации установлена охрана специально поименованных личных неимущественных и иных прав» (п. 9.2).

Объекты, в отношении которых юридические лица в соответствии с действующим законодательством являются авторами, относятся к объектам авторского права. В силу ст. 1259 и 1260 ГК аудиовизуальные произведения, составные произведения (сборники) являются объектами авторского права, следовательно, правоотношения, связанные с использованием этих результатов интеллектуальной деятельности регулируются нормами части четвертой ГК, в частности нормами гл. 70 «Авторское право». В соответствии со ст. 1265, 1266, 1268, 1269 авторам принадлежат неимущественные и иные права, включая права авторства и на имя, на неприкосновенность произведения, на обнародование и на отзыв.

Автору результата интеллектуальной деятельности, являющегося объектом авторского права, принадле-

жит комплекс интеллектуальных прав: исключительное право на произведение, а также личные неимущественные права. Следовательно, юридическому лицу как автору аудиовизуального произведения (кино- и телефильма), энциклопедии, сборника и др., созданных до 3 августа 1993 г., являющихся объектами авторского права, принадлежат интеллектуальные права на эти произведения, включая имущественные и неимущественные права.

На первый взгляд, это позиция кажется абсурдной, однако ГК не содержит каких-либо исключений из интеллектуальных прав авторов в отношении аудиовизуальных произведений или составных произведений, а в силу ст. 1226 такое исключение может быть предусмотрено только Кодексом.

ГК не исключает возможности реализации юридическим лицом права, аналогичного праву авторства. Так, при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (к которым относятся аудиовизуальные произведения) лицо, организовавшее создание такого объекта (это может быть как юридическое, так и физическое лицо), вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1240). При определенных условиях издатель вправе защищать права автора (право авторства и право на имя) и обеспечивать их осуществление (п. 2 ст. 1265). Изложенная позиция не противоречит и Бернской конвенции, где указано, что владелец авторского права на кинематографическое произведение пользуется такими же правами, как и автор оригинального произведения.

Вместе с тем непонятна позиция Верховного Суда РФ и ВАС РФ. Пункт 4 совместного постановления разъясняет п. 6 Федерального закона «О введении в действие части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации» и содержит положения в части ограничения интеллектуальных прав авторов — юридических лиц.

С одной стороны, в совместном постановлении подтверждается, что юридические лица, чье авторское право возникло до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», считаются авторами произведений. Более того, в п. 9.2 разъясняется, что личные неимущественные и иные права, указанные в ст. 1226 ГК, охраняются только в том случае, если соответствующими положениями части четвертой Кодекса о конкретном результате интеллектуальной деятельности или приравненным к результатам интеллектуальной деятельности средствам индивидуализации установлена охрана специально поименованных личных неимущественных и иных прав.

С другой стороны, в п. 4 совместного постановления отмечено: «Несмотря на то что юридические лица считаются авторами произведений (в соответствии с Федеральным законом), это не означает признания

за юридическими лицами всего комплекса интеллектуальных прав на произведение, а именно личных неимущественных прав... Личные неимущественные права на соответствующие произведения принадлежат физическим лицам».

Сама по себе позиция, связанная с ограничением интеллектуальных прав автора (вне зависимости от того, кто им признается по закону), вызывает сомнения с точки зрения как теории, так и применения. Это положение противоречит не только ГК, но и Бернской конвенции по следующим основаниям.

В отношении объектов авторского права ГК установлена охрана неимущественных прав (ст. 1265— 1269). Ни ГК, ни Федеральный закон «О введении в действие части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации» не содержат ограничений в отношении интеллектуальных прав авторов — юридических лиц. Пункт 6 Закона устанавливает, что положения части четвертой ГК применяются к соответствующим правоотношениям по аналогии. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений. Соответственно авторам — юридическим лицам принадлежат права признаваться оригинальным правообладателем произведения (право, аналогичное праву авторства), на указание своего наименования при использовании таких произведений (право, аналогичное праву автора на имя), а также иные права, предусмотренные Кодексом для авторов произведений.

Бернская конвенция не допускает лишения автора неимущественных прав, указывая в ст. 6 (bis), что «независимо от имущественных прав автора, и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».

Нарушается главный статус неимущественных прав — их неотчуждаемость. Автору принадлежат имущественные и неимущественные права. Передача или каким-либо образом отчуждение неимущественных прав автора не допускается. Неотчуждаемость неимущественных прав предусмотрена п. 2 ст. 1228 ГК, где указано, что право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

В соответствии со ст. 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, также личные неимущественные права и иные права. Статьями 1265,

1266 в отношении произведений науки, литературы и искусства, к которым в силу ст. 1259 относятся аудиовизуальные произведения, предусмотрены неимущественные и иные права: авторства, на имя, на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. Это означает, что в соответствии с п. 2 ст. 1228 юридическому лицу — автору произведения принадлежат право авторства и иные личные неимущественные права, предусмотренные Кодексом, а именно ст. 1265 и 1266.

На практике реализовывать положение совместного постановления невозможно: у аудиовизуальных произведений, сборников, энциклопедий и других произведений, созданных до 3 августа 1993 г., других авторов, кроме юридических лиц, нет, поэтому никакие иные лица не могут быть наделены правами в отношении таких произведений, в том числе личными неимущественными.

Возможно, при указании в совместном постановлении на авторов соответствующих произведений, которым принадлежат неимущественные права, имелись в виду авторы произведений, вошедших в состав произведений. Так, применительно к кино- и телефильму это могут быть автор сценария, режиссер-постановщик, художник-постановщик (круг таких авторов может быть большой). Однако это авторы совершенно других объектов авторского права, и им не могут принадлежать неимущественные права на произведения, автором которых является другое лицо.

Предлагаемое изъятие неимущественных прав из комплекса интеллектуальных прав автора — юридического лица на практике приведет к невозможности нормального использования «старых» произведений и к тому, что права на такие произведения некому будет защищать от незаконного использования третьих лиц. Особенно это актуально в отношении права на неприкосновенность произведения, призванного защищать его от искажений, охранять целостность произведения.

Эта проблема — одна из немногих, с которыми приходится сталкиваться при использовании так называемых старых произведений, авторское право на которые возникло в силу закона у юридических лиц. Возможно, некоторые из этих проблем будут решаться по мере формирования судебной практики. Но необходимость рассмотрения и решения подобных вопросов нельзя недооценивать, поскольку они затрагивают множество произведений.

Для понимания важности проблемы достаточно указать, что к этой группе произведений относится весь советский фильмофонд, а это около 7 тыс. произведений. Все эти произведения востребованы, активно используются, а значит, требуют урегулирования нерешенные проблемы правоприменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.