Научная статья на тему 'К вопросу о нарушениях опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста'

К вопросу о нарушениях опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1001
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРУШЕНИЯ ТОРСИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАЗА И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудяшева А.Н.

Данная работа посвящена изучению одной из острейших социальных проблем современного общества здоровью детей, которая является социально-значимым фактором и показателем степени развитости и благополучия общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нарушениях опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста»

УДК 796.07; 796.034.2

К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.Н. Кудяшева - соискатель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

ON THE ISSUE OF MUSCULOSKELETAL [LOCOMOTOR] SYSTEM ABNORMALITIES WITH PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN

A.N.Kudyasheva - applicant The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: bulgarochka@mail.ru

Ключевые слова: коррекция осанки, дети младшего школьного возраста, нарушения торсионного развития таза и нижних конечностей, комплексная методика.

Аннотация. Данная работа посвящена изучению одной из острейших социальных проблем современного общества - здоровью детей, которая является социально-значимым фактором и показателем степени развитости и благополучия общества.

Key words: correction of faults in posture, primary school age children, torsion development of pelvis and lower extremities abnormalities, complex methodology.

Summary. The work under discussion is being devoted to an investigation of one of the most urgent social problems of the modern society that is children's health which are a socio-meaningful factor and an indicator of society development and prosperity.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о значительном увеличении в нашей стране числа детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата. Среди школьников 1-3-х классов нарушения осанки различного рода имеют от 40 до 50% детей. Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространенных отклонений в скелетно-мышечной системе у современных детей младшего школьного возраста [1].

Осанка зависит от ряда анатомических, физиологических и социальных факторов.

К анатомическим факторам, определяющим осанку ребенка, относятся:

- форма позвоночника, его расположение относительно передней срединной оси тела;

- выраженность физиологических изгибов;

- наличие деформаций;

- развитие мускулатуры.

К физиологическим факторам, влияющим на осанку, относятся:

- темпы и характер индивидуального развития двигательных навыков и статических реакций;

- применение в качестве тренирующего воздействия специальных физических упражнений для осанки и систематичность их использования.

Нормальная осанка непринужденно стоящего человека характеризуется следующими признаками:

- оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры;

- тазобедренные и коленные суставы разогнуты;

- изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный) умеренно выражены;

- плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметричные расположенные лопатки не выдаются;

- грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая;

- живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.

Нарушения осанки связаны, в основном, с изменением положений головы, плечевого пояса, позвоночника и таза.

Правильно проведенный осмотр ребенка спереди, сбоку и сзади позволяет выявить нарушения осанки и сколиоз. Осмотр проводят при равномерном хорошем освещении. Ребенку, раздетому до трусов и без обуви предлагают стоять в привычной для него позе.

При осмотре спереди определяются:

- положение головы (наклоны в стороны);

- уровень плеч;

- форма грудной клетки (цилиндрическая, коническая, бочкообразная, плоская, килевидная, воронкообразная и др.);

- неравномерное развитие одной из сторон грудной клетки;

- наличие асимметрии в высоте костей таза;

- формы нижних конечностей (прямые, Х-образные, О-образные);

- формы и положения стоп;

- степень развития мускулатуры.

При осмотре в профиль определяются:

- положение головы (наклон вперед, назад);

- форма грудной клетки;

- выраженность деформаций одной из сторон грудной клетки;

- выраженность физиологических изгибов в сагиттальной плоскости.

При осмотре сзади определяются:

- общий наклон туловища в стороны;

- положение головы (наклоны в стороны);

- симметричность надплечий;

- положение лопаток по отношению к позвоночнику, расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника, уровень углов лопаток;

- одинаковость формы и величины подмышечных складок слева и справа;

- отклонения позвоночника от средней линии вправо и влево;

- наличие асимметрии в высоте костей таза;

- форма нижних конечностей;

- степень развития мускулатуры;

- симметричность подъягодичных складок и подколенных ямок [1, 4].

Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем, указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Причины возникновения нарушений осанки различны: это и поддержание неправильной позы при стоянии и сидении, социальные условия, генетические факторы.

Важно отметить, что всё более широкое распространение получает точка зрения, что заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе и нарушения осанки, возникают вследствие нарушения торсионного развития таза и ног. Исходя из этого, специалисты многих стран в настоящее время ведут поиск эффективных программ и методик укрепления здоровья детей с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата, восстановления осанки, повышения их физической подготовленности и физической работоспособности.

В сравнении со сверстниками, у детей с нарушениями осанки вследствие торсионного нарушения таза и нижних конечностей, значительно меньший двигательный опыт: статико-локомоторная и динамическая атаксия, двигательная расторможенность, наличие повторяющихся стереотипных движений в сочетании с дефицитом внимания, которые в свою очередь препятствуют освоению важных видов моторики.

Задача эта достаточно сложная и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области лечебной и физической культуры.

Реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение нарушения функций детского организма и их восстановление, на эффективное и максимально раннее возвращение ребенка к нормальным, равным со здоровыми детьми условиям жизни и учебы в школе. Особенностью реабилитации в детском возрасте является не только восстановление здоровья ребенка, но и развитие его физических и умственных способностей, подготовка к будущей трудовой деятельности [1, 3].

Методы и организация исследования. Для проведения эксперимента были определены следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Антропометрия.

3. Соматоскопия.

4. Методы функциональной диагностики.

5. Педагогические наблюдения.

6. Педагогические контрольные испытания.

7. Педагогический эксперимент.

8. Методы математической статистики.

В эксперименте приняли участие 120 детей младшего школьного возраста. Экспериментальная и контрольные группы были распределены следующим образом:

Содержание занятий контрольных и экспериментальной групп Девочки Мальчики

ЭГ (дети С НО и НТРТН, занимающиеся по экспериментальной методике) 23 17

КГ1 (дети С НО и НТРТН, занимающиеся по стандартной методике) 23 17

КГ2 (дети с НО без НТРТН, занимающиеся по стандартной методике) 23 17

Экспериментальная методика коррекции осанки детей младшего школьного возраста включала в себя лечебную физическую культуру с элементами йоги, оздоровительное плавание и массаж. А так же, для повышения эффективности данной методики контроль за осанкой детей осуществлялся как в режиме учебного дня в школе, так и дома.

Курсы массажа дети проходили в лечебных учреждениях 3 раза ходе эксперимента (в начале, в середине и в конце). Занятия лечебной физической культурой и оздоровительным плаванием проводились 3 раза в неделю: 45 мин в зале и 45 мин на воде (Табл. 1).

Лечебная физическая культура и оздоровительное плавание включали в себя как общеразвивающие, так и специально-коррекционные и имитационные упражнения.

Все упражнения подбирались в зависимости от характера нарушений осанки: в комплексы лечебной физической культуры были включены упражнения из различных исходных положений, в том числе и асаны йоги.

Таблица 1

График распределения основных разделов экспериментальной методики_

№п\п Содержание занятий Месяцы

сент окт нояб дек янв фев март апр май ввсего

1 Теоретическая подготовка 1 1 1 1 1 5

2 Практические занятия 24 24 24 24 24 24 24 24 24 216

3 В зале (ЛФК) 12 12 12 12 12 12 12 12 12 108

4 На воде 12 12 12 12 12 12 12 12 12 108

5 Контрольные испытания 1 1 1 3

Итого кол-во часов 25 25 24 25 24 25 26 25 25 224

При составлении урока оздоровительного плавания мы использовали следующие способы плавания (Табл. 2).

Таблица 2

Педагогические условия применения способов плавания при основных видах нарушения

осанки

№ п/п Основные виды нарушения осанки Способ плавания Организационно-методические указания к применению способов плавания

1. Плоская спина Баттерфляй (ноги брасс) Без выноса рук из воды

2. Плоско-вогнутая спина Плавание на груди - руки брасс, ноги кроль Гребок узкий

3. Кругло-вогнутая спина Кроль на спине Гребок двумя руками одновременно

4. Круглая спина Брасс на спине Пауза скольжения максимально удлиненная

5. Асимметричная осанка Брасс на спине, кроль на спине Чередование двух способов, брасс с удлиненной паузой скольжения, при плавании кролем на груди - гребок двумя руками одновременно

Дети с нарушениями торсионного развития таза и нижних конечностей имеют низкие показатели физической подготовленности в сравнении с детьми, не страдающих данным заболеванием. Поэтому, для более комплексной оценки эффективности методики, мы включили следующие тесты для определения физической подготовленности:

1. Челночный бег

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Прыжок в длину с места

3. Метание малого мяча

4. Подъем туловища из положения лежа

5. Тест на определение силовой выносливости мышц спины (лодочка) [2].

Так как нарушения осанки приводят к снижению деятельности дыхательной системы, мы решили измерить ее показатели с помощью следующих тестов:

- проба Штанге;

- проба Генче;

- жизненная емкость легких.

Заключение. Экспериментальная методика оказала положительный эффект на состояние опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста с нарушениями торсионного развития таза и нижних конечностей.

Наблюдались достоверные изменения в показателях Ромба Мошкова, в выраженности физиологических изгибов, а так же в подвижности позвоночного столба.

Наибольшие изменения произошли в экспериментальных группах у мальчиков и у девочек в показателях физиологических изгибов и в подвижности позвоночного столба.

Показатели физической подготовленности данного контингента детей повысились. Наибольший прирост наблюдается в экспериментальной группе у мальчиков в тестах «лодочка» и подъеме туловища из положения лежа.

В показателях дыхательной системы наибольший прирост результатов наблюдается в обеих экспериментальных группах.

Литература

1. Валеев, Р.Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Р.Ф. Валеев. - М., 2003. - 22 с.

2. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 1. - С. 17-20.

3. Никитюк, Б. А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма / Б. А. Никитюк. - М. : Наука, 1978. - 143 с.

4. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей : программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2001. - 166 с.

Literature

9. Valeev, R.F. Improvement of 7-9-year-old children's health with vertebral part of musculoskeletal [locomotor] system abnormalities by means of exercise therapy: Abstract of a Candidate of Education Thesis: 13.00.04 / R.F. Valeev. - Moscow, 2003. - 22 pp.

10. Lyakh, V.I. Coordinating abilities determination criteria / V.I. Lyakh // Theory and Practice of Physical Culture. - 1991. - V. 1. - P. 17-20.

11. Nikityuk, B.A. The factors of organism growth and morphofunctional maturation / B.A. Nikityuk. -Moscow: Nauka, 1978. - 143 pp.

12. Potapchuk, A.A. Posture and children physical development: the programs of diagnostics and abnormalities rehabilitation / A.A. Potapchuk, et al. - St. Petersburg: Rech, 2001. - 166 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.