Научная статья на тему 'К вопросу о мотивации курсантов военных вузов к учебной деятельности в условиях негативного информационного воздействия'

К вопросу о мотивации курсантов военных вузов к учебной деятельности в условиях негативного информационного воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НЕГАТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич

В представленной статье раскрыты особенности мотивации будущих офицеров к учебной деятельности в условиях негативного информационного воздействия. Выделены типичные ситуации, в которых субъекты военных образовательных организаций наиболее подвержены негативному информационному воздействию. Разъяснены ключевые системообразующие принципы невосприимчивости к информационно-психологическому воздействию. Предложены методы защиты и пути повышения мотивации курсантов к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of motivation of cadets of military higher education institutions to educational activity in the conditions of negative information exposure

Ations are most exposed to negative information impact are highlighted. The key strategic principles of immunity to informational and psychological impact are explained. Methods of protection and ways to increase the motivation of students to learning activities are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мотивации курсантов военных вузов к учебной деятельности в условиях негативного информационного воздействия»

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева, О.А. Профессионально-личностные особенности студентов-психологов / О. А. Журавлева // Проблемы развития и формирования личности в современных условиях : сборник научных статей Областной научно-практической конференции. - М. : Гуманитарный институт. -2012. - С. 74.

2. Лазарева, Л.И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лазарева Людмила Ивановна. - Кемерово, 2007. - 255 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

REFERENCES

1. Zhuravleva, O.A. (2012), Professional and personal characteristic of students-psychologists, Collection of scientific articles of the Regional research and practice conference "Problems of personality development and formation under current conditions", Humanitarian Institute, Moscow, pp. 74.

2. Lazareva, L.I. (2007), Formation of information culture of teacher in the conditions of innovative activity of educational institution, dissertation, Kemerovo.

3. Selevko, G.K. (1998), Modern learning technology, Manual, Narodnoe obrazovanie, Moscow.

Контактная информация: ai_novikoff@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2018

УДК 378.147

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ

Виталий Николаевич Лымарев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника факультета, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (ПВИВНГ), Пермь

Аннотация

В представленной статье раскрыты особенности мотивации будущих офицеров к учебной деятельности в условиях негативного информационного воздействия. Выделены типичные ситуации, в которых субъекты военных образовательных организаций наиболее подвержены негативному информационному воздействию. Разъяснены ключевые системообразующие принципы невосприимчивости к информационно-психологическому воздействию. Предложены методы защиты и пути повышения мотивации курсантов к учебной деятельности.

Ключевые слова: курсанты военных вузов, образовательная среда, мотивация курсантов к учебной деятельности, негативное информационное воздействие.

TO THE QUESTION OF MOTIVATION OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS TO EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF NEGATIVE INFORMATION EXPOSURE

Vitaly Nikolaevich Lymarev, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of the faculty, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation

Annotation

In the presented article, the features of the motivation of future officers to training activities in the conditions of negative information impact are revealed. The typical situations in which the subjects of military educational organizations are most exposed to negative information impact are highlighted. The key strategic principles of immunity to informational and psychological impact are explained. Methods of protection and ways to increase the motivation of students to learning activities are proposed.

Keywords: cadets of military universities, educational environment, motivation of cadets to learning activities, negative information impact.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка офицерских кадров имеет отличительные особенности в сравнении с традиционным академическим образованием. Наряду с наличием в установочных образовательных документах модулей общевоенной и военно-специальной подготовки, обучающиеся постоянно находятся в военной среде, исполняют различные специальные обязанности, находясь в суточном наряде, проходят стажировку (практику) на различных должностях и т.д. Данные аспекты необходимо учитывать при исследовании структурной модели подготовки будущих офицеров, в частности мотивацию курсантов к учебной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Особенностью современного общества является быстрое изменение качественного состояния информационной среды. Этот процесс затрагивает все сферы общества и личности. Общество на современном этапе имеет большую потребность в безопасности, т.е. возрастает роль структур, обеспечивающих безопасность - воинских подразделений. Следует отметить, необходимость повышения эффективности подготовки офицерских кадров.

Обучающиеся военных вузов наиболее подвержены негативному информационному воздействию при: 1) использовании всемирной системы объединенных компьютерных сетей (использование персональных компьютеров и других устройств с возможностью передачи данных), 2) общении с гражданским населением (находясь в увольнении, в отпуске и т.д.), 3) изучении запрещенной литературы, 4) использовании средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, электронные ресурсы).

Невосприимчивость к информационно-психологическому воздействию строится на принципах патриотизма, любви к Родине, гордости за службу в восках Министерства Обороны, (иных силовых ведомств).

В условиях постоянного присутствия курсантов в военной информационно-образовательной среде используются различные методы защиты обучающихся от негативного информационного воздействия: целенаправленная подача информации с идеей патриотизма в часы воспитательной работы, организация культурно-массовых мероприятий в патриотическом формате, индивидуальные (групповые) воспитательные беседы с обучающимися, интердикт различных цифровых устройств и информационных носителей. Для повышения эффективности защиты от информационного воздействия вышеперечисленные методы защиты необходимо применять в комплексе и руководствуясь рядом принципов. Важным при обосновании санкций на интердикт цифровых устройств является глубокое понимание и осознание обучающимися необходимости производимых ограничений в силу повышения устойчивости к негативному информационному воздействию.

Роль информации в современном мире очень важна, поскольку она играет решающую роль в управлении общественным сознанием. Применимо к воинским подразделениям негативная информация может нанести вред психологическому здоровью подразделения, и, как следствие, сыграть деструктурирующую функцию и понизить его эффективность, создавая иллюзию достоверности и эффективности, а также производя подмену истинных ценностей на фальшивые [1].

Особенностью военного образования является создание и использование безопасной образовательной среды в условиях военного вуза, которая должна быть защищена как от внешних, так и от внутренних факторов [3]. К внутренним факторам мы можем отнести: 1) дискредитацию силовых структур в средствах массовой информации; 2) отсутствие мотивации в выборе профессии; 3) отсутствие мотивации в выборе образовательной организации; 4) отсутствие познавательной активности; 5) недостаточный уровень ответственности за качество образования; 6) отсутствие потребности в достижении успеха; 7) несфор-мированность самооценки (самокритики); 8) отсутствие индивидуальных образовательных траекторий (необходимость наличия двух составляющих в построении индивидуальной образовательной траектории - учебной и воспитательной) [2]; 9) ограниченность

образовательной среды для личностно-профессионального саморазвития; 10) недостаточная мотивация к самовыражению и самореализации; 11) информационно-психологические перегрузки.

Таким образом, в процессе исследования предложено комплексное решение повышения уровня мотивации курсантов в условиях информационного воздействия, выявлены системообразующие принципы невосприимчивости курсантов к информационно-психологическому воздействию, а также определен ряд факторов, негативно влияющих на безопасность образовательной среды военной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, М.А. Защита субъектов воинского труда от информационно-психологического воздействия в особых условиях образовательной среды военного вуза / М. А. Григорьева // Человеческий капитал. - 2016. - № 4 (88). - С. 98-99.

2. Григорьев, С.М. Организация безопасной образовательной среды в высшей военной школе. / С.М. Григорьев, М.А. Григорьева // Современные тенденции развития науки и технологий.

- 2015. - № 2 (5). - С. 31-33.

3. Полковников, А. В. Средовой подход в формировании инженерной культуры будущих военных специалистов технического профиля / А. В. Полковников, В. Н. Лымарев // Образование: традиции и инновации : межд. конф. (Прага, 28 апреля 2016 г.). - Тюмень : Изд-во World Press, 2016.

- С. 288-290.

REFERENCES

1. Grigorieva, M.A. (2016), "Protection of subjects of military labor from the informational and psychological impact in the special conditions of the educational environment of a military university", Human Capital, No. 4 (88), pp. 98-99.

2. Grigoriev, S.M. and Grigorieva, M.A. (2015), "Organization of a safe educational environment in a higher military school", Modern trends in the development of science and technology, No. 2 (5). pp. 31-33.

3. Polkovnikov, A. V. and Lymarev, V. N. (2016), "The environmental approach in shaping the engineering culture of future military technical specialists", Education: traditions and innovations, Proceedings of the 11th International Conference, Tumen, pp. 288-290.

Контактная информация: vitaliy_1981_03@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БОРЬБЫ САМБО В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Сергей Сергеевич Лядов, кандидат педагогической наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса г. Владивосток; Татьяна Михайловна Гуре-ева, мастер спорта России, учитель физической культуры, средняя общеобразовательная школа № 83, тренер-преподаватель, Женский центр единоборств «Амазонка», г. Владивосток; Валентина Петровна Судоргина, мастер спорта СССР, отличник физической культуры России, доцент, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Владивосток; Валерия Владимировна Чумаш, мастер спорта СССР, заслуженный тренер РФ, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, тренер-преподаватель, Женский центр единоборств «Амазонка», г. Владивосток

Аннотация

В статье представлен опыт реализации программы «Самбо в школу» на примере общеобразовательных школ Приморского края. Анализирует особенности влияния борьбы самбо в рамках вариативной части программы по физическому воспитанию учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательных школ на уровень физической подготовленности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.