Научная статья на тему 'Эффективность внедрения борьбы самбо в процесс физического воспитания учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательной школы'

Эффективность внедрения борьбы самбо в процесс физического воспитания учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОТИВАЦИЯ / БОРЬБА САМБО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лядов Сергей Сергеевич, Гуреева Татьяна Михайловна, Судоргина Валентина Петровна, Чумаш Валерия Владимировна

В статье представлен опыт реализации программы «Самбо в школу» на примере общеобразовательных школ Приморского края. Анализирует особенности влияния борьбы самбо в рамках вариативной части программы по физическому воспитанию учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательных школ на уровень физической подготовленности и формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лядов Сергей Сергеевич, Гуреева Татьяна Михайловна, Судоргина Валентина Петровна, Чумаш Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of introduction of fight sambo in process of physical training of pupils of the advanced teenage age of comprehensive school

The article presents the experience of implementing the “Sambo to School” program on the example of comprehensive schools of the Primorsky Territory. It analyzes the peculiarities of the influence of the sambo struggle within the framework of the variable part of the physical education program of pupils of older adolescents of comprehensive schools on the level of physical fitness and the formation of motivation for physical education and sports activities.

Текст научной работы на тему «Эффективность внедрения борьбы самбо в процесс физического воспитания учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательной школы»

образовательной среды для личностно-профессионального саморазвития; 10) недостаточная мотивация к самовыражению и самореализации; 11) информационно-психологические перегрузки.

Таким образом, в процессе исследования предложено комплексное решение повышения уровня мотивации курсантов в условиях информационного воздействия, выявлены системообразующие принципы невосприимчивости курсантов к информационно-психологическому воздействию, а также определен ряд факторов, негативно влияющих на безопасность образовательной среды военной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, М.А. Защита субъектов воинского труда от информационно-психологического воздействия в особых условиях образовательной среды военного вуза / М. А. Григорьева // Человеческий капитал. - 2016. - № 4 (88). - С. 98-99.

2. Григорьев, С.М. Организация безопасной образовательной среды в высшей военной школе. / С.М. Григорьев, М.А. Григорьева // Современные тенденции развития науки и технологий.

- 2015. - № 2 (5). - С. 31-33.

3. Полковников, А. В. Средовой подход в формировании инженерной культуры будущих военных специалистов технического профиля / А. В. Полковников, В. Н. Лымарев // Образование: традиции и инновации : межд. конф. (Прага, 28 апреля 2016 г.). - Тюмень : Изд-во World Press, 2016.

- С. 288-290.

REFERENCES

1. Grigorieva, M.A. (2016), "Protection of subjects of military labor from the informational and psychological impact in the special conditions of the educational environment of a military university", Human Capital, No. 4 (88), pp. 98-99.

2. Grigoriev, S.M. and Grigorieva, M.A. (2015), "Organization of a safe educational environment in a higher military school", Modern trends in the development of science and technology, No. 2 (5). pp. 31-33.

3. Polkovnikov, A. V. and Lymarev, V. N. (2016), "The environmental approach in shaping the engineering culture of future military technical specialists", Education: traditions and innovations, Proceedings of the 11th International Conference, Tumen, pp. 288-290.

Контактная информация: vitaliy_1981_03@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БОРЬБЫ САМБО В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Сергей Сергеевич Лядов, кандидат педагогической наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса г. Владивосток; Татьяна Михайловна Гуре-ева, мастер спорта России, учитель физической культуры, средняя общеобразовательная школа № 83, тренер-преподаватель, Женский центр единоборств «Амазонка», г. Владивосток; Валентина Петровна Судоргина, мастер спорта СССР, отличник физической культуры России, доцент, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Владивосток; Валерия Владимировна Чумаш, мастер спорта СССР, заслуженный тренер РФ, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, тренер-преподаватель, Женский центр единоборств «Амазонка», г. Владивосток

Аннотация

В статье представлен опыт реализации программы «Самбо в школу» на примере общеобразовательных школ Приморского края. Анализирует особенности влияния борьбы самбо в рамках вариативной части программы по физическому воспитанию учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательных школ на уровень физической подготовленности и

формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: здоровье, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, гармоничное развитие, комплексная программа физического воспитания, вариативные программы, мотивация, борьба самбо.

EFFICIENCY OF INTRODUCTION OF FIGHT SAMBO IN PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF PUPILS OF THE ADVANCED TEENAGE AGE OF COMPREHENSIVE SCHOOL

Sergey Sergeyevich Lyadov, the candidate pedagogical sciences, senior lecturer, Vladivostok State University of Economy and Service; Tatyana Mikhaylovna Gureeva, Master of Sports of Russia, teacher, average comprehensive school No. 83, trainer-teacher, Female center of single

combats "Amazon", Vladivostok; Valentina Petrovna Sudorgina, Master of Sports of the USSR, excellent worker of physical culture in Russia, senior lecturer, Maritime State University named after admiral G.I. Nevelsky, Vladivostok; Valeria Vladimirovna Chumash, Master of Sports of the USSR, honored trainer of the Russian Federation, senior lecturer, Vladivostok State University of Economy and Service, trainer-teacher, Female center of single combats

"Amazon ", Vladivostok

Annotation

The article presents the experience of implementing the "Sambo to School" program on the example of comprehensive schools of the Primorsky Territory. It analyzes the peculiarities of the influence of the sambo struggle within the framework of the variable part of the physical education program of pupils of older adolescents of comprehensive schools on the level of physical fitness and the formation of motivation for physical education and sports activities.

Keywords: health, physical fitness, healthy lifestyle, harmonious development, comprehensive program of physical education, variable programs, motivation, Sambo wrestling.

ВВЕДЕНИЕ

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» обозначена основная цель политики государства - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание поколения, физически крепкого, интеллектуально, нравственно полноценного, обладающего огромным потенциалом волевых качеств. В тоже время в документе отмечается, что в последние десятилетия в России ухудшилось состояние здоровья населения, все более и более увеличивается число детей, подростков и молодежи, имеющих отклонения в состоянии здоровья [6].

По данным [1, 2, 3], количество здоровых выпускников общеобразовательных школ составляет не более 13%. Проблема ухудшения состояния здоровья граждан, снижения рождаемости влияют на жизнеспособность российского государства и требуют безотлагательного решения и оптимальной организации всего комплекса мероприятий ЗОЖ.

В этих условиях актуализируется проблема подготовки молодых людей к жизни, трудовой деятельности и службе в вооруженных силах РФ, возникает необходимость разработки новых малозатратных методик по физическому воспитанию. Одним из наиболее перспективных направлений развития физкультурного образования детей и молодежи является обучение основам единоборств, учитывая, что борьба самбо относится к числу наименее травмоопасных, и в тоже время наиболее эффективных средств, используемых для самообороны и в целях физического совершенствования [4].

С 2010 года Всероссийская Федерация самбо активно развивает и реализует проект «Самбо в школу» в нескольких регионах России. Приморский край включен в число пилотных.

Для реализации этой программы в Приморье (как субъекта РФ) вышел приказ Департамента образования и науки администрации Приморского края № 1040-а от 09.10.2015 г. «Об апробации примерной образовательной программы «Интегративный курс физического

воспитания на основе самбо» и реализации проекта «Самбо в школу» в Приморском крае, а также создана региональная рабочая группа по координации усилий для ее внедрения [5].

Однако обнаружилось, что внедрение самбо в практику физического воспитания общеобразовательных школ требует разработки учебно-методического материала и соответствующего кадрового обеспечения, а главное - научного обоснования и вероятностного прогнозирования социокультурных результатов массового овладения данной технологией молодежью. Но до сих пор остается актуальным вопрос научного обоснования образовательного, воспитательного, оздоровительного и развивающего эффекта внедрения самбо в процесс физического воспитания детей в рамках школьной программы.

Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования, формулировка объекта, предмета и цели, предусматривающей экспериментальное доказательство эффективности внедрения программы «Самбо в школу», а также влияние на повышение мотивации учащихся, на показатели физической и прикладной подготовленности учащихся общеобразовательных школ старшего подросткового возраста.

Гипотетическое предположение исследования сводится к следующему: включение борьбы самбо в содержание программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ будет способствовать повышению их мотивации к занятиям физической культурой, приобщению к активной спортивной деятельности и, тем самым, повышению их физической и прикладной подготовленности, а также формированию жизненно важных технических навыков самообороны.

Представляется, что разработка и апробация подобной программы должна осуществляться на основе включения ее в содержание регионального компонента Комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ при научном обосновании всех ее составляющих.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди методов выполнения этих задач отобраны наиболее информативно-инструментальные: социологические методы исследования (опрос); педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики и др.

Исследование осуществлялось с 2014 по 2017 гг. в 3 этапа. На первом этапе (сентябрь 2014 - май 2015 гг.) проводился анализ и обобщение данных современной научно-методической литературы в исследуемой области.

На втором этапе (2015-2016 гг.) проводилось предварительное тестирование и анализ показателей физической подготовленности учащихся, а также опрос школьников с целью выяснения их отношения, уровня мотивации к включению борьбы самбо в учебный процесс по физическому воспитанию.

Таким образом, оба предварительных этапа заняли один учебный год, в течение которого отбирались и апробировались приемы, способы и методы борьбы самбо, имеющие преимущественно оздоровительную и воспитательную направленность. В итоге данный этап завершился разработкой документов планирования по физическому воспитанию для учащихся общеобразовательных школ и отбором оптимального набора компонентов экспериментальной программы.

На третьем этапе, с сентября 2016 по май 2017 гг., проводился педагогический эксперимент на базе МБОУ СОШ №2 16 г. Владивостока (руководитель эксперимента - учитель физической культуры, мастер спорта России Гуреева Татьяна Михайловна). Для его осуществления была образована экспериментальная группа (ЭГ), включающая учащихся 9 классов «а» и «б». В каждую подгруппу было отобрано по 20 юношей и 20 девушек (всего 40 человек основной и подготовительной медицинских групп).

В Комплексной программе по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ (В .И. Лях, А.А. Зданевич, 2014), предусмотрено проведение трех уроков физической культуры в неделю (соответственно 102 в год). В содержание экспериментальной

программы вошли следующие разделы: волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, гимнастика, борьба самбо. Из отведенных часов на освоение курса «Элементы единоборств» было выделено 34 часа на освоение борьбы самбо в рамках вариативной части программы.

В течение учебного года отслеживалось динамика происходящих изменений в группах (сентябрь 2016 - май 2017). В дальнейшем, полученные результаты были обработаны методом математической статистики (по ^критерию Стьюдента), проанализированы и интерпретированы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ показателей физической подготовленности учащихся 9-х классов до начала эксперимента свидетельствует о том, что у юношей достаточно высокие показатели быстроты и прыгучести. В тоже время существенное отставание выявлено по уровню развития гибкости и ловкости (50% - низкий уровень), по уровню выносливости (30% - низкий уровень), а также по развитию силовых способностей (35% - неудовлетворительный показатель). У девушек высокий уровень развития гибкости, но крайне низкие показатели координационных способностей (45% - неудовлетворительный показатель) и выносливости (30% - неуд. показатель).

Для выяснения отношения учащихся к факту включения в содержание занятий физической культурой такого вида спорта как борьба самбо, был проведен социологический опрос. Он выявил, что большая часть учащихся относится к данной новации нейтрально (60% юношей, 50% девушек), положительно - 20% контингента, и отрицательно - 20% юношей и 30% девушек 9 классов.

Включение борьбы самбо в вариативную часть программы по физическому воспитанию по окончанию эксперимента способствовало достоверному приросту отдельных показателей. Так, у девушек произошли достоверные изменения (р <0,05) силовых значений (прирост на 18,8%) (таблица 1). Значительный прирост отмечается также в динамике развития гибкости в тесте «Наклон вперед из положения стоя» (17,2% у девушек и 14,2% у юношей). По остальным показателям достоверного прироста не зафиксировано.

Таблица 1 - Динамика показателей физической подготовленности девушек 9 классов МБОУ СОШ № 16 г. Владивостока в ходе исследования_

№ п/п Показатели Октябрь 2016 г. Май 2017 г. Дост. разл. При рост

XX ±m XX±m t P Факт в%

1 Бег 60 м, с 10,24±0,24 10,21±0,34 0,07 >0,05 0,03 0,3

2 Челночный бег 4x9 м, с 11,04±0,29 10,88±0,26 0,42 >0,05 9,84 1,5

3 Прыжок в длину с места, см 160,1±8,71 168,8±9,74 0,32 >0,05 8,7 5,2

4 Подтягивание на перекладине в висе лежа, раз 15,1±1,15 18,6±1,21 2,18 <0,05 3,5 18,8

5 Наклон вперед из положения стоя, см 16,4±1,36 19,8±1,38 1,65 >0,05 3,4 17,2

6 Бег 2000 м, мин 744,1±19,2 702,9±22,51 1,39 >0,05 41,2 5,5

7 Интегральный уровень физической подготовленности, балл 3,61±0,06 3,79±0,05 2,31 <0,05 0,18 4,8

В ходе эксперимента достоверно увеличился (р <0,05) интегральный уровень физической подготовленности учащихся в течение учебного года как у юношей (6,1%), так и у девушек (4,8%) и составил соответственно 4,1 и 3,79 балла (рисунок 1).

Существенно важно, что положительная динамика по итогам эксперимента отмечается в освоении учащимися прикладных технических навыков борьбы самбо. Так, участники экспериментальной группы наиболее эффективно освоили технику падений, акробатических навыков, а также способы удержания в «партере». У школьников сформировались умения, позволяющие выполнять такие достаточно сложные элементы, как передняя подножка (в среднем - 4,4 балла по 5 б шкале) и бросок через бедро (3,7 б у юношей и 4,1 б у девушек).

Интегральный уровень фп, б Бег 2000 м, с Наклон вперед, см Подтягивание на прекладине, раз Прыжок в длину с места, см Челночный бег 4х9 м, с Бег 60 м, с

4,

6,1

Ш"

И 5,5

□ Девушки □ Юноши

14,2

И 17,2

5 ,2

0,3 0 2,4 1,52,1

гхг

И 18

%

10

12

14

16

18

20

Рисунок 1 - Прирост показателей физической подготовленности учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 16 г.

Владивостока на 3-м этапе исследования (2016/2017 уч. год) в процентах

Примечательно, что включение борьбы самбо в программу по физическому воспитанию учащихся 9-х классов повысило их интерес как к дисциплине «Физическая культура», так и к самбо, как виду спорта. При этом, положительно относящихся учащихся к борьбе самбо, значительно увеличилось: у юношей до 50%, у девушек до 60%, тогда как, негативно относящихся, соответственно снизилось до 20-ти и 10-ти%.

В течение 2016/2017 учебного года также выявлена тенденция увеличения количества учащихся, занятых регулярными внеурочными занятиями в спортивных секциях: у юношей с 4-х до 7-ми человек, а у девушек с 5-ти до 7-ми. Часть респондентов было даже привлечено для занятий борьбой самбо в специализированных центрах: для девушек -«АМАЗОНКА», для юношей - «САМБО-80».

ВЫВОДЫ

Внедрение борьбы самбо в учебный процесс по физическому воспитанию учащихся среднего и старшего школьного возраста в рамках вариативной части программы (один из трех уроков физической культуры в неделю) привело к приросту отдельных показателей их физической подготовленности и способствовало приобретению базовых навыков самообороны. Помимо этого, занятия национальной (отечественной) борьбой самбо способствовали повышению мотивации респондентов к занятиям спортивными единоборствами.

Таким образом, успешная апробация экспериментальной программы «Самбо в школу» в Приморском крае позволяет рекомендовать ее к повсеместному внедрению в систему физического воспитания общеобразовательных школ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, П.А. Мониторинг пропаганды физической культуры и спорта и здорового образа жизни средствами массовой информации / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М. : Советский спорт, 2012. - 108 с.

2. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за 2014 г. / Министерство здравоохранения и социального развития России. - М. : [б.и.], 2015. - 161 с.

3. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика : монография / С.С. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с.

4. Методическое пособие по самбо для общеобразовательных организаций / под ред. В.Ш. Каганова ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2016. - 92 с.

5. Об апробации Примерной образовательной программы «Интегративный курс физического воспитания на основе борьбы самбо» и реализации проекта «Самбо в школу» в Приморском крае в 2015-2016 учебном году [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://primorsky.ru (дата обращения: 20.06.2017).

6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

8

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (дата обращения:20.06.2017).

REFERENCES

1. Vinogradov, P.A. and Okunkov, Yu.V. (2012), Monitoring the promotion ofphysical culture and sports and a healthy lifestyle by the media, Soviet Sport, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ministry of Health and Social Development of Russia (2015), Report on the state of public health and the organization of health care on the results of the activities of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation for 2014, Moscow.

3. Izaak, S.I. (2005), Monitoring ofphysical development and physical fitness: Theory and practice : monograph, Soviet Sport, Moscow.

4. Ed. Kaganov, V.Sh. (2016), Methodological manual on sambo for general education organizations, Publishing House SCOLIPE, Moscow.

5. On approbation of the Approximate educational program "Integrative course ofphysical education on the basis of Sambo wrestling " and the implementation of the Sambo to School project in Primorsky Krai in the 2015-2016 academic year, available at: htt://primorsky.ru.

6. The strategy of development ofphysical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020, available at: http://www.lipetskregionsport.ru/1114/1135.htm (access date: 21.11.2018).

Контактная информация: sergeyuor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2018

УДК 37.013.77

ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ РИСКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

Александр Викторович Лялюк, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Игоревна Груздова, аспирант, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ) г. Краснодар

Аннотация

Рассматриваются различные подходы к типологии рисков образовательной среды. Изложены результаты авторского эмпирического исследования факторов риска образовательной среды участниками образовательного процесса в вузе. В качестве методов исследования были использованы метод экспертной оценки, интервью, анкетирование, контент-анализ, метод анализа среднего Выявлено, что наиболее значимыми, по мнению студентов, являются риски, связанные с управлением и организационной культурой вуза: большие учебные нагрузки, нехватка времени, неудобное расписание, информационно-психологические перегрузки, что говорит о наличии проблемы психолого-педагогической безопасности вузовской среды. На основе субъектно-бытийного подхода определено создание концепции психолого-педагогической безопасности образовательной среды и системы управления рисками.

Ключевые слова: психолого-педагогическая безопасность; образовательная среда; субъектный подход; педагогика, риски образовательной среды.

TYPOLOGY AND CLASSIFICATION OF RISK FACTORS OF THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Alexander Viktorovich Lyalyuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Igorevna Gruzdova, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Various approaches to the typology of risks of the educational environment are considered. The results of the author's empirical study of the risk factors of the educational environment by the participants of the educational process at the university are presented. As the research methods there were used the methods of expert evaluation, interviews, questioning, content analysis, medium analysis method. It was revealed that the most significant, according to students, are the risks associated with the management and organizational culture of the university: the large training loads, lack of time, inconvenient schedule,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.