УДК 33.012.23
К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
С. Л. Полуэктова, И. Н. Якунина, Е. А. Колесниченко
ON THE ISSUE OF MODERNIZATION OF HIGH-PERFORMANCE JOBS IN THE SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
S. L. Poluektova, I. N. Yakunina, E. A. Kolesnichenko
Аннотация. Предмет и цель работы. Рассматривается концепция устойчивого развития социально-экономических систем через призму решения вопросов повышения производительности труда. Анализируется содержание понятия «высокопроизводительные рабочие места», а также методика их выявления и учета в российской экономике. Определена значимость создания высокопроизводительных рабочих мест для решения проблем обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем. Материалы и методы. Особое внимание уделяется действующей в настоящее время методике расчета показателя по приросту высокопроизводительных рабочих мест. В качестве критерия для отбора организаций (предприятий), имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации. Результаты. Отмечено, что при такой методике уменьшение числа высокопроизводительных рабочих мест наблюдается в основном на многотерриториальных предприятиях и их обособленных подразделениях. Проблема заключается в том, что при определении высокопроизводительного места для многотерриториальных предприятий устанавливается пороговое значение по заработной плате по видам экономической деятельности в среднем по России. При условии, если заработная плата на многотерриториальных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории региона, не перекрывает пороговое значение заработной платы по виду экономической деятельности по Российской Федерации, предприятие со всей среднесписочной численностью не включается в число высокопроизводительных рабочих мест. Выводы. Обосновано, что в рамках концепции устойчивого развития социально-экономических систем должны быть пересмотрены подходы к современной инвестиционной политике не только на федеральном, но и на регионом уровне в части ее переориентации на развитие числа высокопроизводительных рабочих мест. Формирование системы высокопроизводительных рабочих мест на российском рынке, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности российской продукции, снижению издержек производства и дифференциации населения по уровню и качеству жизни, что и будет способствовать обеспечению устойчивого развития.
Ключевые слова: социально-экономическая система, устойчивое развитие, производительность труда, высокопроизводительные рабочие места, занятость населения, экономическая политика, инвестиции, инвестиционные проекты, заработная плата, трудовые ресурсы.
Abstract. Subject and goals. The article discusses the concept of sustainable development of socio-economic systems through the prism of solving issues of increasing productivity. The content of the concept of "high-performance jobs" is analyzed, as well as
the methodology for identifying and accounting for them in the Russian economy. The significance of creating high-performance workplaces for solving the problems of ensuring the sustainable development of socio-economic systems has been determined. Materials and methods. Particular attention is paid to the current method of calculating the indicator for the growth of high-performance jobs. As a criterion for the selection of organizations (enterprises) with high-performance workplaces, the threshold value of the average monthly wage of workers for one replaced workplace, differentiated by types of enterprises and subjects of the Russian Federation, is established. Results. It is noted that with such a method, a decrease in the number of high-performance workplaces is observed, mainly in multiterritorial enterprises and their separate subdivisions. The problem is that when determining a high-performance place for multiterritory enterprises, a threshold value is established for wages by type of economic activity on average in Russia. Provided that wages at multiterritorial enterprises operating in the region do not overlap with the threshold wage by type of economic activity in the Russian Federation - an enterprise with all the average number of employees is not included in the number of high-performance jobs. Conclusions. The article substantiates that within the framework of the concept of sustainable development of socio-economic systems, approaches to modern investment policy should be revised not only at the federal level, but also at the region in terms of its reorientation towards the development of the number of high-performance jobs. The formation of a system of highperformance jobs in the Russian market, in turn, will help increase the competitiveness of Russian products, reduce production costs and differentiate the population in terms of quality and quality of life, which will help ensure sustainable development.
Keywords, socio-economic system, sustainable development, labor productivity, high-performance jobs, employment, economic policy, investment, investment projects, wages, labor resources.
Введение
Актуальность темы определяется тем, что решение вопросов устойчивого развития социально-экономических систем неразрывно связано c вопросами формирования и развития тех направлений и сфер национальной экономики, которые способствовали бы интенсификации экономического роста, качественной модернизации народного хозяйства. При этом создание высокопроизводительных рабочих мест является именно таким фактором, в полной мере отвечая требованиям XXI века: цифровизация экономики, наукоемкие производства, высокотехнологические отрасли, инновационные технологии, глубокая переработка сырья. При этом решение задачи качественного развития российской экономики и увеличения темпов такого развития требует многоуровневой системы мер, направленной на совершенствование производственных отношений, в том числе и ориентированных на рост числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров.
В 2012 г. приняты майские указы (всего это 11 документов со сроком реализации до 2018-2020 гг.), включающие в себя 218 поручений по социально-экономическому развитию страны и ставящие задачи по совершенствованию экономики, демографии, здравоохранения, образования и науки [1]. Определяя долгосрочные приоритеты экономической политики, Президент особое внимание уделил вопросам обеспечения устойчивого экономического роста и увеличения его темпов, усилению роли интенсивных факторов в его обеспечении, в том числе посредством ускоренного технологического развития, увеличения инвестиции в человеческий капитал (подробнее см.: [2]).
Как считают эксперты [3, 4], построение долгосрочной стратегии развития национальной экономики должно учитывать тот факт, что в ближайшие 15 лет формирование условий для технологических прорывов и обеспечение научно-технологического потенциала для опережающего технологического развития станет общемировым технологическим трендом, именно высокие технологии сформируют возможности для повышения благосостояния населения, формирования базиса для устойчивого развития социально-экономической системы как на национальном, так и на региональном уровнях.
Реализация выделенных приоритетов долгосрочного социально-экономического развития напрямую взаимосвязана с решением задач инвестирования в человеческий капитал, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки работников и уровня жизни работающего населения, что повлечет за собой рост производительности труда. Одним из целевых ориентиров для реализации выделенных приоритетов долгосрочного развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» является создание и модернизация к 2020 г. 25 млн ВПРМ.
При этом, как отмечает Н. В. Лаптев, для отдельных регионов основным базисом экономического развития территории выступают инвестиции в человеческий капитал, а также модернизация производства, повышение квалификации работников и формирование высокооплачиваемых рабочих мест с высокой производительностью труда [5].
Создание в России 25 миллионов высокопроизводительных (высокотехнологичных) рабочих мест к 2020 г. является одним из важнейших стратегических ориентиров экономического развития, содержащихся в майских указах Президента РФ [6].
В последние годы в рамках концепции устойчивого развития вопрос повышения уровня производительности труда стоит особенно остро. Прежде всего данная проблема определяется старением населения и дефицитом высококвалифицированных работников именно рабочих специальностей, серьезными ограничениями и по другим экстенсивным факторам экономического роста.
Целесообразность разработки темы обусловлена необходимостью усиления роли ВПРМ в обеспечении устойчивого развития социально-экономических систем. Несмотря на активное обсуждение в научно-экспертном сообществе проблемы создания ВПРМ, до настоящего времени многие теоретико-методические аспекты проблемы по созданию ВПРМ и раскрытию их роли в обеспечении устойчивого развития социально-экономических систем остаются недостаточно изученными.
Метод и методология исследования
Проблемам устойчивого развития социально-экономических систем и факторам, его определяющим, посвящены труды таких исследователей, как А. А. Гранберг, Д. С. Львов, Д. Медоуз, С. Мураи, Д. Пирс, В. К. Сенчагов, А. Д. Урсул и др.
Различные подходы к определению понятия и методикам отбора ВПРМ представлены в трудах Н. И. Волковой, С. Г. Кузнецова, Е. Е. Кокоулиной, А. Г. Коровкина, Э. И. Романюк, С. М. Смирных, З. Б. Хмельницкой и др.
Роль ВПРМ в экономике как ключевого фактора устойчивого социально-экономического развития показана в исследованиях ученых-экономистов В. С. Вахромеева, И. А. Кульковой, Ю. В. Наумовой, Е. В. Потанцевой, И. И. Сикачевой, Д. В. Тютина и др.
О необходимости совершенствования современной экономической политики России в направлении разработки и реализации инструментария модернизации уже существующих предприятий с ВПРМ, а также создания благоприятных условий для открытия новых ВПРМ говорят уже достаточно давно. Тем не менее говорить о том, что в настоящее время в полной мере структурировано понятие ВПРМ, что существующие методики их выявления в полной мере релевантны, а принимаемые меры носят серьезный комплексный характер и служат задачам обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем, преждевременно.
Целью исследования является выявление проблем при решении вопросов модернизации и создания ВПРМ и определении направлений их решения как элемента концепции устойчивого развития социально-экономических систем в России.
В соответствии с указанной целью поставлены задачи исследования:
- охарактеризовать состояние понятийного аппарата в сфере создания ВПРМ;
- проанализировать динамику ВПРМ на общероссийском и региональном уровнях;
- определить причины снижения ВПРМ;
- сформировать предложения по решению проблем в сфере модернизации и создания ВПРМ.
Результаты работы и область их применения
Правительством Российской Федерации был утвержден план мероприятий, направленных на реализацию дополнительных мероприятий по интенсивности использования труда и стимулирование инвестиций, включающий следующие направления реализации:
- стимулирование инвестиций,
- стимулирование технологического обновления;
- стимулирование замены устаревших рабочих мест;
- создание условий для профессионального развития работников;
- реализация мер по повышению мобильности трудовых ресурсов;
- меры по повышению производительности труда в компаниях с государственным участием;
- меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства [7].
В ходе реализации мероприятий майских указов показатели «Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест», «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте», «Индекс производительности труда» включены в государственные программы регионов [8]. Действующая на основании приказа Росстата от 9 октября 2017 г. № 665 методика расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест в процентах к предыдущему году» трактует высокопроизводительные рабочие места как «замещенные рабочие места пред-
приятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение)» [9].
Стоит отметить несовершенство данной методики подсчета ВПРМ. Поскольку она ориентируется только на среднюю заработную плату на предприятии, если она сложилась выше определенного порогового значения, установленного с учетом отрасли, размера организации и региона, все рабочие места на предприятии автоматически признаются «высокопроизводительными». Современная методика ВПРМ, как мы полагаем, просто обязана учитывать передовые технологии, применяемые на предприятии, квалификацию работников и производительность труда.
На наш взгляд, составляющими понятия высокопроизводительного рабочего места можно считать:
- обустроенность современным высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим ее высокую производительность;
- использование труда высококвалифицированного работника;
- достижение высокоэффективного производства (превышающего в несколько раз среднероссийские показатели);
- высокая заработная плата рабочего (превышающая в несколько раз заработную плату в отрасли);
- высокая производительность труда (на уровне развитых стран).
«Очевидно, что создание ВПРМ должно способствовать решению одной из важнейших задач социально-экономического развития, а именно - задачи эффективного использования трудовых ресурсов при минимизации негативных последствий для занятости населения, а значит, обеспечения роста производительности труда и адекватного ему роста заработной платы» [10]. Рассмотрим ряд особенностей, выделяемых множеством авторов в создании и модернизации ВПРМ:
1. Отсутствие методологической базы для определения и идентификации ВПРМ.
2. Демографический кризис в стране.
3. Недостаток высококвалифицированных кадров в результате роста требований к трудовым кадрам.
4. Высокая стоимость создания и модернизации ВПРМ [11].
Углубленный анализ вышеперечисленных особенностей свидетельствует, в частности, о том, что развитие экономики России происходит в условиях жестких ограничений, связанных прежде всего с экстенсивными факторами экономического роста. В качестве одного из таких ограничений можно рассматривать такой долгосрочный тренд, как сокращение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, если в 01.01.2012 оно составляло 87 млн чел., то к 2018 г. достигло значения в 82,2 мнл чел. Соответственно, условием преодоления данного ограничения будет не простое расширение рабочих мест, а повышение производительности деятельности на уже существующих. В период с 2012 по 2014 г. наблюдалась положительная динамика ежегодного прироста высокопроизводительных рабочих мест: 2012 г. - 10,9 % (10 200 единиц), 2013 г. - 2,1 % (2172 единицы), 2014 г. - 8,7 % (9228 единиц).
Наибольший прирост высокопроизводительных рабочих мест наблюдается в таких сферах деятельности, как обрабатывающие производства - 6129 ед., производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3443 ед., транспорт и связь - 3304 ед., сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1791 ед., строительство - 1438 ед., здравоохранение и предоставление социальных услуг -1111 ед. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 913 ед., образование - 679 ед. В целом за период 2012-2016 гг. в Тамбовской области произошел прирост высокопроизводительных рабочих мест к уровню 2011 г. на 8828 ед. и составляет 102 040 ед. по итогам 2016 г. При этом стабильный рост ВПРМ в регионе отмечался в 2013-2016 гг. в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - прирост 4952 ед.; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - прирост 2956 ед. Впервые, в 2015 г., в Российской Федерации зафиксировано уменьшение числа ВПРМ: их количество сократилось по сравнению с 2014 г. на 9,2 % (1672,4 тыс. ед.). Сокращение числа ВПРМ наблюдалось во всех видах экономической деятельности, кроме добычи полезных ископаемых и образования.
Аналогичная ситуация сложилась в Тамбовской области - в 2015 г. произошло уменьшение высокопроизводительных рабочих мест к уровню 2014 г. на 6,8 %, или 7757 ед. Следует отметить, что снижение численности ВПРМ в области было одним из наименьших среди 18 регионов ЦФО -2-е место, и 32-е место среди субъектов Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Прирост высокопроизводительных рабочих мест
Субъекты РФ 2012 2013 2014 2015
Тыс. ед. % Тыс. ед. % Тыс. ед. % Тыс. ед. %
Российская Федерация 1849,1 12,7 1122,8 6,9 788,1 4,5 -1671,9 -9,1
Белгородская обл. 26,8 15,2 9,3 4,6 16,9 7,9 -16,0 -6,9
Брянская 18,5 15,7 8,3 6,1 11,7 8,1 -29,9 -19,1
Владимировская 12,5 7,6 -9,5 -5,3 17,9 10,6 -23,5 -12,6
Воронежская 6,0 2,7 17,0 7,6 16,3 6,8 -19,1 -7,4
Ивановская 7,8 9,0 7,1 7,6 -4,1 -4,1 -15,3 -15,9
Калужская 33,3 31,7 -2,1 -1,5 18,3 13,4 -24,1 -15,5
Костромская 2,0 2,9 -1,7 -2,4 2,8 4,0 -7,7 -10,6
Курская 5,2 4,9 10,2 9,2 8,9 7,4 -12,0 -9,2
Липецкая 17,6 12,1 11,6 7,1 2,2 1,2 -27,9 -15,7
Московская 146,0 24,2 63,3 8,4 74,1 9,1 -67,6 -7,6
Орловская 10,3 11,5 9,1 9,1 -6,4 -5,9 -13,1 -12,8
Рязанская 20,9 16,7 -3,2 -2,2 -3,1 -2,1 -13,0 -9,3
Смоленская 13,9 14,6 3,5 3,2 15,2 13,5 -21,1 -16,5
Тамбовская 10,2 10,9 2,2 2,1 9,2 8,7 -7,8 -6,8
Тверская 13,8 10,9 2,8 2,0 8,3 5,8 -26,2 -17,3
Тульская 13,1 6,9 10,8 5,4 4,4 2,1 -28,8 -13,3
Ярославская 18,6 13,1 7,3 4,5 3,0 1,8 -20,8 -12,2
г. Москва 304,1 22,6 330,0 20,0 -50,5 -2,5 -149,3 -7,7
Прирост ВПРМ в 2015 г. отмечен лишь в четырех субъектах РФ: Амурской области (10,18 тыс. ед., или 9,6 %), Чеченской Республике (2,1 тыс. ед.,
или 4 %), Камчатском крае (2,1 тыс. ед. или 3,6 %), Еврейской автономной области (0,53 тыс. ед., или 2,9 %).
Причиной такого снижения численности ВПРМ стало установление порогового значения при определении высокопроизводительного рабочего места для малых предприятий (микропредприятий) в размере величины двух прожиточных минимумов для трудоспособного населения, которое фактически не было достигнуто. В 2016 г. продолжилось снижение численности высокопроизводительных рабочих мест как в целом по Российской Федерации -4,8 %, или 799,1 тыс. ед., так и на территории Тамбовской области. Однако по сравнению с предыдущим годом уменьшение ВПРМ в Тамбовской области составило 4,6 %, или 4966 ед., что в 1,6 раза меньше, чем в 2015 г.
Согласно применяемой методике расчета, снижение числа высокопроизводительных рабочих мест в последние годы в основном наблюдается на многотерриториальных предприятиях и их обособленных подразделениях. Это обусловлено тем фактом, что при определении высокопроизводительного места для многотерриториальных предприятий устанавливается пороговое значение по заработной плате по видам экономической деятельности в среднем по Российской Федерации. Соответственно, если заработная плата на многотерриториальных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории региона, не перекрывает пороговое значение заработной платы по виду экономической деятельности по РФ, вся среднесписочная численность работников предприятия не включается в число высокопроизводительных рабочих мест.
Вклад в развитие ВПРМ области вносится и через инвестиционные проекты, активно реализуемые в сфере агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, жилищного строительства, производства и распределения электроэнергии газа и воды, в сфере транспортной инфраструктуры и связи.
В современных условиях хозяйствования инвестиционная политика на уровне отдельных регионов должна базироваться на формировании нормативно-правовой базы благоприятного инвестиционного климата региона, которая позволит не только сформировать комплексный инструментарий поддержки ключевых инвесторов или проектов, например посредством предоставления налоговых льгот, инфраструктурной поддержки, долевого участия в наиболее значимых проектах, но и позволит защитить права инвесторов, будет способствовать снижению их рисков.
Однако без соответствующего информационного поля и грамотного маркетинга территории даже перечисленных условий будет недостаточно, поскольку потенциальные инвесторы должны о них как-то узнать. Так, с целью повышения инвестиционной привлекательности и формирования положительного инвестиционного имиджа в 2008 г. начал свое существование инвестиционный паспорт Тамбовской области. На сайте представлена база данных перспективных инвестиционных площадок, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, сведений о реализуемых и реализованных инвестиционных проектах.
За период 2012-2018 гг. промышленными предприятиями области осуществляется реализация инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в области создан «Фонд развития промышленности Тамбовской области».
В результате реализации мероприятий Государственной программы области по развитию промышленности за период 2012-2016 гг. создано и модернизировано более 3500 высокопроизводительных рабочих мест, введено в эксплуатацию 2383 единицы высокопроизводительного оборудования.
Для увеличения объемов продукции высокотехнологичных и наукоемких видов производств на территории области созданы три индустриальных парка [12].
В рамках Программы развития сельского хозяйства области реализован ряд крупных инвестиционных проектов [13].
В основе цели по созданию 25 млн ВПРМ должен лежать комплексный подход. С одной стороны - формирование прогноза по высвобождению рабочей силы и устранение последствий избыточного высвобождения. Путем оказания максимального содействия в подготовке (переподготовке), повышении квалификации инженерно-технического персонала (специалистов) и рабочих основных профессий. В достижении цели должны лежать меры, стимулирующие экономическое развитие регионов и страны в целом. Только многократное увеличение валового внутреннего продукта позволит сохранить занятость населения в условиях создания значительного количества высокопроизводительных рабочих мест. Естественный рост ВВП - в пределах уровня инфляции (5-7 %) этого обеспечить не может [14].
Выводы
Проведенное исследование позволило проанализировать динамику создания ВПРМ за последние годы, показать место и роль производительности труда в решении задачи по эффективному использованию трудовых ресурсов и созданию ВПРМ, а также определить причины снижения ВПРМ. В качестве основных проблем при решении задачи создания высокопроизводительных рабочих мест в российских регионах исследователи [15] выделяют как проблемы методологического характера (речь идет об отсутствии единой трактовки понятия ВПРМ, а также достаточной релевантности предлагаемых критериев выделения ВПРМ), что приводит к существенным расхождениям при оценке их количества, так и экономическим проблемам системного характера (высокая межрегиональная и отраслевая дифференциация, которая не может не отражаться на решении вопросов создания ВПРМ и их модернизации; сокращение численности ВПРМ, которое приобретает устойчивый характер и требует принятия серьезных мер для преодоления подобного тренда).
При этом, на наш взгляд, при формировании критериев выделения ВПРМ необходимо отталкиваться от следующих ориентиров: доля высокотехнологичного оборудования; доля работников предприятия с высокой квалификацией и заработной платой, превышающей среднеотраслевую не менее чем в 2 раза; эффективность производства, превышающая среднероссийские показатели не менее чем в 2 раза; производительность труда на уровне развитых стран.
Необходимо обратить отдельное внимание на тот факт, что формирование новых ВПРМ и модернизация уже существующих будет способствовать построению современного рынка труда, способного удовлетворить рас-
тущие потребности экономики в высококвалифицированном труде, в полной мере лежит в проблемном поле концепции устойчивого развития социально-экономических систем, поскольку будет способствовать:
- решению задач импортозамещения и повышению конкурентоспособности российской продукции на иностранных рынках;
- снижению издержек производства посредством внедрения высоких технологий, информатизации и автоматизации производственных процессов;
- соответствию производств современным требованиям к экологично-сти и безопасности труда;
- снижению дифференциации населения по уровню и качеству жизни.
Научная новизна состоит в анализе динамики ВПРМ в масштабах страны и региона и разработке направлений создания и модернизации ВПРМ в рамках концепции устойчивого развития социально-экономических систем.
Теоретическая значимость заключается в выявлении ключевых проблем как методологического, так и прикладного характера, в повышении роли ВПРМ, в обеспечении устойчивого развития социально-экономических систем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы подходы к изучению и созданию ВПРМ, выявлены направления экономической, в том числе инвестиционной политики, реализация которых будет способствовать формированию системы рабочих мест путем создания новых и модернизации уже существующих ВПРМ.
Библиографический список
1. Обещания третьего срока: как исполняются майские указы президента. - URL: https://www.ibc.ru/economics/17/05/2016/573a034a9a7947dl8967193a
2. О долгосрочной государственной экономической политике : Указ Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 года.
3. Гринберг, Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью / Р. Гринберг // Вопросы экономики. - 2008. - № 3. - С. 56-63.
4. Мартынов, А. Общенациональная стратегия развития России: проблема реализации / А. Мартынов // Общество и экономика. - 2009. - № 3. - С. 5-26.
5. Лаптев, Н. В. Создание и модернизация рабочих мест как эффективная стратегия развития рынка труда Ульяновской области / Н. В. Лаптев // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : материалы X Всерос. науч.-практ. интернет-конференции. - 2013. - Кн. 1. - 325 с.
6. Кокоулина, Е. Е. Как оценивают высокопроизводительные рабочие места в современной России / Е. Е. Кокоулина // Проблемы учета и финансов. - 2013. -№ 3 (11). - С. 56-59.
7. Тютин, Д. В. Повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в РФ: оценка состояния и направления стимулирования / Д. В. Тютин // Калужский экономический вестник. - 2016. -№ 2. - С. 21-24.
8. Об утверждении методики расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» : Приказ Федеральной службы государственной статистики № 665 : [от 9 октября 2017 г.].
9. Смирных, С. Н. Оценка отраслевой и региональной структуры высокопроизводительных рабочих мест / С. Н. Смирных // Экономика и социум. - 2016. -№ 12 (31). - URL: www.iupr.ru
10. Коровин, С. Г. Высокопроизводительные рабочие места: определение, учет, анализ и прогнозирование / С. Г. Коровин, А. Г. Кузнецов // Научные труды ИНХП РАН. - 2015. - Т. 13. - С. 115-137.
11. Белкин, В. Н. Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест как условие совершенствования трудовых отношений персонала промышленных предприятий / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, О. А. Антонова // Челябинский гуманитарий журнал. - 2018. - № 2 (43). - С. 47-62.
12. Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» : постановление администрации Тамбовской области № 1054 [от 23.09.2013].
13. Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области : постановление администрации Тамбовской области № 1443 [от 21.11.2012].
14. Создание высокопроизводительных рабочих мест - стратегия роста для России. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/3447734
15. Кадочников, С. М. Высокопроизводительные рабочие места в промышленности Свердловской области / С. М. Кадочников, Д. Е. Толмачев. - URL: sospp.ru/wp-content/uploads/3
References
1. Obeshchaniya tret'ego sroka: kak ispolnyayutsya mayskie ukazy prezidenta [Promises of the third term: how the may decrees of the President are executed]. Available at: https://www.rbc.ru/economics/17/05/2016/573a034a9a7947d18967193a [In Russian]
2. O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy politike: Ukaz Prezidenta Ros-siyskoy Federatsii № 596 ot 7 maya 2012 goda [On long-term state economic policy : The decree of the President of the Russian Federation № 596 dated may 7, 2012]. [In Russian]
3. Grinberg R. Voprosy ekonomiki [Economic issue]. 2008, no. 3, pp. 56-63. [In Russian]
4. Martynov A. Obshchestvo i ekonomika [Society & economy]. 2009, no. 3, pp. 5-26. [In Russian]
5. Laptev N. V. Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v re-gionakh Rossii: materialy X Vseros. nauch.-prakt. internet-konferentsii [Demand and supply in the labor market and the market of educational services in the regions of Russia : materials X vseros. science.-prakt. Internet-conferences]. 2013, bk. 1, 325 p. [In Russian]
6. Kokoulina E. E. Problemy ucheta i finansov [Accounting and Finance issues]. 2013, no. 3 (11), pp. 56-59. [In Russian]
7. Tyutin D. V. Kaluzhskiy ekonomicheskiy vestnik [Kaluga economic Bulletin]. 2016, no. 2, pp. 21-24. [In Russian]
8. Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelya «Prirost vysokoproizvoditel'nykh rab-ochikh mest, v protsentakh k predydushchemu godu»: Prikaz Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki № 665: [ot 9 oktyabrya 2017 g.] [About the statement of the method of calculation of the indicator "Growth of high-performance workplaces, in percent to the previous year" : the Order of Federal state statistics service № 665 : [of October 9, 2017]]. [In Russian]
9. Smirnykh S. N. Ekonomika i sotsium [Economy and society]. 2016, no. 12 (31). Available at: www.iupr.ru [In Russian]
10. Korovin S. G., Kuznetsov A. G. Nauchnye trudy INKhP RAN [Scientific works of INHP RAS]. 2015, vol. 13, pp. 115-137. [In Russian]
11. Belkin V. N., Belkina N. A., Antonova O. A. Chelyabinskiy gumanitariy zhurnal [Chelyabinsk Humanities journal]. 2018, no. 2 (43), pp. 47-62. [In Russian]
12. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Tambovskoy oblasti «Razvitie promysh-lennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti »: postanovlenie administratsii Tambovskoy oblasti № 1054 [ot 23.09.2013] [About the approval of the state program of the Tambov region "Development of the industry and increase of its competitiveness" : the resolution of the ad-Ministry of the Tambov region № 1054 [of 23.09.2013]]. [In Russian]
13. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regu-lirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'-stviya Tambovskoy oblasti: postanovlenie administratsii Tambovskoy oblasti № 1443 [ot 21.11.2012] [About the approval of the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food of the Tambov region : resolution of administration of the Tambov region № 1443 [of 21.11.2012]]. [In Russian]
14. Sozdanie vysokoproizvoditel'nykh rabochikh mest - strategiya rosta dlya Rossii [Creating high-performance jobs - a growth strategy for Russia]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3447734 [In Russian]
15. Kadochnikov S. M., Tolmachev D. E. Vysokoproizvoditel'nye rabochie mesta v promyshlennosti Sverdlovskoy oblasti [High-performance jobs in the industry of Sverdlovsk region]. Available at: sospp.ru/wp-content/uploads/3 [In Russian]
Полуэктова Светлана Леонидовна аспирант,
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина (Россия, г. Тамбов, ул. Советская 6) E-mail: poluektovasweta@mail.ru
Якунина Инна Николаевна доктор экономических наук, профессор, кафедра кадрового управления, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина (Россия, г. Тамбов, ул. Советская 6) E-mail: yakunina@bk.ru
Колесниченко Елена Александровна доктор экономических наук, профессор, кафедра кадрового управления, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина (Россия, г. Тамбов, ул. Советская 6) E-mail: ekolesnichenko@live.ru
Poluektova Swetlana Leonidovna postgraduate student, Tambov State University named after G. R. Derzhavin (6 Sovetskaya street, Tambov, Russia)
Yakunina Inna Nikolaevna
doctor of economic sciences, professor,
sub-department of personnel administration,
Tambov State University
named after G. R. Derzhavin
(6 Sovetskaya street, Tambov, Russia)
Kolesnichenko Elena Alexandrovna doctor of economic sciences, professor, sub-department of personnel administration, Tambov State University named after G. R. Derzhavin (6 Sovetskaya street, Tambov, Russia)
Образец цитирования:
Полуэктова, С. Л. К вопросу о модернизации высокопроизводительных рабочих мест в системе устойчивого развития / С. Л. Полуэктова, И. Н. Якунина, Е. А. Колесниченко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2019. - № 1 (29). - С. 61-71.