УДК 331.103.15
Пироженко Екатерина Андреевна
Pirozhenko Ekaterina Andreyevna
старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ И УЧЕТУ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ [1]
Senior Lecturer, Labour Economics and HR Management Department, Plekhanov Russian University of Economics
PROPOSALS FOR IMPROVING THE METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT AND ACCOUNTING OF HIGH-PERFORMANCE JOBS [1]
Аннотация:
В статье подробно исследуются существующие методические подходы к оценке и учету высокопроизводительных рабочих мест в России на основе анализа Методики расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году», разработанной Федеральной службой государственной статистики. Выдвигаются предложения по совершенствованию существующей Методики, в частности говорится о необходимости введения дополнительных показателей для оценки рабочего места как высокопроизводительного, ежегодного определения порогового значения показателя среднемесячной заработной платы на одно замещенное рабочее место и т. д.
Ключевые слова:
высокопроизводительное рабочее место, методический подход, оценка, учет, экономическая политика, модернизация, производительность труда.
Summary:
The article studies in detail existing methodological approaches to the assessment and accounting of highperformance jobs in Russia based on the analysis of the methodology of calculating of such an indicator as "The growth rate of high-performance jobs as a percentage of the previous year" developed by the Federal State Statistics Service . The author puts forward proposals on how to improve the existing methodology, in particular, considers the need for additional indicators assessing a job as a high-performance one, annual determination of threshold index of the average monthly salary per position, and others.
Keywords:
high-performance job, methodological approach, assessment, accounting, economic policy, modernization, labour productivity.
Указ Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике в Российской Федерации» от 07.05.2012 г. № 596 [2] положил начало формированию понятия «высокопроизводительное рабочее место». Целью было поставлено достижение показателя в 25 млн созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест в стране к 2020 г.
С 2012 г. Министерством экономического развития Российской Федерации, автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», союзом предпринимателей нового поколения российского бизнеса «Деловая Россия» и другими организациями были предприняты действия по определению сущности и критериев высокопроизводительного рабочего места. Вместе с тем Федеральной службой государственной статистики была разработана Методика расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» [3].
Стоит сказать о том, что данная Методика с течением времени претерпела изменения. В первоначальном варианте документа для определения числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях использовалось два показателя - добавленная стоимость и среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место. Пороговым значением по показателю среднемесячной заработной платы являлась величина двух прожиточных минимумов трудоспособного населения в регионе. В актуальном варианте Методики для оценки высокопроизводительных рабочих мест на крупных и средних предприятиях используется показатель среднемесячной заработной платы на одно замещенное рабочее место, для индивидуальных предпринимателей - показатель среднемесячной выручки на одно рабочее место. Важным моментом является то, что при доработке рассматриваемого документа были определены пороговые значения показателей с учетом регионального аспекта. В таблице 1 представлен анализ изменений данной Методики.
Таблица 1 - Анализ изменения Методики расчета показателя
«Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году»
Показатель Методика расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году» до внесения изменений, 2013 г. Методика расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году» после внесения изменений, 2014 г.
Показатель, на основе которого выбирается предприятие, имеющее высокопроизводительные рабочие места Добавленная стоимость Среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место Среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место
Показатель, на основе которого выбирается индивидуальный предприниматель, имеющий высокопроизводительные рабочие места Среднемесячная выручка на одно рабочее место Среднемесячная выручка на одно рабочее место
Пороговое значение для показателя среднемесячной заработной платы Величина двух прожиточных минимумов Зависит: - от размера предприятия; - от осуществляемого вида экономической деятельности (см. ОКВЭД); - от региона, в котором находится предприятие
Базовое значение показателя 2011 г. 2011 г.
Далее проведем детальное изучение действующей Методики (таблица 2).
Таблица 2 - Методические подходы к расчету прироста числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях в субъектах Российской Федерации_
Этап Содержание этапа
1 Ознакомление с Методикой расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году»
2 Определение организационно-правовой формы предприятия, его размера и вида экономической деятельности
А. Крупные и средние предприятия, имеющие вид экономической деятельности по ОКВЭД А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, О, без кода 92
Многотерриториальные предприятия | Монотерриториальные предприятия
3 Определение количества замещенных рабочих мест на предприятии
4 Определение годового фонда начисленной заработной платы
5 Вычисление значения среднемесячной заработной платы в расчете на 1 замещенное рабочее место
6 Вычисление значения порогового показателя «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» (рассчитывается в среднем по Российской Федерации по совокупности предприятий) Вычисление значения порогового показателя «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» (рассчитывается в среднем по совокупности монотерриториальных предприятий, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ)
Б. Крупные и средние предприятия, имеющие вид экономической деятельности по ОКВЭД J, L, М, N. 92
3 Определение количества замещенных рабочих мест на предприятии
4 Определение годового фонда начисленной заработной платы
5 Вычисление значения среднемесячной заработной платы в расчете на 1 замещенное рабочее место
6 Вычисление значения порогового показателя «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» (устанавливается на уровне среднемесячной начисленной заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации)
В. Малые предприятия, микропредприятия
3 Определение количества замещенных рабочих мест на предприятии
4 Определение годового фонда начисленной заработной платы
5 Вычисление значения среднемесячной заработной платы в расчете на 1 замещенное рабочее место
6 Вычисление значения порогового показателя «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» (определяется по совокупности соответствующего типа предприятий (малых или микропредприятий), осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации)
Продолжение таблицы 2
Г. Индивидуальные предприниматели
3 Определение количества замещенных рабочих мест
4 Определение годовой выручки
5 Вычисление значения среднемесячной выручки в расчете на 1 замещенное рабочее место
6 Вычисление значения порогового показателя «размер среднемесячной выручки на одно замещенное рабочее место» (определяется по совокупности индивидуальных предпринимателей субъекта Российской Федерации, имеющих высокопроизводительные рабочие места)
Общие завершающие этапы
7 Сравнение полученного значения показателя по организации (предприятию) и порогового показателя. Если полученное значение равно или превышает пороговое значение, то организация (предприятие) относится к высокопроизводительной; если значение полученного показателя меньше порогового значения, значит, организация (предприятие) не входит в список высокопроизводительных
8 Расчет числа высокопроизводительных рабочих мест. Если организация высокопроизводительная, значит, все замещенные рабочие места (в том числе занимаемые внешними совместителями, работниками, выполнявшими работы по гражданско-правовым договорам) относятся к высокопроизводительным; противоположное утверждение также верно. Важно: на этом этапе только для малых предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей при подсчете числа ВПРМ необходимо учитывать вес предприятия в выборке (см. п. 5 действующей Методики)
9 Расчет прироста высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году
На наш взгляд, принятая Методика требует совершенствования и доработки. Так, реализация следующих предложений позволит более точно определять число высокопроизводительных рабочих мест в России:
1. Введение дополнительных показателей для оценки рабочего места как высокопроизводительного.
В России на основании Методики, разработанной Федеральной службой государственной статистики, уже ведется расчет количества высокопроизводительных рабочих мест: их число на 2015 г. составило 16 807,1 тыс. единиц [4], то есть, по официальным данным, уже выполнено более 67 % плана по созданию высокопроизводительных рабочих мест. Но действительно ли можно все созданные рабочие места отнести к высокопроизводительным, если при их подсчете учитывался только показатель заработной платы?
Представляется, что показатель заработной платы не дает правильной оценки рабочего места с точки зрения высокопроизводительности. Так, одной из главных задач создания высокопроизводительных рабочих мест является повышение производительности труда на рабочем месте (в целом на предприятии, в субъектах и по стране) и, как следствие, создание условий для экономического роста. Это утверждение коррелирует с целевым показателем - «повышение производительности труда в 1,5 раза к 2018 г. относительно уровня 2011 г.», заявленным в Указе Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012 г. № 596. Предлагаем использовать при оценке высокопроизводительных рабочих мест не только показатель заработной платы, а различные индикаторы, которые смогут оценить производительность труда работников, эффективность использования природных ресурсов, эко-логичность производства и т. д. В связи с этим значимыми представляются слова президента России В.В. Путина о том, что «качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан» [5]. Акцент здесь делается на аспекте качества высокопроизводительных рабочих мест.
Таким образом, при подсчете числа высокопроизводительных рабочих мест следует использовать различные показатели, с помощью которых можно количественно оценить качественные свойства высокопроизводительного рабочего места.
2. Учет работников списочного состава без внешних совместителей.
В действующей методике предлагается понимать под замещенными рабочими местами места, занимаемые не только работниками списочного состава, но и внешними совместителями и работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера. Возникает вопрос об адекватности отнесения к высокопроизводительным таких рабочих мест. На наш взгляд, важнейшими критериями высокопроизводительного рабочего места должны выступать занятость на полный рабочий день и социальная защищенность работника, что в полной мере может гарантировать только трудовой договор, заключенный между работником и работодателем на основании Трудового кодекса Российской Федерации.
Предлагаем понимать в Методике под замещенными рабочими местами только места, занимаемые работниками списочного состава организации (без внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера).
3. Ежегодное определение порогового значения показателя среднемесячной заработной платы на одно замещенное рабочее место.
Для организаций, имеющих вид экономической деятельности по ОКВЭД А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, О, без кода 92, в качестве базового показателя принимаются пороговые значения 2011 г. Пороговое значение показателя для каждого последующего года находится путем умножения на индекс потребительских цен. Возникает вопрос о точности нахождения порогового значения показателя таким путем. Более правильным видится ежегодное установление порогового значения показателя посредством нахождения показателя среднемесячной заработной платы на одно замещенное рабочее место. В Методике такой подход используется в случае установления порогового значения показателя для организаций, основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД являются J, L, М, N 92 (пороговое значение показателя устанавливается ежегодно на уровне среднемесячной заработной платы).
Приведем пример, показывающий отличия результатов при различном подсчете пороговых значений (таблица 3).
Таблица 3 - Определение пороговых значений показателя
среднемесячной начисленной заработной платы различными способами [6]
Вид экономической деятельности Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности, р. Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году (2012 г. к 2011 г.) Среднемесячная номинальная начисленная заработная работников организаций в 2012 г. с учетом индекса потребительских цен, р.: ЗП1Ш = ЗПШ1х ИПЦШ2
2011 г. 2012 г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12 464,0 14 129,0 105,1 13 099, 7
Добыча полезных ископаемых 45 132,0 50 401,0 47 433, 7
Гостиницы и рестораны 14 693,0 16 631,0 15 442, 3
Изучение полученных данных позволяет сделать вывод о том, что показатели 2012 г., представленные Федеральной службой государственной статистики, отличаются от значений показателей 2012 г., полученных путем индексации показателей 2011 г., а именно превышают их. Таким образом, в случае использования в качестве базовых пороговых значений 2011 г. происходит занижение пороговых показателей последующих лет. Следовательно, закономерно было бы в качестве порогового показателя для организаций, имеющих вид экономической деятельности по ОКВЭД А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, О, без кода 92, ежегодно определять уровень среднемесячной заработной платы на одно замещенное рабочее место.
4. Разработка методики расчета высокопроизводительных рабочих мест на отдельных участках невысокопроизводительных предприятий.
По аналогии с методикой расчета числа высокопроизводительных рабочих мест в малых предприятиях и микропредприятиях можно разработать методику расчета числа высокопроизводительных рабочих мест на отдельных производственных участках невысокопроизводительных предприятий (по удельному весу).
5. Оценка высокопроизводительных предприятий или высокопроизводительных рабочих
мест.
Вероятно, одной из задач исполнения Указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012 г. № 596 является точное вычисление числа созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест. Однако, как уже говорилось выше, происходит расчет числа рабочих мест на высокопроизводительных предприятиях. С одной стороны, это является недоработкой Методики, так как можно с уверенностью сказать, что существует погрешность в подсчете числа высокопроизводительных рабочих мест. С другой стороны, оценка каждого рабочего места сейчас невозможна в связи с отсутствием необходимых данных в рамках статистического, бухгалтерского и налогового учета [7, с. 6]. Вместе с тем представляется возможным выполнить подсчет числа высокопроизводительных рабочих мест
в рамках специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, если она в итоге будет проведена. Так, согласно Плану мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест [8], была поставлена задача: к декабрю 2016 г. провести специальную оценку рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. В настоящее время проект Федерального закона «О специальной оценке рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи», который включает трактовку понятия «специальная оценка рабочего места...», находится на публичном рассмотрении [9], в свою очередь Методика проведения специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи еще не разработана [10]. Скорее всего, неисполнение в срок поставленных задач связано с дополнительной финансовой нагрузкой на государство и бизнес. Так, по словам аналитиков, только на разработку методологии проведения специальной оценки рабочих мест планируется выделить около 4 млн р., а оценка каждого рабочего места обойдется в 3,5 тыс. р. [11]. Вместе с тем данный закон не содержит конкретных стимулов для предприятий к модернизации оборудования. Таким образом, чтобы оценить каждое рабочее место, нужно затратить серьезные финансовые средства.
На наш взгляд, перспективнее оценивать не каждое рабочее место, а организацию в целом, то есть Методика должна быть построена так, чтобы оценка организации позволяла нам быть уверенными в том, что рабочие места в организации действительно являются высокопроизводительными. А денежные средства результативнее направить на инвестиции в обновление оборудования и технологических процессов предприятий, создание новых инновационных производств.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-32-01024.
2. О долгосрочной государственной экономической политике [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении методик расчета показателей «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году», «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации» [Электронный ресурс] : приказ Федеральной службы государственной статистики от 14 нояб. 2013 г. № 449 : ред. от 26 авг. 2014 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Эффективность экономики России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/ (дата обращения: 30.04.2016).
5. Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. 2012. 12 дек. URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 20.05.2014).
6. Таблица составлена по: Российский статистический ежегодник. М., 2014. С. 137, 575.
7. О методике расчета показателя прироста высокопроизводительных рабочих мест (по материалам научно-методического семинара Аналитического управления) // Аналитический вестник. 2014. № 28 (546).
8. План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест [Электронный ресурс] : утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/41 d4efe52a44b03a3530.pdf (дата обращения: 20.07.2015).
9. О специальной оценке рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи [Электронный ресурс] : проект Федерального закона [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Нормативно-правовые акты по охране труда, ожидаемые в 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://eactt.ru/info/npa_po_ot_ozhidaemye_v_2015_godu/ (дата обращения: 25.06.2015).
11. Штыкина А. Чиновники пересчитают «устаревшие» рабочие места в крупных компаниях [Электронный ресурс] // РБК. 2015. 19 янв. URL: http://top.rbc.ru/economics/19/01/2015/54b917dc9a79473ce6e707ee (дата обращения: 20.05.2015).
References and notes:
1. This work was supported by the Russian Foundation for Humanities (RGNF), the project № 14-32-01024.
2. The long-term state economic policy: Presidential Decree of May 7, 2012 № 596 2012.
3. Approval of the methods of calculating "The growth of high-performance workplaces, as a percentage of the previous year", "The share of high-tech and knowledge-intensive industries in the shaft domestic product" and "The share of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross regional product of the Russian Federation": the order Federal state statistics service on Nov 14. 2013 no. 449: Ed. on Aug 26 2014 2014.
4. 'The efficiency of the economy Russia' 2016, Federal State Statistics Service, retrieved 30 April 2016, <http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/>.
5. Address by the President to the Federal Assembly. December 12, 2012 2012, retrieved 20 May 2014, <http://krem-lin.ru/events/president/news/17118>.
6. The table is based on: Statistical Yearbook 2014, Moscow, p. 137, 575.
7. 'On the method of calculating the index of high-growth jobs (based on the scientific and methodological seminar of Analytical Department)' 2014, Analytical Bulletin, no. 28 (546).
8. 'Plan activities to ensure increased productivity, creation and modernization of high-performance workplaces: approved by the Decree of the Russian Federation from July 9, 2014 № 1250-P' 2014, retrieved 01 July 2015, <http://government.ru/me-dia/files/41d4efe52a44b03a3530.pdf>.
9. Special job evaluation key personnel of large industrial enterprises, transport and communication: the project of the Federal law 2015.
10. Normative-legal acts on labor protection, expected in 2015 2015, retrieved 25 June 2015, <http://eactt.ru/info/npa_po_ot_ozhidaemye_v_2015_godu/>.
11. Shtykina, A 2015, 'Officials recalculate "legacy" jobs in big companies', RBC, January 19, retrieved 20 May 2015, <http://top.rbc.ru/economics/19/01/2015/54b917dc9a79473ce6e707ee>.