Секция 7. Педагогика
Sarkisyan Tatiana Nikolaevna, "Admiral Ushakov State Maritime University”, the Institute of Maritime Transport Management, Economics and Law, docent E-mail: [email protected]
About modernization of education
Abstract: Conception of russian education is analised in this article. There are principles of priorities education, it’s continuity and jaggies, mechanisms ofsistematical updating ofeducational contention, variability, diversity and flexibility of educational programms, that expands possibilities of personal development and educational accordance to needs of societies development, comparative with world’s level of education and it’s competitive ability considered there.
Keywords: educational modernisation, priority, axiology, post-industrial informaional society, humanization, breeding, education, government.
Саркисьян Татьяна Николаевна, «Государственный морской университет имени адмирала ф. ф. Ушакова», Институт морского транспортного менеджмента, экономики и права, кандидат культурологии, доцент кафедры «Профессиональной педагогики, психологии и культурологии», г. Новороссийск E-mail: [email protected]
К вопросу о модернизации образования
Аннотация: В статье анализируется концепция модернизации российского образования. Рассматриваются принципы приоритетности образования, его непрерывности и ступенчатости, механизмы систематического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста и соответствия образования потребностям развития общества, сравнимости с уровнем образования в мире и его конкурентоспособностью.
Ключевые слова: модернизация образования, приоритетность, аксиология, постиндустриальное информационное общество, гуманизация, воспитание, обучение, государство.
Мировой опыт цивилизационного развития наиболее передовых стран мира в XX веке показал решающую роль образовательной сферы в становлении всего социокультурного комплекса — модернизации производства, совершенствования общественных отношений, науки и культуры, обеспечивающих устойчивое развитие общества, вхождение индустриальных стран в стадию постиндустриального информационного общества.
В XXI веке роль образования для всех стран еще более возрастает, выступая решающим фактором конкурентоспособности страны на мировой арене. Именно образование является инструментом влияния на ментальные ценности и приоритеты людей с учетом интересов долговременной и текущей социальной практики. Именно поэтому крайне важно и необходимо обращение к проблеме аксиологии современного образования.
Современная социальная реальность, восприятие которой характеризуется в самом общем виде крушением системы ценностей, отсутствием жестко структурированных нормативных моделей, своеобразно и противоречиво представлена в сознании поколений россиян. Образование, в котором фиксируется устойчивое, которое само затем транслируется в развитии, интуитивно понимается как некий «спасательный круг», и именно поэтому образование сегодня стало объектом пристального внимания как со стороны общества, так и со стороны науки.
В нашей стране образование всегда считалось важнейшей сферой культуры и фактором опережающего развития, позволившего Советскому Союзу в исторически короткие сроки догнать и перегнать передовые страны. Ему всегда уделялось огромное внимание и ресурсное обеспечение.
89
Section 7. Pedagogy
Однако советской высшей школе были присущи такие характеристики, как идеологизированность, централизация, прямое директивное администрирование, оторванность высшей школы от мирового опыта и практики образования, большой разрыв между фундаментальным характером науки и образования и использованием их достижений для решения практических задач. Советская система высшего образования была нацелена на производство функционально ориентированного специалиста, мировоззренческая и культурологическая подготовка которого отдавалась в компетенцию обществоведческих дисциплин с их жесткими идеологическими и методологическими установками на приоритет политических классовых ценностей, на социальное противостояние и изоляционизм. Такая подготовка соответствовала общественной модели, в которой человек рассматривался как работник, прежде всего приспособленный к активному послушанию в условиях функционирования централизованной государственной системы управления всей жизнью общества. Исполнительное послушание в таких условиях доминировала над остальными способностями человека и зачастую мешала их формированию, даже подавляла их.
В результате и профессиональная подготовка, и личностные характеристики человека по своим динамическим и творческим измерениям не соответствовала потребностям современного общественного развития, когда главным его условием становятся творческие способности человека.
Господствовавшая установка на доминирование идеологических ценностей, единая централизованная и унифицированная система подготовки специалистов, косность всей системы и жесткий административный контроль на ней, направленность подготовки на решение локальных задач препятствовали усвоению знаний как элемента целостной общественной культуры и становления личности как субъекта свободной творческой жизнедеятельности. Всё это привело советскую систему образования на обочину мирового процесса, потребовало проведения реформ как в обществе, так в системе образования.
Однако, опыт девяностых годов и современная ситуация в области высшего профессионального образования характеризуются противоречивостью и неопределенностью.
С одной стороны российской высшее образование всегда опиралось на мощные традиции советской высшей школы, отличавшейся фундаментальностью подготовки и его высоким теоретическим
уровнем, признанным во всем мире. Многие его недостатки, приведенные выше, были частично преодолены, — был устранен идеологический диктат и контроль, появились негосударственные вузы, новые специальности, новые курсы, новые учебники и учебные пособия, открылись возможности обучения за рубежом.
Общий подход к высшему образованию в девяностые годы опирался на идею гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
Принятый в 1992 году федеральный закон «Об образовании» сформулировал понятие образования как «целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)», закрепил главное отличие его от советской концепции образования, в которой интересы государства всегда ставились на первое место.
Этот поворот к человеку как цели образования подкреплялся целым рядом установленных законом принципов государственной политики в области образования, позволяющих говорить о гуманизации всего образовательного процесса, заключающейся в создании благоприятной для развития человека объективной среды получения образования. Это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступность, светский характер образования, свобода и плюрализм, демократичный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
Были предприняты существенные шаги в деле гуманитаризации образования, под которой понимается содержательная переориентация всего образовательного процесса на потребности и цели человека — на возможность овладевать достижениями мировой и отечественной культуры, свободно определять свои мировоззренческие позиции и духовные ценности, развивать творческие способности.
Важное место в процессе гуманитаризации было отведено культурологической подготовке. Культурологическая подготовка была признана необходимой составляющей высшего профессионального образования. Её задачей было научить студента умению ориентироваться в основных закономерностях и конкретно-исторических формах развертывания культуры как совокупного продукта общественного развития. Она была призвана
90
Секция 7. Педагогика
формировать мировоззренческий кругозор специалиста, исходя не из жестких идеологических установок на социальное противостояние и изоляционизм, а раскрывая общеисторические закономерности становления человеческой культуры, способствуя взаимопониманию и продуктивному общению различных типов культур, научая поиску согласия и умения сотрудничать. Поэтому в начале девяностых годов в программу высшего образования были внесены учебные дисциплины, сначала «История мировой и отечественной культуры», а затем «Культурология».
С 1993 года была открыта учебная специальность «Культурология» и подготовка специалистов — преподавателей культурологии.
Однако, с другой стороны, ситуация характеризуется значительным ослаблением в девяностые годы всей системы высшего образования. Систематическое недофинансирование, отсутствие внятной государственной политики в области образования, слабость организации и управления, перекосы в структуре подготовки специалистов и непрочность научно-методических оснований образовательного процесса — вот некоторые слагаемые кризиса.
Сохранился экстенсивный характер образования, застывшая косная система обучения, перегруженность программ и курсов, ориентация на запоминание и воспроизведение информации, а не её самостоятельный поиск, творческое усвоение и использование, несопоставимость с зарубежным образованием. Заметно снизилось качество подготовки специалистов в результате оттока преподавательских кадров, снижения контроля за образовательным процессом со стороны государственных органов, когда более чем вдвое увеличилось количество высших учебных заведений.
Все это, безусловно, препятствовало вхождению страны в мировое образовательное пространство, тормозило развитие научно-технического и культурного потенциала страны.
Поэтому совершенно логичной выглядела, начавшаяся еще в начале двухтысячных годов, разработка концепции модернизации российского образования, включающая изменение приоритетов государственной политики, придание образованию первостепенного значения, осуществление структурной перестройки, изменение организации и управления всем образовательным процессом, в том числе ориентацию всей подготовки на потребности рынка труда.
Концепция эта базировалась на обновленной редакции федерального закона «Об образовании»
и законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Концепция модернизации высшего образования стала ответом на вызов времени: необходимость модернизации общества, его экономики, социальной структуры, политических институтов, духовной культуры. Безусловно, само понятие модернизации предполагало смену сценария государственной политики в области образования, переход к инновационному сценарию, опирающемуся на внесение существенных изменений в систему образования:
- в цели, в формы организации и систему управления, в методы и технологии учебной деятельности, в систему финансирования;
- в государственные образовательные стандарты, основные образовательные программы и учебные планы;
- в систему контроля и оценивания уровня образования;
- в учебно-методическое обеспечение;
- в характер деятельности преподавателей и обучаемых.
В основание концепции были заложены принципы приоритетности образования, его непрерывности и ступенчатости, то есть выработки организационных механизмов систематического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста и соответствия образования потребностям развития общества, сравнимости с уровнем образования в мире и его конкурентоспособностью.
Реализация этих принципов обеспечивается решением следующих задач в реформировании содержания образования и повышения его качества:
- разработка современных образовательных программ, ориентированных на интенсивные методики обучения и практическое применение знаний;
- увеличение удельного веса самостоятельной работы и методов обучения, формирующих практические навыки и самообучения;
- обеспечение более тесной связи образования и науки;
- компьютеризация и информатизация образования;
- обеспечение перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования, взаимного признания документов об образовании;
91
Section 7. Pedagogy
- обеспечение перехода от жестких линейных структур в образовании к гибкой организации, предполагающую академическую мобильность, вариативность, индивидуальные образовательные траектории.
Была поставлена задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментально сти.
Поэтому тенденции развития российской системы образования оказались созвучны переорганизации всего европейского образовательного пространства, оформившейся в принятие Болонской декларации (Болонья, Италия, 1998), положившей начало Болонскому процессу.
Таким образом, неосновательно звучат упреки российской системе образования в её несамостоятельности и зависимости от зарубежных изобретателей и конструкторов образования. Болонский процесс отразил потребность европейских стран в сопоставимости и сравнимости систем высшего образования в Европе, когда пестрота образовательных программ стала препятствовать превращению высшего образования в фактор единения Старого Света. Он оказывается полезным всем странам в равной мере. Стирание границ в рамках Евросоюза, создание свободного рынка труда, капиталов и товаров,
их свободное перемещение вызвало необходимость в сравнимости квалификаций и уровней образования участников процесса.
Вследствие этого вхождение России в мировое экономическое и политическое пространство вызвало к жизни необходимость включения процессов модернизации образования в нашей стране в более широкую систему европейского образовательного пространства.
Именно поэтому Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Этим она взяла на себя обязательства соответствовать целям Болонского процесса, сформулированных в шести основных задачах:
1) введение понятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
2) переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр — магистр);
3) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в единообразном приложении к диплому;
4) повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
5) обеспечение необходимого качества высшего образования и взаимное признание квалификаций;
6) обеспечение автономности вузов.
Список литературы:
1. Владимирский Б. М. Требования к содержанию современного университетского образования.//Перспек-тивы создания ЮФУ - ВУЗа инновационного типа мирового уровня.// - Ростов-на-Дону, - 2006.
2. Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. В. Болонский процесс. - СПб., - 2006.
3. Матушинский Г., Завада Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации.//Выс-шее образование в России, № 3.// - СПб., - 2008.
4. Сальников Н., Барухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы.//Высшее образование в России, № 8.// - СПб., - 2008.
Sivakova Oksana Viktorovna, the Moscow State University by M. V. Lomonosov, postgraduate student, pedagogical department E-mail: [email protected]
Professional tasks of therapeutic profile doctor demanding special forming of psychological actions
Abstract: This article describes professional tasks of therapeutic profile doctor demanding special forming of psychological actions. These tasks are considered from the view point of the activity studing theory.
Keywords: activity studing theory, physician, therapeutist, professional physician tasks.
92