Научная статья на тему 'Задачи профессиональной деятельности врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо специальное формирование психологических действий'

Задачи профессиональной деятельности врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо специальное формирование психологических действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1543
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ УЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВРАЧА / ВРАЧ / ТЕРАПЕВТ / ACTIVITY STUDING THEORY / PHYSICIAN / THERAPEUTIST / PROFESSIONAL PHYSICIAN TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивакова Оксана Викторовна

В статье описано исследование задач врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо специальное формирование психологических действий. Данные задачи рассматриваются с позиции деятельностной теории учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивакова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional tasks of therapeutic profile doctor demanding special forming of psychological actions

This article describes professional tasks of therapeutic profile doctor demanding special forming of psychological actions. These tasks are considered from the view point of the activity studing theory.

Текст научной работы на тему «Задачи профессиональной деятельности врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо специальное формирование психологических действий»

Section 7. Pedagogy

- обеспечение перехода от жестких линейных структур в образовании к гибкой организации, предполагающую академическую мобильность, вариативность, индивидуальные образовательные траектории.

Была поставлена задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментально сти.

Поэтому тенденции развития российской системы образования оказались созвучны переорганизации всего европейского образовательного пространства, оформившейся в принятие Болонской декларации (Болонья, Италия, 1998), положившей начало Болонскому процессу.

Таким образом, неосновательно звучат упреки российской системе образования в её несамостоятельности и зависимости от зарубежных изобретателей и конструкторов образования. Болонский процесс отразил потребность европейских стран в сопоставимости и сравнимости систем высшего образования в Европе, когда пестрота образовательных программ стала препятствовать превращению высшего образования в фактор единения Старого Света. Он оказывается полезным всем странам в равной мере. Стирание границ в рамках Евросоюза, создание свободного рынка труда, капиталов и товаров,

их свободное перемещение вызвало необходимость в сравнимости квалификаций и уровней образования участников процесса.

Вследствие этого вхождение России в мировое экономическое и политическое пространство вызвало к жизни необходимость включения процессов модернизации образования в нашей стране в более широкую систему европейского образовательного пространства.

Именно поэтому Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Этим она взяла на себя обязательства соответствовать целям Болонского процесса, сформулированных в шести основных задачах:

1) введение понятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

2) переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр — магистр);

3) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в единообразном приложении к диплому;

4) повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

5) обеспечение необходимого качества высшего образования и взаимное признание квалификаций;

6) обеспечение автономности вузов.

Список литературы:

1. Владимирский Б. М. Требования к содержанию современного университетского образования.//Перспек-тивы создания ЮФУ - ВУЗа инновационного типа мирового уровня.// - Ростов-на-Дону, - 2006.

2. Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. В. Болонский процесс. - СПб., - 2006.

3. Матушинский Г., Завада Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации.//Выс-шее образование в России, № 3.// - СПб., - 2008.

4. Сальников Н., Барухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы.//Высшее образование в России, № 8.// - СПб., - 2008.

Sivakova Oksana Viktorovna, the Moscow State University by M. V. Lomonosov, postgraduate student, pedagogical department E-mail: sivoksana@yandex.ru

Professional tasks of therapeutic profile doctor demanding special forming of psychological actions

Abstract: This article describes professional tasks of therapeutic profile doctor demanding special forming of psychological actions. These tasks are considered from the view point of the activity studing theory.

Keywords: activity studing theory, physician, therapeutist, professional physician tasks.

92

Секция 7. Педагогика

Сивакова Оксана Викторовна, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,

аспирантка педагогического факультета E-mail: sivoksana@yandex.ru

Задачи профессиональной деятельности врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо специальное формирование психологических действий

Аннотация: В статье описано исследование задач врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо специальное формирование психологических действий. Данные задачи рассматриваются с позиции деятельностной теории учения.

Ключевые слова: деятельностная теория учения, врач, терапевт, профессиональные задачи врача.

Одной из основополагающих теорий в области педагогической психологии по праву является деятельностная теория учения и обучения. Эта теория разработана выдающимися отечественными исследователями П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдовым и др. Согласно научным данным она является одной из самых продуктивных теорий, используемых в педагогике. Ее эффективность доказана на исследованиях процесса учения и обучения в самых разных областях деятельности [1, 75-85; 2, 16-32].

Инструменты деятельностной теории обучения позволяют работать над созданием моделей специалистов различных областей деятельности. Такие модели необходимы для разработки учебных планов и программ подготовки на этапах среднего, высшего и последипломного образования.

Авторы подхода указывают, что при разработке модели специалиста должна быть проведена работа по следующим направлениям:

1. Построение целей, т. е. выделение системы основных задач по специальности.

2. Разработка наиболее рациональных методов решения этих задач.

3. Определение объема и содержания необходимых знаний (учебный план, учебные программы).

4. Анализ полученных знаний и умений с целью выделения инвариантной основы.

5. Построение содержания обучения на инвариантной основе.

6. Выделение циклов обучения и разработка обучающих программ для каждого из них.

7. Разработка обоснованной системы конечного контроля за качеством подготовки специалиста [1, 75-85].

Таким образом, первым и необходимым этапом является описание целей подготовки специалистов.

В данном подходе обращают внимание на «язык» постановки целей. Предлагается описывать их на языке задач, которые должен научиться решать будущий специалист. Такой подход позволяет избежать двойственности и противопоставления знаний и умений, поскольку даже при простом воспроизведении знаний необходим ряд умений, а для овладения умениями требуются специальные знания.

Методика исследования:

1. Анализ научных работ, посвященных изучению профессиональных задач современного доктора.

2. Анализ практики врачей терапевтического профиля с помощью трудового метода (работа в качестве врача терапевтического профиля).

Данные, полученные теоретико-экспериментальным путем, были проанализированы и структурированы в виде списка основных задач врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо осуществление психологических действий.

В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования нам удалось выделить следующие профессиональные задачи врача терапевтического профиля, для решения которых необходимо специальное формирование психологических действий:

1. Устанавливать доверительные отношения с пациентом в контексте сотрудничества, обеспечить психологический комфорт пациента (и его родственников) при взаимодействии с врачом. Большое значение в создании таких отношений играет первый прием пациента. Именно от него зависит во многом успех последующего взаимодействия врача с больным. Можно выделить следующую особенность первичного приема в плане разницы восприятия его врачом и пациентом: для врача первичный прием пациента является рядовой ежедневной ситуацией и этот пациент — один из многих. Для пациента же визит к врачу является экстраординарным событием. Желательно

93

Section 7. Pedagogy

чтобы врач сумел снять излишнюю тревогу и волнение пациента, связанные с посещением врача [3, 6-8].

2. Обеспечить психологический комфорт пациента при столкновении с болезнью, медицинскими манипуляциями, выявлять и устранять необоснованные страхи. Выявлять и корректировать адаптивные и дезадаптивные реакции пациента. Весь процесс взаимодействия врача и пациента проходит в связи с тем или иным заболеванием. Именно в этом кроется специфика такого взаимодействия. Состояние болезни отличается от привычного для пациента. Даже в тех случаях, когда заболевание бессимптомно и диагностировано по результатам лабораторно-инструментального обследования, само знание человека о своей болезни меняет его психологический статус, отношение к жизни и себе. Согласно исследованиям уверенность человека в повседневной жизни основана во многом на уверенности в своем теле и связанным с этим ощущением полноценности и неуязвимости. Заболев, пациент теряет чувство контроля над окружающей средой и над собственным телом. Именно доктор обеспечивает переход от состояния неизвестности, связанного с болезнью, в рациональные рамки. Пациент, для которого мир болезней является незнакомым и пугающим, благодаря работе доктора начинает чувствовать, что «все идет по плану» [4, 23-27].

3. В процессе работы оценивать и учитывать психологические особенности пациента, его образа жизни, настоящих обстоятельств, а не только медицинскую информацию. По данным различных авторов, желательно, чтобы врач расспросил пациента о тех сторонах жизни больного, которые провоцируют стресс. Игнорируя их, нельзя эффективно лечить хроническую болезнь, каким бы ни был конкретный орган [5, 110-119].

4. Выявлять и учитывать психосоматическую патологию и своевременно направлять пациента к психологу или психотерапевту. Современные достижения психосоматической медицины обширны. Актуальным становится внедрение достижений психосоматической медицины в реальную клиническую практику. Также перспективной является разработка вопросов взаимодействия врача соматической медицины со смежными специалистами — психологами и психотерапевтами [6, 43-52].

5. Уметь сообщать плохие новости. Нежелательно замалчивать неблагоприятный прогноз. Часто врачи, особенно молодые, боятся вести беседы на такие темы и уклоняются от них. В итоге, пациент остается лишенным ценной информации, которая позволила бы ему организовать свою жизнь в соответствии с реальным положением вещей. Кроме того,

часто у пациента бывает множество страхов, связанных с возможными неблагоприятные события. Беседа и открытое обсуждение с пациентом самых сложных и тяжелых моментов, касающихся его патологии, избавляет его от ощущения одиночества в болезни.

6. Адекватно пережить ситуацию врачебной ошибки, наладить продуктивную коммуникацию с пациентом и родственниками в этом случае. Никто не застрахован от ошибок и, к сожалению, такие ситуации встречаются в практике всех, даже самых лучших врачей. Для врача, искренне заботящегося о благе пациента, ситуация врачебной ошибки является эмоционально очень сложной. Описаны случаи, когда это является причиной эмоционального выгорания и смены профессии [7, 182-185]. Поэтому особенно важно на этапах высшего и последипломного образования сформировать у врачей психологические приемы, которые позволят адекватно и достойно справиться с возникшей ситуацией, избежать эмоциональной травмы как своей личности, так и личности пациента.

7. Плодотворно взаимодействовать с коллегами в рамках активного сотрудничества. Поскольку медицинская деятельность является чрезвычайно сложной, с древности большое значение имело профессиональное взаимодействие с целью эффективного решения наиболее сложных проблем пациента. Медицинские консилиумы, приглашение специалистов из смежных учреждений являются частой и доказавшей свою эффективность практикой. В таких условиях важным является умение врача наладить коммуникацию со своими коллегами.

8. Организовать свою жизнь таким образом, чтобы избежать хронического стресса, синдрома эмоционального выгорания, психологической деформации по причине повышенной психо-эмоциональной нагрузки профессии врача. Деятельность врача проходит в условиях повышенных социально-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Уменьшить данное напряжение возможно путем практического изучения будущими докторами своих собственных эмоций — умения их отслеживать, дифференцировать, определять их связь с телесными реакциями, а на следующем этапе — и умения управлять ими. Все это возможно в рамках социально-психологического тренинга, посвященного проблеме эмоций. Помимо умения работать со своими эмоциями, большое значение имеет организация жизненного пространства врача.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить основные задачи врача терапевтического

94

Секция 7. Педагогика

профиля, для решения которых необходимо специаль- шие исследования темы психологических действий вра-

ное формирование психологических действий. Дальней- ча, возможно, внесут дополнения и уточнения в список.

Список литературы:

1. Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. «Вопросы психологии», -М., - 1969, - № 1.

2. Талызина H. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. Современная высшая школа -2 (54), - 1986, - с. 75-85.

3. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., - Изд-во МГУ; - 1969.

4. Константинова Т. В. Коммуникативное взаимодействие в диаде «врач-больной». Вестник СамГУ - естественнонаучная серия. - 2006. - № 6/2 (46).

5. Дуброва В. П. Некоторые аспекты психологической подготовки врача к терапевтическому взаимодействию с пациентом//Психологическая наука и образование. - 2000. - № 3.

6. Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными. - Будапешт, - 1981.

7. Cohen M.J., Kay A, Youakim J.M. Identity transformation in medical students.Am J Psychoanal. - 2009 Mar; -69 (1):43-52.

Skryabinskaya Olga Vladimirovna, the Faculty № 5 (training navigators), the branch of Military Training and Research Center of the Air Force Academy, Chelyabinsk, Applicant for a Degree, Department of English Language

E-mail: cam78@mail.ru

Class activities in developing foreign language professional competence of future aviation specialists

Abstract: The article touched on improving the quality of professional foreign language training of graduates of aviation schools. We consider a system of class activities differentiated according to different didactic purposes for the formation of foreign language professional competence in the course of teaching Radiotelephony in English in the aviation university.

Keywords: aviation high school, radio communication, foreign language professional competence, professional language training, effectiveness of the learning process.

Скрябинская Ольга Владимировна, 5 факультет (подготовки штурманов) филиала ВУНЦВВС «ВВА» г. Челябинск, соискатель, кафедра иностранных языков

E-mail: cam78@mail.ru

Система упражнений в процессе формирования компетенции профессионального иноязычного общения будущих авиационных специалистов

Аннотация: В статье затронуты вопросы повышения качества профессиональной иноязычной подготовки выпускников авиационных вузов. Рассматривается система упражнений, построенная с учетом различных дидактических целей, для формирования компетенции профессионального иноязычного общения в процессе преподавания радиообмена на английском языке в авиационном вузе.

Ключевые слова: авиационный вуз, радиообмен, компетенция профессионального иноязычного общения, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, эффективность учебного процесса.

На неязыковых факультетах вузов в настоя- ориентированный подход к изучению иностранного щее время как никогда актуален профессионально- языка. Обучение ведется с учетом специфических

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.