Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая политика / правовая жизнь / правовая стратегия / правовая тактика / модель правовой политики / legal policy / legal life / legal strategy / legal tactics / legal policy model

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаркина Анна Владимировна

В статье освещается авторский взгляд на методологический прием, позволяющий эффективно изучить структуру правовой политики. Смысл соответствующего приема заключается в рассмотрении правовой политики через призму ее модели, то есть идеального образа правовой политики с помощью характеристики ее составных элементов: субъектов, объектов, содержания и формы. Сделан вывод о том, что в отсутствие определённости относительно этих компонентов модели правовой политики невозможно ее эффективное регулятивное воздействие на общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE LEGAL POLICY MODEL

The article highlights the author's view of a methodological technique that allows one to effectively study the structure of legal policy. The meaning of the corresponding technique is to consider legal policy through the prism of its model, that is, the ideal image of legal policy through the characteristics of its constituent elements: subjects, objects, content and form. It is concluded that in the absence of certainty regarding these components of the legal policy model, its effective regulatory impact on society is impossible.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ)

УДК 340.114

Захаркина Анна Владимировна,

доцент кафедры теории и истории государства и права

Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат юридических наук, Букирева, 15, г. Пермь, Россия, 614990, e-mail: AnnaVladimirovna2009@yandex.ru

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье освещается авторский взгляд на методологический прием, позволяющий эффективно изучить структуру правовой политики. Смысл соответствующего приема заключается в рассмотрении правовой политики через призму ее модели, то есть идеального образа правовой политики с помощью характеристики ее составных элементов: субъектов, объектов, содержания и формы. Сделан вывод о том, что в отсутствие определённости относительно этих компонентов модели правовой политики невозможно ее эффективное регулятивное воздействие на общество.

Ключевые слова: правовая политика, правовая жизнь, правовая стратегия, правовая тактика, модель правовой политики.

Zakharkina Anna Vladimirovna,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law

Perm State National Research University,

Candidate of Legal Sciences,

Bukireva, 15, Perm, Russia, 614990.

e-mail: AnnaVladimirovna2009@yandex.ru

ON THE ISSUE OF THE LEGAL POLICY MODEL

Annotation. The article highlights the author's view of a methodological technique that allows one to effectively study the structure of legal policy. The meaning of the corresponding technique is to consider legal policy through the prism of its model, that is, the ideal image of legal policy through the characteristics of its constituent elements: subjects, objects, content and form. It is concluded that in the absence of certainty regarding these components of the legal policy model, its effective regulatory impact on society is impossible.

Key words: legal policy, legal life, legal strategy, legal tactics, legal policy model.

Изучение правовой политики как правового явления, кроме познания ее определения, зачастую происходящего в рамках сформировавшихся в теории права концепций, также предполагает формирование представления о ее структуре. Изучение структуры правовой политики - достаточно редкое явление для

современных теоретико-правовых

исследований.

Попытку изучения структуры правовой политики предпринял В. А. Рудковский, который предложил использовать для соответствующей характеристики такое известное юридической науке понятие, как «состав». Так, этот термин находит воплощение применительно к составу

правонарушения, составу правомерного поведения [4, с. 59-86], составу правоотношения.

Эвристический потенциал модели правовой политики заключается в том, что она позволяет сформировать идеальный образ теории объекта [5, с. 123]. Сложный системный характер такого явления, как правовая политика, становится доступным для восприятия благодаря его моделлизации.

Элементами модели правовой политики являются следующие структурные компоненты: субъект, объект, содержание и форма реализации. Очевидна некоторая схожесть модели правовой политики и состава правоотношения. Однако такая схожесть является кажущейся в силу специфики правовой политики как особого правового явления.

Субъекты правовой политики - это акторы, творческим трудом которых создается правовая политика. Как верно заметил И. А. Ильин, правовая политика «творится мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов» [1, с. 168]. Правовая политика - это творческий результат целенаправленной деятельности указанных акторов и процесс такой деятельности. Для соответствующей творческой деятельности должен быть определён ее объект, то есть часть правовой жизни, намеренно подвергающаяся преобразующему

воздействию со стороны субъектов правовой политики.

Содержание правовой политики представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, включая цели, задачи, принципы, средства и методы деятельности акторов, создающих правовую политику. Как и любое правовое явление, правовая политика требует оформления, то есть заключения ее содержания в определенные объективированные рамки.

Вопрос о субъектах правовой политики относится к разряду крайне дискуссионных, что обусловлено отсутствием единого представления об

акторах такой деятельности. Так, в проекте Концепции правовой политики РФ предлагалось признать субъектами правовой политики всех участников социально-политической деятельности [3, с. 280-284]. Признавая всех участников общественно-политической жизни

реальными субъектами-творцами правовой политики, следует подчеркнуть их неравнозначный характер в части реализации возможности по

действительному воздействию на правовую политику действующего государства. Очевидно, что в структуре субъектов правовой политики могут быть выделены такие субъекты, которые имеют решающее воздействие на формирование актуальной правовой политики [2, с. 17]. В научной литературе совершенно справедливо отмечается, что главные акторы правовой политики - это лица, определяющие основные тенденции и параметры функционирования правового

регулирования в общегосударственном масштабе. Понятно, что таковыми являются высшие органы государственной власти Российской Федерации. При этом один субъект правовой политики не в состоянии определить направления функционирования правового

регулирования в общегосударственном масштабе. Такая деятельность носит согласованный характер и существенно отличается по уровням реализации. Очевидно, что кроме федеральной правовой политики, следует выделять правовую политику субъекта РФ, муниципального образования или даже конкретного органа государственной власти. Субъекты правовой политики могут быть дифференцированы по политико-правовому статусу на реальных и потенциальных. Однако еще большее значение имеет деление субъектов правовой политики на лиц, ответственных за такую деятельность, и лиц, не несущих ответственности за концептуализацию правовой политики.

Модель правовой политики во многом зависит от того, кому в том или ином государстве поручено ее осуществление. Стало быть, основными акторами правовой политики выступают такие ее субъекты, для которых формирование правовой политики является смыслом его профессиональной деятельности и за которую такие лица несут ответственность. Интересно, что принадлежность государства к определённой правовой семье влияет на субъектный состав профессиональных акторов правовой политики. Так, в странах англо-саксонской правовой семьи в правовой политике задействованы, прежде всего,

представители судейского сообщества. А в странах романо-германской правовой семьи основными участниками правовой политики выступают парламентарии. Анализ субъектного состава правовой политики позволяет сделать вывод о его типе - авторитарный либо демократический.

Эффективность правовой политики во многом зависит от корректности определения ее объекта: безобъектной правовой политики быть не может. Связь правовой политики и ее объекта носит двусторонний характер: с одной стороны, порядок регулятивного воздействия на объект осуществляется путем разработки определённой правовой политики и ее претворении в жизнь, а с другой стороны -объект предопределяет содержание и даже модель правовой политики. В теоретико-правовой литературе отсутствует единство взглядов по вопросу о том, что выступает объектом правовой политики. Так, на этот счет предлагаются разные суждения, в том числе следующие: правовая система, механизм правового регулирования, правовая жизнь, правовая сфера и т. д. Анализ представленных и некоторых иных формулировок объекта правовой политики позволяет заключить, что соответствующая дискуссия строится преимущественно вокруг удачности/неудачности

предлагаемых словоупотреблений,

поскольку с содержательной точки зрения достигнуто единство представлений о том, что правовая политика направлена на правовые явления.

Очевидно, что универсальное определение объекта правовой политики будет отличается таким недостатком, как его крайняя абстрактность. Конкретизация объекта правовой политики становится возможной при условии его дифференциации с позиции

специализации. В этом смысле объект правовой политики может быть разделен на общий и специальный. При этом в рамках специального объекта правовой политики может быть вычленен непосредственный объект правовой политики.

К примеру, выяснение объекта правовой политики, направленной на упорядочение экологических отношений в сфере лесного хозяйства Пермского края, может быть осуществлено следующим образом: общий объект такой правовой политики - государственная экологическая политика, специальный - государственная лесная политика в сфере правотворчества, а непосредственный - экологические правоотношения в сфере лесного хозяйства Пермского края. Предложенная градация не претендует на статус «универсальной»: ее методологическое значение состоит в демонстрации многослойности объекта правовой политики. В теории права наряду с объектом правовой политики, выделяют также ее предмет. При этом под предметом правовой политики чаще всего понимается конкретная деятельность, воздействующая на объект правовой политики. Например, в качестве предмета правовой политики в рамках выше приведенного примера может быть обозначена деятельность

Законодательного собрания Пермского края.

Содержание правовой политики в некотором роде специфично. При широкой трактовке содержания правовой политики, под ним следует понимать совокупность общественных отношений, направленных на официальное признание и

действительную реализацию определенных интересов в качестве юридически значимых. При узкой трактовке содержания правовой политики последняя может быть полностью сведена к стратегии деятельности государства в правовой сфере.

Содержание правовой политики выступает самым динамичным элементом правовой политики, поскольку

актуализируется сообразно историческому этапу развития каждого общества и государства. В содержание правовой политики в качестве главных структурных компонентов входят стратегия и тактика. В рамках настоящего теоретико-правовое исследования мы говорим о стратегии и тактике в их абстрактном значении, хотя в действительности и стратегия, и тактика вполне конкретны, поскольку они обусловлены объектом правовой политики и, как следствие, конкретной предметной сферой.

В качестве основного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок формализации правовой политики в рамках конкретных актов, выступает Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом

планировании в Российской Федерации»1. В этом акте предложены разнообразные формы, которые могут быть использованы для объективации правовой политики. Нередко такие акты в конкретных предметных отраслях получают однотипное наименование - стратегии. К примеру, в Российской Федерации действует «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»2, утвержденная Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176.

В отличие от тактики, определяющей средства, приемы, методы и способы претворения стратегической цели и задач в жизнь, стратегия более стабильна,

поскольку, как правила, рассчитана на долгосрочную перспективы и конкретные ожидаемые результаты. В свою очередь тактика значительно более динамична: она «подстраивается» под изменяющиеся условиях, детерминированные

определенным этапом (или его отдельными характеристиками) жизнедеятельности общества. Так, цифровизация общества, безусловно, вносит изменения

в общественную жизнь, поэтому в таких условиях будет скорректирована тактика реализации правовой политики

в некоторых сферах жизнедеятельности.

Наконец, четвертым элементом модели правовой политики выступает форма ее реализация, относящаяся к числу наиболее дискуссионных аспектов исследуемой тематики. К сожалению, форма правовой политики не становилась предметом основательных теоретических научных изысканий, хотя отдельные замечания на этот счет все-таки в научной литературе встречаются. В одних работах под формами правовой политики предлагается понимать конкретные проявления правовой политики (правотворческая, правоприменительная, доктринальная и др.), в других -конкретные виды политико-юридической деятельности (правотворчество,

правореализация, правовое воспитание), в-третьих - виды реализации права (исполнение, использование, применение, соблюдение). При этом стоит признать, что правовая политика реализуется в рамках этих форм неравномерно: очевидно, что наибольший потенциал правовой политики проявляется через такие ее формы, как правотворчество и правоприменение.

Таким образом, познание правовой политики в наиболее эффективном виде возможно при помощи «модельного» методологического приёма, для которого характерно создание идеального образа правовой политики через призму характеристик его составных элементов:

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ : ред. от 31 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. №2 26 (часть I). Ст. 3378.

2 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.

субъектов, объектов, содержания и формы. Думается, что в отсутствие определённости относительно этих компонентов модели правовой политики невозможно ее эффективное регулятивное воздействие на общество.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ильин И. А. Теория права и государства. Москва : Зерцало-М, 2003. 550 с.

2. Коробова А. П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. 27 с.

3. Матузов Н. И., Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: предлагаем для обсуждения проект концепции // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 6-27.

4. Уздимаева Н. И. Правомерное поведение: понятие, квалификация, мотивы. Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. 200 с.

5. Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург : Наука, 1993. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.