Научная статья на тему 'К вопросу о мировоззрении бытия уголовно-процессуальной деятельности'

К вопросу о мировоззрении бытия уголовно-процессуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / CRIMINAL-PROCEDURAL ACTIVITY / SYSTEM OF VIEWS / INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS / COLLECTIVE CONSCIOUSNESS / SCIENTIFIC WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаменко Игорь Евгеньевич

В статье рассматривается система мировоззренческих идей (мировоззрения) науки уголовного судопроизводства как фундаментальное основание концепции уголовно-процессуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of worldview of life criminal-procedural activity

The article considers the system of world outlook ideas (worldview) of science criminal proceedings as the fundamental basis of the concept of criminal-procedural activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мировоззрении бытия уголовно-процессуальной деятельности»

Адаменко Игорь Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583757)

К вопросу о мировоззрении бытия уголовно-процессуальной деятельности

В статье рассматривается система мировоззренческих идей (мировоззрения) науки уголовного судопроизводства как фундаментальное основание концепции уголовно-процессуальной деятельности.

Ключевые слова: мировоззрение, уголовно-процессуальная деятельность, система взглядов, индивидуальное сознание, коллективное сознание, научное мировоззрение.

I.E. Adamenko, Master of Law, Assistant Professor, Professor of a Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583757.

To the question of worldview of life criminal-procedural activity

The article considers the system of world outlook ideas (worldview) of science criminal proceedings as the fundamental basis of the concept of criminal-procedural activity.

Key words: worldview, criminal-procedural activity, system of views, individual consciousness, collective consciousness, scientific worldview.

Мировоззрение практической уголовно-процессуальной деятельности отличается от мировоззрения науки уголовного судопроизводства. В значительной мере это отличие объясняется обусловливаемой им системой средств (способов) уголовно-процессуальной деятельности, проявляемой в совокупности соответствующих действий и решений. Например, П.А. Лупинская прямо указывает на то, что процессуальные решения являются важным фактором обеспечения назначения уголовного судопроизводства. «В этом смысле решения, принимаемые в уголовном судопроизводстве, - отмечает она, - важный фактор в деятельности правоохранительных органов и суда по их участию в социальном управлении обществом путем выполнения каждым из них своих задач и полномочий, что обеспечивает достижение назначения уголовного судопроизводства» [1, с. 13].

Дверь между мировоззрением науки уголовного судопроизводства и мировоззрением практической уголовно-процессуальной деятельности всегда открыта. Ведь по своему существу рассматриваемые виды мировоззрения не являются застывшими субстанциями. Научное мировоззрение в процессуальной сфере и мировоззрение практической уголовно-процессуальной деятельности обусловлены общей совокупностью принципов, взглядов и

убеждений, определяющих (оказывающих) существенное влияние (воздействие) на эту деятельность. Подобная обусловленность дает нам основание вести речь о том, что, как правило, общее мировоззрение для рассматриваемых видов мировоззрения включает единое общественное сознание. Последнее выступает в качестве родового понятия и обеспечивает мировоззрению активный, деятельный характер, формирующий его динамичность. Мировоззрение является призмой, через которую мы воспринимаем уголовно-процессуальную действительность. «Оно, - отмечает В.А. Медведев, - вбирает в себя все то, что составляет жизненную концепцию человека, выражающую его отношение к внешнему миру по основным узловым моментам» [2, с. 80].

Мировоззрение бытия уголовно-процессуальной деятельности - это вид общественного сознания, определяющий сущность уголовно-процессуальной деятельности. Оно проявляется в принципах уголовного процесса, общих условиях досудебного и судебного производств, совокупности процессуальных действий и решений, а также в правосознании. Как писал М.С. Строгович, само «правосознание проявляется в двух основных формах. Прежде всего, это правовые взгляды, распространенные в обществе. В этих взглядах отражается отношение людей к действующему праву,

41

представление их о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения, о справедливости или несправедливости тех или иных норм права. Именно эти взгляды обычно называются правосознанием в собственном смысле слова. Далее, правосознание проявляется в теоретических обобщениях, правовых теориях, которые обычно называют правовой идеологией» [3, с. 24].

Мировоззрение бытия уголовно-процессуальной деятельности представляет собой не застывшую субстанцию, а динамическую систему. Специалист по исследованию мировоззрения М.Г. Ашманис пишет: «Сделать ударение на динамичность мировоззрения тем более необходимо, что дефиниции, определяющие мировоззрение как совокупность или систему взглядов, порою оставляют в тени характерную для мировоззрения подвижность, изменчивость, связанную с непрестанным расширением того мира, - а это лишь очеловеченный, освоенный человеческой практикой мир, -об отражении которого в мировоззрении может идти речь, а отнюдь не бесконечный объективный мир» [4, а 28].

Единство научного мировоззрения и мировоззрения практической уголовно-процессуальной деятельности обеспечивается именно на уровне деятельности (здесь в своих рассуждениях автор опирается на результаты исследования научного мировоззрения, полученные В.Л. Василенко [5]). Это происходит посредством как коллективного сознания, формирующего в целом мировоззрение уголовно-процессуальной деятельности (уровень вида деятельности, а точнее, ее доктрины), так и индивидуального сознания (уровень производства по конкретному уголовному делу). Так, В.Д. Адаменко, исследуя проблему представительства в советском уголовном процессе, пишет: «Это система юридических действий, выполняемых при расследовании и судебном рассмотрении уголовного дела одним лицом (представителем) в интересах другого лица (представляемого) в пределах, указанных в полномочие на участие в стадиях процесса» [6, а 28].

На уровне уголовно-процессуальной доктрины коллективное сознание определяет, образно выражаясь, «мировоззренческий дух уголовного судопроизводства». На уровне производства по конкретному уголовному делу индивидуальное сознание должностного лица, его осуществляющего, представляет собой совокупность основных убеждений и связанных с

ними знаний, взглядов и представлений. В них проявления уголовно-процессуальной действительности синтезируются с личным жизненным опытом должностного лица, благодаря чему и определяется его позиция по уголовному делу, образ мыслей и мотивация по уголовному делу.

Мировоззрение бытия уголовно-процессуальной деятельности, будучи одним из проявлений духовности, выступает не наряду с другими ее факторами, оказывающими воздействие на саму уголовно-процессуальную деятельность, а в качестве самостоятельного, интегрирующего в сознании остальные факторы. Тем самым мировоззрение бытия обеспечивает единство уголовно-процессуальной деятельности. Обусловленность деятельности (в нашем случае - уголовно-процессуальной деятельности) мировоззрением В.Ф. Чирва объясняет так: «...связь между мировоззренческими установками, убеждениями и действиями не прямая. Она, как правило, опосредована через конкретные знания, на базе которых образуется идеальная модель действия, его результата, т.е. убеждение входит в мотив как часть в целое. Выбор действия из допустимого круга возможностей определяется тем мотивом, который наиболее полно соответствует мировоззренческим взглядам человека. Однозначный выбор действий по убеждению отражает связь единичного с общим» [7, с. 68].

Действия по убеждению не только отражают связь единичного с общим, но и обеспечивают единство целого и части. Подобная взаимосвязь позволяет нам говорить о том, что деятельность и уголовно-процессуальная деятельность соотносятся между собой, как целое и часть. Отсюда у нас имеются все основания высказать и обосновать идею о том, что связь между научным мировоззрением и мировоззрением практической уголовно-процессуальной деятельности опосредована конкретными знаниями. На их основе формируется идеальная модель системы действий и решений в рассматриваемой сфере. Оба из указанных видов мировоззрения в качестве единого целого посредством знаний как бы входят (включаются) в уголовно-процессуальную деятельность. В результате нетрудно увидеть, что мировоззрение определяет основные компоненты уголовно-процессуальной деятельности, например ее целенаправленность.

Условно уголовно-процессуальную деятельность можно разделить на познавательную (научную) и практическую (на философском уровне методологическое единство позна-

42

вательной (теоретической) и практической деятельности было плодотворно обосновано М.А. Булатовым [8, с. 46-52]). В результате может сложиться впечатление, что между этими видами деятельности могут возникать формально-логические противоречия. Однако в действительности этого не происходит, поскольку противоречия имеют логические, а не мировоззренческие основания, в силу чего на мировоззренческом уровне формально-логические основания противоречий нейтрализуются. Такая нейтрализация осуществляется посредством уголовно-процессуальной деятельности. В этом смысле уголовно-процессуальная деятельность, будь она теоретической (научной) либо практической, направлена на процессуальную действительность (бытие уголовного судопроизводства).

В собственном смысле под уголовно-процессуальной действительностью следует понимать единство объективного и субъективного, включая и ту ее часть, которая имеет отношение к единству теоретического и практического знания. В этом аспекте, когда мы говорим об уголовно-процессуальной действительности, то не различаем в ней субъективного и объективного, научной и практической составляющей.

В отечественной науке уголовного судопроизводства единство научной и практической уголовно-процессуальной деятельности было обосновано В.Т. Томиным в процессе осмысления дефиниции принципа уголовного процесса в 60-е гг. прошлого века. В частности, он пишет: «...принципы советского уголовного процесса появляются еще до того, как они формулируются законодателем. Эти принципы проявляются в трудах классиков марксизма-ленинизма, в программных документах Коммунистической партии и коммунистическом мировоззрении, в частности в коммунистическом правосознании. Эти принципы обобщения и конкретизации,

1. Лупинская П. А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

2. Медведев В.А. Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания. М., 1980.

3. Строгович М. С. Учение о материальной истине в уголовном процессе. М., 1947.

4. Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига, 1984.

5. Василенко В.Л. Научное мировоззрение и теоретические проблемы его формирования в социалистическом обществе: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1975.

они модифицируются, остается неизменной лишь их сущность» [9, с. 32].

Принципы уголовного процесса, будучи элементами научного мировоззрения, при воплощении в текст уголовно-процессуального законодательства приобретают дополнительный статус. Они становятся элементами мировоззрения бытия уголовно-процессуальной деятельности, обусловленной системой мировоззренческих идей науки уголовного судопроизводства.

В своей совокупности мировоззренческие идеи науки уголовного судопроизводства и мировоззренческие идеи уголовно-процессуальной деятельности являются фундаментальными основаниями соответствующей им концепции. В этом смысле система мировоззренческих идей науки уголовного судопроизводства выступает в роли всеобщей связи научной концепции уголовно-процессуальной деятельности, а система мировоззренческих идей уголовно-процессуальной деятельности (иначе - система принципов уголовного процесса) - в качестве фундаментального основания концепции бытия уголовно-процессуальной деятельности.

В настоящей статье свои рассуждения мы связываем с рассмотрением системы мировоззренческих идей (мировоззрения) науки уголовного судопроизводства как фундаментального основания концепции уголовно-процессуальной деятельности. По этой причине самое пристальное внимание должно уделяться осмыслению научного мировоззрения. Ведь оно не пустая абстракция, а сознательная научная (теоретическая) деятельность. Эта сознательная деятельность является частью духовной деятельности человека. В этом смысле сознательная деятельность исследователя в уголовно-процессуальной сфере является одним из проявлений его духовной деятельности.

1. Lupinskaya P.A. Decisions in criminal proceedings: theory, legislation and practice. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 2010.

2. Medvedev V.A. Developed socialism: questions of forming of the public consciousness. Moscow, 1980.

3. Strogovich M.S. Doctrine of material truth in criminal proceedings. Moscow, 1947.

4. Ashmanis M.G. Formation of scientific worldview. Riga, 1984.

5. Vasilenko V.L. Scientific worldview and theoretical problems of its formation in a socialist society: auth. abstr. ... Dr of Philosophy. Moscow, 1975.

43

6. Адаменко В.Д. Советское уголовно-процессуальное представительство. Томск, 1978.

7. Чирва В.Ф. Творческая природа социалистического общественного сознания. М., 1980.

8. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев, 1976.

9. Томин В. Т. Избранные труды / предисл. С. П. Гришина. СПб., 2004.

6. Adamenko V.D. Soviet criminal procedure representation. Tomsk, 1978.

7. Chirwa V.F. The creative nature of the socialist public consciousness. Moscow, 1980.

8. Bulatov M.A. Activity and structure of philosophical knowledge. Kiev, 1976.

9. Tomin V.T. Selected works / forew. of S.P. Gri-shin. St. Petersburg, 2004.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.