Государственная служба и кадры. 2024. № 4. С. 50 — 54. State service and personnel. 2024;(4):50 —54.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-4-50-54 NIION: 2012-0061-04/24-165
EDN: https://elibrary.ru/CCKMUQ MOSURED: 77/27-008-2024-04-365
К вопросу о международной и национальной политике государств в отношении гражданского общества
Анжела Курбановна Халифаева1, Лейла Надыровна Абилова2, Сагит Самирович Магомедов3
1 2 3 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Махачкала, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена в целом отдельным аспектам истории гражданского общества. Авторы посвящают исследование влиянию процессов глобализации на становление глобального гражданского общества, роли инновационных коммуникаций в этом процессе и попытке моделирования будущего развития государства и гражданского общества. На фоне глобальных проблем современного мира, «размытия» границ и все ускоряющегося процесса информатизации общества меняется роль гражданского общества. Теперь оно не просто связано с государством, но и выходит за рамки национальных границ для решения проблем, актуальных для всего человечества. Гражданское общество, таким образом, становится глобальным, что проявляется не столько в количестве составляющих его организаций, сколько в степени развитости космополитического мышления.
Изучая современные политические процессы, исследователи все больше внимания уделяют вопросам участия гражданского общества в политической жизни разных стран. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в подобных работах сталкиваются два мнения относительно роли и места гражданского общества в современном мире. Если одни авторы считают, что организации гражданского общества должны находиться вне политики, то другие, напротив, уверены, что включение всех групп гражданского общества в политические процессы является обязательным условием получения уникальной и достоверной информации, необходимой для принятия оптимальных политических решений.
Ключевые слова: глобализация, гражданское общество, глобальное управление, демократия, права человека, мировое сообщество, глобальное мышление, НПО.
Для цитирования: Халифаева А.К., Абилова А.Н., Магомедов С.С. К вопросу о международной и национальной политике государств в отношении гражданского общества // Государственная служба и кадры. 2024. № 4. С. 50—54. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-4-50-54 EDN: https://elibrary.ru/CCKMUQ
Original article
On the issue of international and national policies of States in relation to civil society
Angela K. Khalifayeva1, Leila N. Abilova2, Sagit S. Magomedov3
1 2 3 Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Annotation. The article is devoted in general to certain aspects of the history of civil society. The authors devote their research to the impact of globalization processes on the formation of global civil society, the role of innovative communications in this process and an attempt to model the future development of the state and civil society. Against the background of the global problems of the modern world, the «blurring» of borders and the ever-accelerating process of informatization of society, the role of civil society is changing. Now it is not just connected with the state, but also goes beyond national borders to solve problems relevant to all mankind. Civil society is thus becoming global, which is manifested not so much in the number of its constituent organizations as in the degree of development of cosmopolitan thinking.
Studying modern political processes, researchers are paying more and more attention to the issues of civil society participation in the political life of different countries. At the same time, attention is drawn to the fact that in such works two opinions collide regarding the role and place of civil society in the modern world. While some authors believe that civil society organizations should be outside politics, others, on the contrary, are confident that the inclusion of all civil society groups in political processes is a prerequisite for obtaining unique and reliable information necessary for making optimal political decisions.
Keywords: globalization, civil society, global governance, democracy, human rights, world community, global thinking, NGOs.
For citation: Khalifaeva A.K., Abilova L.N., Magomedov S.S. On the Issue of International and National Policy of States in relation to Civil Society // Civil Service and Personnel. 2024. No. 4. P. 50—54. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-4-50-54 EDN: https://elibrary.ru/CCKMUQ
© Халифаева А.К., Абилова Л.Н., Магомедов С.С. М., 2024.
№ 4/2024
Зта тема часто обсуждается, поскольку неправительственные организации существуют в разных формах и динамике. Их форма, операционные стандарты, цель, предназначение и идеология могут варьироваться, и они могут сотрудничать с различными заинтересованными, иногда сомнительными сторонами.
Просматривая литературу, можно ознакомиться с различными описаниями, сделанными многими учеными в отношении определения гражданского общества. Согласно Гегелю, гражданское общество возникло внутри государства, несмотря на независимую правовую базу и действия, ставящие под сомнение независимость гражданского общества. Маркс указывал, что любая организация гражданского общества, созданная буржуазией, естественно, будет действовать только в своих интересах и не будет отвечать интересам рабочего класса.
В Дагестане исторически сложилась уникальная форма организации сельской общины — джа-маат (возник в албано-сарматский период: III в. до н.э. — IV в. н.э.), который в научных кругах считают примером гражданского общества в условиях горной республики [10].
Несмотря на многочисленные критические замечания и дискуссии по поводу гражданского общества в литературе, можно увидеть некоторые сходства, которые будут рассмотрены в этой статье. Эти сходства заключаются в том, что гражданское общество представляет интересы отдельных лиц, создавая автономное от государства пространство, уделяя особое внимание гуманитарной сфере деятельности и предоставляя общественные услуги, которые государство, по их мнению, не в состоянии предоставить. Чтобы дать четкое описание, важно упомянуть определение гражданского общества Токвиля как «свободы ассоциаций», которое определяет гражданское общество между государством, рынком и отдельными лицами [7].
Согласно литературным источникам, история НПО уходит корнями в прошлые века и не ограничивается какой-то одной вехой в их создании. С другой стороны, их развитие связано с подъемом неолиберализма в 1980-х годах. Ослабление государственного контроля при неолиберализме, к сомнению, создало определенные возможности для НПО в качестве поставщиков помощи и услуг в гуманитарной сфере и получило развитие как альтернативный сектор благодаря их вкладу в экономику государств [6]. Льюис определил НПО следующим образом: «НПО обычно описывается как независимая гражданская организация, которая не контролируется правительством и не руководствуется мотивом получения прибыли, который движет большинством коммерческих организаций...»
Позже он сосредоточился на разнообразии и инклюзивности НПО и усилил свои аргументы в пользу НПО, установив связь между НПО и теорией «чистой таблицы» английского философа Джона Локка. «Чистая таблица» Джона Локка относится к состоянию пустоты и когнитивной бесформенности [4]. Упомянутое заявление Льюиса относится к основным структурным характеристикам НПО, где часто можно встретить различные группы с различными организационными стандартами, связанными с персоналом и методами финансирования, а также областями работы, взглядами на развитие и ролями в разработке политики [6].
В условиях текущей международной динамики можно столкнуться с множеством различных интерпретаций НПО в зависимости от их сферы деятельности, мотивации и специализации работы, а также от их операционной структуры, политических целей, пробелов, текущих проблем и/или преимуществ региона, в котором они работают. Хотя термин «НПО» является динамичным и продолжает эволюционировать, совершенствоваться и реагировать на различные потребности в зависимости от их местонахождения, они могут формироваться в соответствии с различными правилами, традициями и стандартами государства, которое они поддерживают. Эти различия часто приводят к различным нормам, ценностям и стандартам для НПО, работающих в разных государствах, что приводит к критике друг друга. Таким образом, упомянутые различия могут по-разному влиять на работу НПО в разных регионах.
В русле обсуждения данного тезиса важно указать на различия между западной интерпретацией НПО, которая обычно вызывают критику. В то время как нормы, ценности и стандарты западных НПО, установленные Организацией Объединенных Наций, направлены на построение/укрепление демократии, обеспечение доступа отдельных лиц к правам и услугам в рамках международных стандартов в области прав человека. НПО, придерживающиеся тех же норм, ценностей и стандартов, на самом деле преследуют совершенно другую цель в завуалированной форме в разных странах. В результате такие НПО, как правило, колеблются между пересмотром своей политической позиции, чтобы стать политически нейтральными или пропагандировать правильную политику и идеологию [11]. Западные стандарты, естественно, подталкивают НПО к тому, чтобы они бросали вызов правительствам якобы в целях обеспечения наилучшего предоставления прав и услуг.
Дагестан — чрезвычайно неоднородная республика. С населением аварцев, даргинцев, ку-
№ 4/2024
мыков, лезгин, лакцев, русских и других она не является моноэтнической, как Чечня и Ингушетия, и имеет 14 государственных языков. Такое этническое, языковое и культурное разнообразие заметно отличает ее от других республик Северного Кавказа. Сегодня это невероятно активный регион, где сталкиваются и дополняют друг друга множество различных тенденций. Власти Дагестана более мягко относятся к прессе и институтам гражданского общества, которые отличаются более высоким уровнем активности, чем другие регионы. Правительственные и проправительственные структуры в Дагестане несколько более терпимы к активистам, чем их коллеги в других регионах. И к некоторым демонстрациям относятся толерантно.
Учитывая, что гражданский сектор в Дагестане относительно молод, даже по сравнению с гражданским сектором России в целом, для него характерна неинституционализация. Несмотря на наличие зарегистрированных НПО и конкретных проектов, гражданское общество в настоящее время представлено в большей степени общественными движениями, смелыми лидерами и инициативами, и его активность часто проявляется в всплесках протестной активности и ожесточенных онлайн-дискуссиях. Типы протестов, характерные для этого региона, связаны с городской средой обитания, окружающей средой, транспортом, жильем, коммунальными услугами, правоохранительными органами и коррупцией.
26 марта 2017 г. в Дагестане прошла массовая акция протеста против коррупции, последовавшая за антикоррупционными протестами в других городах России. Марат Исмаилов, активист махачкалинского городского движения «Наш город» и один из организаторов акции протеста, подал в суд на местные власти за отказ согласовать митинг и за его задержание. Суд частично удовлетворил его иск и оштрафовал Министерство внутренних дел на 25 тыс. руб.
В целом в Дагестане существуют серьезные проблемы с коррупцией и мошенничеством, связанные с выборами, строительством недвижимости и медициной. В ответ на эти проблемы также начали формироваться и развиваться общественные движения.
Городские движения «Наш город Махачкала» и «Наш город Каспийск» работают над защитой городских пространств от застройки и сохранением общественных пространств, зеленых зон и парков. Они ведут свою работу в основном с помощью судебных разбирательств и правовых механизмов, но также посредством демонстраций, акций и повышения осведомленности. Эти движения особенно хорошо известны своими успешными делами. Одним из наиболее резонансных случаев стала битва за махачкалинский парк «Ак-Гель».
В Махачкале мало территорий, свободных от застройки, поэтому каждая новая стройка, которая вторгается в парк или подобную территорию, вызывает протесты жителей. Необычно то, что активисты получили поддержку регионального телеканала, хотя никто из них не связывался с телеканалом и не просил о поддержке. В итоге площадь была спасена. Основная идея активистов этого движения — действовать в рамках закона, привлечь закон на свою сторону и привлечь чиновников к ответственности. Эти активисты сейчас возглавляют борьбу против дальнейшей застройки вокруг озера Ак-Гель.
Параллельно с городским движением развивается еще одна группа — Движение наблюдателей Дагестана. Активисты этого движения помогают готовить наблюдателей к выборам, следят за выборами, проливают свет на нарушения и пытаются привлечь людей к ответственности за эти нарушения. Они работают по тому же принципу, что и наш город: заставляют закон работать, используют правовые механизмы и привлекают внимание прессы к проблемам и нарушениям.
Другая правозащитная организация — Patient Monitor — занимается защитой прав пациентов, проходящих лечение в государственных учреждениях. Основные трудности, с которыми сталкиваются люди, — это получение бесплатных лекарств амбулаторно, получение лекарств и услуг в стационарных учреждениях, а также прохождение анализов и диагностического тестирования. Patient Monitor оказывает бесплатную юридическую помощь людям, чьи права не соблюдаются, и борется с коррупцией в медицинских учреждениях [1].
В рамках нового массового проекта «Пыль в объективе» создаются видеоролики экологической направленности, которые связывают загрязнение окружающей среды мусором с историческими, природными и туристическими объектами, имеющими существенное значение для республики. Этот проект привлек внимание общества и властей на самых ранних этапах своего развития. Его авторы получили приглашения из различных населенных пунктов посетить важные районы в этих населенных пунктах и сообщить о них.
Как и все остальное гражданское общество в Дагестане, местные экологические активисты не действуют полностью изолированно от правительственных структур. Например, активисты Общероссийского народного фронта, общественного движения, созданного в 2011 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина, усердно работают над защитой озера Ак-Гель. Это еще один пример того, как различные движения переплетаются и могут дополнять друг друга.
№ 4/2024
Активисты провели круглый стол на эту тему в Махачкале, где объявили о создании общественной комиссии, которая позже написала официальное открытое обращение к Владимиру Путину с призывом обеспечить прозрачность процесса окончательного определения границ и включить представителей сельских общин и независимых экспертов в состав комиссии, работающей на границах. В апреле 2019 г. было объявлено, что Чечня и Дагестан приостановили работу по определению границ между республиками [9].
Таким образом, Дагестан является первым регионом, который активно включил вопросы охраны окружающей среды в общественную повестку дня.
Гражданское общество на Северном Кавказе и в России в целом переживает непростые времена. У этого региона есть свои уникальные особенности, которые отличают его от других регионов России, например местные регулирующие органы (обычное право, шариат и т.д.) — гражданское общество в регионе сосредоточено на местной культуре и повестке дня.
Тем не менее считаем, что местные министерства и ведомства должны более активно сотрудничать с местными НПО и инициативами в решении важных социальных проблем. Представители гражданского общества должны сотрудничать и обмениваться опытом, вести диалог между поколениями и создавать тематические межрегиональные коалиции. Они должны привлекать новых сторонников и работать над повышением осведомленности и вовлеченности местного населения в процесс принятия решений.
Список источников
1. Абакарова М. Бесплатная медицина: как получить то, на что вы имеете право? // Это Кавказ-ТАСС. 2018. 23 января.
2. Душински Р. Чистая таблица и природа человека // Философия. 2012. № 87 (4). С. 509—529.
3. Льюис Д. Гражданское общество и авторитарное государство: сотрудничество, противостояние и дискурс // Журн. гражданского общества. 2013. № 9 (3). С. 32—340.
4. Любовников С., Кротти Д., Роджерс П.В. Государство и гражданское общество в постсоветской России: развитие гражданского общества по российскому образцу // Прогресс в исследованиях в области развития. 2013. № 13(2). С. 153—166.
5. Нургаджиев Г.И., Султанбеков Р.М. Общественно-политические и духовные предпосылки формирования гражданского общества в Республике Дагестан // Современные научные исследо-
вания: проблемы, тенденции, перспективы: Сб. науч. тр. по материалам XXII Междунар. науч.-практ. конф., Анапа, 16 декабря 2023 г. Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном федеральном округе, 2023. С. 49—54.
6. Татаршаов АХ. Общественные объединения народа Абаза: история создания и основные направления деятельности // Клычевские чтения — 2024: Материалы Междунар. науч. конф., Кара-чаевск, 13—14 мая 2024 г. Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У.Д. Алиева, 2024. С. 77—98.
7. Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Махачкала: Алеф, 2021. 356 с.
8. Цецура К. Проблемы в трактовке прав женщин как прав человека на национальном уровне: на примере НПО в постсоветских странах // Общественный обзор отношений. 2013. № 39(4). С. 406—416.
9. Чечня и Дагестан приостановили уточнение границ между двумя республиками // Медуза. 2019. 16 апреля.
References
1. Abakarova M. Free medicine: how to get what you are entitled to? // This is the Caucasus-TASS. 2018. January 23rd.
2. Dushinsky R. Clean table and human nature // Philosophy. 2012. № 87 (4). P. 509—529.
3. Lewis D. Civil society and the authoritarian state: cooperation, confrontation and discourse // Journal of Civil Society. 2013. № 9 (3). P. 325—340.
4. Lyubovnikov S., Crotti D., Rogers P.V. The state and civil society in post-Soviet Russia: the development of civil society according to the Russian model // Progress in research in the field of development. 2013. № 13(2). P. 153—166.
5. Nurgadzhiev G.I., Sultanbekov R.M. Sociopolitical and spiritual prerequisites for the formation of civil society in the Republic of Dagestan // Modern scientific research: problems, trends, prospects : a collection of scientific papers based on the materials of the XXII International Scientific and Practical Conference, Anapa, December 16, 2023. Anapa: Limited Liability Company «Scientific Research Center of Economic and Social Processes» in the Southern Federal District, 2023. P. 49—54.
6. Tatarshaov A.H. Public associations of the people of Abaza: the history of creation and main directions of activity // Klychev readings — 2024: Materials of the international scientific conference, Karachayevsk, May 13—14, 2024. Karachayevsk: Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev, 2024. P. 77—98.
№ 4/2024
7. Khalifaeva A.K. History of the state and law of Dagestan. Makhachkala: Alef Publishing House, 2021. 356 p.
8. Tsetsura K. Problems in the interpretation of women's rights as human rights at the national level: on the example of NGOs in post-Soviet
countries // Public Relations Review. 2013. № 39(4). P. 406—416.
9. Chechnya and Dagestan suspended the clarification of the borders between the two republics // Medusa. 2019. April 16.
Информация об авторах
Халифаева А.К — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры истории государства и права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Абилова Л.Н. — магистрант кафедры истории государства и права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Магомедов С.С. — магистрант кафедры истории государства и права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 06.10.2024; одобрена после рецензирования 10.10.2024; принята к публикации 12.10.2024.
Information about the authors Halifaeva A.K. — doctor of legal Sciences, Professor, Professor, Department of history of state and law of the «Dagestan state University»
Abilova L.N. — master's student of the Department of history of state and law оf the «Dagestan state University» Magomedov S.S. — master's student of the Department of history of state and law оf the «Dagestan state University»
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 06.10.2024; approved after reviewing 10.10.2024; accepted for publication 12.10.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, А. В. Мудрика; под общ. ред. Л.А. Казанцевой, В.П. Жуковского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 455 с. — (Серия «Классический учебник»).
ISBN 978-5-238-03934-3
В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Для студентов юридических вузов, а также практических работников.
№ 4/2024