УДК/UDC 94(470.67)
DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-23-26
К вопросу об аграрной, административной и судебной реформе в Кюринском ханстве
в XIX веке
Р. А. Богданов
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена сведениям по истории Кюринского ханства и Дагестана, особенно в XIX веке, о порядках, царивших в ханствах, о горских правителей и их власти. Наряду с административными реформами царизм осуществлял и судебную реформу на Северном Кавказе, которая была полностью подчинена интересам России и ее политике, проводимой в крае. Эта реформа проводилась постепенно, вытесняя из жизни веками существовавшую судебную систему в Кюре, основанную на обычном праве. Реформа сельской власти занимает заметное место в административной реформе Дагестанской области. Необходимость ее проведения вытекала из потребности создания единой системы сельского управления: сельское (аульное) общественное управление являлось низшей ступенью административной лестницы. Основные вопросы общественной жизни сельского общества решались сельским (аульным) сходом. Административно-территориальные преобразования 60-70-е гг. XIX в. были практически направлены на усиление контроля над местным населением.
Ключевые слова: Кюринское ханство, сельское управление, административная реформа, судебная реформа
Для цитирования: Богданов Р. А. К вопросу об аграрной, административной и судебной реформе в Кюринском ханстве в XIX веке // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3. С. 23-26. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-23-26
On the question of agrarian, administrative and judicial reform in the Kurin Khanate
in the XIX century
Ruslan A. Bogdanov
Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article is devoted to information on the history of the Kurin Khanate and Dagestan, especially in the XIX century, about the orders that reigned in the khanates, about the mountain rulers and their power. Along with administrative reforms, tsarism also implemented judicial reform in the North Caucasus, which was completely subordinated to the interests of Russia and its policies in the region. This reform was carried out, gradually replacing the centuries-old judicial system in Cure, based on customary law. The reform of the rural government occupies a prominent place in the administrative reform of the Dagestan region. The need for its implementation stemmed from the need to create a unified system of rural administration: rural (aul) public administration was the lowest step of the administrative ladder. The main issues of the social life of rural society were solved by the village (aul) assembly. Administrative-territorial transformations of the 60-70s of the XIX century were practically aimed at strengthening control over the local population.
Keywords: Kurin Khanate, rural administration, administrative reform, judicial reform
For citation: Bogdanov R. A. On the question of agrarian, administrative and judicial reform in the Kurin Khanate in the XIX century. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3, pp. 23-26. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-23-26 (In Russ.).
Особенностью социально-экономического положения региона было то, что в хозяйственной жизни Кюринского ханства земледелие занимало важное место. Большинство людей жили в сёлах. Они занимались сельским хозяйством, скотоводством, садоводством, огородничеством и пчеловодством. Кюра была известна как центр ковроделия. Государственные (диван) и дворцовые земли назывались землями ханства. Другая форма собственности на землю - это мюльковая собственность. Эту собственность могли купить и продать.
Икта - условная земельная собственность. Ик-та постепенно переходит из поколения в поколение.
Процесс трансформации собственности икта все более расширяется. Мусульманским мечетям и другим религиозным учреждениям принадлежали земли под названием вакуф. Они были свободны от налогов. Также имелись сельские общинные земли.
Однако с захватом феодалами общинной земли ее площадь постепенно уменьшалась. Создание ханств создавало условия для развития городов как центров ремесла и торговли (Курах, Ахты). Например, Ахты развивался как город. Основную часть высшего сословия составляли ханы, беки, сала-уздени, кадии, которые имели административную власть над сельскими жителями. Среди высшего со-
словия важную роль играло духовенство. Они были свободны от налогов и пошлин. Среди высшего класса также были эфендии. Крестьяне делились в соответствии с их юридическими и гражданскими условиями на узденей, раят, лежберов и т. д. Тех сельчан, у кого не было фермы и земли, называли лежберами. Они работали на представителей высшего слоя и получали за это небольшую часть продуктов [5].
Хан, по сути, был наделен неограниченной законодательной, судебной и исполнительной властью. Вокруг него был диван и ханский совет. В системе управления дворцом важная роль отводилась делегациям. Среди них роль визиря была более значимой. Во дворце хана, кроме визиря, имелись помощники, занимавшиеся финансовыми делами, дворецкий (управлявший личным хозяйством хана), кассир, хранитель ага и др.
Основой финансовой деятельности была созданная денежная система, ее регулирование, сбор налогов. В этой области важную роль играли наиб, ясавул, и другие назначенные ханом серкеры. Основную часть ханской власти составляла армия. Административные структуры ханств были разделены на округа. Управлением округами занимались уездные наибы. Эту должность они наследовали. Селами правили юзбаши и кевхи. Шариатские суды занимали важнейшее место в управлении ханством.
Новое правительство пыталось разрушить феодальные отношения в деревне. В 1868 году был утвержден закон о сельских общинах. В соответствии с этим законом создавалась единая сельская администрация, права которой были ограничены. Администрация села управлялась деревенским хозяином. Отдельными деревнями, в которые входила сельская администрация, управляли его помощники. В эту администрацию могли быть избраны крестьяне, достигшие 25-летнего возраста, сроком на три года. Но они должны быть одобрены губернатором. По закону высшим органом общины было собрание крестьян. Собрания крестьян имели право избирать сельских чиновников и выправлять налоги. Значение закона о сельских общинах заключалось в том, что в Кюре старшины (группа или лицо, занимающее властное положение над другими, например, корпоративный работодатель или полиция) были отстранены от административной работы.
Региональной реформе предшествовали изменения на Кавказе в целом. В 1861 году на Южном Кавказе в связи с упразднением феодальных отношений был создан «Южно-Кавказский центральный комитет реформ». В 1861 году в соответствии с утвержденным Положением «Об измерении Кавказского края» в уставе определялись границы земель крестьян. Это был первый шаг к подготовке реформы.
В 1866 году вторым шагом было создание бейских комиссий и подготовка реформ в Баку, Суше, Тбилиси и Иреване. 14 мая 1870 года император Александр II подписал указы губернаторов
Южного Кавказа и положение об устройстве крестьянских земель. В постановлении указывалось на самостоятельное упразднение феодальных крестьян. Согласно Положению от 14 мая 1870 года, каждому крестьянину старше 15 лет давали (5 десятин - полгектара) земли. Всем домовладельцам давали право 1/3 часть земли держать в своем распоряжении. Одной из особенностей ограниченной реформы было то, что крестьяне не имели права собственности на землю. Но в постановлении было указано, что сельчане имели право пользоваться этими землями постоянно. Собственниками земли они могли стать после уплаты необходимой пошлины. Это ограничение было проявлением особой политики России.
В 1870 году была предусмотрена реформа налогов, взимаемых с крестьян, как и в постановлении 1847 года. Это означало, что крестьяне должны были отдавать 1/10 часть своей продукции помещику в качестве малкахата (малкахат - оплачивался обычно продуктами и производствами сельскохозяйственной промышленности - пшеницей, ячменем, рисом, шелком и т.д.) На Кавказе подавляющее большинство крестьян были далеки от реформы. Крестьянская реформа 1870 года была отнесена к Губинскому уезду в 1877 году. Однако Загатальскому району пришлось ждать до 1913 года. Несмотря на запретный характер колониальных реформ, 14 мая 1870 года была проведена буржуазная реформа. Благодаря этим реформам были разрушены феодальные отношения и развивались капиталистические отношения. Помимо крестьянской реформы, в Кюре были проведены судебная, городская и административная реформы.
Так, в 1860-е годы в Дагестане была проведена судебная реформа, в соответствии с которой старые суды были упразднены и созданы единые суды. Заседания суда проходили в открытом режиме. Но в Южном Дагестане по сравнению с Россией судебная реформа осталась незавершенной. В России все судьи избирались, а в Юждаге назначали русских судей. Судебные заседания проходили на русском языке.
Российское правительство Дагестана провело городскую реформу очень поздно - в 1870-е годы. Городское самоуправление было применено в Махачкале, Темир-Хан-Шуре и Дербенте. Согласно регламенту городских департаментов и выборов ограничения были отменены. В выборах мог участвовать каждый, кто жил в городе и платил налоги. Из-за имущественного ценза рабочие, служащие и интеллигенция не могли присутствовать на местных выборах, а женщины и лица в возрасте до 25 лет не имели права участвовать в выборах. Только небольшое хозяйство в городской думе имело право заниматься работой. Дума контролировала деятельность губернатора. Вся власть на Кавказе принадлежала наместнику, но губернии
сосредоточились в руках губернаторов. Районами управляли надзиратели. Россия изменила административную структуру и на Южном Кавказе. При этом административно-территориальные изменения состава населения не принимались во внимание [6, с. 320].
После крестьянской реформы в Дагестане капиталистические отношения в сельском хозяйстве получили развитие. В результате в селе произошло несколько перемен: началось внедрение технически усовершенствованных орудий труда, в сельском хозяйстве - расширение товарного земледелия. После реформы посевные площади были расширены. С возделыванием и заготовкой
сельскохозяйственной продукции увеличилось использование наемного труда. В процессе развития капитализма земля стала объектом купли-продажи, увеличились арендуемые площади. Салауздени (богатые крестьяне) расширили свою территорию за счет арендованных земель [11].
Таким образом, в XIX веке произошли изменения в области аграрной, административной и судебной реформы в Дагестане в целом и на территории Кюринского ханства, в частности. Они привели к единообразию правовой системы и приблизили регион к началу капиталистических отношений.
Литература
1. Айбатов М.М. Земельно-правовые отношения на Северном Кавказе в Х1Х в // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116).
2. Алиев Б.Г. Формы земельной собственности и их модернизация в феодальном Дагестане // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2018. № 69.
3. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан (исторические сведения о Дагестане) / пер. и прим. А. Гасанова (Алкадари). Махачкала: Юпитер, 1994.
4. Газимагомедов Р.И. «Указное» мусульманское духовенство в Дагестане (середины XIX - первой четверти XX в.) // Современные исследования в сфере социальных и гуманитарных наук: сб. результатов научных исследований. Киров, 2018.
5. Джалилов Ш.Н. Развитие органов публичной власти и их влияние на обычное право Дагестана (Х1Х - нач. ХХ вв.): историко-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2018.
6. Дильгам Юнис Исмаилов. История Азербайджана. Баку: АзМИУ НПМ, 2017. 352 с.
7. Ибрагимов И.Г., Саидов М.С. Основные занятия населения Цахурского султанства в XVIII -начале XIX века [Электронный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2014. №5. С. 49-53. URL: https://rucont.ru/efd/414296 (дата обращения: 10.04.2021).
8. Курбанов А. Д. Деятельность Аслан-бека Кюринского в контексте политической истории России на Кавказе (конец XVIII - начало XIX века) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-aslan-beka-kyurinskogo-v-kontekste-politicheskoy-istorii-rossii-na-kavkaze-konets-xviii-nachalo-xix-veka (дата обращения: 11.04.2021).
9. Хазамова З.Ш. Адат в правовой культуре народов Дагестана: историко-правовой экскурс // Молодой ученый. 2018. № 42.
10.Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке (основные тенденции и изменения): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.
11.Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Махачкала, 2016.
References
1. AibatovM.M. Zemel'no-pravovye otnosheniya na Severnom Kavkaze v ХГХ v [Land and legal relations in the North Caucasus in the XIX century], Evraziiskii yuridicheskii zhurnal, 2018, no. 1 (116). (In Russian).
2. Aliev B.G. Formy zemel'noi sobstvennosti i ikh modernizatsiya v feodal'nom Dagestane [Forms of land ownership and their modernization in feudal Dagestan], Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN, 2018, no. 69. (In Russian).
3. Alkadari G.-E. Asari Dagestan (istoricheskie svedeniya o Dagestane) [Asari Dagestan (historical information about Dagestan)], per. i prim. A. Gasanova (Alkadari). Makhachkala: Yupiter Publ., 1994. (In Russian).
4. Gazimagomedov R.I. "Ukaznoe" musul'manskoe dukhovenstvo v Dagestane (serediny XIX - pervoi chetverti XX v.) ["Decree" Muslim clergy in Dagestan (mid-XIX - first quarter of the XX century)], Sovremennye issledovaniya v sfere sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk: sb. re-zul'tatov nauchnykh issledovanii [Modern research in the field of social and humanitarian sciences: collection of results of scientific research]. Kirov, 2018. (In Russian).
5. Dzhalilov Sh.N. Razvitie organov publichnoi vlasti i ikh vliyanie na obychnoe pravo Dagestana (ХК -nach. ХХ vv.): istoriko-pravovoe issledovanie: dis. ... kand. yurid. nauk [Development of public authorities and their influence on the customary law of Dagestan (XIX - beginning. XX century.): historical and legal research, Cand. Law sci. diss. Abstr.]. Kursk, 2018. (In Russian).
6. Dil'gam Yunis Ismailov. Istoriya Azerbaidzhana [The history of Azerbaijan]. Baku: AzMIU NPM Publ., 2017. 352 p.
7. IbragimovI.G., SaidovM.S. Osnovnye zanyatiya naseleniya Tsakhurskogo sultanstva v XVIII - nachale XIX veka [The main occupations of the population of the Tsakhur Sultanate in the XVIII - early XIX century], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii regi-on. Obshchestvennye nauki, 2014, no. 5, pp. 49-53. (In Russian). Available at: https://rucont.ru/efd/414296 (accessed 10.04.2021).
8. Kurbanov A.D. Deyatel'nost' Aslan-beka Kyurinskogo v kontekste politicheskoi istorii Rossii na Kavkaze (konets XVIII - nachalo XIX veka) [The activity of Aslan-bek Kurinsky in the context of the political history of Russia in the Caucasus (late XVIII - early XIX century)], Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena, 2009, no. 89. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-aslan-beka-kyurinskogo-v-kontekste-politicheskoy-istorii-rossii-na-kavkaze-konets-xviii-nachalo-xix-veka (accessed 11.04.2021).
9. Khazamova Z.Sh. Adat v pravovoi kul'ture narodov Dagestana: istoriko-pravovoi ekskurs [Adat in the legal culture of the peoples of Dagestan: a historical and legal excursion], Molodoi uchenyi, 2018, no. 42.
10.Khalifaeva A.K. Gosudarstvennye i pravovye instituty v Dagestane v XIX veke (osnovnye tendentsii i izmeneniya): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [State and legal institutions in Dagestan in the XIX century (main trends and changes), Dr. Law sci. diss.], Moscow, 2004.
11.Khalifaeva A.K. Istoriya gosudarstva i prava Dagestana [History of the state and law of Dagestan]. Makhachkala, 2016.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Богданов Руслан Адамович, аспирант кафедры истории государства и права юридического института ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Bogdanov Ruslan Adamovich, postgraduate student of the Department of History of State and Law at Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 15 апреля 2021 г.
Received 15 April, 2021
2б