JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-253-256 NIION: 2003-0059-3/22-317 MOSURED: 77/27-003-2022-03-516
Юлия Николаевна Сосновская1, Элеонора Викторовна Маркина2
12 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются основы международного сотрудничества в сфере противодействия ки-бертерроризму. Анализируются вопросы взаимодействия сил всех государств в борьбе с данным видом преступления.
Отмечается, что международное сотрудничество ведется в рамках односторонних и двусторонних международных отношений. Основной пробел при взаимодействии национальных органов по противодействию киберугрозам заключается в том, что, с одной стороны, это единственный способ противостоять современным угрозам кибертерроризма для защиты государственно-важной инфраструктуры, а с другой стороны, данное взаимодействие приводит к отказу государств от части своего суверенитета. Эффективная борьба с кибертерроризмом возможна только при объединении сил государств в рамках деятельности международных и региональных организаций для совершенствования нормативной основы и механизмов защиты информационной инфраструктур.
Ключевые слова: кибертерроризм, международное сотрудничество, международные отношения, государственные инфраструктуры, международные организации, ООН, Совет Европы, Международная организация экспертов, Интерпол, Европол, информатизация, взаимодействие государственных органов
Для цитирования: Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В. К вопросу о международном сотрудничестве в сфере противодействия кибертерроризму // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 253-256. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-253-256.
Original article
Yulia N. Sosnovskaya1, Eleonora V. Markina2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1 [email protected]
Abstract. The basics of international cooperation in the field of countering cyberterrorism are considered. The issues of interaction of forces of all states to combat this type of crime are analyzed.
It is noted that international cooperation is conducted within the framework of unilateral and bilateral international relations. The main gap in the interaction of national authorities to counter cyber threats is that, on the one hand, this is the only way to counter modern threats of cyberterrorism to protect state-important infrastructure, and on the other hand, this interaction leads to the renunciation of states of part of their sovereignty. An effective fight against cyberterrorism is possible only with the unification of the forces of states within the framework of the activities of international and regional organizations to improve the regulatory framework and mechanisms for the protection of information infrastructure.
Keywords: cyberterrorism, international cooperation, international relations, state infrastructures, international organizations, UN, Council of Europe, International Organization of Experts, Interpol, Europol, informatization, interaction of state bodies
© Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В., 2022
К вопросу о международном сотрудничестве в сфере противодействия кибертерроризму
On the issue of international cooperation in the field of countering cyberterrorism
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
For citation: Sosnovskaya Yu. N., Markina E. V. On the issue of international cooperation in the field of countering cyberterrorism. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):253-256. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-253-256.
В современных условиях становится очевидным, что в связи с межнациональным характером кибер-терроризма и общественной опасностью, которую он несет, только при взаимодействии сил всех государств можно добиться успеха в борьбе с данным видом преступления.
На уровне межгосударственных отношений активно ведется борьба с кибертерроризмом. Основными международными организациями — центрами международного сотрудничества являются: ООН, Совет Европы, Международная организация экспертов, Интерпол, Европол. Центральная роль в координации данной борьбы отводится ООН, в особенности ее главным органам: Генеральной Ассамблее, Совету Безопасности, а также различным многосторонним неформальным партнерствам [1]. Основная деятельность в данных организациях ведется в части нормотворчества и разработки резолюций, а также иных международных договоров.
В то же время, нормотворчество — это лишь одно из направлений деятельности международных организаций для эффективного противодействия кибер-терроризму. Следует отметить, что все нормативно закрепленные меры теряют всякий смысл без их воплощения в практической деятельности.
В связи с этой причиной в современном мире расширяется практика создания специальных органов в рамках международных организаций, осуществляющих непосредственное противодействие киберугро-зам. Так, в 2013 г. в Европол учредил Европейский центр борьбы с киберпреступностью, внесший существенный вклад в обеспечение антитеррористической безопасности. Согласно ежегодно публикуемому отчету в 2019 г. силами Европейского центра было предотвращено 129 террористических атак в 13 государствах-членах ЕС. 1056 человек были арестованы по факту подготовки и совершения террористических актов.
Кроме того, активная работа в целях обеспечения безопасности киберпространства ведется в НАТО, например, путем разработки единой системы реагирования на кибератаки и совершенствования мер для их предупреждения. Стоит отметить, что ежегодно НАТО проводит учения «Кибер коалиция», целью которых является обучение персонала в соответствии с
трансформацией форм преступлений в области информационных технологий.
Большое значение в борьбе с кибертерроризмом имеет Шанхайская организация сотрудничества, одной из целей которой является обеспечение безопасности и стабильности в Центральной Азии. В целях обеспечения безопасности была создана Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС), проводятся консультации по сбору и обмену информацией, анализу существующих угроз, а также осуществляется подписание межведомственных договоров. РАТС ШОС совместно с государствами-членами организации регулярно проводят учения по борьбе с кибертерроризмом, на которых проверяются силы участников по предотвращению актов терроризма в киберпространстве. Данная организация имеет большое значение в рамках сотрудничества постсоветских государств, поэтому деятельность в ней, в том числе в части противодействия угрозам кибертерроризма, только набирает свои обороты.
Международное сотрудничество ведется в рамках и двусторонних международных отношений. Показательным в этом плане является сотрудничество России и Китая, осуществляемое в рамках Соглашения о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности. Взаимодействие данных государств обусловлено тем, что они зачастую становятся целями для террористических организаций. В рамках сотрудничества страны обмениваются опытом в нормативном регулирования.
Сотрудничество России и Китая также строится в области мониторинга и реагирования на киберу-грозы, противодействия распространению материалов в сети Интернет террористической направленности, проведения совместных учебных мероприятий.
Следует отметить, что кибертерроризм признается серьезной угрозой на глобальном уровне и все силы государств должны быть направлены на противодействие ей. Данная деятельность в наши дни остается недостаточно эффективной, так как, несмотря на нормативную работу международных организаций, по-прежнему, отсутствуют международные договоры, посвященные проблемам кибертерроризма.
JURISPRUDENCE
В силу того, что преступления, совершаемые в киберпространстве, имеют специфику, связанную с тем, что субъект преступления и его объект могут находиться на территориях разных государств, традиционные методы борьбы с преступностью, которые обычно организуют на национальном уровне, оказываются неэффективными. Для разрешения данной проблемы необходимо международное сотрудничество, которое оказывается более результативным на региональном уровне.
Основной пробел при взаимодействии национальных органов заключается в том, что, с одной стороны, это единственный способ противостоять современным угрозам кибертерроризма для защиты государственно-важной инфраструктуры, а с другой стороны, данное взаимодействие приводит к отказу государств от части своего суверенитета. В таких условиях, взаимодействующие государства должны иметь высокий уровень взаимного доверия, обеспечить который в современных политических условиях крайне сложно. По этой причине международное сотрудничество в борьбе с кибертерро-ризмом продуктивно развивается только в регионах, где государства имеют наиболее тесные взаимосвязи, например, в рамках Европейского Союза или СНГ.
На глобальном уровне создание единого межгосударственного органа, организующего действия государств по борьбе с кибертерроризмом является достаточно затруднительным. Для разрешения данной проблемы создаются вспомогательные органы, например Европол, Евроюст, занимающиеся, в том числе обобщением практики борьбы с данной общечеловеческой проблемой отдельных государств [1, с. 37-42].
Также значимой тенденцией в борьбе с кибер-терроризмом является обобщение практики обеспечения информационной безопасности отдельными государствами. Например, Центром передового опыта НАТО в области компьютерной безопасности выпущен сборник рекомендаций «Таллинское руководство по применению международного права в кибервойне», в котором одной из задач признается адаптация существующих правовых норм в отношении вооруженных конфликтов под специфику враждебной деятельности в виртуальном пространстве [2]. Данную меру можно считать полезной для заимствования и в рамках работы ШОС, так как дан-
ный документ служит ориентиром для правотворческой деятельности государств, входящих в состав данных международных организаций.
Необходимо отметить, что международное сотрудничество на сегодняшний день является необходимым условием противодействия использования информационных технологий в террористических целях. Международное сотрудничество организуется в рамках международных и региональных организаций государств, которые осуществляют совместную нормотворческую деятельность, проводят совместные учения и разрабатывают системы мониторинга, предупреждения и пресечения компьютерных атак. Таким образом, основной тенденцией в данной сфере является усиление взаимодействия государственных органов для эффективного противодействия данной глобальной угрозе.
Следует отметить, что кибертерроризм, являясь угрозой для национальной и мировой безопасности, обладает рядом особенностей как механизмов совершения таких преступлений, так и последующего расследования их с учетом определенной специфики. Отсутствие единой нормативной базы и терминологического аппарата затрудняет международное сотрудничество в противодействии терроризму с использованием компьютерных систем. На наш взгляд, эффективная борьба с кибертерроризмом возможна только при объединении сил государств в рамках деятельности международных и региональных организаций для совершенствования нормативной основы и механизмов защиты информационной инфраструктуры, создания международных структур для предотвращения киберугроз и расследования преступлений в информационном пространстве, а также расширения практики сотрудничества уже существующих организаций в целях обмена опытом и реализации совместных профилактических мероприятий.
Список источников
1. Атнашев В. Р., Яхъеева С. Н. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 3 (29).
2. Якимова Е. М., Нарутто С. В. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью // Всероссийский криминологический журнал. 2016. № 2. С.369-377.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
References
1. Atnashev V. R., Yakhyaeva S. N. International cooperation in the fight against cybercrime and cyberter-rorism // Eurasian integration: economics, law, politics. 2019. № 3 (29).
2. Yakimova E. M., Narutto S. V. International cooperation in the fight against cybercrime // All-Russian Journal of Criminology. 2016. No. 2. Р. 369-377.
Библиографический список
1. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 2018 г. (73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН) // URL://https://undocs.org/ru/A/RES/73/27.
2. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.) // URL://https://-base.garant.ru/2571379/
3. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 26 мая 2021 г.) «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 2 июля 2021 г. ) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.
Bibliographic list
1. Achievements in the field of informatization and telecommunications in the context of international security // Resolution of the UN General Assembly of December 5, 2018 (73rd session of the UN General Assembly) // URL://https://undocs.org/ru/A/RES/-73/27.
2. Agreement between the Governments of the member States of the Shanghai Cooperation Organization on Cooperation in the Field of international information security Security (Yekaterinburg, June 16, 2009) // URL://-https://base.garant.ru/2571379/
3. Federal Law No. 35-FZ of March 6, 2006 (as amended on May 26, 2021) «On Countering Terrorism» // SZ RF. 2006. No. 11. St. 1146.
4. Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 «On Information, Information Technologies and on the protection of information» (ed. dated July 2, 2021) // SZ RF. 2006. No. 31 (P. I). St. 3448.
Информация об авторах
Ю. Н. Сосновская — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
Э. В. Маркина — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
Yu. N. Sosnovskaya — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
E. V. Markina — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.
The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.