Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЙ КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРТЕРРОРИЗМ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТИ ГОСУДАРСТВА / ВЕРХОВЕНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В.

Рассматриваются вопросы, связанные с понятием, содержанием и признаками кибертерроризма, а также проанализирована административно-правовая основа борьбы с кибертерроримом. Отмечается, что политика современных развитых государств строится на основе сохранения суверенитета. Кибертерроризм, имея цели оказания воздействия на власть, представляет серьезную угрозу для независимости государства и верховенства государственной власти. Таким образом, кибертерроризм наносит вред как публичным, так и частным интересам. В связи с этим, приоритетной задачей каждого государства является создание эффективного механизма противодействия киберугрозам. В связи с тем, что кибертерроризм носит межнациональный характер, важным направлением по борьбе с ним является активное международное сотрудничество, объединение сил разных государств для достижения общей цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CYBERTERRORISM AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY

The issues related to the concept, content and signs of cyberterrorism are considered, and the administrative and legal basis for combating cyberterrorism is also analyzed. It is noted that the policy of modern developed states is based on the preservation of sovereignty. Cyberterrorism, having the goal of influencing the authorities, poses a serious threat to the independence of the state and the supremacy of state power. Thus, cyberterrorism harms both public and private interests. In this regard, the priority task of each state is to create an effective mechanism to counter cyber threats. Due to the fact that cyberterrorism is of an interethnic nature, an important direction in the fight against it is active international cooperation, the unification of the forces of different states to achieve a common goal.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-206-210 NIION: 2003-0059-2/22-248 MOSURED: 77/27-003-2022-02-447

Юлия Николаевна Сосновская1, Элеонора Викторовна Маркина2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 lisenok1214@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с понятием, содержанием и признаками кибертеррориз-ма, а также проанализирована административно-правовая основа борьбы с кибертерроримом.

Отмечается, что политика современных развитых государств строится на основе сохранения суверенитета. Кибертерроризм, имея цели оказания воздействия на власть, представляет серьезную угрозу для независимости государства и верховенства государственной власти. Таким образом, кибертерроризм наносит вред как публичным, так и частным интересам. В связи с этим, приоритетной задачей каждого государства является создание эффективного механизма противодействия киберугрозам. В связи с тем, что кибертерроризм носит межнациональный характер, важным направлением по борьбе с ним является активное международное сотрудничество, объединение сил разных государств для достижения общей цели.

Ключевые слова: кибертерроризм, административно-правовая основа, суверенитет государства, государственная безопасность, независимости государства, верховенства государственной власти, механизм противодействия, международное сотрудничество

Для цитирования: Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В. Современный кибертерроризм как угроза национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 206-210. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-206-210.

Original article

Julia N. Sosnovskaya1, Eleonora V. Markina2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 lisenok1214@yandex.ru

Abstract. The issues related to the concept, content and signs of cyberterrorism are considered, and the administrative and legal basis for combating cyberterrorism is also analyzed.

It is noted that the policy of modern developed states is based on the preservation of sovereignty. Cyberterrorism, having the goal of influencing the authorities, poses a serious threat to the independence of the state and the supremacy of state power. Thus, cyberterrorism harms both public and private interests. In this regard, the priority task of each state is to create an effective mechanism to counter cyber threats. Due to the fact that cyberterrorism is of an interethnic nature, an important direction in the fight against it is active international cooperation, the unification of the forces of different states to achieve a common goal.

Keywords: cyberterrorism, administrative and legal basis, state sovereignty, state security, state independence, supremacy of state power, counteraction mechanism, international cooperation

For citation: Sosnovskaya Ju. N., Markina E. V. Modern cyberterrorism as a threat to national security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):206-210. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-206-210.

© Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В., 2022

Современный кибертерроризм как угроза национальной безопасности

Modern cyberterrorism as a threat to national security

JURISPRUDENCE

Кибертерроризм, который становится все более привлекательной формой для террористических организаций, обладает такими свойствами как высокая степень анонимности и отсутствие необходимости расположения рядом с целью [7]. Кибертерроризм обладает огромной угрозой, как для национальной, так и для всеобщей безопасности государства и общества, в связи с тем, что кибератаки совершаются на наиболее значимые для государства и мирового сообщества объекты. Кибертерроризм может осуществляться в виде противозаконного доступа к данным, воздействия на системы данных, путем их блокирования, повреждения и уничтожения. Будучи одним из видов терроризма, кибертерроризм всегда преследует цели, связанные с оказанием давления на органы власти, международные организации, запугиванием населения, дестабилизацией инфраструктуры, что является существенным отличием от иных преступлений в киберпространстве. Акты компьютерного терроризма грозят возникновением политических и экономических кризисов мирового масштаба, в чем видится необходимость объединения сил государств для борьбы с данным явлением.

В научной литературе выделяют два подхода к пониманию того, что собой представляет кибертер-роризм. Первый подход заключается в том, что ки-бертерроризм направлен на вербовку новых членов террористических организаций и популяризацию террористической деятельности посредством использования информационных технологий, в частности социальных сетей «Телеграмм», «Инстаграмм», «ВКонтакте» и т.д. Несмотря на блокировку подобных сайтов, в сети Интернет до сих пор можно обнаружить страницы таких террористических организаций, как «Талибан», «Хамас», «Хезболла», «Черные тигры» и многих других [8]. Приведенная позиция не отражает всю сущность кибертерроризма и охватывает только его информационную составляющую.

Второй подход заключается в том, что кибертер-роризм — это терроризм, имеющий специфическое место совершения — информационное пространство. При этом, объектом в данном случае будет информационная инфраструктура государств и международных организаций, виртуальные системы управления потенциально опасными или социально-значимыми объектами. Такой подход является более правильным, так как на современном этапе преступники используют информационные технологии не только как ресурс для вербовки, коммуникации, передачи информации, но и как непосредственное средство совершения преступления.

Легальная дефиниция термина «кибертерроризм» в российском законодательстве отсутствует.

Согласно проведённому нами анализу, кибертер-

роризм — это преднамеренные политически мотивированные атаки, осуществляемые внегосударствен-ными формированиями, тайными сообществами или даже отдельными людьми, на информационные и компьютерные системы, компьютерные программы и информационные данные в целях нанесения ущерба мирному гражданскому населению.

Преимуществом данного определения является то, что из него можно выделить все основные признаки кибертерроризма. Во-первых, кибертерроризм, будучи одной из форм терроризма, совершается с политическими целями, а именно для дестабилизации деятельности органов государственной власти, оказания на них воздействия, нанесения ущерба мирному гражданскому населению. Во-вторых, данное противоправное деяние может совершаться различными субъектами: как коллективными, так и индивидуальными. В-третьих, местом совершения кибератак является информационное пространство.

В Соглашении ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности информационный терроризм отмечен как основная угроза в сфере международной информационной безопасности. В Приложении к Соглашению дается определение информационного терроризма, согласно которому «информационный терроризм — это противоправные действия посредством или в отношении информационных ресурсов, выполняемая террористическими организациями или лицами, причастными к террористической деятельности» [1]. Указанное положение подтверждает двухаспектный характер кибертерроризма, то есть кибертерроризм может проявляться как в виде пропагандистской активности террористических организаций, так и в непосредственных террористических актах в информационном пространстве.

В связи с отсутствием единого понимания кибер-терроризма как на международном, так и на национальном уровне, возникают сложности в разграничении понятий «кибертерроризм», «киберпреступность» и «кибервойна». Кроме того, все перечисленные деяния могут иметь одинаковую объективную сторону, что приводит к еще большей путанице в понятиях. Однако при более подробном изучении становится понятно, что основным критерием разграничения признается цель совершения посягательства. Если при кибер-терроризме атакующие пытаются создать атмосферу страха и паники среди мирного населения, при кибер-преступлении причиняется вред охраняемым законом интересам конкретного лица или группы лиц, то при кибервойне целью кибератак может быть нарушение целостности государства или уничтожение государственно значимой информации для ослабления воен-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной силы государства.

Следует отметить, что в настоящее время главной проблемой для эффективного международного сотрудничества против кибертерроризма является отсутствие его нормативного закрепления, как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств, включая Россию. Подобный пробел приводит к смешению понятий, что недопустимо, так как каждое общественно опасное деяние имеет свою специфику, из которой также вытекают особенности противодействия.

Необходимым условием организации эффективной деятельности государственных органов по противодействию кибертерроризму является наличие качественной нормативной правовой базы. Как известно, законодательство должно развиваться динамично и отвечать всем изменениям в жизни общества. Россия столкнулась с проблемой кибертерроризма не так давно, но статистика последних лет показывает, что данная угроза только усиливается. Так, в 2020 году количество кибе-ратак по сравнению с 2019 годом выросло на 51 % [6]. При этом наиболее ключевым объектом для преступников стали медицинские учреждения, а также промышленные предприятия. В связи с этим, перед правоохранительными органами встала задача по разработке системы обеспечения кибербезопасности.

Основой организации системы борьбы с кибертер-роризмом в большинстве государств стали стратегии, посвященные безопасности в киберпространстве. В данных документах закрепляются цели и мероприятия по защите информационного пространства от неправомерного вмешательства, при этом информационная безопасность признается важным условием развития общества. Кроме того, национальные стратегии определяют способы развития нормативной базы, а также действия, которые должны принимать государственные органы для реализации целей и задач стратегии.

В Российской Федерации разработан и принят ряд нормативных правовых актов, различных по степени юридической силы, регламентирующих правоотношения в данной сфере. Поскольку кибертерроризм является разновидностью терроризма, то основные принципы борьбы с терроризмом, профилактики терроризма, минимизации последствий терроризма предусмотрены Федеральным законом «О противодействии терроризму» [2]. Федеральный закон «Об информации информационных технологиях и о защите информации» [3] устанавливает основную терминологию, а также основные принципы правового регулирования данной сферы общественных отношений.

Большое значение в сфере нормативного регулирования противодействия кибертерроризму имеют указы Президента РФ, одним из которых является

Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [4]. Данный нормативный правовой акт указывает, что на сегодняшний день одной из основных информационных угроз является использование информационных технологий в террористических целях. Доктрина также предусматривает участие России в формировании системы международной информационной безопасности как одно из направлений деятельности по обеспечению информационной безопасности.

В качестве еще одного источника административно-правового регулирования противодействия кибер-терроризму можно определить Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5], в котором один из разделов посвящен информационной безопасности. В Стратегии отмечено, что вероятность возникновения кибератак на Российскую Федерацию только увеличивается, в том числе и с целью подрыва национального суверенитета и нарушения безопасности граждан. Отдельно указывается на участившиеся случаи ложных сообщений о готовящихся террористических актах, а также на активную деятельность террористических организаций по вербовке с помощью ресурсов сети Интернет.

Следует отметить, что рассмотренных нами нормативных правовых актов недостаточно для организации национальной системы противодействия кибер-терроризму, так как в них можно обнаружить лишь некоторые упоминания вопросов кибертерроризма, конкретика в данных источниках относительно предпринимаемых мер отсутствует. В таких условиях видится актуальным реализация требования Президента РФ В. В. Путина о разработке отдельной стратегии по борьбе с киберпреступлениями, в которой бы определялись действия по защите национальных интересов в цифровом пространстве на основе прогнозирования ситуации и оценки потенциальных рисков [9]. Данная стратегия увеличила бы эффективность деятельность государственных органов по обеспечению безопасности информационного пространства и послужила бы сильным толчком для совершенствования деятельности подразделений в сфере противодействия киберу-грозам.

Кибертерроризм носит трансграничный характер, по этой причине государственные органы отдельных стран не могут действовать в одиночку. В связи с этим появляется острая необходимость в международном сотрудничестве, в том числе в части нормативно-правового регулирования.

Практика заключения межведомственных договоров в настоящее время получила широкое распространение. Примером может служить Соглашение о

JURISPRUDENCE

сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности, подписанное между правительствами России и Китая.

В 2018 году 119 странами была принята Резолюция Генеральной ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», которая подчеркнула острую необходимость в выработке общего понимания государств безопасности использования информационных технологий, а также в предотвращении использования технологий в преступных и террористических целях [10].

Кроме того, в 2019 году Генеральная ассамблея ООН приняла Резолюцию России, составленную совместно с другими членами Шанхайской организации сотрудничества, в которой предлагается начать разработку новой конвенции против киберпресту-плений. Создание новой конвенции и рабочего механизма противодействию угрозам в информационном пространстве в рамках ООН обусловлено существующей потребностью объединения сил и проведения совместных мероприятий на государственном уровне. Новая конвенция должна не заменить, а осовременить Будапештскую конвенцию, в том числе включить новые виды преступлений в информационном пространстве, среди которых есть кибертерроризм.

Таким образом, на сегодняшний день нормативная правовая база противодействия кибертерроризму как на национальном, так и на международном уровне находится только на стадии разработки. От того, насколько качественно будут разработаны новые, современные нормативные правовые акты в данной сфере непосредственно зависит эффективность деятельности государственных органов, включая вопросы международного сотрудничества.

В целях обеспечения национальной безопасности в России, на наш взгляд, необходимо создание государственной системы противодействия угрозам кибертерроризма, которая должна быть основана на межведомственном взаимодействии.

Список источников

1. Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.) // https://base.garant.ru/2571379/ (дата обращения: 02.10.2021).

2. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. ст. 1146.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 02.07.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. ст. 3448 (Часть I).

4. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

6. Актуальные киберугрозы : итоги 2020 года // URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/ analytics/cybersecurity-threatscape-2020/ (дата обращения: 14.10.2021).

7. Малик Е. Н. Кибертерроризм как мировая угроза : вызовы и методы борьбы // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 169-173.

8. Кошечкина Е. А. К вопросу о проблемах противодействия кибертерроризму // ОНВ. ОИС. 2017. № 4. С. 97-101.

9. Путин призвал создать стратегию по борьбе с киберпреступностью // https://ria.ru/20210224/ putin-1598783523.html (дата обращения: 09.10.2021).

10. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [Электронный ресурс] // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 05.12.2018 (73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/73/27 (дата обращения: 12.10.2021).

References

1. Agreement between the Governments of the Shanghai Cooperation Organization member States on cooperation in the field of international information security (Yekaterinburg, June 16, 2009) // https://base .garant.ru/2571379 / (date of access: 02.10.2021).

2. Federal Law № 35-FZ of 06.03.2006 (ed. of 26.05.2021) «On Countering Terrorism» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. № 11. Article 1146.

3. Federal Law № 149-FZ of 27.07.2006 «On Information, Information Technologies and Information Protection» (as amended. dated 02.07.2021) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. № 31. Article 3448 (Part I).

4. Decree of the President of the Russian Federation

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

№ 646 dated 05.12.2016 «On approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation» // SPS Consultant Plus.

5. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SPS Consultant Plus.

6. Current cyber threats : results of 2020 //URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/ analytics/cybersecurity-threatscape-2020 / (date of access: 14.10.2021).

7. Malik E. N. Cyberterrorism as a global threat : challenges and methods of struggle // Bulletin of the Kama Social Institute. 2020. № 1 (85). P.

169-173.

8. Koshechkina E. A. On the issue of the problems of countering cyberterrorism // ONV. OIS. 2017. № 4. P. 97-101.

9. Putin called for the creation of a strategy to combat cybercrime // https://ria.ru/20210224/ putin-1598783523.html (date of access: 09.10.2021).

10. Achievements in the field of informatization and telecommunications in the context of international security [Electronic resource] // Resolution of the UN General Assembly of 05.12.2018 (73rd session of the UN General Assembly). URL: https:// undocs.org/ru/A/RES/73/27 (date of access: 12.10.2021).

Информация об авторах

Ю. Н. Сосновская — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

Э. В. Маркина — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

Ju. N. Sosnovskaya — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

E. V. Markina — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 25.03.2022; принята к публикации 15.04.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 25.03.2022; accepted for publication 15.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.