Научная статья на тему 'Кибертерроризм как мировая угроза: вызовы и меры борьбы'

Кибертерроризм как мировая угроза: вызовы и меры борьбы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
969
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CYBERTERRORISM / COUNTERACTING CYBERTERRORISM / INTERNATIONAL COOPERATION / TERRORIST ORGANIZATIONS / COMPUTER INFORMATION / COMPUTER TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малик Елена Николаевна

На основе системного подхода раскрыта специфика различных подходов к определению феномена «кибертерроризм». Аргументирован вывод, что современный кибертерроризм, направленный на создание угрозы международной и государственной безопасности, выступает одним из действенных инструментов достижения политических целей на мировой арене. Масштабы, технические возможности, а также последствия современного кибертерроризма объективно убеждают в том, что данный феномен мирового политического процесса должен встать в один ряд с традиционным терроризмом и организованной преступностью. Путем комплексного анализа выявлены актуальные проблемы противодействия компьютерному терроризму в современном обществе. Обоснованы приоритетные формы межгосударственного сотрудничества, а также определены необходимые меры, направленные на повышение эффективности борьбы с кибертерроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERTERRORISM AS A WORLD THREAT: CHALLENGES AND MEASURES OF STRUGGLE

On the basis of the system approach, the specifics of various concepts to the definition of the phenomenon of cyberterrorism are revealed. The conclusion that modern cyberterrorism aimed at threatening international and state security is one of the effective levers for achieving political goals on the world stage is argued. Modern cyberterrorism in its scale, technical capabilities and consequences can be put in line with traditional terrorism and organized crime with full confidence. Through comprehensive analysis, topical problems of countering computer terrorism in modern society have been identified. Priority forms of inter-State cooperation have been justified, as well as the necessary measures aimed at improving the effectiveness of the fight against cyberterrorism have been identified.

Текст научной работы на тему «Кибертерроризм как мировая угроза: вызовы и меры борьбы»

Малик Е. Н. Кибертерроризм как мировая угроза: вызовы и меры борьбы // Вестник Прикам-ского социального института. 2020. № 1 (85). C. 169-173.

Malik E. N. Cyberterrorism as a world threat: Challenges and measures of struggle. Bulletin of Pri-kamsky Social Institute. 2020. No. 1 (85). Pp. 169-173. (In Russ.)

УДК 343.9.67

Е. Н. Малик

Академия Федеральной службы охраны России, Орел, Россия

КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК МИРОВАЯ УГРОЗА: ВЫЗОВЫ И МЕРЫ БОРЬБЫ

Малик Елена Николаевна — кандидат политических наук, доцент.

E-mail: [email protected]

На основе системного подхода раскрыта специфика различных подходов к определению феномена «кибертерроризм». Аргументирован вывод, что современный кибертерроризм, направленный на создание угрозы международной и государственной безопасности, выступает одним из действенных инструментов достижения политических целей на мировой арене. Масштабы, технические возможности, а также последствия современного кибертерроризма объективно убеждают в том, что данный феномен мирового политического процесса должен встать в один ряд с традиционным терроризмом и организованной преступностью.

Путем комплексного анализа выявлены актуальные проблемы противодействия компьютерному терроризму в современном обществе. Обоснованы приоритетные формы межгосударственного сотрудничества, а также определены необходимые меры, направленные на повышение эффективности борьбы с кибертерроризмом.

Ключевые слова: кибертерроризм, противодействие кибертерроризму, международное сотрудничество, террористические организации, компьютерная информация, компьютерные технологии.

E. N. Malik

Academy of Federal Guard Service of the Russian Federation, Orel, Russia

CYBERTERRORISM AS A WORLD THREAT: CHALLENGES AND MEASURES OF STRUGGLE

Malik Elena N. — Candidate of Political Sciences, Associate Professor.

E-mail: [email protected]

On the basis of the system approach, the specifics of various concepts to the definition of the phenomenon of cyberterrorism are revealed. The conclusion that modern cyberterrorism aimed at threatening international and state security is one of the effective levers for achieving political goals on the world stage is argued. Modern cyberterrorism in its scale, technical capabilities and consequences can be put in line with traditional terrorism and organized crime with full confidence.

Through comprehensive analysis, topical problems of countering computer terrorism in modern society have been identified. Priority forms of inter-State cooperation have been justified, as well as the necessary measures aimed at improving the effectiveness of the fight against cyberterrorism have been identified.

Keywords: cyberterrorism, counteracting cyberterrorism, international cooperation, terrorist organizations, computer information, computer technology.

Современное общество всё больше погружается в информационное пространство, а повседневная жизнь людей всецело интегрируется с новейшими цифровыми технологиями. На сегодняшний день во всем мире наблюдается высокий уровень научно-технического прогресса, который также включает и информационные технологии. Совершенствование электронных технологий приводит к повышению угрозы кибертерроризма, который за последние годы всё чаще сравнивается по своей значимости с традиционными формами проявления терроризма.

Террористические организации, совершая акты компьютерного террора, приводят к усилению международной напряженности, подрывая доверие между государствами, способствуют возникновению глобальных экономических и политических кризисов. Стоит отметить, что традиционные теракты не приводят к таким глобальным последствиям. Следовательно, кибертерроризм, угрожая как мировому сообществу в целом, так и отдельной стране, на данный момент становится одной из наиболее актуальных проблем в обеспечении безопасности всего мира.

Методологические проблемы в определении феномена «кибертерроризм» связаны прежде всего с тем, что порой затруднительно такую форму терроризма отделить от информационной войны или противоправного действия с использованием информационного оружия. Не менее трудным представляется разграничить кибертерроризм и информационный криминал и киберпреступления.

Так, В. А. Голубев и ряд других отечественных специалистов рассматривают кибер-терроризм как преднамеренную атаку на компьютерную информацию, систему или сеть, целью которой является создание угрозы государственной и международной безопасности, запугивание общества или провокации военного конфликта в каком-либо регионе [2].

А. А. Паненков, М. А. Ефремова, а также многие иностранные авторы, например специалист по 1Т из США Д. Деннинг, считают, что под кибертерроризмом следует понимать совершенные противоправные действия, направленные на компьютерные системы, сети или содержащуюся в них информацию, с целью оказания давления на органы власти в решении политических или социальных вопросов [5; 6].

Мы придерживаемся мнения Максима Васильева, говоря о том, что современный ки-бертерроризм «.. .следует понимать как многогранное явление, которое выражается в политически мотивированной атаке на виртуальное пространство, создающее опасность для жизни или здоровья людей либо наступления других тяжких последствий, часто такие действия связаны с нарушением общественной безопасности, запугиванием населения, подрывом инфраструктуры и провокациями военного характера» [1].

Таким образом, опираясь на мнения различных ученых, целесообразно рассматривать кибертерроризм как комплекс противозаконных действий в информационном пространстве, представляющих собой атаки на компьютерные и телекоммуникационные технологии, направленные на создание угрозы международной и государственной безопасности с целью влияния на решение политических, экономических и иных задач.

Сегодня проблема кибертерроризма остро стоит перед мировым сообществом. Информационные технологии, которые находят широкое применение в виде электронной коммерции, аукционов, аудитов, банкинга, изменили характер преступных посягательств и породили новые их формы. Стремительное развитие компьютерных сетей способствовало возрастающему уровню компьютерных преступлений. Мошенничество, кражи, взломы, псевдопредпринимательство и другие традиционные преступления сегодня совершаются с помощью компьютерных средств и технологий.

Результативность борьбы с компьютерным терроризмом осложняется тем, что в силу определенных причин терроризм в киберпространстве из года в год становится всё более

привлекательным для преступников, так как имеет глобальные сетевые масштабы. К тому же приобрести средства для осуществления подобных преступных деяний (компьютеры, телефоны и интернет) значительно проще и дешевле, нежели купить традиционные виды вооружения.

Исследователь Н. В. Григорьев, в свою очередь, отмечает, что, в отличие от традиционных форм терроризма, компьютерный обладает более высокой степенью анонимности и в то же время устраняет необходимость в территориальной близости к цели [3, с. 7], что делает его еще более привлекательным, так как для преступника снижается вероятность быть захваченным или уничтоженным во время атаки.

Возможность при кибертерроризме влиять на большее количество людей, чем при традиционных террористических формах, а также появление всё новых потенциальных целей (от военных систем до гражданских) приводят к его широкому распространению. Нельзя не согласиться с позицией Фрэнка Барнаби, который считает, «.что компьютерный террорист с ноутбуком в состоянии причинить больше вреда, чем террорист, вооруженный бомбами и иными видами традиционного оружия».

По данным Лаборатории Касперского, к странам, наиболее часто подвергающимся киберугрозам, относятся такие, как США, Россия, Великобритания, Германия, Вьетнам, Индия и др. По сведениям специалистов, главными сферами, представляющими интерес для кибертеррористов, являются военная и ядерная, энергетическая, финансовая сферы, а также сфера транспортных перевозок.

Угроза кибертерроризма вынуждает в борьбе с ним сотрудничать между собой различные страны. В 2001 году Совет Европы принял «Конвенцию о преступности в сфере компьютерной информации», представляющую собой один из основополагающих документов в борьбе с киберпреступностью1. Также значимым документом является Резолюция по борьбе с преступным использованием информационных технологий, принятая странами-участницами ООН в 2001 году . Данная резолюция обозначила такие необходимые меры в борьбе с киберпреступностью, как: законодательное закрепление ответственности за компьютерные преступления; межгосударственное взаимодействие правоохранительных органов, их соответствующая подготовка в условиях информационного общества, а также обмен информацией о проблемах компьютерных преступлений; обеспечение достаточного уровня защиты компьютерных систем от незаконного вмешательства; своевременный сбор доказательств при расследовании совершенных киберпреступлений.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на вопрос о главных мировых угрозах, которые стоят на данный момент перед человечеством, на второе место поставил терроризм, в том числе и компьютерный.

НАТО также ведет международное противодействие киберпреступности. Например, в 2013 году завершилась разработка единой системы по реагированию на атаки в кибер-пространстве. Аналогичные центры были созданы в Брюсселе и Монсе. Постоянно ведутся работы по оценке эффективности уже действующей системы предупреждения кибератак, разрабатываются меры по ее совершенствованию. Например, каждый год проводятся учения «Киберкоалиция», «Защитный шар».

Сотрудничество на международном уровне по вопросам киберпреступлений включает в себя также создание различных международных организаций. Так, в 2013 году в Гааге

1 Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) (с изм. от 28.01.2003). Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

2 Борьба с преступным использованием информационных технологий [Электронный ресурс]: резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 19 дек. 2001 г. [по докладу Третьего комитета (A/56/574)] 56/121. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/56/121 (дата обращения: 15.04.2020).

был создан Европейский центр, работа которого заключается в сборе и анализе данных по компьютерным преступлениям, разработке мероприятий по их расследованию; обмене опытом по борьбе и предупреждению компьютерных преступлений с другими странами [7, с. 376].

Активное участие в разработке мер по предупреждению киберпреступлений в международном масштабе также принимает и Россия. Так, например, в начале 2015 года страны — участницы Шанхайской организации сотрудничества разработали и внесли на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН Кодекс поведения в области информационной безопасности, включающий правила поведения в киберпространстве на международном уровне1.

В конце 2018 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», подписанная 119 странами .

Организационные меры по борьбе с кибертерроризмом принимаются и на национальных уровнях. В 2013 году ФСБ РФ была создана национальная структура, задачей которой является выявление, предотвращение и ликвидация кибератак в информационном

3

пространстве РФ .

В конце 2016 года президентским указом была утверждена Доктрина информационной безопасности, которая получила свое развитие с принятием Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы4. Среди наиболее существенных мер обеспечения информационной безопасности РФ, закрепленных в Доктрине, можно выделить: использование органами власти российских криптоалгоритмов и средств шифрования при компьютерном взаимодействии, а также при работе с гражданами и организациями; замена иностранного оборудования и программного обеспечения отечественными аналогами, обеспечение технологической и производственной независимости и информационной безопасности.

Несмотря на уже разработанные меры, борьба с киберпреступностью на международном уровне осложняется рядом существенных проблем: каждая страна закладывает свой смысл в базовые определения и понятия; также зачастую государства занимают разные позиции по вопросам обеспечения безопасности персональных данных; на международном уровне отсутствуют четкие границы между различными явлениями, требующими разных механизмов сотрудничества. Всё это особенно сильно влияет на межгосударственное сотрудничество в условиях высокого уровня взаимного недоверия.

В заключение особо отметим, что успешное международное сотрудничество возможно в результате реализации таких мер, как сближение национальных правовых систем в отношении базовых понятий, а также ответственность за киберпреступления; создание государственных структур по борьбе с компьютерными атаками; обмен данными об угрозах совершения кибератак, о методах и средствах, используемых кибертеррористами; об-

1 Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ресурс]: прил. к письму постоянных представителей Казахстана, Китая, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана при ООН от 9 янв. 2015 г. на имя Генерального секретаря (69-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН). URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/a/69/723 (дата обращения: 15.04.2020).

2 Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 5.12.2018 (73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН). URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/73/27 (дата обращения: 15.04.2020).

3 О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (выписка): указ Президента РФ от 15.01.2013 № 31с (ред. от 22.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 3. Ст. 178.

4 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 9.09.2017 № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.

мен опытом и практикой контроля информационных ресурсов, поиска и отслеживания содержимого сайтов террористической направленности и т. д.

Только комплексная реализация вышеперечисленных механизмов и участие в данном процессе каждого государства-актора сделают международное сотрудничество по борьбе с кибертерроризмом эффективным и успешным.

Библиографический список

1. Васильев М. Кибертерроризм как элемент гибридной войны [Электронный ресурс] // Геополитика. 2018. № 5. URL: https://www.geopolitica.ru/article/kiberterrorizm-kak-element-gibridnoy-voyny (дата обращения: 15.04.2020).

2. Голубев В. А. Кибертерроризм — угроза национальной безопасности [Электронный ресурс] / Центр исследования проблем компьютерной преступности. URL: http://www.crime-research.ru/articles/Golubev_ Cyber_Terrorism/ (дата обращения: 15.04.2020).

3. Григорьев Н. В. Влияние кибертерроризма на молодежную среду // Вестник национального антитеррористического комитета. 2017. № 2. С. 5-8.

4. Григорьев Н. Ю., Родюков Э. Б. Современный кибернетический терроризм и его социальные последствия // Вестник университета. 2016. № 5. С. 227-234.

5. Ефремова М. А. Уголовно-правовое обеспечение кибербезопасности // Информационное право. 2015.№ 5. С. 10-13.

6. Паненков А. А. Кибертерроризм как реальная угроза национальной безопасности России // Право и кибербезопасность. 2018. № 1. С. 12-19.

7. Якимова Е. Н., Нарутто С. В. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступ-ностью // Криминологический вестник Байкальского государственного университета. 2016. Т. 10, № 2. С.369-378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.