24
К вопросу о международном сотрудничестве в сфере лекарственного обеспечения населения
А. П. Мешковский
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва, Россия
В статье обсуждается деятельность трех международных организаций по проблемам лекарственного обеспечения населения: ВОЗ, ICH и ЕАЭС. Рассмотрены планы глубокой перестройки ICH. Показаны перспективы расширения участия российских структур и специалистов в механизмах сотрудничества по проблемам на глобальном, межрегиональном и субрегиональном уровнях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лекарственное обеспечение, качество, доступность и рациональное применение лекарственных препаратов, гармонизация регуляторных требований, программа ВОЗ по преквалификации производителей и поставщиков ЛС, Группа глобального сотрудничества.
On the Topic of International Cooperation in the Area of Drug Supply of the Population
A. P. Meshkovskiy
The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia
The article touches upon the work of three international organizations on the issues of public drug supply: WHO, ICH and EEU. Plans to considerably reorganize ICH were considered. The perspectives of participation expansion of Russian organizations and specialists in the collaboration on the global, interregional and sub-regional levels were shown.
KEYWORDS: drug supply, quality, accessibility and rational use of the medicinal products, harmonization of the regulatory requirements, WHO program on pre-qualification of manufacturers and suppliers of MP, Global Cooperation Group.
° ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА «СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ»: 2 РАЗДЕЛ «ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
В конце 2014 г. был обнародован проект «Страте-
о гия развития здравоохранения РФ на долгосрочный ш
_о период (2015-2030 гг.)». Документ включает раздел ^ 9- «Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями». Это последний из разделов, ш касающихся собственно системы здравоохранения; 0 далее следуют неспецифические разделы, посвященные инновациям, диалогу с гражданским обществом,
сЕ международным отношениям. В 28-страничном доку-
о „
с; менте раздел 9 занимает менее одной страницы, т. е.
^ около 4% текста, и его содержание никак не связано с
н остальными частями проекта.
В разделе о лекарственном обеспечении нет ни о анализа ситуации, ни сравнений по отдельным покажи зателям этой ситуации, например по уровню потре-§ бления ЛС на душу населения в России и других стра-2 нах. Текст соответствует, с незначительными поправ-
ками на специфику момента, содержанию предыдущих документов на эту тему, в частности «Стратегии лекарственного обеспечения населения на период до 2025 г.» [1]. Из новых элементов текст содержит ссылки на определение взаимозаменяемости лекарственных препаратов и на порядок формирования перечней лекарственных средств (ЛС) различного назначения.
Раздел данного проекта стратегии, как и все предыдущие тексты аналогичного содержания, предусматривает совершенствование всего, что подвергалось непрерывному совершенствованию в последние 20 лет, а именно:
• нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования обращения лекарственных средств, в том числе системы их регистрации;
• системы стандартизации качества ЛС;
• меры государственного контроля и надзора в сфере обращения ЛС;
• государственное регулирование цен на ЛС;
• рациональное использование ЛС.
При этом нет указаний на ориентиры и механизмы, которые следует использовать для совершенствования всего, что перечислено выше. Упоминается учет международного опыта, однако эта прогрессивная посылка касается в основном общего рынка лекарственных средств ЕАЭС. Планируется также развивать международные связи на других площадках, на которых Россия может занять лидерское положение. Очевидно, имеется в виду сотрудничество в рамках СНГ, АТЭС, БРИКС и т. п.
Нет признаков знакомства разработчиков проекта с идеями, привлекающими пристальное внимание международных организаций: ВОЗ, PIC/S, ICH, FIP, Евросоюза. К числу проигнорированных вопросов относятся:
• права всех граждан (в том числе амбулаторных больных) на доступ к наиболее необходимым ЛС;
• фармацевтическая помощь (pharmaceutical care);
• ответственное применение ЛС, позволяющее сокращать ненужные затраты на лекарственное обеспечение. Уточним, что ответственное применение ЛС не является синонимом их рационального использования;
• сближение механизмов регулирования лекарственного рынка с практикой других стран на глобальном и межрегиональном уровнях;
• внедрение надлежащей регуляторной практики, прозрачности и социальной ответственности в работу регуляторных органов;
• оценка экономической доступности ЛС по методике HAI, т. е. путем сопоставления цен на ЛС со средней заработной платой.
После опубликования проекта «Стратегия развития здравоохранения» в отечественной фармацев-
тической прессе начали обсуждаться новые предложения по повышению экономической доступности ЛС, такие как принудительное лицензирование производства препаратов, их параллельный импорт, приобретение через международные закупочные организации [2, 3]. Все эти подходы известны уже десятки лет. Неожиданное возникновение интереса к ним напоминает поиски вслепую каких-то способов, улучшающих лекарственное обеспечение населения. В целом, наблюдаются признаки отсутствия в отрасли стратегического видения перспектив улучшения ситуации.
Как известно, лекарственное обеспечение населения складывается из трех основных компонентов: доступность ЛС, обеспечение их качества в широком смысле, включая эффективность и безопасность, и их рациональное применение. В большинстве стран проблемы лекарственного обеспечения решаются путем использования мирового опыта с учетом национальной ситуации. Роль различных международных организаций в этой сфере рассматривалась ранее [4]. В настоящей работе отражены некоторые новые тенденции в деятельности трех международных организаций по проблемам регулирования оборота лекарственных средств: ВОЗ, ICH и ЕАЭС. Одновременно коснемся вопросов участия российских специалистов в этой деятельности.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВОЗ
В 2014 г. выпущен доклад ВОЗ высокого уровня «Лекарственные средства в системах здравоохранения - рост доступа, экономической доступности и надлежащего использования» [5]. Согласно этому до-
25
Список сокращений
АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
БРИКС - Brazil, Russia, India, China, South Africa: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Ю. Африка
ВАЗ - Всемирная ассамблея здравоохранения: высший руководящий орган ВОЗ
ЕАЭС - Евразийский экономический союз
ЕМА - European Medicinal Agency: Европейское агентство по медикаментам
EFPIA - European Federation of Pharmaceutical Industries' Associations: Европейская федерация ассоциаций фармацевтической промышленности
DIA - Drug Information Association: Ассоциация по информации о лекарственных средствах
FDA - Food and Drug Administration: государственный регуляторный орган США по пищевым продуктам, лекарственным средствам и медицинской технике
FIP - Federation International Pharmaceutique: Международная фармацевтическая федерация
GCP - Good Clinical Practice: правила надлежащей клинической практики
GDP - Good Distribution Practice: правила надлежащей практики оптовой торговли лекарственными препаратами
GLP - Good Laboratory Practice: правила надлежащей лабораторной практики
GMP - Good Manufacturing Practice: правила надлежащей производственной практики (в российском законодательстве Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств)
GPhP - Good Pharmacopoeial Practice: надлежащая фармакопейная практика
HAI - Health Action International: Международная организация действий в поддержку охраны здоровья
ICH - International Conference on Harmonisation of Technical Requirements for
Registration of Pharmaceuticals for Human Use: Международная конференция по гармонизации регистрационных требований в отношении лекарственных препаратов для медицинских целей
IFPMA - International Federation of Pharmaceutical Manufacturers Associations: Международная федерация ассоциаций фармацевтических производителей
Mercosur - Mercado Común del Sur: общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой
PIC/S - Pharmaceutical Inspection Convention/Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme: Конвенция/Система (Схема) сотрудничества по фармацевтическим инспекциям
PhRMA - Pharmaceutical Research and Manufacturers of America: Ассоциация американских разработчиков и производителей инновационных лекарств
н 2
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
26
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
кументу, доступность и рациональное применение ЛС должны быть в основе любых усилий по укреплению систем здравоохранения и переходу к всеобщему охвату медицинским обслуживанием.
Проект отечественного стратегического документа не находится в русле этих рекомендаций (см. выше).
В документах программы ВОЗ дается определение стран с жесткими регуляторными требованиями к обороту ЛС. Это государства-участники ICH (см. ниже) и страны, заключившие с ними соглашения о взаимном признании результатов оценки ЛС и условий их производства (Швейцария, Австралия, Н. Зеландия). Россия в этот перечень не входит. Опыт именно этих стран привлекает внимание других государств, желающих укрепить регуляторную систему своего здравоохранения. Об этом нелишне напомнить сейчас, когда в отечественной фармацевтической прессе активно обсуждаются предложения ориентироваться на опыт стран БРИКС. Отметим попутно, что БРИКС не является международной организацией; это группа стран, имеющих некоторые общие политико-экономические интересы, создающие предпосылки к сотрудничеству.
Информационный центр фармацевтической программы ВОЗ в г. Женеве, Швейцария, содержит сотни, если не тысячи, документов, отражающих опыт различных стран в деле разработки и реализации национальных программ по улучшению лекарственного обеспечения населения. Значительная часть этих материалов не размещена в Интернете. К сожалению, эти документы не привлекают внимания руководителей отечественного фармацевтического сектора.
Состоявшаяся в мае 2014 г. 67-ая сессия ВАЗ рассмотрела обширный пакет документов по фармацевтической тематике и по результатам их обсуждения приняла 4 резолюции [6]. Вопросам международного сотрудничества в сфере регулирования лекарственного рынка посвящена Резолюция WHA 67.20 «Укрепление нормативной системы для медицинской продукции» [7].
Ассамблея призвала все страны (не только развивающиеся) укреплять свои регуляторные системы фармацевтического сектора. Было подчеркнуто, что укрепление регуляторных систем - часть укрепления общей системы охраны национального здоровья. Наряду с этим регуляторные системы поддерживают национальный экспорт. В качестве первого шага на пути к усилению нормативного потенциала рекомендована объективная и независимая оценка нормативных систем, включающая самооценку эффективности исполнения регуляторных функций.
Отмечена важная роль региональных инициатив в регуляторной сфере. Ассамблея рекомендовала сочетать такие усилия с продолжением и с расширени-
ем международного сотрудничества на глобальном уровне. В резолюции содержится призыв к международному сотрудничеству на всех уровнях: глобальном, региональном и субрегиональном. Целью его является согласование и сближение норм и правил, использование уже сформулированных надлежащих практик, а также материалов экспертных комитетов и опыта программы по преквалификации1.
На уровне штаб-квартиры ВОЗ2 за фармацевтическую программу отвечает Департамент основных лекарств и медицинских изделий. В состав Департамента входит Отдел регулирования в сфере ЛС и других медицинских технологий, глава которого одновременно руководит программой по преквали-фикации.
Отдел отвечает за проблему обеспечения качества ЛС, опираясь в работе на Комитет экспертов по спецификациям для фармацевтических препаратов. В отделе занято четыре специалиста, старший из которых является секретарем Комитета. В последнее время в отделе создана группа усиления регулятор-ных систем. Сам Департамент входит в кластер Системы здравоохранения и инноваций, который курирует помощница (фактически одна из заместителей) Гендиректора ВОЗ.
Фармацевтическая программа страдает теми же недостатками, которые характерны для других направлений деятельности ВОЗ. Речь, прежде всего, идет о нехватке средств регулярного бюджета для поддержания постоянно действующих программ, вследствие чего наблюдается перенос акцента на отдельные проекты, финансируемые из внебюджетных средств, т. е. добровольных целевых взносов доноров, заинтересованных в реализации проектов. Одним из проявлений этой тенденции является возрастание роли программы по преквалификации производителей и поставщиков ЛС.
Наряду с этим отмечаются другие тенденции, в частности сближение двух компонентов программы: по химико-фармацевтическим препаратам и по вакцинам. Ослабевает роль ВОЗ в координации мер по противодействию распространения фальсифицированных ЛС, но одновременно расширяется группа усиления регуляторных систем.
В этой связи следует отметить, что в прошлом в программе существовало направление работы, име-
1 Программа ООН по оценке и отбору производителей и поставщиков лекарственных препаратов, могущих поставлять продукцию приемлемого качества для нужд ВОЗ и других международных организаций, оказывающих странам лекарственную помощь. Курируется фармацевтической программой ВОЗ.
2 Управление Организацией децентрализовано; её секретариат состоит из нескольких структур, а именно из Штаб-квартиры в г. Женеве, и шести региональных бюро. Европейское региональное бюро ВОЗ, к которому относится Россия и другие государства постсоветского пространства, находится в г. Копенгаген, Дания.
новавшееся регуляторной поддержкой. Оно было представлено одним специалистом. В его рамках осуществлялись в основном пропаганда и совершенствование Системы ВОЗ по сертификации качества ЛС в международной торговле.
Теперь ставится задача оказания реальной помощи заинтересованным странам в совершенствовании системы регистрации препаратов, инспектирования по правилам
GMP и т. п. во исполнение последних резолюций Ассамблеи активизируется содействие повышению компетенций национальных регуляторных органов. Для работы в этом направлении приглашен известный специалист Майкл Уорд, бывший до последнего времени представителем канадского регуляторного органа (Health Canada) в ICH.
Начата предварительная работа по подготовке гармонизированной университетской программы обучения регуляторным наукам в сфере оборота ЛС, и сейчас ведется поиск университетов-партнеров. Совместно с Руководящим комитетом по регуляторной гармонизации, созданным в рамках АТЭС, начат проект по надлежащей практике рассмотрения регистрационных досье. При участии фармакопейных комиссий широкого круга стран готовится руководство по GPhP.
Активно расширяются контакты с региональными инициативными группами - как непосредственно, так и благодаря взаимодействию с ICH (см. ниже). Специалисты программы участвуют во всех совещаниях ICH, регулярно посещают конгрессы FIP.
Перспективы сотрудничества программы с российскими организациями
Из бесед со специалистами и техническими работниками программы складывается впечатление о благоприятных перспективах взаимодействия с заинтересованными отечественными организациями. Следует особенно отметить, что у сотрудников, с которыми удалось побеседовать, нет ни малейших признаков негативного отношения к России или россиянам. Напротив, в отдельных случаях тормозящий эффект может возникать с российской стороны.
Так, в течение ряда лет в рамках раздела программы по биологической стандартизации специалисты ВОЗ оценивали деятельность национальных органов по контролю качества вакцин. В частности, такую проверку (с положительными результатами) проходил и российский Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тара-севича (ФГУН ГИСК), получивший в 1995 г. статус национального органа по регулированию качества биологических препаратов. Однако последняя такая проверка проводилась в 2001 г., после чего в России
контрольно-разрешительная система неоднократно реорганизовывалась.
В этих условиях ВОЗ в последнее время неоднократно предлагала Минздраву РФ провести повторную проверку порядка обеспечения качества вакцин-но-сывороточных препаратов. Минздрав отклонял эти предложения, ссылаясь на неготовность к проверке. Наконец, в прошлом году ВОЗ информировала МЗ России о намерении исключить отечественных производителей вакцин из перечня поставщиков, рекомендованных к участию в закупках для международных программ здравоохранения. В ответ Российская сторона сообщила о согласии провести оценку регуля-торной системы, причем по более широкой тематике, т. е. включая не только вакцины, но и химико-фармацевтические препараты. Такая проверка намечена на ноябрь 2015 г.
Наряду с этим в прошлом году и в начале текущего года работники программы встречались с ответственными сотрудниками Минздрава РФ, Росздравнадзора и Минпромторга. Такие встречи имели место как на зарубежных площадках в рамках международных совещаний, в том числе по линии ICH, так и в Москве, в ходе визитов представителей ВОЗ.
В ходе встреч Российская сторона просила о срочном (начиная с апреля-мая с. г.) содействии в повышении квалификации работников фармпро-мышленности по GMP и по инспектированию. Таким образом, запрос России оказался в русле резолюций Ассамблеи в части оказания конкретной помощи странам. Соответственно, была достигнута договоренность о проведении в Москве - с привлечением специалистов ВОЗ - лекций или семинарских занятий как базового уровня (для руководителей предприятий), так и для продвинутых специалистов отрасли.
РЕФОРМА ICH
В отечественной печати, а также в Украине на русском языке публиковались материалы о деятельности ICH [4, 7-10]. Напомним, что основными участниками Конференции являются три региона: Евросоюз (в настоящее время 28 государств), США и Япония, в связи с чем ее иногда называют Трёхсторонней инициативой. Каждый из регионов представлен двумя структурами: госорганом по регулированию лекарственного рынка и объединением фармпроизводителей.
Таким образом, всего имеется 6 участников. От ЕС это ЕМА и EFPIA, от США - FDA и PhRMA, от Японии - Министерство здравоохранения, труда и соцобеспечения и Японская ассоциация фармацевтической промышленности. Несколько лет назад в Японии было создано регуляторное агентство по обороту лекарственных средств, однако Минздрав Японии
27
н 2
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
28
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
продолжает курировать эту сферу деятельности, в связи с чем в ICH эту страну представляют две госструктуры. Канада, Швейцария и Норвегия участвуют в ICH в качестве наблюдателей, не имеющих права голоса. Еще одним наблюдателем является ВОЗ, выполняющая роль связующего звена между ICH и остальной частью мирового сообщества. Функции секретариата Конференции выполняет секретариат IFPMA.
Этот уникальный механизм сотрудничества органов, регулирующих лекарственное обращение, и ассоциаций фармпромышленности, возник в 1990 г. Его цель - сблизить регуляторные требования к инновационным препаратам и создать тем самым условия для их одновременного введения в индустриальных странах. За 20 с лишним лет существования Трехсторонней инициативы в её рамках согласовано более 60 отраслевых нормативов и методических рекомендаций по трем основным разделам: «Качество», «Безопасность» и «Эффективность». Имеются также документы более общего характера, отнесенные к категории «Междисциплинарные». Важнейшим из них является Общий технический документ (CTD) - унифицированный формат регистрационного досье.
В материалах 1-й конференции ICH (Брюссель, Бельгия, ноябрь 1991 г.) было сформулировано определение понятия «гармонизация»:
«Научное сотрудничество на международном уровне, основанное на активном участии сторон, комплексном подходе, и ведущее к единообразным, надежным, не односторонним и сбалансированным решениям, в основном свободном от эмоциональных компонентов, в результате чего обеспечивается наивысшая (из возможных) степень защиты интересов пациентов во всем мире» [11].
К сожалению, эта дефиниция не всегда учитывается в процессе согласования отраслевых норм и правил. В результате содержание этого термина в ряде случаев трактуется произвольно, например, как пассивное копирование чужих нормативов, сближение требований в интересах производителей-экспортеров или навязывание партнерам односторонних решений (см. ниже - раздел ЕАЭС).
Важнейшие документы Конференции широко признаны за пределами трех регионов ICH. Это относится, в первую очередь, к методикам испытания стабильности и валидации аналитических методов, формату регистрационного досье, GCP, руководству по GMP для производства субстанций, фармацевтической разработке, методам управления рисками для качества и системам фармацевтического качества.
Перечисленные нормативы активно изучаются и по мере возможности применяются заинтересованными российскими специалистами. Некоторые из них
официально признаны отечественной регуляторной системой. В настоящее время руководства ICH активно используются в качестве основы разрабатываемых нормативов ЕАЭС (см. ниже).
Важным «продуктом» ICH следует также считать опыт в организации разработки и утверждения международных нормативов. Основная работа в этом плане осуществляется экспертными группами, созданными на паритетных началах из представителей регуля-торных органов и промышленности.
В целях продвижения нормативов Конференции в страны, не входящие в её состав, в 1999 г. в рамках Руководящего комитета ICH была сформирована новая структура: Группа глобального сотрудничества (Global Cooperation Group). Представители Группы занялись разъяснением руководств ICH, начали организовывать учебные программы в различных странах по применению этих руководств.
При этом документы ICH стали трактоваться как «глобальные», т. е. применимые и чуть ли не обязательные для использования всеми странами, вне зависимости от уровня их развития. В результате возникло несоответствие между механизмом создания нормативов с участием лишь 17 богатых стран с высокоразвитым фармацевтическим производством и курсом на внедрение этих документов за пределами трёх регионов ICH. К тому же эти нормативы, первоначально создававшиеся применительно к новым препаратам, начали относить и к воспроизведенным препаратам, уже обращавшимся на рынке. С учетом того факта, что в развивающихся странах основную часть используемых ЛС составляют дженерики, повсеместный переход на новые нормы привел бы к коллапсу лекарственного снабжения и производства в этих странах.
Новые тенденции, появившиеся в деятельности Конференции, вызвали обеспокоенность экспертов ВОЗ. В 2001 г. после обсуждения проблем на ряде международных площадок ВОЗ выпустила документ, содержавший критические замечания в адрес ICH [12]. Судя по всему, эта критика не осталась незамеченной и послужила толчком к началу реформы Инициативы.
На первом этапе специалистов стран, не являющихся участниками Инициативы, начали привлекать к работе Группы глобального сотрудничества. В первую очередь это касалось государств-участников региональных инициатив по экономической интеграции, таких как АСЕАН, Mercosur, СНГ и др. Представители России приглашались с учетом её лидерской роли в соответствующей деятельности на постсоветском пространстве. В дальнейшем стали привлекаться и другие страны в зависимости от степени их заинтересованности. В настоящее время активно расширяют контакты с ICH Китай, Тайвань и Ю. Корея; проявля-
ют интерес Бразилия, а также государства Восточной Африки, намеренные развивать собственное фарм-производство.
Вначале это открывало специалистам доступ к программам подготовки кадров, а в дальнейшем появилась возможность включиться в процесс разработки нормативов в рамках деятельности экспертных групп ICH по основным проблемам: качество, безопасность, эффективность и междисциплинарные. Постепенно в деятельности Группы глобального сотрудничества на первое место выдвинулась организация деловых встреч в качестве платформы для диалога с различными партнерами. Речь шла уже не только о новых странах, но и о представителях производителей дже-нериков, дистрибьюторов и других заинтересованных сторон.
Расширяется взаимодействие ICH с ВОЗ. Программа по преквалификации всё чаще ссылается на нормативы ICH. В противоположность этому Фармакопейная дискуссионная группа (PDG), первоначально тесно связанная с ICH, отделилась от неё и приобрела характер самостоятельной программы.
В 2014 г. была инициирована глубокая реформа ICH. Её целью является расширение до глобального уровня участия регуляторных органов и минздравов различных стран. Уже в 2016 г. планируется отделение Конференции от своей основы - так называемой Большой фармы (IFPMA) - и превращение её в самостоятельную ассоциацию. В этом случае место Руководящего комитета и Группы глобального сотрудничества займет новый орган управления: Ассамблея, в которой будут участвовать представители большого числа стран. Членство в Ассамблее будет открыто регуляторным органам государств, официально признавшим важнейшие документы ICH, а именно: Q1 по исследованию стабильности, Q7 -правила GMP для производства лекарственных субстанций и Е6 - правила надлежащей клинической практики (GCP).
Обсуждаются также планы более четкого разделения функций регуляторных органов и промышленности в деятельности ICH и повышение роли регуляторов. Планируется разделить процесс подготовки и принятия документов на 2 этапа: 1 этап - совместная работа регуляторов и промышленности; 2 этап - утверждение документов регуляторами. Это позволило бы привлечь другие заинтересованные стороны к обсуждению разрабатываемых нормативов. Речь идет, в частности, о представителях медицинского и фармацевтического сообществ. Одновременно ведется поиск новых источников финансирования.
Разрабатывается стратегический 5-летний план работы. По разделу Качество ведется выбор ключевых тем на 10-летнюю перспективу. Начата подготовка нового руководства ICH Q12 по данным модуля
«Качество». Цель документа - дальнейшая гармонизация формата досье и фармацевтической системы качества, унификация подходов к управлению пострегистрационными изменениями условий производства.
Намечается дальнейшее расширение взаимодействия ICH с другими организациями, в первую очередь с ВОЗ и с DIA. Совместно с PIC/S начата подготовка перечня вопросов и ответов (Q&A) касательно внедрения руководства ICH Q7.
Участие российских специалистов в работе ICH
Так же как и в случае с ВОЗ, в ICH нет признаков ухудшения контактов с нашей страной после введения антироссийских санкций США и ЕС. Интерес секретариата ICH к установлению контактов с российскими регуляторными органами возрос в связи деятельностью Таможенного союза/ЕАЭС. В последние годы представители России приглашались для участия в заседаниях Руководящего комитета и встречах рабочих групп. Однако некоторые приглашения оставались без ответа. В отдельных случаях российские специалисты не могли активно участвовать в дискуссиях из-за недостаточного владения английским языком и слабой подготовленности по тематике совещаний. Об этом, в частности, шла речь в ходе посещения секретариата ICH российской делегацией во главе с Директором департамента химико-технологического сектора и биотехнологий Минпромторга в мае 2011 г.
Сотрудники Минздрава РФ, координирующие с российской стороны подготовку гармонизированных нормативов в рамках ЕАЭС, участвовали в заседании Руководящего комитета ICH 12-13 ноября 2014 г., г. Лиссабон, Португалия. Ранее, в июне 2014 г. российские специалисты участвовали в совещании ICH в г. Миннеаполисе, США. В настоящее время представители регуляторных органов России приглашены участвовать в совещании 6-11 июня, г. Фукуока, Япония. Возможно участие до 4-х человек.
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
В мае 2014 г. президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Договор о ЕАЭС, предусматривающий, в частности, создание общего рынка лекарственных средств к 1 января 2016 г. Единые принципы и правила обращения ЛС были согласованы лишь накануне нового 2015 г. В рамках соглашения намечено подготовить и утвердить порядка 25 отраслевых инструктивно-методических документов по этой тематике.
Таким образом, на подготовку большого пакета межгосударственных нормативов отведен всего один год. С учетом этого с конца прошлого года ведётся исключительно активная разработка проектов по сбли-
29
H 2
о
CL <
X
>
d
*
ш S
30
CL
о
LO -0 m
X
Ш
о ^
О X
X
ш
о
X
m ш
жению нормативов и методик, необходимых для эффективного регулирования оборота лекарств в рамках ЕАЭС. При этом участники процесса гармонизации ориентируются на лучшие международные нормы и практики. За основу создаваемых нормативов берутся руководства ICH или Евросоюза; в отдельных случаях используются или учитываются материалы ВОЗ, ОЭСР и PIC/S, а также соответствующие положения Евродирективы 2001/83/ЕС.
Работа по гармонизации, проводимая в рамках ЕАЭС, соответствует как курсу российских стратегических документов на субрегиональное сотрудничество, так и рекомендациям ВОЗ. Важно отметить, что, по мнению участников процесса, согласованные нормы и правила могут использоваться для совершенствования национальных регуляторных систем государств-членов ЕАЭС.
В настоящее время (май 2015 г.) подготовлены проекты более 20 нормативных и методических документов, в том числе положения об Экспертном комитете ЕАЭС по лекарственным средствам, GMP, GDP, GCP, GLP, а также инструктивно-методические материалы по фармаконадзору и номенклатуре лекарственных форм. Разработаны также проекты о порядке регистрации и экспертизы препаратов, деятельности Фармакопейного комитета ЕАЭС, взаимодействия в таких сферах, как борьба с фальсифицированными препаратами, инспектирования предприятий, аттестации Уполномоченных лиц, формирования единого реестра Уполномоченных лиц.
Обсуждаются проекты требований к маркировке готовых препаратов, а также проекты руководств по составлению модулей Общего технического документа, по оценке биоэквивалентности ЛС, по исследованию биологических и биотехнологических препаратов и биоаналогов. В стадии согласования - План работы на 2016 г.
Всего, с учетом различных версий проекта того или иного документа и отзывов нескольких специалистов или организаций, по каждому подготовленному тексту насчитывается большое число рабочих материалов общим объемом более тысячи страниц.
Разработку и обсуждение проектов осуществляет большой коллектив экспертов трёх стран. В процессе гармонизации активно участвуют отечественные ассоциации (АПФ, AIPM, СПФО и др.), российские производители (Микроген, Биокад, Герофарм и др.), государственные структуры (ФГБУ НЦЭСМП) и независимые эксперты.
В ходе выполнения этих работ у российских экспертов возникает вопрос: а где мы были раньше? Почему только сейчас начата разработка десятков норм, правил, порядков и положений, абсолютно необходимых для эффективного регулирования оборота ЛС на современном уровне? И как отечественная контроль-
но-разрешительная система два десятка лет работала, не имея большинства этих документов?
Заслуживает комментария странная попытка Минздрава России вмешаться в процесс гармонизации. В марте 2015 г. до российских участников процесса было доведено «указание» о том, что им следует руководствоваться российским 61-ФЗ. Такой подход противоречит самой идее международной гармонизации. Представим себе ситуацию, при которой делегации трех стран садятся за стол с целью создать согласованный норматив, но при этом каждая из них получила директиву вышестоящего начальства отстаивать нормы своего национального законодательства. Очевидно, что в этих условиях никакой гармонизации достичь не удастся.
В этой связи следует вспомнить приведенное выше определение понятия «гармонизация» (см. раздел ICH). В данной ситуации хотелось бы обратить внимание на два элемента формулировки: гармонизация
- это сотрудничество, ведущее к «не односторонним, а сбалансированным решениям», и ее конечная цель
- «защита интересов пациентов» (а не действующих юридических норм).
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПЕРЕСМОТРЕННОМ 61-ФЗ
Можно предположить, что попытки навязывать экспертам, занятым в процессе гармонизации в рамках ЕАЭС, курс на использование Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» связаны с тем, что некоторые сотрудники профильных ведомств считают этот правовой акт моделью для других государств. В подтверждение такой позиции приводятся ссылки на то, что в декабре прошлого года в закон были внесены существенные изменения.
Это действительно так - закон был переработан в сторону улучшения. В данной статье не ставится цель - оценить новую версию закона. Речь идет лишь о том, что работа по совершенствованию законодательной базы регулирования отечественного лекарственного рынка, как представляется, не завершена. Примером нерешенных проблем является отсутствие правовой основы для инспектирования зарубежных поставщиков ЛС на соответствие правилам GMP. Согласно части 1 статьи 45 - «Производство лекарственных средств» - такое производство должно соответствовать правилам надлежащей производственной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. С учетом того, что более половины используемой в стране фармацевтической продукции импортируется, это положение следовало бы уточнить, допустив возможность соответствия зарубежных поставщиков иным правилам GMP, но не уступающим отечественным по уровню требований.
В части 2 той же статьи указано, что подтверждение соответствия лицензиата, т. е предприятия, имеющего лицензию на производство ЛС, правилам надлежащей производственной практики осуществляется в рамках лицензионного контроля. Однако это положение неприменимо к зарубежным производителям, которые не лицензируются российскими регуляторами. В результате из сферы действия закона «выпало» около 1500 зарубежных площадок, с которых в Россию импортируются готовые лекарственные препараты или фармацевтические субстанции. Отметим для сравнения, что расположенных в России площадок не более 500.
Образно говоря, путем поправок, внесенных в 61-ФЗ в декабре 2014 г., удалось «излечить ряд вывихов и переломов», имевшихся в этом нормативном правовом акте. Однако некоторые поправки нанесли новые «травмы». Так, в терминологической части, пересмотренной версии закона, появилось определение: «фармакопейный стандартный образец - стандартный образец, произведенный в соответствии с фармакопейной статьей». Хорошо известно, что нигде в мире на ФСО не утверждаются фармакопейные статьи. Видимо, кому-то хочется приватизировать часть закрепленных за государством регуляторных функций путем организации частного производства стандартных образцов для фармакопейного анализа. Государство, судя по всему, готово отдать в частные руки эту немаловажную функцию, для чего и создало соответствующую правовую основу.
Особенностью российского закона, не имеющей аналогов в мировой практике, является формулировка ст. 13, согласно которой регистрация препаратов «осуществляется по результатам экспертизы лекарственных средств». С учетом того, что регистрация и экспертиза выполняются разными структурами, закон фактически освобождает регуляторов от ответственности за допуск препаратов на рынок.
В свете изложенного нет оснований считать 61-ФЗ с поправками, внесенными в декабре 2014 г., примером наилучшей мировой регуляторной практики, подлежащему безоговорочному копированию другими государствами, в частности партнерами России по ЕАЭС.
ВЫВОДЫ
В последние годы расширяется участие структур российского фармацевтического сектора в работе ведущих профильных международных организаций: ВОЗ, ICH и ЕАЭС. Введенные против России санкции не оказывают отрицательного влияния на сотрудничество, как на глобальном, так и на межрегиональном уровнях. Особенно активно развивается взаимодействие в рамках Евразийского союза.
Начата глубокая перестройка ICH, направленная на превращение межрегиональной инициативы в глобальную ассоциацию, отделенную от «Большой фар-мы». В новой структуре расширяется возможность более активного участия российских регуляторных органов.
Несмотря на активизацию международных контактов, их результаты пока мало используются для совершенствования отечественной отраслевой регу-ляторной системы, которая в настоящее время ещё не относится к числу наиболее развитых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № бб «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации».
2. Локализация зарубежных производителей на фармрынке России. Новости GMP. 2015; 1(9): 44-46.
3. Мнения заслушали. Добровольно-принудительное. Фармацевтический вестник. 2015; № 7/794: 6-8.
4. Мешковский А.П. Международная гармонизация в регулировании лекарственного рынка. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011; № 3(09): 93-101.
5. Medicines in Health Systems. Advancing access, affordability and appropriate use. WHO, 2014. URL: http://www.who.int/alliance-hpsr/news/2014/atmseries/en/.
6. Материалы 67-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения по лекарственным средствам. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2014; № 3(17): 36-42.
7. 67-ая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, 24 май 2014 г. Резолюция WHA67.20 «Укрепление нормативной системы для медицинской продукции». URL: http://apps.who.int/gb/ ebwha/pdf_files/WHA67/A67_R20-ru.pdf?ua=1.
8. Международная конференция по согласованию (гармонизации) технических требований к регистрации лекарственных препаратов для человека. В кн. В. В. Береговых, А. П. Мешковский. Нормирование фармацевтического производства. Обеспечение качества продукции. М.: 2001; 89-92.
9. Современные тенденции стандартизации фармацевтической продукции. В кн. Надлежащая производственная практика лекарственных средств. Под ред. Н. Ляпунова и др. Киев. «МОРИОН». 2001: 15-17.
10. Мешковский А. П. Вступит ли Россия в ICH? Фармацевтическая промышленность. 2005; № 4: 13-15.
11. Proceedings of the First International Conference on Harmonisation. Brussels. 1991. IFPMA 1992.
12. The Impact of Implementation of ICH Guidelines in Non-ICH Countries. WHO/EDM/QSM/2002.3.
REFERENCES:
1. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 13, 2013 № 66 «On approval of the Russian Federation Public Drug Supply Strategy for the period on to 2025 and of its implementation plan».
2. Localization of the foreign manufacturers on the Russian pharmaceutical market. GMP News. 2015; 1(9): 44-46.
3. Opinions were heard. Voluntary-compulsory. Pharmaceutical Bulletin. 2015; № 7/794: 6-8.
4. Meshkovskiy A. P. International harmonization in pharmaceutical market regulation. Quality management in the area of healthcare and social development. 2011; № 3(09): 93-101.
5. Medicines in Health Systems. Advancing access, affordability and appropriate use. WHO, 2014. URL: http://www.who.int/alliance-hpsr/news/2014/atmseries/en/.
31
32
6. Materials from the Sixty-seventh session of the World Health Assembly (WHA) on the medicinal products. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2014; № 3(17): 36-42.
7. The Sixty-seventh session of World Health Assembly (WHA), May 24, 2014. WHA 67.20 Resolution «Regulatory system strengthening for medicinal products». URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/ pdf_files/WHA67/A67_R20-ru.pdf?ua=1.
8. International conference on approval (harmonization) of technical requirements to human medicinal products registration. In the book of Beregovykh V. V., Meshkovskiy A. P. Standardization of pharmaceutical production. Quality assurance of the products. M.: 2001; 89-92.
9. Contemporary tendencies of standardization of pharmaceutical products. In the book Good Manufacturing Practice of the medicinal products. Under the editorship of Lyapunov N. et al. Kiev. «MORION». 2001: 15-17.
10. Meshkovskiy A. P. Will Russia join ICH? Pharmaceutical production. 2005; № 4: 13-15.
11. Proceedings of the First International Conference on Harmonization. Brussels. 1991. IFPMA 1992.
12. The Impact of Implementation of ICH Guidelines in Non-ICH Countries. WH0/EDM/QSM/2002.3.
Сведения об авторе:
Мешковский Андрей Петрович
доцент кафедры промышленной фармации Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова
Адрес для переписки:
117418, Москва, Нахимовский пр., д. 45 Телефон: +7 (916) 312-9747 E-mail: meshkvskijj@mail.ru
About the author:
Meshkovsky Andrey Petrovich
Associate Professor at the Department of Industrial Pharmacy, I. M. Seche-nov First Moscow State Medical University
Address for correspondence:
Nahimovsky Pr., 45, Moscow, 117418 Tel: +7 (916) 312-9747 E-mail: meshkvskijj@mail.ru
CL
О
LO -0 m
X
Ш
о ^
О X
X
ш
о
X