Научная статья на тему 'К вопросу о международно-правовом сотрудничестве в сфере судебно-экспертной деятельности в рамках ЕврАзЭС'

К вопросу о международно-правовом сотрудничестве в сфере судебно-экспертной деятельности в рамках ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СОВЕТ МИНИСТРОВ ЮСТИЦИИ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗЭС / КООРДИНАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ ЮСТИЦИИ СООБЩЕСТВА / FORENSIC EXAMINATION / THE COUNCIL OF MINISTERS OF JUSTICE OF THE EURASEC MEMBER STATES / COORDINATION AND METHODOLOGICAL COMMISSION ON FORENSICS AT THE COUNCIL OF MINISTERS OF JUSTICE OF THE COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекбулатова Толкун Мырзахановна, Бородаев Виктор Евгеньевич

Статья посвящена тенденциям и перспективам современ- ного развития судебной экспертизы в контексте сотрудничества судебно- экспертных учреждений государств - членов ЕврАзЭС на основе суще- ствующих двусторонних договоров министерств юстиции государств Сообщества о правовой помощи. Потребность в ускорении практической реализации результатов сотрудничества создает предпосылки придания партнерским связям судебно-экспертных учреждений более целенаправ- ленного и системного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бекбулатова Толкун Мырзахановна, Бородаев Виктор Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о международно-правовом сотрудничестве в сфере судебно-экспертной деятельности в рамках ЕврАзЭС»

Т.М. Бекбулатова, В.Е. Бородаев

К вопросу о международно-правовом сотрудничестве в сфере судебно-экспертной деятельности в рамках ЕврАзЭС

On the question of international legal cooperation in the field of forensic activities in the EurAsEC

Бекбулатова Толкун Мырзахановна

Бишкек,

Кыргызская Республика Директор Центра судебной экспертизы

Министерства юстиции Кыргызской Республики

Bekbulatova Tolkun Myrzahanovna

Bishkek,

the Kyrgyz Republic Director of the Forensic Science Centre Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic sarash@mail.ru

Бородаев Виктор Евгеньевич

Москва,

Российская Федерация Доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса, Московского государственного Открытого университета им. В.С. Черномырдина. кандидат военных наук pd@eurasec.ru

Borodaev Victor Yevgenyevych

Moscow,

the Russian Federation

Associate professor of civil law and

civil procedure at Moscow State

Open University

named after V.S. Chernomyrdin,

Cand. of Mil. Sc.

pd@eurasec.ru

Аннотация: Статья посвящена тенденциям и перспективам современного развития судебной экспертизы в контексте сотрудничества судебноэкспертных учреждений государств - членов ЕврАзЭС на основе существующих двусторонних договоров министерств юстиции государств Сообщества о правовой помощи. Потребность в ускорении практической реализации результатов сотрудничества создает предпосылки придания партнерским связям судебно-экспертных учреждений более целенаправленного и системного характера.

Summary: The article is devoted trends and prospects of development of modern forensic examination in the context of forensic institutions of EurAsEC member states on the basis of the existing bilateral agreements of the Community Ministries of Justice for legal assistance. Need to accelerate the practical implementation of the results of cooperation creates conditions make partnerships forensic institutions more focused and systematic.

Ключевые слова: судебная экспертиза; Совет министров юстиции государств ЕврАзЭС; Координационно-методическая комиссия по судебной экспертизе при Совете министров юстиции Сообщества.

Keywords: forensic examination, the Council of Ministers of Justice of the EurAsEC member states, coordination and methodological commission on fo-rensics at the Council of Ministers of Justice of the Community.

Активное участие министерств юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества в глобальных, региональных и субрегиональных интеграционных процессах в правовой сфере привело к значительному расширению объема, сферы и географии участия государственных судебно-экспертных учреждений в международном сотрудничестве на постсоветском пространстве.

Основными целями международного сотрудничества судебно-экспертных учреждений Сообщества являются:

- обеспечение эффективного участия министерств юстиции в международном сотрудничестве на двустороннем, региональном и универсальном уровнях для практического решения поставленных перед ним задач по защите прав и свобод граждан,

интересов своих государств посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований;

- обеспечение практических и методических форм использования специальных знаний при рассмотрении уголовных и гражданских дел с участием представителей сторон в международных судах;

- освоение зарубежного опыта и передового уровня специальных знаний, используемых в судопроизводстве, для совершенствования экспертной деятельности и повышения профессионального мастерства работников судебно-экспертных учреждений;

- обновление методологий криминалистики и судебной экспертизы с учетом инновационных тенденций в зарубежном экспертном сообществе;

- укрепление международного престижа министерств юстиции в целом и их судебноэкспертных учреждений, в частности, в сфере правовых отношений.

Деятельность государственных судебноэкспертных учреждений министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС основана на принципах независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Современная методология судебной экспертизы, применяемая в судебноэкспертных учреждениях министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС, является единой, поскольку создавалась в рамках одной инфраструктуры всесоюзного и республиканских институтов судебной экспертизы еще в XX веке в советский период. Основными этапами формирования этой методологии являются создание общей теории судебной экспертизы и развитие ее положений в частных теориях родов и видов судебной экспертизы. Эффективность этой методологии была подтверждена многолетней практикой всех республик бывшего СССР, а также государств бывшего социалистического лагеря.

Основополагающим документом, определяющим международное сотрудничество государств-членов Сообщества, является Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.1

Министерствами юстиции государств-членов ЕврАзЭС во исполнение Договора заключено Соглашение о сотрудничестве министерств юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества от 16 апреля 2003 года.2 В соответствии с Соглашением, Стороны осуществляют сотрудничество в пределах своей компетентности и при соблюдении законодательства и международных договоров своих государств. В статье 2 Соглашения сформулированы основные направления сотрудничества:

- формирование и реализация согласованной политики в сфере юстиции;

- обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

- управление органами и учреждениями юстиции;

- обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

- организация и обеспечение исполнения уголовных наказаний; обеспечение установленного порядка деятельности судов;

- методическое обеспечение законодательной деятельности;

- организация и обеспечение выполнения обязательств в соответствии с международными договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

- развитие правовых информационных систем;

- организация ведения реестров и ре-

1 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.evrazes.com/ docs/view/3 (дата обращения: 11.02.2013).

2 Соглашение о сотрудничестве министерств юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества от 16 апреля 2003 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=7394 (дата обращения: 11.02.2013).

гистрации актов в органах и учреждениях юстиции;

- научно-методическое обеспечение проведения исследований в судебно-экспертных учреждениях на современном уровне;

- подготовка и повышение квалификации кадров для органов и учреждений юстиции;

- организация правовой помощи населению;

- научно-исследовательская деятельность по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Стороны взаимодействуют по вопросам реализации международных обязательств, касающихся гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов государств - членов ЕврАзЭС. Возможные формы сотрудничества определены в статье 3 данного Соглашения:

- обмен опытом работы, в том числе путем проведения ознакомительных визитов, стажировок, консультаций и семинаров;

- регулярный обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ведомственными изданиями и методическими материалами;

- проведение совместных научных исследований, научных и научно-практических конференций, подготовка научных публикаций;

- оказание содействия в информационном обеспечении разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов, в том числе путем предоставления материалов о зарубежном опыте правового регулирования и международном сотрудничестве в сфере, касающейся предмета разрабатываемого проекта нормативного правового акта;

- взаимодействие в подготовке и повышении квалификации кадров для органов и учреждений юстиции, в том числе путем проведения учебных курсов, стажировок, лекций и семинаров, совместной подготовки учебных изданий;

- обмен информацией по вопросам деятельности Сторон, а также на взаимовыгодной основе учебной литературой и научными изданиями;

- исполнение запросов о предоставлении информации о действующем или действовавшем законодательстве своих государств;

- обмен нормативными правовыми актами.

Сотрудничество Сторон осуществляется с соблюдением национальных законодательств о государственных секретах.

Совет министров юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества осуществляет свою деятельность на основе Положения, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 ноября 2009 года № 451.3

Положение о Совете министров юстиции государств -членов Евразийского экономического сообщества (далее - Совет) определяет цели, задачи, компетенцию, порядок деятельности Совета, его взаимодействие с органами Евразийского экономического сообщества, а также права и обязанности членов Совета.

Совет создан для реализации целей и задач Сообщества в области формирования согласованной правовой политики, участия в нормотворческой деятельности органов Сообщества, осуществления координации и взаимодействия министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС.

Совет в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, принятыми в рамках Сообщества, решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (далее - Межгоссовет) и Положением о Совете министров юстиции государств ЕврАзЭС. Совет ответствен перед Межгоссоветом и подотчетен ему. Меж-госсовет определяет основные направления деятельности Совета.

3 Положение о Совете министров юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества (утв. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27ноября 2009 г. № 451). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.evrazes. com/about/vspom/comission/view/2 (дата обращения:

11.02.2013).

Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, осуществляет следующие функции:

а) участвует в формировании согласованной правовой политики государств-членов ЕврАзЭС;

б) оказывает органам Сообщества содействие в:

- работе по гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС;

проведении сравнительно-правового анализа законодательств государств-членов ЕврАзЭС и подготовке соответствующих рекомендаций;

- формировании информационноправовой базы Сообщества;

в) подготавливает предложения по направлениям своей деятельности и вносит их в установленном порядке на рассмотрение соответствующих органов Сообщества;

г) принимает участие в разработке и реализации межгосударственных проектов, программ и других совместных мероприятий государств-членов ЕврАзЭС;

д) представляет Межгоссовету информацию о состоянии дел в правовой сфере сотрудничества и отчеты о своей работе;

е) реализует иные направления деятельности, определяемые решениями Межгоссо-вета.

В целях осуществления своих функций Совет имеет право:

а) взаимодействовать с аппаратами органов Сообщества;

б) поддерживать и развивать контакты с законодательными, судебными и исполнительными органами государств-членов ЕврАзЭС;

в) разрабатывать и принимать в пределах своей компетенции меры, направленные на реализацию международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, решений Межгоссовета и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС;

г) вносить в установленном порядке на рассмотрение органов Сообщества предложения по вопросам, входящим в компетенцию Совета, а также по проектам реше-

ний Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и Межгоссовета;

д) готовить, при необходимости, в пределах своей компетенции заключения по проектам международных договоров и других документов, вносимых в установленном порядке на рассмотрение Межгоссовета;

е) разрабатывать рекомендации и предложения по гармонизации законодательств государств-членов ЕврАзЭС;

ж) вносить на рассмотрение Межгоссо-вета в установленном порядке предложения

о заключении договоров по выполнению экспертно-консультативных услуг, связанных с направлением своей деятельности, в пределах средств, предусмотренных на эти цели;

з) создавать комиссии, рабочие группы и иные органы Совета по направлениям своей деятельности;

и) рассматривать запросы органов Сообщества, а также советов и комиссий при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, связанные с направлениями своей деятельности;

к) разрабатывать и вносить на рассмотрение в установленном порядке предложения по взаимодействию государств-членов ЕврАзЭС в правовой сфере;

л) подготавливать и представлять на рассмотрение органов Сообщества аналитическую и иную информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;

м) запрашивать в пределах своей компетенции и получать необходимую информацию от органов исполнительной власти государств-членов ЕврАзЭС в соответствии с их национальными законодательствами и решениями органов Сообщества;

н) взаимодействовать в пределах своей компетенции с Комиссией Постоянных представителей при ЕврАзЭС, с советами и комиссиями при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и вспомогательными органами ЕврАзЭС, а также в соответствии с рекомендациями Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и Межгоссовета - с аналогичными органами других международных организаций;

о) обращаться в пределах своих полномочий с предложениями в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС;

п) обладает иными правами, определяемыми решениями Межгоссовета.

Решения Совета оформляются в форме протоколов и обязательны для исполнения судебно-экспертными учреждения в пределах их компетенции.

30 июня 2006 года было подписано Соглашение о сотрудничестве в области судебноэкспертной деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества.4 В соответствии со статьей 1 Соглашения, Стороны в рамках своей компетенции при соблюдении законодательства и международных договоров своих государств осуществляют сотрудничество в области организации судебноэкспертной деятельности и проведения научно-исследовательских работ. Статья 2 устанавливает, что Стороны развивают сотрудничество в области судебной экспертизы по следующим направлениям:

- координация научной работы по проблемам судебной экспертизы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совместная разработка методов и методик;

- обмен данными в области информационно-справочной деятельности;

- обмен опытом, в том числе путем проведения совместных научно-практических конференций, практических семинаров, курсов с целью освоения новых методов и методик;

- подготовка и повышение квалификации экспертных научных кадров, в том числе путем обмена стажерами;

- рецензирование научных разработок и экспертных заключений;

- обмен нормативными правовыми актами, методической и научной литературой;

4 Соглашение о сотрудничестве в области судебноэкспертной деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества от 30 июня 2006 год, г. Минск [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.adilet.gov.kz/ru/node/1663 (дата обращения:

11.02.2013).

- оказание научно-методической и практической помощи в вопросах судебноэкспертной деятельности.

В целях эффективной реализации международных договоров и развития международного сотрудничества была создана Рабочая группа, преобразованная в 2009 году в Координационно-методическую комиссию по судебной экспертизе при Совете министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС (далее - Комиссия). В состав Комиссии вошли руководители и заместители руководителей головных судебно-экспертных учреждений министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС.

Основной целью сотрудничества в области судебно-экспертной деятельности является всестороннее взаимодействие для обеспечения передового уровня производства судебной экспертизы в государствах-членах Сообщества, на достижение которого направлена работа Комиссии.

В соответствии с Положением о Координационно-методической комиссии, утвержденным решением Совета министров юстиции от 23 сентября 2011 года № 365, Комиссия является консультативным органом Совета министров юстиции по судебно-экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений государств-членов Евразийского экономического сообщества.

Комиссия ответственна перед Советом министров юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества и подотчетна ему. Комиссия ежегодно представляет Совету отчет о своей работе. Основной целью деятельности Комиссии является реализация Соглашения о сотрудничестве в

5 Положение о Координационно-методической комиссии по судебной экспертизе при Совете министров юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества (утв. Решением Совета министров юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества 23 сентября 2011 года № 36). [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.evrazes.com/docs/view/555 (дата обращения:

11.02.2013).

области судебно-экспертной деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества, заключенного министерствами юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества в г. Минске 30 июня 2006 года.

Основными задачами деятельности Комиссии являются гармонизация законодательств государств-членов ЕврАзЭС о судебно-экспертной деятельности, координация научно-методической работы и повышение качества судебной экспертизы, проводимой в судебно-экспертных учреждениях министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС.

Комиссия в своей деятельности руководствуется решениями Межгосударствен -ного Совета ЕврАзЭС и Совета министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС, Положением о Совете министров юстиции государств-членов Евразийского экономического сообщества, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 ноября 2009 г. №451 и Положением о Координационнометодической комиссии.

Членами Комиссии являются руководители и заместители руководителей головных государственных судебно-экспертных учреждений министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС. На заседаниях Комиссии от каждого министерства юстиции государства-члена ЕврАзЭС принимает участие, как правило, одно из вышеуказанных должностных лиц. Члены Комиссии обладают равными правами при обсуждении вопросов и принятии решений.

Комиссия осуществляет следующие основные функции:

1. Определяет приоритетные направления развития судебной экспертизы и вырабатывает рекомендации по научно-методическому и нормативному правовому обеспечению судебно-экспертной деятельности.

2. Координирует планы научноисследовательских работ по приоритетным направлениям методического обеспечения

судебной экспертизы и организует рецензирование научных разработок, в том числе диссертационных работ.

3. Организует обмен опытом, в том числе путем проведения совместных научнопрактических конференций, практических семинаров, курсов с целью освоения новых методов и методик.

4. Проводит работу по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок назначения, проведения и оценки результатов судебной экспертизы.

5. Разрабатывает предложения по обеспечению высокого качества судебной экспертизы на основе внедрения в практическую деятельность судебно-экспертных учреждений требований международных стандартов и их аккредитации.

6. Осуществляет подготовку и реализацию программ межлабораторного профессионального тестирования, выполняя функции провайдера в сфере судебной экспертизы в соответствии с международными требованиями (руководства, стандарты, рекомендации).

7. Готовит рекомендации по внедрению в судебно-экспертную практику новых родов и видов судебной экспертизы, инновационных экспертных и исследовательских технологий.

8. Разрабатывает единую политику в области подготовки, аттестации и повышения квалификации экспертов.

9. Организует обмен методическими материалами по судебно-экспертной деятельности.

10. Организует деятельность по проведению процедуры подтверждения пригодности (валидации) методов и методик, применяемых при производстве судебных экспертиз.

Основной формой деятельности Комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год поочередно в каждом из государств-членов ЕврАзЭС. Принятые решения оформляются в форме протоколов.

Рекомендации Комиссии вносятся для рассмотрения в Совет министров юстиции государств ЕврАзЭС.

Комиссия формирует секции по актуальным проблемам теории и практики производства судебных экспертиз. По представлению членов Комиссии в состав секций, помимо членов Комиссии, могут входить соответствующие специалисты в области судебной экспертизы - сотрудники государственных судебно-экспертных учреждений министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС. Состав секций утверждается на заседаниях Комиссии.

Информация, относящаяся к деятельности Комиссии и ее секций, освещается в научно-практическом журнале «Теория и практика судебной экспертизы» (Москва, Российская Федерация) и сборнике научных трудов «Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы» (Минск, Республика Беларусь), а также в периодических изданиях министерств юстиции государств - членов ЕврАзЭС.

Основной целью партнерства судебноэкспертных учреждений (СЭУ) государств -членов ЕврАзЭС, на достижение которой направлена работа Комиссии, является всестороннее взаимодействие для обеспечения передового уровня производства судебной экспертизы в государствах Сообщества. При этом в качестве приоритетных направлений партнерства выделены следующие.

Во-первых, достижение высокого качества экспертного производства посредством создания систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам.

Во-вторых, проведение научнометодической работы. Эта работа включает в себя согласование единой научнометодической основы экспертного производства, методическое рецензирование наблюдательных производств по завершенным делам, информационный обмен методической и справочной литературой. В рамках этого направления с целью совершенствова-

ния ранее разработанных методик и создания новых экспертных технологий проводятся научно-исследовательские работы, для которых осуществляется организация и координация их выполнения, апробация и внедрение их результатов в практику.

В-третьих, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников СЭУ. К этому направлению относится обучение экспертным специальностям; участие в курсах повышения квалификации, стажировках и школах, семинарах; согласование порядка аттестации на присвоение права самостоятельного производства судебных экспертиз, актуализация границ компетенции судебных экспертов и др.

В рамках заседаний Комиссии были впервые рассмотрены актуальные проблемы разработки единой системы аккредитации государственных СЭУ министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС и метрологической аттестации судебно-экспертных методик, о гармонизации законодательств в сфере судебной экспертизы государств-членов ЕврАзЭС, об образовании Международной ассоциации СЭУ министерств юстиции государств ЕврАзЭС и др.

В ходе своей деятельности Комиссия пришла к выводу о том, что пути и формы совершенствования судебно-экспертной деятельности в государствах-членах ЕврАзЭС существенно обусловлены спецификой их законодательств и потребностями судопроизводства. Кроме того, процесс интеграции осложнен неодинаковой степенью развития судебной экспертизы как системной профессиональной деятельности.

Большую роль в международной деятельности в сфере судебной экспертизы играют решения Совета министров юстиции. Так, Советом утверждены следующие основополагающие нормативные документы: Регламенты системы менеджмента качества судебно-экспертных учреждений (протокол № 29 от 23 мая 2011 года), Перечень родов и видов судебной экспертизы, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях (прото-

кол № 28 от 23 мая 2011 года)6 и Программа подготовки экспертов судебно-экспертных учреждений (протокол № 28 от 23 мая 2011 года).7

Реализация плановых заданий и исполнение протокольных решений Совета министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС и Комиссии осуществляются посредством выполнения целого комплекса научнометодических мероприятий, базовыми компонентами которых являются следующие направления.

Во-первых, проведение научноисследовательской работы (НИР) с целью подготовки единых нормативных документов Системы менеджмента качества судебноэкспертных учреждений, а именно: создание стандарта, отражающего критерии оценки пригодности судебно-экспертных методик, разработка регламента и методических подходов к организации межлабораторных сравнительных испытаний как контрольного механизма уровня качества экспертного производства.

Введение в практику данных регламентов является неотъемлемой частью аккредитации судебно-экспертных учреждений в соответствии с требованиями международных стандартов.

6 Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебноэкспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. № 114. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/iw-praktika/ v7a.htm (дата обращения: 11.02.2013).

7 Об утверждении программы подготовки государ-

ственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по строительнотехнической экспертизе: Приказ Министерства

юстиции Российской Федерации от 13.10.2004. № 167 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

С целью практического использования указанных регламентов, утвержденных протокольными решениями Совета министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС, были внесены ряд соответствующих дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области судебно-экспертной деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества от 30 июня 2006 года. Эти дополнения являются важным методическим инструментом для достижения целей аккредитации, а именно, для создания системы менеджмента качества и обеспечении высокого научнометодического уровня экспертного производства.

Кроме того, решением Совета Министров юстиции от 23 сентября 2011 года (протокол № 35) утверждена новая редакция Положения о Комиссии, где среди прочих уточнений

0 порядке деятельности Комиссии включены полномочия по осуществлению подготовки и реализации программ межлабораторного профессионального тестирования, выполнения функции провайдера в сфере судебной экспертизы в соответствии с международными требованиями (руководствами, стандартами, рекомендациями).

Во-вторых, выполнение НИР по подготовке единого Перечня видов экспертиз и Программ подготовки экспертов государственных судебно-экспертных учреждений министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС.

В-третьих, практическая реализация задач по подготовке и повышению квалификации экспертных кадров. Решением Совета министров юстиции ЕврАзЭС от 23 мая 2011 года (протокол № 29) утверждены Программы подготовки судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС, которые используются в деятельности судебно-экспертных учреждений.

Учитывая динамичное развитие Таможенного союза и вступление в действие с

1 июля 2010 г. Таможенного кодекса Тамо-

женного союза, большое значение для обеспечения создания единого таможенного пространства приобрела унификация всего спектра таможенных процедур, включая экспертно-криминалистическое обеспечение таможенных органов.

Все вышеизложенное дает основание говорить об устойчивой тенденции к расширению участия СЭУ министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС в международном сотрудничестве в рамках ЕврАзЭС, повышению их роли в развитии методологии судебной экспертизы, пропаганде и укре-

плению теории криминалистики и судебной экспертизы. В целом же накопленный опыт в нормативно-правовом регулировании судебно-экспертной деятельности, методическом развитии судебной экспертизы и реализации перспективных подходов к становлению новых родов и видов судебной экспертизы позволяет сегодня СЭУ эффективно осуществлять интеграционную функцию международного правового и правозащитного сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в области судебной экспертизы.

Современная методология судебной экспертизы, применяемая в судебно-экспертных учреждениях министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС, является единой, поскольку создавалась в рамках одной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.