Научная статья на тему 'К вопросу о методологических основаниях исследования информационной безопасности'

К вопросу о методологических основаниях исследования информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1045
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьев Сергей Александрович

В данной статье рассматривается подходы и методологические основания к исследованию информационной безопасности. Анализ методологии исследования информационной безопасности является достаточно новым научным направлением, которое формируется на стыке различных научных дисциплин и направлений методологического анализа. В качестве основополагающей методологии исследования информационной безопасности личности предлагается трансдисциплинарная методология. Рассмотрение данной методологии исследования ставит задачи применения указанной методологической матрицы для анализа компонентов информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дементьев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологических основаниях исследования информационной безопасности»

УДК 304.2

Дементьев Сергей Александрович

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Южно-Российского гуманитарного института г. Ростов-на-Дону shohakat@yandex.ru.

Sergey A. Dementiev

candidate of sociological sciences, senior teacher of chair philosophies and cultural science The southern Russian humanitarian institute Rostov-on-Don shohakat@yandex.ru.

К ВОПРОСУ о

On the question of

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE METHODOLOGICAL BASIS OF RESEARCH OF INFORMATION SECURITY

Аннотация. В данной статье рассматривается подходы и методологические основания к исследованию информационной безопасности. Анализ методологии исследования информационной безопасности является достаточно новым научным направлением, которое формируется на стыке различных научных дисциплин и направлений методологического анализа. В качестве основополагающей методологии исследования информационной безопасности личности предлагается трансдисциплинарная методология. Рассмотрение данной методологии исследования ставит задачи применения указанной методологической матрицы для анализа компонентов информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, методология исследования, информационное противоборство, информационное общество, информационная культура.

Annotation. The approaches and methodological foundations for the study of information security are examined. The analysis of methodology of study of information security is a relatively new scientific field, which is being formed on the interfaces between different disciplines and areas of methodological analysis. The transdisciplinary methodology is offered as a basic methodology of research of personal information security. The investigation of this methodology of study defines a methodological problem of the application of such a matrix for the analysis of the components of information security.

Keywords: information security, research methodology, information warfare, information society, information culture.

Понятие «информационной безопасности» рассматривается современными исследователями с точки зрения различных подходов. В идеологическом отношении в основе всех подходов находится государственная концепция информационной безопасности. Согласно концепции «под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере» [1].

Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает следующее определение: «информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [2]. В подавляющем большинстве исследовательских подходов «информационная безопасность» рассматривается под углом зрения национальной, государственной информационной безопасности.

Для разработки методологического инструментария анализа информационной безопасности

необходимо учесть сложившиеся дисциплинарные исследовательские подходы в этой предметной области.

Анализ методологии исследования информационной безопасности является достаточно новым научным направлением, которое формируется на стыке различных научных дисциплин и направлений методологического анализа. С одной стороны - это сложившиеся теории и концепции постиндустриального и информационного общества, основы которых заложили Д. Белл, М. Порат, Й. Масуда, М. Маклюэн, О. Тоффлер, Т. Стоуньер, Р. Катц, П. Дракер, М. Кастельс. Среди отечественных исследователей следует выделить таких, как Р.Ф. Абдеев, В.Б. Гухман, В.С. Игнатов, ВЛ. Иноземцев, ИЛ. Мелюхин, Т.А. Ожерельева, Д.В. Пименова, А И. Ракитов, А.Д. Урсул, ВЛ. Устьянцев и др. Реализация данного подхода связана с рассмотрением перспектив постиндустриальной теории в информационную эпоху. В этом плане нужно, прежде всего, выделить работы ИЛ. Мелюхина, О.Н. Вертинской, Т.В. Ершовой, ЮЛ. Хохлова, АЛ. Чугунова,

63

A. Е. Шадрина, И.Ю. Алексеевой, Л. В. Сморгунова и

B. Л. Иноземцева, в которых осуществляется методологический анализ проблем и перспектив реализации тех или иных теоретических моделей информационного общества на практике.

Другое направление связано с работами, которые посвящены анализу проблем становления и развития систем общественной, национальной, государственной и международной безопасности в информационную эпоху. Это, прежде всего, подход, связанный с трактовкой таких процессов, как «информационное противоборство», «информационная борьба» и «информационная война», как выражения наиболее существенных угроз информационной безопасности общества и государства.

В практике исследовательской работы рассмотрение угроз информационной безопасности в виде «информационного противоборства», «информационной борьбы» и «информационной войны», осуществляется посредством социотехнического подхода. В этом плане предпосылкой анализа является использование разработанной американским исследователем Г. Кроном тензорной теории сложных систем, представляющей собою тензорную методологию. Указанная тензорная методология Г. Крона дает возможность эффективной разработки различных методов решения методов решения сложных системных задач с помощью компьютера. С точки зрения тензорной методологии информационные процессы в обществе рассматриваются под углом зрения структур и функций элементов сложно организованных систем.

Другой дисциплинарный подход - социологический. Социологический подход к исследованию информационной безопасности предполагает изучение информационного противоборства, имеющего ценностный и идеологический характер, выражающегося в действиях масс-медийных средств массовой коммуникации, электронных массовой информации. Результаты этого противоборства выражаются показателями общественного мнения и могут быть зафиксированы с помощью социологических методов.

Следующий методологический подход в изучении проблем информационной безопасности -социально-психологический подход. Он реализован в работах А.Е. Войскунского, Ю. Бабаевой, ЕЛ. Белинской, А. Жичкиной и других авторов. С точки зрения данного подхода изучается эффективность информационного воздействия на человека, которая зависит от его установок, от меры принятой в обществе степени доверия к информации, распространяемой СМИ. В данном подходе выявляются угрозы личности в виде тенденциозного отбора и селекции предоставляемой информации, что часто связано с манипу-лятивными намерениями тех или иных субъектов или инстанций, которые осуществляют этот отбор, с некритическим выбором информационных источников, с односторонней информацией, с частными мнениями, слузами и откровенной дезинформацией, со злоумышленной подменой информационных блоков, необоснованной атри-

буцией информационного источника, с дискредитацией, ложью, откровенным замалчивание или нарочитым преувеличением тех или иных оценок фактов и событий.

Социокультурный подход в методологическом анализе информационной безопасности реализован в работах таких исследователей, как Н.В. Аникина, С.В. Гордина, И.А. Иванова, М.А. Недосекина, КВ. Сельчёнок, Л. В. Скворцов и др. Согласно этому подходу, под информационной культурой понимается информационная компонента общечеловеческой культуры в целом, которая характеризует уровень всех реализуемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Информационная культура, как и всякая другая культура, определяется совокупностью различных ценностей, способами их получения, сохранения, преумножения и трансляции. Согласно этому, основный акцент в социокультурном аспекте информационной безопасности делается на противодействии разрушения социальных ценностей и противодействии подмене реальных ценностей мнимыми, иллюзорными.

Ценностный подход к информационной безопасности связан с рассмотрением ценностей как результата человеческого творчества, человеческой созидательной и преобразовательной деятельности. И творчество, и деятельность связаны с саморазвитием личности, созданием соответствующих материальных и духовных условия для этого. Соответственно этому главный принцип социокультурного аспекта информационной безопасности - суть обоснование безопасности развития личности в информационном мире, к утверждению системы ценностных смыслоориентирующих координат информационного взаимодействия. Аксиологическая безопасность в информационном мире предполагает различные ценностные системы защиты от негативной и деструктивной информации.

Дисциплинарные методологические подходы исследования информационной безопасности, как нам представляется, рассмотренные выше, дают локальные (дисциплинарные) проекции форматов исследования. Это обусловлено спецификой дисциплинарного понятийного строя и особенностями специальных дисциплинарных методов. Данные подходы дают приращение нового знания в конкретной области исследования, но, имея в виду то, что информатизация как глобальное явление развертывается на фоне создания общества нового типа - информационного общества, они не в состоянии выйти на тот уровень концептуализации и обобщения, который характеризовал бы системное качество этого нового общества и поэтому не могут достаточно адекватно служить методологической основой исследования информационной безопасности в информационную эпоху.

Междисциплинарный подход в этом отношении казался бы более предпочтительным, имея в виду, что он формируется на стыке различных дисциплин. Однако он содержит в себе некое методологическое ограничение, обусловленное

64

именно этим пресловутым «стыком дисциплин», поскольку наследует в себе дисциплинарные принципы, что является, конечно, его достоинством, но одновременно и ограничением. С одной стороны, это касается применения дисциплинарных методов для решения междисциплинарных задач, а, с другой стороны, сам статус стыковых задач предполагает выход за пределы компетентности дисциплинарных методов.

В этом плане подходящим методологическим инструментарием мог бы быть мультидисциплинарный подход, или полидисциплинарный подход. Они, как известно, основываются на обобщенной картине предмета и задают такие его форматы исследования, которые выходят за пределы дисциплинарных и междисциплинарных подходов. Нужно отметить, что спецификой данных подходов является перенос методов исследования из одной дисциплины в другую или в другие дисциплины. Однако, если опять отталкиваться от приведенного выше примера, то нет таких методов, которые можно было бы перенести из конкретных дисциплинарных отраслей знания для цельного, всестороннего и полнообъемного методологического анализа информационного взаимодействия (во всей конкретике его форм, в том числе виртуальных, сетевых, имитационных, фрактальных, взаимодействия сетевых сообществ и т.д.). Поэтому можно сказать, что мультидисциплинарный подход и полидисциплинарный подход имеют свои ограничения в анализе таких феноменов, как информационное взаимодействие в информационную эпоху, ибо суть мультидисциплинарности и по-лидисциплинарности заключается в целом как выражение синтеза научного знания, синтеза дисциплинарных методов. Однако здесь мы имеем дело с той ситуацией, когда количественный синтез не способен обеспечить новое качество.

Предпринимаемые в рамках междисциплинарных направлений исследовательские подходы, такие как средовый подход (выделение в качестве основой понятия - понятия среды, в данном случае - информационной среды), системный подход (представление системности социума нового типа), интегративный подход (синтез различных представлений об информационном взаимодействии и интеграция данного понятия в теорию информационной безопасности) и уров-невое представление научного знания, такое, как

Литература:

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г., № Пр-1895. Российская газета. 2000. 28 сент.

2. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. Закон РФ. Российская газета. 2006. 29 июля.

3. Юрьев AM. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и

выявление содержательного уровня (процессуальная и фактуальная презентации объекта исследования), концептуальный уровень (обобщение презентаций объекта исследования в предмете исследования), социотехнический и технологический уровни не порождают единого поля исследования и диверсифицируют его на различные направления.

Проведенный анализ показал, что информатизация представляет собой глобальный мировой процесс. Воздействие информатизации на общество имеет смысло- и системообразующий характер; она формирует новое состояние общества, порождает общество нового типа - информационное общество. При этом глобальная информация стала не только социальным ресурсом, форматирующим все стороны общественной жизни, но регулятором нового общественного порядка, в частности, процесс информатизации виртуализирует все социальные связи и отношения. Указанные глобальные проблемы ставят задачу рассмотрения информационной безопасности с учетом глобальности этих проблем.

В методологическом подходе, который мы обосновываем в данной статье, требуется не синтез дисциплинарных принципов, методов и понятий, а принципы, методы и понятия, которые не только идут через границы конкретных дисциплин, а и выходят за пределы этих конкретных дисциплин. Такая методология исследования называется трансдисциплинарной методологией, и именно она обеспечивает системное единство, гносеологическую эвристичность и методологическую целостность [4].

Трансдисциплинарность, как методологическая матрица исследования информационной безопасности в обществе нового типа, не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины и осуществляет расширение представления о предмете исследования посредством обобщенного представления о нем [5].

Таким образом, рассмотрение вопросов трансдисциплинарной методологии исследования информационной безопасности личности в информационную эпоху ставит задачи применения указанной методологической матрицы для анализа компонентов информационной безопасности -изучения информационных процессов, информационных продуктов, информационных услуг и информационных ресурсов.

Literature:

1. The Information Security Doctrine of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation on Sept. 9, 2000, № Pr-1895. Ros-siyskaya Gazeta. Sep 28, 2000.

2. The Russian Federation. Laws. On Information, Information Technologies and Protection of Information: Feder. The Law of the Russian Federation. Rossiyskaya Gazeta. 2006 July 29th.

3. Yuriev A.I. Globalization as a new form of political power, changing man and the world order. URL:

65

миропорядок. URL: http://www.spbup.ru/index.php ? option=com_content&task=view&id=55&Itemid

4. Владимирова ТВ. О едином кпюче в понимании обеспечения информационной безопасности. NB: Национальная безопасность. 2014. № 2. С. 111-127.

5. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная

парадигма: наука-инновации-общество. М. :

«Либроком», 2011. С. 34-43.

http://www.spbup.ru/index.php?option=com_content

&task=view&id=55&Itemid

4. Vladimirov T.V. To the shared sense in understanding of the information security. NB: National security. 2014. № 2. P. 111-127.

5. Grebenshchikov E.G. The transdisciplinary paradigm: science-innovation-society. M. : «LIBRO-KOM», 2011. P. 34-43.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.