Научная статья на тему 'Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества'

Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
500
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION SPACE / CYBERSPACE / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION CULTURE / INFORMATION AND COMMUNICATION INTERACTION TRANSDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьев Сергей Александрович

В статье рассматривается проблема исследования информационного пространства и выявления соотношения информационного пространства с такими характеристиками информационной эпохи, как информационная среда, информационная система и информационные процессы. Все указанные понятия, включая понятие информации, являются предельно общими и затрагивают различные области дисциплинарных исследований, поэтому для их анализа применяется трансдисциплинарная методология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transdisciplinary analysis of the information space of modern society

In article the problem of a research of information space and identification of a ratio of information space with such characteristics of information era as information environment, an information system and information processes is considered. All specified concepts, including a concept of information, are extremely general and affect different areas of disciplinary researches therefore the transdisciplinary methodology is applied to their analysis.

Текст научной работы на тему «Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества»

Дементьев Сергей Александрович

кандидат социологических наук (e-mail: sadementiev2014@yandex.ru)

Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества

В статье рассматривается проблема исследования информационного пространства и выявления соотношения информационного пространства с такими характеристиками информационной эпохи, как информационная среда, информационная система и информационные процессы. Все указанные понятия, включая понятие информации, являются предельно общими и затрагивают различные области дисциплинарных исследований, поэтому для их анализа применяется трансдисциплинарная методология.

Ключевые слова: информационная среда, информационное пространство, киберпростран-ство, информационная система, информационные ресурсы, информационная культура, информационно-коммуникационные взаимодействия, трансдисциплинарность.

S.A. Dementiev, Candidate of Sociology; e-mail: sadementiev2014@yandex.ru

Transdisciplinary analysis of the information space of modern society

In article the problem of a research of information space and identification of a ratio of information space with such characteristics of information era as information environment, an information system and information processes is considered. All specified concepts, including a concept of information, are extremely general and affect different areas of disciplinary researches therefore the transdisciplinary methodology is applied to their analysis.

Key words: information environment, information space, cyberspace, information systems, information resources, information culture, information and communication interaction transdisciplinarity.

Информационная среда, как определяют ее современные исследователи, характеризуется материальным обеспечением, информационным обеспечением, коммуникационным обеспечением и информационным полем, где происходит передача и прием информации, информационный обмен и информационное взаимодействие.

Полагаем, что определение информационной среды как системы материального, информационного и коммуникационного обеспечения недостаточно полное. Такое определение уместно в конкретном дисциплинарном дискурсе, но оно не является удовлетворительным с точки зрения более общих подходов, связанных с пониманием актора информационного обеспечения как социального субъекта отношений в обществе, вступившем в информационную фазу своего развития, т.е. с точки зрения трансдисциплинарной методологии исследования.

На наш взгляд, характеристики информационной среды как совокупности ресурсов совершенно недостаточно. В определении информационной среды нужно исходить не из совокупности ресурсов, а из характеристики существования социального субъекта инфор-

мационных взаимодействий и достаточных условий для существования и развития такого субъекта.

Тогда в определение информационной среды (кроме указанных параметров) должны входить такие характеристики, как информационные потребности, информационная инфраструктура, информационные ресурсы и информационный потенциал.

М.А.Смирнов отмечает, что информационная среда по аналогии с географической средой трактуется как некое территориальное понятие [1]. Однако мы считаем, что распространение информации не локализуется пространственными границами и не маркируется территориальными, государственными и иными ограничениями.

Под информационной средой, включающей в себя информационные объекты (информационные ресурсы и информационную инфраструктуру), понимается сфера особого типа социальных, социально-психологических и социально-правовых отношений, которые возникают в информационном обществе, это также целый спектр отношений, возникающих в процессе использования информации.

145

В спектр этих отношений, на наш взгляд, входят и те, которые появляются в ходе производства, хранения,копирования,распространения и использования информации. Сюда же нужно включить те отношения, которые возникают в коммерческом и рекламном плане использования информации. Здесь же располагаются и отношения, связанные с использованием информации в бизнесе.

Защита информации и правовые отношения, характеризующие информационные права субъектов, вступающих в информационное взаимодействие, отношения правового регулирования, правовой регламентации и правового порядка в сфере информационного взаимодействия также занимают особое место в информационной сфере.

Следующим важным понятием является информационная система общества. Информационная система, кроме информационных ресурсов, информационных технологий, включает в себя и профессиональных акторов, задействованных в информационных процессах. Это специалисты и соответствующие организации, ориентированные на профессиональное производство, хранение и использование информации, а также различные технологические и организационные компоненты, обеспечивающие эти формы деятельности. Сюда входит информационно-коммуникационная инфраструктура, средства массовой информации, информационно-технологическая инфраструктура, информационно-телекоммуникационные сети и системы связи, информационный рынок и индустрия оказания информационных услуг, а также система профессиональной подготовки и переподготовки кадров и система научных исследований.

Информационное пространство как важнейший компонент общества в информационной фазе развития также имеет ряд особенных свойств и выполняет ряд специфических функций. Информационное пространство трансгранично, оно имеет виртуальный характер и существует в планетарных масштабах. Характеризуя место человека в информационном пространстве современного общества, нужно иметь в виду, что информационное пространство приобрело в настоящее время глобальный, планетарный характер. Однозначного определения этой черты информационного пространства, как отмечает В.Л. Гирич и В.Н. Чуприна, в исследовательской литературе пока нет, но можно обозначить основные подходы к этой характеристике информационного пространства [2, с. 342].

Согласно Декларации Дж. Барлоу, современное информационное пространство есть киберпространство и оно обладает чертами независимости [3, с. 350]. Само информационное пространство современного общества, по мнению Н. Моисеева, есть совокупность существующих информационных ресурсов и информационных инфраструктур межгосударственных, государственных, профессиональных, социальных, организационных и корпоративных информационных сетей, сетей общего пользования, систем СМИ, коммерческих и рекламных сетей и телекоммуникационных систем и каналов передачи и транслирования информации [4, с. 429].

Такой подход к определению современного информационного пространства представляется вполне правомерным, но лишь с одной существенной оговоркой. Это достаточно узкий подход, который может быть назван технологическим, т.е. дисциплинарным.

С точки зрения другого подхода, понятие информационного пространства характеризуется передачей информации в пространстве и времени. И в этом случае не важны каналы передачи и приема информации, а важно то, что в результате информационного обмена и информационного взаимодействия осуществляется обновление, расширение и обогащение информационной базы социума, равно как и обновление самого социума [5, с. 4].

Разновидностью указанного подхода можно считать подход, который характеризует информационное пространство как пространство, в котором создается, перемещается, потребляется и используется информация [6, с. 24]. В этом подходе акцент, сделанный на понятии «информация», распространяется и на способы получения и трансляции информации. Здесь реализуется идея о трех подходах к количеству информации, высказанная еще А.Н. Колмогоровым [7, с. 27-36]. Эту идею развивает Е.А. Тю-гашев, выводя понятие информации на уровень понятия информационного бытия [8, с. 13-23].

Трудно не согласиться с С.А. Проскуриным, говорящим о том, что такая характеристика информационного пространства, как глобальный характер, является временной характеристикой, характеристикой наличного состояния социума и, в частности, геополитической характеристикой [9, с. 60].

В соответствии с этим глобализм как характеристика информационного пространства современного общества - это просто современная альтернатива локальности. Существуют и другие подходы, характеризующие современ-

146

ное информационное пространство как наличные интегрированные коммуникационные системы.

Итак, множество дисциплинарных подходов при определении современного информационного пространства опирается на какое-то базисное понятие, разработанное в конкретной научной дисциплине, будь то информационные сети, каналы передачи информации, способы создания и перемещения информации, пространственные или временные характеристики трансформации информации или сама информация, понимаемая как технологическая разновидность современного социального бытия - информационного бытия.

А между тем это понятие имеет явный трансдисциплинарный характер и оно, как нам представляется, является социальным понятием, характеризующим современное состояние общества и человека в этом обществе: информационного общества и информационного человека. И определять это понятие чисто технологически - значит делать акцент лишь на способе достижения этого состояния, не на сущности самого этого состояния.

Трансдисциплинарный подход выходит за рамки узких дисциплинарных подходов и рассматривает человека в качестве субъекта нового типа социальных отношений, возникающих в информационном пространстве. При таком подходе человек рассматривается не как актор информационного взаимодействия, а как носитель новых ценностей, ценностей информационного общества; как субъект нового типа социальных отношений человек выполняет новые социальные роли, обозначенные новыми социальными маркерами. Человек также выступает как элемент, как субъект новой социальной культуры - информационной культуры.

Информационная культура в этом плане не синонимична информационному обществу. Вполне можно согласиться с А.А. Больбатом, что информационная культура есть выражение дифференциации индивидуально-личностных и социальных информационных ценностей, характеризующих многообразное единство различного в интегративном понимании информационного общества [10].

Особенностью данного многообразия различного является то, что указанное многообразие индивидуально-личностных и социальных ролей и ценностей реализуется в планетарном информационном пространстве глобализирующегося информационного общества. Данная специфика, на наш взгляд, заключается в том, что под воздействием глобальных процессов

информатизации глобализируется сама культура и сам человек.

Информационное пространство выступает социумом нового типа и трансформирует традиционный социум: он становится быстродействующим, динамичным, подвижным, изменчивым и непредсказуемым в своем новом облике. И все эти трансформации, как отмечают В. Фергюсон и Р. Моссбак, во многом связаны с социальными последствиями развития высоких информационных технологий [11].

Глобализация отношений в информационном пространстве проявляется еще и в том, что возникают новые глобальные типы социальных общностей, которые объединяют людей разных стран - пользователей информационных ресурсов - в единую планетарную человеческую сеть. Это характеризует такое направление эволюции человеческой цивилизации, которое связано с формированием глобального человечества. Возникает новый, как указывают, М. Харт и А. Негри, «постинтернациональный социум» [12]. Это связано с формированием глобального политического и экономического пространства, что способствует установлению единых информационных стандартов.

Новый социум, который возникает под воздействием информационных технологий, на чем настаивает М. Кастельс, характеризуется появлением сетевых форм социальной организации, которые приходят на смену линейным иерархическим социальным структурам [13]. Сетевые структуры глобальной информационной сети характеризуются открытостью, способностью к самосовершенствованию, доминированием горизонтальных информационных связей, принципиальной децентрализо-ванностью и абсолютной автономностью узлов коммуникации. Мозаичность информационных потоков, информационного взаимодействия и информационной сетевой культуры порождает и мозаичную личность, актора этого информационного взаимодействия и информационного обмена. Это качество способствует возникновению новых социальных ролей, новых личностных и социальных ценностей, новых критериев креативности, которые обусловлены новыми культурными образцами, стереотипами, образами и распространенными клише.

Среди этих культурных образцов, на наш взгляд, на одном из первых мест находится полифункциональность, т.е. направленность на многообразие сфер востребованности и применения информации, на поиски новых сегментов социальных практик, которые, как подчеркивает А.Л. Радкевич, способствуют

147

применению и использованию добытых информационных ресурсов [14]. И именно информационная среда является средством, ресурсом и областью этих социальных практик. Это существенно трансформирует все сферы общественной жизни: повседневную жизнь людей, их образование, досуг, саморазвитие, профессиональную или общественную активность. Это трансформирует всю экономику, бизнес, политику и другие сферы. Поэтому коренным образом изменяются все общественные структуры, все общественные институты, все сферы информационной деятельности.

Необходимо отметить такое важнейшее свойство нового информационного пространства и человека в этом пространстве, как континуальность (непрерывность) информационного пространства и континуальность человеческого присутствия в нем. Характеризуя глобальный характер информационного пространства современного общества и место человека в нем, необходимо выделить реализующийся в настоящее время переход от дискретного информационного пространства и дискретного информационного взаимодействия к континуальному (непрерывному) информационному пространству и непрерывному присутствию человека в нем.

Именно континуальное присутствие человека в континуальном информационном пространстве делает его социальным. Оно становится неотъемлемым атрибутом всех сторон общественной жизни, оно само становится общественной жизнью.

Трансдисциплинарный анализ места личности в информационном пространстве современного общества предполагает, на наш взгляд, сопоставление, прежде всего, двух составляющих данной проблемы: субъект-объектной и субъект-субъектной плоскостей рассмотрения. Первая в большей степени относится к взаимодействию человека с информационными ресурсами, вторая - к межсубъектному информационно-коммуникационному взаимодействию.

Если для первой плоскости характерно потребление информации, равно как и продуктивное ее использование в той или иной кон-

кретной сфере человеческой деятельности (этот аспект в значительной степени составляет предметную область дисциплинарного анализа), то для второй плоскости характерно такое межсубъектное взаимодействие, которое предполагает ценностное взаимодействие, сопоставление и сравнение различных личностных позиций, учет включенности в мотивы, ценности и интересы групповых, корпоративных, социетальных, политических и социальных установок.

Особенностями такого информационно-коммуникационного взаимодействия являются форматы социально-личностных отношений, трансляция ценностей, приобретение смыслов, переосмысливание установок и другие социальные действия. Сложившиеся реалии общественных отношений под воздействием высоких информационных технологий, глобализации современного информационного пространства предъявляют к человеку как члену общества новые требования: информационной компетентности, владения цифровыми технологиями, готовности к перемене профессиональной деятельности, мобильности, готовности к обучению и переподготовке, к овладению новой специальностью, способности усвоения и продуктивного использования информации.

Информационная эпоха открывает перед человеком большой спектр возможностей, альтернатив, выбор которых должен основываться на профессиональной компетентности, информационной культуре, социальной ответственности и личностной активности. Именно это создает предпосылки для формирования нового вида человека - «Homo Informaticus».

Вполне можно согласиться с И.Г. Сощенко, который утверждает, что человек информационной эпохи - это свободный человек, творческий человек, индивидуальность, космополит по своей природе; и качества эти обусловлены планетарным, трансграничным и интернациональным характером информационного пространства современного общества [15, с. 14].

148

1. Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества. URL: http://emag.iis.ru/ arc/infosoc/emag.nsf/BPA/

2. Гирич В.Л., Чуприна В.Н. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам. Киев, 2007.

3. Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество. М., 2004.

4. Моисеев Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. М., 2004.

5. Baeyer H.Ch. Information: the new language of science. Harvard University Press, 2004.

6. Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный курс: в 2 т. Т. I. Основы информационной и вычислительной техники. СПб., 2005.

7. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» // Комбинаторные основания информации и исчисления вероятностей. УМН. 1983. № 4(232).

8. Тюгашев Е.А. Термин «информация» в контексте классической метафизики: Мартин Хайдеггер - Николай Кузанский - Платон // Современное терминоведение Сибири. Язык. Культура. Теория познания. Новосибирск, 2004.

9. Проскурин С. А. Геополитическое измерение глобального информационного пространства // Геополитика: учеб. / под общ. ред. В.А. Михайлова. М., 2007.

10. Больбат А. А. Человек в социальном пространстве информационной культуры: ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2000.

11. Ferguson V.H., Mossback R.W. Remapping Global Politics. History's Revenge, Future Shock. New Jersey, Iowa, 2004.

12. Hardt M., Negri A. Empire. Cambridge, M.A., 2000.

13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

14. Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис.... канд. филос. наук. М., 2009.

15. Сощенко И. Г. Образ человека в социокультурном пространстве информационного общества: автореф. дис.... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007.

1. Smirnov M.A. Informational environment and development. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/BPA

2. Girich V.L., Chuprina V.N. The global information space and the problem of access to global information resources. Kiev, 2007.

3. Barlow J.P. Declaration of independence of cyberspace // Informational society. Mosow, 2004.

4. Moiseev N. Informational society: possibility and reality // Informational society. Moscow, 2004.

5. Baeyer H.Ch. Information: the new language of science. Harvard University Press, 2004.

6. Syretsky G.A. Computer science. Fundamental course: in 2 vol. Vol. I. Basics of information technology and computer engineering. St. Petersburg, 2005.

7. Kolmogorov A.N. Three approaches to the definition of «amount of information» // Combinatorial information base and the calculus of probability. UMN. 1983. № 4(232).

8. Tyugashev E.A. The term «information» in the context of classical metaphysics: Martin Heidegger - Nicholas of Cusa - Platon // Modern terminology of Siberia. Language. Culture. The theory of knowledge. Novosibirsk, 2004.

9. Proskurin S.A. The geopolitical dimension of the global information space // Geopolitics: textbook /ed. by V.A. Mikhailov. Moscow, 2007.

10. Bolbat A.A. The man in the social space of information culture: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Volgograd, 2000.

11. Ferguson V.H., Mossback R.W. Remapping Global Politics. History's Revenge, Future Shock. New Jersey, Iowa, 2004.

12. Hardt M., Negri A. Empire. Cambridge, M.A., 2000.

13. Castells M. The Information age: economy, society and culture. Moscow, 2000.

14. Radkevych A.L. Social internet practices of Russians in the emerging information society: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Moscow, 2009.

15. Soschenko I.G. The image of man in the socio-cultural environment of the information society: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Stavropol, 2007.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.