К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин
Петрова Е.В.
Петрова Елена Владимировна /Petrova Elena Vladimirovna - кандидат философских наук, старший преподаватель,
кафедра юриспруденции,
Гуманитарный институт, филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, г.
Северодвинск, Архангельская область
Аннотация: в статье рассматриваются сущность и особенности методики преподавания юридических дисциплин, представлены основные методы преподавания, среди них выделены наиболее часто применяемые в преподавании юридических дисциплин.
Ключевые слова: правовое обучение, методика преподавания, интерактивные методы обучения.
В последнее время наметилась тенденция углубленного развития правового образования, наблюдаются значительные изменения в педагогике и методике преподавания юридических дисциплин. Это связано с все большим распространением гуманистических ценностей в обществе, усиленным вниманием к совершенствованию методики образования, которая отражала бы уровень понимания научной и социальной природы окружающего мира и имела решающее значение для повышения эффективности преподавания учебной дисциплины.
Научно обоснованная качественная методика преподавания юридических дисциплин, являясь необходимым компонентом современного образования имеет огромное значение. Она должна быть направлена на повышение качества образовательной деятельности, уровня профессиональной подготовки студентов, повышение их интереса к приобретаемой профессии.
Среди наиболее значимых компонентов методики преподавания юридических дисциплин можно выделить: рационализацию предмета, постановку целей и задач преподавания; структурирование предмета; определение методов и приемов обучения; определение и использование средств оценивания; планирование учебной деятельности.
Метод обучения - это процесс взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. В современной педагогике существует множество классификаций методов обучения, но в одной из наиболее актуальных все методы типологизируются на пассивные или традиционные, активные и интерактивные. Основанием для данной классификации является уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность, что выступает одним из основных критериев эффективности образования.
Рассмотрим данные методы обучения и особенности их применения в преподавании правовых дисциплин.
Традиционные методы (лекция, демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ и др.) подразумевают одностороннее воздействие учителя на ученика, обучаемые являются пассивными участниками или объектами образовательного процесса. Суть традиционной организации учебного процесса заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. С помощью пассивных методов за короткий временной отрезок можно передать значительный объем учебной информации, они помогают преподавателю контролировать объем и глубину изучения учебного материала, процесс обучения, результаты учебной деятельности.
Наиболее распространенным методом в педагогической практике в целом и преподавании юридических дисциплин в частности является лекция. Выделяют следующие такие виды лекций: вводные, текущие, обзорные, обобщающие; иллюстративные и проблемные и др.
Объяснение - словесное истолкование существенных свойств учебного материала. Объяснение предназначено для подготовки учащихся к учебной деятельности, ознакомления с новым учебным материалом, систематизации и закреплении учебного материала.
Рассказ - устное повествовательное изложение учебного материала.
Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а студент транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Следует отметить, что такая форма преподавания лишь в малой степени соответствует принципам компетентностного подхода.
При использовании активных методов обучения (диалог, беседа и др.) ослабляется центрическое воздействие преподавателя на аудиторию, появляется их взаимодействие. Беседа - метод обучения, при котором преподаватель путем постановки продуманной системы вопросов организует эффективное освоение учащимися нового учебного материала, закрепления или проверку ранее освоенного знания. Вопросы преподавателя к учащимся и от учащихся к преподавателю, а также между учащимися являются одним из самых распространенных методов обучения. В современном правовом образовании особое внимание уделяется социальным проблемам, дискуссионным вопросам, конфликтам ценностей и способам принятия взвешенных ответственных решений.
Рассмотрение сложных противоречивых общественных вопросов - один из основных приемов правового образования, так как право и политика наиболее ярко проявляются и обнаруживают свое предназначение именно в проблемных ситуациях. Обсуждение помогает учащимся обнаружить подобные проблемы -болевые точки общества, понять их и различные точки зрения, существующие в связи с этими проблемами, сформировать собственную позицию, исследовать ее, принять взвешенное и ответственное решение по поводу проблемы и действовать в избранном направлении.
Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Итогом дискуссии является объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. Дискуссия, как и дебаты, является эффективным и объективным способом коммуникативного, интеллектуального и социального исследования сложных противоречивых проблем.
Интерактивное обучение - это способ познания в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению конкретной проблемы.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.
В 80-х годах XX в. Национальный тренинговый центр (США, Мэриленд) провел исследование, в результате которого были проранжированы методы обучения на основании уровня усвоения учебного материала [1]. Пирамида обучения выглядит следующим образом:
Метод обучения Уровень усвоения учебного материала, %
Лекция или объяснение, рассказ 5
Чтение 10
Применение видео/аудио в учебной деятельности 20
Демонстрация учебного материала 30
Дискуссионные группы 50
Практика через действие 75
Обучение других или немедленное применение учебного материала 90
Таким образом, как видно из таблицы, наименьший процент усвоения учебного материала имеют пассивные методы, а активные и интерактивные - самый высокий.
Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести студенту опыт освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой, развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
Рассмотрим основные интерактивные методы обучения, применение которых наиболее целесообразно в преподавании юридических дисциплин.
В правовом образовании одним из распространенных интерактивных методов является моделирование, которое представляет собой построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений. Целью данного метода является эффективное решение проблемных ситуаций.
Специалисты в области образования отмечают большое значение игры как средства обучения. Учебные игры характеризуются четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Учебная игра как метод обучения имеет следующие преимущества: игра вызывает интерес и мотивирует учебную деятельность, учение приобретает практическую направленность, игра связывает учебную деятельность с реальными жизненными проблемами, развивает интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности обучающихся, развивает умения разрешать проблемы и принимать решения. Существует большое количество классификаций учебных игр. В правовом образовании наиболее часто применяются такие типы, как сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, дидактические или образовательные игры [2, с. 107].
Деловая игра является одним из самых распространенных методов правового образования. Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, реальных условий. Целью является формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций; моделировании соответствующего рабочего процесса; принятие и обучение принятию решения в правовой сфере деятельности.
Ролевая игра как метод обучения направлена на решение проблемы путем исследования различных способов поведения в конкретных ситуациях. Учащиеся вживаются в роли других людей и действуют в их
рамках. В ролевой игре учащимся даются обычно незаконченные ситуации и они должны принять конкретное решение, разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию.
Дидактические игры, интеллектуальные или познавательные игры имеют фиксированные правила. В дидактических играх задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание.
Учебный суд или метод упрощенного судебного разбирательства позволяет учащимся разыграть судебный процесс в учебных целях. Моделирование судебного разбирательства в последнее время пользуется большой популярностью как в школе так и в вузе. Основными образовательными целями применения учебного суда на учебном занятии являются: получение учащимися представления о предназначении судебного процесса; понимание фундаментальных основ легального механизма, с помощью которого общество разрешает большинство конфликтов; развитие у учащихся коллективизма, умения работать в команде; учебный суд позволяет учащимся лучше понять роли отдельных участников судебного процесса и другие цели. Учебный суд может быть основан как на реальных делах и воспроизводить известные судебные процессы, так и на вымышленных. Необходимо строго придерживаться процедуры избранного для моделирования учебного суда, так как это существенно повышает качество судебного процесса и помогает осознать его общественное значение.
«Мозговая атака», «мозговой штурм» - это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный проблемный вопрос. Это эффективный метод, используемый при необходимости обсуждения спорных вопросов, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Обучающийся высказывает:
П - позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения);
О - обоснование (не просто объясняет позицию, но и доказывает ее);
П - пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами);
С - следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы).
ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.
Кейс-метод (разбор конкретных ситуаций). Метод анализа конкретных ситуаций насчитывает около 30 модификаций, одной из которых является кейс-метод (Case-study). Это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Студентов просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Для кейс-метода характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
Тренинг - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.
Одной из важнейших задач правового образования является умение работать с печатными, аудиовизуальными и визуальными материалами, имеющими отношение к юриспруденции, а также вести правовую переписку. Печатные, аудиовизуальные и визуальные материалы являются важным альтернативным источником знания, дополняющим учебную литературу. Они помогают мотивировать, стимулировать, активизировать учебную деятельность; повысить интенсивность процесса обучения, активизируя ранее полученное знание; углубить и расширить процесс познания; развивать критическое, аналитическое мышление, наблюдательность.
Эффективное использование правовой переписки является высоким показателем правовой грамотности учащихся. Правовая переписка - это форма письменной деятельности граждан, содействующая развитию правового пространства в обществе и являющаяся необходимой частью повседневной практики, которая, при компетентном применении правовых средств, направлена на регуляцию государственных, общественных и личных политических, экономических и культурных отношений.
Законотворческая учебная деятельность направлена на установление и развитие правовых отношений и создание правового пространства как в учебной аудитории так и вне ее. В процессе законотворческой учебной деятельности учащиеся получают необходимые правовые и гражданские знания, умения, навыки.
Итак, интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность обучающимся развивать юридическое мировоззрение, логическое мышление, грамотную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что обучающиеся ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения, формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств, учатся сотрудничеству.
Литература
1. Методическое пособие для тренеров по подготовке учителей / Под ред. Б. Чорак, Г. Шварц. Институт «Открытое общество», сетевая программа Street Law, Inc., 2010.
2. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие. Екатеринбург, 2010. - 167 с.