О.Н. САХАРОВА
К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ
Предлагаемая статья посвящена организации методического обеспечения интерактивных форм контактной работы в высшем учебном заведении. Описаны основные этапы проведения и планиро-
вания занятий, методика формирования сценариев на группы однотипных занятий, представлены критерии оценки сформированности компетенций.
Формы организации контактной работы, пассивные, компетенция, оценка сформированности компетенций.
активные и интерактивные формы обучения,
В соответствии с Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования значительное число учебных занятий должно быть организовано с использованием интерактивных форм обучения. При разработке учебных планов жестко соблюдается данное требование и указывается количество часов контактной работы, которые проводятся в интерактивной форме.
В настоящий момент выделяются три группы образовательных технологий: пассивная, активная и интерактивная. Пассивная форма организации контактной работы (рис. 1а) предполагает, что центральной фигурой образовательного процесса является преподаватель в аудитории, который управляет ходом занятия, а студентам отводится пассивная роль. Примером пассивной формы контактной работы является традиционная лекция, когда студенты выступают в роли слушателей, а их основная задача заключается в конспектировании излагаемого материала. Активная форма организации контактной работы (рис. 16) предполагает вовлечение студентов в образовательный процесс и направлена на активизацию познавательной деятельности в ходе решения профессиональных задач различной сложности. Примерами активной формы обучения являются традиционное практическое занятие, семинары, контрольные работы и т.д. Отличительной особенностью активной формы организации учебного процесса является изменение роли студента. В этом случае студент становится на один уровень с преподавателем в процессе решения профессиональной задачи, может вступать в открытые дискуссии, однако активное взаимодействие между студентами не включено в образовательный процесс. Интерактивная форма обучения принципиально отличается от двух вышеописанных.
Пассивная фирча зргакизэцил учебно"? при^эса
Интерактивное обучение - это способ получения знаний, осуществляемый в форме непосредственного взаимодействия преподавателя и всех обучаемых в группе, в котором активную роль играет познавательный процесс студента, а задача преподавателя заключается в создании оптимальных условий для инициативы обучаемых (рис. 2). Основная функция преподавателя заключается в грамотной организации учебного процесса: в постановке целей, формировании заданий для самостоятельной подготовки студентов, разработке сценария занятия. Особое значение отводится организации самостоятельной работы, которая должна иметь системный характер и включать в себя не только изучение теоретических основ предлагаемого материала, но и выполнение практических заданий, анализ и систематизацию информации.
Все интерактивные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые.
В основе игровых форм лежит проигрывание профессиональной ситуации. К игровым формам относятся деловые и ролевые игры, решение профес -сиональных кейсов (кейс-метод), психологические и профессиональные тренинги.
Деловая игра - это моделирование ситуации профессиональной деятельности с использованием ролевого взаимодействия участвующих в ней специалис-тов по игровым правилам, в определенном условном временном промежутке в атмосфере неопределенное -ти пристолкновении позиций, с разыгрыванием ситуаций и оцениванием. Деловая игра имитирует различные аспекты профессиональной активности и социального взаимодействия, снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Лигизнан ферма органИЭаДО! учебного процесс
Л dB*
т
»1 I Ш I IЖI I Л( 1
а б
Рис. 1. Пассивная и активная формы организации контактной работы
Интерактивная форма организации учебного
процесса
^ш
Рис. 2. Интерактивная форма организации контактной работы
Ролевая игра - это проигрывание профессиональной стуации, в которой каждый участник четко выполняет отведенную ему роль и принимает решение в зависимости от характера этой роли и условий среды, а не от сценария игры. Ролевые игры позволяют методом погружения сформировать навыки и умения решения профессиональных задач.
Метод решения профессиональных кейсов (case-study, анализ конкретных ситуаций) - интерактивная форма обучения, основанная на групповом решении задач профессиональной деятельности. Данный метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта решения конкретных профессиональных задач.
Профессиональный тренинг - интерактивная форма обучения, основная цель которой заключается в формировании и отрабатывании навыков и умений решения прикладных профессиональных задач с использованием специализированных информационных технологий.
К неигровым формам интерактивного обучения относятся коллоквиумы, практические занятия, семинары* дискуссии и другие. В основе неигровых форм лежат обсуждение проблемы, групповое решение профессиональных задач, анализ ошибок, исследование практических вопросов.
В связи с этим возникает отдельная проблема в методическом обеспечении интерактивных форм обучения, которая включает в себя определение целей
занятия, подготовку преподавателем задании для самостоятельной работы, разработку сценария, организацию проведения непосредственно самого занятия.
В связи с этим можно определить этапы проведения интерактивных занятий.
1. Определение цели занятия. Цель занятия определяется преподавателем на этапе календарного планирования учебного процесса на семестр. Для наиболее часто используемых интерактивных форм контактной работы можно выделить следующие цели.
Основной целью проведения анализа конкретных ситуаций (ситуационный анализ, case-study, анализ кейсов) является формирование практических навыков и умений решения профессиональных задач путем вовлечения группы студентов в анализ методов решения и выбор правильного варианта, формирование выводов по результатам.
Основной целью проведения деловых игр является отработка навыков и умений решения практичес-кой задачи на основе моделирования реальной жизненной ситуации профессиональной деятельности.
Основной целью проведения коллоквиумов в интерактивной форме является оценка сформирован-нности (знаниевой компоненты) теоретических основ по заданной теме в интерактивной форме на основе самостоятельного изучения источников по контрольным вопросам, анализа существующих подходов, направлений исследования и формирование выводов.
Основная цель проведения круглых столов в интерактивной форме - обсуждение проблем по теме занятия по заранее подготовленным темам рефератов, вопросам и т.д. в интерактивной дискуссионной форме на основе самостоятельного изучения источников, ситуации в отрасли, направлений исследования (оценка сформированности знаниевой компоненты).
Основной целью проведения практических занятий в интерактивной форме является формирование навыков и умений решения профессиональных задач с использованием различных практико-ориентированных технологий и реальных данных.
Основной целью проведения семинаров-дискус-сий в интерактивной форме является изучение (формирование знаниевой компоненты) теоретических основ по заданной теме в интерактивной дискус-сионной форме на основе самостоятельного изучения источников и обсуждения проблем по заранее подготовленным студентами докладам и вопросам.
2. Подготовительный этап. Данный этап начинается до проведения занятия и должен длиться определенное количество времени для выполнения студентами самостоятельной работы. Преподавателю необходимо сформировать задание для самостоятельной работы, которое лежит в основе проведения интерактивного занятия. Студентам предлагается дома самостоятельно изучить ис-точники по теме, сформировать теоретический базис, который необходим для решения практических заданий непосредственно на занятии, проанализировать методы решения, границы применимости методов, возможные варианты в зависимости от изменения исходных данных. Для семинара-дискуссии и круглого стола студентам предлагается подготовить презентации на заданную тему.
3. Постановочный этап проводится непосредственно на занятии. На данном этапе определяются цели и задачи, порядок проведения занятия и выступлений докладчиков (для семинара-дискуссии и круглого стола), озвучивается конкретная ситуация с реальными или близкими к реальным исходными данными (для анализа конкретных ситуаций и деловой игры). Студентам выдается практическое задание, поясняется ход его выполнения в дискуссионной форме.
4. Интерактивный этап. Для наиболее часто ис -пользуемых интерактивных форм организации контактной работы можно выделить следующие сценарии данного этапа:
• на данном этапе анализа конкретных ситуаций студенты должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы на основе предварительного изучения источников, предложить возможные решения, выбрать лучшее и пояснить свой выбор. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации;
• на данном этапе деловой игры происходит моделирование жизненной ситуации, проигрывание задачи или кейса;
• на данном этапе коллоквиума в устной форме студент отвечает преподавателю на вопросы по теме. Ответ должен быть полным, развернутым, с при-
ведением примеров. Преподаватель может одновременно спрашивать двух студентов (перекрестный опрос). В этом случае студенты могут дополнять ответы друг друга, что положительно влияет на итоговую оценку. Перекрестный опрос может переходить в дискуссию между студентами и преподавателем. Такой подход позволяет закрепить изученный теоретический материал и заполнить возможные пробелы знаний;
• на данном этапе круглого стола докладчики выс -тупают с сообщениями по заранее подготовленным темам. Время выступления - 7-10 минут. Каждый доклад должен сопровождаться презентацией или другими демонстрационными материалами. По завершении предлагается обсудить тему доклада, задать докладчику вопросы, высказать свое мнение, проанализировать границы применимости изложенного материала;
• на данном этапе практического занятия в интерак-тивной форме студенты должны проанализировать на основе самостоятельной теоретической подготовки методы решения практического задания, обосновать свой выбор. Далее студенты, консультируясь с преподавателем, выполняют практическое задание в группах;
• на данном этапе семинара-дискуссии докладчики выступают с сообщениями по заранее подготовленным темам. Время выступления - 7-10 минут. Каждый доклад должен сопровождаться презентацией или другими демонстрационными материалами. По завершении доклада слушателям предлагается задать докладчикам вопросы по теме. В результате каждый студент оказывается вовлеченным в дискуссию по теме и может высказать свое мнение по вопросу. Приветствуются активные споры и обсуждения по теме доклада.
5. Измерительный (оценочный) этап включает в себя рефлексию после проведения занятия. В конце занятия по полученным результатам проводится анализ, подводятся итоги, делаются выводы по теме о возможных вариантах изменения хода решения в зависимости от модификации исходных данных, даются рекомендации по использованию наиболее сложных теоретических моментов на практике. В случае самостоятельного изучения студентами теоретического материала некоторых тем возможно проведение тестирования. Выставляются оценки.
Отдельной задачей методического обеспечения интерактивных занятий является разработка сценария, которая включает в себя изучение педагогических технологий, методических пособий и указаний, норматив ных локальных актов. Если в учебном процессе предусмотрено несколько однотипных интерактивных занятий, то возможна разработка сценария, объединяющего группу занятий. Групповой сценарий должен содержать в себе описание всех этапов проведения интерактивного занятия, включая практические задания и задания для самостоятельной работы. В этом случае возможно использование следующего шаблона: 1) определение цели занятий. Здесь необходимо описать общую цель всех видов занятий данной интерактивной формы и описать непосредственно цель каждого конкретного занятия;
2) подготовительный этап. В данном пункте шаблона необходимо сформулировать все задания к самостоятельной работе, привести темы презентаций, список источников длясамостоятельного изучения, перечень контрольных вопросов, описать требования к оформлению результатов подготовки;
3) постановочный этап включает описание хода занятия, цели и предполагаемые результаты на каждый вид занятия в отдельности;
4) интерактивный этап содержит описание практических заданий, ситуаций для анализа, последовательность выступлений с докладами и т.д.;
5) измерительный (оценочный) этап содержит критерии оценки результатов проведения интерактивного занятия. Если интерактивное занятие является элементом фонда оценочных средств по дис-циплине, то необходимо указать этапы формирования компетенций и оценку уровня их сформи-рованности.
Для наиболее часто используемых интерактивных форм контактной работы могут быть применены следующие критерии оценки сформированности компетенций (табл. 1).
Таблица 1
Менее 55 -неудовлетв оритель но 55-74 -удовлетворительно 75 - 84 - хорошо 85-100 - отлично
Анализ конкретных ситуаций Студент не готов к занятию, не смог решить ни один практический пример или имеются существенные замечания по выбору метода решения и по ходу самого решения Студент смог решить практическое задание, однако не смог пояснить хода решения, проанализировать выбор метода, сделать выводы, имеются существенные замечания по выполнению практического задания Студент смог решить практическое задание и пояснить ход решения, провел анализ методов решения, однако не смог сделать выводы, имеются незначительные замечания по выполнению практического задания Студент смог решить практическое задание, пояснить ход решения, провел анализ методов решения, сделал выводы по итогам решения, дал рекомендации по решению аналогичных задач в зависимости от изменения исходных данных
Деловая игра Студент не подготовлен к занятию или не смог продемонстрировать умение работать с информацией по теме, решать практические задания в процессе деловой игры Студент подготовил материал по теме, однако имеется ряд существенных замечаний по выполнению практических заданий в ходе деловой игры Студент подготовил материал по теме, выполнил практическое задание в ходе деловой игры, однако не смог провести анализ результатов Студент подготовил материал по теме, выполнил практическое задание в ходе деловой игры, смог провести анализ результатов, дал практические рекомендации по выбору метода решения практического задания при изменении исходных данных
Коллоквиум в интерактивной форме Студент не смог правильно ответить ни на один вопрос Студент смог дать правильные ответы по теме, показал базовые знания, однако не смог ответить на дополнительные вопросы и привести примеры из практики Студент смог дать правильные ответы по теме, показал базовые знания, смог ответить на дополнительные вопросы, привести примеры из практики, однако в процессе дискуссии по теме выяснились незначительные пробелы в знаниях Студент смог дать правильные ответы по теме, показал базовые знания, смог ответить на дополнительные вопросы, привести примеры из практики, принять участие в дискуссии по теме, сделать выводы и провести анализ возможности применения на практике
Круглый стол Студент не подготовлен к занятию или не смог продемонстрировать умение работать с информацией по теме, вступать в дискуссию, создавать с одержательную презентацию выполненной работы Студент подготовил доклад по теме и набор слайдов, однако работа имеет ряд принципиальных замечаний по содержанию и оформлению презентации; студент смог продемонстрировать навыки обсуждения проблемы на низком уровне: умеет давать краткие ответы на вопросы, не с мог с формулировать вопросы товарищам Студент подготовил содержательный доклад по теме, разработал презентационный ролик, показал хорошие навыки обсуждения проблемы: полные, содержательные ответы на вопросы, подготовил интересные вопросы к другим докладам. Однако имеется ряд несущественных замечаний по содержанию и оформлению презентации работы Студент подготовил содержательный доклад по теме, разработал презентационный ролик, показал высокие навыки обсуждения проблемы: полные, содержательные ответы на вопросы, подготовил интерес ные вопросы по другим темам докладов, показал высокий уровень владения материалом по изучаемой теме
Окончание табл. 1
Менее 55 - 55-74 - 75 - 84 - хорошо 85-100 - отлично
неудовлетв оритель но удовлетворительно
1 - Студент выполнил Студент выполнил Студент выполнил Студент выполнил
предложенное задание предложенное задание на предложенное задание на полностью все
^ О менее чем на 55% , не 55-74%, 75-84%, предложенное задание,
о ¡§ и о В М Й смог продемонстрировал продемонстрировал продемонстрировал
продемонстрировать владение владение владение
^ а § а владение отрабатываемым навыком отрабатываемым отрабатываемым
Й н отрабатываемым на базовом техническом навыком на хорошем навыком на высоком
1-Н д навыком уровне техническом уровне техническом уровне
Семинар-дискуссия Студент не подготовлен к занятию или не смог продемонстрировать умение работать с информацией по теме, вступать в дискуссию Студент подготовил доклад по теме, однако работа имеет ряд принципиальных замечаний по содержанию; смог продемонстрировать навыки обсуждения проблемы на низком уровне: умеет давать краткие ответы на вопросы, не смог сформулировать вопросы товарищам Студент подготовил содержательный доклад по теме, показал хорошие навыки обсуждения проблемы: полные содержательные ответы на вопросы, подготовил интересные вопросы к другим докладам. Однако имеется ряд несущественных замечаний по содержанию Студент подготовил содержательный доклад по теме, показал высокие навыки обсуждения проблемы: полные, содержательные ответы на вопросы, подготовил интерес ные вопросы по другим темам докладов, показал высокий уровень владения материалом по всей изучаемой теме
Таблица 2
Компетенция Формируемый элемент компетенции Предполагаемый результат Организация СРС Оценочное средство
0к-10 способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационно й безопасности, в том числе защиты государственной тайны Осознание опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдение основных требований информационно й безопасности, в том числе защиты государственной тайны Осознание опасностей и угроз, возникающих в процессе формирования информационного общества Овладение требованиями информационной безопас -ности, методами организации защиты государственной тайны Умение применять на практике методы защиты информации Изучение теоретического материала по теме «Информационная безопасность» (конспект лекций), подготовка докладов с презентацией по темам, представленным в рабочей программе и ЭОС, на основе анализа литературных источников, нормативно-правовых актов, интернет-ресурсов, подготовка 2-3 вопросов по темам других студентов Круглый стол
Для описания этапов формирования компетенций можно предложить табличную модель: в табл. 2 представлен пример описания этапов формирования компетенции ОК-10 ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.1 - «Юриспруденция» по дисциплине «Информатика и математика» в процессе проведения круглого стола по теме «Информационная безопасность».
Основой для разработки этапов формирования компетенций в дисциплине должна стать подготовка паспорта компетенций по образовательной программе с учетом использования профессиональных стандартов.
Таким образом, предложенный механизм методического обеспечения интерактивных форм обучения в высшей школе включает в себя разработку основных целей, этапов проведения, сценария занятия, видов самостоятельной работы, критериев оценки сформированности компетенций и описания этапов их формирования. Предлагаемый механизм использован в учебном процессе по дисциплине «Информатика и математика» по направлению подготовки 40.03.1 - «Юриспруденция».