Научная статья на тему 'К вопросу о методах обучения и подготовки работников ракетно-космической отрасли посредством использования технологии дополненной реальности'

К вопросу о методах обучения и подготовки работников ракетно-космической отрасли посредством использования технологии дополненной реальности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AUGMENTED REALITY / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фролов Николай Викторович

В данной статье рассмотрены возможности использования технологии дополненной реальности как в качестве инструмента, дополняющего процесс обучения и подготовки работников ракетно-космической отрасли, путем ввода дополнительных интерактивных объектов в поле восприятия человека с целью увеличения эффективности усвоения учебной информации, так и в качестве средства сбора данных, получаемых в ходе отработки практических навыков в режиме реального времени для последующего анализа действий обучаемого с целью оценки уровня его квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах обучения и подготовки работников ракетно-космической отрасли посредством использования технологии дополненной реальности»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Фролов Н.В. Email: Frolov631@scientifictext.ru

Фролов Николай Викторович - инженер-программист, АО «ИСС», г. Железногорск

Аннотация: в данной статье рассмотрены возможности использования технологии дополненной реальности как в качестве инструмента, дополняющего процесс обучения и подготовки работников ракетно-космической отрасли, путем ввода дополнительных интерактивных объектов в поле восприятия человека с целью увеличения эффективности усвоения учебной информации, так и в качестве средства сбора данных, получаемых в ходе отработки практических навыков в режиме реального времени для последующего анализа действий обучаемого с целью оценки уровня его квалификации.

Ключевые слова: дополненная реальность, обучение, технология, восприятие.

TO THE QUESTION OF TEACH AND LEARNING METHODS FOR EMPLOYERS OF ROCKET-SPACE INDUSTRY BY USING AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY Frolov N.V.

Frolov Nikolay Victorovich - Software-Engineer, JSC «ISS», ZHELEZNOGORSK

Abstract: in this article is described some possibilities of using augmented reality technology as a tool which can supplement teach and learning processes of rocket-space industry's employers with adding to worker»s perception sense additional interactive objects for increasing the efficiency of mastering of educational information, so as a tool of data collection which are getting by during practical skills training in real time for analyzing employer's actions which can help to rate his qualification level. Keywords: augmented reality, learning, technology, perception.

УДК 004.514

Одним из важных факторов повышения эффективности производства является обучение персонала. Квалификация работников напрямую влияет на производительность труда, которая, в свою очередь, коррелирует с качеством и скоростью выполнения работ. Ракетно-космическая отрасль, зачастую, специализируется на выпуске наукоёмкой продукции, на всех этапах производства которой требуется высококвалифицированный труд. Главная особенность такого производства - высокая динамика развития, проявляющаяся в постоянном обновлении разработок и технологий, влияющих на количественные и качественные показатели отрасли, что требует постоянно поддерживать уровень подготовки кадров на соответствующем уровне. Одним из способов эффективного обучения персонала является использование технологии дополненной реальности.

Технология дополненной реальности - это результат введения в поле восприятия человека сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации [1]. Основными элементами технологии

дополненной реальности являются специальные маркеры, которые считываются с помощью камеры и, на основании полученных данных, специальное программное обеспечение отображает человеку интерактивную информацию на предназначенном для этого устройстве вывода информации. Главное преимущество данной технологии состоит в том, что обучаемый не теряет «контакт» с реальностью, что позволяет использовать как привычные для сотрудников средства обучения (книги и учебники, предварительно оснащенные специальными маркерами), так и интерактивные. Это может быть подготовка к взаимодействию с реальным объектом (например, сборка печатного узла) или взаимодействие с объектом, который недоступен для восприятия в реальной жизни (например, визуализация хода обработки информационного запроса в процессе работы вычислительного комплекса). Использование дополненной реальности не требует кардинальных изменений в методике обучения и подготовке работников.

Одним из наиболее простых методов повышения эффективности обучения и подготовки работников с использованием технологии дополненной реальности являются учебники и книги, на страницах которых размещены маркеры, представляющие собой интерактивные подсказки, которые можно считывать как с помощью специализированных программно-аппаратных комплексов, таких как, например, очки Google Glass (рисунок 1), так и с помощью обычного смартфона, который оснащен камерой и специализированным программным обеспечением.

Рис. 1. Очки Google Glass

Преимущество использования данного метода обучения состоит в том, что книга или учебник сохраняет свой прежний вид и позволяет передать обучаемому значительно больше информации, включая в информационный поток объёмные динамические модели и звук. При этом нет необходимости перепечатывать книги и учебники - маркер может быть независимым объектом, (например, просто распечатанным на бумаге и вложенным на нужную страницу), что позволяет мобильно и оперативно его распространять. Эффективность такого рода обучения подтверждается в различных исследованиях [2].

Ещё один метод, который можно использовать в сочетании с технологией дополненной реальности, предполагает применение моделеориентированных автоматизированных обучающих систем [3]. Программно-математические модели, интегрированные с автоматизированной обучающей системой, позволяют просчитывать и визуализировать данные отработки практических навыков, что позволяет представить учебный процесс как имитацию реальной производственной задачи. Данный метод обладает рядом преимуществ. Во-первых, реализация деятельностного подхода к обучению увеличивает достоверность ответов обучающегося, что позволяет оценить его

компетентность. Во-вторых, метод подходит к любым активным формам проведения контрольно--измерительных материалов. Технология дополненной реальности может выступать здесь как в роли контроллера действий обучаемого, собирая данные с маркеров в режиме реального времени для последующего анализа и обучения системы, так и в роли интерактивной справки или визуальной пошаговой инструкции, позволяя, например, отслеживать способность работника строго и последовательно выполнять инструкции.

В заключение, следует отметить, что технология дополненной реальности может эффективно воздействовать на процесс обучения и подготовки работников. Создаваемый эффект наложения интерактивных данных на реальные объекты позволяет сотрудникам максимально вникнуть в предмет обучения и воспринять его полнее и глубже за счёт более полного «погружения» в учебную ситуацию.

Список литературы /References

1. Дополненная реальность, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополненная_реальность/ (дата обращения: 30.06.2017).

2. Аверьянов В.В., Троицкий Д.И. Книги с дополненной реальностью как эффективный образовательный инструмент // Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы: Всероссийская научно-методическая конференция (Москва, 28-29 апреля 2016). Москва: Изд-во ГПБОУ МГОК, 2016. С. 7-10.

3. Углев В.А. Специфика подготовки операторов на базе моделеориентированных автоматизированных обучающих систем // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2013. № 4 (48). С. 54-58.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИК РАСЧЕТА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ПРОЦЕСС ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ Куркова Т.А.1, Красникова И.В.2 Email: Kurkova631@scientifictext.ru

1 Куркова Татьяна Александровна - бакалавр, факультет бизнес-информатики и управления комплексными системами; 2Красникова Ирина Владимировна - научный руководитель, аспирант, кафедра экономики и менеджмента в промышленности, Национальный исследовательский ядерный университет Московский инженерно-физический институт, г. Москва

Аннотация: данное научное исследование представляет собой разработку формализованного описания процесса защиты авторских прав в сети Интернет с использованием средств визуального моделирования. Также данное исследование содержит цели внедрения автоматизированной системы и разработку методик расчета показателей эффективности внедрения автоматизированной системы, поддерживающей процесс защиты авторских прав в сети Интернет, благодаря которой предоставляется возможность улучшить работу и усовершенствовать результаты. Ключевые слова: формализованное описание, нотация, защита авторских прав, методика, показатели эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.