Научная статья на тему 'К вопросу о мерах, предпринимаемых государством по борьбе с налоговыми преступлениями по законодательству России и Германии'

К вопросу о мерах, предпринимаемых государством по борьбе с налоговыми преступлениями по законодательству России и Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО ФРГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шукшина Татьяна Александровна

В статье рассматриваются законодательные меры, предпринимаемые государством в связи с борьбой с уклонением от уплаты налогов и сборов как с физического, так и юридического лица по законодательству России и Германии. Автор анализирует законодательные акты в обеих странах. Сравнительный анализ опыта борьбы с налоговыми преступлениями позволяет сформулировать комплекс эффективных национальных уголовно-правовых мер по противодействию налоговой преступности. Вместе с тем, несмотря на важность и значимость опыта Германии, при дальнейшем совершенствовании системы налоговых преступлений необходимо отметить, что российское законодательство вовсе не должно механически заимствовать действующие в Германии правовые нормы. Формирование национальной системы противодействия уклонениям от уплаты налогов должно основываться на положительных результатах опыта зарубежных стран с учетом специфики ситуации, складывающейся в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE MEASURES TAKEN BY THE STATE AIMED AT COMBATING TAXES CRIMES IN RUSSIA AND GERMANY

The article deals with legislative measures taken by the state in connection with measures aimed at combating evasion from payment of taxes and fees from both a physical and legal person under the laws of Russia and Germany. The author analyzes the legislative acts in both countries. Comparative analysis of the experience of combating tax crimes allows formulate a complex of effective national criminal legal measures to counter tax crime. Despite of the importance and significance of Germany's experience, at the same time, with the further improvement of the system of tax crimes, it should be noted that Russian legislation should not at all mechanically borrow existing.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мерах, предпринимаемых государством по борьбе с налоговыми преступлениями по законодательству России и Германии»

8.39. К ВОПРОСУ О МЕРАХ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПО БОРЬБЕ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Шукшина Татьяна Александровна, аспирантка. Место учебы: МГУ им. М.В.Ломоносова. Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии. E-mail: tatya.shukshina@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются законодательные меры, предпринимаемые государством в связи с борьбой с уклонением от уплаты налогов и сборов как с физического, так и юридического лица по законодательству России и Германии. Автор анализирует законодательные акты в обеих странах.

Сравнительный анализ опыта борьбы с налоговыми преступлениями позволяет сформулировать комплекс эффективных национальных уголовно-правовых мер по противодействию налоговой преступности. Вместе с тем, несмотря на важность и значимость опыта Германии, при дальнейшем совершенствовании системы налоговых преступлений необходимо отметить, что российское законодательство вовсе не должно механически заимствовать действующие в Германии правовые нормы. Формирование национальной системы противодействия уклонениям от уплаты налогов должно основываться на положительных результатах опыта зарубежных стран с учетом специфики ситуации, складывающейся в России.

Ключевые слова: уголовная ответственность, мероприятия по предотвращению налоговых преступлений, налогоплательщик, налоговое преступление, уголовное право ФРГ.

LEGISLATIVE MEASURES TAKEN BY THE STATE AIMED AT

COMBATING TAXES CRIMES IN RUSSIA AND GERMANY

Shukshina Tatiana Alexandrovna, postgraduate student. Palce of study: MSU named after M.V.Lomonosov. Department: Criminal law and criminology chair. E-mail: tatya.shukshina@yandex.ru

Annotation: The article deals with legislative measures taken by the state in connection with measures aimed at combating evasion from payment of taxes and fees from both a physical and legal person under the laws of Russia and Germany. The author analyzes the legislative acts in both countries.

Comparative analysis of the experience of combating tax crimes allows formulate a complex of effective national criminal legal measures to counter tax crime. Despite of the importance and significance of Germany's experience, at the same time, with the further improvement of the system of tax crimes, it should be noted that Russian legislation should not at all mechanically borrow existing. Keywords: criminal liability, measures of preventing tax crimes, taxpayer, tax crime, criminal law of FRG.

Изучение мер, которые предпринимает государство по борьбе с уклонением от уплаты налогов как с физического, так и юридического лица позволяет сформулировать комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию методики борьбы с уклонением от

уплаты налогов. C 2018 года ФНС России начнет получать информацию о зарубежных активах своих резидентов от почти сотни юрисдикций, включая офшорные, так как в мае 2016 года Россия подписала международное многостороннее соглашение и одновременно приняла Единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information) ОЭСР. Он предполагает, что финансовые институты предоставляют информацию о счетах нерезидентов налоговому органу своей страны, а тот передает данные налоговикам присоединившихся стран [7].

Согласно Федеральному закону от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любой россиянин мог раскрыть информацию о принадлежащем ему имуществе и счетах в иностранных банках без каких-либо дополнительных платежей и налогов. В обмен он получал освобождение от уголовной (по ряду экономических составов), административной и налоговой ответственности, связанной с приобретением и использованием таких счетов и активов. Задекларировать можно было недвижимость, транспорт, акции и доли участия в компаниях. Денежные средства в этом списке не значились (то есть в информации о банковском счете не нужно было указывать сумму денег на нем).

Одним из направлений государственной политики является борьба государства с налоговыми преступными деяниями в Германии. Так, немецкое правительство все больше тревожило, что швейцарская банковская тайна злоупотребляет своими возможностями. Однако в настоящее время с усовершенствованием следственных полномочий налоговых органов, становится все сложнее скрыть свои активы, в силу того, что существует повышенный риск обнаружения [6]. По некоторым данным, на счетах в Лихтенштейне, Люксембурге и Швейцарии лежит почти 500 млрд. евро, укрываемых от налогообложения в Германии. Существует двустороннее соглашение о налогообложении банковских вкладов и швейцарские банки собирают налоги в размере 26% с немецких клиентов и в анонимной форме передают их финансовым органам Германии. 22 июля 2015 года представители правительств Германии и Швейцарии подписали двухстороннее Соглашение о предоставлении трансграничных банковских услуг между двумя государствами (далее по тексту -Соглашение). Обновленное Соглашение в значительной степени будет способствовать улучшению сотрудничества между швейцарскими и немецкими службами налогового контроля и предусматривает равные налоговые режимы для финансовых депозитов в Германии и Швейцарии, обеспечивая, что капитальные активы и доход немецких налогоплательщиков, который управляется швейцарскими банками, будет облагаться такими же налогами, как внутренние инвестиции. Также Соглашение накладывает 50%-ную ставку налога на наследство немецкого налогоплательщика в Швейцарии.

После вступления Соглашения в силу, перемещение капитальных активов немецких налогоплательщиков из Швейцарии в третью страну становится невозможным без предварительного уведомления [9]. Таким образом, на наш взгляд, немецкое правительство делает все возможное, с целью контроля данного способа ук-

лонения от уплаты налогов. В рамках борьбы с налоговыми преступлениями, министры финансов европейской G5 призывали к санкциям против стран, отказывающихся от сотрудничества в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В рамках проекта предлагается обмен информацией об офшорах [10].

Немецкое правительство, воздействуя на нарушителей налогового законодательства, применяя политику как мер наказания, так и мер поощрения. К мерам наказания относится острая критика на различных уровнях и угрозы лишения гражданства. Так, например, к мерам поощрения относится решение бундестага об амнистии для тех, кто уклоняется от уплаты налогов. В период с 1 января 2004 года по 31 марта 2005 года граждане получили возможность предоставить сведения об укрытых доходах и уплатить на льготных условиях налоги, наказания они при этом не понесли [11].

Остановимся подробнее на отдельных законодательных актах, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов с организации в России, как в России, так и в Германии.

Так, Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» направлен на борьбу с незаконными финансовыми операциями, схемами. Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена задача по повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения с помощью фирм - однодневок.

На настоящий момент в России намечается тенденция, попытки усиления контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, в частности, обсуждается вопрос о создании финансовой полиции и введении уголовной ответственности для юридических лиц. В рамках борьбы с налоговой преступностью, на наш взгляд, в России взят курс на деофшоризацию экономики [1]. Так, с 1 января 2015 г. вступил в силу «первый антиофшорный» закон - Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, который ввел в российское законодательство понятие «контролируемые иностранные компании» (КИК/CFC) и «контролирующие лица», а также обязал всех российских налогоплательщиков раскрыть налоговым органам свое прямое или косвенное участие в иностранных организациях.

В июле 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 июня 2015 г. № 140-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который установил правила декларирования физическими лицами находящегося в иностранных государствах имущества (недвижимость, транспорт, контролируемые иностранные компании, ценные бумаги, банковские счета, вклады), в том числе, контролируемого через номинальных владельцев. В феврале 2017 года выпущены разъяснения Минфина России по применению правил

налогообложения КИК (Письмо Минфина России от 10.02.2017 г. №03-12-11/2/7395).

Закон № 376-ФЗ от 24.11.2014 г. ввел новую концепцию «фактического права на получение доходов» в НК РФ, преследующую цель свести к минимуму злоупотребления международными договорами об избежании двойного налогообложения (ДИДН). Цель достигнута, нововведение серьезно затруднило применение благоприятных положений налоговых соглашений в части снижения налогов у источника на выплачиваемые дивиденды, проценты, роялти, освобождение от налогообложения у источника прибыли от продажи акций/долей российских компаний нерезидентами и т.п.

Введение совокупности налоговых и валютных правил способствовало тому, что осуществление предпринимательской деятельности через зарубежные компании представляется дискомфортным и невыгодным, а сами нерезидентные компании в большинстве своем стали использоваться не столько для целей налогового планирования, сколько для реализации бизнес-целей.

Так, например, концепция «налогового резидентства иностранных компаний» - это способ обложить налогом компании, зарегистрированные в юрисдикциях, отличных от России, но ведущие деятельность в России, т.е. офис, руководство, учет операций, архив документов находятся в РФ (т.н. Substance (англ.) - фактическое присутствие компании на территории страны). Иными словами, деловые операции (сделки) осуществляются из России, условно минуя российский офис, и не облагаются с точки зрения концепции постоянного представительства.

Наряду с концепцией налогового резидентства иностранных компаний существует концепция «контролируемой иностранной компании» (KVIK/CFC). Данная концепция представляет собой способ обложить налогом доход российского налогоплательщика, формально полученный другим лицом за рубежом, то есть условно необлагаемый. Иными словами, владелец бизнеса (конечный бенефициар) осуществляет контроль через цепочку номинальных лиц, являющихся акционерами иностранной компании, зарегистрированной в безналоговой зоне и аккумулирующей там доход, полученный от владения/деятельности с российскими юридическими лицами, подконтрольными конечному бенефициару.

Сроки «безналоговой» ликвидации КИК продлеваются до 1 марта 2019 года. Во многих юрисдикциях весьма сложная процедура ликвидации. Например, на Кипре многие российские резиденты планировали в 2017 году ликвидировать там компании, но не успевали сделать в срок до 31 декабря 2017 года. Необходимо отметить, что теперь НДФЛ не будут облагаться и денежные доходы, полученные в ходе ликвидации КИК.

В апреле 2014 г. Минфин России в Письме от 9 апреля 2014 r. № 03-00-P3/16236 сообщил, что при применении международных договоров в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок, освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в России необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот, предусмотренных соглашением, фактическим получателем (бенефициарным собственником, контролирующим лицом) соответствующего дохода, а осуществляемая сделка не является кондуитной.

Одним из новшеств является то, что с декабря 2016 г. российские организации обязаны по требованию го-

сударственных органов раскрывать бенефициара/-ов. В случае, если установить бенефициара/-ов не удается, то необходимо документально подтвердить, что все возможные меры для этого были приняты. Вместе с тем, позиция налоговых органов весьма критична в отношении «непрозрачных» сделок, и приоритет отдается экономической сущности сделки, а не ее правовой форме. Так, например, выплачивая доход в виде дивидендов, налоговый агент (российская организация) должен удостовериться, что получатель - лицо, имеющее фактическое право на доход (бенефициарный собственник дохода - БСД). Если получатель является лишь промежуточным звеном, например, кондуитной компанией, то в таком случае БСД должен быть раскрыт. В случае, когда БСД является налоговым резидентом России, налогообложение выплачиваемого дохода производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй НК РФ.

Таким образом, применение положений, соответствующих ДИДН возможно только при условии доказывания фактического права на доход. Согласно п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Доказывание вменяется в обязанность налогового агента, а не налоговых органов. Более того, при любой выплате в пользу иностранного лица соблюдается «правило основной цели». Данное правило означает, что использование любого ДИДН будет анализироваться на предмет злоупотребления его положениями в дополнение к уже существующим в России требованиям по документообороту и практике подтверждениям права на доход. Фактом, свидетельствующим не в пользу налогового агента, является сложившееся устойчивое мнение налоговых органов и судов о том, что такие юрисдикции, как Кипр, Британские Виргинские Острова, Люксембург, являются низконалоговыми, и компании, зарегистрированные в них, служат промежуточным звеном, а не фактическим получателем выплачиваемого им дохода. В настоящий момент, по неофициальным сведениям, подано ок. 7000 уведомлений об участии в иностранных организациях.

Значительное влияние на деофшоризацию российской экономики оказывает тот факт, что в январе 2017 года ФНС России подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами в рамках реализации BEPS [2]. Данный шаг, наряду с уже существующими инструментами, позволяющими осуществить автоматический обмен информацией российских налоговых органов с зарубежными, способствует повышению прозрачности деятельности международных структур, а также предоставит налоговым органам возможность оценивать риски и планировать проверки. Страновый отчет поможет увидеть дисбаланс между размерами деятельности и долей налогооблагаемой прибыли

группы компаний в разрезе отдельных стран, среди государств, присоединившихся к Многостороннему Соглашению, имеются Кипр, Кюрасао, Люксембург, Нидерланды, Россия, Германия, Швейцария [12].

В настоящий момент ОЭСР предполагается, что страновый отчет должны составлять только международные группы компаний, консолидированная выручка которых за финансовый год составляет более 750 млн. евро. Вместе с тем, изменения в НК РФ, обусловленные присоединением России к Многостороннему Соглашению об обмене страновыми отчетами, еще не внесены. B рамках пакета поправок по ТЦО для целей CbCR (Country-by-Country Report) Налоговый кодекс РФ планируется дополнить новым разделом VII-1, которым будут регулироваться особенности международного автоматического обмена информацией o финансовых счетах и документацией по международным группам. В целом в рамках обмена информацией российским налоговым органам будут доступны: финансовая отчетность иностранных компаний, межстрано-вая отчетность(CbCR); данные о наличии у иностранных компаний присутствия на территории стран их инкорпорации (персонала, рисков) - substance; сведения о бенефециарах счетов пассивных иностранных компаний и структур, контролируемых российскими налоговыми резидентами, - КИК (до конечного физического лица).

Наряду с мерами, принимаемыми для повышения эффективности деофшоризации российской экономики, в ближайшее время планируется внести ряд поправок в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, которые предусматривают:

уточнение понятия «физического лица - резидента» с точки зрения валютного законодательства;

отмену некоторых ограничений для физических лиц-резидентов при совершении валютных операций с использованием зарубежных банковских счетов;

расширение перечня разрешенных оснований для зачисления денежных средств на зарубежные банковские счета физических лиц-резидентов; установление ряда особенностей для определенной категории физических лиц-резидентов в отношении выполнения ими требований по уведомлению налоговых органов;

открытии/закрытии/изменении реквизитов зарубежных банковских счетов, использованию зарубежных банковских счетов, а также по представлению отчетов о движении средств по таким счетам.

Также в рамках контроля за деятельностью организаций с 1 июня 2018 года на сайте федеральной налоговой службы должны появиться дополнительные данные о компаниях. Среди открытых сведений можно будет найти информацию о недоимке и задолженности по пеням и штрафам; налоговых правонарушениях и ответственности за них; иные сведения по компании

В связи с вышеперечисленными мерами, нами были разработаны некоторые рекомендации. Так, в условиях, ужесточения мер по контролю за ведением деятельности с использованием иностранных компаний в структуре владения выбор способа владения Обществом зависит от целей данного владения. Так, в случае предполагаемой выплаты дивидендов рациональнее использовать в качестве участника - физическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ. Данный факт снимет вопросы налоговых органов в связи с выплатой дивидендов в пользу иностранного лица и необходимость доказывания его фактического права на доход, устранит необходимость отчитываться перед налого-

выми органами по КИК, а также существенно снизит затраты и время на оформление любых корпоративных документов и поддержание иностранной компании. В случае, когда речь идет исключительно о владении, принимая во внимание дополнительные затраты и время на оформление корпоративных документов, представляется возможным использование иностранной структуры при условии декларирования КИК и подачи налоговой декларации по форме З-НДФЛ в налоговые органы РФ; в случае, если физическое лицо не является налоговым резидентом РФ, то оно не будет признано контролирующим лицом компании, а сама компания - КИК. Вместе с этим, данное лицо, как фактический получатель дохода и бенефициар компании, должно предоставить налоговому агенту (Обществу) сведения, налоговым резидентом какой страны оно является, с целью корректного исчисления налога при выплате дивидендов. Также рекомендуем задекларировать и подать отчет по утвержденной форме о наличии счетов в иностранных банках за пределами РФ.

В Германии также действует законодательство о контролируемых иностранных компаниях, позволяющее включать в налогооблагаемый доход немецкой компании нераспределенный доход ее дочерней офшорной компании [4].

Относительно возможности уменьшения налога у источника (на дивиденды, роялти и др.) международным налоговым соглашением или директивами ЕС, в этом отношении также действуют законодательные ограничения [5]. Пониженная ставка налога не применяется, если (а) зарубежной компанией - получателем платежа владеют лица, к которым пониженная ставка не применялась бы в случае прямого получения ими данного дохода, и (б) выполнено одно из трех дополнительных условий: (1) использование промежуточной зарубежной компании не имеет экономической или иной разумной цели, или (2) зарубежная компания получат не более 10% своих доходов от собственной коммерческой деятельности, или (3) иностранная компания не ведет предпринимательской деятельности в форме, соответствующей целям ее деятельности. Согласно комментариям Минфина ФРГ, «разумными» могут быть признаны цели правового, политического или даже религиозного характера. Вместе с тем такие мотивы создания зарубежной компании, как, например, «интересы холдинговой группы» (координационные или организационные), «задачи формирования клиентской базы», «цели, связанные с географической ориентацией бизнеса», не признаются ни «экономическими», ни «разумными». Что касается третьего пункта формулировки, речь идет о том, что подлежит исследованию наличие у зарубежной компании реальных ресурсов для осуществления ее деятельности: квалифицированного персонала, офиса, технических средств[3].

Использование компаний из стран, имеющих выгодное налоговое соглашение с Германией, не решает проблемы уменьшения налога у источника в Германии: важно, кто является владельцем данных зарубежных компаний.

Немецкое налоговое законодательство содержит ряд положений, благоприятных для ведения холдинговой деятельности. Так, при некоторых условиях налогообложение дивидендов и доходов от реализации акций дочерних компаний осуществляется по эффективной ставке 1,5%. Однако при дальнейшем распределении дивидендов немецкой компанией следует учитывать

наличие существенных ограничений, связанных со взиманием налога у источника. По общему правилу, ставка немецкого налога у источника может быть снижена налоговым соглашением (а в случае, если получателем дивидендов является компания из страны Европейской экономической зоны (далее по тексту -ЕЭЗ), налог у источника при некоторых условиях не взимается вообще).

Однако возможность снижения налога у источника с помощью соглашений об избежании двойного налогообложения и директив ЕС ограничена в Германии положениями о противодействии уходу от налогов. Так, законодательством установлены некоторые существенные ограничения, делающие конечный вывод дивидендов в офшорную зону в безналоговом режиме практически невозможным. Для применения соглашения об избежании двойного налогообложения (директив ЕС) требуется раскрытие физических лиц - бенефициаров компании-получателя дивидендов. Соглашения и директивы не применяются, если бенефициар не является резидентом ЕЭЗ или страны, с которой у Германии есть соглашение об избежании двойного налогообложения, и компания-получатель дивидендов не имеет коммерческой самостоятельности и экономического содержания. Таким образом, оформление акций немецкого холдинга на «промежуточные» компании для целей налогового планирования не имеет особого смысла, и акции холдинга можно оформить прямо на бенефициаров.

Таким образом, совокупная налоговая нагрузка при использовании немецкой холдинговой схемы зависит от страны регистрации дочерней компании. Если дочерняя компания является резидентом Германии или страны-члена ЕЭЗ, введение в схему немецкого холдинга возможно при минимальных налоговых потерях или вообще без таковых. Однако в случае, если дочернее предприятие располагается в любой другой стране (в том числе в России), привлечение немецкого холдинга, на наш взгляд, не является целесообразным.

Таким образом, совокупная налоговая нагрузка в результате использования немецкой холдинговой схемы является довольно существенной - примерно от 15% до 30% в зависимости от суммы и объема участия в капитале. Для сравнения, при распределении дивидендов напрямую от российской компании в пользу российского бенефициара налоговая нагрузка составит 9% (НДФЛ с дивидендов).

Высокие налоговые ставки, существующие в Германии, делают неэффективным использование немецких компаний в качестве основного центра прибыли международных коммерческих групп (как широко используются компании в различных юрисдикциях с низким уровнем налогообложения). Скорее наоборот, тактика налоговой оптимизации международной группы с участием немецких компаний может состоять в том, чтобы в максимально возможной степени вывести генерирующую прибыль деятельность за пределы Германии, в страны с меньшим уровнем налогообложения.

Высокие ставки налогов у источника, многочисленные законодательные ограничения и жесткий налоговый контроль делают практически бессмысленным использование немецких компаний в разного рода «транзитных» и «агентских» схемах.

В целом, хотелось бы отметить, что уклонение от налогов - это неизбежный процесс, характерный для всех стран мира. Однако в качестве возможности уменьшения масштабов данного явления, следует

применять меры в рамках международного сотрудничества по борьбе с уклонением от уплаты налогов, к которым относят: информационный обмен между странами; обязанность идентификации; свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

Согласно законодательству Германии, компания не может быть частью фискального союза, если она зарегистрирована за пределами этой страны, даже если она управляется из Германии. Однако данные регламентации нарушают правила ЕС по свободе выбора места регистрации и ведения бизнеса предприятий. Так, Еврокомиссия считает, что законодательство Германии ставит иностранные компании в невыгодное положение по сравнению с местными предприятиями [8].

Список литературы:

1. Материалы Международной конференции для профессионалов в сфере корпоративных финансов, частного и корпоративного структурирования, международного налогового планирования - INTAX EXPO RUSSIA 2017 и WealthPro: Россия, Москва, 13-14 марта 2017 года.

2. BEPS (Action Plan on BaseErosion and Profit Shifting) - план по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из налогооблагаемой базы.

3. Письмо Министерства финансов ФРГ от 03.04.2007 № 2007/0115524

4. Außensteuergesetz §§ 7 - 14.

5. Einkommenssteuergesetz § 50d (3).

6. https://www.bakeririckenzie.coiTi/en/-/iTiedia/fNes/peo-ple/rohner tobias/8_selbstanzeige-bei-steuerhinterzie-hung-und-steuerbetrug.pdf Дата доступа: 01.08.2017

7. http://рспп.рф/news/view/13651 Дата доступа: 04.02.2018.

8. http://rapsinews.ru/internationaLnews/20120322/26-2310683.html дата доступа: 01.08.2017

9. http://rodon.org/polit-100312093426 Дата доступа: 20.12.2017

10. httpV/www.dw.coiTi/ш/пять-стран-ес-выступили-за-создание-черного-списка-офшоров/а-19190042 Дата доступа 17.07.2017

11. http://www.dw.com/ru/%D0%BF%D0%B5%D1%80-%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5 %D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D1%85 - Дата Доступа: 01.12.2017

12. http://www.oecd.org/tax/beps/CbC-MCAA-Signato-ries.pdf

Рецензия

на статью Шукшиной Татьяны Александровны «К вопросу о мерах, предпринимаемых государством по борьбе с налоговыми преступлениями по законодательству России и Германии»

Статья Шукшиной Татьяны Александровны посвящена исследованию актуальных проблем, связанных с мерами, предпринимаемыми государством по борьбе с налоговыми преступлениями по законодательству России и Германии. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку сравнительный анализ опыта борьбы с налоговыми преступлениями позволяет сформулировать комплекс эффективных национальных уголовно-правовых мер по противодействию налоговой преступности. Совершенствование системы мероприятий по предотвращению налоговых преступлений является актуальной проблемой в обеих странах.

В статье анализируются законодательные акты, направленные на противодействие уклонению от уплаты налогов как с юридического и физического лица как в России, так и в Германии. Автором изучены тенденции в рамках борьбы с налоговой преступностью, введение новых концепций. В связи с ужесточением налогового законодательства, контроля за финансовыми потоками как в отношении физических, так и юридических лиц автор на основе фактического материала разработал некоторые рекомендации.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов и рекомендаций, которые могут успешно использоваться и представлять практический интерес как для работников научно-исследовательской сферы, так и в правотворческой, правоприменительной деятельности. Рецензируемую работу отличают новизна и актуальность обозначенных в ней проблем.

Д-р юрид. наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Серебренникова А.В.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,17%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.