ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОУГРОЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
УДК 343.9
DOI 10.51980/2542-1735_2021_3_57
Владимир Олегович ДАВЫДОВ,
заместитель начальника Управления МВД России по Тульской области (г. Тула), доктор юридических наук, доцент, Почетный сотрудник МВД России, лауреат премии МВД России в области науки
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, СОВЕРШАЕМОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
TO THE QUESTION OF THE ILLICIT TRAFFIC MECHANISM NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC AND POTENT SUBSTANCES COMMITTED USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGIES
В статье рассматриваются криминалистически значимые аспекты механизма незаконного оборота наркотических средств, совершаемого с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и средств дистанционной коммуникации. Исследуются способы осуществления преступного «бизнеса» подобного рода, структурное построение и функционал звеньев организованных преступных формирований. Полученные автором результаты могут быть использованы при формировании криминалистической характеристики преступлений такого вида, а также выработки комплекса мер превентивного характера, в том числе в информационно-телекоммуникационном пространстве глобальной сети Интернет.
The article deals with criminological significant aspects of the mechanism of illicit drug trafficking committed using information and telecommunication technologies and means of remote communication. Ways to carry out criminal «business» of this kind, structural construction and functionality of links of organized criminal groups are being investigated. The results obtained by the author can be used in the formation of a forensic characteristic of crimes of this type, as well as in the development of a set of preventive measures, including in the information and telecommunications space of the global Internet.
Ключевые слова: наркотические средства, незаконный оборот, дистанционная коммуникация, виртуальное пространство, интернет-магазин, механизм преступления.
Keywords: narcotic drugs, illicit trafficking, remote communication, virtual space, online store, crime mechanism.
Среди криминальных угроз XXI века особое место в силу масштабности негативных проявлений для социума занимает незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
В условиях современного информационного общества механизм преступной деятельности рассматриваемого вида интенсивно трансформируется в части активного использования злоумышленниками дистанционных способов совершения преступных деяний, позволяющих в определенной степени повысить анонимность и криминальную безопасность лиц, их совершающих. Проиллюстрируем приведенный тезис сведениями официальной статистики Главного информационно-аналитического центра МВД России: в 2020 году на территории Российской Федерации были зарегистрированы 189,9 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, при этом четверть из них совершены с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и систем электронных платежей1.
Теневой электронный рынок DarkNet, коммуникационные приложения, защищенные шифрованием (например, кроссплатфор-менные мобильные мессенджеры «Telegram», «Signal», «WhatsApp» и др.), и другие инструменты дистанционной коммуникации играют все более значимую роль в незаконном обороте наркотиков, снижая количество личных контактов преступников при «сделках», уменьшая зависимость криминального бизнеса от наличных денег как формы оплаты.
Специалистами в сфере кибербезопас-ности Великобритании был проведен анализ содержимого выборки web-сайтов сетей DarkNet, осуществленной посредством поискового агрегатора, настроенного на отслеживание и категоризацию контента по ряду ключевых слов (в их числе, например, weapons - оружие, extremism - экстремизм, drugs - наркотики и др.). Из 5205 обследо-
ванных швЬ-сайтов (ед.) нелегальный контент удалось отыскать на 1547. При этом наиболее широко распространенными явились именно виртуальные площадки для торговли наркотическими веществами [6, с. 9].
Заметим, что сами виртуальные площадки, как правило, непосредственно продажей наркотических средств не занимаются - этот криминальный функционал реализуют специализированные швЬ-сайты, так называемые электронные интернет-магазины, выступающие в роли продавцов. Каждый из таких «магазинов» перечисляет виртуальной площадке ежемесячную арендную плату за пользование инфраструктурой интернет-сегмента, размер которой зависит от выбранного «плана обслуживания» (обычный, доверенный, топовый), позволяющего доминировать в поисковых запросах на швЬ-сайте. Виртуальные площадки также берут комиссию с каждой «наркотической» сделки, размер которой напрямую зависит от суммы последней [7, с. 47].
Более того, виртуальные площадки могут выступать в качестве «рефери» в случаях возникновения спорных ситуаций между «клиентом» и электронным интернет-магазином и финансово наказать последний в случае нарушения установленных правил «торговли» (например, в случаях, когда покупателю подменили «товар» или «закладка» была сделана вблизи государственного учреждения и т.д.). Однако, если электронный интернет-магазин не согласен с принятым решением, в спор вправе вмешаться модератор виртуальной площадки.
Остановимся на некоторых криминалистически значимых, на наш взгляд, элементах механизма осуществления подобной «торговли» подробнее, заметив при этом, что с позиций криминалистики такие сведения традиционно могут (и должны) использоваться субъектом расследования в целях всестороннего уяснения обстоятельств преступной деятельности данного вида, а также выработки мер профилактики, реализуемых криминалистическими средствами и методами [подр.: 1, с. 51].
1 Преступность и правонарушения в Российской Федерации (2020) : статистический сборник. М.: ГИАЦ МВД России, 2021.
58
№ 3(44)•2021
Безусловно, прав профессор А.М. Кустов, указывающий, что механизм преступления представляет собой последовательный поэтапный ряд процессов взаимодействия, в результате которых проявляются следы-отражения, содержащие криминалистически значимую информацию о самом преступлении и его участниках [5, с. 28]. Полагаем, что и вектор криминалистического исследования должен быть направлен на изучение, во-первых, системы признаков и качеств субъекта преступления, а во-вторых, элементов его преступной деятельности.
Изучение правоохранительной практики [2, с. 78] позволяет говорить о том, что в настоящее время на территории Российской Федерации достаточно «популярны» следующие способы незаконного сбыта наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и инструментов дистанционной коммуникации:
- посредством так называемых «закладок»
- способ сбыта путем предварительного заказа, в процессе которого непосредственный сбыт наркотического средства осуществляется лишь только после того, как продавец предварительно обсудит с покупателем все детали предстоящей сделки и получит соответствующую финансовую транзакцию;
- посредством так называемых «кладов»
- способ сбыта путем «моментального предложения», в процессе которого покупатель, оплатив в электронном интернет-магазине интересующую его позицию, непосредственно сразу получает адрес местонахождения ранее размещенного тайника с наркотическими средствами.
Отметим, что подобные тайники («закладки», «клады») могут быть закопаны в почву на том или ином участке местности (так называемый «прикоп»), примагничены к какой-либо металлической поверхности (так называемый «магнит») либо просто спрятаны в несильно выделяющемся объекте.
Технологически последовательность этапов криминального бизнеса, осуществляе-
Противодействие наркоугрозе: «Щ — проблемы, пути решения
мого вышеназванными способами, выглядит следующим образом.
Покупатель бесплатно регистрируется на web-сайте электронного магазина интернет-сегмента DarkNet, выбирает товар (наркотики того или иного вида) и оплачивает его (финансовые транзакции совершаются, как правило, посредством Qiwi-кошелька либо с помощью криптовалюты). При этом в процессе оформления заказа пользователю предоставляется возможность вместо традиционных способов оплаты приобрести игровые фишки и принять участие в розыгрыше рулетки. В случае удачи покупатель получает выбранный товар и GPS-координаты нахождения «закладки».
Продавец при получении оплаты отправляет покупателю географические (GPS) координаты, а также описание места «закладки» или «клада» с приложением web-ссылки в фотохостинге на фотографии объекта (участка местности), в котором можно забрать оплаченный товар.
Получив контактную информацию, покупатель прибывает на место нахождения тайника, идентифицирует его по GPS-коорди-натам (описанию, фотографиям) и забирает товар.
По желанию покупателю в течение 24 часов с момента покупки предоставляется возможность оставить на web-сайте электронного интернет-магазина отзыв о «товаре» с подтверждением факта его получения. Подобный способ обратной связи позволяет продавцу оценить качество работы розничных дилеров, что в анонимной среде, как правило, сделать достаточно проблематично. Негативные отзывы, как и в любом «белом» сервисе, помогают покупателям выявить товар ненадлежащего качества и ненадежных продавцов.
Говоря о субъектом составе преступной деятельности рассматриваемого вида, а точнее, об его организованных формах, заметим, что анализ современной юридической литературы, а также открытых ведомственных источников правоохранительной направленности свидетельствует о достаточно про-
извольном употреблении авторами (и прежде всего из числа практических работников) в процессе дискуссий об организованной преступности (в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств) категорий «группа», «организация», «объединение», «сообщество», «синдикат» и т.п. Очевидно, что подобное положение вещей является не только не корректным, но и безосновательным с точки зрения юридической науки.
Полагаем излишним в рамках данной статьи вступать в обширную научную дискуссию относительно исследуемой категории, а согласимся с мнением профессоров А. Ф. Волынского и В. П. Лаврова о том, что с позиций криминалистической науки под организованной преступностью должна пониматься «... сложная системно-структурная совокупность организованных преступных формирований (ОПФ), лиц, входящих в эти формирования и деятельности этих субъектов» [4, с. 891].
Аналогичную точку зрения высказывает и другой известный российский криминалист, профессор А.Г. Филиппов, определяющий организованную преступную деятельность как «совокупность преступлений, совершаемых организаторами и участниками преступных формирований» [3, с. 587].
Таким образом, считаем возможным использовать грамматическую сему «формирование» в качестве лексической единицы, обозначающей совокупность существующих форм организованной преступной деятельности.
В подавляющем большинстве изученных случаев2 в качестве субъекта преступной деятельности рассматриваемого вида выступало организованное преступное формирование -преступное сообщество (в отдельных случаях - организованная преступная группа).
Мыслится, что типовая структура такого преступного формирования может быть представлена в виде многофункциональной иерархо-сетевой модели, образованной рядом взаимосвязанных между собой организа-
ционных звеньев, в числе криминалистически значимых характеристик которых следует выделить обособленность по функциональному признаку, устойчивость криминальных связей, сплоченность, организованность, соблюдение мер криминальной конспирации.
Звено «операторы» - структурный элемент, совместно с руководителем(ми) преступного сообщества реализующий следующий управленческий функционал:
- круглосуточной контроль за работой электронного интернет-магазина (заметим, что «теневые» электронные площадки, на которых осуществляются продажи наркотических средств, условно располагаются на нижнем (третьем) интернет-сегменте (DarkNet) после видимого (Surface Web) и глубокого (Deep Web) сегментов;
- организацию и контроль деятельности звена «розничные закладчики» по непосредственному сбыту наркотических средств бесконтактным способом;
- размещение на web-сайте электронного интернет-магазина сведений об адресах и описаниях фактического местонахождения так называемых «закладок» и «кладов» (тайников с необходимым количеством наркотических веществ), полученных от звена «розничных закладчиков» посредством крос-сплатформенных мобильных мессенджеров, защищенных шифрованием;
- поддержание связи с приобретателями наркотических средств посредством кросс-платформенных мессенджеров, защищенных шифрованием, разрешение конфликтных ситуаций при их возникновении в процессе покупок;
- учет результатов криминальных сделок членов звена «розничные закладчики» с целью определения размера выплачиваемого им финансового вознаграждения.
Звено «обеспечители» - структурный элемент преступного сообщества, выполняющий функции по всестороннему обеспечению наркотического «бизнеса», а именно:
2 Материалы уголовных дел, возбужденных по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ч. 1 ст. 210 УК РФ, ч. 2 ст. 210 УК РФ Следственным управлением по материалам Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД по Тульской области в 2020-2021 гг.
- поиску и отбору (и в первую очередь посредством использования потенциала социальных аккаунтов глобальной сети Интернет) новых «рекрутов», вовлечение их в преступную деятельность звена «розничные закладчики»;
- проведению (в том числе в дистанционном формате) инструктажей вовлеченных участников, их обучению мерам криминальной конспирации, методам противодействия деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- выработке и реализации мер, направленных на повышение «потребительского спроса» на виды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, реализуемых на той или иной географической территории криминальных интересов.
Звено «оптовые закладчики» - структурный элемент преступного сообщества, в преступный функционал которого входят следующие действия:
- получение и хранение оптовых партий наркотических средств;
- сортировка наркотических средств, их расфасовка в среднеоптовые партии (заметим, что в одних случаях последние непосредственно передаются звену «розничные закладчики» для фасовки в разовые «дозы», а в других - размещаются в среднеоптовых «закладках» с дальнейшей передачей информации об их местонахождении звену «операторы» для загрузки на web-сайт электронного интернет-магазина).
Звено «розничные закладчики» - структурный элемент преступного сообщества, осу-
Противодействие наркоугрозе: — проблемы, пути решения
ществляющий следующие виды криминальных функций:
- прием от звена «операторы» адресов описаний фактического местонахождения тайников с расфасованными и отсортированными среднеоптовыми партиями наркотических средств тех или иных видов, их получение для дальнейшей фасовки и реализации розничных доз;
- непосредственное размещение розничных доз в «закладках» и «кладах»;
- направление звену «операторы» информации об оставленных «закладках» и «кладах» (к числу таких сведений следует отнести: название района, географические (GPS) координаты, краткое словесное описание объекта (участка местности), ссылки в различных фотохостингах на его фотографии) для размещения на web-сайте электронного интернет-магазина.
Полагаем, что предлагаемый научный подход к пониманию сущности механизма незаконного оборота наркотических средств, совершаемого с использованием технологий и средств дистанционной коммуникации, должен способствовать приданию целенаправленного характера деятельности правоприменителей в сфере поиска, выявления и закрепления доказательственной информации об этапах создания таких преступных формирований, координации действий между их структурными элементами, формах подыскания и вербовки новых членов, системе всестороннего обеспечения криминального «бизнеса».
Библиографический список
1. Давыдов, В.О. Методика расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера : дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2019.
2. Земцова, С.И. Методика расследования незаконного сбыта наркотических средств, совершенного с использованием интернет-технологий : монография / С.И. Земцова, О.А. Суров, П.В. Галушин. - М.: Юрлитинформ, 2019.
3. Криминалистика. Углубленный курс : учебник / под ред. А.Г. Филиппова. - М.: ДГСК МВД России, 2012.
4. Криминалистика : учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - М.: Юнити, 2008.
5. Кустов, А.М. К вопросу о структуре механизма преступления / А.М. Кустов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2009. - N 5.
6. Moore, D. Cryptopolitik and the DarkNet / D. Moore, T. Rid // Survival: Scholarly journal. -Taylor & Francis. - 2016. - 1 February (Vol. 57).
7. Senker, C. Cybercrime and the DarkNet: Revealing the hidden underworld of the Internet / C. Senker. - Arcturus, 2016.