Лозовский Денис Николаевич Ульянова Ирина Рачиковна
К вопросу о криминалистическом анализе признаков преступной группы по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков
Рассматриваются криминалистически значимые свойства организованной преступной группы по делам о незаконном обороте наркотиков. Анализируются признаки преступной группы, особенности ее функционирования и структурные элементы. Отмечается их важность для раскрытия и расследования преступлений о незаконном обороте наркотиков.
Ключевые слова: организованная преступная группа, наркотики, незаконный оборот, криминалистический анализ, Интернет.
To the issue of forensic analysis of features of the criminal group in criminal cases of illegal drug trafficking
The article considers criminally significant features of an organized criminal group in cases of drug trafficking. The authors analyze the characteristics of a criminal group, its functioning and structural features. The importance of using this information in the process of disclosure and investigation of crimes of illegal drug trafficking is shown.
Keywords: organized criminal group, drugs, illegal drug trafficking, forensic analysis, Internet.
Постоянное усложнение и растущая динамика геополитических, социально-экономических, научно-технических явлений и процессов, информатизация общества, глобализация финансовых отношений обусловили в последние годы проявление новых и трансформацию уже существующих проблем, вызывающих опасения с точки зрения национальной безопасности. Среди серьезных современных вызовов и угроз, которые носят глобальный характер, наибольшего внимания заслуживает незаконный оборот наркотиков. Растущие масштабы наркобизнеса, ставшего, по сути, транснациональным, сопровождаются увеличением объемов теневого оборота капитала, отмыванием средств и легализацией преступных доходов, что разрушает национальную и мировую экономику, а также служит источником финансирования различных противоправных действий, включая деятельность международных преступных группировок [1, а 5].
С развитием коммуникационных технологий незаконный сбыт наркотических средств стал осуществляться через Интернет, в том числе его «теневой сегмент», недоступный контролю со стороны государства. Современные компьютерные технологии, возможность выхода в сеть с мобильных устройств, совершенствование и удешевление цифровой техники, обилие программ-приложений для обмена текстовой, речевой, видео- и графической информацией позволяют обеспечивать преступникам анонимность в сети и создавать глубоко законспирированные сообщества. Появление же огромного количества способов совершения сделок с
использованием «электронных денег», а также криптовалют предоставляет наркоторговцам многочисленные способы сбыта наркотических средств без непосредственного контакта с потребителями, позволяет не раскрывать напрямую конечного бенефициара выплачиваемых наркоманами денежных средств.
Особенности криминалистически значимых признаков организованной преступной группы можно проиллюстрировать на основе анализа одного из изученных уголовных дел.
С целью долговременного и систематического совершения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств было создано преступное сообщество, в состав которого руководители сообщества и его структурных подразделений как лично, так и через других участников сообщества, а также посредством сети Интернет постоянно вовлекали лиц, стремящихся к незаконному обогащению, способных по своим волевым и личным качествам выполнять противозаконные указания.
Территориальные подразделения, в которые входили «розничные» и «мелкооптовые закладчики», являлись низовыми в составе преступного сообщества и занимались непосредственно незаконным сбытом наркотических средств на территории определенного города или нескольких городов. Лица, входившие в данные структурные подразделения в качестве «розничных закладчиков», как правило, проживали на территории того города, где осуществлялся сбыт, вербовались «куратором», «операторами», «менеджерами по персоналу»
44
или через сайты интернет-магазинов, а также привлекались другими участниками преступного сообщества и напрямую подчинялись «оператору».
В обязанности «розничных закладчиков» вменялось получать через тайники по адресу, указанному «оператором» через интернет-переписку, уже расфасованный мелкими партиями наркотик, размещать его в другие тайники для непосредственного сбыта потребителям, после чего сообщать адреса тайников «оператору». Кроме того, «розничные закладчики» использовались для привлечения в состав преступного сообщества новых участников для исполнения тех же обязанностей.
Лица, входившие в данные структурные подразделения в качестве «мелкооптовых закладчиков», проживали на территории того города, где осуществлялся сбыт, вербовались «куратором», «операторами» посредством интернет-переписки из числа «розничных закладчиков», которые зарекомендовали себя с положительной стороны и были переведены в разряд «мелкооптовых закладчиков» в качестве поощрения.
Участники преступного сообщества, исполнявшие обязанности «мелкооптовых закладчиков», подчинялись «оператору», который являлся руководителем данного структурного подразделения, а также исполняли указания «куратора» преступного сообщества в части, касающейся получения «среднеоптовых» партий наркотических средств (т.е. менялась специализация подчинения - от территориального к функциональному признаку).
В обязанности «мелкооптовых закладчиков» входило получение в тайниках по адресам, указанным «куратором» через интернет-переписку, «среднеоптовых» партий наркотиков, фасовка их по видам и указанному «оператором» или «куратором» количеству, размещение в других тайниках для дальнейшей передачи «розничным закладчикам», сообщение адреса тайников «оператору» или «куратору». Кроме того, «мелкооптовым закладчикам» вменялось в обязанности смешивание наркотических средств с нейтральными компонентами согласно указаниям «куратора», привлечение новых участников преступного сообщества в качестве «розничных закладчиков». Одновременно с этим в период начала деятельности территориального подразделения преступного сообщества в «новом» городе «мелкооптовые закладчики» выполняли дополнительно и обязанности «розничных закладчиков», которые в целях увеличения выплачиваемого им руководителями преступного сообщества денежного вознаграждения могли продолжать выполнять и далее по собственному желанию.
Лица, исполнявшие обязанности «операторов» и руководившие территориальными
структурными подразделениями, как правило, не проживали на территории того города, где осуществлялся сбыт наркотических средств. Они вербовались и привлекались к деятельности преступного сообщества руководителями преступного сообщества посредством интернет-переписки из наиболее доверенных лиц либо из числа «курьеров - оптовых закладчиков», которые зарекомендовали себя с положительной стороны и переводились в разряд «операторов» в качестве поощрения. «Операторы» подчинялись организатору преступного сообщества через «куратора».
Помимо руководства подчиненными членами территориального подразделения, обязанности «операторов» заключались в следующем:
непосредственное общение с конечным потребителем наркотиков путем переписки через сеть Интернет, получение от «розничных закладчиков», «мелкооптовых закладчиков», а в некоторых случаях от «куратора» адресов тайников, где находились наркотические средства, предназначенные для сбыта; получение ежедневно в начале «смены» посредством электронной переписки в сети Интернет от «куратора» номеров QIWI-кошельков («приемных», с доступом к управлению ими - для сообщения потребителям с целью перечисления денежных средств за приобретаемые наркотики, и «выводных», без доступа к управлению ими - для перечисления денежных средств, поступающих на «приемные» кошельки) и банковских счетов;
проверка поступления денежных средств от потребителей через систему QIWI-Wallet с последующим сообщением им адресов тайников с наркотическими средствами;
перечисление денежных средств, полученных от продажи наркотиков, на «выводные» QIWI-кошельки и банковские счета;
предоставление «куратору» в конце «смены» посредством электронной переписки в сети Интернет отчетов (о продаже наркотиков, выручке за сутки (смену), о переводе денежных средств, полученных от продажи наркотика, о работе «розничных закладчиков» и «мелкооптовых закладчиков»);
привлечение новых участников в состав преступного сообщества;
решение проблем, не требующих консультации с «куратором», возникающих с покупателями при непосредственном сбыте наркотиков.
Преступное сообщество характеризовалось такими чертами, как структурированность, устойчивость, организованность, внутренняя дисциплина в сообществе в целом и в структурных подразделениях, детальное планирование и отлаженность механизма совместной преступной деятельности, строгая конспирация при осуществлении преступной деятельности, общая финансовая база, образованная за
45
счет денежных средств, вырученных от сбыта наркотиков.
С целью поддержания между собой оперативной связи при осуществлении преступной деятельности члены преступного сообщества вели электронную переписку по сети Интернет через мобильные приложения: ICQ, Jabber, Skype, Viber, Wickr Me, Telegram, Yaxim и др. Мобильные телефоны, «мобильные кошельки», никнеймы (аккаунты) в интернет-месен-джерах (программах) приобретались и регистрировались специально для осуществления преступной деятельности, сим-карты регистрировались на посторонних лиц. По указанию руководителей преступного сообщества его участники систематически меняли сим-карты абонентских телефонных номеров и никнеймы в интернет-мессенджерах.
При общении между собой посредством электронной переписки участники преступного сообщества использовали оговоренную терминологию, вымышленные имена (прозвища), обращались друг к другу обезличенно. Каждый участник преступного сообщества имел при себе несколько мобильных телефонов, никнеймов в интернет-месенджерах (программах), предназначенных к использованию со строго определенным кругом лиц, а также ноутбуки, планшеты. При совершении преступлений использовались арендованные квартиры, транспортные средства, зарегистрированные на посторонних лиц, поддельные документы, удостоверяющие личность.
В целях повышения денежного вознаграждения, выплачиваемого руководителями преступного сообщества, «курьеры - оптовые закладчики» могли совмещать исполнение своих
обязанностей с выполнением обязанностей «мелкооптовых закладчиков» и «розничных закладчиков».
Эффективное расследование стало возможным благодаря надлежащему взаимодействию всех заинтересованных подразделений и служб, своевременному использованию информационных массивов правоохранительных органов, внимательному изучению детализаций телефонных соединений обвиняемых, их переписки в сети Интернет и изъятых у преступников баз данных, а также применению современных экспертных исследований. Немаловажную роль сыграло умение следователей наладить психологический контакт с обвиняемыми, а также грамотно анализировать схемы преступной деятельности, что позволило вовремя выявить новые и дополнительные эпизоды совершенных преступлений.
Сбор доказательств в отношении организованной преступной группы или преступного сообщества по делам о незаконном обороте наркотиков - это сложный, многоплановый, комплексный, инициативный и длительный процесс. Практика показывает, что не все сотрудники правоохранительных органов обладают необходимыми навыками и умениями. Знания о криминалистически значимых признаках организованной преступной группы по делам о незаконном обороте наркотиков позволяют конкретизировать предмет доказывания, выдвинуть обоснованные версии об обстоятельствах события, качественно спланировать производство отдельных следственных действий, что в целом будет способствовать повышению эффективности расследования исследуемой категории преступлений.
1. О состоянии наркопреступности в государствах - членах ОДКБ в 2015 году: аналит. обзор / В. Г. Дикарев, М.Г. Мелихов, Ю.Б. Гав-рюшкин, Е.Н. Дурыгина. Домодедово, 2016.
1. On the state of drug crime in the CSTO member states in 2015: analytical review / V.G. Dikarev, M.G. Melikhov, Yu.B. Gavryushkin, E.N. Durygina. Domodedovo, 2016.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Лозовский Денис Николаевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected];
Ульянова Ирина Рачиковна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России; тел.: +79604933402.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
D.N. Lozovsky, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
I.R. Ulyanova, Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Chief of the Department of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79604933402.
46