УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.575 : 004 ББК 67.408
© 2019 г. Бушуев Игорь Венальевич,
начальник кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического
института МВД России.
E-mail: [email protected]
Петров Максим Викторович,
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала
Ростовского юридического института МВД России.
E-mail: [email protected]
Прудникова Лариса Борисовна,
старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала
Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРЕСТУПНЫХ СХЕМ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ
Статья посвящена анализу статистических и эмпирических данных об обороте наркотических средств и наркосодержащих препаратов посредством сети Интернет. Обращается внимание на необходимость взаимодействия правоохранительных органов и банковского сектора в части предоставления необходимой информации.
Ключевые слова: наркотические средства, общественная безопасность, преступление, торговля наркотиками, наркодилер, незаконный оборот наркотиков.
Bushuev Igor Venaljevich - Head of the Department of General Legal Disciplines of the Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Petrov Maxim Victorovich - Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines of the Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Prudnikova Larisa Borisovna - Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines of Department of the Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
THE INFLUENCE OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL DRUG TRAFFICKING SCHEMES
The article is devoted to the analysis of statistical and empirical data on the circulation of narcotic drugs and drugs through the Internet. Attention is drawn to the needfor interaction between law enforcement agencies and the banking sector in terms ofproviding the necessary information. The circle and functions of all participants of the criminal community engaged in drug trafficking through social networks, their technical, organizational and financial security are also studied.
Keywords: drugs, public safety, crime, drug trafficking, drug dealer, drug trafficking.
На протяжении многих десятилетий вопрос организации противодействия обороту наркотиков находится на особом контроле у ряда государств. Ежедневно средства массовой информации рапортуют об изъятии крупных партий наркотиков, однако еще рано говорить об окончательном успехе в этой борьбе. К числу стран, в которых данная проблема является актуальной, относится и Россия. В Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ» прямо отмечено, что одним из
основных источников угроз национальной безопасности является «деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» [1]. На наш взгляд, в таком случае было бы вполне правомерным приравнять, по наносимому ущербу обществу, незаконный оборот наркотиков к терроризму.
Наркотизм бьет по всем слоям общества. По оценкам Управления ООН по наркотикам
и преступности, около 230 млн человек (что составляет около 5 % взрослого населения планеты) хотя бы один раз в жизни употребляли наркотики. Объем их потребления в мире составляет, по разным оценкам, от 3,4 до 6,6 % взрослого населения (от 15 до 64 лет) [3]. Поэтому говорить, что потенциальными покупателями являются только молодые люди, не совсем правильно. Демонстрируемый широкий возрастной диапазон объясняется и такими факторами современности: глобальной информатизацией общества, агрессивным развитием социальных сетей как простейших средств коммуникации, привлекающих доступностью, простотой использования, априорно предполагаемой конфиденциальностью.
Согласно официальным статистическим данным о состоянии преступности в Российской Федерации, с января по декабрь 2018 года в России зарегистрировано 1 841,3 тыс. преступлений. Из них - 186,1 тыс. связаны с незаконным оборотом наркотиков. За аналогичный период 2017 года - 194 777 преступлений из 1 920 819. За период 2017-2018 годы отмечается увеличение доли преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий -156 307 в 2018 году, что на 89,6 % больше, чем в 2017 (82 440 преступлений) [2].
Не подлежит сомнению, что «наркомания - это абсолютное зло, соответственно, наркоторговля - зло в квадрате». Очевидно, что основные усилия государства в борьбе с наркоманией должны быть сосредоточены не столько на потребителях, которые сами в определенной степени являются жертвами своего пагубного пристрастия и нуждаются больше в лечении, чем в наказании, сколько на пресечении незаконной торговли наркотиками [4]. Количество преступлений, связанных со сбытом наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, неуклонно растет во всем мире [3]. Учитывая повышенную общественную опасность незаконного оборота наркотиков и новые способы его осуществления, законодатель ввел статью 228.1 в Уголовный кодекс Российской Федерации. П. «б» ч. 2 данной статьи указывает на такой квалифицирующий признак как использование средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), что позволяет отнести данное преступное деяние к категории тяжких, а в случае совершения его организованной группой - особо тяжких.
В современном мире не стоят на месте развитие и совершенствование информационно-телекоммуникационных технологий, программ и систем. Данный фактор, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование нового поколения, улучшение качества жизни общества. Однако, как и любое жизненное явление, информационно-телекоммуникационные технологии, программы и системы способны проявить и свои негативные стороны. Нельзя отрицать того очевидного факта, что российский сегмент «всемирной паутины» (несмотря на предложения законодателя его су-веренизировать в определенной степени) развивается достаточно быстрыми темпами, прост в использовании, содержит огромные объемы информации, чем и привлекателен как инструмент совершения преступлений, в том числе способствует упрощению пропаганды наркомании и незаконному обороту наркотиков.
Современные информационные и финансовые технологии дают возможность организованным преступным наркогруппировкам разрабатывать пути легализации денежных средств, которые трудно установить. В частности, широкое развитие всемирной телекоммуникационной сети позволило эффективно использовать Интернет в процессе незаконного оборота наркотических средств. Участники незаконного оборота наркотических средств все активнее используют его с целью минимизации времени на поиск реализаторов и покупателей наркотических средств, ускорения и упрощения процесса незаконной их продажи, а также повышения анонимности. Развитие интернет-магазинов, распространяющих наркотические средства, ничем не уступают организациям, продающим товары, разрешенные государством к свободной торговле. В настоящее время возможно беспрепятственно, даже не выходя из дома, приобрести не только любой другой товар для дома, но и наркотические средства.
При осуществлении борьбы с незаконным оборотом наркотических средств МВД России совместно с Роскомнадзором (Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) регулярно проводит мониторинг интернет-пространства, в ходе которого выявляются многочисленные ресурсы, основной деятельностью которых является продажа наркосодержащих веществ и препаратов, а также пропаганда потребления наркотиков в целом. Причем такие «магазины», реализовывающие наркотические вещества и наркосодержащие
препараты, проводят самые настоящие маркетинговые акции для привлечения новых покупателей и удержания уже имеющихся покупателей и посредников. Важным является то, что большая часть подобных ресурсов зарегистрирована на иностранных доменах, что препятствует пресечению незаконной деятельности «магазинов», реализовывающих наркотические вещества и наркосодержащие препараты, установлению виновных лиц и привлечению последних к уголовной ответственности.
Большую опасность для общества несут многочисленные форумы в социальных сетях, обсуждаемыми темами на которых являются рекомендации по употреблению наркотиков, а также по их приобретению. На данных форумах происходит обмен опытом между участниками о производстве наркотических средств, правильном их приеме и, немаловажно, о правилах поведения в случае задержания сотрудниками правоохранительных органов. Обмен опытом происходит не только по вопросам, связанным с наркотическими средствами, но и по заменяющим их лекарственным препаратам, обладающим свойствами, схожими с наркотическими. Подобные препараты в большинстве своем в Российской Федерации находятся в свободной продаже. Крупнейшим интернет-форумом, регистрирующим «магазины» по продаже таких лекарственных препаратов, является Legal.RC, прямой доступ к которому российским пользователям запрещен, однако его посещение становится возможным посредством различных программ свободного доступа.
Интернет-форум Legal.RC - один из основных, на котором можно узнать все о запрещенных веществах, наркотиках, а также пообщаться с реальными людьми на эту тему. Однако через обычный браузер сайт заблокирован, что указано на главной странице форума, в связи с чем рекомендуется для входа на данный сайт использовать браузер, имеющий программное обеспечение для анонимного сетевого соединения, например - TOR-браузер [5].
На сайтах в сети Интернет без обладания необходимыми связями в наркодилерских кругах становится возможным легкое получение информации о наркотиках, реализуемых интернет-магазином: об ассортименте наркотических средств, их стоимости, контактных данных продавца и покупателя, способе передачи наркотиков и их оплаты.
Вопрос об оплате наркотических средств, заказанных посредством Интернета, в разрезе борьбы с наркопреступностью заслужива-
ет отдельного рассмотрения. Важно понимать, что по своей доходности наркобизнес находится на первых позициях. При этом «цена» наркопреступности для государства настолько велика, что к данной ситуации вполне применим афоризм «преступление не окупается», особенно с учетом высокого уровня ее рецидивности [6].
Для начала кратко рассмотрим роли участников организованной группы, сбывающей наркотики. Отметим, что система ролей строго иерархична. Во-первых, это организатор -руководитель преступного сообщества по приобретению либо производству, расфасовке и сбыту наркотических средств. Основной функцией организатора является финансовая - получение и распределение доходов, обеспечение нормального функционирования всей системы платежных инструментов. Далее важным звеном в преступной цепочке является «диспетчер» (оператор) - он принимает заказы, сведения о которых передает закладчикам и курьерам, после чего сообщает клиентам о местонахождении наркотайников (так называемых «закладок»). Следующим в иерархии преступной организации является специалист (хакер) - он отвечает за организацию и функционирование технического обеспечения деятельности сетевых ресурсов преступного сообщества, применяет меры конспирации его участников в сети Интернет, мобильных приложениях, а также при получении доходов на банковские, в том числе электронные счета. Следующий участник преступной схемы - вербовщик. Его роль заключается в поиске и вовлечении в преступную деятельность сообщества новых участников, в основном, курьеров и закладчиков. Курьер, в свою очередь, фасует и обеспечивает доставку наркотических средств и передачу их закладчику. Замыкающим участником преступной схемы является закладчик - он создает тайники («закладки») для покупателя и передает информацию диспетчеру. В абсолютном большинстве случаев задерживается полицией и в дальнейшем привлекается к уголовной ответственности именно закладчик. В очень редких случаях задерживается курьер. Однако им легко и быстро находится замена, а преступная схема продолжает свою работу.
Сверхприбыль от продажи наркотических средств бесконтактным способом позволяет заинтересованным лицам совершенствовать схемы и необходимые информационные технологии, используемые ими при незаконной деятельности по распространению и сбыту запрещенных средств.
В настоящее время в России существует большое количество видов денежных переводов - банковские, почтовые, мобильные платежи, причем два первых способа требуют обязательного указания достоверных данных получателя и отправителя перевода. Для дистанционной оплаты электронными деньгами товаров и услуг существуют различные электронные платежные системы: «Яндекс.Деньги», «^еЬМопеу», банк», «Е-рог1», «Кукуруза» и др. В таком случае оплата товаров, в том числе наркотических средств, происходит для сторон довольно удобно: дистанционный характер оплаты позволяет оставаться конфиденциальными обеим сторонам: нет необходимости в предоставлении достоверных сведений о себе (как покупателю, так и продавцу), не требуется реальной встречи сторон для передачи платы за товар. Такая схема позволяет быстро и легко увеличивать прибыль наркоторговцев, расширять клиентскую базу, находить посредников и новых продавцов. Способ распространения наркотических средств через Интернет развивается быстрыми темпами, несмотря на то, что при бесконтактной технологии приобретения возрастает сумма платежа (в основном за счет различных комиссий, которые взимаются посредническими коммерческими структурами).
Справедлив вывод, что участниками такой схемы в большинстве своем будут являться представители молодежи в силу наличия у них навыков и умений в области использования электронно-вычислительной техники, хотя молодежь - не единственная аудитория на наркопоприще. Под угрозой находятся не только больные наркоманией, но и несовершеннолетние и личности, не имеющие четкого статуса в социуме. Легко «устроиться» работать закладчиком, легко в свободное время делать «закладки», например - по пути на учебу или гуляя. Человек, желающий обогатиться, практически ничего не делая, будет легко завербован в ряды наркопреступников.
Активное использование безналичного расчета как способа оплаты за незаконно предлагаемый товар значительно затруднил работу правоохранительных органов. Становится сложным проведение оперативно-розыскных мероприятий, целью которых является установление преступников, занимающихся организацией незаконной деятельности по распространению наркотиков, с дальнейшим привлечением виновных лиц к ответственности. В связи с этим безналичный расчет за незаконно реализуемый товар вы-
ступает на сегодня одним из главных препятствий в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
Процедура приобретения наркотического средства посредством Интернета и безналичного расчета довольна проста. Заинтересованные в покупке наркотиков лица приобретают виртуальные карты безналичного расчета любой платежной системы, представляющей услуги безналичных переводов. При этом важным и впоследствии усложняющим выход на наркодилеров является тот факт, что при регистрации виртуальной карты не требуется достоверных данных пользователя, то есть вполне возможно зарегистрировать виртуальную карту даже по вымышленным данным. Продавец также обеспечивает себя интернет-кошельком, на который клиенты дистанционно безналично переводят денежные средства со своих виртуальных счетов. После перечисления финансов покупатель звонит на известный в узких наркоманских кругах номер «оператора». Последний, убедившись в зачислении на виртуальный кошелек денежных средств, сообщает покупателю время и место, где для него оставят наркотики, при этом продавец, задействовав других участников преступной цепи, обеспечивает оговоренные с покупателем моменты. Это лишь одна из схем и она делает безрезультатной проведение проверочной закупки, что сокращает успех борьбы с наркоторговцами. Интернет-кошельки, используемые при продаже наркотиков, непостоянны. Становится практически нереальным установление действительного пользователя интернет-кошелька.
Виртуальный кошелек несложно открыть из любой точки планеты, в которой доступна всемирная сеть, а в последующем его можно удаленно администрировать. Это позволяет распространителю находиться за пределами России, используя при этом возможности зарубежных провайдеров.
Технология бесконтактного сбыта наркотических средств с безналичным расчетом и системой тайников является на данный момент самой безопасной для наркоторговцев, так как возможность поимки преступников с поличным практически невозможно. Хотя такая технология требует определенных затрат как материальных, так и временных (разница с контактным способом составляет в несколько десятков тысяч рублей). На начальном этапе развития бесконтактный метод применялся между крупными и мелкими оптовиками, хотя в настоящее время все чаще используется для
розничной торговли наркотическими средствами. В основном - по соображениям безопасности. В большинстве случаев, инициаторами безналичных расчетов являются сами распространители, так как при таком способе исключается возможность оперативной закупки. Безналичная оплата не оставляет шансов установить стороны подобной незаконной сделки -продавца и покупателя, а также затрудняет прослеживание движения денежных средств с интернет-кошельков, в которые «сливаются» перечисления покупателей. Пользователем номеров «операторов» может быть только доверенное лицо из числа наркоманов с условием систематической их замены. При этом легальным «хозяином» соответствующей номеру сим-карты, как правило, выступает третье, обычно случайное, лицо либо организация, что существенно усложняет установление всех необходимых признаков объективной стороны данного преступления. Это создает благоприятные условия для активного развития бесконтактного способа распространения наркотиков, а проведение проверочной закупки в данном случае бессмысленно. Из этого следует неутешительный вывод - реальные масштабы данной проблемы настолько пугающие, что социальная напряженность заставляет правоохранительные органы оптимизировать все имеющиеся ресурсы хотя бы для того, чтобы пытаться сдерживать рост наркопреступности.
Несмотря на небольшие положительные сдвиги в раскрытии преступлений, совершенных вышеуказанным способом, зачастую организаторов сбыта установить невозможно. Обычно мелкими торговцами и так называемыми «курьерами» являются сами наркозависимые люди. Одним из способов получения информации о реализаторах наркотиков является возможность оперативного наблюдения за наркоманами, попавшими в поле зрения правоохранительных органов. Как правило, благодаря этой информации можно найти исполнителей, но организаторы остаются неизвестны. Наказание исключительно исполнителей не является эффективным способом борьбы со всей системой.
Показательным является следующий пример: согласно материалам уголовного дела, возбужденного в 2018 году Следственным отделом ОМВД России по Белокалитвинскому району в отношении гражданина Ш. по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, следует, что гражданин Ш., проживающий в одном из поселков Белокалит-винского района Ростовской области, на про-
тяжении двух лет употреблял наркотическое средство синтетического происхождения в виде кристаллообразного порошка светлого цвета. По заключению эксперта, данное вещество являлось наркотическим средством пир-ролидиновалерофенон. Наркотик употреблялся путем выкуривания с предварительным смешиванием указанного вещества с табаком из сигареты. Впоследствии, при употреблении данного вида наркотического средства, он от своих знакомых узнал способ приобретения наркотического средства в тайниках через закладки, при этом в данном способе обязательным условием является пользование программой «Telegram Messenger». Для этой цели гражданин Ш. в своем мобильном устройстве установил приложение «Telegram Messenger», используя которое он связывался со сбытчиками наркотических средств, зарегистрированными под разными никнеймами. Гражданин Ш. в основном через Интернет приобретал наркотики у неизвестного ему пользователя под ником «КЕНТОВАР». Имея денежные средства, гражданин Ш. списывался в приложении «Telegram Messenger» с одним из многочисленных пользователей-продавцов, после чего в ходе переписки осуществлял заказ на приобретение определенного вида и количества наркотического средства. Затем, согласно правилам магазина, гражданин Ш. оплачивал заказ, сделав электронный перевод денежных средств на указанный продавцом номер QIWI-кошелька сбытчика наркотических средств. После зачисления денежных средств на электронный кошелек продавец отправлял гражданину Ш. фотографию тайника с наркотическим средством и координаты данного места с координатами местности - широтой и долготой. Таким способом, наркотические средства последний приобретал один раз в неделю, чего было достаточно для 20 употреблений путем выкуривания. К гражданину Ш. стали обращаться его знакомые с просьбой помочь в приобретении наркотического средства. Тогда он стал активнее совершать в Интернете заказы наркотиков с последующей их продажей своим знакомым, а в счет оплаты своих услуг он оставлял себе часть наркотиков. В ходе оперативно-розыскных мероприятий он был задержан полицейскими и в дальнейшем привлечен к уголовной ответственности. Организаторы преступной схемы и сбытчики наркотических средств посредством Интернета в ходе предварительного расследования установлены не были, что вполне предсказуемо, и, соответственно, не понесли ответственности.
Изменение приемов распространения наркотических средств создает необходимость изменения системы методов борьбы с данной незаконной деятельностью. Такое проверенное оперативно-розыскное мероприятие как проверочная закупка в борьбе с незаконным распространением наркотических средств через телекоммуникационную сеть Интернет дает незначительный результат, оставляя вне внимания правоохранительных органов основных участников преступной схемы.
Для противодействия развитию системы незаконного оборота наркотиков через Интернет по безналичному расчету полагаем возможным предложить следующее:
- ужесточение контроля за открытием банковских счетов, а также открытием электронных кошельков физическими лицами;
- наблюдение за скомпрометированными или подозрительно частыми банковскими переводами между счетами;
- введение в банковское законодательство нормы, обязывающей банки и банковские ор-
Литература
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II).
2. Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2017 года // URL: https://xn— b1 aew.xn—p1 ai/reports/item/11830347/.
3. URL: https://ugra.su/1893093/.
4. Бушуев И. В. Проблемные вопросы квалификации сбыта наркотических средств // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 1.
5. URL: https://legalrc.com.
6. Прудникова Л. Б., Полунина Е. Н. Экономика и цена преступности: содержание и соотношение понятий // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1.
ганизации незамедлительно предоставлять по соответствующему запросу правоохранительных органов или суда информацию (видеозаписи с камер наблюдения банков и банкоматов, информацию о счетах и переводах, об их владельцах и т. п.), необходимую для пресечения или расследования преступлений данной категории;
- активное привлечение к оперативно-розыскным мероприятиям специалистов в области информационных технологий.
Резюмируя изложенное, следует сделать очевидный вывод - общество без наркотиков, к сожалению, пока остается утопичной целью практически любого общества и государства. Однако положительный опыт многих государств, совместные усилия на международном и ведомственном уровнях, модернизация технического оснащения соответствующих служб и совершенствование законодательства в совокупности должны оказать положительное влияние в борьбе с глобальным злом - распространением наркотических средств.
Bibliography
1. Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 № 683 «On approval of the National Security Strategy of the Russian Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. № 1 (p. II).
2. The state of crime in Russia in January-November 2017 // URL: https: //xn—b1aew.xn—p1ai/ reports/item/11830347/.
3. Analytical reference of the Control and Methodological Department of the Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra // URL: https://ugra.su/1893093/.
4. Bushuev I. V. Problematic issues of qualification of sales of narcotic drugs // Yurist-Pravoved. 2018. № 1.
5. URL: https://lsgalrc.com.
6. Prudnikova L. B., Polunina E. N. The economy and the price of crime: the content and correlation of concepts // Economy and Entrepreneurship. 2018. № 1.