УДК 612.647.014.46:547.412.4
Канд. мед. наук AÍ. А. Возовая, канд. биол. наук Л. К■ Малярова
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ДЕЙСТВИЯ ДИХЛОРЭТАНА НА ПЛОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ
Башкирский медицинский институт, Уфа, Уфимский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональных заболеваний
Проводимые нами в течение ряда лет динамические наблюдения за состоянием здоровья и исходами беременностей у женщин, соприкасавшихся во время работы с хлорпроизводными углеводородов (в частности, дихлорэтаном) и бензином, позволили выявить у них достоверно более частые, чем в контрольной группе, внутриутробную асфиксию плода и перинатальную смертность, а также нарушения лактационной функции (Г. М. Муха-метова и М. А. Возовая, 1972). Отрицательное влияние дихлорэтана на процессы репродукции и последующее развитие потомства подтверждено также экспериментальными исследованиями на белых крысах.
Для выяснения механизма действия дихлорэтана на плод возникла необходимость определить содержание его в крови, матке и яичниках небеременных и беременных животных, а также изучить проницаемость плаценты для него и возможность проникновения этого яда в молоко лактирую-щих самок. Подобных данных в доступной литературе мы не встретили. В качестве экспериментальных животных использовали 90 белых крыс, исследовали 105 плодов, сделали 317 проб биосред; проведено 3 серии опытов. В I серии выяснили проникновение дихлорэтана в кровь, матку и яичники небеременных самок, подвергавшихся динамическим ежедневным 4-часовым ингаляционным затравкам в концентрациях 550±18 и 1000± ±12 мг/м3 в течение 1, 5 и 10 дней. Во II серии определяли содержание дихлорэтана в крови и матке беременных крыс, плаценте, околоплодных водах и тканях плода (суммарно). У части плодов наряду с суммарным определением дихлорэтана в тканях исследовали количество этого вещества в печени. Ингаляционные затравки животных дихлорэтаном в концентрации Ю00±42 мг/м3 проводили ежедневно по 4 ч в течение 3 и 7 дней, соответственно с 10-го по 13-й и с 10-го по 17-й день беременности. В эти сроки беременности у крыс и мышей происходит образование истинной плаценты и устанавливается все более тесный контакт между кровяным ложем беременной и плода (Mossmann; Jaffe; Snell). Продолжительность затравок беременных животных была уменьшена по сравнению с небеременными, так как ранее мы обнаружили частую внутриутробную смерть плода и преждевременные роды у крыс-самок при более длительной ингаляции дихлорэтаном. В серии опытов лактирующих самок белых крыс подвергали однократной 4-часовой затравке дихлорэтаном в концентрации 1000±34 мг/м3. Сразу же после прекращения ингаляций к ним для кормления подсаживали крысят, из желудочков которых через 2—3 ч отбирали молоко для анализа на содержание дихлорэтана. Животных забивали декапитацией. Ткани измельчали. Метод анализа микроколичеств дихлорэтана в биосубстратах основан на извлечении токсического вещества из исследуемой пробы и последующем хроматографическом его определении (Г. Берчфилд и Э. Сторрс).
Как установлено серией модельных опытов, для извлечения дихлорэтана из тканей наиболее приемлем способ приготовления паро-газовой смеси. Эффективность извлечения дихлорэтана из биосубстратов с помощью этого способа составляет 90—98%. Образцы крови и гомогенизированной ткани помещали в стеклянные флаконы объемом 30—50 мл с плотно закрывающимися пробками, фиксированными специальными зажимами. К исследуемым средам прибавляли 0,5—1 г безводного сульфита натрия для уменьшения парциального давления. Флаконы с биосубстратами термостатиро-вали при 80° в течение 5 мин. Затем 0,3—5 мл паро-газовой смеси вводили в хроматограф для анализа. Анализы выполнены на хроматографе «Цвет-1»
с пламенноионизационным детектором. В качестве неподвижной фазы использовали силиконовую жидкость № 3 в количестве 15% веса носителя. Инертным твердым носителем служил сферохром-1 (фракция 0,25—0,5 мм). Оптимальная температура анализа составляла 90°, в качестве рабочей выбрана скорость газа-носителя (азота) 60 мл/мин. Анализы проводили а изотермическом режиме.
В серии опытов, поставленных на небеременных самках (концентрация дихлорэтана 550 мг/м3), в 1-й день затравки яд обнаружен только в крови, появление его в матке и яичниках зафиксировано на 5-й день экспозиции. При большей концентрации (1000 мг/м3) проникновение его в матку и яичники констатировано уже в 1-й день затравки и отмечена тенденция к накоплению яда в тканях в последующие дни. Существенной разницы в содержании дихлорэтана в крови и матке беременных самок, затрав-лявшихся в течение 3 и 7 дней, мы не обнаружили. Наряду с этим в элементах плодного яйца оно возрастало при продолжении опыта. Так, в плаценте количество дихлорэтана при 7-дневной затравке увеличилось в 2,5 раза (/><0,001), в печени плода — в 3,7 раза (Р<0,001) и тканях плода — в 4 раза (ЖО.СХП) по сравнению с 3-дневным опытом. Зги данные вполне согласуются с указаниями ряда авторов на более медленное выведение некоторых химических и лекарственных веществ из организма плода, чем из крови и тканей матери (В. Г. Курдюкова, и др.). В то же время известно, что дихлорэтан выводится из организма в основном через дыхательные пути. Поэтому закономерно отставание в скорости выведения его из тканей плода по сравнению с тканями матери. Это в свою очередь приводит к большему накоплению яда в тканях плода.
Обнаружено, что дихлорэтана в печени было почти в 2 раза больше, чем в остальных тканях плода (Р<0,001). Подобная закономерность сохранялась как после 3-дневного, так и после 7-дневного опыта. Хотя проведенные некоторыми авторами (Г. А. Абдулла-Заде; JI. К. Малярова) исследования не выявили преимущественного накопления дихлорэтана в печени взрослых животных, обнаружение значительного количества его в печени плода не может быть безразличным для него и, возможно, является одним из механизмов вредного действия яда на плод во второй половине беременности.
В III серии опытов дихлорэтан определяли в содержимом желудков 12—14-дневных крысят, подсаженных к лактирующим самкам после прекращения однократной 4-часовой затравки. В 14 из 25 биопроб обнаружен дихлорэтан в количестве 0,1±0,01 мг%. По нашим наблюдениям, отрицательные результаты были в основном у тех крысят, которые начинали питаться материнским молоком через значительное время после прекращения затравки матери.
Выводы
1. Дихлорэтан может проникать в матку и яичники небеременных крыс при ингаляционном поступлении его в организм.
2. Он способен проходить через плацентарный барьер белых крыс и накапливаться в тканях плода. Обнаружено повышенное содержание этого яда в печени плода.
3. Дихлорэтан определяется в молоке лактирующих крыс при поступлении вещества через дыхательные пути.
ЛИТЕРАТУРА. Абдулла-Заде Г. А. Дихлорэтан, его судебно-химнческое открытие и определение. Автореф. дисс. канд. Баку', 1958. — БерчфилдГ., С т о р р с Э. Газовая хроматография в биохимии. М., 1964. — Курдюкова В. Г. Бюлл. экспер. биол., 1960, № 12, с. 90. — М а л я р о в а Л. К- Хроматографический метод определения хлорпроизводных углеводородов в воздухе и биологическое действие трихлорэтилена как атмосферного загрязнения. Дисс. канд. Уфа, 1968. — Мухаме-т о в а Г. М., В о з о в а я М. А. Гиг. труда, 1972, № 11, с. 6. — J а f f е R. (Ed.>
Anatomie und Pathologie der Spontanerkankungen der kleinen Laboratoriumstiere: Kaninchen, Meerschweinchen. Ratte, Maus. Berlin, 1931. — M о s s m a n n H., Am. J. Anat., 1926, v. 37. p. 433. — Snel I G. (Ed). Biology of the Laboratory Mouse. Philadelphia, 1941.
Поступила 18/111 1974 г
УДК 613.646:631.17
Канд. мед. наук С. П. Зеленцова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАЛИЗАЦИИ МИКРОКЛИМАТА В КАБИНАХ ТРАКТОРОВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний !|
С целью выявления наиболее типичных условий микроклимата кабин тракторов в жаркое время года мы в 1971—1973 гг. проводили гигиенические исследования на базе 3 машиноиспытательных станцнй «Союзсельхозтехники»—Украинской, Киргизской и Среднеазиатской (Узбекская ССР). Перед нами стояла также задача установить, в какой степени при создании тракторов новых марок используются санитарно-технические средства, направленные на улучшение микроклимата на рабочем месте тракториста, и насколько эти средства эффективны. Изучены тракторы 10 марок, находящиеся в серийном производстве, и опытные образцы.
На каждом тракторе микроклиматические условия определяли в течение 3—12 дней. Замеры выполняли в динамике рабочего дня. Измеряли температуру и влажность атмосферного воздуха в кабине на различных уровнях (15—20 см от пола, в зоне дыхания и под потолком). Черным шаровым термометром регистрировали результирующую температуру. Параллельно изучали основные показатели состояния функции терморегуляции и сердечнососудистой системы трактористов. Обследовано 30 представителей этой профессии в возрасте 25—42 лет.
В период исследований на Украинской и Киргизской машиноиспытательных станциях температура атмосферного воздуха колебалась в пределах 23—36°, на Среднеазиатской — 28—43°. При температуре наружного воздуха 30—32° степень обогрева кабины достигала 42—45°. В Узбекистане мы зарегистрировали температуру воздуха в кабине 52—55°. Передняя стенка нагревалась до 60—65' . При работе в таких условиях организм работающих не справлялся с тепловой нагрузкой. Возникали явления перегревания. Температура тела повышалась на 1,2—1,5°. Потовыделение было обильным, но не эффективным, поскольку пот стекал струйками, пропитывая одежду. Трактористы жаловались на невыносимую духоту и жару. В кабинах тракторов, не оборудованных кондиционерами, как правило, работают, открывая окна и дверцы, чтобы обеспечить необходимую вентиляцию, исключая тем самым герметизацию. В открытой кабине температура воздуха приближается к наружной, однако все же превышает ее на 3—4°. Если учесть, что даже в лесостепной зоне Украины с умеренно-континентальным климатом почти 50% дней за время с мая по октябрь воздух нагревается более чем до 24° в течение 5—7 ч, то трактористам приходится работать при температуре воздуха, превышающей 28°.
Опытные образцы тракторов, которые мы исследовали, оснащены более мощными двигателями, чем тракторы, находящиеся в серийном производстве и предназначенные для выполнения тех же видов сельскохозяйственных работ. Энергонасыщенные двигатели служат более мощным источником поступления тепла в кабину. Согласно техническому заданию, в кабинах большинства тракторов (Т-150, Т-70С, МТЗ-80/82 и др.), представленных к испытанию, предусматривалась система мероприятий, направленных на снижение поступления тепла от двигателя и инсоляции. Правда, не всегда эти мероприятия осуществлялись в полном объеме. Самым сложным делом является создание эффективной вентиляционной системы.
В тех случаях, когда кабины тракторов достаточно герметизированы, теплоизолированы и оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, условия микроклимата лучше, чем на серийных образцах без соответствующих санитарно-технических средств. Так, мы проводили исследования параллельно на серийном тракторе Т-38М и опытном тракторе Т-70С, специализированном для возделывания сахарной свеклы. В кабине трактора Т-70С установлен охладитель— увлажнитель воздуха с очисткой его от пыли. Внутренняя поверхность кабины покрыта теплоизолирующим материалом. В кабине трактора Т-38М теплоизолирован только потолок. Исследования показали явное преимущество кабины нового трактора. При температуре атмосферного воздуха 30—32° уровень обогрева кабины трактора Т-70С составлял 28—29°. В то же время в закрытой кабине трактора Т-38М он достигал 40°, и поэтому можно было работать только при открытых дверцах и окнах.
Физиологические исследования показали, что при работе в кабине трактора Т-70С у трактористов происходят менее существенные сдвиги функционального состояния организма. Субъективно они оценивали микроклимат как вполне удовлетворительный. Самочувствие их в кабине с воздухоохладительной установкой было значительно лучше, чем при вождении старых тракторов без средств улучшения микроклимата. Правда, вентиляционная установка при более высокой наружной температуре не всегда в достаточной степени обеспечивает снижение температуры воздуха в кабине, что связано отчасти с техническими неполад-