Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МТС'

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МТС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИСТОРИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б.А., Юсупов М.Л., Воронина Я.В., Новопашин Л.А.

Машинно-тракторные станции (МТС) для сельского хозяйства выполняли важную задачу механизации производства сельскохозяйственной продукции. МТС в российском сельском хозяйстве появились в ХХ веке и их задачей было обслуживание совхозов и колхозов. Отдельные учёные высказывают мнение, что прообразами машинно-тракторных станций можно считать прокатные пункты, которые были распространены в России ещё до революции 1917 года[1]. Первая машинно-тракторная станция в СССР была образована на базе тракторной колонны совхоза им. Шевченко, Одесской области в 1928 году. Массовое создание МТС началось после принятия постановления Совета труда и обороны от 5 июня 1929 г. «Об организации машинно-тракторных станций [2]. На XVI конференции ВКП(б) (1929г.) было признано, что создание МТС является одной из главных форм производственной стычки с крестьянством. Широкое развитие в стране МТС получили с 1929 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF AGRICULTURE MECHANIZATION THROUGH THE USE OF MTS

Machine-tractor stations (MTS) for agriculture performed an important task of mechanizing the manufacturing of agricultural products. MTS in Russian agriculture appeared in the ХХ century and their task was to serve state and collective farms. Some scholars express the opinion that rental points, which were common in Russia even before the 1917 revolution, can be considered the prototypes of machine-tractor stations [1]. The first machine-tractor station in the USSR was formed on the basis of the tractor column of the state farm for them. Shevchenko, Odessa region in 1928. The massive creation of MTS began after the adoption of the resolution of the Council of Labor and Defense of June 5, 1929 "On the organization of machine and tractor stations [2]. At the XVI Conference of the CPSU (b) (1929) it was recognized that the creation of the MTS is one of the main forms of production clashes with the peasantry. MTS has been widely developed in the country since 1929.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МТС»

Процессы и машины агроинженерных систем

УДК 631.1.016 Код ВАК 05.20.01

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МТС

Б. А. Воронин 1*, М. Л. Юсупов1, Я. В. Воронина1, Л. А. Новопашин1

1 ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, Екатеринбург, Россия

* E-mail: voroninba@ya.ru

Аннотация. Машинно-тракторные станции (МТС) для сельского хозяйства выполняли важную задачу механизации производства сельскохозяйственной продукции. МТС в российском сельском хозяйстве появились в ХХ веке и их задачей было обслуживание совхозов и колхозов. Отдельные учёные высказывают мнение, что прообразами машинно-тракторных станций можно считать прокатные пункты, которые были распространены в России ещё до революции 1917 года [1]. Первая машинно-тракторная станция в СССР была образована на базе тракторной колонны совхоза им. Шевченко, Одесской области в 1928 году. Массовое создание МТС началось после принятия постановления Совета труда и обороны от 5 июня 1929 г. «Об организации машинно-тракторных станций [2]. На XVI конференции ВКП(б) (1929г.) было признано, что создание МТС является одной из главных форм производственной стычки с крестьянством. Широкое развитие в стране МТС получили с 1929 года.

Ключевые слова: машинно-тракторная станция, крестьянское хозяйство, история, агропромышленный комплекс, правовые отношения.

TO THE QUESTION OF AGRICULTURE MECHANIZATION THROUGH THE USE OF MTS

B. A. Voronin1 *, M. L. Yusupov1, Ya.V. Voronina1, L. A. Novopashin1

1 FSBEI HE Ural SAU, Ekaterinburg, Russia

* E-mail: voroninba@ya.ru

Abstract. Machine-tractor stations (MTS) for agriculture performed an important task of mechanizing the manufacturing of agricultural products. MTS in Russian agriculture appeared in the ХХ century and their task was to serve state and collective farms. Some scholars express the opinion that rental points, which were common in Russia even before the 1917 revolution, can be considered the prototypes of machine-tractor stations [1]. The first machine-tractor station in the USSR was formed on the basis of the tractor column of the state farm for them. Shevchenko, Odessa region in 1928. The massive creation of MTS began after the adoption of the resolution of the Council of Labor and Defense of June 5, 1929 "On

the organization of machine and tractor stations [2]. At the XVI Conference of the CPSU (b) (1929) it was recognized that the creation of the MTS is one of the main forms of production clashes with the peasantry. MTS has been widely developed in the country since 1929.

Keywords: machine-tractor station, agro-industrial complex, history, peasant farm, legal relationship

Методология и методы исследования (Methods)

Методы исследования: исторический, анализа, экономико-правовой, социологический.

Результаты (Results)

В 1929 годы было организовано 102 МТС, в 1930г. - 158, в 1932г. - 2446, 1937г. - 5818, 1938г. - 6350, 1940г. - 7069. Благодаря МТС миллионы крестьян впервые получили возможность использовать на своих полях машинную технику, которая облегчала их труд, повысила производительность труда. Организация МТС сыграла роль и в ускорении темпов сплошной коллективизации крестьянства. Если в 1930г. в колхозах было объединено 23,6% крестьянских дворов, то к 1937г. - 93%. Основным производственным звеном в МТС являлась постоянная тракторная бригада, которая выполняла различные работы в колхозах. За каждой бригадой закреплялись тракторы, различные сельхозмашины. Трактористам и другим рабочим тракторных бригад МТС за работу в колхозах начислялись трудодни в зависимости от количества и качества произведённой работы и выполнения планового задания по урожайности. За каждый трудодень трактористы, бригадиры тракторных бригад и их помощники получали денежную оплату. Производилась также натуральная оплата зерном [3].

Система МТС во второй половине 50-х годов включала в себя 8100 предприятий, на обслуживании у которых трудились более 2 млн. человек [4].

Партия и правительство уделяли особое внимание развитию МТС.

Во-первых, это решения Пленума ЦК КПСС (сентябрь 1953 г.), в которых было уделено большое внимание МТС. Они названы «решающей силой в сельскохозяйственном производстве». К их дальнейшему развитию и укрупнению и призывал Пленум. Предполагалось направить работников из других отраслей народного хозяйства, из городов на должности директоров МТС и главных инженеров, а также «повести разъяснительную работу среди трактористов и других кадров механизаторов, ушедших из МТС на работу в промышленные предприятия, на строительство, в другие организации, и обратиться к ним с призывом вернуться в МТС, имея в виду, что теперь, когда трактористы будут находиться в штате МТС и получать высокую гарантированную оплату, многие бывшие механизаторы охотно пойдут на работу в машинно-тракторные станции[5].

В Постановлении мартовского (1954 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором обсуждался вопрос об освоении целинных и залежных земель, вновь ставился вопрос о том, что основное внимание в дальнейшем со стороны государства должно уделяться кадровому оснащению МТС. Отмечалось,

что за время, прошедшее между сентябрьским (1953 г.) и мартовским (1954 г.) Пленумами ЦК было зачислено в штаты МТС 1 млн. 250 тыс. трактористов, бригадиров и других работников. Из иных отраслей народного хозяйства вернулось в МТС 50 тыс. механизаторов, ранее работавших в них. Более 100 тыс. агрономов и зоотехников пришли в МТС. на руководящие должности (директорами, главными инженерами, заведующими мастерскими) прибыли по путёвкам партийных комитетов 23 тыс. инженеров и техников [6].

В январе 1955 г. на Пленуме ЦК принимается постановление о развитии животноводства. В данном документе говорилось о том, что главная роль в механизации производственных процессов на животноводческих фермах должна отводиться МТС, а Министерство сельского хозяйства должно было разработать и осуществить систему мероприятий по осуществлению работы между колхозами и МТС при установке и эксплуатации машин и механизмов на животноводческих фермах.

Директивы ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.) содержат новые указание на развитие МТС: в них содержатся требования укрепления кадрами и оснащения новой техникой, а также указания на перевод МТС на хозрасчет. Постановлением ЦК и Правительства от 6 марта 1958 г. возлагаются большие задачи на МТС. 31 марта 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» [7]. Согласно данному закону сельскохозяйственная техника МТС продавалась колхозам и совхозам, а МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции.

В дальнейшем Пленум ЦК КПСС в марте 1962 г. обратил внимание на необходимость усиления механизации сельскохозяйственного производства как одного из главных условий повсеместного перехода к интенсивной системе земледелия и резкого повышения производительности труда. В области механизации общественного хозяйства колхозы получали помощь от предприятий и организаций государственного сектора. Одними из таких предприятий являлись районные (межрайонные) отделения «Сельхозтехники». В обязанности отделения «Сельхозтехники» вменялось обеспечение колхозов правильным техническим обслуживанием и производством ремонта машин, а также механизацию животноводческих ферм и трудоёмких работ, внедрение индустриальных методов ремонта машин и оборудования и новых форм технического обслуживания машинно-тракторного парка.

Договорные отношения колхозов с отделениями «Сельхозтехники» по ремонту машин, их прокату и по выполнению специализированных работ до начала 1962 года регулировались утверждёнными в 1958 году Советами Министров союзных республик, Положениями о порядке и условиях приемки ремонтно-техническими станциями машин на ремонт и выдачи их из ремонта, порядке расчётов колхозов с РТС за ремонт машин, порядке использования техники РТС, условиях расчётов за специализированные работы, выполняемые РТС, а также условиях предоставления колхозам и другим хозяйствам машин на прокат[8]. В соответствии с этими Положениями

министерствами сельского хозяйства республик были разработаны и утверждены соответствующие примерные и типовые договоры на выполнение ремонтных, специализированных работ и прокат машин.

Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1961 г. «О мерах по улучшению использования и ремонта машинно-тракторного парка колхозов и совхозов» [9] обосновало предложение провести в хозяйственную практику ряд важнейших мероприятий по улучшению использования машинно-тракторного парка, по упорядочению списания техники. было утверждено Положение о государственном техническом инспекторе районного (межрайонного) отделения «Сельхозтехники» и создано Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника». 21 февраля 1962 г. был разработан и утверждён по согласованию с Министерством финансов СССР и Государственным арбитражем при Совете Министров СССР Типовой договор на выполнение ремонтных и других работ, выполняемых отделениями «Сельхозтехники» для колхозов, совхозов и других организаций. При этом Совет министров особо подчеркнул, что в Типовом договоре должны быть предусмотрены гарантийные сроки ремонта и ответственность сторон за нарушение договорных обязательств [10].

Согласно требованиям типового договора, заказчик сдаёт, а отделением «Сельхозтехники» выполняет для него определённые работы и услуги. Таким образом, взаимоотношения между колхозом и отделением «Сельхозтехники» строятся по принципу договора подряда. Типовой договор предусматривал пять основных видов работы, выполняемых отделением «Сельхозтехники» для заказчика:

- работы по ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других сложных машин, их агрегатов и узлов, стационарных двигателей, сложного оборудования животноводческих ферм, металлорежущих станков и другого производственного оборудования;

- мелиоративные, землеройные, дорожные и другие механизированные работы;

- работы по добыче торфа, известняка, фосфоритов и приготовлению органоминеральных и других удобрений;

- слесарно-монтажные работы по монтажу агрегатов, установок и оборудования для механизации животноводческих ферм, и других объектов;

- работы по перевозке грузов.

В современной России машинно-технологические станции функционировали на основании следующих правовых актов. Постановление Правительства Российской Федерации № 723 от 21 июня 1996 года «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» [11]. Пункт 4 абзаца 2 содержит указание, что Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации основных направлений

государственной политики в области реформирования агропромышленного комплекса осуществить в 1996-1998 г годах меры по оснащению крестьянских (фермерских) хозяйств техникой, имея в виду, что на каждые 50 гектаров пашни предусматривается один пропашной трактор и на 100 гектаров - пахотный трактор с необходимым набором сельскохозяйственных машин, на 150 гектаров посевов зерновых и масличных культур - зерноуборочный комбайн и грузовой автомобиль. Для улучшения обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств развивать сеть машинно-технологических станций и прокатных пунктов машин и оборудования различных форм собственности.

Президент Российской Федерации 10 сентября 1996 года издаёт указ за № 1341 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей» [12], в котором Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывается оказывать содействие в создании новых машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Во исполнение данного указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 127 от 4 февраля 1997 г. «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных производителей» [13]. П.1 данного постановления указывает Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить меры по организации ежегодно не менее 100 машинно-технологических станций различных форм собственности для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации поручалось выделять в установленном порядке из фонда льготного кредитования или лизингового фонда средства на приобретение сельскохозяйственной техники для машинно-технологических станций. Особое внимание уделялось тому, что 1 января 1997 г. необходимо распространить на машинно-технологические станции, осуществляющие свою деятельность в первые два года со дня их создания, действующий для крестьянских (фермерских) хозяйств порядок обеспечения продукцией машиностроения на лизинговой основе с освобождением их от уплаты первоначального лизингового взноса. Оказывать им содействие в реализации сельскохозяйственной продукции, получаемой за оказанные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям (п.2).

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации разрешалось направлять ежегодно не менее 400 млрд. рублей из общих ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете для финансирования сельскохозяйственного производства, на создание материально-технической базы машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей (п.3).

Помимо всего вышеперечисленного органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось оказывать содействие в создании машинно-технологических станций, предусматривая с 1997 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на эти цели.

Однако не смотря на принимаемые меры МТС прекратили свою деятельность.

Так, например, на территории Свердловской области функционировали 12 МТС, среди них 10 являлись муниципальными предприятиями (например, СПК «Слободо-Туринская МТС», МУСП «Каменская МТС», МТС МУСП «Надежда Байкаловского района и т.д.) и 2 станции было создано в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО «Артинская МТС», ООО «Сухоложская МТС»). В 2000 году Уральским государственным экономическим университетом, при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, НИИ «Уралпищепромсертификат», УРАЛНИИСХОЗа был разработан «Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ состояния и прогнозная оценка развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2015 года». В данном отчете в качестве первого подхода, выбранного для решения задач по развитию продовольственной базы в 2000-2015 гг., предлагается развитие агролизинга, создание в области машинно-технологических станций (МТС), представляющих в аренду сельскохозяйственную технику сразу нескольким хозяйствам [14].

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Судьба машинно-тракторных станций в настоящее время мало прогнозируется, поскольку в условиях рыночных отношений и частной собственности сельскохозяйственные организации не желают использовать технику МТС в своём аграрном производстве и агробизнесе. Вместе с тем, имеются проблемы механизации сельскохозяйственных работ у отдельных фермерских хозяйств и небольших сельскохозяйственных организаций. Это означает, что с государственной финансовой поддержкой можно попробовать создать подобие МТС в форме сельскохозяйственных организаций потребительских кооперативов и это будет одним из направлений государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Как отмечает в автореферате диссертации Г. А. Иовлев [15], наблюдается разрушение технического потенциала сельскохозяйственных организаций. Выбытие техники из состава машинно-тракторного парка опережает её ввод. Этот фактор актуализирует проблемы системного подхода к оказанию технической помощи субъектам аграрной экономики.

Библиографический список

1. Казарезов, В.В. Крестьянский вопрос в России (от коллективизации до перестройки). Т.2. - М.: ФГНУ «Росинформагротех». - 2001. - с.337.

2. Постановление Совета труда и обороны от 5 июня 1929г. «Об организации машинно-тракторных станций»

3. Электронный ресурс. Режим доступа: www.humanities.edu.ru

4. Казарезов, В.В. Крестьянский вопрос в России (от коллективизации до перестройки). Т.2. - М.: ФГНУ «Росинформагротех». - 2001.

5. Казарезов, В.В. - указанное сочинение. 2001

6. Казарезов, В.В. - указанное сочинение. 2001

7. ИПС Консультант Плюс

8. ИПС Консультант Плюс

9. СП СССР 1961. - п.12. с136.

10. Вовк Ю. А. Договорные отношения колхозов с организациями и предприятиями. - М.: Госюриздат, 1962. - с. 83.

11. Собрание законодательства РФ, 1996. п.27, ст.3264

12. Российская газета, 1996. п 177.

13. Российская газета, 1996. п 28.

14. Попова, Н.П. Правовая природа договора на прозводственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. «Юридические науки» 2004, п.3, стр. 47-51.

15. Иовлев, Г.А. Организационно-экономический механизм восстановления и развития технического потенциала сельского хозяйства. Автореф. дисс. доцент экон. наук. Екатеринбург, 2019.

References

1. Kazarezov, V.V. The peasant question in Russia (from collectivization to perestroika). T.2. - M .: FGNU "Rosinformagrotech". - 2001 .-- p. 337.

2. Decree of the Labor and Defense Council of June 5, 1929. "On the organization of machine and tractor stations"

3. Electronic resource. Access mode: www.humanities.edu.ru

4. Kazarezov, V.V. The peasant question in Russia (from collectivization to perestroika). T.2. - M .: FGNU "Rosinformagrotech". - 2001.

5. Kazarezov, V.V. - the specified composition. 2001

6. Kazarezov, V.V. - the specified composition. 2001

7. IPS Consultant Plus

8. IPS Consultant Plus

9. JV USSR 1961. - item 12. s136.

10. Vovk Yu. A. Contractual relations of collective farms with organizations and enterprises. - M .: Gosyurizdat, 1962 .-- p. 83.

11. Collection of legislation of the Russian Federation, 1996. p.27, article 3264

12. Rossiyskaya Gazeta, 1996. p 177.

13. Rossiyskaya Gazeta, 1996. p. 28.

14. Popova, N. P. The legal nature of the contract for production and technical maintenance of agricultural organizations by repair and technical enterprises. "Legal Sciences" 2004, paragraph 3, pp. 47-51.

15. Iovlev, G.A. Organizational and economic mechanism for the restoration and development of the technical potential of agriculture. Abstract of the thesis. diss. Associate Professor of Economics sciences. Yekaterinburg, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.