© В.Е. Капустина, С.С. Шишкин, 2016 УДК 343.132.1
В.Е. Капустина, С.С. Шишкин К ВОПРОСУ О МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПЛАТЫ НАЛОГА)
Кафедра гражданского и арбитражного процесса (зав. кафедрой - доц. С.С. Шишкин) Ижевского института ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции Минюста РФ» Обращается внимание на то, что медицинская организация, являясь юридическим лицом, выступает налогоплательщиком. Не исключены случаи, когда указанные юридические лица (медицинские организации) могут совершать налоговые преступления.
Ключевые слова: уголовный процесс, правоохранительные органы, медицинская организация, налоговые органы, налог.
TO THE QUESTION OF THE MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS
(SOME ASPECTS OF PAYMENT OF THE TAX) VE. Kapustina, S.S. Shishkin
The attention that the medical organization, being a legal entity, acts as the taxpayer is paid. Cases are not excluded when the specified legal entities (the medical organizations) can commit tax crimes.
Key words: criminal trial, law enforcement agencies, medical organization, tax authorities, tax.
Вопросы налаживания эффективного взаимодействия между соответствующими государственными структурами с целью борьбы с неплательщиками налогов являются актуальными и важными с практической точки зрения. В условиях массового создания схем с целью ухода от налогообложения, возникает практическая потребность изучения проблем, связанных с охраной института банкротства и налогообложения как меры оздоровления экономики [1].
Особенностью экономических преступлений является высокий уровень латентности (скрытности; не обнаруженных фактов). Случаи привлечения должностных лиц медицинских организаций к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 195-199.2 УК РФ, не велики.
Что касается процедуры возможного уголовного преследования тех лиц, по вине которых медицинская организация (учреждение, предприятие) выступает как неплательщик налогов, необходимо обратить внимание на следующее.
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 308-ФЗ (далее - Закон № 308-Ф3) [2] были внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, изменившие порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (статьи 198 - 199.2 УК РФ). Таким образом, в 2014 г. произошел отказ от порядка, действовавшего с декабря 2011 г., при котором поводом для возбуждения дел по налоговым преступлениям служили только материалы, направленные налоговыми органами.
В связи с принятием поправок, по ст. 198-199.1 УК РФ следователь вправе возбудить уголовное дело самостоятельно (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). Т.е. обращения налоговых органов не требуется, в данном случае, достаточно лишь наличия повода и данных, указывающих на признаки преступления.
В тоже время, анализ положений действующего законодательства РФ приводит к выводу о том, что уголовное дело по налоговым преступлениям может быть возбуждено как на основании решения налогового органа о привлечении медицинской организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и без указанного решения налогового органа.
До внесения поправок в УПК РФ, только решение о привлечении медицинской организации к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенное по результатам налоговой проверки (иных мероприятий налогового контроля), предопределяло возможность его уголовного преследования за налоговое преступление. В
частности, для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении требовалось следующее:
- наличие решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения;
- вступление решения налогового органа в силу. Если налогоплательщик обращается в вышестоящий налоговый орган в порядке апелляционного обжалования, то решение вступает в силу после его утверждения. В данном случае вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца, указанный срок еще на 1 месяц может быть продлен;
- затем налоговый орган выставляет требование в адрес медицинской организации об уплате налога на основании вступившего в силу решения;
- и только при условии, что требование не исполнено в течение двух месяцев со дня истечения срока, налоговый орган направляет материалы в следственные органы (п. 3 ст. 32 НК РФ).
Таким образом, до принятия закона № 308-ФЗ привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления было невозможно без прохождения вышеуказанных процедур, предусмотренных НК РФ.
Анализ положений УПК РФ с учетом Закона № 308-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что уголовное дело может быть возбуждено по материалам налогового органа, так как положения НК РФ позволяют налоговым органам направлять материалы в правоохранительные органы. В тоже время, оно (уголовное дело) может быть возбуждено самостоятельно правоохранительными органами, так как поводом для возбуждения уголовного дела может стать и сообщение о налоговых преступлениях, поступившее из органов дознания.
Обратим внимание на положения пунктов 7-9 статьи 144 УПК РФ и отметим некоторые аспекты, которые требуют внимания. Так, при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях в медицинской организации, предусмотренных статьями 198 - 199.1 УК РФ, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
По результатам рассмотрения материалов в отношении медицинской организации, направленных следователем, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах со стороны медицинской организации и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении медицинской организации проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении медицинской организации законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Учитывая принятие поправок (Закон № 308-Ф3) ФНС России разработан Порядок взаимодействия, по которому налоговые органы будут рассматривать обращения следователей и представлять необходимую им информацию (далее — Порядок) [3]. Согласно данному порядку, по итогам рассмотрения следственных материалов инспекция готовит письменное заключение. Рекомендуемая форма заключения приведена в приложении № 1 к Порядку. В заключении инспекторы указывают следующие сведения (п. 2 Порядка): если в ходе ранее проведенной проверки налоговые органы обнаружили обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, они подтверждают факт нарушения налогового законодательства. Они также проверяют, правильно ли следователь рассчитал сумму предполагаемой недоимки по налогам и сборам, и дают свое заключение по этому расчету. Кроме того, Литература:
1. Шишкин С.С. Роль налоговых органов при выявлении правонарушений и преступлений (в процедуре банкротства и при проведении проверок):учебно-практическое пособие. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 152 с.
2. Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // «Российская газета», № 244, 24.10.2014
3. Порядок взаимодействия утвержден приказом ФНС России от 16.02.15 № ММВ72/70@ // См.: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Хаванова И.А. Налоговые правонарушения и преступления: модели возбуждения преследования и особенности производства // Финансовое право, 2015, № 2.
5. Аширбекова М.Т. Новый порядок возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям // Законность, 2015, № 1.
инспекторы указывают, обжаловал ли налогоплательщик решение, принятое по результатам проверки, и приводят результаты обжалования. Если решение по проверке было приостановлено, изменено или отменено, этот факт также отражают в ответе; если в отношении нарушителя как раз идет проверка и решение по ней еще не принято или не вступило в силу, инспекторы ограничиваются тем, что указывают это в заключении; если обстоятельства, приведенные в сообщении о преступлении, в рамках налоговых проверок не рассматривали, налоговые органы налоговики сообщают, что у них отсутствуют сведения о нарушении налогового законодательства.
В литературе обращено внимание специалистов на некоторые аспекты новой редакции УПК РФ. В частности, отмечается, что законодателем не дано ответа на вопрос, как определить размер ущерба, причиненного бюджетной системе РФ [4]. Другие ученые отмечают, что законодатель, превращает налоговый орган в субъект уголовного процесса [5].
Указанные мнения авторов заслуживают внимания, так как требуют осмысления. В тоже время, дополнительно отметим, что заслуживают внимание и иные аспекты уголовно-процессуального законодательства.
Первое. Анализ положений УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что в расчет сумму пеней и штрафов включать не требуется. Тем самым, принимается во внимание только недоимка. В данном случае, логика законодателя представляется понятной, так как, например, правоохранительные органы не смогут определить пени и штраф без налоговых органов. Именно налоговые органы ведут Карточки расчетов налогоплательщика с бюджетом. Кроме того, пени и штраф вообще могут быть отменены по результатам обжалования решения налогового органа в административном или судебном порядке.
Второе. Это заключение налогового органа. Не совсем ясен статус указанного документа. Если проанализировать положения ст. 58 УПК РФ, то можно найти некоторое сходство между налоговыми органами, которые дают письменное заключение, и специалистом, который обозначен в ст. 58 УПК РФ. В данном случае, должностные лица налоговых органов - это те лица, которые обладают специальными знаниями по отношению к представителям правоохранительных органов.
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что законодательство РФ имеет в себе ряд аспектов, которые требуют разрешения, при рассмотрении вопросов в части уголовного преследования должностных лиц медицинских организаций.