3.НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
3.1. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Коврижкин Дмитрий Владимирович, Красноярский государственный аграрный университет, аспирант кафедры уголовного права и процесса, следователь. СО по Енисейскому району Гпавного следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю
Аннотация. В статье описывается актуальность темы. Статья раскрывает проблемы возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения. Приведены рекомендации следователям при изучении материалов, поступивших из налоговых служб.
Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, уголовная ответственность, правоохранительные органы, налоги, налоговая служба, недоимка, материалы, проверка сообщения о преступлении, уклонение от уплаты налогов
THE BASES OF EXCITATION OF CRIMINAL CASES OF TAX CRIMES, PROBLEMS OF EXCITATION
Kovrizhkin Dmitry Vladimirovich, Krasnoyarsk State agrarian university, postgraduate student at criminal law and process chair,. Position: crime Investigator. Place of employment: law-enforcement department
Annotation: In the scientific article the urgency of a theme is described. In the scientific article opens problems at excitation of criminal cases of tax crimes. For crimes investigators in the scientific article there are recommendations which help to study tax documents. Keywords: excitation of criminal case, the criminal liability, law-enforcement department, taxes, tax department, shortage, materials, the information on a crime, evasion from payment of taxes
Основой функционирования налоговой системы Российской Федерации являются положения ст. 57 Конституции РФ, согласно которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в том, что «подобные преступления причиняют существенный ущерб экономической безопас-1
ности государства» .
Поскольку ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов предусмотрена как Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), так и Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ), на практике нередко возникают ситуации привлечения лица за одно и то же деяние и к уголовной, и к налоговой ответственности, что про-
1 Ефимичев П.С. Предварительное расследование дел о налоговых преступлениях и обеспечение прав личности.- М., 2004. С. 34.
тиворечит принципу, предусмотренному п.2 ст. 108 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» уголовная и налоговая ответственность за уклонение от уплаты налогов разграничивались п. 3 ст. 108 НК РФ, который закреплял, что предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
В новом Федеральном законе законодатель изложил этот пункт в следующей редакции: "Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу". Данное нововведение повлекло дополнение в части порядка привлечения к ответственности, в том числе уголовной, как других статей НК РФ, так и иных нормативных актов.
Рассмотрим новый порядок перехода от налогового производства к уголовному, закрепленный Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. N З8З-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы (далее -ИФНС) обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Правоохранительные органы, получившие от налоговых органов материалы, в свою очередь, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N З8З-ФЗ также внес изменения в ст. 90 УПК РФ и закрепил: "Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговоры или решения не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле". Таким образом, в доказывании в рамках уголовного судопроизводства повышается статус решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Коврижкин Д.В. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
Однако получить вступившее в силу решение арбитражного суда можно лишь через три - пять месяцев после того, как вступит в силу решение налогового органа. Ввиду этого в условиях экономического спора между налоговым органом и налогоплательщиком до завершения судебного разбирательства принимать решение о возбуждении уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности, в случае уже возбужденного уголовного дела, недопустимо.
В результате чего возникает проблема у правоохранительных органов, которым трудно принять решение при проверке материала, поступившего из налоговой службы, в случае, если налогоплательщик обратится в арбитражный суд, так как решение по поступившему материалу сотрудникам необходимо принять, в крайнем случае, в течение 30 суток. Возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении без достаточных оснований не приемлемо.
Таким образом, «расследование налоговых преступлений имеет определенные особенности, обусловленные правовой конструкцией этих деяний, спецификой предмета посягательства, способа их совершения и т.д.»2.
На качество и эффективность предварительного расследования во многом влияет своевременное и обоснованное возбуждение уголовных дел.
По общему правилу, предусмотренному ст. 140 УПК РФ поводами к возбуждению уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (другими словами рапорт должностного лица, выявившего преступление).
При рассмотрении этой нормы применительно к налоговым преступлениям поводом к возбуждению уголовных дел служат:
- сообщения о преступлении, поступившие из подразделений Федеральной налоговой службы, т.к. в соответствии со ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения нарушения решением налогового органа;
- рапорт и прилагаемые к нему материалы, представленные сотрудниками правоохранительных органов.
Возникают ситуации, когда в отсутствие решения о привлечении к налоговой ответственности, налоговый орган может не зачислить перечисленные налогоплательщиком денежные средства в счет погашения недоимки, т.к. в налоговом органе недоимка не значится. Тем самым «нарушается представленное законодателем налогоплательщику право на освобождение от уголовной ответственности путем погашения ущер-ба»3. В таком случае сложно выявить вину налогового органа.
Учитывая изложенное, с целью исключения фактов незаконных возбуждений уголовных дел, уголовные дела целесообразно возбуждать при наличии решений ИФНС.
При принятии решения в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ в отсутствие налогового решения руководителям и следователям надлежит обращать внимание на наличие в материале доследственной проверки следующих
2 Расследование экономических преступлений: учебно-
методическое пособие/ под ред. С.Ю. Журавлева, В.И. Каныгина. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - С. 437.
3 Катревич В.М. Использование специальных знаний при расследовании налоговых преступлений : дис. ... канд. юрид. наук:
12.00.09. - Владимир, 2006. - С. 152.
сведений: информация от сотрудников ИФНС о выводах акта исследования; разъяснение налогоплательщику права на освобождение от уголовной ответственности путем погашения ущерба, предоставляя время для совершения данных действий.
При изучении акта проверки необходимо установить, «все ли документы, на которые есть ссылки в акте, или указанные в списке приложений, представлены вместе с данным актом»4. При отсутствии каких-либо документов следует истребовать или изъять их. Факты налоговых правонарушений в акте должны быть обоснованы ссылками на закон, каждый факт подтвержден наличием документов.
В перечне документов, поступающих в правоохранительные органы из налоговых служб, должны находиться:
- сведения о наличии возражений налогоплательщика на акт налоговой проверки;
- сведения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- при обжаловании принятого решения налогового органа - копия соответствующих документов и судебных решений;
- копии требований об уплате налогов и (или) сборов и документов, связанных с мерами принудительного взыскания;
- копии налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы;
- сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщиков (налоговых агентов);
- копии документов, подтверждающих факты нарушения налогового законодательства, послужившие основанием для доначисления налогов и (или) сборов;
- копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде, объяснения должностных лиц организации или индивидуального предпринимателя по фактам выявленных налоговых правонарушений;
- документы контрагентов налогоплательщика и кредитных организаций;
- иные документы, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.
Все исследованные документы должны быть включены в передаваемые материалы, их следует тщательно изучить, при необходимости воспользовавшись помощью специалиста (бухгалтера, ревизора).
Также, при изучении материала проверки надлежит проверить соответствие выводов акта требованиям законодательства, соответствие суммы доначисленного налога крупному (особо крупному) размеру ущерба, проверить сроки уплаты доначисленных налогов на предмет наличия сроков давности деяния. Проверить, имеются ли основания для освобождения данного лица от уголовной ответственности и наказания, обстоятельства исключающие преступность и наказуемость деяния.
Федеральным законом N 383-ФЗ от 29 декабря 2009 г. внесено примечание к ст.ст. 198-199.1 УК РФ, по которому лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящими статьями, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом или организацией полностью уплачены суммы недо-
4 Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М. 1997. - С. 152.
имки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ, и если данное лицо против этого решения не возражает.
В случае погашения в ходе доследственной проверки, либо в ходе расследования уголовного дела налогоплательщиком суммы недоимки, пени и штрафов в соответствии с примечанием к ст. ст. 198-199.1 УК РФ налогоплательщик освобождается от уголовной ответственности, уголовное дело возбуждению не подлежит, при наличии возбужденного дела оно подлежит прекращению.
Таким образом, мы обнаруживаем проблему, когда органами предварительного следствия затрачивается много сил и средств на расследование дела, а оно может быть прекращено в результате погашения нало-неплательщиком суммы недоимки.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
2. Ефимичев П.С. Предварительное расследование дел о налоговых преступлениях и обеспечение прав личности.- М., 2004. С. 34.
3. Катревич В.М. Использование специальных знаний при расследовании налоговых преступлений : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. - Владимир, 2006. - С. 152.
4. Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М. 1997. - С. 152.
5. Расследование экономических преступлений: учебнометодическое пособие/ под ред. С.Ю. Журавлева, В.И. Каны-гина. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - С. 437.
Reference list:
1. Vorobyov VV Criminal law and criminological aspects of the fight against crimes in the area of labor relations: Dis .... kand.yurid.nauk. - Nizhny Novgorod, 2002.
2. Korenkova EA Responsibility for criminal violations of safety rules: Author. dis .... kand.yurid.nauk. - M. 2002.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензирование статья соответствует избранной теме. В статье автор указал актуальность данной тематики и определил основные проблемы при возбуждении уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения. Особое внимание уделено условиям передачи материалов проверки из ФНС в следственные органы, порядку передачи и содержанию материалов. Статья носит некий рекомендательный характер, что также необходимо при исследовании данной тематики.
Следует отметить, что работа выполнена на достаточно высоком уровне, однако, по мнению рецензента, в ней имеется ряд неточностей, а именно: в статье поверхностно рассмотрен вопрос, затрагивающий деятельность оперативных сотрудников при возбуждении данной категории дел. Однако указанные замечания являются личной точкой зрения рецензента и могут быть поводом для полемики.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что статья аспиранта Коврижкина Дмитрия Владимировича отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду работ.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент научно-технологической политики и образования ФГОу ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» доцент, д.ю.н. С.Э. Воронин