Научная статья на тему 'К вопросу о лжепредпринимательстве в свете требований федерального закона от 7 апреля 2010 года № 60 "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"'

К вопросу о лжепредпринимательстве в свете требований федерального закона от 7 апреля 2010 года № 60 "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / СOMMERCIAL ORGANIZATION / СRIMINAL CODE / СODE OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS / FEDERAL LAW / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / FALSE BUSINESS / LEGISLATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Говорова Елена Сергеевна

В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся лжепредпринимательства в свете требований ФЗ № 60 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 7 апреля 2010 г., а также предложения о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article considers the questions about False business according to Demands of Federal Law № 60 "About Introduction of Amendments to Single Legislative Act of Russian Federation" from 7 April 2010, and suggestions about introduction of additions the code of administrative violations of Russian Federation and Criminal code of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о лжепредпринимательстве в свете требований федерального закона от 7 апреля 2010 года № 60 "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»

Говорова Елена Сергеевна

адъюнкт кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России (тел.: 89284099047)

К вопросу о

лжепредпринимательстве в свете требований Федерального Закона от 7 апреля 2010 года № 60 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся лжепредпринимательства в свете требований ФЗ № 60 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 7 апреля 2010 г., а также предложения о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации.

Annotation

The present article considers the questions about False business according to Demands of Federal Law № 60 "About Introduction of Amendments to Single Legislative Act of Russian Federation" from 7 April 2010, and suggestions about introduction of additions the code of administrative violations of Russian Federation and Criminal code of Russian Federation.

Ключевые слова: федеральный закон, предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство, законодатель, коммерческая организация. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.

Key words: federal law, entrepreneurial activity, false business, legislator, сommercial organization, сriminal code, ^de of administrative violations.

апреля 2010 г., в соответствии с | Федеральным законом № 60 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лжепредпринимательство как норма, регулирующая уголовно-правовую

ответственность за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, утратила силу.

Хотя данное социально-правовое явление, представляющее опасность для нормального

развития рыночных отношений и национальной экономики, все еще продолжает иметь место, взамен ликвидированному виду преступления, законодателем ничего иного не предложено. Кроме того, законодателем не комментируется и внесение такого изменения в уголовное законодательство.

Опрос практических работников правоохранительных и налоговых органов показал, что продолжают действовать фирмы, неотчитывающиеся перед налоговыми органами либо представляющие нулевой баланс, хотя фактически обладают внушительными материальными ресурсами. Наиболее остро проблема противоправного использования статуса субъекта предпринимательства проявляется в банковской сфере. За последние три года у нескольких десятков банков отозваны лицензии,

__________________________________112

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 1 (33)

только в г. Москве за указанный период возбуждено более ста уголовных дел по операциям с обналичиванием денежных средств. С учетом того, что в настоящее время, к сожалению, нет ни только нормы, предусматривающей уголовно-правовую ответственность, но и нормы, предусматривающей ответственность в административном или налоговом порядке, такие коммерческие организации действуют и разрабатывают более изощренные формы лжепредпринимательской деятельности, вследствие чего многократно возрастают размеры причиняемого ими вреда. Приобретая статус субъекта предпринимательства, преступники вследствие несовершенства законодательства фактически безнаказанно используют этот статус в противоправных целях для извлечения имущественной выгоды, а также для прикрытия запрещенной деятельности.

Так, в следственном отделе при ОВД по Динскому району Краснодарского края находилось уголовное дело № 118030, возбужденное 25 января 2010 г. в отношении гр-ки А. и неустановленных лиц по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 173 УК РФ. Гр-ка А., действуя в составе группы лиц по предварительному сговору с неустановленными следствием лицами, 10 мая 2008 г. зарегистрировала без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность предприятие ООО "Триумфатор", которое использовалось в период с 10 мая 2008 г. по 30 июня 2010 г. для возмездного выведения из-под налогообложения денежных средств. В результате государству был нанесен ущерб в размере 160 060 697,88 руб. В ходе расследования было установлено, что гр-ка А., работала в указанный период дояркой в Агрофирме "Победа", и за денежное вознаграждение, предоставила свои паспортные данные для регистрации коммерческой организации. ООО "Триумфатор" было зарегистрировано по месту проживания данной гражданки, никакой предпринимательской деятельности не вело. Гр-ка А. ежемесячно по просьбе неустановленных лиц и за незначительное денежное вознаграждение подписывала бухгалтерские документы и налоговые декларации. У контрагентов ООО "Триумфатор" - ООО "Аэро-Юг", ООО "Авиос", ООО "Юг Нефть-Ойл" - были изъяты документы, подтверждающие якобы имевшую место финансово-хозяйственную деятельность между ними и ООО "Триумфатор". Следствием по данному уголовному делу были установлены все

лица, которые занимались

псевдопредпринимательсткой деятельностью. К сожалению, уголовное дело и уголовное преследование в отношении лиц, причастных к совершению указанного преступления, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ 15 апреля 2010 г., прекращено, так как, согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 ФЗ № 60 от 7 апреля 2010 г., ст. 173 УК РФ признана утратившей силу. Таким образом, данная фирма продолжает существовать и безнаказанно заниматься преступной деятельностью.

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, декриминализация

лжепредприимательства преждевременна, т. к. на данном этапе развития нашей экономики отсутствуют убедительные аргументы в ее пользу. В современных условиях

лжепредпринимательство обладает еще достаточно высокой общественной опасностью, а его криминализация имеет объективные предпосылки. Данное явление препятствует нормальному развитию национальной экономики, вызывает дестабилизацию кредитных отношений, подрывает налоговую и банковскую системы, создает материальную базу для существования коррупции и, в конечном итоге, отрицательно сказывается на авторитете государства.

Мы считаем, что с учетом утратившей силу статьи, влекущей уголовную ответственность за лжепредприимательство, в КоАП РФ необходимо внести норму, регулирующую данную деятельность.

В связи с этим, предлагаем в гл. 14 ст. 14.1 КоАП РФ внести изменения следующего характера: название ст. 14.1 после слова "осуществление" дополнить словом "лжепредпринимательства" (в окончательном варианте название статьи должно быть следующим: "Осуществление

лжепредпринимательства, предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)"); внести в диспозицию данной статьи новую часть 1, передвинув последующие в хронологическом порядке, сформулировав ее следующим образом: "1. Создание коммерческой организации без намерения осуществлять

предпринимательскую или банковскую деятельность, имевшее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды, причинившее ущерб гражданам, организациям или государству, -

влечет наложение административного штрафа в 500-кратном размере, превышающего сумму

113

причиненного ущерба."

Кроме того, ст.ст. 198-199.2, 176 УК РФ дополнить новым квалифицирующим признаком "...совершенное путем создания коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность".

На наш взгляд такие изменения в свете требований ФЗ № 60 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 7 апреля 2010 г. будут оправданы и каким-либо повлияют на преступную деятельность в сфере лжепредпринимательства.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 1 (33)

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.