Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЛОКАЛИЗАЦИИ АК И КОК ОРДЫ'

К ВОПРОСУ О ЛОКАЛИЗАЦИИ АК И КОК ОРДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / АК ОРДА / КОК ОРДА / УЛУС / ЦВЕТОВАЯ ГЕОСИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапшина Ирина Юрьевна

Автор обращается к вопросу о соотнесении названий Ак и Кок Орда с западным и восточным крыльями Улуса Джучи. В работе приводится историография проблематики за последние 20 лет. Наряду с этим используются наработки ученых XX в. Анализируются основные сведения об Ак и Кок Орде в источниках. Приводится авторская трактовка значения посвятительной надписи в поэме «Хосров и Ширин». Рассматривается вопрос о соотношении терминов «Ак Орда» и «Золотая Орда». В результате автор приходит к выводу, что в работах Г.А. Федорова-Давыдова, В.В. Трепавлова были преодолены ошибки средневековых источников, обоснованно предложена локализация Ак и Кок Орды, а также вторичное деление улусов на крылья. Имеющиеся источники позволяют считать, что русские летописи и ряд восточных авторов создают единую картину в понимании данного вопроса, в то время как использование «Чингиз-наме» идет в разрез с целым кругом более ранних источников. На основе детального изучения истории Тинибека сделан вывод, что он не был правителем Сыгнака, а, следовательно, его царством являлся западный улус с центром в Сарае. Такое использование термина «Ак Орда» в поэме не противоречит принятой версии о локализации Ак и Кок Орды. В вопросе о соотношении терминов «Золотая» и «Белая» Орда ряд современных исследований позволяет отождествлять эти понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOCALIZATION OF AK AND KOK HORDE

The author addresses the issue of the correlation of the names Ak and Kok Horde with the western and eastern wings of Ulus Dzhuchi. The paper provides a historiography of the issue over the last 20 years. In addition, the work of 20th century scientists is also used. The main information about the Ak and Kok Horde in the sources is analysed. The author's interpretation of the significance of the dedicatory inscription in the Khosrow and Shirin poem is provided. The issue of the relationship between the terms Ak Horde and Golden Horde is addressed. As a result, the author concludes that in the works of G.A. Fedorov-Davydov and V.V. Trepavlov the errors of medieval sources were overcome, and the localization of the Ak and Kok Horde and the secondary division of the ulus into wings were suggested with substantiation. The available sources suggest that the Russian chronicles and a number of Oriental authors create a unified picture in understanding this issue, while the use of the Chingiz-nama does not correlate with earlier sources. On the basis of a detailed study of Tinibek's history, it is concluded that he was not the ruler of Sygnak and, therefore, his kingdom was the western ulus with its centre in Saray. This use of the term Ak Horde in the poem does not contradict the accepted version of Ak and Kok Horde’s localization. As for the issue of the relationship between the terms ‘Golden’ and ‘White’ Horde, a number of modern studies allow for the identification of these concepts.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЛОКАЛИЗАЦИИ АК И КОК ОРДЫ»

УДК 902/904 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2022.3.132.137

К ВОПРОСУ О ЛОКАЛИЗАЦИИ АК И КОК ОРДЫ

©2022 г. И.Ю. Лапшина

Автор обращается к вопросу о соотнесении названий Ак и Кок Орда с западным и восточным крыльями Улуса Джучи. В работе приводится историография проблематики за последние 20 лет. Наряду с этим используются наработки ученых XX в. Анализируются основные сведения об Ак и Кок Орде в источниках. Приводится авторская трактовка значения посвятительной надписи в поэме «Хосров и Ширин». Рассматривается вопрос о соотношении терминов «Ак Орда» и «Золотая Орда». В результате автор приходит к выводу, что в работах Г.А. Федорова-Давыдова, В.В. Трепавлова были преодолены ошибки средневековых источников, обоснованно предложена локализация Ак и Кок Орды, а также вторичное деление улусов на крылья. Имеющиеся источники позволяют считать, что русские летописи и ряд восточных авторов создают единую картину в понимании данного вопроса, в то время как использование «Чингиз-наме» идет в разрез с целым кругом более ранних источников. На основе детального изучения истории Тинибека сделан вывод, что он не был правителем Сыгнака, а, следовательно, его царством являлся западный улус с центром в Сарае. Такое использование термина «Ак Орда» в поэме не противоречит принятой версии о локализации Ак и Кок Орды. В вопросе о соотношении терминов «Золотая» и «Белая» Орда ряд современных исследований позволяет отождествлять эти понятия.

Ключевые слова: Золотая Орда, Ак Орда, Кок Орда, улус, цветовая геосимволика.

THE LOCALIZATION OF AK AND KOK HORDE

I.Yu. Lapshina

The author addresses the issue of the correlation of the names Ak and Kok Horde with the western and eastern wings of Ulus Dzhuchi. The paper provides a historiography of the issue over the last 20 years. In addition, the work of 20th century scientists is also used. The main information about the Ak and Kok Horde in the sources is analysed. The author's interpretation of the signifi cance of the dedicatory inscription in the Khosrow and Shirin poem is provided. The issue of the relationship between the terms Ak Horde and Golden Horde is addressed. As a result, the author concludes that in the works of G.A. Fedorov-Davydov and V.V. Trepavlov the errors of medieval sources were overcome, and the Localization of the Ak and Kok Horde and the second-ary division of the ulus into wings were suggested with substantiation. The available sources suggest that the Russian chronicles and a number of Oriental authors create a unifi ed picture in understanding this issue, while the use of the Chingiz-nama does not correlate with earlier sources. On the basis of a detailed study of Tinibek's history, it is concluded that he was not the ruler of Sygnak and, therefore, his kingdom was the western ulus with its centre in Saray. This use of the term Ak Horde in the poem does not contradict the accepted version of Ak and Kok Horde's localization. As for the issue of the relationship between the terms 'Golden' and 'White' Horde, a number of modern studies allow for the identifi cation of these concepts.

Keywords: Golden Horde, Ak Horde, Kok Horde, Ulus, color geosymbolics.

История изучения вопроса об Ак и Кок Еще одной немаловажной составляющей Орде уходит корнями в XIX в. Достаточно вопроса является отождествление (или отри-подробно историография этой проблемы в цание такового) названий орд с цветовым период XIX-XX вв. изложена в статье К.З. обозначением сторон цвета. А.Н. Кононовым Ускенбая (Ускебай, 2005). В данной работе была высказана идея о соотношении цвето-хотелось бы отметить ряд авторских мнений. вых названий со сторонами света в соответ-Г.А. Федоров-Давыдов подробно разобрал ствии с монгольскими представлениями, т.е. вопрос об Ак и Кок Орде и небезоснова- Ак - «белый» означает запад, а Кок - «синий» тельно предложил деление Ак Орды на два - восток, что было поддержано А.П. Григорье-крыла - Ак и Кок (Федоров-Давыдов, 1973, с. вым (Кононов, 1978, с. 159-179; Григорьев, 141-144). В этом же ключе совершенно зако- 1983). В последствии сомнения в обосно-номерно предложение В.В. Трепавлова разде- ванности данной теории были высказаны лить и Кок Орду так же на крылья Ак и Кок В.П. Юдиным и Н.Л. Жуковской. Одна- владения Шибанидов и Ордуидов соответ- ко данными авторами не было выдвинуто ственно (Трепавлов, 1993, с. 91-94). доказательной аргументации против теории

А.П. Кононова, цветосимволика сторон света была названа предположительной, а также указана необходимость дальнейшего изучения вопроса. Было выдвинуто предположение, что цветосимволика связана с социальной стратификацией (на основе данных Утемиша-хаджи) (Юдин, 1983; Жуковская, 2002, с. 195-197).

В первые десятилетия XXI в. появился ряд статей, в которых обосновываются иные взгляды по этому вопросу. Так, К.З. Ускен-бай предположил, что данная терминология использовалась только на территории Восточного Дешт-и Кипчака, при этом, она делилась на владения Орды (Ак Орда) и владения Шибана (Кок Орда) (Ускенбай, 2005). В работе Ж.М. Сабитова и А.К. Кушкумбаева за основу взято трехчастное деление Орды, согласно Утемиш-хаджи на Боз Орду (правое крыло), Ак Орду (центр) и Кок Орду (левое крыло) (Сабитов, Кушкумбаев, 2013, с. 60-72). При этом довольно подробно и объективно рассмотрена проблема Ак и Кок Орды в следующей статье этих авторов (Сабитов, Кушкумбаев, 2015, с. 43-48). И.А. Мустакимов полагает, что термин Ак Орда мог присваиваться разным ветвям Джучидов из престижных соображений (Мустакимов, 2015, с. 129-149).

Основными источниками по вопросу являются: русские летописи (ПСРЛ. Т.11, 2000, с. 27, 69), Натанзи (СМИЗО, 1941, с. 127), Муизз ал-Ансаб (История..., 2006, с. 39), Абуль -Гази (Абуль -Гази, 1906, с. 151-152), Бахр ал-Асрар (Материалы., 1969, с. 327, 347), Кутба «Хосров и Ширин» (Кляшторный, Султанов, 1992, с. 192), Утемиш-хаджи «Чингиз-наме» (Утемиш-хаджи, 2009, с. 868-880). Сведения Муин ад-Дина Натанзи большинством исследователей вполне справедливо признаются неверными. Данные русских летописей, Муизз ал-Ансаб, Абуль-Гази, Бахр ал-Асрар достаточно отрывочны, при этом не каждый из источников упоминает оба названия (Ак и Кок), а часто имеет сведения только об одном из них. Но все они не противоречат идее вторичного разделения Улуса Джучи на крылья (по Г.А. Федорову-Давыдову и В.В. Трепавлову).

Сведения Утемиша-хаджи, на наш взгляд, являются преломлением исторических знаний в фольклоре XVI в. и не могут, в данном случае обоснованно использоваться как противоречие более ранним историческим источникам. Довольно подробно мифологический характер «Чингиз-наме» раскрывается в работе А.В. Парунина (Парунин, 2015, с. 51-61). Здесь можно принять выдвинутый им тезис, что «удовлетворительного объясне-

ния появления Серой Орды быть не может» (Парунин, 2015, с. 55), по крайней мере, до появления новых источников. Вместе с тем трудно согласиться, что «Хосров и Ширин» и Натанзи сообщают нам одни и те же сведения.

Тюркский перевод поэмы «Хосров и Ширин» представляет собой важный источник, т.к. датируется непосредственно 40-ми годами XIV в., в отличие от большинства более поздних текстов. На первый взгляд, он указывает на то, что Сыгнак находится на территории Ак-Орды. Однако чтобы понять смысл посвящения поэмы, в котором упоминается жена Тинибека («Ак Орда - ее царство»), вероятно, следует внимательно изучить обстановку начала 40-х гг. и понять какую роль играл старший сын Узбека в Сыгнаке.

Тинибек на правах старшего сына был наследником по мусульманскому праву. Незадолго до смерти Узбека, приблизительно в 1339 г., он отправлен на территорию Восточного Дешт и-Кыпчака. Во время его пребывания в Сыгнаке Узбек умер. После чего Тинибек отправился в обратный путь и был убит в Сарайчике в результате заговора своего младшего брата Джанибека. Еще некоторое время назад ряд исследователей называли его следующим после Узбека правителем (Сафаргалиев, 1996, с. 369). Судя по нумизматическим материалам, чеканка серебряных монет от имени нового хана является доказательством легитимности его правления. Об этом хорошо свидетельствует, например, тот факт, что беклярибек Мамай чеканил свои монеты от имени марионеточных царевичей-чингизидов, не имея права самостоятельной чеканки. Известен также случай двухнедельного правления хана Тимур-Ходжи, который успел отчеканить немало монет от своего имени, а потому кратковременность правления не является оправданием отсутствия собственной чеканки. Также можно полагать, что Тинибек не начал самовольною чеканку, не получив одобрения курултая (который должен был состояться в Сарае). Тинибек был первым правителем в Орде, который получил власть по новому мусульманскому принципу - от отца к сыну. Видимо, именно этим объясняется его приверженность к еще старой традиции передачи власти (т.е. с одобрения курултая) (Лапшина, 2019, с. 547-552).

Также К. З. Ускенбай полагает, что Тини-бек при жизни Узбека стал на короткое время правителем Сыгнака и отказался от этих владений только после смерти отца с намере-

нием занять трон в Сарае (Ускенбай, 2013, с. 227-232). Именно на этот сыгнакский период жизни Тинибека приходится посвящение поэмы «Хосров и Ширин».

Однако, как и в случае с Сараем, сыгнак-ские монеты Тинибека также отсутствуют, это свидетельствует о неправомерности возведения Тинибека в ранг самостоятельного правителя Сыгнака (он лишь наместник при живом отце). Также действия Тинибека после смерти отца - а именно быстрый переход до Сарайчика (а до Сарая он просто не дошел) - свидетельствует о намерении его править в Сарае, а не о желании остаться в Сыгнаке. Это не могло бы неизвестным при дворе Тинибека в Сыгнаке, где ему вручили поэму. Единственным возможным объяснением, на наш взгляд, является то, что Тинибека считали наследником (или после смерти Узбека правителем) Ак-Орды с центром в Сарае, о чем и сообщается в посвящении поэмы.

По вопросу о соотношении терминов «Ак Орда» и «Золотая Орда» важно также рассмотреть сведения о южной и восточной ориентации монголов по сторонам света, а также о значении правого и левого крыла.

Для тюрков и монголов исконной ориентацией являлась восточная (на восход). С династии Шань у маньчжуров и монголов прослеживается китайское влияние. Ко времени Чингисхана известно, что у монголов была южная ориентация (Подосинов, 1999, с. 415-454). По данным археологии разница между ориентировками в погребениях также выступает этнографическим маркером (монгольские захоронения ориентированы на север, тюркские - на запад) (Мыськов, 2015, с. 39-44).

В связи с этим интересен вопрос о разнице между правым и левым у монголов. В.В. Трепавлов полагает, что левое крыло старше, его получил после Джучи Орда как старший брат. Но ввиду усилившегося политического влияния Бату, его потомки стали доминировать в Улусе Джучи, хотя были потомками второго брата и занимали территорию правого младшего крыла (Трепавлов, 1993, с. 86-87). Е.П. Мыськов полагал, что личное влияние Бату не могло долго распространяться на потомков, и старшинство надела было важнее, но старшим в Орде являлось как раз правое крыло (Мыськов, 2003, с. 43-47)

В китайской традиции «старшая» сторона -левая, т.к. глядя на юг слева находится восток (положительный в противопоставлении к

западу). Монголы, сменив восточную ориентировку на южную, не сменили старшинство правой руки (т.к. при обращении на восток справа находится юг - в противопоставление к северу). В связи с этим к правому западному крылу можно отнести следующие этнографические представления: правый, белый, золотой, западный, старший. Эти ориентиры исходят из представлений о южной ориентации, но содержат пережитки восточной (Подосинов, 1999, с. 415-454). Таким образом, согласно этим данным определения «белый» и «золотой» относятся к одному и тому же крылу. В этом же ключе представлена работа А.К. Кушкумбаева, где на примере эпоса о Едигее сделан вывод, что «золотая орда» и «ак орда» - синонимы (Кушкумбаев, 2015, с. 36-42). Тождество понятий «Золотая» и «Белая» Орда отмечается и в лингвистических исследованиях (Тишин, 2019, с. 295-317).

Итак, в работах Г.А. Федорова-Давыдова, В.В. Трепавлова были преодолены ошибки средневековых источников, справедливо была предложена локализация Ак и Кок Орды, а также вторичное деление улусов на крылья. Работа А.Н. Кононова, обосновала этот вопрос исходя из этнографических представлений. Проблема вновь была поднята в работах В.П. Юдина и Н.Л. Жуковской, которые поставили под сомнение ориентацию по сторонам света исходя из монгольской этнографической символики. Эти идеи были поддержаны, и в последующем целый ряд исторических работ был посвящен поискам нового смысла в названиях Ак и Кок Орда.

Имеющиеся источники позволяют считать, что русские летописи и ряд восточных авторов создают единую картину в понимании данного вопроса, в то время как использование «Чингиз-наме» идет в разрез с целым кругом более ранних источников.

Источником современным для проблематики Ак и Кок Орды, и на первый взгляд, идущим вразрез с традиционными трактовками является поэма «Хосров и Ширин». Здесь предложено авторское понимание проблемы на основе детального изучения истории старшего сына Узбека - Тинибека. Такое использование термина Ак Орда в поэме не противоречит принятой версии о локализации Ак и Кок Орды. Также по вопросу о соотношении терминов «Золотая» и «Белая» Орда ряд современных исследований позволяет отождествлять эти понятия.

ЛИТЕРАТУРА

Абуль-Гази-Бахадур-хан Родословное древо тюрков. Казань: Типография Имп. ун-та, 1906. 252 с.

Григорьев А.П. Золотоордынские ханы 60-70-х годов XIV в.: Хронология правлений // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 7. / Отв. ред. Г. Я. Смолин. Л.: ЛГУ, C. 9-54.

Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Восточная литература, 2002. 247 с.

История Казахстана в персидских источниках. Т. III / Отв. ред. А.К. Муминов. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 672 с.

Лапшина И.Ю. Проблема правления Тинибека // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Т. 2. / Ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Кишинев: Stratum Plus, 2019 . С. 547-552.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: Рауан, 1992. 378 с.

Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник. 1975 / Отв. ред. А.Н. Кононов. Наука, 1978. С. 159-179.

Кушкумбаев А.К. «Ак Орда» в тюркском эпическом жыре «Ер Едиге» // Золотая Орда: история и культурное наследие / Отв. ред. А.К. Кушкумбаев. Астана: ИП «BG-PRINT», 2015. С. 36-42.

Мустакимов И.А. Еще раз к вопросу о цветообозначениях орд в Улусе Джучи (термин Боз-Орда в источниках XVI-XIX вв.) // Золотоордынское обозрение. 2015. №2. С. 129-149.

Мыськов Е.П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313 гг.). Волгоград: ВолГУ, 2003. 178 с.

Мыськов Е.П. Кочевники Волго-Донских степей в эпоху Золотой Орды. Волгоград: РАНХиГС, 2015. 484 с.

Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Сост. С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. Алма-Ата: Наука, 1969. 651 с.

Парунин А.В. Сведения об Ак-Орде и Кок-Орде в свете устной исторической традиции // Золотая Орда: история и культурное наследие / Отв. ред. А.К. Кушкумбаев. Астана: ИП «BG-PRINT», 2015. С. 51-61.

Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999. 720 с.

Полное собрание русских летописей. Т. XI. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М.: Языки русской культуры, 2000. 264 с.

Сабитов Ж.М., Кушкумбаев А.К. Улусная система Золотой Орды в XIII-XIV веках: к вопросу о локализации АК Орды и Кок Орды // Золотоордынское обозрение. 2013. №2. С. 60-72.

Сабитов Ж.М., Кушкумбаев А.К. Концепт «Ак Орда» в казахстанской и зарубежной историографии // Золотая Орда: история и культурное наследие / Отв. ред. А.К. Кушкумбаев. Астана: ИП «BG-PRINT», 2015. С.43-50.

Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций (из опыта образования и распада империй X-XVI вв.) / сост. И.Б. Муслимов. М.: Инсан, 1996. С. 280-526.

Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным / Отв. ред. П. П. Иванов. М.; Л.: АН СССР, 1941. 308 с.

Тишин В.В. Еще раз о содержании термина Орда и категориях «Золотая Орда», «Белая Орда», «Синяя Орда» // Золотоордынское обозрение. 2019. № 7 (2). С. 295-317.

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: проблема исторической преемственности. М.: Наука, Восточная литература, 1993. 168 с.

Ускенбай К.З. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак-Орда и Кок-Орда // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи / Гл. ред. С.Г. Кляшторный М.: Восточная литература, 2006. С. 355-382.

Ускенбай К.З. Танибек бин Узбек на сыгнакском троне // Золотоордынская цивилизация. 2013. №6. С. 227-232.

Утемиш-хаджи Чингиз-наме // История татар с древнейших времен (в семи томах) Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в./ Ред. М.А. Усманов. Казань: ИИ АН РТ, 2009. С. 868-880.

Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М.: Изд-во МГУ, 1973. 178 с.

Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая... // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв. / Отв. ред. Б.А. Тулепбаев. Алма-Ата: Наука, 1983. С. 106-165.

Информация об авторе:

Лапшина Ирина Юрьевна, кандидат исторических наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград, Россия); ilapsh97@inbox.ru

REFERENCES

Abul'-Gazi-Bakhadur-khan. 1906. Rodoslovnoe drevo tiurkov. (Family Tree of the Turks). Kazan: Imperial Academy of Sciences (in Russian).

Grigorev A.P. 1983. In Smolin, G. Ya. (ed.). In Istoriografiia i istochnikovedenie istorii stran Azii i Afriki (Historiography and Historical Sources for Asia and Africa Countries) 7. Leningrad: Leningrad State Universuty, 9-54 (in Russian).

Zhukovskaya, N. L. 2002. Kategorii i simvolika traditsionnoi kultury mongolov (Categories and Symbolism of Traditional Mongolian Culture). Moscow: "Vostochnaia literature" Publ. (in Russian).

In Muminov, A. K. (ed.). 2006. Istoriia Kazakhstana v persidskikh istochnikakh (History of Kazakhstan in Persian Sources). Almaty: Daik-Press (in Russian).

Kliashtorny, S. G., Sultanov, T. I. 1992. Kazakhstan. Letopis trekh tysiacheletii (Kazakhstan (A Chronicle of Three Millennia). Almaty: "Rauan" Publ. (in Russian).

Kononov, A. N. 1978. In Kononov, A. N. (ed.). Tiurkologicheskii sbornik 1975 (CollectedPapers on Turkic Studies 1975). Moscow: "Nauka" Publ., 159-179 (in Russian).

Kushkumbaev, A. K. 2015. In Kushkumbaev, A. K. (ed.). Zolotaia Orda: istoriia i kul'turnoe nasledie (The Golden Horde: History and Cultural Heritage). Astana: "BG-PRINT" Publ., 36-42 (in Russian).

Lapshina, I. Yu. 2019. In Bocharov, S. G., Sitdikov, A. G. (ed.). Genuezskaia Gazariia i Zolotaia Orda (The Genoese Gazaria and the Golden Horde) 2. Series: Archaeological Records of Eastern Europe. Kazan; Kishinev: "Stratum Plus" Publ., 547-552 (in Russian).

Mustakimov, I. A. 2015. In Zolotoordynskoe obozrenie (Golden Horde Review) (5), 129-149(in Russian).

Myskov, E. P. 2003. Politicheskaia istoriia Zolotoi Ordy (1236-1313 gg.) (The Political History of the Golden Horde (1236-1313)). Volgograd: Volgograd State University (in Russian).

Mys'kov, E. P. 2015. Kochevniki Volgo-Donskikh stepei v epokhu Zolotoi Ordy (Nomads of the Volga-Don Steppes in the Golden Horde Period). Volgograd: "RANKhiGS" Publ. (in Russian).

Ibragimov, S. K., Mingulov, N. N., Pishchullina, K. A., Yudin, V. P. (comp.). 1969. Materialy po istorii kazahskikh hanstv XV-XVIII vekov (izvlecheniia izpersidskikh i tiurkskih sochinenii) (Materials on the History of the Kazakh Khanates of the 15th-18th Centuries (Extracts from Persian and Turkic Sources)). Alma-Ata: "Nauka" Publ. (in Russian).

Parunin, A. V. 2015. In Kushkumbaev, A. K. (ed.). Zolotaia Orda: istoriia i kul'turnoe nasledie (The Golden Horde: History and Cultural Heritage). Astana: "BG-PRINT" Publ., 51-61 (in Russian).

Podosinov, A. V. 1999. Ex oriente lux! Orientatsiia po stranam sveta v arkhaicheskikh kulturakh Evrazii (Ex oriente lux! Orientation on Cardinal Directions in Archaic Cultures of Eurasia). Moscow: Languages of Russian culture (in Russian).

Letopisniy sbornik, imenuemiy Patriarshei ili Nikonovskoi letopis'yu (Collection of Chronicles known as the Patriarch's or Nikon Chronicle). 2000. Series: Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles) I. Moscow: "Iazyki russkoi kul'tury" Publ. (in Russian).

Sabitov, Zh. M., Kushkumbaev, A. K. 2013. In Zolotoordynskoe obozrenie (Golden Horde Review) (2), 60-72 (in Russian).

Sabitov, Zh. M., Kushkumbaev, A. K. 2015. In Kushkumbaev, A. K. (ed.). Zolotaia Orda: istoriia i kul'turnoe nasledie (The Golden Horde: History and Cultural Heritage). Astana: "BG-PRINT" Publ., 43-50 (in Russian).

Safargaliev, M. G. 1996. In Muslimov, I. B. (comp.). Nastyke kontinentov i tsivilizatsi (izopyta obrazovaniia i raspada imperii X-XVI vv.) (At the Junction of Continents and Civilizations (from the Experience of the Formation and Collapse of Empires in the 10th-16th Centuries.). Moscow: "Insan" Publ., 280-526 (in Russian).

In Ivanov, P. P. (ed.). 1941. Sbornik materialov otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy (Collection of Materials related to the History of the Golden Horde) 2. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

Tishin, V. V. 2019. In Zolotoordynskoe obozrenie (Golden Horde Review) 7 (2), 295-317 (in Russian).

Trepavlov, V. V. 1993. Gosudarstvennyi stroi Mongolskoi imperii XIII v.: problema istoricheskoi preemstvennosti (The State System of the Mongol Empire in the 13th Century: The Problem of Historical Continuity). Moscow: "Nauka" Publ., "Vostochnaia literature" Publ. (in Russian).

Uskenbai, K. Z. 2006. In Kliashtornyi, S. G. (ed.). Tiurkologicheskii sbornik2005: Tiurkskie narody Rossii i Velikoi stepi (CollectedPapers on Turkic Studies 2005: The Turkic Peoples of Russia and the Great Steppe). Moscow: "Vostochnaia literatura" Publ., 355-382 (in Russian).

Uskenbai, K. Z. 2013. In Zolotoordynskaya tsivilizatsiia (The Golden Horde civilization) 6, 227-232 (in Russian).

In Usmanov, M. A. (ed.). 2009. Istoriia tatar s drevneishikh vremen v semi tomakh. Tom III: Ulus Dzhuchi (Zolotaia Orda). XIII-seredinaXV (History of the Tatars since Ancient Times in seven volumes. Volume 3: The Ulus of Jochi (the Golden Horde). 13th - mid. 15th cc.). Kazan: Institute of History named after Shigabuddin Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, 868-880 (in Russian).

Fedorov-Davydov, G. A. 1973. Obshchestvennyi stroi Zolotoi Ordy (The Golden Horde Society). Moscow: Moscow State University (in Russian).

Yudin, V. P. 1983. In Tulepbaev, B. A. (ed.). Kazakhstan, Sredniaia i Tsentralnaia Aziia v XVI-XVIII vv. (Kazakhstan, Middle and Central Asia in the 16th-17th Centuries). Alma-Ata: "Nauka" Publ., 106-165 (in Russian).

About the Author:

Lapshina Irina Yu. Candidate of Historical Sciences, Volgograd State Socio-Pedagogical University. V.I. Lenin Ave., 27, Volograd, 400005, Russian Federation; ilapsh97@inbox.ru

Статья поступила в журнал 14.03.2022 г. Статья принята к публикации 14.05.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.