УДК 930(575.2)(04) Б01: 10.22378/2313-6197.2017-5-3.577-590
«МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ УЛУСА ДЖУЧИ
Ж.М. Сабитов
Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева Астана, Казахстан babasan@yandex.ru
Цель: изучить сведения об Улусе Джучи в историческом источнике под названием «Маджму ат-Таварих». Проанализировать сведения из «Маджму ат-Таварих» о жизни эмиров и ханов Золотой Орды.
Материалы исследования: исследование проведено на основе анализа опубликованных и неопубликованных частей перевода «Маджму ат-Таварих».
Результаты и научная новизна: «Маджму ат-Таварих» является ценным источником по истории Золотой Орды. В данном сочинении есть целый ряд анахронизмов, но при этом также существуют уникальные и оригинальные сведения об истории Золотой Орды и кыргызов. Существует три списка данного источника. Первый список под инвентарным номером В 667 хранится в Институте восточных рукописей Академии наук в Санкт-Петербурге. Второй список под инвентарным номером 693 хранится в Восточном отделе библиотеки СПбГУ. Третий список под инвентарным номером 167а хранится в фонде Национальной академии Наук Кыргызской республики (Бишкек). Третий список был издан в переводе на кыргызский язык в 1996 году.
В данном источнике есть уникальные сведения о жизни и семье таких ханов Золотой Орды как Токтамыш, Кара-Ногай, Пулад. В данном сочинении есть рассказы о жизни таких эмиров как Мамай (из племени Кият), Тегиня (Тегин, Декне) из племени Ширин, Темир-ходжа (Даир-ходжа) и его сын Кара-ходжа из племени Аргын, Хусейн Ак-Суфи из племени Кунгират и его сын Ак Ногай, Мамай из племени Сарай, Баба Али из племени Хитай.
Также в «Маджму ат-Таварих» упоминаются легендарный Манас из племени Кыпчак (кыргызский кыпчак), его отец Якуб-бек и дядя Карнас, Тамерлан и его сын Омар-шейх, чагатайский бек Шир Бахрам, могулистанский бек Инга торе, могу-листанский бек Камар ад-Дин из племени Дуглат, его отец Джолой и дед Чонкчи, мусульманский шейх Сейид Мир Джалил и т.д.
Главным информатором «Маджму ат-Таварих» о Золотой Орде был Баба Али из племени Хитай, который служил Тукай-Тимуриду Абдулкериму, хану Большой Орды и Астрахани, а также хорезмскому хану Султангази. Баба Али Хитай был также информатором Утемиша-хаджи в плане рассказов о Токтамыше, Кара-Ногае и Хусейне Ак-Суфи.
Ключевые слова: «Маджму ат-Таварих», Манас, Утемиш-хаджи, Золотая Орда, Токтамыш-хан, Баба Али Хитай, Хусейн Ак Суфи, Кара Ногай
Для цитирования: Сабитов Ж.М. «Маджму ат-Таварих» как источник по истории Улуса Джучи // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 3. С. 577-590. Б01: 10.22378/2313-6197.2017-5-3.577-590
© Сабитов Ж.М., 2017
THE "MAJMU AL-TAWARIKH" AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE JOCHID ULUS
Zh.M. Sabitov
L.N.GumilyovEurasian National University Astana, Kazakhstan babasan@yandex.ru
Research objective: To study information about the Golden Horde contained in a historical source called the "Majmu al-tawarikh" and to analyze the information found in that source about the lives of amirs and khans of the Golden Horde.
Research materials: The study was conducted on the basis of an analysis of published and unpublished sections of the "Majmu al-tawarikh" which have been translated.
Results and novelty of the research: The "Majmu al-tawarikh" is a valuable source for the history of the Golden Horde. There are a number of anachronisms in the "Majmu al-tawarikh", but it also contains unique and original information about the history of the Golden Horde. There are three copies of the source. The first copy (B 667) is stored at the Institute of Oriental Manuscripts of the Academy of Sciences in St. Petersburg. The second copy (№ 693) is stored in the Oriental department of St. Petersburg State University library. The third copy (№ 167a) stored in the fund of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Bishkek). A translation in Kyrghyz of the third copy was published in 1996.
This source contains unique information about the life and family of such khans of the Golden Horde as Toktamysh, Kara-Nogai, Pulad. This work contains stories about the lives of such amirs as Mamai (from the Kiyat tribe), Teginya (Tegin, Dekne) from the Shirin tribe, Temir-khodzha (Dair-Khodzha) and his son Kara-Khodzha from the Argyn tribe, Hussain Aq-Sufi from Kungirat tribe and his son Ak Nogai, Mamai from the Saray tribe, Baba Ali from the Khitai tribe, etc.
Baba Ali from Khitai tribe was the main source of information for "Majmu al-tawarikh" about the Jochid ulus. He served Abd al-Kerim, the khan of Astrakhan, and the Khwarezm's khan, Sultan-Ghazi. This same Baba Ali was also the informant of Otemish-Hajji, who recorded stories about Tokhtamysh, Kara-Nogay and Hussain Aq-Sufi.
Keywords: "Majmu al-tawarikh", "Manas", Otemish-Hajji, Golden Horde, Tokta-mysh, Kara Nogay, Hussain Aq-Sufi, Baba Ali Khitai
For citation: Sabitov Zh.M. The "Majmu al-tawarikh" as a Source on the History of the Jochid Ulus. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2017. Vol. 5, no. 3, pp. 577-590. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-3.577-590
Сочинение «Маджму ат-Таварих» написано на персидском языке в XVI в. в Фергане муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. В.В. Бартольд получил первый список данного сочинения (B 667), который хранится сейчас в Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. Изучив его, В.В. Бартольд охарактеризовал данное сочинение как посвященное истории шейхов города Касан. При этом В. В. Бартольд считал, что в данном сочинении много анахронизмов и книга не имеет исторического значения. Переводчик данного сочинения В. А. Ромодин высказал иную точку зрения, согласно которой в данном сочинении есть исторические факты вперемешку с легендами и вымыслом [16, с. 200]. Кроме того, в данном сочинении впервые в письменных источниках был зафиксирован Манас [16, с. 201]. После В.В.
Бартольда данный источник не изучался востоковедами до 1960 годов, когда
A.Т. Тагирджанов описал второй список данного сочинения (№ 693 в Восточном отделе библиотеки ЛГУ). В 1961 году К.И. Петров выпустил свою монографию, где использовал данные «Маджму ат-Таварих» [20, с. 138-148] и коротко пересказал некоторые ее части [20, с. 142-145]. При этом К.И. Петров отмечал, что Сайф ад-Дин Ахсикенди имел того же информатора, что и Утемиш-хаджи. Данным информатором являлся Баба Али Хитай [20, с. 139140]. Баба Али из рода Хитай был главным беком (беклярибеком) хана Аб-дулкерима (из потомков Тимур-Кутлука), правившего в Большой Орде и Астрахани в конце XV - начале XVI века. После его смерти, Баба Али Хитай совершил хадж в Мекку, вернулся в Астрахань, а затем перебрался в Хорезм, где он служил Султангази (Шибанид из потомков Арабшаха), который «заставлял рассказывать предания о Токтамыше». Эти рассказы о Токтамыше были записаны Утемишем-хаджи [20, с. 139-140]. Позже Баба Али Хитай стал последователем Сейид Мир Джалила, руководителя суфийского тарика-та Ишкия. Мулла Сейф ад-Дин Ахсикенди также принадлежал к этому тари-кату и был последователем Сейид Мир Джалила. Более того, «Маджму ат-Таварих» было написано по просьбе и с благословления Сейид Мир Джалила [20, с. 140]. Хотя тут встречается явное противоречие, Сейид Мир Джалил согласно источнику был современником Манаса, приобщал кыргызов к исламу и скончался около 1430-х годов [20, с. 141]. На основании вышеуказанной информации К.И. Петров считал, что Баба Али Хитай был основным информатором Муллы Сейф ад-Дина Ахсикенди касательно истории Улуса Джучи. В своей монографии 1961 года К.И. Петров писал, что «вместе с
B. А. Ромодиным и другими намеревается подготовить перевод данного сочинения» [20, с. 139]. Но, несмотря на то, что К.И. Петров прожил еще три десятка лет, полный перевод данного сочинения так и не был осуществлен. В 1973 году В.А. Ромодин издал перевод отрывков из «Маджму ат-Таварих» касательно истории кыргызов [16, с. 200-213]. К сожалению, в 1961 году информация по истории Улуса Джучи, опубликованная К.И. Петровым не была в должной мере оценена современниками. Некоторые его детали (личности Кара Ногая и Ак Хусейна) стали понятны только после ввода в научный оборот сочинения Утемиша-хаджи [33]. Другие детали его перевода не понятны без полного академического перевода данного источника. В 1995 году О.К. Караев писал о том, что в «Маджму ат-Таварих», в отличие от эпоса, легендарных и мифических черт у Манаса не отмечено, то есть Манас обозначается полностью историческим персонажем [14]. В 1996 году «Маджму ат-Таварих» был переведен на кыргызский язык О. Соороновым и М.С. Дос-боловым [8]. Данный перевод был сделан на основе одного бишкекского списка без сверки разных списков. Исходя из этого и некоторых других деталей, данный перевод некоторыми исследователями признается неакадемическим. В 2002 и 2015 годах Р.А. Абдуманапов использовал «Маджму ат-Таварих» как аргумент в дискуссии о родовой принадлежности Манаса. Согласно «Маджму ат-Таварих» Манас является каркаринским кыпчаком [3; 2, с. 156161]. Эти данные подтверждаются санжыра (устные генеалогии) кыргызских кыпчаков, согласно которым Манас происходит от кыргызских торайгыр-кыпчаков [1, с. 8]. С.В. Плоских в 2009 году издала часть неопубликованных переводов В.А. Ромодина из «Маджму ат-Таварих», а также вкратце дала
информацию по третьему бишкекскому списку, который хранится в фонде Национальной академии наук Кыргызской республики (№ 167а) [21] и который по устной информации Т.А. Акерова был переведен О. Соороновым и М.С. Досболовым в 1996 году. А.К. Исаева использовала части переводов из «Маджму ат-Таварих» для сравнения с эпосом Манас [11]. Т.А. Акеров в двух своих статьях описал и вкратце пересказал содержание кыргызского перевода «Маджму ат-Таварих» 1996 года [5; 6].
Ниже мы приведем свои комментарии к тем частям и отрывкам из «Маджму ат-Таварих», которые были опубликованы ранее. Сначала стоит затронуть некоторые исторические фигуры.
1. Онг-хан. Отцом Токтамыша назван Онг-хан, современник и сподвижник Чингиз-хана, после смерти которого он стал правителем Ташкента [20, с. 141]. Онг-хан является выходцем из рода кара йетти, Онг-хан выходец из страны Адыл (Итиль - Волга), где ранее находились земли печенегов, ке-реитов, а потом Золотой Орды. После смерти Онг-хана его владения поделили Токтамыш и Инга-торе, которые были друг другу двоюродные братья. Первый правил в Золотой Орде, второй в Могулистане [6, с. 159]. Онг-хан ушел в приволжские степи бороться с Шамаем (Мамай, по мнению К.И. Петрова), который изгнал его вассалов: правителя Крыма Ак Хусейн-ногоя и правителя Булгара Кара-Хусейн-ногоя. Воспользовавшись отсутствием Онг-хана, калмаки (в смысле неверные, а не ойраты [24]) во главе с Дамбур-калмаком напали на Ширкент. Кыпчак-кыргызы Каркары и Ульмас-Кулана пришли на помощь Онг-хану. После этого, спустя некоторое время вождь калмаков Чонкчи напал на кыпчаков и Якуб-бека (сын Каркары и отец Мана-са). Якуб-бек обратился за помощью к Онг-хану, тот с союзниками прогнал Чонкчи [20, с. 142]. У Т.А. Акерова сначала Онг-хан выделил 10 тысяч войска в помощь Якуб-беку; после поражения, Онг-хан выступил со своей армией лично [6, с. 160]. После этого сын Чонкчи по имени Джолой захватил половину Джете (Могулистана). Когда Онг-хан умер, Джолой захватил Кара-Кишлак и пленил его владельца Якуб-бека [20, с. 143].
2. Инга-торе. Согласно «Маджму ат-Таварих», он двоюродный брат Ток-тамыша. Но при этом их генеалогии не сходятся. Генеалогия Инга-торе приведена отдельно в этом же сочинении: Инга-тюря Бай-мурат Черик (полное имя Инга-торе) был сыном Кул-Джугач-тюря, а тот был сыном Атан-бия, сына Доуле-бия, сына Мары-бия, сына Ак-туга (по прозвищу Онг-хан), сына Турды-бия, сына Кули-бия, сына Ахмад-бека, сына Арсланг-бия, сына Гуз-хана, сына Аналхакка Лур-хана. У Инга-торе было два сына Ахмад-бек и Мухаммед-бек (по прозвищу Кок-буга) [16, с. 209]. Здесь также стоит добавить информацию о том, что Инга-торе (Анка тура) в «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йазди назван как сын старшего брата Хаджи-бека из рода Ар-кинут [12, с. 124], а сам Хаджи-бек упоминается в 1360 году как соратник могулистанского хана Тоглук-Тимура [12, с. 20]. Родиной Хаджи-бека и Инга-торе был назван Каратал [12, с. 139]. В «Зафар-наме» последний раз Инга-торе упоминается под 1389 годом [12, с. 133].
Стоит отметить, что, судя по тексту, мулла Сейф ад-Дин Ахсикенди под одним персонажем объединил трех человек с именем Онг-хан. Первым Онг-ханом является Ван-хан кереитский (кара-йетти), современник Чингиз-хана. Вторым Онг-ханом был Той-ходжа, отец Токтамыша. Предполагаем, что
Онг-хан было его прозвищем, которое можно перевести как «правый хан» (хан правого крыла). Третьим Онг-ханом был Актуг («Белое знамя») по прозвищу Онг-хан, предок Инга-торе в пятом поколении. Здесь возможны два варианта: 1. Судя по именам из его генеалогий, данного Онг-хана можно связать с Он-ханом, отцом Тайбуги Сибирского. Присутствующий в генеалогии Инга-торе его предок по имени Мары-бий мог носить имя Умар, по аналогии с другим Тайбугидом Умар-бием буркутом (Мар, сын Ходжи), который считался потомком Тайбуги Сибирского. Таким образом, могулистанский эмир Инга-торе мог быть Тайбугидом, точнее потомком его брата Мары-бия (Умар), если генеалогия из «Маджму ат-Таварих» верна. Версия о том, что Инга-торе - из рода кереит (то есть потомок Ван-хана кереитского), мало обоснована в силу того, что они нигде не названы кереитами, более того, Хаджи-бек указывался в источниках как «из рода аркинут», а рядом с ним указывались эмиры из рода кереит (Улуг Тимур кереит) [12, с. 20]. Если бы Хаджи-бек или Инга-торе были действительно потомками Ван-хана, то этот факт был бы указан в источниках либо прямо либо косвенно (племенная принадлежность кереит). 2. Ак-туг по прозвищу Онг-хан это другой Онг-хан, не имеющий ничего общего с кереитским и тайбугидским Онг-ханами. Вполне возможно, он происходил из кыргызов, так как его генеалогия совпадает с генеалогиями Адигине, Тагая и других кыргызов из «Маджму ат-Таварих». Таким образом, в любом случае Инга-торе не мог быть кузеном Токтамышу. Данный домысел возник у автора «Маджму ат-Таварих» из-за совпадения прозвищ отца Токтамыша и предка Инга-торе, а также из-за их союзнических отношений друг с другом.
3. Токтамыш. Согласно «Маджму ат-Таварих» Токтамыш унаследовал владение от Ташкента до Волги от своего отца Онг-хана. Токтамыш оказывал помощь Манасу и был его сюзереном [20, с. 143]. Когда Манас и Якуб-бек начали воевать с Джолоем за Кара Кишлак, Токтамыш помог Манасу (пришел с Волги, где был его враг Мамай), вернул ему Кара Кишлак и заключил мир с Джолоем [20, с. 143]. Причем Токтамыш использовал силы улусов Бах-рин и Каркыра [6, с. 160]. Потом Токтамыш воевал три года на Яике (Урал) и в Крыму против Пулада (ставленник Идегея) [20, с. 144].
4. Манас является сыном Якуб-бека и вассалом Токтамыша. Его дружина состояла из кыпчаков Каркары. Каркару здесь можно отождествить с местностью Каркаралы в Центральном Казахстане. После того как Онг-хан умер, Джолой напал на Якуб-бека и захватил Кара Кишлак. Манас откочевал на Талас и Чаткал [20, с. 143], в то время ему было 12 лет [21, с. 193]. Манас стал собирать союзников против Джолоя, и в итоге к нему на помощь пришли Токтамыш, Инга-торе, сын правителя Туркестана Кара-Ногая, Кукира мирза, Баба Али Хитай [20, с. 143]. Здесь стоит отметить присутствие сына золотоордынского хана Кара-Ногая, который в первой половине 1360-ых годов правил в Сыгнаке и контролировал города Южного Казахстана. Присутствие Баба Али Хитая странно, так как жил он чуть позже, в конце XV-начале XVI веков. Возможно, здесь отмечен предок (дед или прадед) Баба Али Хитая (Баба часто переводят как предок в тюркских языках), который был союзником Токтамыша и сына Кара-Ногая. В этом случае понятным становится то, откуда Баба Али Хитай знал столько много информации о Токта-мыше и Кара-Ногае. Среди оппонентов Манаса выделяются как калмаки (их
мы опишем ниже), так и предводители племен с Волги, которые были врагами Токтамыша. Среди них ни разу ни упомянут Идегей, но зато есть такие люди как: «предводитель мангытов» Пулад-оглан (у К.И. Петрова он записан как Фулад), Ширин Тигана, Ямгурчи, Сарай Мамай (видимо Мамай из рода Сарай) [20, с. 143]. Здесь однозначно можно отождествить Пулад-оглана с Пулад-ханом, а Ширин Тигану с Тегиней (Декне) из рода Ширин [7, с. 194]. Также есть и другие союзники Манаса: предводитель кыпчаков Ульмас-Кулана, а также правитель Джете (Могулистана) Темир-ходжа и его сын Кара-ходжа. После перемирия Токтамыша с Джолоем, Якуб-бек и Манас получили от Токтамыша обратно Кара Кишлак, а Кара-ходжа получил город Ма-насию (Манас), который Токтамыш некогда построил для Манаса [20, с. 144]. Здесь Кара-ходжу можно отождествить с известным соратником Токтамыша Кара-ходжой Аргыном, который был послом Токтамыша к Тамерлану в 1405 году. Также по данным Кадырали Жалаири Кара-ходжа Аргын погиб вместе с Токтамышем. Здесь есть одно противоречие: отцом Кара-ходжи в «Маджму ат-Таварих» назван Темир-ходжа. В то время как в казахских шежире Кара-ходжа имеет следующую генеалогию: Кара-ходжа, сын Даир-ходжи (прозвище Акжол), сына Кодана, сына Аргына [13, с. 42]. Вполне возможно, переписчики «Маджму ат-Таварих» могли исказить имя Даир-ходжа, переделав его в Темир-ходжу. Тем более, что помимо Темир-ходжа, этот человек называется и Ай-ходжа [6, с. 160]. После того как Токтамыш ушел в Крым и на Яик воевать с Пуладом, «калмаки» во главе с Джолоем и Солон Шивой напали на Кара Кишлак и Манасию. Манас в союзе с Кара-ходжой и Инга-торе воевал против них. Также им на помощь подошли силы чагатайского эмира Шир Бахрама, который был мюридом Сейид Мир Джалила (умер в 1430-х годах). После этого вернулся сам Токтамыш с Яика. Джолой был побежден. К нему прибыл посол Тубай от Пулада. Джолой пытался использовать Тубая для того, чтобы отравить Манаса [20, с. 144]. После смерти Джолоя его сторонников возглавил сын Камар ад-Дин. Но при нашествии Аксак Тимура Камар ад-Дин вынужден был примириться с Манасом и его сторонниками и войти в состав коалиции против Тамерлана. В состав данной коалиции вошли Токтамыш, Камар ад-Дин, хан Могулистана Хызр-ходжа, Инга-торе, Кара-ходжа (из племени Аргын), кыпчаки Каркары и Ульмас-Кулана во главе с Карнасом (дядя Манаса). Судя по «Маджму ат-Таварих» данная коалиция нанесла поражение Омар-шейху, сыну Тамерлана [20, с. 145]. Примечательно, что сведения «Маджму ат-Таварих», подтверждаются самим эпосом Манас. В.М. Жирмунский на основе разных списков эпоса Манас отмечает связи Манаса с Токтамышем и Идегеем [10, с. 73-76], что подтверждает данные «Маджму ат-Таварих». Более того, эпос «Манаш» встречается у ногайцев [32, с. 72]. А.И.-М. Сикалиев переводит имя Манаша как людоед [32, с. 99], хотя такой перевод является довольно спорным, но, судя по всему, Манаш - это один из вариантов написания имени Манас. А.И.-М. Сикалиев не раз упоминает данный эпос [32, с. 126, 153, 168], при этом отмечая, что долина Иртыша была владением ногайского мурзы Манаша, а соседний народ хотел прогнать его оттуда [32, с. 166]. Также Манаш называется как Эртиш Бойлык Эр Манаш (Батыр Манаш из Иртыша), также у него отмечается наличие двух детей Саид-Ахмеда и Туякбая [32, с. 195]. Саид-Ахмеда можно отождествить с Сейтеком, внуком Манаса, согласно кыргызской эпической традиции. У
казахов встречается также эпос Манашы [9, с. 393-394] и Туякбай Манашыу-лы (сын Манашы) [9, с. 287-308] в рамках большого эпоса «Сорок батыров Крыма», который в XVIII веке пришел к казахам от ногайцев [30]. Таким образом, версия о том, что Манас был тесно связан с золотоордынскими кочевниками и ханами, подтверждается. Судя по эпическим данным, Манас был из кыпчаков, жил на Иртыше, на границе восточных владений Улуса Джучи и алтайских кыргызов в эпоху Токтамыша и Идегея.
5. Ак Хусейн и Кара Хусейн и их сыновья Ак Ногай и Кара Ногай. Согласно «Маджму ат-Таварих», Ак Хусейн был вассалом Онг-хана и правителем Крыма. Он был изгнан из Крыма Хулагу-ханом или Шамаем и оказался в Хорезме. Кара Хусейн был также вассалом Онг-хана и был правителем Булгара. Был изгнан Шамаем оттуда и оказался в Туркестане [20, с. 142]. Сын Ак Хусейна по имени Ак Ногай должен был стать правителем Хорезма, а сын Кара Хусейна Кара Ногай должен был стать правителем Сырдарьи до Туркестана [20, с. 143]. Также позже сын Кара Ногая стал соратником Токтамыша и Манаса в их борьбе с Джолоем калмаком [20, с. 143]. Здесь стоит отметить, что Ак Хусейн - это известный по Утемиш-хаджи и другим источникам Хусейн Ак Суфи, сын золотоордынского эмира Нангудая из рода Кунгират, правитель Хорезма [33, с. 113] и основатель династии Суфи, правившей в Хорезме в 1360-1370-ых годах [25]. К сожалению, об Ак Ногае, сыне Хусейна Ак Суфи сведений в других источниках нет. Что касается Кара Хусейна, как известно согласно «Муизз ал-Ансаб» и «Таварихи Гузидайи Нусрат-наме», отцом Ногая (в Утемиш-хаджи Кара Ногая) был Сасы. Можно предположить, что Сасы имел также мусульманское имя Хусейн, и под этим именем (Кара Хусейн - Черный Хусейн) он сохранился в «Маджму ат-Таварих». Также интересен отрывок из Утемиша-хаджи: «Рассказывают. Устроил однажды этот злосчастный прием зимой, в лютую стужу. Вдруг послышались звуки мелодии. Скинули огланы эти, в соответствии с повседневным требованием, шапки свои и опустились на колени. Стоял мороз. [У того из них], кого звали Хусайн-оглан, [а] был он из родичей отцов Тимур-Кутлук-хана [и] Урус-хана (был Тукай-Тимуридом - Ж. С.), обморозились уши и более чем до половины отвалились. С тех пор стали называть его Корноухий Хусайн (Чонак Хусайн)» [33, с. 109]. Вполне возможно Чонак Хусейн (корноухий Хусейн) и Кара Хусейн (черный Хусейн) - это один и тот же человек, отец будущего сыгнакского хана Кара Ногая. По всей видимости, эпитеты Ак и Кара (белый и черный) были даны двум Хусейнам и двум Ногаям (их сыновьям) для того, чтобы различать живущих в одном времени людей, как это было с Кучук и Улуг Мухаммедами чуть позже.
6. Династия калмаков, традиционные враги Манаса и его отца. Врагами Манаса обозначены калмаки (немусульмане, «оставшиеся в вере своих отцов») Чонкче (Чонкчи), его сын Джолой и сын Джолоя Камар ад-Дин [20, с. 143-145]. Здесь наиболее логичным является отождествление Калмака Ка-мар ад-Дина и Камар ад-Дина, могулистанского бека из рода Дуглат. В то время Камар ад-Дин свергнув могулистанских ханов стал фактическим правителем Могулистана. Как писал Мухаммед Хайдар Дулати: «Среди моголов ходит и такая [молва], что в один день он будто бы убил восемнадцать ханов, присвоил себе титул «хан», и дела Моголистана расстроились» [18, с. 61]. По письменным источникам генеалогия Камар ад-Дина известна очень слабо. Не известно имя его отца, но известны имена его четырех братьев:
Тулак, Пуладжи (Буладжи), Шамс ад-Дин, Шайх Даулет [18, с. 661]. Их дедом (предком) назван эмир Уртубу, который от Чагатая получил местность Манглай Субе [18, с. 26]. Судя по генеалогическим расчетам, вряд ли Уртубу (современник Чагатая, который умер в 1242 году) был непосредственным дедом Камар ад-Дина (активно участвовал в политике Могулистана во второй половине XIV века). Уртубя являлся предком, но не дедом Камар ад-Дина. Другим предком дуглатов назван Байдаган. «В пределах этих четырех сторон расположены Кашгар и Хотан. Первым, кто из дуглатов утвердился в тех владениях, был эмир Байдаган. От эмира Байдагана [это владение] из рода в род, из века в век, от сына к сыну перешло по наследству к упомянутому выше Мирза Аба Бакру» [18, с. 366]. Так как Байдаган назван «первым дуглатом», мы можем предположить, что он был отцом Уртубу и после его смерти Чагатай пожаловал Уртубу земли отца (Манглай субе). Генеалогия Камар ад-Дина из «Маджму ат-Таварих», таким образом, не противоречит данным других источников. Мы можем утверждать, что Чонкчи был потомком Байдагана и Уртубу и дедом Камар ад-Дина. Сыном Чонкчи был Джолой, у которого было 5 сыновей: Тулак, Пуладжи (Буладжи), Шамс ад-Дин, Камар ад-Дин, Шайх Даулет.
7. Пулад-оглан (Пулад-хан). В «Маджму ат-Таварих» он назван предводителем мангытов и соперником Токтамыша. Он в союзе с калмаками воевал против Манаса и Токтамыша. Эти сведения представляют собой точку зрения сторонников Токтамыша и Манаса, в то время как есть другой источник («Бахр ал-Асрар»), повествующий о данных событиях с точки зрения Пулад-хана. Т.А. Акеров считает, что данное столкновение имело место в 1407 году, когда Пулад-хан совершал поход на кыргызов [6, с. 160]. А. Мокеев приводит данные «Бахр ал-Асрар» о походе Пулад-хана на кыргызов: «Махмуд ибн Вали рассказывает, что когда Пулад-хан установил свою власть в стране, он решил наказать кыргызские племена (аквам-и кыргыз), которые совершали набеги в пограничные районы Ак-Орды. Однако, Шейбаниды по той причине, что во время нашествия Тимура бежали к кыргызам и пользовались их покровительством, отказались принять участие в походе Пулад-хана. Несмотря на это, Пулад-хан сам отправился против кыргызов и отчистил от них окрестности Ак-Орды. В этих же рассказах Махмуд ибн Вали сообщает, что Ак-Орда находилась в восточной части Дашт-и Кыпчака и соприкасалась с землями кыргызов» [19, с. 101]. Как отмечал Р.А. Абдуманапов: «по сообщению автора «Бахр ал-асрар» потомки Орды присоединились к Пулад-хану в этом походе; после победоносного завершения которого хан поручил охрану прииртышских пределов Ак-Орды амирам племени байрин, полностью преградившим путь кыргызам» [3, с. 43-44]. Здесь под Ак Ордой стоит понимать не государство-улус потомков Орда-ичена [27], а ставку-резиденцию джучидских правителей [26; 15].
Как известно, Токтамыш погиб зимой 1406 года [17, с. 148], точнее зимой 1406-1407 годов [22, с. 189], во времена правления Шадибека, а не Пулада. В «Маджму ат-Таварих» Пулад назван огланом, но в «Бахр ал-Асрар» он назван ханом. Скорее всего, поход Пулад-хана был в 1407-1408 годах, в промежутке после своего воцарения и до похода Идегея на Москву в 1408 году, так как в походе на Москву участвовали Ширин Тегиня и Сарай (Сарай-Мамай), которые были соратниками Пулад-хана в походе на кыргызов (Манаса и его союзников). Военные действия Пулада против Манаса в переводе В.А. Ромо-
дина приведены в статье С.В. Плоских. Согласно этому переводу, Темир-ходжа (Даир-ходжа) остался в крепости Манассия. Манас с войском пошел на Пулада. Случилась битва батыров от двух войск. От войска Пулада был Ям-гурчи, а от войска Манаса - Карнас (ранее упоминался как дядя Манаса). После этого Манас ночью атаковал лагерь Пулад-хана. Разгневанный Пулад повел войско на Манассию. Погибло тысяча человек. Ямгурчи запалил ворота и проник в крепость. Темир-ходжа вышел с ним на поединок и ранил саблей. Ямгурчи выбрался из крепости. Пулад перевязал ему раны. После этого войско Пулада отступило. Манас вернулся к Темир-ходже и укрепил ворота Манассии [21, с. 194]. Интересно отсутствие Кара-ходжи, сына Темир-ходжи в этих отрывках. Видимо, он действительно погиб зимой 1406-1407 годов вместе с Токтамышем, как сказано у Кадырали Жалаири. Также есть и другое описание битвы Манаса с Пуладом. Видимо, мы имеем здесь описание другого эпизода столкновения Манаса и Пулада, не 1407 года. Т.А. Акеров вкратце пересказывает сведения о битве между Пулад-ханом и Манасом: «Решающее сражение сторон происходит в Яике, т.е. на Урале. Манас выходит на поединок с Пуладом и ранит его. Во втором поединке Манас ранит Жолоя, а его союзник Темиркожо (Айкожо) сразил копьем Пулада, а затем отрубил ему голову. Союзники, одержав победу, возвратились в свою резиденцию -город Манассию» [6, с. 160]. Сама локализация битвы на Яике показывает, что это вряд ли имеет отношение к походу Пулад-хана на кыргызов, проживавших на Алтае. Скорее тут события прямо противоположные: бывшие сторонники Токтамыша и кыргызы могли сами напасть на ставку Пулад-хана в Волго-Уральском междуречье. Упоминание в «Маджму ат-Таварих» того, что Темир-ходжа (Даир-ходжа Аргын) убил Пулада и отрубил ему голову, интересны. Здесь возможны два варианта хронологии этой битвы. 1. Даир-ходжа Аргын (отец Кара-ходжи) действительно убил Пулад-хана. Тогда это могло случиться только в 1411 году, когда Пулад-хан умер [31, с. 186]. 2. Либо эта битва имела место в 1408 году, когда Идегей со своей армией совершал поход на Москву и получил весть от Пулад-хана о том, что на него напал некий царевич, который «много мятежа в Орде сотворил» [31, с. 185]. Во втором случае Пулад-хан не был убит.
Помимо коротких пересказов К.И. Петрова и Т.А. Акерова есть еще переводы В.А. Ромодина как в статье С.В. Плоских, так и в рамках «Материалов по истории киргизов и Киргизии». К сожалению, там данных об истории Улуса Джучи мало. Ниже мы прокомментируем ряд отрывков из «Материалов по истории киргизов и Киргизии» касательно истории Улуса Джучи.
8. Приведена генеалогия золотоордынского племени Юз. Это племя происходит от Туркан-хана Атабека Караджа, который был сыном Салгура, сына Фа Сельджука, сына Атабека Нуштегина [16, с. 204-205]. Таким образом, есть две версии происхождения данного племени. С одной стороны они могут быть потомками Сельджука, из огузского племени Кынык. С другой стороны, они могут быть потомками хорезмшаха Ануштегина (правил в 10771097 годах), происходящего из огузского рода Бекдили. Второй вариант более предпочтителен, так как, согласно историческим данным, Сельджук имел другую генеалогию: сын Токака (Тукак, Дукак), сына Лукмана, происходившего из рода Тугшырмыша, сына Керекучи-ходжи. В любом случае «Мадж-му ат-Таварих» свидетельствует об огузском происхождении золотоордын-
ского племени Юз. С большей долей вероятности предок племени Юз являлся представителем боковой ветви династии Хорезмшахов (Ануштегиниды), правившей с 1077 по 1231 года.
9. «Маджму ат-Таварих» является первым произведением, где приведен список 92 узбекских племен илатийа [16, с. 210-213]. Как мы писали ранее, данный список является отражением родоплеменного состава кочевников всего Улуса Джучи, а не только его Восточной части [29]. Если касаться источника информации, то есть два варианта. Возможно, источником данной информации являлся вышеупомянутый Баба Али Хитай. Также существует возможность того, что немногочисленные узбеки Шейбани-хана (см. о численности узбеков Шейбани-хана [28]) либо представители золотоордынских родов Аргын [23], Минг (Бабур упоминает их в Фергане в конце XV века) или Юз (их происхождение указано в сочинении, то есть автор контактировал с ними), переселившиеся в государство Тимуридов до Мухаммеда Шейбани, могли быть информаторами Сейф ад-Дина Ахсикенди.
Подводя итоги статьи, стоит отметить, что «Маджму ат-Таварих» является ценным источником по истории Улуса Джучи, несмотря на наличие в сочинении целого ряда анахронизмов. В данном источнике упоминаются такие ханы Золотой Орды как Токтамыш, Кара-Ногай и его сын (был союзником Токтамыша), Пулад, Онг-хан (возможно, прозвище отца Токтамыша), Кара Хусейн (отец Кара-Ногая, правил Булгаром как вассал Онг-хана). Среди эмиров Улуса Джучи упоминаются Мамай (из племени Кият), Тегиня (Тегин, Декне) из племени Ширин, Темир-ходжа (Даир-ходжа) и его сын Кара-ходжа (из племени Аргын), Хусейн Ак-Суфи из племени кунгират и его сын Ак Но-гай, Мамай из племени Сарай, сторонники Пулада Ямгурчи и Тубай, некий Кукира мирза, Баба Али из племени Хитай и, возможно, его предок (соратник Токтамыша и сына Кара Ногая). Также в «Маджму ат-Таварих» упоминаются легендарный Манас из племени Кыпчак, его отец Якуб-бек и дядя Карнас, Тамерлан и его сын Омар-шейх, чагатайский бек Шир Бахрам, могулистан-ский бек Инга-торе, Камар ад-Дин из племени Дуглат, его отец Джолой и дед Чонкчи (Чонкче), мусульманский шейх Сейид Мир Джалил (умер в 1430-х годах) и т.д. Одним из результатов заблуждений автора представляется одиночная фигура Онг-хана, под именем которой на самом деле скрывалось три действительных исторических лица (Тогрул (Тоорил), кереит по прозвищу Ван-хан, Актуг по прозвищу Онг-хан, предок Инга-торе, Той-ходжа по прозвищу Онг-хан, отец Токтамыша).
Главным информатором «Маджму ат-Таварих» в плане сведений об Улусе Джучи был Баба Али из племени Хитай, который служил Тукай-Тимуриду Абдулкериму, хану Астрахани, а также Шибаниду, хорезмскому хану Сул-тангази из потомков Арабшаха. Баба Али Хитай был информатором Утеми-ша-хаджи о Токтамыше и, возможно, Кара-Ногае и Хусейне Ак-Суфи. Так как он был информатором и для Сейф ад-Дина Ахсикенди, Кара Ногай также встречается и в сочинении «Маджму ат-Таварих».
К сожалению, несмотря на всю свою научную ценность, «Маджму ат-Таварих» так и не был переведен полностью с учетом всех существующих списков и с научными комментариями (переведенная на кыргызский язык бишкекская копия может отличаться от других копий «Маджму ат-Таварих»). Введение в научный оборот данного источника позволит обогатить инфор-
мацию как по истории Золотой Орды, так и по истории Могулистана и кыр-гызов, граничивших с восточными владениями Улуса Джучи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдрахманов Г. Улуу Эл урпактары. Т. 2. Бишкек, 2015. 788 с.
2. Абдуманапов Р.А. Кипчаки в истории Кыргызов. Бишкек, 2015. 200 с.
3. Абдуманапов Р.А. К истокам организации родоплеменной структуры кыргызов // Тюркологический сборник 2006. М.: Восточная литература, 2007. С. 40-50.
4. Абдуманапов Р.А. О кыпчакских корнях кыргызского эпоса Манас // Четвертые востоковедческие чтения памяти С.Г. Лившица. Материалы IV региональной конференции. Барнаул. 26 апреля 2002 г. Барнаул: Изд-во БПГУ, 2002. С. 211-217.
5. Акеров Т.А. Версия эпоса Манас в книге Маджму ат-Таварих С. Ахсикенди как исторический источник по истории Кыргызского народа // Мир Евразии. Горно-Алтайск, 2016. № 1 (32). С. 2-12.
6. Акеров Т.А. Золотая Орда в легендарном сочинении «Маджму ат-таварих» С. Ахсикенди // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории АН РТ, 2016. № 9. С. 158-161.
7. Акчурин М.М. Начальная генеалогия ширинских князей // Золотоордынское наследие. Казань: Институт истории АН РТ, 2011. Вып. 2. С. 191-202.
8. Ахсикенди Сайф ад-Дин Тарыхтардын Жыйнагы (Мажму атут таворих) // Акыл / под редакцией Досболова М. и Сооронова О. Бишкек, 1996. 126 с.
9. Бабалар сезг ЖYЗ томдьщ. Батырлар жыры. Астана: Фолиант, 2008. Т. 51. 448 б.
10. ЖирмунскийВ.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 728 с.
11. Исаева А.К. Интерполяции эпоса «Манас» (от Маджму ат-Таварих до «Айкёл Манаса») // Известия вузов Кыргызстана. Бишкек: Изд-во: «Наука и новые технологии», 2016. № 1. С. 163-167.
12. Йазди Шараф ад-Дин Али. Зафар-наме. Ташкент: 8аиа1, 2008. 486 с.
13. Кдзак ру-тайпаларынын тарихы. Аргын. Т. 9. Книга 3. Алматы: «Алаш» Та-рихи Зерттеу Орталыгы, 2007. 660 с.
14. Караев О.К. Ранние сообщения о Манасе // Эпос «Манас» как историко-этно-графический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса Манас. Бишкек, 1995. С. 32-33.
15. КушкумбаевА.К. «Алтыннан Соккан акордац...»: О термине «Ак Орда» в героическом эпосе «Ер Едйе» // Золотоордынская Цивилизация. Казань: Институт истории АН РТ, 2016. № 9. С. 144-152.
16. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. I. (под редакцией Ромо-дина В. А.). М.: Изд-во «Наука», 1973. 283 с.
17. Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Тохтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003. 164 с.
18. Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди / пер. А.Урунбаева, Р.П. Джали-ловой. Ташкент: Фан, 1996.
19. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Бишкек, 2010.
20. Петров К.И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их отношений с ойратами. Фрунзе, 1961. 213 с.
21. Плоских С. В. Памятники письменности Кыргызстана в рукописном фонде Национальной Академии Наук // Письменные памятники Востока. СПб.: Институт восточных рукописей РАН, 2009. № 2. С. 192-203.
22. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб.: Евразия, 2010. 408 с.
23. Сабитов Ж.М. Аргуны во владениях Тимуридов в 1450-1550-е гг. // Средневековые тюрко-татарские государства. 2011. № 3. С. 128-133.
24. Сабитов Ж.М. Калмаки Восточного Дашт-и Кыпчака в XIV-XVI веках // Global Turk. Астана, 2014. № 3/4. C. 134-143.
25. Сабитов Ж.М. Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в XIII-XV веках // Вестник Евразийского Национального Университета. Астана. 2012. № 3(88). С. 121-124.
26. Сабитов Ж.М. Кушкумбаев А.К. Термины Ак-Орда и Кок-Орда в письменных и устных источниках (к вопросу о семантике терминов) // Научный Татарстан. 2015. № 3. С. 33-42.
27. Сабитов Ж.М., Кушкумбаев А.К. Улусная система Золотой Орды в XIII-XIV веках: к вопросу о локализации Ак орды и Кок орды // Золотоордынское обозрение. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. № 2. С. 60-72.
28. Сабитов Ж.М. К вопросу о составе войск Шейбани-хана // Мир научных исследований. Астана, 2014. № 7-12 (85-90). С. 7-11.
29. Сабитов Ж.М. О происхождении этнонима «узбек» и «кочевые узбеки» // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории АН РТ, 2011. № 4. С. 166173.
30. Сабитов Ж.М. Эпос «Сорок батыров Крыма» в Казахском Народном фольклоре // Global Turk. Астана, 2015. № 3/4. C. 46-57.
31. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. 278 с.
32. Сикалиев А.И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск: КЧИГИ, 1994. 328 с.
33. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова. Комментарии, указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата: Гылым. 1992. 296 с.
Сведения об авторе: Жаксылык Муратович Сабитов - Ph.D. (политические науки), доцент кафедры регионоведения Евразийского Национального Университета им. Л.Н.Гумилева (010008, ул. Сатпаева, 2, Астана, Казахстан). E-mail: babasan@yandex.ru
Поступила 04.07.2017 Принята к публикации 04.09.2017
Опубликована 30.09.2017
REFERENCES
1. Abdrakhmanov G. Uluu El urpaktary [Descendants of the great tribe]. Bishkek, 2015. Vol. 2. 788 p. (In Kyrgyz)
2. Abdumanapov R.A. Kipchaki v istorii Kyrgyzov [Kipchaks in the history of the Kyrgyz.]. Bishkek, 2015. 200 p. (In Russian)
3. Abdumanapov R.A. K istokam organizatsii rodoplemennoy struktury kyrgyzov [To the origins of the organization of Kyrgyz tribal structure]. Tyurkologicheskiy sbornik 2006. [Turkological collection 2006]. Moscow, Oriental Literature Publ., 2007, pp. 40-50. (In Russian)
4. Abdumanapov R.A. O kypchakskikh kornyakh kyrgyzskogo eposa Manas [About Kipchak roots of the Kyrgyz epos Manas]. Chetvertye vostokovedcheskie chteniyapamyati S.G. Livshitsa. Materialy IVregional'noy konferentsii. Barnaul. 26 aprelya 2002 g. [Fourth Oriental Readings in Memory of S.G. Livshits. Proceedings of the IV Regional Conference. Barnaul. April 26, 2002]. Barnaul, 2002, pp. 211-217. (In Russian)
5. Akerov T.A. Versiya eposa Manas v knige Madzhmu at-Tavarikh S. Akhsikendi kak istoricheskiy istochnik po istorii Kyrgyzskogo naroda [Version of the epic Manas in "Majmu al-Tawarikh" by S. Akhsikendi as a historical source on the history of the Kyrgyz people]. Mir Evrazii [World of Eurasia]. Gorno-Altaysk, 2016, no. 1 (32), pp. 2-12. (In Russian)
6. Akerov T.A. The Golden Horde in the Legendary Work "Majmu al-Tawarikh" by S. Akhsikendi. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization]. Kazan, Sh.Marajani Institute of History of Tatarstan Academy of Sceinces Publ., 2016, no. 9, pp. 158-161. (In Russian)
7. Akchurin M.M. Nachal'naya genealogiya shirinskikh knyazey [Initial genealogy of the Shirin princes]. Zolotoordynskoe nasledie. Materialy vtoroy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politicheskaya i sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Zolotoy Ordy» [Golden Horde Heritage: Proceedings of the 2nd International Conference "Political and SocioEconomic History of the Golden Horde"]. Kazan, Sh.Marajani Institute of History of Tatarstan Academy of Sceinces Publ., 2011, Vol. 2, pp. 191-202. (In Russian)
8. Ahsikendi Sajf al-Din. «Taryhtardyn zhyjnagy» (Mazhmu atut tavorih). «Akyl», pod red. M. Dosbolova, O. Soroonova. Bishkek, 1996. 126 p. (In Kyrgyz)
9. Babalar sozi: Zhuz tomdyk. Batyrlar zhyry. [Ancestor's words: one hundred volumes. Heroes of the epic]. Astana, Foliant Publ., 2008. Vol. 51. 448 p. (In Kazakh)
10. Zhirmunsky V.M. Tyurkskiy geroicheskiy epos [Turkic heroic epic]. Leningrad, Nauka Publ., 1974. 728 p. (In Russian)
11. Isaeva A.K. Interpolyatsii eposa «Manas» (ot Madzhmu at-Tavarikh do «Aykel Manasa») [Interpolation of the epic "Manas" (from Majmu 'al-Tawarikh to "Aykel Manas")]. Izvestiya Vuzov Kyrgyzstana [Proceedings of the universities of Kyrgyzstan]. Bishkek, Nauka i novye tekhnologii Publ., no. 1, 2016, pp. 163-167. (In Russian)
12. Yazdi Sharaf ad-Din Ali. Zafar-name [Book of the victories]. Tashkent, Sanat Publ., 2008. 486 p. (In Russian)
13. Qazaz ru-taypalarynyn tarikhy. Arghyn. [The history of Kazakh tribes and clans. The Argyn]. Vol. 9. Book 3. Almaty, Alash Historical Research Center Publ., 2007. 660 p. (In Kazakh)
14. Karaev O.K. Rannie soobshhenija o Manase. Original'naja versija [Early Reports about Manas. Original version]. J epos «Manas» kak istoriko-jetnograficheskij istochnik. Tezisy mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, posvjashhennogo 1000-letiju jeposa «Manas» [The Epic "Manas" as a Historical and Ethnographic Source. Abstracts of the International Research Symposium dedicated to the 1000th Anniversary of the Epic "Manas"]. 1995, pp. 32-33. (In Russian)
15. Kushkumbaev A.K. «Altynnan Soqqan aqordan...»: O termine «Aq Orda» v geroicheskom epose «Er Edige» ["Altynnan Soqqan aqordan": On the term "Aq Orda" in the heroic epos "Er Edige"]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization: Collected articles]. Kazan, Sh.Marajani Institute of History of Tatarstan Academy of Sceinces Publ., 2016, no. 9, pp. 144-152. (In Russian)
16. Materialy po istorii kirgizov i Kirgizii [Materials on the History of the Kyrgyz and Kyrgyzstan] (pod red. V. A. Romodina). Moscow, 1973. Is. 1. 283 p. (In Russian)
17. Mirgaleev I.M. Politicheskaya istoriya Zolotoy Ordy perioda pravleniya Tokhta-mysh-khana. [The political history of the Golden Horde in the period of rule of Tokhtamysh Khan]. Kazan, Alma-Lit Publ., 2003. 164 p. (In Russian)
18. Mirza Muhammad Haidar. Tarikh-i Rashidi [History of Rashid]. Trans. A. Urun-taeva, R.P. Jalilova. Tashkent, Fan Publ., 1996. (In Russian)
19. Mokeev A. Kyrgyzy na Altae i na Tyan'-Shane [Kyrgyz people in the Altai and the Tien Shan]. Bishkek, 2010. 200 p. (In Russian)
20. Petrov K.I. K istorii dvizheniya kirgizov na Tyan'-Shan' i ikh otnosheniy s oyratami [On the history of the movement of Kyrgyz people in the Tien Shan, and their relations with Oirats]. Frunze, 1961. 213 p. (In Russian)
21. Ploskikh S.V. Pamyatniki pis'mennosti Kyrgyzstana v rukopisnom fonde Natsional'noy Akademii Nauk [Written monuments of Kyrgyzstan in the manuscript collection of the National Academy of Sciences]. Pis'mennye pamyatniki Vostoka [Written Monuments of the East]. St. Petersburg, Institute of Oriental Manuscripts Publ., 2009, no. 2, pp. 192-203. (In Russian)
22. Pochekaev R.Yu. Tsari ordynskie. Biografii khanov i praviteley Zolotoy Ordy [The kings of the Horde. Biographies of khans and rulers of the Golden Horde]. St. Petersburg, Evrasia Publ.. 2010. 408 p. (In Russian)
23. Sabitov Zh.M. Arguny vo vladeniyakh Timuridov v 1450-1550-e gg. [The Arguns in the land holdings of the Timurids in the 1450-1550s]. Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva [Medieval Turkic-Tatar states]. Kazan, Sh.Marajani Institute of History of Tatarstan Academy of Sceinces, 2011, no 3, pp. 128-133. (In Russian)
24. Sabitov Zh.M. Kalmaki Vostochnogo Dasht-i Kypchaka v XIV-XVI vekakh [The Kalmaks of the Eastern Dasht-i Kipchak in the 14th-16th centuries]. Global Turk. Astana, 2014, no. 3/4, pp. 134-143. (In Russian)
25. Sabitov Zh.M. Kungiraty v vostochnom Deshti-Kipchake v XIII-XV vekakh [The Qungirats in the Eastern Dasht-i-Kypchak in the 13th-15th centuries]. Vestnik Evraziyskogo Natsional'nogo Universiteta [Bulletin of the Eurasian National University]. Astana, 2012, no. 3(88), pp. 121-124. (In Russian)
26. Sabitov Zh.M. Kushkumbaev A.K. Terminy Ak-Orda i Kok-Orda v pis'mennykh i ustnykh istochnikakh (k voprosu o semantike terminov). [Terms of Aq-Orda and Kok-Orda in written and oral sources (to the question of the terms' semantics)]. Nauchnyy Tatarstan [Scientific Tatarstan]. Kazan, 2015, no. 3, pp. 33-42. (In Russian)
27. Sabitov Zh.M., Kushkumbaev A.K. Ulusnaya sistema Zolotoy Ordy v XIII-XIV vekakh: k voprosu o lokalizatsii Ak-Ordy i Kok-Ordy [The System of the Golden Horde Uluses in the 13th-14th Centuries: To the Question of Localization of the Ak Horde and Kok Horde]. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. Kazan, Sh.Marajani Institute of History of Tatarstan Academy of Sceinces Publ., 2013, no 2, pp. 60-72. (In Russian)
28. Sabitov Zh.M. K voprosu o sostave voysk Sheybani-khana [On the question of the composition of forces of Sheibani Khan]. Mir nauchnykh issledovaniy [The world of scientific research]. Astana, 2014, no. 7-12 (85-90), pp. 7-11. (In Russian)
29. Sabitov Zh.M. O proiskhozhdenii etnonima «uzbek» i «kochevye uzbeki» [On the origin of the ethnonym "Uzbek" and "Nomadic Uzbeks"]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization]. Kazan, Sh.Marajani Institute of History of Tatarstan Academy of Sceinces Publ., 2011, no. 4, pp. 166-173. (In Russian)
30. Sabitov Zh.M. Epos «Sorok batyrov Kryma» v Kazakhskom Narodnom fol'klore [The Epic "Forty Crimean Knights" in Kazakh folklore]. Global Turk. Astana, 2015, no. 3/4, pp. 46-57. (In Russian)
31. Safargaliev M.G. Raspad Zolotoy Ordy [Disintegration of the Golden Horde]. Saransk, 1960. 278 p. (In Russian)
32. Sikaliev A.I.-M. Nogayskiy geroicheskiy epos [The Nogai heroic epic]. Cherkessk, KCHIGI Publ., 1994. 328 p. (In Russian)
33. Ötemish-Hajji. Chingiz-name. Faksimile, perevod, transkriptsiya, tekstolo-gicheskie primechaniya, issledovaniya V.P. Yudina. Podgotovila k izdaniyu Yu.G. Ba-ranova, Kommentarii, ukazateli M.Kh. Abuseitovoy [Chingiz-name. Facsimile, translation, transcription, textual notes, research of V.P. Yudin. Prepared to publishing by Y.G. Ba-ranova. Comments, indexes by M.Kh. Abuseitova]. Alma-Ata, Gylym Publ., 1992. 296 p. (In Russian)
About the author: Zhaxylyk M. Sabitov - Ph.D. (Political sciences), Associate Professor, Political Science Department, L.N. Gumilyov Eurasian National University (2, Satpaev Str., Astana 010008, Kazakhstan). E-mail: babasan@yandex.ru
Received July 4, 2017 Accepted for publication September 4, 2017
Published September 30, 2017