Научная статья на тему 'Эмиры Узбек-хана и Джанибек-хана'

Эмиры Узбек-хана и Джанибек-хана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1971
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / GOLDEN HORDE / УЗБЕК-ХАН / ДЖАНИБЕК-ХАН / JANIBEK KHAN / КИЯТ / KIYAT / КУНГИРАТ / КИПЧАК / KIPCHAK / НАЙМАН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / UZBEK KHAN / NAYMAN / KUNGIRAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сабитов Жаксылык Муратович

В данной статье исследуется вопрос о происхождении династий эмиров Золотой Орды времен правления Узбек-хана и Джанибек-хана. Автор выделил три уровня иерархии эмиров. К первому уровню относятся эмиры правители кланов в определенном улусе. В каждом из улусов было по четыре таких племени. Ко второму уровню относятся эмиры-темники, правители улусов. После Административной реформы Узбек-хана они заняли место джучидов в политической системе Золотой Орды. Если ранее место правителя улуса наследовалось одним из джучидов, то теперь эмиры-темники назначались напрямую из центра. Третий уровень это четыре карачи-бека, которые являлись советниками хана. На основании многочисленных венецианских, арабских, тюркских, персидских первоисточников автор приводит свою версию происхождения и генеалогических связей тех или иных эмиров. Автором выдвинута гипотеза о принадлежности Могул-буги к племени Кипчак, а Кутлу-буги к племени Найман, согласно списку эмиров Джанибек-хана из Дафтари Чингиз-наме. Автором аргуметирована гипотеза о том, что в период правления Узбек-хана главную роль играли племена Кият и Кунгират. При Джанибек-хане главными эмирами стали представители родов Кипчак и Найман. Также автор разбирает версии о происхождении Нангулдая из клана Кунгират. Автор статьи выдвигает свою версию генеалогии Нангудая из рода Кунгират, а также ряд тезисов о биографии Исатая кията и Исы уйсуна. Согласно этим тезисам, Исатай кият отождествляется с известным Исой гургеном, а Иса уйсун с братом Тулук-Тимура, который был правителем Крыма в эпоху Узбек-хана. Также на основании Дафтари Чингиз-наме выдвинут ряд гипотез об эмирах темниках эпохи Джанибек-хана. Согласно этим гипотезам, к данным эмирам относились представители таких кланов, как Кият, Кунгират, Кырк, Кипчак, Сиджиут, Сальджиут, Уйсун, Найман, Сарай, Канглы, Уйгур, Барын, Алшин, Мангыт, Жалаир, Тама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMIRS OF UZBEK KHAN AND JANIBEK KHAN

This article explores the question about the origin of the Golden Horde emirs’ dynasties during the reign of Uzbek and Janibek khan. Based on numerous Venetian, Arabic, Turkish, Persian primary sources the author provides his own version of origin and genealogical relationships of various emirs. Based on a list of emirs of Janibek khan from «Daftar-i Chingiz-name», the author traces the origins of Mogul-buga to Kipchak tribe and the origins of Kutlu buga to Naiman tribe. Author argues that during the reign of Uzbek khan, the Kungirat and Kiyat were the most influential clans. The Kipchak and Nayman were the most influential clans during the reign of Janibek khan. The author considers three-level hierarchy of emirs. The first level includes the emirs clan rulers in every district (ulus). There were 4 tribes in each ulus. The second level includes the emirs who were the rulers of ulus. After the administrative reform of Uzbek khan, they replaced the Jochids in the political system of the Golden Horde. If formerly the governance of ulus was inherited by one of the Jochids, then during the reign of Uzbek khan emirs were appointed directly from the center. The third level includes four Karachi Beys who were advisers of the khan. The author also examines the origin of Nanguday from Kungirat clan. The author puts forward his own version of a genealogy of Nanguday. Additionally, this article contains the author’s assumptions about biography of Isatay Kiyat and Isa Uysun. According to these assumptions, Isatay Kiyat can be identified with well-known Gourgen Isa. And Isa Uysun, in turn, can be identified with the brother of Tuluk Timur, who was a governor of the Crimea in the era of Uzbek khan.

Текст научной работы на тему «Эмиры Узбек-хана и Джанибек-хана»

УДК 929.53

ЭМИРЫ УЗБЕК-ХАНА И ДЖАНИБЕК-ХАНА

Ж.М. Сабитов

(Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева)

В данной статье исследуется вопрос о происхождении династий эмиров Золотой Орды времен правления Узбек-хана и Джанибек-хана. Автор выделил три уровня иерархии эмиров. К первому уровню относятся эмиры -правители кланов в определенном улусе. В каждом из улусов было по четыре таких племени. Ко второму уровню относятся эмиры-темники, правители улусов. После Административной реформы Узбек-хана они заняли место джучидов в политической системе Золотой Орды. Если ранее место правителя улуса наследовалось одним из джучидов, то теперь эмиры-темники назначались напрямую из центра. Третий уровень - это четыре карачи-бека, которые являлись советниками хана. На основании многочисленных венецианских, арабских, тюркских, персидских первоисточников автор приводит свою версию происхождения и генеалогических связей тех или иных эмиров. Автором выдвинута гипотеза о принадлежности Могул-буги к племени Кипчак, а Кутлу-буги - к племени Найман, согласно списку эмиров Джанибек-хана из Дафтари Чингиз-наме. Автором аргуметирована гипотеза о том, что в период правления Узбек-хана главную роль играли племена Кият и Кунгират. При Джанибек-хане главными эмирами стали представители родов Кипчак и Найман. Также автор разбирает версии о происхождении Нангулдая из клана Кунгират. Автор статьи выдвигает свою версию генеалогии Нангудая из рода Кунгират, а также ряд тезисов о биографии Исатая кията и Исы уйсуна. Согласно этим тезисам, Исатай кият отождествляется с известным Исой гургеном, а Иса уйсун - с братом Тулук-Тимура, который был правителем Крыма в эпоху Узбек-хана. Также на основании Дафтари Чингиз-наме выдвинут ряд гипотез об эмирах темниках эпохи Джанибек-хана. Согласно этим гипотезам, к данным эмирам относились представители таких кланов, как Кият, Кунгират, Кырк, Кипчак, Сиджиут, Сальджиут, Уйсун, Найман, Сарай, Канглы, Уйгур, Барын, Алшин, Мангыт, Жалаир, Тама.

Ключевые слова: Золотая Орда, Узбек-хан, Джанибек-хан, Кият, Кунгират, Кипчак, Найман, политическая система.

Вопрос об эмирах Узбек-хана и Джанибек-хана не раз поднимался в исторической литературе. Но при этом зачастую исследователи рассматривают эту научную проблему слишком однобоко. С одной стороны, некоторые ученые акцентировали внимание на личностях эмиров, не обращая внимания на их клановую принадлежность. С

другой стороны, восточные источники, уже введенные в научный оборот, слабо привлекались при идентификации клановой принадлежности того или иного эмира.

Также стоит отметить, что при правлении Узбека и Джанибека эмиры были в основном трех уровней:

1. Карачи-беки. Четыре эмира, ближайшие советники хана, из числа которых тот выбирал себе беклярибека (старшего эмира).

2. Эмиры-темники. Эмиры, правители улусов, которые были отобраны у Джучидов и переданы в управление представителям ро-доплеменной элиты. Всего улусов ко времени Узбек-хана стало 23, следовательно, эмиров-темников было 23.

3. Эмиры (беки), предводители племен, которые ранее входили в определенные улусы Джучидов, а после административной реформы Узбека они были подчинены хану через улусбеков. В каждом улусе оставалось по три бека и один темник, правитель улуса (тумена).

Существует несколько источников, в которых приведены списки эмиров Джанибек-хана или эмиров его отца.

1. Ибн Баттута в 1334 году упоминает следующих эмиров.

1.1. Эмир Крыма Тулук-Тимур, его дети Кутлук-Тимур и Сарубек, а также его брат Иса [5, с. 210]. А.Г. Гаев отождествлял данного Тулук-Тимура с Тулек-Тимуром, потомком Тука-Тимура, брата Бату [1, с. 21]. По нашему мнению, эта точка зрения ошибочна (хотя ранее мы ее придерживались), и Тулек-Тимур относился к клану Уйсун, как его брат Иса [14, с. 299-302]. Имена сыновей Тулек-Тимура джучида (Джанас, Джанис и третий сын безымянный [17, c. 242]) не совпадают с именами сыновей Крымского Тулук-тимура (Кутлук-Тимур и Сару-бек). Кроме того, у Тулек-Тимура джучида не было брата с именем Иса, в то время как у Крымского Тулук-Тимура был такой брат.

1.2. Эмир Азака (Азов) Мухаммед-ходжа аль-Хорезми [5, c. 212].

1.3. Эмир Салтый, чью жену он видел при выезде из Крыма [5, с. 215]

1.4. Исабек, который тогда был беклярибеком. Он был женат на дочери Узбека Иткучук, а его дочь Урдуджа была замужем за Узбеком. Ее сестра была замужем за Али, сыном Арсака [5, c. 222].

1.5. Нагатай и его дочь Кабак, которая была замужем за Узбеком [5, c. 221]. Здесь стоит отметить легенду о происхождении Нангудая: «его дед знаменитый нойон или царевич Ногай, отец Акхадай (Ага-дай) правил вилаетом Булгар в течение 22 лет и совершал походы против русских и черкесов. Агадай погиб в 713 году хиджры (131213) от рук мангыта Сонкор-мирзы. Его сын Нагдай (Нангудай), правитель черкесов, стал беклярбеком при Узбек-хане». Ранее мы высказывали предположение, что Акхадая и «знаменитого» Ногая можно отождествить с золотоордынским темником Ногаем и Актаджи (сын его дочери Тугулджи и некоего Таштемира), который погиб в Крыму в 1298-99 годах [15, c. 121-122]. По версии Жарылгапа Бей-

сенбайулы (устная консультация), Нангудай был сыном Яйлака, сына Сальджитая и Кабак, дочери Ногая, что также не противоречит легенде о происхождении Нангудая.

1.6. Начальник Хорезма Кутлук-Тимур, сын тетки Узбека, его сын Харунбек женат на дочери Узбека от Тайдуллы [5, с. 235].

Здесь стоит отметить разную иерархию этих эмиров. Салтый был простым эмиром (предводитель племени в одном из улусов), Мухаммед-ходжа, Кутлук-Тимур и Тулук-Тимур были эмирами-темниками (правители улуса), а Нагатай и Исабек (Исатай кият) были четырьмя эмирами хана (карачи-беками), причем Исабек был бек-лярибеком («начальником эмиров»). Кутлук-тимур ранее входил в число карачи-беков, но был понижен и сослан в Хорезм, где являлся эмиром-темником. Также косвенно упоминается эмир Али сын Арза-ка, который был зятем Исабека. Скорее всего, он тот самый Али, известный из переписки с венецианцами, а также упоминаемый в источниках Али сиджиут.

2.

2.1. ал-Мухибби. Он сообщает, что 4 августа 1351 года была переписка с Кутлук-Бугой инаком, наместником Джанибек-хана и его тремя товарищами, одним из которых был Хусам ад-Дин Махмуд (Махмуд Диванный), которого называют визирем [5, с. 257].

2.2. Ходжа Алибек, с которым была начата переписка в 765 году хиджры (10.10.1363 - 27.09.1364) [5, с. 258]. Его вполне можно отождествить с «Алибеком, сыном Исы, сыном Тулук-Тимура», который стал правителем Крыма после Зейн ад-Дина Рамазана [5, с. 259]. Отмечено также, что у Рамадана был сын Хасан, служивший Тохтамы-шу [5, с. 325].

2.3. Аль-Айни. Он упоминает, что у Кутлук-Тимура было два брата Сарай-Тимур и Мухаммед-ходжа [5, с. 361]. Данный Мухаммед-ходжа упоминается в 1332 году (вместе с Кутлук-Тимуром) [2, с. 11] и в 1334 году (у Ибн Баттуты) как правитель Азака. С учетом его приставки аль-Хорезми у Ибн Баттуты, а также с учетом того, что в ярлыке Узбек-хана он стоит рядом с Кутлук-Тимуром, мы можем предположить, что правитель Азака Мухаммед-ходжа являлся братом Кутлук-Тимура, как было сказано у аль-Айни. А.П. Григорьев [2, с. 128-129] и вслед за ним Р.Ю. Почекаев [13, с. 149] называют Сарай-тимура вторым по значимости сановником в Золотой Орде (визирем, который был вторым сановником после беклярибека), хотя нигде в первоисточниках об этом не сказано, более того, свидетельство о том, что Сарай-тимур умер в 1361-1362 годах [4, с. 145], на деле оказывается ошибочным. В первоисточнике, на который ссылается А.П. Григорьев, написано «Старые князья Сарая», что можно понять как старшие (старые) князья города Сарай, но не старый князь Сарай-Тимур.

2.4. Могултай. У него сказано, что 2 октября 1337 года прибыл купец Музаффар из владений Узбек-хана, от Могул-Буги и Сундж-Буги, «которые были старшими эмирами» [5, с. 199]. Сундж-Буга ранее упомянут как доверенное лицо Узбека в 1322 году (Севинч-буга) [4, с. 123]. А.П. Григорьев называет его как гипотетического отца Кутлу-Буги и Могул-Буги, причем Тайдулла им приходилась близкой родственницей [4, с. 124]. Р.Ю. Почекаев пошел дальше и назвал Тайдуллу возможной сестрой Могул-буге [13, с. 151].

3. Натанзи. Этот автор отмечает, что эмиры Могул-Буга, Ахмат и Нангудай были убиты Кельдибеком, вскоре после восшествия на престол [6, с. 255].

4. Венецианские документы. Кроме вышеуказанного ярлыка Узбек-хана были следующие документы с упоминанием имен эмиров

4.1. Ярлык 30 сентября 1342 года, где упоминаются Могул-буга и Зих ^есЬо), как правитель Таны [2, с. 45]. Этот ярлык похож на ярлык Узбека, где указан беклярибек Кутлук-тимур и правитель Таны и Азова Мухаммед-ходжа. Таким образом, тут косвенное свидетельство того, что Могул-Буга в этот период был беклярибеком, а Зих был эмиром улуса Азов (Азак). Скорее всего, Зих сменил на этом посту Мухаммед-ходжу. В конце ярлыка приведены восемь имен эмиров: Нангудай, Али, Могулбуга, Ахмат, Беклемиш, Куртка-бахши, Кутлук-Тимур, Айтимур, Серикс [19, с. 295]. У А.П. Григорьева Серикс отсутствует [2, с. 72].

4.2. Ярлык 26 декабря 1347 года. В нем упоминается, что Могул-буга является бароном всех туменов, а правителем Таны назван опять Зихи-бей [19, с. 304]. Ниже упоминаются Могул-буга (Могул-бей), Ягалтай, Кутлу-Буга [19, с. 305].

4.3. Послание венецианцев 1349 года, которое было адресовано Тайдулле, беклярибеку (великолепному и могущественному господину) Могул-Буге (Мегабей), а также эмирам (могущественным сановникам) Ахмету, Сараю, Калонтаю, Куртка-бахши, Янгел-бею, Усеину, Кордаю, Амчама-улану. Также упомянут Зихи-бей, владыка Таны [19, с. 306].

4.4. Уведомление от 4 марта 1356 года. В нем упомянут отправитель Рамадан [19, с. 310], которого можно отождествить с правителем Крыма Рамазаном. А.П. Григорьев считал, что данный Рамазан был представителем рода Сарай [2, с. 174], с чем в принципе согласились Д.М. Исхаков, И.Л. Измайлов [8, с. 154] и Р.Ю. Почекаев [13, с. 152].

4.5. Ярлык от 13 сентября 1358 года. В нем упоминается бекля-рибек Могул-Буга [19, с. 311], по тексту упоминаются Тайдулла и Толобей, связанные с делами Таны. Ниже упомянуты эмиры Асам-бей, Мегалбек (Могул-буга), Сарабей (Сарай), Ягалтай, Толобей, Кутлу-буга [19, с. 312].

4.6. Тогда же было дано предписание правителю Крыма Кутлук-тимуру и Зихибею, за подписью Могул-буги, Кутлук-тимура, Тимура, Корагана, Зих-ходжи (СЬоЕашсЬ) [19, с. 313]. Исходя из того, что два документа были выданы в один день, но при этом были разные подписавшиеся, можно предположить, что в послании венецианцам упомянуты все эмиры, так как послание адресовано внешним адресатам, а в предписании упомянут только один беклярибек и те люди, которые должны принимать участие в осуществлении предписания (поэтому указаны Кутлук-Тимур и Зихибей как подавшие прошения).

4.7. Послание и платежная ведомость Тайдуллы от 4 марта 1359 года (Дата платежной ведомости - сентябрь 1358 года). В этой ведомости указаны Могул-буга, его сын Тимур, Кутлу-буга, детям и жене Кутлук-Тимура (Чолак), Кичи Мухаммеду и др [19, с. 315-316]. Отсутствие имени Кутлук-Тимур (при упоминании его жены и детей) может свидетельствовать о том, что он уже умер к этому моменту (март 1359 года). Также интересным является то, что сумма выплат Могул-буге и Кутлу-буге были примерно равны, что свидетельствует о высоком статусе Кутлу-буги. Ранее мы считали, что данный Кичи Мухаммед тождественен Амету, сыну Исы [14, с. 301], но сейчас мы считаем, что под Кичи Мухаммедом на самом деле скрывается Мухаммед-ходжа, сын Бердибека [4, с. 132-133].

А.П. Григорьев считает, что Кутлу-буга был беклярибеком в 1351-1357 годах, а с 1359 года он был правителем Крыма, заменив там Кутлук-Тимура. Тимур, отождествляется им с Тимур-ходжой, тем, кто ходатайствовал перед Тайдуллой о выдаче проезжей грамоты митрополиту Алексию [2, с. 208-209].

Ниже А.П. Григорьев отождествляет Кичи Мухаммеда с Мамаем, называя его сыном Кутлу-буги [2, с. 209-213]. При этом Кутлу-буга у него назван как брат Могул-буги [2, с. 208], что в принципе является очень слабо обоснованной гипотезой. Здесь мы согласны с точкой зрения В.В. Трепавлова [20, с. 345]. Позже А.П. Григорьев уточнил свою позицию, назвав Кутлу-бугу представителем рода кият [3, с. 145]. Также ранее А.П. Григорьев считал, что Яглыбай был из рода бахрин [2, с. 128], но позже он поменял свою точку зрения, признав его представителем рода Канглы [3, с. 145], с чем мы можем согласиться. Р.Ю. Почекаев отмечает, что версия о том, что Могул-буга был из племени Кунграт довольно обоснованна [13, с. 149].

5. Утемыш-хаджи. У этого автора упоминаются следующие эмиры: Исатай кият и Алатай сиджиут [21, с. 102-103] времен Узбек-хана, Тулубай Канглы [21, с. 108] времен Джанибек-хана, Кутлу-Буга Найман, бек Хызыр-хана, отговоривший его жениться на Тайдулле [21, с. 112], Алибек Сиджиут (был убит после Лже-Кельдибека и во времена правления Базарчи-хана) и его сын Хасан, а также Ак Хусейн, сын Нагадая Кунграта, который был дядей Хасана [21, с. 113] (видимо, его сестра была матерью Хасана). Мы в принципе согласны

с точкой зрения Д.М. Исхакова о том, что Кутлу-буга, советник Хы-зыр-хана, и есть тот самый Кутлу-буга, который был беклярибеком определенное время у Джанибек-хана [7, с. 26].

6. Санклы-Син (Сангусин) уйгур, наместник Джанибек-хана у туркменов. «В те времена, когда Балхан и Мангышлак в Ургенче принадлежали справедливому Джанибек-хану, сыну Узбек-хана, Джанибек-хан послал к туркменам [человека] по имени Уйгур Санк-лы-Син с тем, чтобы он взыскивал с тех, кто провинился и совершил преступление. Он прибыл в эль и прожил [там] один год, и всюду, где оказывались преступники и провинившиеся, - взыскивал. У него было много нукеров и рабов. И был у него один раб по имени Айаз, который был самым приближенным из всех рабов. Провинившиеся туркмены, которые считали, что [все-равно] лишатся головы своей или скота, собрались все в одном месте, дали Айазу много взяток и сказали: «Если ты убьешь своего бека, то мы отдадим тебе все - и скот, собранный с одного эля, и птиц, привезенных из каждой юрты. Когда бы Джанибек-хан ни послал людей и ни потребовал тебя, мы, народ, будем ложиться костьми и погибать, чтобы не выдать тебя. Айаз соблазнился большим количеством скота и их сладкими речами и убил однажды ночью Санклы-Сина, когда тот спал в беспечности. Из скота хозяина Айазу не досталось и козленка. Разграбили те, кто был ближе к скоту, где бы он ни находился. Нукеры Санклы-Сина вернулись к Джанибек-хапу, Айаз [же] остался среди туркмен, живших в горах Балхан, не будучи в состоянии уйти от страха. В том году Джанибек-хан ушел к личности Аллаха на берегу реки Итил, в городе Сарай. И весь народ эски - потомки того Айа-за» [10, с. 72-73]. Его можно отождествить с Сангусином, который предупредил Узбек «о готовящемся заговоре» [21, с. 103].

7. Дафтари Чингиз-наме.

В данном источнике упомянута племенная принадлежность Тай-дуллы, она происходит из рода Кипчак [12, с. 127]. Кроме того, там приведен список эмиров, бывших в эпоху хана Джанибека:

Мангытай, Бурулдай, сын Уйшина Исы Амет, алчин Алав, ак мангыт Тимур-бий, энджли Кутлы-Буга, сиджиут Али-бий, сын кията Исатая (Астая) Джир-Кутлу, сын Алачи-бия Мамай кипчак. Ширин Урук-Тимур, аргын Кара-ходжа, барын Сарай-бий, буркут Алатай-бий, м.ман (найман) Азмат, тама Узук-Чу, джалаир Б.т.р-бий, сын Кипчака М.нгала Тимур-бий, сын Кунграта обладателя сорока копей К.р.з. Булат бахадура, Бек-бий [12, с. 123].

Здесь стоит отметить, что Кара-ходжа и Урук-тимур (служили Тохтамышу) жили чуть позже и вряд ли могли быть эмирами Джани-бек-хана.

Также имя Бурулдай, скорее всего, также не относилось к этой эпохе. Бурулдай жил на век раньше и был аталыком Шибана.

«Сын Кунграта обладателя сорока копей К.р.з. Булат бахадура, Бек-бий», скорее всего, является представителем рода Кырк, чье название пошло от прозвища их предка (ближайший аналог племя минг, произошедшее от прозвища Минг Садаклы (тысяча стрел)).

Мангытай нами вслед за Мустакимовым И. отождествляется с шибанидом Мангытаем, отцом будущего хана Хызыра [12, с. 124].

«Сын кията Исатая (Астая) Джир-Кутлу и сын Алачи-бия Мамай кипчак». По нашему мнению эти оба персонажа относятся к племени кият, просто при записи племенной принадлежности Мамая, скорее всего, была допущена ошибка (lapsus calami) и слово «кийат» было записано как «кипчак»

Алчин Алав. Согласно Казахскому шежире он родоначальник племени Алшин. Он имел сына Кудуара [22, с. 456]. Данного Кудуа-ра мы отождествляем со старцем Кудудом алшином, советником Барак-хана (1423-1428) [9, с. 210]. То есть, судя по данному отрывку, Алау (Алав) вполне мог быть эмиром Джанибек-хана, так как в эпоху Барака его сын был уже старым человеком.

Энджли Кутлы-Буга - по нашему мнению, это известный эмир Джанибек-хана, который некоторое время был беклярибеком. Столь необычное название племени, видимо, связано с тем, что это племя (энджли) было ветвью племени Найман.

Сиджиут Али-бий - по нашему мнению, данный Али является Али, сыном Арсака, который был женат на дочери Исатая кията. К тому же он, скорее всего, был женат на дочери Нангудая кунграта, от которой имел сына Хасана. Данный Хасан также был упомянут венецианцами как Асам-бей в 1358 году.

Барын Сарай-бий - по нашему мнению, данный Сарай это тот же эмир, что упомянут в документов венецианцев в 1349 и 1358 годах.

Буркут Алатай-бий - по нашему мнению, его стоит отождествлять с Алатаем сиджиутом, приближенным Узбек-хана, который получил в управление племя Минг. Мы считаем, что племя Буркут является ветвью племени Сальджиут [16], а Сиджиут - это искаженное написание племени Сальджиут (племена сиджиут и салджиут родственны (происходят от монгольских нирунов), но не идентичны).

М.ман (найман?) Азмат - по нашему мнению, его можно отождествить с эмиром Ахматом, убитым лже-Кельдибеком.

Сын Кипчака М.нгала Тимур-бий - по нашему мнению, данный М.нгал это и есть Могул-буга. В пользу этой версии говорят два аргумента.

1. Большинство исследователей считают, что Могул-буга был либо близким родственником, либо братом Тайдулле. Выше мы приводили ссылку на то, что Тайдулла происходит из рода Кипчак, таким образом, Могул-буга должен был происходить из этого же племени.

2. Согласно платежной ведомости Тайдуллы 1358 года, у Могул-буги был сын Тимур, что совпадает с генеалогией Тимура кипчака, сына М.нкала (гипотетический Могул-буга).

Сын Уйшина Исы Амет - по нашему мнению, данный Иса был братом Тулук-Тимура, правителя Крыма. Исторический персонаж под именем Амат (иначе Амат-Хамат или Амет) встречается в различных источниках. В Дафтари-Чингиз-наме сказано, что «Сын уй-суна Исы Амет похитил дочь хана Джанибека», а также, что «Салчи был рожден от дочери хана Джанибека, сыном Исы был Амет-Казый, сыном Сафи является Кинзя, они также являются уйсунами» [11, с. 276]. Стоит отметить, что легенда об Амете, сыне Исы, очень сильно похожа на легенду о Бораше, сыне Ойсыла [14, с. 299-302].

Отождествляя Ису уйсуна с одноименными персонажами других летописей, И. Мустакимов предположил, что известный Иса гурген -это либо Иса уйсун, либо можно присоединиться к версии В.П. Юдина и Д. Девиза, которые считали, что Иса гурген Ибн Бат-туты - это и есть Исатай кият [11, с. 279]. Р.Ю. Почекаев считал, что Иса гурген - это Иса уйсун [13, с. 149], а Иса и его брат Тулук-Тимур были представителями рода Кият [13, с. 150]. Тем самым он объяснял большие связи Киятов с Крымом, где «у Мамая были родовые земли». Здесь можно обратиться к первоисточникам. У Ибн Баттуты было два Исы: первый был братом Тулук-Тимура, эмира Крыма, а второй был зятем и тестем хана Узбека одновременно и был одним из четырех карачи-беков. Если первый был из второго эшелона элиты, то второй был из первого. Как мы знаем, у Утемыш-хаджи приближенный Узбек-хана, который помог ему встать во главе Золотой Орды, - Исатай кият (или Астай).

1. Если исходить из тождества этого Исатая кията с Исой из Крыма, то получится, что этот Иса после того, как помог Узбек-хану взойти на трон, был сослан в Крым, где не имел должности, а должность эмира Крыма стал занимать его брат Тулук-Тимур, в то время как неизвестный до этого Иса уйсун сделал карьеру и стал карачи-беком при Узбеке. Данное развитие событий имеет слишком много противоречий.

2. С точки зрения принципа, известного как «бритва Оккама», проще всего следующее объяснение: Исатай кият помог Узбеку овладеть троном и оставался при нем, в то время как Иса и Тулук-Тимур были уйсунами и правили в Крыму.

Как мы знаем, потомки Тулук-Тимура и Исы были правителями Крыма.

Ранее мы считали, что после Зейн ад-Дина Рамазана (правил после Тулу-Тимура) правителем Крыма был Алибек, сын Исы. Теперь же на основании отождествления его с Ходжа Алибеком, написавшим в 1363 году письма в Египет, мы можем предположить, что

Алибек стал правителем Крыма уже после смерти его кузена Кутлук-тимура (сын Тулук-Тимура) в 1358-1359 годах.

А.П. Григорьев и В.П. Григорьев полагают, что Рамадан стал наместником не позднее осени 1349 года, а Кутлук-Тимур сменил Рамадана еще осенью 1357 года [2, с. 174].

Подводя итоги статьи, хотелось бы отметить следующие кланы и династии сановников, которые играли важную политическую роль в эпоху правления Узбека и Джанибека.

1. Кият. К нему относились Исатай кият, его дети Джир Кутлу (его сын Тенгиз-Буга) и Алача-бий (его сын Мамай). Исатай был либо сыном, либо внуком Бурулдая кията, а сам Бурултай кият, по нашему мнению, был сыном Куки кията (кузен Чингиз-хана), сына Мунгеду-Кияна (дядя Чингиз-хана), сына Бартана (дед Чингиз-хана), посланного в 1229 году с киятами на Западные рубежи улуса Джучи (войска Кокошая (Куки кият)). Исатай был беклярибеком хана Узбека, умер между 1334 и 1337 годами.

2. Кунгират. К этому племени предположительно относились три династии сановников.

2.1. Предположительно Кутлук-Тимур (его сын Харунбек, женатый на дочери Узбек-хана) и его братья Мухаммед-ходжа (правитель Азака) и Сарай-Тимур были из рода Кунгират. По нашему мнению, Сарай-тимур не играл большой роли в политической жизни Золотой орды. Кутлук-Тимур был беклярибеком Узбек-хана и умер вскоре после 1334 года.

2.2. Нангудай Кунгират. Мы склоняемся к версии, что он был сыном Яйлака (сын Сальджидая, сына Булагана) и Кабак (дочери Ногая). У него было несколько сыновей, известных из письменных источников: Хусейн Ак-суфи, Юсуф-Суфи. Согласно казахским ше-жире, у него было еще три сына Мелде, Жыгалы, Орын. Его дочь Кабак (возможно, названа в честь Кабак, матери Нангудая) была замужем за Узбек-ханом. Входил в состав четырех карачи-беков, но беклярибеком не был, погиб при правлении Лже-Кельдибека.

2.3. Бек-бий, сын Булата. Из подрода Кырк, племени Кунграт.

3. Кипчак. Могул-буга Кипчак, его родственница (сестра?) Тай-дулла. Дети Могул-буги Тимур и Ильяс. Был беклярибеком Узбека (скорее всего, после смерти Исатая кията) и Джанибека (с перерывом), благодаря протекции своей родственницы (сестры?) Тайдуллы. Был убит во времена правления Лже-Кельдибека.

4. Сиджиут. В конце правления Узбек-хана известен Али, сын Арсака, которого мы отождествляем с Алибеком сиджиутом, который был женат на дочерях Исатая кията и Нангудая. От дочери Нан-гудая он имел сына Хасана. Али, сын Арсака был одним из четырех карачи-беков при Узбеке и, возможно, при Джанибеке. Был убит при правлении хана Базарчи. Алатай Сиджиут, согласно Чингиз-наме,

был соратником Узбек-хана. Исходя из этого известия, можно предположить следующее.

4.1. Скорее всего, Али был близким родственником Алатаю Сиджиуту, унаследовав от него высокий социальный статус Карачи-бека.

4.2. Также возможен вариант, что в Чингиз-наме (Утемыш-хаджи) название рода было записано неправильно (сиджиут вместо сальджиут). С учетом того, что, по нашему мнению, буркут - это подразделение сальджиут, можно предположить, что эмир, помогший Узбек-хану прийти к власти (Алатай «сиджиут» (т.е. сальджиут)), тождественен Алатаю буркуту, упомянутому среди эмиров Джанибек-хана.

4.3. Али сиджиут и Алатай сиджиут являются одним и тем же человеком, приставка -тай у Утемыш-хаджи была добавлена позже. К примеру, упоминаемый у него Иса пишется Исатаем, тоже самое могло быть с Али, который был записан как Алатай. Таким образом параллельно существовали Али (Алатай) сиджиут и Алатай буркут.

Также стоит отметить, что племя сиджиут известно и по более ранним источникам. Мунгеду-нойон появился в улусе Джучи в связи с указом Чингиз-хана и стал эмиром Джучи. Его потомок Черкес был эмиром Тохты (скорее всего, сиджиуты входили в коренной улус Бату) и воевал против Ногая. Скорее всего, данный Али был из потомков этого Мункеду. Рассмотрев три вышеуказанные версии, мы считаем, что Али был близким родственником Алатая сиджиута и что племя сиджиут было одним из четырех племен, из которого происходили карачи-беки Узбек-хана.

5. Уйсуны. Тулук-Тимур Уйсун известен еще со времен войн Тохты и Ногая. Имел брата Ису. Судя по казахским шежире, Иса (Ойсыл в казахских шежире) был сыном Бахтияра, сына Майкы-бия. То есть Тулук-тимур имел такую же генеалогию. Сыновьями Тулук-Тимура были Кутлук-Тимур (имел жену Чолак, правил в Крыму во второй половине 1350-х годов, после Зейн ад-Дина Рамадана) и Са-рубек. Сыновьями Исы были Алибек (Ходжа Алибек, правил в Крыму в 1360-х годах) и Амет (погиб во времена Джанибек-хана). Амет имел сына Салчи от дочери Джанибек-хана. Представители этой династии не входили в состав карачи-беков, но правили Крымским улусом на протяжении долгого времени.

6. Найманы. Кутлу-буга Найман предположительно из подрода Энджли. Был беклярибеком некоторое время при Джанибеке. Во времена прихода к власти Хызыра способствовал разжиганию гражданской войны Хызыра против Тайдуллы. Скорее всего, поддерживал Хызыра, так как его извечный соперник за пост беклярибека Мо-гул-буга был родственником Тайдуллы.

7. Сарай. Зейн ад-Дин Рамазан из рода Сарай. Имел сына Хасана.

8. Канглы. Тоглубай (был аталыком Бердибека) и его сын Яглы-бай из рода Канглы. Другой сын Тоглубая Сумай был убит Джанибе-ком.

9. Уйгур. Санклы-син Уйгур предупредил в свое время Узбека о готовящемся покушении. Был наместником Джанибек-хана среди туркменов, был убит ими примерно в то же время, когда умер Джа-нибек.

10. Шибаниды. Мангытай, из потомков Шибана, сына Джучи. Сохранил свой улус при Узбек-хане. Благодаря Исатаю репрессии Узбек-хана против джучидов его не коснулись. Его сын Хызыр после пресечения династии Бату стал претендовать на власть.

11. Барын. Сарай из рода Барын несколько раз упомянут в договорах с венецианцами.

Про остальных эмиров информации очень мало.

12. Азмат (Ахмат) М.ман. Упомянут как эмир в переписке с венецианцами. Убит во времена правления Лже-Кельдибека.

13. Алау Алшин.

14. Тимур Ак Мангыт.

15. Узук-Чу Тама.

16. Батыр Жалаир.

Подводя итоги статьи, стоит отметить, что при хане Узбеке за пост беклярибека соперничали два эмира: Исатай из клана Кият и Кутлук-Тимур, предположительно из клана Кунгират. Также в список карачи-беков входили Нангудай кунгират и Алатай сиджиут, соратники Узбек-хана еще со времен воцарения. После смерти Кут-лук-тимура и Исы (Исатай кият) в 1330-х годах (после 1334 года), в 1337 году беклярибеком стал Могул-буга из клана Кипчак, родственник (брат?) Тайдуллы, также одним из карачи-беков стал Севиндж-буга. Он был беклярибеком до 1351 года, когда им на короткое время стал Кутлу-буга Инак, из рода Найман (подрод Энджли). Позже Мо-гул-буга смог отобрать этот пост обратно. Во времена приглашения Хызыра на Золотоордынский престол Кутлу-буга смог заставить его отказаться от свадьбы с Тайдуллой, что привело к уходу Хызыра и последующей гражданской войне, в которой погибли все «старые эмиры Сарая» (Могул-буга, Нангудай и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаев А.Г. Генеалогия и Хронология Джучидов // Древности Поволжья и других регионов. Вып. 4. Т. 3. Нижний Новгород, 2002. С. 9-55.

2. Григорьев А.П. Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов 14 века из Венеции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. 276 с.

3. Григорьев А.П. Историческая география Золотой орды: местоположения городов, их наименования // Тюркологический сборник. 2006. М.: Восточная литература, 2007. С. 117-168.

4. Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 276 с.

5. История Казахстана в арабских источниках. Т. 1. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 711 с.

6. История Казахстана в персидских источниках. Т. 4. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 620 с.

7. Исхаков Д.М. Одно из важных наблюдений Ибн Баттуты по внутреннему устройству Золотой Орды // Золотоордынское наследие. Вып. 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А. Усманова. Казань, 29-30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Мир-галеев. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 21-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Исхаков Д.М. Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар (III -середина XVI в.). Казань: РИЦ «Школа», 2007. 356 с.

9. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы: Рауан, 1992. 373 с.

10. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази, хана хивинского. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1958. 192 с.

11. Мустакимов И.А. Еще раз к вопросу о предках Мамай-царя // Тюркологический сборник. 2007-2008. М.: Восточная литература, 2009. С. 273283.

12. Мустакимов И.А. Об одном списке Дафтар-и Чингиз-наме // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 1. Казань, 2009. С. 122-131.

13. Почекаев Р.Ю. К вопросу о составе господствующего класса Золотой Орды - династии сановников // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2011. С. 145-154.

14. Сабитов Ж.М. К вопросу об Амате, сыне Исы // Вестник Евразийского национального университета. № 3(94). Астана. 2013. С. 299-302.

15. Сабитов Ж.М. Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в XIII-XV веках // Вестник Евразийского национального университета. № 3(88). Астана, 2012. С. 121-124.

16. Сабитов Ж. М. Политическая деятельность Абулхаир-хана в Восточном Дешти-Кипчаке в 20-60-х годах XV века. // Сибирский сборник. Тобольск (в печати).

17. Сабитов Ж.М. Рецензия на новый перевод Муизз ал Ансаб // Золо-тоордынская цивилизация. Вып. 3. Казань: Фэн, 2010. С. 236-244.

18. Селезнёв Ю.В. Элита Золотой Орды. Казань: Фэн, 2009. 232 с.

19. Становление и расцвет Золотой орды. Источники по истории улуса Джучи (1266-1359). Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. 438 с.

20. Трепавлов В.В. Предки «Мамая-царя». Киятские беки в «Подлинном родослове Глинских князей» // Тюркологический сборник. 2006. М.: Восточная литература, 2007. С. 319-352.

21. Утемыш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова. Комментарии, указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата: Гылым, 1992. 296 с.

22. Yсенбаев Т. Алшин Шеж1рес1. ^ызылорда: Тумар, Тишаг РиЬ1., 2003. 464 с.

Сведения об авторе: Жаксылык Муратович Сабитов - доцент кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Ph.D. (история) (010008, Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан); babasan@yandex.ru

EMIRS OF UZBEK KHAN AND JANIBEK KHAN

Zh.M. Sabitov

(L.N. Gumilev Eurasian National University)

This article explores the question about the origin of the Golden Horde emirs' dynasties during the reign of Uzbek and Janibek khan. Based on numerous Venetian, Arabic, Turkish, Persian primary sources the author provides his own version of origin and genealogical relationships of various emirs. Based on a list of emirs of Janibek khan from «Daftar-i Chingiz-name», the author traces the origins of Mogul-buga to Kipchak tribe and the origins of Kutlu buga to Naiman tribe. Author argues that during the reign of Uzbek khan, the Kungirat and Kiyat were the most influential clans. The Kipchak and Nayman were the most influential clans during the reign of Janibek khan. The author considers three-level hierarchy of emirs. The first level includes the emirs - clan rulers in every district (ulus). There were 4 tribes in each ulus. The second level includes the emirs who were the rulers of ulus. After the administrative reform of Uzbek khan, they replaced the Jochids in the political system of the Golden Horde. If formerly the governance of ulus was inherited by one of the Jochids, then during the reign of Uzbek khan emirs were appointed directly from the center. The third level includes four Karachi Beys who were advisers of the khan. The author also examines the origin of Nanguday from Kungirat clan. The author puts forward his own version of a genealogy of Nanguday. Additionally, this article contains the author's assumptions about biography of Isatay Kiyat and Isa Uysun. According to these assumptions, Isatay Kiyat can be identified with well-known Gourgen Isa. And Isa Uysun, in turn, can be identified with the brother of Tuluk Timur, who was a governor of the Crimea in the era of Uzbek khan.

Keywords: Golden Horde, Uzbek khan, Janibek khan, Kipchak, Nayman, Kiyat, Kungirat, political system.

REFERENCES

1. Gaev A.G. Genealogiya i Khronologiya Dzhuchidov [Genealogy and Chronology of the Jochid Dynasty: To Clarify the Genealogy of the Jochid Rulers recorded by Numismatic Evidences]. Drevnosti Povolzh'ya i drugikh regionov. [Antiquities of the Volga and Other Regions]. Is. 4, vol. 3. Nizhniy Novgorod, 2002, pp. 9-55.

2. Grigor'ev A.P. Grigor'ev V.P. Kollektsiya zolotoordynskikh dokumentov 14 veka iz Venetsii. [Collection of the Golden Horde Documents of the 14th century from Venice: The Source Study]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2002. 276 p.

3. Grigor'ev A.P. Istoricheskaya geografiya Zolotoy ordy: mestopolozheniya gorodov, ikh naimenovaniya [Historical Geography of the Golden Horde: The Location of Cities and Their Names]. Tyurkologicheskiy sbornik [Turkological Collection]. 2006. Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2007. C 117-168.

4. Grigor'ev A.P. Sbornik khanskikh yarlykov russkim mitropolitam: Istochnikovedcheskiy analiz zolotoordynskikh dokumentov [Collection of Khan's Yarlyks to the Russian Metropolitans: Source Study Analysis of the Golden Horde Documents]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2004. 276 p.

5. Istoriya Kazakhstana v arabskikh istochnikakh [History of Kazakhstan in the Arabic Sources]. Vol. 1. Almaty, Dayk-Press Publ., 2005. 711 p.

6. Istoriya Kazakhstana v arabskikh istochnikakh [History of Kazakhstan in the Arabic Sources]. Vol. 4. Almaty, Dayk-Press Publ., 2006. 620 p.

7. Iskhakov D.M. Odno iz vazhnykh nablyudeniy Ibn Battuty po vnutrennemu ustroystvu Zolotoy Ordy [One of Important Observations of Ibn Battuta on the Internal Organization of the Golden Horde]. Zolotoordynskoe nasledie. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii Politicheskaja i social'no-jekonomicheskaja istorija Zolotoj Ordy. [Golden Horde Legacy. Proceedings of the Second International Conference «The Political and SocioEconomic History of the Golden Horde», in memory of M.A. Usmanov. Kazan, 29-30 March 2011]. Is. 2. Kazan, Sh. Marjani Institute of History of Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan Publ., 2011, pp. 21-27.

8. Iskhakov D.M. Izmaylov I.L. Etnopoliticheskaya istoriya tatar (3-seredina 16 vv.). [Ethnopolitical History of the Tatars (the 3d - middle of the 16th centuries)]. Kazan, Russkiy Intellektual'nyy Tsentr «Shkola» Publ., 2007. 356 p.

9. Klyashtornyy S.G. Sultanov T. I. Kazakhstan: letopis' trekh tysyacheletiy [Kazakhstan - Chronicle of Three Millennia]. Almaty, Rauan Publ., 1992. 373 p.

10. Kononov A.N. Rodoslovnaya turkmen. Sochinenie Abu-l-gazi, khana khivinskogo. [Genealogy of the Turkmens. The Writing of Abu al-Ghazi, Khan of Khiva]. Moscow-Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1958. 192 p.

11. Mustakimov I.A. Eshche raz k voprosu o predkakh Mamay-tsarya [Once again about the question of ancestors of Mamay-king]. Tyurkologicheskiy sbornik [Turkological Collection]. 2007-2008. Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2009, pp. 273-283.

12. Mustakimov I.A. Ob odnom spiske Daftar-i Chingiz-name [On One Copy of the «Daftar-i Chingiz-name»]. Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudar-stva [Medieval Turko-Tatar States]. Is. 1. Kazan, Sh. Marjani Institute of History of Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan Publ., 2009, pp. 122-131.

13. Pochekaev R.Yu. K voprosu o sostave gospodstvuyushchego klassa Zolotoy Ordy - dinastii sanovnikov [On the Composition of the Golden Horde Ruling Class - Dynasties of Dignitaries]. Voprosy istorii i arkheologii sredne-vekovykh kochevnikov i Zolotoy Ordy. Sbornik nauchnykh statey pamyati V.P. Kostyukova. [Questions of the History and Archaeology of the Medieval Nomads of the Golden Horde. Collected Papers in the memory of V.P. Kos-tyukov]. Astrakhan, Astrakhanskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2011, pp. 145-154.

14. Sabitov Zh.M. K voprosu ob Amate, syne Isy [About the Question of Amat, Son of Isa]. Vestnik Evraziyskogo natsional'nogo universiteta [Bulletin of the Eurasian National University]. No. 3(94). Astana, 2013, pp. 299-302.

15. Sabitov Zh.M. Kungiraty v vostochnom Deshti-Kipchake v 13-15 vekakh [The Kungirates in the Easern Dasht-i-Kipchak in the 13th-15th centuries]. Vestnik Evraziyskogo natsional'nogo universiteta [Bulletin of the Eurasian National University]. No. 3(88). Astana, 2012, pp. 121-124.

16. Sabitov Zh.M. Politicheskaya deyatel'nost' Abulkhair-khana v Vostochnom Deshti-Kipchake v 20-60-kh godakh 15 veka [Political Activity of Abulkhair khan in the Eastern Dasht-i-Kipchak in the 1420-60s]. Sibirskiy sbornik. [Siberian Collection]. Tobolsk (in print).

17. Sabitov Zh.M. Retsenziya na novyy perevodMuizz al Ansab [Review of the New Translation of Mu'izz al-Ansab]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization: Collected articles]. Is. 3. Kazan, Fen Publ., 2010, pp. 236244.

18. Seleznev Yu.V. Elita Zolotoy Ordy. [The Elite of the Golden Horde]. Kazan, Fen Publ., 2009. 232 p.

19. Stanovlenie i rastsvet Zolotoy ordy. Istochniki po istorii ulusa Dzhuchi (1266-1359). [Formation and Flourishing of the Golden Horde. Sources on the History of the Ulus of Jochi (1266-1359)]. Kazan, Tatarskoe knizhnoe Publ., 2011. 438 p.

20. Trepavlov V.V. Predki «Mamaya-tsarya». Kiyatskie beki v «Podlinnom rodoslove Glinskikh knyazey» [The Ancestors of «Mamay-tsar». Kiyat Beks in the «Authentic Genealogy of Glinskiy princes»]. Tyurkologicheskiy sbornik [Turkological Collection]. 2006. Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2007, pp. 319-352.

21. Utemysh-khadzhi. Chingiz-name. Faksimile, perevod, transkriptsiya, tekstologicheskie primechaniya, issledovaniya V.P. Yudina. Podgotovila k izda-niyu Yu.G. Baranova. Kommentarii, ukazateli M.Kh. Abuseitovoy. [Otemish Haj-ji. Chingiz-name. Facsimile, translation, transcription, textual notes, research of V.P. Yudin. Prepared to publish by Yu.G. Baranova. Comments, pointers of M.Kh. Abuseitova]. Alma-Ata, Gylym Publ., 1992. 296 p.

22. Usenbaev T. Alshin Shezhiresi [Genealogy of Alshins]. Kyzylorda, 2003. 464 p.

About the author: Zhaksylyk Muratovich Sabitov - Associate Professor, Political Science Department, L.N. Gumilev Eurasian National University, Ph.D. (History) (010008, Munaytpasov str., Building 5, Astana, Kazakhstan); babasan@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.