Научная статья на тему 'Улусная система Золотой Орды в XIII-XIV веках: к вопросу о локализации Ак Орды и Кок Орды'

Улусная система Золотой Орды в XIII-XIV веках: к вопросу о локализации Ак Орды и Кок Орды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2803
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / АК ОРДА / КОК ОРДА / ШИБАНИДЫ / БОЗ ОРДА / УЛУС ДЖУЧИ / GOLDEN HORDE / AK HORDE / KOK HORDE / SHIBANIDS / BOZ HORDE / ULUS OF JOCHI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сабитов Жаксылык Муратович, Кушкумбаев Айболат Кайрслямович

В данной статье рассматривается вопрос локализации Ак Орды и Кок Орды. На основе новых источников приводится своя версия локализации Ак Орды и Кок Орды. Также в статье рассматривается вопрос об Боз Орде и ее соотношении с улусами Шибана и Шибанидов. На основе критического анализа разных источников по поводу локализации Ак Орды и Кок Орды приведены аргументы в пользу версии, близкой к источнику Чингиз-наме. Кроме того, представлены доводы в пользу идентификации центра как Ак Орды, левого крыла как Кок Орды и правого крыла как Боз Орды Улуса Джучи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF THE GOLDEN HORDE ULUSES IN THE 13 TH-14 TH CENTURIES: TO THE QUESTION OF LOCALIZATION OF THE AK HORDE AND KOK HORDE

This paper discusses the problem of the localization of the Ak Horde and Kok Horde. Basing on the new sources’ interpretation, authors provide their own version of the Ak and Kok Hordes'' localization. The article also addresses the issue of Boz Horde and its relation to the uluses of Shiban and Shibanids. Authors argue in favor of the version that is close to the Chingiz-name providing a critical analysis of different sources on the localization of the Ak Horde and Kok Horde. In addition, the article presents the arguments in favor of the identification of Ak Horde as the center of the Ulus of Jochi, defining the Kok and the Boz Hordes as its left and right wings respectively.

Текст научной работы на тему «Улусная система Золотой Орды в XIII-XIV веках: к вопросу о локализации Ак Орды и Кок Орды»

УДК 94(470)"1238/1480"

УЛУСНАЯ СИСТЕМА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В Х111-Х1У ВЕКАХ:

К ВОПРОСУ О ЛОКАЛИЗАЦИИ АК ОРДЫ И КОК ОРДЫ

Ж.М. Сабитов, А.К. Кушкумбаев

(Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева)

В данной статье рассматривается вопрос локализации Ак Орды и Кок Орды. На основе новых источников приводится своя версия локализации Ак Орды и Кок Орды. Также в статье рассматривается вопрос об Боз Орде и ее соотношении с улусами Шибана и Шибанидов. На основе критического анализа разных источников по поводу локализации Ак Орды и Кок Орды приведены аргументы в пользу версии, близкой к источнику Чингиз-наме. Кроме того, представлены доводы в пользу идентификации центра - как Ак Орды, левого крыла - как Кок Орды и правого крыла - как Боз Орды Улуса Джучи.

Ключевые слова: Золотая Орда, Ак Орда, Кок Орда, Шибаниды, Боз Орда, Улус Джучи.

Вопрос о соотношении Ак Орды и Кок Орды достаточно часто становился объектом острых научных дискуссий в специальной литературе, как в прошлом, так и сейчас. Наиболее полно, с учетом всех первоисточников, данная тема разобрана в трудах К.З. Ускенбая1 и А.К. Кушкумбаева2. Следует отметить, что разные подходы исследователей к этой проблеме не только породили диаметральную поляризацию мнений в научных кругах, но и в то же время на протяжении длительного времени создали такую ситуацию, когда массовые получатели исторических знаний (любознательная общественность, учащиеся) не могут, в силу объективных обстоятельств, самостоятельно сформировать непротиворечивое историческое представление о действительных реалиях этого важнейшего средневекового периода евразийской истории. Авторы надеются, что эта работа поможет интересующейся публике беспристрастно разобраться в этом противоречивом вопросе отдаленной «монгольской» эпохи истории Степи.

Как известно из источников, в Улусе Джучи во времена Батыя было 19 улусов3, во времена Узбек-хана их число выросло до 234 (за счет выделе-

1 Ускенбай К.З. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак Орда и Кок Орда // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М., 2006. С. 355-382; Ускенбай К.З. Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII - начале XV века. Проблемы этнополитической истории Улуса Джучи / Ред. И.М. Миргалеев. Казань: Фэн АН РТ, 2013. 288 с.

2 Кушкумбаев А.К. «Алтун босагалы ак; ергэш Сайын-хангэ салды...» (крыльевая модель в военно-политической организации империи Джучидов) // Военное дело Улуса Джучи и его наследников. Астана: Фолиант, 2012. С. 109-164.

3 Сабитов Ж.М. Улусы Джучидов в 1242-1266 годах // Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Вып. II. Казань: Институт истории АН РТ, 2011. С. 46-63.

4 Сабитов Ж.М. Политическая система Золотой Орды: генезис основных политических институтов // Золотоордынская цивилизация. Вып. 5. Казань, 2012. С. 269-275.

ния новых улусов). Из них только два или три улуса имели специальные названия: Ак Орда, Кок Орда и (или) Боз Орда. Обычно их в той или иной форме отождествляют с улусами Шибана, Орда-ичена и Бату (у разных авторов -разные варианты отождествления). Почему только два или три улуса удостоились чести иметь специальное название? Как соотносились Кок Орда, Ак Орда и Боз Орда с крыльевой структурой Улуса Джучи. На эти вопросы нельзя ответить без рассмотрения критического анализа первоисточников как о крыльевой структуре Улуса Джучи, так и об отдельных улусах в его составе.

Решая эту проблему, стоит перечислить круг источников, на которых базируются те или иные точки зрения:

1. В «Муизз ал Ансаб» Кок Ордой называют владения Орда-ичена и его потомков. «Его детей и род называют Кок Орда»5. То есть этот источник четко называет Кок Ордой детей и род Орда-ичена (также вполне очевидно, улусные уделы других восточных Джучидов следует обозначать данным термином).

2. При этом и в русских летописях Кок Ордой (Синей Ордой) называют географически наиболее крайние восточные владения Улуса Джучи. Русские летописцы, безусловно, получали сведения об этих восточных территориях от западных (золотоордынских) татар (тюркоязычное население Поволжья).

2.1. «Того же лета перебежа из Синие Орды за Волгу некий царевич, именем Арапша»6. Для русских территория за Волгой (Иделем) была малознакомой землей. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что Синяя Орда не начиналась сразу за Волгой или Уралом, как представляют себе отдельные исследователи. Территориально Синяя Орда располагалась достаточно далеко от политических центров Джучидской империи. Такое понимание вытекает из тех же летописных известий о Синей Орде.

2.2. «...идет на него некый царь с востока, именем Тахтамыш, из Синие Орды»7.

2.3. «...вси Орды поплени и приат, и Синию орду, еже есть близ Индии, и Сарай Великий, и Чегадай, Тевризи и Гурстани, Обези и Гурзи»8.

2.4. «.царь Темир-Аксак с восточныя страны, от Синиа Орды, от Са-мархийскиа земли»9.

2.5. Последнее сообщение в русских летописях о Синей Орде зафиксировано в списке Мациевича под 1455 г.: «Того же лета приходили тотаровя ратью от Синие Орды к Москве и ничего не учиниша»10. Чуть более подробно в Архенгелогородском летописце: «Того же лета приходили татарове от Синие Орды Ахметовы и, перелезши Оку реку, поселья и в полон поимали»11.

5 Муизз ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. Т. III. С. 39.

6 Полное собрание русских летописей. Т. XI. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб., 1897. С. 27.

7 Полное собрание русских летописей. Т. XI. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. С. 68-69.

8 Там же. С. 152.

9 Полное собрание русских летописей. Т. XI. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. С. 158.

10 Полное собрание русских летописей. Т. XXXVII. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв. Л.: Наука, 1982. С. 45.

11 Там же. С. 89.

Из всего вышесказанного видно, что под Кок Ордой русские летописцы подразумевали отдаленные от золотоордынского политического центра восточные владения большого Улуса Джучи. К.З. Ускенбай считает, что это название касалось только улуса Шибана, но, по нашему мнению, опирающемуся как на восточные, так и на русские источники (кстати, независимые друг от друга), такой вывод нельзя принять. Аргументация спорности данного тезиса будет приведена ниже.

3. Натанзи, известный также как «Аноним Искандера», локализирует Ак Орду на востоке Улуса Джучи (по данным этого автора, владение потомков Ногая, золотоордынского темника второй половины XIII столетия), а Кок Орду - на западе (владение потомков Токты). Пожалуй, фактически это единственный источник, который предлагает такую модель районирования крупных политических сегментов Джучидского государства. Такое понимание не находит, что примечательно, подтверждения в других источниках. В данном случае необходимо особо отметить и обратить внимание на то, что потомки Ногая никогда не жили на востоке Улуса Джучи (это достоверно известно из аутентичных источников), и «Аноним Искандера» здесь допускает явную ошибку (субъективного или объективного характера?) в такой их локализации.

«После этого [после поражения Ногая и бегства его сыновей. -Ж.С., А.К.] Улус Джучи разделился на две части. Те, кто относился к левому крылу, .утвердились за потомками Ногая, и они стали называться султанами Ак Орды. Правое же крыло назначили потомкам Токты, и их назвали султанами Кок Орды»12. Это сообщение Натанзи противоречит всем остальным историческим известиям о реальной политической ситуации после военного разгрома Ногая рубежа XIII-XIV вв.

В рассматриваемом ракурсе стоит напомнить, что Натанзи является, мягко говоря, очень противоречивым (и как можно убедиться), явно недостоверным источником с большим количеством ошибок, как по генеалогии, так и по хронологии, а также с учетом погрешностей перевода не может использоваться исследователями. В этой связи всерьез воспринимать сведения этого автора, что будто бы потомки золотоордынского темника Ногая правили на востоке (левое крыло) Улуса Джучи и их владение называлось как «Ак Орда», нельзя.

В пользу иной локализации крупных джучидских владений XIII-XIV вв. существует ряд других сообщений, но более поздних по времени написания источников.

4. Так, по данным «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи, владение Бату получило название «Ак Орда», владение Орда-ичена - «Кок Орда», владение Шибана - «Боз Орда».

Этот источник сообщает следующее: Чингиз-хан «белую юрту с золотым порогом поставил для Саин-хана [Бату. - Ж.С., А.К.]; синюю орду с серебряным порогом поставил для Иджана [Орду. - Ж.С., А.К.]; серую орду со стальным порогом поставил для Шайбана» и далее «в соответствии с ханской

12 История Казахстана в персидских источниках. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. Т. 4. С. 251-252.

ясой отдал Саин-хану правое крыло с вилайетами на реке Идил, [а] левое крыло с вилайетами вдоль реки Сыр отдал Иджану»13.

«И вот, когда Саин-хан овладел [всеми] этими вилайетами и этими элями, то роздал он затем всем своим родственникам роды и племена и назначил [им] земли и юрты. Но когда он советовался со своими беками в то время, когда давал Шайбан-хану роды и племена и давал вилайеты, беки его сказали: «Этот человек сделал очень большое дело. И теперь он заважничал. Не подобает, дав ему роды, племена и вилайеты, держать [его] при себе. К тем тридцати тысячам человек, [которых ты] недавно выделил ему, добавь еще войска и пошли того человека в непокоренные вилайеты. Пусть любой вилайет, который он подчинит, будет его». Слова эти понравились [Саин-] хану, добавил он к тем, выделенным [Шайбан-хану] тридцати тысячам человек, еще десять тысяч кыйатов [и] йуралдаев и отправил [его], назначив в вилайеты Крыма [и] Каффы.

Затем [Шайбан-хан] пошел походом на вилайет Улак и захватил его. Затем пошел походом на вилайет Корал. Корал - очень большой вилайет. Много было за него сражений. Наконец, он покорил Корал и сделал его столицей. Там он скончался. И сейчас [еще] есть потомки государя [вилайета] Корал»14.

Комментируя эти сведения, В.П. Юдин писал: «Помещая Улус Шайбана на крайнем западе Улуса Бату, “Чингиз-наме” указывает тем самым на западное расположение Серой Орды, вероятно, на границах с Польшей. Вызывает, однако, недоумение отсутствие упоминаний о Серой Орде в других источниках. Можно, правда, предположить, что некоторые упоминания Йуз-Орды - это в действительности фиксация названия Серой Орды, так как. они отличаются друг от друга в арабском написании только одной лишней точкой под первым зубчиком слова “йуз”, которая в скорописном тексте часто сливается со второй точкой, почему слова “боз” и “йуз” становятся графически неразличимыми»15.

Ю.А. Зуев, бегло комментируя этот эпизод из «Чингиз-наме», конечно, справедлив в своем выводе, что «прошибанидски» настроенный Утемиш-хаджи, включавший орду Шибана в один ряд с Бату и Орду-иченом, пытался таким образом придать законность прав на ханский престол в Степи этой ветви Джучидов16. Тут, отчасти, можно согласиться с Ю.А. Зуевым в плане того, что данная легенда была прошибанидской (вышедшая из их среды) и, возможно, появилась в эпоху «Большой Замятни» как обоснование для легитимности правления Шибанидов. Но при этом стоит учитывать, что данная легенда имела под собой определенные основания. Скорее всего, Боз Орда существовала, но Шибаниды не возглавляли ее, а были ее составной частью. Здесь следует согласиться с мнением В.П. Юдина в том, что Боз Орда являлась правым крылом в Улусе Джучи. Как мы знаем из разных источников, правое крыло возглавлялось потомками Бувала (Мингкадар в 1262 году и Но-

13 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсим., пер., транскр., текст. примеч., исслед.

В.П. Юдина. Коммент. и указ. М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата: Fылым, 1992. С. 92, 93, 121.

14 Там же. С. 94-96.

15 Там же. С. 30.

16 Зуев Ю.А. О формах этносоциальной организации кочевых народов Центральной Азии в древности и средневековье: Пестрая Орда, Сотня (сравнительно-типологическое исследование) // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана (эпоха древности и средневековья): Сборник статей. Алматы, 1998. С. 94-95.

гай, правивший там после него). При этом Шибанидам до 1266 года принадлежало три улуса из шести в правом крыле: Джулат, Крым, Кара-улак. О том, какие улусы относились к Шибанидам, мы остановимся ниже.

5. Абулгази, говоря о владении Шибана, подразумевает аральско-при-сырдарьинский регион и называет это владение, находящееся «в Ак-Орде». Тем самым, если буквально следовать этому контексту, указанный улус как бы располагался «внутри» Ак Орды.

«По смерти Берке-хана сделался ханом Менгу-Тимур-хан и занялся управлением народа в своем уделе; в отношении родственников своих, как старших, так и младших в роде, он действовал согласно распоряжениям Бату-хана, а потому владение в Белой Орде отдал он Багадур-хану, сыну Шибан-ханову»17.

Абулгази ставку-резиденцию Джучи, расположенную в Дашт-и Кыпчаке, обозначает также как Синяя Орда: «Резиденция Джучи-хана была в Дашт-Кыпчаке, в стране, которая называется Синяя Орда»18.

Согласно Абулгази, старинные земли Джучи назывались Кок Ордой, в то время как область улуса Шибана находилась в Ак Орде.

6. Махмуд бен Вали, называвший это владение Ак Ордой, известной также как Йуз-Орда, судя по всему, перепутал два эти названия. На основе сведений о том, что владение Шибана называлось Боз Орда (Утемиш-хаджи), а владение Шибана было выдано Бахадуру в Ак Орде (Абулгази), он домыслил, что именно это владение было Боз Ордой. Йуз Орда, в нашем понимании (в данном случае опять же можно поддержать мнение В.П. Юдина) - искаженное написание термина Боз Орда.

Менгу-Тимур-хан «вручил область (мамлакат) Ак Орда Бахадур-хану, сыну Шибана»19. В «Бахр ал-асрар» Махмуд бен Вали в разделе о Шибанидах имеется рассказ о том, как Бахадур, сын Шибана, собрав всех близких родственников, племена и «четырех каучинов», «выбрал для зимовок и летовок Ак Орду, которая известна также как Йуз Орда»20. Причем Т.И. Султанов отмечает, что в одной из рукописей (рукопись Джурабека) зачеркнуто словосочетание «известна как Йуз Орда»21.

По всей вероятности, Махмуд бен Вали неправильно понял Абулгази (у Абулгази улус Шибана находился в Ак Орде) и назвал улус Шибана Ак Ордой. При этом Махмуд бен Вали встречал сведения из Утемиша-хаджи, что улус Шибана назывался Боз Ордой (или неправильно написанной Йуз Ордой), и поэтому он дописал, что Ак Орда идентична Йуз Орде.

7. В поэме Кутба «Хосров и Ширин», преподнесенной Тинибеку - сыну

Узбек-хана, его жена называется владелицей Ак Орды («Ак Орда ее царст-

22

во» ).

17 Абуль-Гази-Багадур-хан. Родословное древо тюрков. М.-Ташкент-Бишкек, 1996.

С. 99.

18 Там же. С. 99.

19 Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: Рауан, 1992. С. 191.

20 Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар // Материалы по истории казахских ханств. Алма-Ата: Наука КазССР, 1969. С. 327, 347.

21 Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. С. 192.

22 Там же. С. 192.

Подведем некоторые итоги. Все известия из первоисточников об Ак Орде и Кок Орде можно свести в одну таблицу:

Боз Орда (Йуз Орда) Ак Орда Кок Орда

Муизз ал-Ансаб Не известна Не известна Владения Орда-ичена и его потомков

Русские летописи Не известна Не известна Восточные владения в Улусе Джучи

Натанзи Не известна На востокеУлуса Джучи, владения золотоордынского темника Ногая, потомка Орда-ичена Владения потомков Токты (потомок Бату), на Западе Улуса Джучи

Чингиз-наме Владения Шибана Владения Бату Владения Орда-ичена

Абулгази Не известна Владения Шибана находились в Ак Орде Резиденция Джу-чи-хана находилась в Кок Орде

Бахр ал-Асрар Ак Орда, известна также как Йуз Орда Владения Шибана находились в Ак Орде, известной также как Йуз Орда Не известна

Хосров и Ширин Не известна Владения Тинибека, сына Узбек-хана Не известна

Как мы видим, почти все источники, за исключением Натанзи, говорят о том, что Кок Орда относится либо к потомкам Орда-ичена (Утемиш-хаджи и «Муизз ал Ансаб»), либо к восточным частям Улуса Джучи (русские летописи и отчасти Абулгази). При этом стоит отметить, что эти источники не зависели друг от друга. Сведения же Натанзи фантастичны уже тем, что потомки золотоордынского темника Ногая якобы правили на востоке Улуса Джучи, и недостоверной (ложной) генеалогией самого Ногая (Ногай назван как сын Кули, сына Орда-ичена). Как известно, генеалогия Ногая была другой (сын Татара, сына Бувала) и его потомки на востоке Улуса Джучи никогда не правили.

8. Рашид ад-дин. У Рашид ад-дина не упоминаются Кок Орда и Ак Орда, но при этом достоверно сообщается о левом и правом крыле державы Джу-чидов.

Рашид ад-дин, в разделе «Повествование о Тулуй-хане», вспоминает, что кунгиратский эмир Салджидай-гургэн был «причиной тех ужасных раздоров, которые возникли между Токтаем, государем Джучиева улуса, и Нокаем, сыном Татара, ведавшим правым крылом войска того [же] улуса, и того, что Токтай с его помощью стал государем»23.

В левое крыло вошли улусы, принадлежавшие джучидским царевичам -Орда-ичену, Удуру, Тука-Тимуру, Шингкуру и Сингкуму, составившие «левое крыло армии; их до настоящего времени называют царевичами левого

23 Рашид ад-дин. Сборник летописей. М.: Наука, 19б0. Т. II. С. 104-105.

крыла. (Еще) и теперь урук их (братьев Орды) заодно с уруком Орды и юрт его (Орды) и тех братьев (его), и войска их находятся на левом крыле, в пре-делах...[пропуск в тексте] Потомки и улус его (Орды) там находятся по-прежнему»24.

Как видно, согласно заслуживающим доверия сведениям Рашид ад-дина, на рубеже XIII-XIV вв. левое крыло Джучидов (восточные пределы, крайний восток?) однозначно относилось к потомкам Орда-ичена, а правое крыло (территория к западу от р. Дон) - к Ногаю (потомок Бувала). Если строго следовать такой исторической реконструкции разграничения джучидских владений этого периода, то получается, что центр империи (Поволжско-Уральский регион) находился под юрисдикцией потомков Бату.

Локализация ордуидских владений на востоке Джучиева улуса этого времени согласуется с данными параллельных (опять же подчеркнем, независимых) источников. Эти сведения существенно дополняют в выяснении действительного расположения левого крыла Джучидов. Обратимся к сообщению знаменитого итальянца Марко Поло. В его «Книге» дано описание земли «северного царя Кончи» - Куинджи (внука Орду), где подробно представлена природно-географическая характеристика северо-восточных окраин Золотой Орды и показан суровый образ жизни местного кочевого населения. При этом, что очень существенно, у Марко Поло отсутствуют сообщения о городах и оседло-стационарных поселениях в подконтрольных «Кончи» землях, что, несомненно, может говорить в пользу того, что эта страна примыкала к Западной Сибири25, но никак не может быть соотнесена с нижним и средним течением р. Сырдарьи с ее развитыми оседло-земледельческими оазисами.

Марко Поло называет Кончи - главу левого крыла Улуса Джучи «царем», который «никому не подвластен, хотя он из роду Чингиз-хана, то есть из императорского, и близкий родственник великого хана»26. Такой «царский» (независимый) политический статус, по всей вероятности, достался ему по наследству от основателя этой джучидской ветви - Орду, а также в силу географической отдаленности от главного центра Джучидского государства в Поволжье («Великий Сарай»). Суверенный статус Куинджи подтверждает и Рашид ад-дин, подчеркивая, что «с самого начала не бывало случая, чтобы кто-либо из рода Орды, занимавший его место, поехал к ханам рода Бату, так как они отдалены друг от друга, а также являются независимыми государями своего улуса»27. Такое положение стало меняться при преемниках Куинджи.

Восточные, русские и западные источники называли Ногая «царем»28. Тем самым руководителей правого и левого крыла современники воспринимали как «царей», позиционирующих себя в глазах окружающих как независимых правителей (или автономных властителей основополагающих частей?).

24 Рашид ад-дин. Сборник летописей. С. 66.

25 Марко Поло. Книга Марко Поло. Серия: Путешествия. Открытия. Приключения. Алма-Ата: Наука, 1990. С. 206-207.

26 Там же. С. 206.

27 Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. II. С. 68.

28 Веселовский Н.И. Труды по истории Золотой Орды / Под ред. И.М. Миргалеева. Казань: Фэн АН РТ, 2010. С. 184-188; Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблемы исторической преемственности. М.: Наука. Изд-ая фирма Восточная литература, 1993. С. 90.

Административная система империи Джучидов на макроуровне в пространственном отношении состояла из трех стратегических частей: правое крыло (монг. «бараунгар», тюрк. - «он кул»), левое крыло (монг. «джунгар», тюрк. - «сол кул») и центр («кул»).

Из этой палитры разрозненных сведений косвенных источников мы можем также предполагать то, что Улус Джучи состоял из двух крыльев и центра. Причем правое крыло возглавлял потомок Бувала, а левое - потомок Ор-да-ичена.

1. Когда Менгу-каан в 1252-1253 годах издал указ выделить во главе с царевичем и послать его в Иран, то от Улуса Джучи пришли три царевича: Тутар, сын Мингкадара, сына Бувала, Кули, сын Орда-ичена, Балакан, сын Шибана. То есть эти три царевича были присланы от правого и левого крыла и от центра. Косвенно их присылка говорит о том, что Орда-ичен еще правил в своем улусе. А в улусе Бувала правил Мингкадар. Бату же не выслал своих сыновей, а выслал сына Шибана, который правил в своем улусе. Видимо, это действие Бату было связано с тем, что Менгу ставил в ярлыках имя Орда-ичена, выше Бату. Видимо, в ярлыке об этом походе было также желание показать своим подчиненным свое особое положение. Бату, в отличие от Орда-ичена, не выслал своих детей, а выслал детей Шибана, поставив тем самым Шибана, Мингкадара и Орда-ичена на один уровень, а себя - выше ярлыков и указов Менгу.

2. В письме Берке 1262 года косвенно говорится, что правителем правого крыла является Мингкадар, сын Бувала, а правителем левого крыла является Кутугу, сын Орда-ичена.

3. В повествовании Рашид ад-дина о Хубилае фигурируют три «правителя» Улуса Джучи: Ногай (правитель правого крыла), Туда-Менгу (хан Улуса Джучи и правитель центра), Куинджи (правитель левого крыла)29. Руководящая роль указанных джучидских властителей в верховной политической иерархии недвусмысленно подтверждается описанием эпизода отправки сына Хубилай-каана - Нумугана, находившегося некоторое время в плену у Джу-чидов. Это событие датируется воцарением Туда-Менгу в начале 1280-х гг. Стоит обратить внимание на то, что все три знатных Джучида: «Ногай, Ку-инджи и Туда-Менгу» на специальном совместном совете приняли общее решение («Мы покоряемся и все явимся на курилтай»)30. В данном случае показательно, что все три главы джучидских кланов: Ногай (запад), Куинджи (восток), Туда-Менгу (центр) принимают коллективное согласованное политическое решение.

Таким образом, мы можем полагать, что Улус Джучи состоял из правого крыла (где правили потомки Бувала), левого крыла (где правили потомки Ор-да-ичена) и центра (домен потомков Бату). Скорее всего, три наименованиия Орд: Боз Орда, Кок Орда и Ак Орда являлись символическими названиями двух крыльев (правого и левого) и центра Улуса Джучи. Рассказ Утемиша-хаджи о Боз Орде как владении Шибана имеет под собой реальную основу, так как в составе правого крыла до 1266 года три улуса из шести (Крым, Джулат, Кара-Улак) принадлежали потомкам Шибана, но при этом потомки

29 Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. II. С. 171.

30 'т

Там же.

Шибана не являлись главными в правом крыле. В пользу исторического существования Боз Орды в золотоордынский период именно в центральной части Улуса Джучи есть существенное свидетельство. О Боз Орде говорится в древнем жыре «Идеге» (Идегей), в одной из многочисленных версий (казахская), в словосочетании «Бшк боз орда» - «Высокая (Большая) серая орда»31 или, если быть точнее, «светлоликая орда». Следует обратить внимание на то, что понятие «Бшк» - высокая, или большая, - характерно именно в приложении или в контексте повествования о главных политических центрах евразийских кочевников. Под этой Боз Ордой, скорее всего, образно в метафорической форме понималась одна из резиденций джучидских властителей. Это, несомненно, говорит об историчности и достоверности поэтического предания и сведений, сообщаемых им. Как можно убедиться, реальность существования понятия «Боз Орда» подтверждается устно-эпическим творчеством степных сказителей дештских номадов, в своей сюжетной канве, несомненно, восходящей к золотоордынским реалиям конца XIV века.

К.З. Ускенбай считает, что «применение термина Ак Орда и Кок Орда было явлением, характерным только для территории Восточного Дашт-и Кыпчака. При этом Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи - Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) - владения пятого сына Джучи, Шибана»32. Здесь стоит упомянуть, что Шибанидам принадлежало большое количество улусов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из дастана о Шибане из «Таварихи гузидайи Нусрат-наме» известно, что Шибану и его потомкам принадлежало пять улусов:

1. Кырк-Йер (Крым).

2. Кара-Улак (Валахия).

3. Джулат (вилайет Ас на севере Кавказа).

4. Янгикент (приаральское владение), видимо, изначальный улус Шибана.

5. Кюгедай Йасбуга (по всей вероятности, здесь подразумевается территория Западной Сибири, Северный Казахстан, Южный Урал)33. Из этого улуса были Араб-шах и его двоюродный брат Каганбек, а также сын Каганбека -Махмуд-ходжа. Скорее всего, данный улус был максимально приближен к левому крылу Улуса Джучи и был передан Шибанидам в XIV веке (Менгу-Тимур, сын Бадакула).

Из вышеперечисленных улусов Крым был отобран Менгу-Тимуром у потомков Шибана уже в 1266 году и передан потомкам Тука-Тимура. А Янги-кент тогда же был передан Бахадуру, сыну Шибана. Кроме того, был еще улус Дербенд, принадлежавший шибаниду Тама-Токте. Таким образом, версия К.З. Ускенбая о том, что улус Шибана был Ак Ордой, противоречит но-

31 Валиханов Ч. Ч. Идиге (джир). Вступление // Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Сочинения Ч.Ч. Валиханова. Изданы под ред. Н.И. Веселовского. Т. XXIX. СПб.: Типография Главного управления уделов, 1904. С. 226.

32 Ускенбай К.З. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак Орда и Кок Ор-да // Тюркологический сборник. 2005. С. 378.

Мустакимов И.А. Владения Шибанида Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме // Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань, 2009. С. 217.

вым данным об улусах Шибана и его потомков. Улусы Шибанидов принадлежали разным крыльям. Крым, Джулат, Кара-Улак относились к правому крылу, Янгикент и Дербенд относились к центру, а Кюгедай Йасбуга, вероятно, территориально граничил с левым джучидским крылом (или тесно соприкасался или жил чересполосно с ним).

Таким образом, подводя итоги статьи, стоит отметить, что информация Натанзи о локализации Ак Орды и Кок Орды не соответствует сведениям других источников и тем самым является ошибочной. Полагаем, что наиболее близки к той реальной действительности данные Чингиз-наме, с той лишь поправкой, что Боз Орда не принадлежала Шибану и его потомству. Боз Орда - это символическое (или метафорически знаковое в глазах степного населения) название правого крыла Улуса Джучи, куда входили три улуса Шибана. Но там правили потомки Бувала (правители: Бувал, Мингкадар и Ногай), а не потомки Шибана. Ак Орда, в тех конкретных исторических обстоятельствах, считалась центральным владением в улусе Джучи. В свою очередь, Кок Орда являлась восточным (левым) крылом Улуса Джучи. Из владений Шибана Янгикент и Дербенд находились в составе Ак Орды (правил сам Шибан, его сын Бахадур); а улус Кюгедей Йасбуга, в силу своего периферийнопограничного положения, «вклинился» в хозяйственно-географическое пространство Кок Орды (восточной части Улуса Джучи); Джулат, Караулак, Кырк-Йер находились в составе Боз Орды (западной части Улуса Джучи); но при этом Боз Ордой не обозначались владения Шибана, а так, по всей видимости, назывались все владения западного крыла Улуса Джучи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абуль-Гази-Багадур-хан. Родословное древо тюрков. М.-Ташкент-Бишкек, 1996. 186 с.

2. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар // Материалы по истории казахских ханств ХУ-ХУШ вв.: Извлечения из персидских и тюркских сочинений. Алма-Ата: Наука КазССР, 1969. С. 320-368.

3. Валиханов Ч.Ч. Идиге (джир). Вступление // Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Сочинения Ч.Ч. Вали-ханова. Изданы под ред. Н.И. Веселовского. Т. XXIX. Санкт-Петербург: Типография Главного управления уделов, 1904. С. 223-264.

4. Веселовский Н.И. Труды по истории Золотой Орды / Под ред. И.М. Мирга-леева. Казань: Фэн, 2010. 192 с.

5. Зуев Ю.А. О формах этносоциальной организации кочевых народов Центральной Азии в древности и средневековье: Пестрая Орда, Сотня (сравнительно-типологическое исследование) // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана (эпоха древности и средневековья): Сборник статей. Алматы, 1998. С. 49-100.

6. История Казахстана в персидских источниках. Т. IV. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 620 с.

7. Кадырбаев А.Ш. Кок Орда - левое крыло Золотой Орды и предтеча Казахского ханства // Иран-наме. № 1 (21). Алматы, 2012. С. 32-40.

8. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: Рауан, 1992. 376 с.

9. Кушкумбаев А.К. «Алтун босагалы ак ергзні Сайын-хангэ салды...» (крыльевая модель в военно-политической организации империи Джучидов) // Военное дело

Улуса Джучи и его наследников (сборник научных статей). Астана: Фолиант, 2012. С. 109-164.

10. Марко Поло. Книга Марко Поло. Серия: Путешествия. Открытия. Приключения. Алма-Ата: Наука, 1990. 347 с.

11. Муизз ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Том III. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 672 с.

12. Мустакимов И.А. Владения Шибанида Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме // Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань, 2009. С. 214-232.

13. Полное собрание русских летописей. Т. XI. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб., 1897. 254 с. + ^'УП.

14. Полное собрание русских летописей. Т. XXXVII. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв. Л.: Наука, 1982. 228 с.

15. Рашид ад-дин. Сборник летописей. Том II. М.: Наука, 1960. 253 с.

16. Сабитов Ж.М. Политическая система Золотой Орды: генезис основных политических институтов // Золотоордынская цивилизация. Вып. 5. Казань, 2012. С. 269-275.

17. Сабитов Ж.М. Улусы Джучидов в 1242-1266 годах // Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Вып. II. Казань: Институт истории АН РТ, 2011. С. 46-63.

18. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблемы исторической преемственности. М.: Наука Изд-кая фирма Восточная литература, 1993.168 с.

19. Ускенбай К.З. Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII - начале XV века. Проблемы этнополитической истории Улуса Джучи / Ред. И.М. Миргалеев. Казань: Фэн, 2013. 288 с.

20. Ускенбай К.З. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак Орда и Кок Орда // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М.: Наука, 2006. С. 355-382.

21. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата: Fылым, 1992. 296 с.

Сведения об авторах: Жаксылык Муратович Сабитов - доцент кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, РШ (Астана, Казахстан); babasan@yandex.ru

Айболат Кайрслямович Кушкумбаев - главный научный сотрудник НИЦ «Евразия» при Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, доктор исторических наук (Астана, Казахстан); aibolat7@mail.ru

THE SYSTEM OF THE GOLDEN HORDE ULUSES IN THE 13TH14TH CENTURIES: TO THE QUESTION OF LOCALIZATION OF THE AK HORDE AND KOK HORDE

Zh.M. Sabitov, A.K. Kushkumbaev

(L.N. Gumilev Eurasian National University)

This paper discusses the problem of the localization of the Ak Horde and Kok Horde. Basing on the new sources’ interpretation, authors provide their own version of the Ak and Kok Hordes' localization. The article also addresses the issue of Boz Horde and its relation

to the uluses of Shiban and Shibanids. Authors argue in favor of the version that is close to the Chingiz-name providing a critical analysis of different sources on the localization of the Ak Horde and Kok Horde. In addition, the article presents the arguments in favor of the identification of Ak Horde as the center of the Ulus of Jochi, defining the Kok and the Boz Hordes as its left and right wings respectively.

Keywords: Golden Horde, Ak Horde, Kok Horde, Shibanids, Boz Horde, Ulus of Jochi.

REFERENCES

1. Abu al-Ghazi Bahadur Khan. Rodoslovnoe drevo tyurkov [The Genealogical Tree of the Turks]. Moscow-Tashkent-Bishkek, 1996. 186 p.

2. Bahr al-asrar fi manaqib al-akhyar. Materialy po istorii Kazakhskikh khanstv XV-XVIII vv.: izvlecheniya iz persidskikh i tyurkskikh sochineniy [Materials on the History Kazakh Khanates of the 15th-18th centuries: Extraction from the Persian and Turkic Writings]. Alma-Ata: Nauka KazSSR Publ., 1969. 320-368.

3. Valikhanov Ch.Ch. Idige (dzhir). Vstuplenie [Introduction]. Zapiski imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva po otdeleniyu etnografii. Sochineniya Ch.Ch. Va-likhanova [Memoirs of the Imperial Russian Geographical Society in the Department of Ethnography. Writings of Ch.Ch. Valikhanov]. Vol. XXIX. Saint-Petersburg: Tipografiya Glavnogo upravleniya udelov, 1904, pp. 223-264.

4. Veselovskiy N.I. Trudy po istorii Zolotoy Ordy [Writings on the Golden Horde History]. Edited by I.M. Mirgaleev. Kazan, Fen, 2010. 192 p.;

5. Zuev Yu.A. O formakh etnosotsial’noy organizatsii kochevykh narodov Tsentral’noy Azii v drevnosti i srednevekov'e: Pestraya Orda, Sotnya (sravnitel'no-tipologicheskoe issledovanie) [On the Forms of Ethno-Social Organization of the Nomadic Peoples of Central Asia in Ancient Times and the Middle Ages: Variegated Horde, Hundred (comparative-typological research)]. Voennoe iskusstvo kochevnikov Tsentral’noy Azii i Kazakhstana (epokha drevnosti i srednevekov'ya): sbornik statey [Military Art of the Nomads of Central Asia and Kazakhstan (ancient and medieval times): Collected Papers]. Almaty, 1998, pp. 49-100.

6. Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh [The History of Kazakhstan in the Persian Sources]. Vol. IV. Almaty, Dayk-Press Publ., 2006. 620 p.

7. Kadyrbaev A.Sh. Kok Orda - levoe krylo Zolotoy Ordy i predtecha Kazakhskogo khanstva [Kok Horde - the Left Wing of the Golden Horde and the Forerunner of the Kazakh Khanate]. Iran-name, no 1 (21). Almaty, 2012, pp. 32-40.

8. Klyashtornyy S.G., Sultanov T.I. Kazakhstan: letopis' trekh tysyacheletiy [Kazakhstan: The Chronicle of Three Millennia]. Alma-Ata, Rauan, 1992. 376 p.

9. Kushkumbaev A.K. «Altun bosagaly ak orgini Sayyn-khanga saldy...» (kryl'evaya model’ v voenno-politicheskoy organizatsii imperii Dzhuchidov) [“Put a white tent with a golden threshold to Sain Khan ..." (wing model in the military-political organization of the Jochid Empire)]. Voennoe delo Ulusa Dzhuchi i ego naslednikov (sbornik nauchnykh statey) [Military Affairs in the Ulus of Jochi and Its Successors (collection of research papers)]. Astana: Foliant, 2012, pp. 109-164.

10. Marco Polo. Kniga Marko Polo... [The Book of Marco Polo] Alma-Ata, Nauka Publ., 1990. 347 p.

11. Muizz al-Ansab. Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh [The History of Kazakhstan in the Persian Sources]. Vol. III. Almaty, Dayk-Press, 2006. 672 p.

12. Mustakimov I.A. Vladeniya Shibanida Abulkhair-khana po dannym Tavarikhi guzida Nusrat-name [Possessions of the Shibanid Khan Abul Khair according to the Tavarich-i guzida - Nusrat-name]. Natsional'naya istoriya tatar. Teoretiko-metodolo-

gicheskoe vvedenie [National History of the Tatars. Theoretico-Methodological Introduction]. Kazan, 2009, pp. 2І4-232.

13. Polnoe sobranie russkikh letopisey. Vol. XI. Letopisnyy sbornik, imenuemyy Patriarshey ili Nikonovskoy letopis'yu [A Complete Collection of the Russian Chronicles. Vol. XI. Chronicles Collection Named as Patriarchal or Nikon Chronicle]. Saint-Petersburg, 1S97. 254 p.

14. Polnoe sobranie russkikh letopisey. Vol. XXXVII. Ustyuzhskie i Vologodskie letopisi XVI-XVIII vv. [A Complete Collection of the Russian Chronicles. Vol. XXXVII. Ustyug and Vologda Chronicles of the ібїЬ-1ВїЬ centuries]. Leningrad, Nauka Publ., 19S2. 22S p.

15. Rashid ad-Din. Sbornik letopisey [Compendium of Chronicles]. Vol. II. Moscow, Nauka Publ., І9б0. 253 p.

16. Sabitov Zh.M. Politicheskaya sistema Zolotoy Ordy: genezis osnovnykh politi-cheskikh institutov [The Political System of the Golden Horde: The Genesis of the Main Political Institutions]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization: Collected Papers]. Vol. 5. Kazan, 20І2, pp. 2б9-275.

17. Sabitov Zh.M. Ulusy Dzhuchidov v І242-І2бб godakh [The Jochid Uluses in 1242-12бб]. Natsional'naya istoriya tatar: teoretiko-metodologicheskieproblemy [National History of the Tatars. Theoretico-Methodological Introduction]. Vol. II. Kazan, Institut istorii AN RT, 20ІІ, pp. 4б-б3.

1S. Trepavlov V.V. Gosudarstvennyy stroy Mongol'skoy imperii XIII v.: Problemy istoricheskoy preemstvennosti [The State Order of the Mongol Empire in the 13th century: Problems of Historical Continuity]. Moscow, Nauka, Vostochnaya literatura, І993. 16S p.

19. Uskenbay K.Z. Ulusy pervykh Dzhuchidov. Problema terminov Ak Orda i Kok Orda [The Uluses of the Early Jochids. The Problem of the Terms Ak Horde and Kok Horde]. Tyurkologicheskiy sbornik. 2005: Tyurkskie narody Rossii i Velikoy stepi [Turkological Collection. 2005: The Turkic Peoples of Russia and the Great Steppe]. Moscow: Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury Nauka Publ., 200б, pp. 355-3S2.

20. Uskenbay K.Z. Vostochnyy Dasht-i Kypchak v XIII - nachale XV veka. Problemy etnopoliticheskoy istorii Ulusa Dzhuchi [The Eastern Dasht-i Kipchak in the 13th - beginning of the 15th century. Problems of Ethnopolitical History of the Ulus of Jochi] I Red. I.M. Mirgaleev. Kazan, Fen, 20І3. 2SS p.

21. Utemish-khadzhi. Chingiz-name. Alma-Ata: Gylym, І992. 29б p.

About the authors: Zhaksylyk Muratovich Sabitov - Associate Professor, Political Science Department, L.N.Gumilev Eurasian National University, PhD (Astana, Kazakhstan); babasan@yandex.ru

Aybolat Kayrslyamovich Kushkumbaev - Senior Research Fellow, Scientific Research Centre «Eurasia», L.N. Gumilev Eurasian National University, Doctor of historical studies (Astana, Kazakhstan); aibolat7@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.