УДК 336.221
К ВОПРОСУ О ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПЛАТЕЖАХ
© Мария Михайловна Кузьмова
Тамбовская таможня, г. Тамбов, Россия, кандидат экономических наук, аналитик,
e-mail: [email protected]
Производство и реализация контрафактной продукции в последнее время носят транснациональный характер, в связи с чем, в условиях формирования таможенного союза ЕврАзЭС, в системе экономической безопасности трансграничного регулирования внешнеэкономической деятельности особую значимость имеет совершенствование методов таможенного администрирования при защите интеллектуальной собственности, в частности при контроле заявляемой таможенной стоимости - как основы начисления таможенных платежей и ведении таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: таможенный союз ЕврАзЭС; Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; лицензия; лицензионные платежи; лицензионный договор; единое экономическое пространство.
Интеллектуальная собственность является одним из стратегических ресурсов страны, ее национальным богатством. Расширение экономических отношений, развитие и функционирование различных сегментов рынка в последнее время резко увеличило диапозон экономических правонарушений в сфере оборота результатов интеллектуальной деятельности.
Из-за нарушений авторских и смежных прав, злоупотреблений при использовании изобретений, товарных знаков Россия несет колоссальный экономический ущерб, исчисляемый миллиардами, как от недопоступления налоговых отчислений, так и от невоз-
можности роста национального производства товаров в условиях недобросовестной конкуренции.
Современные рыночные отношения постоянно ставят перед предпринимателем вопрос о получении коммерческой выгоды. Однако процесс разработки, производства и вывода на рынок продукции требует определенных затрат, сопряжен с финансовыми и материальными рисками. Пытаясь сократить время и финансовые издержки на исследование, разработку, обеспечение соответствия продукции установленным требованиям технических стандартов и регламентов, недобросовестные предприниматели ввозят через
таможенную границу таможенного союза либо производят на ее территории некачественную продукцию под чужим товарным знаком, торговой маркой, вводя в заблуждение потребителей.
Производство и реализация контрафактной продукции в последнее время носят транснациональный характер, в связи с чем, в условиях формирования таможенного союза ЕврАзЭС, в системе экономической безопасности трансграничного регулирования внешнеэкономической деятельности особую значимость имеет совершенствование методов таможенного администрирования при защите интеллектуальной собственности, в частности при контроле заявляемой таможенной стоимости - как основы начисления таможенных платежей.
Часто участники внешнеэкономической деятельности, по незнанию закона либо умышленно, игнорируют обязанность по включению лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости импортируемых товаров, что ведет к недобору таможенных платежей, исчисляемых миллионами.
Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с требованиями Соглашения от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее Соглашение), с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994) [1, 2].
Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности обычно отражаются в лицензионном договоре.
Статьей 1235 Гражданского кодекса РФ лицензионный договор определен как договор, в котором одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство идивидуализации - (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах [3]. По лицензионному договору лицензиат, как правило, оплачивает лицензиару определенное вознаграждение.
Объем предоставляемых по лицензионному договору прав зависит от типа лицензии. Условия лицензионного договора могут устанавливать область применения лицензии, форму использования объекта лицензии, его объем в количественном выражении, срок использования интеллектуальной собственности. В лицензионном договоре определяется также размер лицензионного вознаграждения и порядок его подсчета и выплаты.
Лицензионная сделка не имеет ничего общего с контрактом об импорте или экспорте товаров. По лицензионному договору заказчик покупает техническую документацию, право на использование товарного знака, ноу-хау.
Лицензии бывают:
- полные (лицензиар не только передает право на лицензию, но и сам лишается прав);
- исключительные (лицензиату передается исключительное право на пользование лицензией в части, которая передается, при этом лицензиар лишается права продажи лицензии третьим лицам);
- простые, или неисключительные (при передаче прав на пользование лицензией все права остаются за лицензиаром).
Наименьший объем прав передается по простой лицензии.
В соответствии с требованиями 4 части Гражданского кодекса РФ (ст. 1235 и 1232) лицензионный договор подлежит государственной регистрации. Несоблюдение требования о государственной регистрации договора влечет недействительность самого договора. Государственной регистрации подлежат лицензионные договора о предоставлении прав на объекты патентного права, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. При наличии лицензионных платежей, имеющих отношение к контракту, декларант и брокер при заявлении таможенной стоимости обязаны заявить об их наличии и размере в гр. 9 и гр. 15 декларации таможенной стоимости (ДТС-1).
Если участник внешнеэкономической деятельности, имеющий право на использование товарного знака, не включает денежное вознаграждение, причитающееся правообладателю, в таможенную стоимость товара, в соответствии с требованиями пп. 7 п. 5 Соглашения, данный факт может свидетель-
ствовать о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В отличие от европейского законодательства российским законодательством и законодательством таможенного союза ЕврАзЭС предусмотрена правовая охрана со стороны таможенных органов в отношении лишь таких объектов интеллектуальной собственности, как товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров; объекты авторского права и смежных прав [4]. В отношении научных открытий, ноу-хау, объектов патентного права защитные меры отсутствуют, что является существенным пробелом в действующем таможенном законодательстве, и, как следствие, возникают различного рода схемы ухода от налогообложения при выплате лицензионных вознаграждений в пользу нерезидентов, связанных с импортом данной категории товаров и услуг.
В качестве примера можно привести следующий. Недобросовестными участниками внешнеэкономической сделки оформляются в уполномоченных банках паспорта сделок по контрактам в отношении услуг. Нерезидентам в данном случае перечисляются значительные денежные средства за приобретение лицензий, ноу-хау, патентов. Технические документы оформляются как малоценные экспресс-почтой. Параллельно нерезидент заключает контракты на приобретение товаров, в отношении которых в другом уполномоченном банке будут оформлены паспорта сделки.
Формально совершены две различные сделки, хотя очевидно, что лицензия или патент имеют непосредственное отношение к поставке товаров по последней сделке. В данном случае весьма важен контроль таможенной стоимости по вышеуказанным направлениям.
Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Он ведется российской таможенной службой на основании заявлений обладателей прав интеллектуальной собственности.
Более 50 % от общего объема зарегистрированных в таможенном Реестре ФТС Рос-
сии товарных знаков принадлежит российским правообладателям, среди которых значительная доля приходится на российские кондитерские фабрики ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Концерн Бабаевский», а также на крупнейшие отечественные производственные предприятия, производящие различный ассортимент продукции от автозапчастей до грузовых автомобилей - ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМПЗ», ЗАО «ЗиЛ АйПи» и др.
Если учесть, что в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности на сегодняшний день Федеральной таможенной службой России зарегистрировано более 1 700 товарных знаков, в отношении каждого из которых действует как минимум одно лицензионное соглашение, велика вероятность недобора таможенных платежей.
В условиях формирования таможенного союза ЕврАзЭС в рамках единого экономического пространства заявляемая при таможенном оформлении таможенная стоимость товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, требует особого контроля, поскольку таможенные службы государств - членов таможенного союза защищают объекты интеллектуальной собственности, внесенные не только в национальные таможенные реестры, но и в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
21 мая 2010 г. в городе Санкт-Петербурге подписано Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза, которое одобрено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. № 511 и в ближайшее время должно быть ратифицировано [5]. Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. 290 утвержден Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [6]. Полномочиями по ведению Единого реестра наделена Федеральная таможенная служба России.
1. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной
стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 15.04.1994 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 21.10.1994. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Таможенный кодекс таможенного союза: принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17.
Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172: постановление Правительства РФ от 11.08.2007 г. № 511. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств - членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 г. № 290. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Поступила в редакцию 29.07.2010 г.
UDC 336.221
TO THE QUESTION OF LICENSE PAYMENTS
Maria Mikhaylovna Kuzmova, Tambov Customs, Tambov, Russia, Candidate of Economics, Analyst, e-mail: [email protected]
Recently the production and realization of counterfeit output have transnational character, so that in conditions of customs union EurAsEs, in system of economical security of transfrontier regulation of external economical activity the special importance is given to the improvement of customs administration methods at protection of intellectual property, in particular at control of declared customs cost as the bases of charges of customs payments and customs lists keeping of intellectual property objects.
Key words: customs union EurAsEs; united customs list of intellectual property objects; license; license payments; license contract; united economical space.