••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.013.77
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-78-84
К вопросу о лингвистико-графологических особенностях изучения характера человека в русском языке
© 2023 Терехова Н. В. 1 Курбанова О. В. 2
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. В данной статье рассматриваются подходы к изучению характера человека по почерку с точки зрения лингвистического и графологического анализа. Метод. Наблюдение над языковым материалом. Обобщение. Результаты. Какое влияние оказывает характер, темперамент человека на почерк и какими характерологическими особенностями руководствуются ученые «вчера» (Аристотель, Теофраст, Жан Ипполит Мишон, К. Юнг, А. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд и др.) и «сегодня» (З. В. Сикевич, С. Г. Тер-Минасова, Д. М. Зуев-Инсаров, Д. А. Смыслов и др.), наделяя человека специфическими, сущностными характеристиками. Если характер следует понимать как совокупность всех возможных реакций человека, так как нет точного его определения, то в графологии можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент, который имеет свои конкретные особенности письма. Вывод. Определить характер можно не только по поведению, интеллекту человека, его способностям, силе воли, эмоциональности, внешнему виду, но и по почерку, в котором заключены многие показательные черты его характера. Именно изучение «скрытой метафоры» сущности человека, его индивидуума, как и неподдельность отпечатков пальцев, почерк ставит последнюю точку в расследованиях тяжких преступлений, идентифицируя характер. Лингвистико-графологический анализ является одной из важнейших граней внутреннего содержания человеческой натуры и его поведенческих намерений, а почерк является «скрытой метафорой» его сущности.
Ключевые слова: характер человека, языковая личность, темперамент, графология, почерк.
Формат цитирования: Терехова Н. В., Курбанова О. В. К вопросу о лингвистико-графологических особенностях изучения характера человека в русском языке // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 78-84. РО!: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-78-84
Linguistic and Graphological Features of Studying the Character of a Person in Russian
© 2023 Nelli V. Terekhova 1, Olga V. Kurbanova 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. This article discusses approaches to the study of human character by handwriting from the point of view of linguistic and graphological analysis. Method. Observation of language material. Generalization. Results. What influence does the character, temperament of a person have on handwriting and what characterological features are guided by scientists "yesterday" (Aristotle, Theophrastus, Jean Hippolyte Michon, K. Jung, A. Lazursky, S. L. Rubinstein, Z. Freud and others) and "today" (Z. V. Sikevich, S. G. Ter-Minasova, D. M. Zuev-Insarov, D. A. Meanings, etc.), endowing a person with specific, essential characteris-
tics. If character should be understood as a set of all possible reactions of a person, since there is no exact definition of it, then in graphology you can not only study character by handwriting, but also learn temperament, which has its own specific features of writing. Conclusion. It is possible to determine the character not only by the behavior, intelligence of a person, his abilities, willpower, emotionality, appearance, but also by the handwriting, which contains many indicative features of his character. It is the study of the "hidden metaphor" of the essence of a person, his individual, as well as the authenticity of fingerprints, handwriting puts the last point in the investigations of serious crimes, identifying the character. Linguistic and grapho-logical analysis is one of the most important facets of the inner content of human nature and its behavioral intentions, and handwriting is a "hidden metaphor" of its essence.
Keywords: menslike karakter, taalkundige persoonlikheid, temperament, grafologie, handskrif.
For citation: Tereckova N. V., Kurbanova O. V. Linguistic and Graphological Features of Studying the Character of a Person in Russian. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Pp. 78-84. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-78-84 (in Russian)
Введение
Язык и человек не разделимы: язык формирует человека, определяет поведение, менталитет, национальный характер. Тема изучения сущности человека, его характера привлекала к себе внимание многих ученых-исследователей: С. М. Арутю-нян, Е. М. Верещагина, Н. А. Ерофеева, А. Ф. Лазурского, В. Г. Костомарова, Д. С. Лихачева, З. В. Сикевича, С. Г. Тер-Минасову и др. Неустанно познавая и оценивая подобных себе, человек всегда есть и будет самым любопытнейшим из всех явлений для самого человека.
В данной статье рассматриваются подходы к изучению характера человека по почерку с точки зрения лингвистического и графологического анализа, когда прослеживаются специфические особенности, как в непроявленной фотопленке.
Понятие «характер» представляло собой интерес ещё в античное время, когда стоял вопрос о первичности души или тела. Характер, как и другие психические явления, рассматривался в виде врождённых образований.
Методы: наблюдение над языковым материалом; обобщение.
В научной литературе не существует точного определения понятия характера человека, потому что «человек есть тайна, которую надо разгадывать», чтобы понимать его сущность. Ученик Платона, Аристотель, под «характером» понимал волю человека, а с точки зрения Аристотеля, «характер - то, в чем проявляются решения людей» [1, с. 49]. Сам термин «характер» был введен в научный обиход древнегреческим материалистом Теофрастом, которого с полным правом можно считать
пионером в постановке данной проблемы, в его знаменитой книге «Характеры».
Споры между учеными ведутся еще от Аристотеля, который отмечал, что почерк отражает характер человека.
Результаты исследования и обсуждение
Итак, характер следует понимать как «сумму всех возможных реакций человека в смысле проявления воли и аффекта, которые образовались в течение его жизни», потому что человек есть совокупность фундаментальных человеческих требований, предъявляемых к миру [1, с. 8].
Существуют в психологии такие понятия, как «темперамент», «характер», «личность», которые трактуются неоднозначно. Так, «темперамент» связывается преимущественно с врожденными свойствами организма, и, в первую очередь, его нервной системы, а «характер» представляется как «сплав» врожденных и приобретенных свойств.
Графологи же считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма: так, к примеру, холерику характерен наклон вправо, знаки, завёрнутые и запутанные, нажим сильный, расстояние между словами не одинаково; флегматик имеет различные межбуквенные расстояния, жирные буквы, толщина которых непостоянна; сангвиник зачастую имеют красивый почерк, бегущие буквы, размашистые, неровные строки; меланхолику характерны неровные поля, танцующие буквы со штрихами и чёрточками.
Многие авторы включают в описание «характера» направленность и волю, хотя такое понимание «характера» противоре-
••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 17. N0. 1. 2023
чит некоторым аспектам общежитейского представления, закреплённого, например, в таких выражениях, как «волевой характер», «бесхарактерный» и т. п. Но научные понятия не должны идти на поводу у житейских. В широком, житейском, значении понятие «личность» совпадает с понятием конкретного человека. Этот аспект, который абстрагируется в человеке с помощью узкого значения этого понятия, может быть пояснён высказыванием С. Л. Рубинштейна: «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» [2, с. 243]. Словно в унисон звучит мысль у П. Б. Ганнушкина: «Историю интересуют только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [3, с. 168].
Создавались такие «теории» характера, согласно которым человек строит свою жизнь «сообразно характеру», а несработанность человека в труде с другими тоже объясняется лишь различием характеров и т. д.
Лингвисты, как и психологи, всегда были заинтересованы проблемой характера человека (Н. В. Терехова), выражением внешнего облика в современном русском языке, возраста (Е. А. Макарова, И. В. Коваленко, Н. Н. Кузнецова), эмоционального состояния (И. В. Курлова, Л. И. Шахова), умственных способностей (Л. Б. Никитина, Т. В. Тарханова) и др. Лингвистику сегодня волнуют проблемы «души языка», системы ценностей этноса, так как связь языка с сознанием ярче всего проявляется в созидательном, духовно-творческом начале языка.
Религиозный философ И. А. Ильин писал, что «...каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает...; по-своему улыбается, шутит, смеется...; по-своему говорит, смеется...; по-своему говорит, наблюдает, созерцает. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости; иной характер, ... иное представление о нравственном идеале... Словом, у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт» [3, с. 26-27].
В учении З. Фрейда ядром личности и характера является «оно» - врожденное и целиком инстинктивное образование, подчиняющееся принципу удовольствия
[4]. С точки зрения Н. Д. Левитова, «характер - это психический склад личности, определяемый, главным образом, чертами направленности и воли» [5].
Если «характер - это устойчивая форма человеческого бытия, причём форма как физического, так и душевного рода...» [1, с. 90], то характер - это еще и этический, и моральный аспект личности, та «данность», которая присуща только ему, конкретному человеку.
Языковая личность «трактуется как часть многозначного понимания личности, вмещающей в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс» [1, с. 7]. Человека можно характеризовать со следующих позиций: возраста; пола; рода занятий; родственных отношений; социального статуса; национального признака и др.
Письмо, как и внешний облик человека, могут характеризовать человека. Постигать характер человека по почерку способны графологи (от древнегреческого «графо» - писать и «логос» - учение), это целая наука, имеющая большое значение для изучения таких выдающихся личностей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Соловьев и др., чьим внутренним миром мы не перестаем интересоваться и сегодня, читая их творения и рассматривая факсимиле, рукописи. Несмотря на такую особенность, как «по-своему», есть что-то общее, что может объединять людей, - и это особенность почерка человека. У каждого он свой, особенный, отличающийся от других. Несмотря на особенности почерка, его можно классифицировать как по сходству, так и по различиям.
О связи почерка с индивидуальными особенностями человека упоминается еще в трудах Аристотеля и Теофраста. Первые работы исследования появились в XVII веке. Известный педагог, археолог, проповедник Жан Ипполит Мишон собирал и систематизировал специфические особенности почерка. Он пытался установить соответствие между почерком и личностными качествами человека.
Личные качества также определяет почерк человека: вспыльчивость -. для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой, крючки последних букв слова опускаются ниже
строк; чувствительность - . часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные; ум - буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует, расстояние между словами одинаковое, буквы среднего размера, округлые; глупость - наличие необычных крючков, различное расстояние между словами, нажим неравномерный, заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью, письмо кажется пафосным; воля - буквы связаны между собой, нажим равномерный, количество штрихов небольшое, буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое; хладнокровие - неровные строки, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте, буквы аккуратные, расстояние между словами различное; уравновешенность -ощущение, что все символы «сплетены», почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым, строки ровные; жестокость - иногда буквы имеют подчёркивания, обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными и т. п.
Путем экспериментальных исследований учение о почерке привлекало внимание европейских ученых (А. Варинар, Л. Клагес, Л. Мейер, З. Фрейд, К. Юнг др.).
Жан Ипполит Мишон отмечал, что почерк человека содержит определенные характеристики, каждая из которых имеет основное значение, которое указывает на свойство личности.
Таким образом, иная точка зрения: как по форме тела мы не можем судить о душе, так и не всегда почерк отражает сущность личности и его характер. Все это доказывает, что характер человека - сложная психологическая категория.
В ходе лексико-семантического анализа имен прилагательных со значением характера человека нами были выявлены семы (компоненты значения), определяющие понятие: Б (человек) = «личность», «воля», «состояние» «поведение», «интеллект», «чувство», «отношение» к себе, людям, труду, материальному миру и др. [1].
Например, высокое «творение» может быть создано человеком с «тяжёлым характером» и, наоборот, «золотой характер» может принадлежать слаборазвитой,
незначительной личности. Определить характер можно не только по поведению, интеллекту человека и др., но и по почерку, в котором заключены многие показательные черты характера, такие как: решительность, нервозность, дисциплинированность, аккуратность, развязность, расхлябанность и др.
Известный российский и советский эксперт-графолог Д. М. Зуев-Инсаров справедливо писал: «Задачей графолога является заставить человека заглянуть внутрь самого себя, заставить задуматься над собственной природою и ее реальными данными и возможностями» [6, с. 43]. М. Горький в письме к Д. М. Зуеву-Инсарову писал: «.. .не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, незнакомых им и никогда ими не виданных...» [6, с. 83]. Это положение писателя доказывает правоту наших мыслей о том, что существует связь между личностью и почерком, где через последнее прослеживается внутреннее состояние человека: неуверенность, раздражительность, суетливость, небрежность, жесткость и др.
Взрослеет человек, и в связи с этим меняется почерк: происходит эволюционное изменение не только его личности, но и характера - и вместе с этим, почерка. Эволюционное изменение почерка особенно заметно, когда происходит изменение окружающих условий, его отношение к миру. К примеру, современное письмо характеризуется особенно сегодня своей упрощенностью, оно экономично, мини-малистично, отсутствует каллиграфия, вычурность: ритм жизни, ее быстротечность свидетельствуют о деловитости, предприимчивости, расчетливости, экономии времени нашего героя-современника, то есть нас с вами.
Надо заметить, что в контексте сегодняшнего времени подход к изучению «скрытой метафоры» усложняется тем, что наступивший век высоких технологий заставил представителей молодежной, а точнее, взрослой среды писать тексты не от руки, а нажимая на клавиши компьютера, и в результате «отлучения» от ручки привело к ухудшению почерка; почерк потерял свою выразительность и точные определения.
••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023
••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 17. N0. 1. 2023
Это приводит к опасению, что индивидуальные характеристики для почерковедов, ученых-лингвистов, о которых идет речь в статье, в будущем должны разработать новые схемы для выявления более опережающих способов и структурирования данного вопроса.
Сказанное касается психологических аспектов графологии, для которых почерк - зеркало, отражающее психотип личности. Эта мысль доказывает тот факт, что не всегда почерк может характеризовать глубину психологической настроенности человека, его интеллект, волю, отношение к миру, людям и себе.
Скажем, что корявый, разбросанный почерк, неровное письмо и т. д. вовсе еще не говорят о том, что у человека нет таланта, волевого характера и возможности быть успешным и адекватным. И, наоборот, человек, обладающий четким, ясным, читаемым почерком, - может оказаться не столь способной личностью, а быть носителем непосредственных возможностей.
Об этом писали многие исследователи, в том числе Ч. Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство».
Почерк дает огромные возможности ученым, так как по нему определяется не только характер, темперамент, но и внешний вид человека.
Изучая характер по почерку, мы видим общую картинку: размер и наклон букв, их форму, наличие размашистости или убористости и т. п. Известно, что графология позволяет определить по почерку поведение человека, интеллект, способности, силу воли, эмоциональность и др. Почерк взрослого человека, как правило, отличается дрожанием, многообразными изгибами и отклонениями в стороны. Очевидным является и то, что каждый возрастной период отличается какими-то новыми чертами характера человека. Рассмотрим модель-схему, в которой отмечены этапы «взросления» человека:
«Характер человека» = «детскость» + сема «пол» ...
«Характер человека» = «взрослость» + сема «пол» + сема «род занятий» + «отношение к миру» + ... .
Так, к примеру, размер букв меняется с возрастом, а также в зависимости от физического состояния человека, его социального статуса в обществе и др. Графологи, утверждают, что получить достовер-
ную информацию о человеке можно от 25 до 45 лет, когда наступает стабильный возраст, складывается карьера в жизни человека.
Крупно написанные буквы, по мнению исследователей, говорят о том, что у человека есть лидерские качества: перспективный, коммуникабельный, активный, эмоциональный, легкий, щедрый и др. Маленькие буквы говорят о том, что человек целеустремлённый, сдержанный, но скрытый, замкнутый и др. Так, например, такие качества характера, как скупость в почерке проявляется сжатым, убористым письмом, в котором буква ложится на следующую букву, а осторожность, недоверчивость выражается в длинных горизонтальных штрихах в конце строк.
Если мы говорим о форме букв, которые острые, угловатые, то перед нами, скорее всего, эгоистичный человек, а округлые, плавные, словно бисер, - характеризуют человека уступчивого, покладистого, податливого, лояльного.
Люди, которые склонны к переменам настроения, часто пишут волнообразно и обладают изворотливостью, обманщики и др., а прямые, как по линейке написанные строчки, говорят о рассудительном, выдержанном человеке.
Строчки, ползущие вверх, говорят о том, что её автор оптимист, вниз - пессимист. Уравновешенность характера выдают связки из нескольких букв.
Определяя характер по почерку, можно по наклону влево-вправо-прямо: наклон влево говорит об упрямстве, о желании человека критически высказываться, замкнутости, неуживчивости, сильно вправо - целеустремленности, сильном характере; средний наклон вправо является нормой письма, указывает на естественность, искренность, открытость человека. Ровное, прямое письмо свидетельствует об упрямом характере.
Род занятий человека, профессия накладывают свой отпечаток как на характер человека, так и на его письмо. Такая характеристика, как читабельность почерка является показателем коммуникации, социальной ориентированности человека. Признаками высокого Ор (интеллекта) является форма, которая указывает на оригинальность и индивидуальность человека, нестандартность букв и связок только
подчеркивают особенности его характера. Упрощения в форме букв - это умение человека концентрироваться на главном, отделяя второстепенное.
Например, военная профессия формирует в человеке такие качества, как: выносливость, мужественность, решительность, мобильность и др., поэтому и в почерке мы отыщем эти особенности качеств, присущих характеру военного; мы найдем общее в почерках врачей, людей творческого склада характера и т. д., которым приходится много писать.
Рассмотрим примеры почерка по роду занятий человека: неровный, неаккуратный характерен для аптекарей, бизнесменов; отрывистый, скачущий свойствен людям, изучающим и работающим с языками; со множеством штрихов часто встречается у людей, занимающихся умственным трудом, профессоров; опускающийся - характерен поэтам, мечтателям, философам и др.
Изучение характера, его психологии актуально в наши дни, т. к. каждая языковая личность - носитель определенного отношения и поведения. Методы графологии широко применяются в ряде стран при отборе претендентов на различные должности: от разведчиков до рабочих, так как почерк в выборе этих профессий играет немаловажную роль. Посредством почерка специальные структуры получают чистую информацию о человеке. Во многих европейских странах (Германия, Швейцария, Франция) графологию используют при приеме на работу. Это позволяет выявить особенности поведения будущего сотрудника, понять, в чем он будет испытывать трудности и когда допускать ошибки. Подобные технологии сегодня используют и в России при приеме на работу в некоторые крупные структуры и корпорации.
Д. А. Смыслов, занимающийся психологической графологией в МРСЭИ, считает, что, помимо личностных характеристик, по степени понятности или непонятности почерка можно определить, насколько для человека важно, чтобы его понимали, и может ли он донести другим людям свою мысль или внятно объяснить задачу. Когда почерк непонятный, это очень сильно похоже на человека, кото-
рый, к примеру, и паркуется, где попало, потому что ему так удобно и делает многое другое весьма хаотично, спешно [8].
Заключение
Именно в письме и через него рефлек-торно отражаются свойства психики человека, поэтому особенности подписи человека - это особая культура, определенный и сложившийся вкус (если исходить из положения об упрощенности письма). Какие бы маски мы ни надевали, как бы ни пытались создать образ преуспевающего в жизни человека, вся искусственная мишура падает - стоит лишь расписаться на листе бумаги. Подпись, как «скрытая метафора».
Как определить по подписи, кем человек является на самом деле, узнать о его отношениях с социумом и т. п. Так, например, французский графолог А. Ва-ринар говорил, что из 40 членов французской Академии 39 подписываются «с замечательной простотой...». Подобная простота подписи характерна и для больших ученых, мыслителей: Л. Толстого, Вл. Соловьева, В. Бехтеревой и др. Если при определении характера по письму натыкаемся на обычную подпись, т. е. у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя. Данная простота подписи накладывает определенный отпечаток и на характер взрослого, умудренного (мудрого) опытом человека.
Подобно тому, как медицина служит графологам увеличительным стеклом, так графология для медицины - термометром, а результатом сущности человека является его характер.
В век инновационных технологий, растущих практических сведений и опыта, а также биометрических исследований лингвистико-графологический анализ является одной из важнейших граней внутреннего содержания человеческой натуры и его поведенческих намерений. Именно изучение «скрытой метафоры» сущности человека, его индивидуума, как и неподдельность отпечатков пальцев, почерк ставит последнюю точку в расследованиях тяжких преступлений, идентифицируя характер.
84 ••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023
Литература
1. Терехова Н. В. Выражение характера че- 5. Левитов Н. Д. Психология характера. М.,
ловека в русском языке. Махачкала, 2004. 140 с.
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. 400 с.
3. Ильин А. В. О русском национализме // О русском национализме: Что сулит миру расчленение России. Новосибирск, 1991. 136 с.
loveka v russkom yazyke [Expression of a person's character in Russian]. Makhachkala, 2004. 140 p. (In Russian)
2. Rubinshtein S. L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. Moscow, 1957. 400 p. (In Russian)
3. Ilyin A. V. About Russian nationalism. O russkom nacionalizme: CHto sulit miru raschlen-enie Rossii [About Russian nationalism: What does the dismemberment of Russia promise the world]. Novosibirsk, 1991. 136 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Терехова Нелли Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра общего языкознания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail:
Курбанова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, Дагестанский государственный технический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
1996. 382 с.
6. Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. М.: Издательство «СТ», 1993. 112 с.
7. Смыслов Д. А. Психологическая графология. Проективный метод диагностики личности. Монография. М., МРСЭИ. 2016. 575 с.
[Psychology of the unconscious]. Moscow, 1990. 319 p. (In Russian)
5. Levitov N. D. Psihologiya haraktera [Psychology of character] Moscow, 1996. 382 p. (In Russian)
6. Zuev-Insarov D. M. Pocherk i lichnost' [Handwriting and personality]. Moscow: ST Publ., 1993. 112 p. (In Russian)
7. Smyslov D. A. Psihologicheskaya grafologi-ya. Proektivnyj metod diagnostiki lichnosti [Psychological graphology. Projective method of personality diagnostics]. Monograph. Moscow: MRSEI Publ., 2016. 575 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Nelli V. Terekhova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of the General Linguistics, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Olga V. Kurbanova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of the Russian Language, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
4. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. 319 с.
References
1. Terekhova N. V. Vyrazhenie haraktera che- 4. Freud Z. Psihologiya bessoznatel'nogo
Принята в печать 20.01.2023.
Received 20.01.2023.